Другие считают драгоценным бисером Церковь торжествующую, то есть само небесное царство, куда переходит воинствующая Церковь и где она венчается победными венцами. Поэтому небесное царство – бисер, как говорит и Евангелие: «Подобно царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» ( Мф. 13:45 ). Некоторые толкуют эти слова так: царство небесное подобно не столько купцу, ищущему жемчужин, сколько самой искомой жемчужине; и каждый, кто хочет купить себе эту жемчужину, должен продавать все, как говорит и Сам Господь: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф. 19:21 ). Но я не понимаю, почему не удовольствовался святой Давид этим жемчугом, то есть небесным царством, ибо он говорит: «Что для меня существует на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» ( Пс. 72:25 ), – то есть как бы говорит: «Желание души моей не довольствуется небом, влечение сердца моего не довольствуется царствием небесным». Чего лучшего хочет Давид, чем небесное царство, мы увидим после. Вижу еще один драгоценный бисер в сундуке церковном, в толковом Евангелии. Какой же это бисер? Душа человеческая. Душа каждого человека – это бисер, и может ли сравниться с ним какой-нибудь из вещественных земных бисеров? Весь поднебесный мир не сравнится с ним: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16:26 ). И не только в поднебесной, но и на небесах, среди всех созданий Божиих не найдется ничего драгоценнее души, ибо ради нее создано и небо, как говорит святой Златоуст: «Человек по душе своей дороже всего мира, ибо ради него созданы небо и земля, и море, и солнце, и звезды. Цена же души такова, какова цена Крови Христовой, излиянной за нас». Этот бисер мы имеем без купли, ибо он дан нам Создателем нашим даром: «Дал мне душу Божественным и животворящим вдохновением», и нужно только суметь держать его, не потерять, не погубить души. Однако и этот бисер – душа, говорю, наша, – хотя по природе своей, созданной Богом, и совершенен, но по благодати несовершенен и требует еще много для своего совершенства, ибо кто может быть совершенным? Для того-то многие из святых «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» ( Евр. 11:37–38 ); прожили жизнь свою в столь многих трудах, желая достигнуть совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дух Вараввы вселился с этого дня в него и овладел им со страшною силой, пока, наконец, окончательно не погубил его. Прошло несколько лет: Иерусалим был осажден римлянами. Жестокие враги не дали пощады никому. Когда город был взят, все было разрушено! То, что переживал еврейский народ при роковом выборе Христа или Варавву, приходится переживать и каждому из нас. Нам постоянно приходится выбирать между Христом и Вараввой. одесную нас стоит Муж скорби и любви, на священной главе Его терновый венец. Лик Его серьезен, и требования Его суровы: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8, 34 ), и «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Но за то Его обетование невыразимо сладостно: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2, 10 ). Ошуюю нас стоит мир и предлагает все свои сокровища, ласкающие взоры и возбуждающие плотские вожделения и жажду тщеславной жизни. Лицо его приятно и любезно и голос его звучит сладко и льстиво. Он обещает нам жизнь во все дни прекрасную и исполненную радостей; он предрекает нам в служении ему счастье и наслаждение в изобилии. «Кого хотите вы из этих двух»? Иисуса или Варавву? Христа или мир? Благословение или проклятие? Жизнь или смерть? Спасение или погибель? Вот вопрос, который почти в каждый час возникает в сердце всякого христианина. Христианин! Ради Бога, не допусти обмануть и прельстить себя тем лживым голосам, которые зовут тебя от Христа, на «страну далече». Следуй голосу своей совести, который так ясно и вразумительно говорит в тебе! Следуй зову божественного Слова, которое призывает тебя к твоему Спасителю и Искупителю! Следуй голосам верующих и праведников всех времен, которые сами уже теперь давно пребывают на небесах и всех направляют к Богочеловеку! Следуй глубочайшим и сокровеннейшим влечениям твоего сердца, которое всегда стремится к Спасителю и к своему спасению! Взгляни, вот висит на кресте Спаситель твой, искупивший тебя Своею святою и драгоценною кровью и стяжавший тебя в Свое достояние! И сегодня простирает Он Свои объятия всему грешному миру. До днесь вопрошает Он, как некогда возвестил от лица Его пророк: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» ( Мих. 6, 3 ). Скажи громко и держи твердо: «Прочь Варавву!» Господь только мой удел и мое наследие! Ему всецело принадлежит мое сердце и жизнь во времени и в вечности! Скажи это громко и держи твердо и верно и вечность будет тебе наградой. Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Еккл. 10 :14. (Хотя) безумный много говорит. Человек не знает, что было и что будет, (и) 339 кто возвестит ему, что будет после него 340 ? Еккл. 10 :15. Труд безумных 341 повредит 342 им 343 , потому что он 344 не знает пути в город 345 . Еккл. 10 :16. Горе тебе, город, в котором царь твой юн и князья твои рано едят 346 . Еккл. 10 :17. Счастлива ты, земля, в коей царь твой-сын свободных и князья твои во время едят, они сильны 347 и не постыдятся 348 . Еккл. 10 :18. От лености обвиснет потолок и при бездействии рук появится течь в доме 349 . Еккл. 10 :19. Со смехом едят 350 хлеб, вино и елей, чтобы увеселялись живущие, а серебру смиренно 351 послушно все 352 . Еккл. 10 :20. Однако и в мысли твоей не кляни царя и в спальной комнате твоей не кляни богатаго, ибо птица небесная перенесет голос твой и имеющий крылья 353 передаст речь твою 354 . Глава 11 Еккл. 11 :1. Посылай хлеб твой по поверхности воды, ибо спустя много дней найдешь его 355 . Еккл. 11 :2. Уделяй 356 семи и даже восьми (человекам), потому что не знаешь, какое бедствие 357 будет на земле. Еккл. 11 :3. Если облака наполнятся дождем, то изливают (его) на землю 358 ; если упадет дерево на юг, или на север, то на том месте, где упадет дерево, там оно и останется 359 . Еккл. 11 :4. Кто наблюдает за ветром, тот не посеет, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Еккл. 11 :5. При этом 360 (как) никто не знает пути ветра, равно как и (образования) 361 костей во чреве беременной женщины, так и ты не поймешь дел Божиих, всего, что Он совершает 362 . Еккл. 11 :6. По утру сей семя твое и вечером пусть не оставляет (сего) рука твоя, ибо не знаешь, какое (семя) выростет, то или это 363 , или оба равно хороши (будут) 364 . Еккл. 11 :7. И сладок свет, и приятно для глаз смотреть на солнце, Еккл. 11 :8. Так что если человек и много лет проживет, то всем сим будет увеселяться, (хотя) и вспоминать будет о днях темных, что их будет много: все грядущее-суета 365 . Еккл. 11 :9. Веселись, юноша, в юности твоей и радуйся сердцем своим во дни юности твоей, и ходи непорочно по влечению сердца твоего, а не 366 по взгляду очей твоих 367 , но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд 368 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ему на этот счёт были грозные предостережения на всём пути его следования в Иерусалим ( Деян.20:23, 21:4, 11–15 ); он сам ожидал себе всего неприятного, уз и скорбей, в Иерусалиме ( Деян.20:22–25, 38 и Рим.15:20–32 ), но и сам же, по неодолимому «влечению Духа, шёл туда» ( Деян.20:22 ), «не взирая ни на что и не дорожа своей жизньй, только бы с радостью совершить служение, принятое от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:23 ), «готовый и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ), только бы попытать ещё и ещё счастья облегчить свою надорванную «великой печалью и непрестанным мучением сердца по братиям-иудеям родным по плоти» душу, попытать счастья примирить их и с собою, а главным образом, с так пламенно жданным и желанным ими Мессией, ими неузнанным и отвергнутым, как когда-то было и с ним, с их Славою и Светом языков ( Рим.9:1–3 и далее, Рим.10:1, 15:31 ; Деян.21:13 )... Таковы факты и обстоятельства, предварявшие и сопутствовавшие так грозно кончившейся в Иерусалиме попытки Апостола приобрести себе «своих родных по плоти, которым принадлежат усыновление, слава и заветы, которых и отцы и от которых Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки» ( Рим.9:1–5 ); таковы тучи всеми предчувствовавшейся грозы, отклонить которую все пытались: одни советом не ходить в Иерусалим, а другие, когда уже пришёл он в Иерусалим, неодолимой силой влекомый, советом принять участие в обете назореев, но которая всё же разразилась, лишь только поднялся крик схвативших его азийских иудеев, что он учит всех против закона, и что он осквернил храм, введши в храм еллинов. Все эти обстоятельства, все эти советы с одной стороны не ходить в Иерусалим, а с другой неодолимое влечение в Иерусалим, равно составлявшие «внушение Духа», и сопоставление которых верующими лишь «подрывало и сокрушало сердце Павла», но не могло удержать от ожидаемого трагического конца, ясно говорят, сколько тут и может ли что быть лицемерного в поступке Павла, ясно указывают, как никакие силы не были в силах разорвать этим железным кольцом связанных событий, указывают, что Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Если бы они зависели от настоящей жизни и были как бы необходимо связаны с нею, то никто не был бы свободным и чистым от них. Смотри, ведь никто не в состоянии избежать необходимых нужд плотской жизни. Какие же это нужды? Есть, пить, спать, расти, алкать, жаждать, рождаться, умирать, и все другие подобного рода. И от этих нужд никто не может избавиться — ни грешник, ни праведник, ни царь, ни простолюдин, но все мы подлежим этой необходимости природы. Точно так же, если бы и делание зла являлось по самой природе неизбежною участию жизни, то никто не избежал бы этого, подобно тому как невозможно избежать и тех естественных нужд. Не говори мне, что редкие ведут добродетельную жизнь. Такого, кто победил бы необходимые естественные потребности, совсем не найдешь. Поэтому до тех пор, пока найдется хоть один, преуспевающий в добродетели, истина нашего слова останется непреложной. Что ты говоришь, несчастный и жалкий, неужели лукава настоящая жизнь, в которой мы познали Бога, любомудрствуем о будущем, сделались из людей ангелами и составляем один сонм с горними силами? Какое же еще другое найдем мы доказательство против вашего злого и развращенного разума? 5. «Почему же, — говоришь ты, — Павел назвал настоящий век лукавым?» Он сказал так по обычному употреблению этого слова. Так и мы обыкновенно говорим: «Сегодня был для меня плохой день», обвиняя этим не время, но дела и обстоятельства. Точно так же и Павел, осуждая злые влечения сердца, употребил общепринятое выражение и показывает, что Христос и освободил нас от прежних грехов, и поставил нас в безопасность от них на будущее время. Сказав: « который отдал Себя Самого за грехи наши » ( давшаго Себе по гресех наших ), он показал первое, прибавлением же слов: « чтобы избавить нас от настоящего лукавого века » ( яко да избавит нас от настоящаго века лукаваго ) он указал безопасное пристанище и на будущее время. Закон был бессилен для (освобождения и от них) одних из названных грехов, а благодать имела силу для (очищения) тех и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если кто-нибудь, творящий тебе напасть и не оставивший к тебе ненависти своей, попросит тебя помолиться за него, когда увидит тебя идущим в церковь , или [имеющим] помолиться дома, тогда да не озлобится сердце твое и да не речеши в сердце твоем: вот еще, за тебя, моего обидчика, моего ненавистника, я буду молиться; как я буду за тебя молиться, когда ты растерзал сердце мое своими обидами, когда ты опротивел мне за свою злобу и ненависть; ты смеешься еще надо мною, как видно. Не говори так в сердце своем, но вспомни тотчас слово Спасителя: молитесь за обижающих вас и гонящих вас [ Мф. 5, 44 ], и покори тотчас, в мгновение ока, злое [...] сердце свое Спасителю твоему, и преклони тотчас же выю свою под благое иго Его заповедей, и непременно тотчас же помолись за твоего ненавистника, да будешь воистину христианин, то есть послушник и усердный раб Христов, творящий неленостно и усердно заповеди Господа своего. (Се, гряду скоро, возмездие Мое со Мною... [ Откр. 22, 12 ].) Если же, знавши волю Господа своего, не будешь радеть об исполнении ее, а поступать по слепому влечению растленного грехом сердца своего, будешь питать ненависть, злобу, зависть и другие страсти, если не будешь иметь страха Божиих заповедей и не будешь исправляться, то верь: не миновать тебе геенны. Раб... который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много [ Лк. 12, 47 ]. Многие говорят: не можем есть постной пищи. Отчего? – Оттого, что отвыкли. Попробуйте привыкнуть, и поверьте: если захотите, привыкнете. Как не привыкнуть к тому, что нимало не противно нашей природе, а, так сказать, прирождено ей? Ибо пост свойствен человеку. Люди, не употребляющие мяса, молока, яиц, а употребляющие пищу растительную, мучную, рыбную, здоровее, бодрее, легче, чем люди, употребляющие скоромную пищу. Как не привыкнуть к постной пище, которая нимало не противна природе нашей, когда привыкают к курению табаку, который вне требований природы и противен ей, как привыкают к многому такому, что не есть потребность природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Естественным основанием любви является единство происхождения людей, тождество их общечеловеческой душевно-телесной природы. Будучи частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности, каждый человек в отдельности стремиться к восполнению своей недостаточности а равно и поделиться с другими своими природными дарами в взаимном общении с другими людьми. Христианство , не отвергает, но поставляет естественную заботу человека о самом себе исходным пунктом, мерой, пределом и критерием любви к ближнему: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7,12 ), «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22,39 ). В то же время христианство имеет своей задачей постепенно возвести человека к такому нравственному состоянию, чтобы он видел в другом, себе подобном, не средство, а цель своей жизнедеятельности, внушая христианину, чтобы никто не искал «своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10,24 ), так что только «нося бремена друг друга», христиане исполняют «закон Христов» ( Гал.6,2 ). Т.е. христианская любовь к ближним требует самопожертвования и самоотречения, по слову Господа, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин15,14 ). Проявляя и осуществляя самоотверженную любовь к людям, христианин должен стремиться делать это не по расчетам на собственное благополучие временное и вечное, но по бескорыстному влечению любящего сердца, «из того убеждения, – пишет свт. Иоанн Златоуст , – что так угодно Богу». Характером христианской любви определяется и сущность христианского смирения или смиренномудрия в отношении к ближним. Человек, проникнутый истинно-христианской любовью, не только «не превозносится и не гордится» ( 1Кор.13,4 ), но искренне считает себя недостойнее, хуже, ниже других. Вместе с этим и потому самому, он всегда готов оказать ближнему всякую услугу, которая находится в его власти, как бы унизительной она ни казалась с точки зрения принятых мнений. По изображению Св. Писания, смиренномудрие, будучи противно амбициозности, партийности, честолюбию, тщеславию, излишней самоуверенности и самонадеянности, теснейшим образом соединяется с кротостью, долготерпением, взаимным снисхождением и прощением обид.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Естество падшее Уклониться от общества человеческого, от родственников возможно, но куда уйти от самого себя, куда скрыться от своего естества, как избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Таким образом, «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ), они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души и тела, греховная жизнь. Таким образом, мир распят был для апостола, а апостол для мира (см. Гал. 6, 14 ). О даровании силы и способности к такому распятию молился Богу святой Давид: «утверди плоть мою в страхе Твоем» ( Пс. 118, 120 ), то есть мое плотское мудрование и мою волю, чтобы они пребывали в бездействии! «Поставь слово Твое для раба Твоего в страх пред Тобою» ( Пс. 118, 38 ), чтобы я неуклонно руководствовался в видимой и невидимой деятельности моей единственно словом Твоим. Кто умертвит свое падшее естество мечом учения Христова, «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, сказал Господь, тот сбережет ее,» тот спасет ее ( Мк. 8, 35 ; см. Мф. 10, 39 ). Напротив, кто будет поступать по разумениям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, «сберегший душу свою потеряет ее. Кто не берет креста своего,» не возложит на себя иго заповедей Моих, «и следует за мной» в самоотвержении, а будет последовать самому себе, «тот не достоин Меня» ( Мф. 10, 38–39 ). Господь повелевает полное отвержение падшего естества, ненависть к его побуждениям, не только к явно злым, но и ко всем без исключения, и ко мнимо добрым. Великое бедствие – последовать правде падшего естества: с этим сопряжено отвержение Евангелия, отвержение Искупителя, отвержение спасения. Кто... не возненавидит... самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником ( Лк. 14, 26 ), – сказал Господь... Точно то же должно сказать и о свете падшего человеческого естества. Последование этому свету и развитие его в себе производит в душе совершенное омрачение и вполне отчуждает ее от Христа. Чуждый христианства чужд Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жене согрешившей, соблазнившей и мужа, в наказание за грех правда Божия изрекла приговор: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ). А побуждаемая милостью мудрость Божия соделала, что средство наказания за грех явилось и способом спасения. Почему св. апостол Павел и учит, что жена спасется чадородия ради, если пребудешь в вере и в любви, и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2: 15 ). Почему, указав средоточие призвания женщины в продолжение рода, христианство располагает и прочие обязанности ее так, что женщина должна развивать свою деятельность, прежде всего и главным образом, в кругу семьи и дома. Почему св. апостол Павел и внушает, что вдающий браку свою деву-дочь добре творит. То же поприще семейной жизни, как естественное и более безопасное, апостол Павел указывает и вдовицам, особенно же юным. Имея в виду опасность, что юные вдовицы, будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, и говорят, чего не должно, св. апостол желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, служили Богу и человечеству рождением детей, управляли домом, не подавая повода к злоречию; чтобы, пребывая беспорочными, учились сами и детей своих учили почитать свою семью, в страхе Божием, и воздавать должное родителям, памятуя, что если кто о своих, а особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим. 5 ). Вне же домашней сферы христианство указывает женщинам поприще благих дел, не особенно удаляющееся от той же сферы, восхваляя христианку, которая делает себя известной добрыми делами, по преимуществу делами милосердия, если, благоустрояя свою семью, воспитывая детей, она принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому благому делу благотворения. Св. апостолы заповедуют, чтобы жены являлись в церкви, как и вообще пред другими людьми, в приличном одеянии, с главами покровенными, со стыдливостью и целомудрием; чтоб украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию; чтоб украшением их было не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что пред Богом драгоценно, как некогда и в ветхом завете украшали себя святые жены, уповающие на Бога, повинуясь своим мужьям, какова была праведная Сарра, жена отца верующих Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Закон Моисеев имеет значение лишь обличителя нравственного бессилия естественного человека; он показывал иудеям тот разлад, который существует в естественном человеке между внутренним настроением и внешним выполнением закона и тем самым вел их к сознанию необходимости небесной помощи, вел их ко Христу. Закон был для нас детоводителем  ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал. 3:24 ), и верою же принять в сердце свое Духа Христова, вопиющего: Авва, Отче ( Гал. 4:6 )! – говорит Апостол. Таким же руководителем ко Христу служит, по учению Апостола, естественный нравственный закон для язычников; ибо и язычники, по учению Св. Апостола, хотя не имеют откровенного закона, могут по природе совершать дела закона; и у них есть прирожденное стремление к добру, которое вызывает работу мысли, следствием чего является тот или другой положительный внешний закон. Когда язычники, не имеющие закона, по природа законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14–5 ). Не самый свод законов, не самые правила, составляемый людьми, суть действие всеобщей благодати, – изложение этих правил, или, как обыкновенно говорится, статей закона, может быть крайне ошибочно, так как оно составляет произведение ограниченного человеческого ума; но то внутреннее ощущение добра, то влечение к добру, которое составляет основу или побуждение для изложения этих правил в какой бы то ни было форме и которое не зависит от нашей личной воли, есть действие всеобщей благодати. И вот, смотря по тому, насколько язычники проявляют в себе усилие к исполнению закона сердца, они в день суда могут быть оправданы или осуждены Иисусом Христом. Скорбь и теснота, говорит Апостол, всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и Эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину! Потому что не слушатели закона (Иудеи и Эллины) праведны пред Богом, но исполнители закона (разумеется, как Моисеева, так и естественного) оправданы будут в день, когда, по благовествованию моему Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа ( Рим. 2:9–10, 13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010