Впрочем, каким образом может приличествовать лицу грешников сказанное: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех? Ибо кто из согрешающих нехотя оскверняет себя прелюбодейством? Кто принужденно делает козни ближнему? Кто неизбежно бывает свидетельством, или обворовывать, или желать ограбления другого, или проливать кровь? Напротив, как написано, «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). Ибо настолько все, пылая страстью к порокам, хотят исполнить желаемое ими, что даже с неусыпным старанием ловят удобный случай сделать беззаконие, и своим бесчестием и множеством пороков хвастаясь, по изречению укоряющего апостола, ищут себе некоторой славы в сраме (Флп.3:19). Также и пророк Иеремия говорит, что они не только не против воли и не с покоем сердца и тела делают преступления, но даже с изрядными усилиями стараются привести их в исполнение, так что и большие трудности не отвлекают их от смертоносного желания беззаконий, говоря: «напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою» (Иер.9:3—4). Кто скажет, что и это приличествует грешникам: «итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотню закону греха» (Рим.7:25), которые, очевидно, ни умом, ни плотью не служат Богу? Или каким образом те, которые согрешают телом, умом служат Богу, когда плоть от сердца получает влечение к порокам, и сам виновник природы той и другого говорит, что источник и начало грехов происходит от сердца? «Из сердца, — говорит, — исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи» и т. п. (Мф.15:19). Таким образом видно, что этого никак нельзя думать о лицах грешников, которые не только не ненавидят, но и любят зло, и Богу не служат ни умом, ни плотью, так что прежде согрешают умом, нежели телом; прежде нежели исполнят удовольствие плоти, предшествует грех ума и помыслов.    При помощи Христа предлагается это, двадцать четвертое собеседование аввы Авраама, которое заканчивает предания всех старцев, и по исполнении которого в таинственное соответствие числу тех двадцати четырех старцев, о которых в Апокалипсисе (Откр.5) говорится, что они принесли свои венцы Агнцу, думаем, что освободимся от долга всех наших обещаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3249...

глава 16 Откладывание ответа на предложенный вопрос . После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить: свидетельства, которыми вы старались доказать, что апостол Павел не от своего, а от лица грешников сказал: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих, — напротив, ясно доказывают, что это не может вполне приличествовать лицу грешников, а сказанное относится только к совершенным и пристойно святости только тех, которые явили заслуги апостольские. Впрочем, каким образом может приличествовать лицу грешников сказанное: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех? Ибо кто из согрешающих нехотя оскверняет себя прелюбодейством? Кто принужденно делает козни ближнему? Кто неизбежно бывает вынужден обижать человека ложным свидетельством, или обворовывать, или желать ограбления другого, или про- 714// ливать кровь? Напротив, как написано, помышление сердца человеческого есть зло от юности его (Быт 8, 21). Ибо настолько все, пылая страстью к порокам, хотят исполнить желаемое ими, что даже с неусыпным старанием ловят удобный случай сделать беззаконие, и своим бесчестием и множеством пороков хвастаясь, по изречению укоряющего апостола, ищут себе некоторой славы в сраме (Флп 3, 19). Также и пророк Иеремия говорит, что они не только не против воли и не с покоем сердца и тела делают преступления, но даже с изрядными усилиями стараются привести их в исполнение, так что и большие трудности не отвлекают их от смертоносного желания беззаконий, говоря: напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою (Иер 9, 3, 4). Кто скажет, что и это приличествует грешникам: итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотню закону греха (Рим 7, 25), которые, очевидно, ни умом, ни плотью не служат Богу? Или каким образом те, которые согрешают телом, умом служат Богу, когда плоть от сердца получает влечение к порокам, и сам виновник природы той и другого говорит, что источник и начало грехов происходит от сердца? Из сердца, говорит, исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи и т. п. (Мф 15, 19). Таким образом видно, что этого никак нельзя думать о лицах грешников, которые не только не ненавидят, но и любят зло, и Богу не служат ни умом, ни плотью, так что прежде согрешают умом, нежели телом; прежде нежели исполнят удовольствие плоти, предшествует грех ума и помыслов. глава 2 Авва учит, что в апостолах было много доброго, но исполнение самого добра они имели в одном желании и намерении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Может ли сердце возвратиться к бесстрастной любви силою собственного влечения? Нет, любление пневматического, свойственного богоподобной природе человека, столь не интенсивно в человеческом сердце, что бессильно изменить характер его эмоций ( Рим.7:2223 ). Сердце нуждается в обновлении божественною силою, чтобы любовь его стала нормальной. Об обновлении сердца истинною любовью говорит Святой Дух устами пророков: вложу законы Мои в мысли их и напишу в сердцах их, и буду их Богом, а они будут моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего: познай Господа: потому что все от малого до большого будут знать Меня ( Евр. 8:11 ). И далее: вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их ( Евр.10:16 ). Любовь природная стихия человеческого сердца. И потому, когда оно было искажено себялюбием, сострадательная любовь Бога обещала восстановить образ, «истлевший страстями». И действительно, любовь Божья излилась в больное человеческое сердце, обняла его ( Рим.5:5 ) Духом Святым, и сердце ощутило истинную бесстрастную любовь, а возрастающая в нем жизненная сила изгнала страх смерти, которым человек был гоним чрез всю жизнь ( 2Тим. 1:7 ): «очистившимся свойственна совершенная любовь и в них не бывает уже никакого страшливого помышления, а пребывает одно непрестанное горение и прилепление души к Богу действием Духа Святого, как говорить пророк: прилпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя ( Ис.62:9 ) 296 . Познавши Бога, человек воскликнул с радостью сыновней любви: Авва, Отче! ( Гал.7:4, 6, 9 ): «Этою радостью возрастает душа и является годною на все, или совершенною, и ею восходит на небо» 297 . Так на арене человеческого сердца восстановляется намечаемое самою природою человека и прерванное по вине последнего сознательное богообщение. Обновленный человек, познавши Бога, прославляет Его как Бога, т. е. живет в точном соответствии с нормами божественного откровения и с законами своей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

9–11а. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби. (Того ради отступи от них суд, и не постигнет их правда: ждущым им света, бысть им тма, ждуще зари во мраце ходиша. Осяжут яко слепии стену, яко суще без очес осязати будут, и падутся в полудни яко в полунощи, яко умирающе возстенут яко медведь, и яко голубь вкупе пойдут). Ради того, что пути народа крайне испорчены (ст.7–8), отступил от них суд Божий, не постигает их правда, т.е., им нет оправданий и спасения: они ждут света – счастья, а продолжается тьма – бедствия всяческие; ожидают хотя бы первых проблесков света – зари, нет того, продолжается ночь. А во мраке они блуждают с постоянной опасностью и тревогой за собственную жизнь, руководствуясь не зрением точным, и не верным осязанием, т.е. не светом Закона Божьего, а чувством и влечением своей плоти. А потому, наконец, они падают и в полдень, как в полночь, т.е. неожиданно умирают и среди всех благ жизни, как бы среди гибельных лишений. В виду неотразимой гибели, сами погибающие, перед смертью, будут стонать то громким и резким ревом, как медведь при последнем издыхании оглашает холмы и дубравы глухим стоном, то нежным и тихим рыданием, как голуби над разоренным гнездом в дождливый и холодный вечер. Так, и сильные мужчины, и слабые женщины равно будут беспомощны и, сходясь вместе, с болью сердца, восплачутся о своей неминуемой гибели. 11б-13. Ожидаем суда, и нет его, – спасения, но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. (Ждахом суда , и несть, спасение далече отступи от нас. Много бо беззаконие наше пред Тобою, и греси наши противу сташа нам: беззакония бо наша в нас, и неправды наша уразумехом. Нечествовахом и солгахом и отступихом от последования Бога нашего: глаголахом неправду и не покорихомся, во утробе зачахом и поучихомся от сердца нашего словесем неправедным).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ин. 8:34 – “Творяй грех, раб есть греха”. Или Рим.7:19 – “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”. Там же, ст. 21: “Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое”. Кстати, отсюда – требование евангельское о том, что необходимо усилие, чтобы приобрести Царствие Небесное. Мф. 11:13 – “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. Так что усилие, чтобы подняться над обыденной жизнью, причем с большим трудом, и есть необходимое дня воли человека. Обретя духовность, обретаешь свободу (“Познайте истину, и истина сделает вас свободным”). Но для этого необходимы большие усилия – гораздо большие, чем когда ты пребывал в истине и мог познавать все ее оттенки. 6. Произошло повреждение сердца. И нечистые желания, и греховные влечения – это состояние сердца человеческого. В нем лежит все. Это наша привязанность к каким-то для нас дурным вещам. Мф. 15:19 – “От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы”. Происходит разлад в человеческих чувствах, когда одни чувства берут верх над другими. Гал. 5:17 – “Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы”. Этот текст говорит не о борьбе духа с плотью, а именно, о разладе в каждом человеке. А человек остается на месте. Более кратко все это можно выразить так: поврежден образ Божий в человеке. Он не исчезает, но повреждается основательно. Небольшой абзац из “Послания восточных патриархов”– “Веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился бессловесным скотам, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от Преблагого Бога, ибо в противном случае сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком. Но он имеет ту природу, с которою сотворен, и природную силу свободную, живую, деятельную, так что он может по природе избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что же ожидает нас на этом селе? – Нас ожидают труды и болезни, нас ожидает супостат, который не легко уступит нам победу над собой, нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех. Живет он в уме, живет в сердце, живет в теле. Нужен усиленный подвиг, чтобы склонить гордый и слепой ум в послушание заповедям Христовым. Когда ум подчинится Христу – наступает новый подвиг: соглашение испорченного, упорного сердца с учением Христовым, покорение сердца Христову учению, которому оно враждебно. Наконец, если ум и сердце придут в состояние повиновения Христу, должно быть привлечено в него и брение, предназначенное для неба, тело. Каждый шаг в невидимой борьбе нашей ознаменован подвигом, ознаменован страданием, окроплен потом усиленного насилия над собой. То побеждаем, то побеждаемся; то является надежда на расторжение плена, то снова видим, что цепи наши крепки, нисколько не ослаблены теми средствами, которыми мы думали ослабить их. Нас низлагают и немощь естественная, и немощь произволения, и омрачение разума, произведенное прежней греховной жизнью, и расстройство сердца, стяжавшего порочные навыки, и влечения тела, вкусившего наслаждений скотоподобных, заразившегося вожделением их; нас наветуют падшие духи, желая удержать в порабощении. Вот тот тесный и прискорбный путь, устланный тернием, по которому ведет грешника к примирению с Богом молитвенный плач перед Богом, споспешествуемый делами покаяния, делами смирения, исполнением евангельских заповедей, внушаемый страхом Божиим». Братья и сестры! Если мы решим покаяться и начнем изучать свою Православную веру, Евангельские заповеди и стараться жить по ним, бороться со своими грехами и страстями, то, может быть, Бог помилует Россию и еще даст всем нам время на ПОКАЯНИЕ? Ключ к тесту. Евангельские заповеди об отношении к посту и пище. «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5:35). «При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» ( Лк. 5:36–39).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/o_...

13. Свирепые морские волны (ср. Ис. 57:20 ), нападающие на Церковь Христову, пенящиеся срамотами своими (сл.: воспеняюще своя стыдения), люди, выносящие на свет всё, что находится нечистого внутри сердца их, и оскверняющие Церковь своими словами и поступками (ср. Мф. 15:19 : ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...): звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы во веки: как блуждающие звёзды или кометы, появляющиеся на видимом вебе только на некоторое время, затем исчезают во мраке, так и эти нечестивцы появились в Церкви Христовой только на время, а затем погибнут в вечном мраке (ср. 6 ст.). 14. Но пророчествовал и о них, заключает этот отдел апостол, Енох, седьмой от Адама, когда пророчествовал о погибели нечестивых во времена Ноя, говоря: вот идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих, 15. Сотворить суд над всеми, и всех нечестивых изобличить во всех делах их нечестия, чем они нечествовали, и во всех жестоких словах их, которые произносили на Него нечестивые грешники. Это пророчество Еноха относилось, прежде всего, к нечестивым потомкам Каина и исполнилось уже на них во время потопа, но оно относилось и ко всем нечестивым и окончательно исполнится при конце мира в явление Господа Иисуса Христа для последнего суда над людьми 450 . 6. Продолжение характеристики нечестивых, появившихся среди христиан, и наставление, как христиане должны относиться к совратителям и совратившимся 16–23 ст. Характеризуя далее нечестивых из христиан, как людей ропщущих, недовольных участью человека на земле, но в то же время отдающихся своим похотям; как гордецов, но в то же время лицеприятствующих, апостол даёт наставление истинным христианам помнить предсказанное апостолами Господа Иисуса Христа, что в последнее время придут ругатели, поступающие по своим похотям, чтобы им вовремя заметить плотские влечения их духа и защититься против них, и, утверждаясь в вере и любви, соблюсти себя к обещанной им блаженной вечной жизни. А в отношении к тем членам церкви, которые уже оказали послушание развратителям и уже более или менее глубоко впали в их заблуждение и пороки, апостол даёт наставление одних обличать, как двоедушных, на других действовать с силой, как при спасении из огня, а иным оказывать милость, но со страхом, чтобы не оскверниться даже одеждою их 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   Истинная любовь не может основываться на влечениях испорченной грехом природы человеческой, хотя бы даже на идеальных высших ее влечениях, на которых склонны главным образом остановиться педагоги вроде Белинского, но может найти свою основу лишь в новой духовной природе, воссозданной благодатию Святого Духа в христианстве. Такую-то любовь ставил Сам Господь отличительным признаком Своих последователей. «Посему узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Вот как изображает свойства этой любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4—8). Итак, любовь христианская, прежде всего, не есть какое-либо минутное влечение сердца, но постоянное настроение. Она проявляется более всего в постоянной благожелательности, в терпении, отсутствии всякого эгоизма, доходящем до полного самоотвержения. Она долготерпит, не смущается детским непостоянством и слабостью воли, она милосердствует, т.е. во всем снисходит и все переносит, чем, наконец, смягчает самые огрубелые сердца. Она не ищет своего, т.е. заботится только о благе других, не прекращается в учителе даже в тех случаях, когда ученики за расположение и любовь учителя отплачивают неблагодарностью, нисколько не ценят и даже злоупотребляют любовью учителя. Она не раздражается, потому что слово, произносимое спокойно, без тени гнева и раздражения, всегда действует успешнее. Она не превозносится, не гордится и не мыслит зла, проникнутая истинным смирением, охотнее винит не ученика, а себя — отыскивает причину недостатков ученика в себе самой: в недостаточно кротком обращении с учеником, в неумении высказать ему вину так, чтобы подействовать на его сердце, в собственной непредусмотрительности, по которой ученик не был предупрежден. Она всему верит, всего надеется, т.е. не теряет надежды на исправление детей, которых считают даже неисправимыми, потому что верит, что и в них сохранилась какая-либо искра добра, которая может воспламениться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостол Павел допускал клятвенные удостоверения в истинности своих слов: «свидетель мне Бог... что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим.1:9 ; ср. Рим.9:1 ; 2Кор.1:23, 11:11, 31 ; Гал.1:20 ). «Конечно, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – это – изречение апостольского духа и сердца, выражение отеческой попечительности. Но что именно значат эти слова и для чего Павел призывает во свидетели Бога? У него речь была о привязанности, а так как он еще не видел римлян, то и призывает во свидетели не кого-либо из людей, но Испытующее сердце». 528 «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Фил.1:8 ). «Павел, – замечает святой Иоанн Златоуст , – призывает Бога во свидетели не потому, будто не имели к нему доверия, но делает это по великому расположению, а также для большего убеждения и ободрения». 529 «Заклинаю вас Господом» (ρκζω μς τν Κριον – беру клятву с вас именем Господа) прочитать сие послание всем святым братиям» ( 1Фес.5:27 ). «И не просто он повелевает, – говорит святой Иоанн Златоуст , – прочитать послание всем, но с заклинанием, делая и это по влечению пламенного своего сердца, чтобы они, если бы и не захотели обратить внимание на его просьбу, ради заклятия исполнили то, что было им заповедано». 530 «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами заклинаю (διαμαρτρομαι νπιον το Θεο свидетельствую, призываю во свидетели, утверждаю, умоляю, заклинаю в присутствии Бога; слав. «засвидетельствую пред Богом») тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» ( 1Тим.5:21 ; ср. .:1). «Два дает повеления, – замечает блаженный Феодорит , – не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора из милости к судимому, нарушая справедливость. В ряду с Богом, и со Христом апостол поставил ангелов не как равночестных, но как рабов; потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов и господ и иереев и мирян говорим: всеми ими свидетельствуюсь тебе. Так и блаженный Павел говорит: свидетельствую тебе при Боге и Сыне Его и при Служителях Его». 531

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

б) Научаемся вместе, что наша любовь к Богу и наше Богопочтение должны быть: аа) искреннейшие, духовные: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, сказал Спаситель ( Иоан. 4:24 ); всякое внешнее Богопочтение может иметь свою цену только тогда, когда оно есть выражение внутреннего: в противном случае неприятно Богу ( Ис. 1:11–15 ), – и истинная жертва Богу – дух сокрушенный, по слову Пророка ( Пс. 50:19 ); бб) высочайшие и полнейшие: потому что Бог бесконечно превосходит совершенствами своими все другие существа, к каким только мы можем питать почтение и любовь; и следовательно, если кого, то Его, по преимуществу, мы должны любить и почитать Господа Бога … всем сердцем …, и всей душой …, и всем разумением своим, и всей крепостью своею ( Марк. 12:30 ); вв) глубочайше благоговейные: если и Серафимы, окружающие на небесах престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: свят, свят, свят, Господь Саваоф ( Ис. 6:2–3 ); то с каким же благоговейным трепетом должны слу­жить Ему мы, низшие и слабейшие из всех Его духовных созданий ( Пс. 2:11 )? в) Научаемся прославлять Бога сердцем и устами, мыслями и всей своей жизнью, памятуя слова Псалмопевца: Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь… ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов ( Пс. 95:7,4; 144:3 ), и слова Спасителя: так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Матф. 5:16 ). г) Научаемся, наконец, стремиться к Богу, как нашему высочайшему благу, и в Нем одном искать для себя полного успокоения, повторяя вместе с Давидом: кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс. 72:25–26 ). Как ни глубока жажда нашего ума, ищущего истины, но Бог есть высочайшая Истина; как ни пламенно влечение воли нашей к добру, но Бог есть совершеннейшее Добро; как ни ненасытна любовь нашего сердца к счастью и блаженству, но Бог есть высочайшее и нескончаемое Блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010