В одном из отчетов общества совет писал: «В заключение да будет позволено выразить искреннюю благодарность благотворителям от всех призренных, от всех накормленных и напоенных, обутых и согретых бедняков-нищих, от всех, кому хотя отчасти облегчена помощью общества безотрадная, бедственная жизнь, каковая бывает обыкновенно от недостатка средств и невозможности, по их слабым силам, болезни, старости, положительной неспособности и вследствие неблагоприятного семейного положения, что-либо заработать собственным трудом. Слезы умиления, слезы радости и благодарности за благодетелей к Богу, упавшие на кусок хлеба, вами поданный этим беднякам, для вас, гг. благодетели, будут тем елеем в светильниках добродетели, с которыми войдут на брачный пир мудрые девы, – благоразумные люди, – и без которого не войдет на брак в царство небесного Жениха, нашего Спасителя, ни один человек, ни один из пожелавших войти в него. Для немилосердных, неблагодетельных людей двери, ведущие на брак, затворятся, потому что у них, как и у юродивых – беспечных в притче пяти дев, не будет во время запасено для светильников их благодатного елея, который добывается не из горных масличных дерев, а из глаз благодарных, умиленных бедняков». В другом отчете совет писал: «Все таковые учреждения. как наше приходское благотворительное общество, возникли, живут и развиваются на началах истинно христианских; здесь проявляется исполнение заповеди о любви и помощи истинной бедности, бедности разведанной. Каждый жертвователь этих обществ, щедрый или скромный, не рассчитывает ни на какую человеческую похвалу, ни на какую-либо награду, ни вообще на какое-либо отличие, что все, будучи принято к сердцу с самовосхвалением, а не с полным смирением, есть уже окончательная награда. Здесь жертвователь творит добро по влечению своего сердца к делу благотворения, с радостью, довольством и благодарностью к Господу за его милости к нему самому,–только потому, что чрез них он может творить добро своему ближнему. Да будет же эта радость добрых сердец началом радости их не земной, а небесной. Это «царствие Божие внутрь» нас ( Лк.17:21 ). Добродетельные люди с верой и дерзновенным упованием на милость Божию да предстанут у страшного суда Христова и да удостоятся от Господа своего услышать любвеобильный Его глас: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я., и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и одели Меня; была болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 )»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, то есть через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и пр. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться. Из-за недопонимания всей важности для благочестивой жизни “простых” вещей подчас возникает мнение, что пост —это что-то неважное, внешнее по отношению к “духовности”. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средства на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Православная Церковь и посты Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост — время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал — души и тела, которые должны взаимодействовать в жизни. Поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой (Суд. 20, 26–27), при всенародном бедствии и покаянии (1 Цар. 7, 6). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: “Говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему.…Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы” (Иоиль 2, 12–13, 16). Сорок дней постились пророки Моисей (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

В свою очередь, и проповедь апостола Павла исполнена Святым Духом. Она не только сопровождается «знамениями и чудесами и силою Святого Духа» ( Рим.15:19 ), но она сама есть приношение, совершаемое в Духе Святом, Который освящает и приносящего, то есть апостола, и приносимое, то есть язычников ( Рим.15:16 ). Итак, апостол послушен Духу. В книге Деяний очень конкретно и реалистично описывается послушание апостола Павла Духу перед его заключением в узы. Прощаясь с Ефеской Церковью, он говорит о своем пути в Иерусалим. Конечная развязка пути ему еще не открыта, но он знает, что его ожидают испытания: «И вот ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною, только Дух Святой по всем городам свидетельствует, что узы и скорби ждут меня» ( Деян.20:22–23 ; ср. 21:10–11). Таково дело Духа Святого, Которого преподобный Симеон Новый Богослов называл «порфирой Великого Бога и Спасителя», имея в виду Его хитон до распятия, Которого священномученик Климент Римский назвал «Свидетелем страстей Господа Иисуса». В связи с этим, следовало бы глубже развить богословскую мысль апостола Павла об утешении, которое, как и в первом послании апостола Петра, является заметной деталью всех его писаниях. Обращаясь к христианам во время их испытаний, апостол Павел благословляет их именем «Отца Господа нашего Иисуса Христа, Отца милосердия и Бога всякого утешения, утешающего нас во всякой скорби... Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:3–5 ). «И надежда наша о вас тверда... Зная что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» ( 2Кор.1:7 ). 2 . Повиновение Духу. Постоянное повиновение Духу Христову составляет отправную точку и конечную цель апостольского служения и евангельского благовестия. Оно является также критерием новой жизни в созданных апостольских общинах. «В Нем и вы, – пишет апостол Павел Ефесянам, – услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего...» ( Еф.1:13–14 ). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ). Бог запечатлел нас и вложил в сердца наши залог Духа. Мы часто встречаем у апостола Павла напоминание об излиянии Духа в жизни общин или на новокрещенных, но эти напоминания носят всегда эсхатологический характер, они являются предвкушением полноты Царства, «Дня Искупления», который может быть понят одновременно как день первоначального крещального дара Духа и как день окончательного исполнения. В Церкви оба «пришествия» Духа совпадают, так как мы живём в «последнее время» ( 1Ин.2:18 ; ср. Деян.2:17 ; Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В силу твердой веры сказанному Господом они, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Единственной проблемой для них было, если это можно назвать проблемой, сохранение личной духовной чистоты, чтобы недостойным отношением к вечере Христовой не оказаться виновными «против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Для тех же, кто соблюдал эту чистоту, не могло быть никаких сомнений, и вечеря Господня для них являлась светлым праздником. Ее вкушали с весельем, «хваля Бога» ( Деян. 2:46–47 ). В книге Деяний апостолов сообщается об одной из вечерей Господних, которую совершал апостол Павел в Троаде в ночь накануне дня Господа, т. е. под воскресенье. «В первый же день недели, – пишет участник этой вечери евангелист Лука, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» ( Деян. 20:7–12 ). Представим себе эту горницу, в которой, очевидно, по случаю совершения вечери Господней «было довольно светильников». Апостол Павел, собиравшийся на следующий день отправиться в Иерусалим, беседовал с собравшимися на вечерю Господню учениками. Что говорил им апостол, отправлявшийся в далекий путь «по влечению Духа» ( Деян.20:22 ) и постоянно слышавший в себе голос Духа Святого, говоривший ему, что в этом пути его ждут «узы и скорби» ( Деян.20:23 )? Надо думать, что в этой беседе было и наставление хранить истины веры, и разъяснение спасительного значения дел, речей и страданий Иисуса Христа. Напоминалось и о Втором Его пришествии. Было сказано и о вечере Господней как о предвкушении вечного блаженства с Ним, т.е. то, что явилось содержанием будущих евхаристических молитв. Воскрешение апостолом Павлом смертельно разбившегося отрока Евтиха было подтверждением истинности слов этой беседы, и апостол, совершив преломление хлеба, сам вдохновленный и вдохновляющий других, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян.20:11 ). Краткая в описании апостола Луки и полная знамений и благодати ночь трапезы Господней в Троаде является иллюстрацией тех многих ночей, которые для участников вечери Господней были светозарнее светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вероятно, это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Еммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя иудейского и израильского, и хотя он дожил до времени рождения Еммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов ( Быm. XLIX, 10 ). Но, несмотря на все сии благодеяния и милости Божии, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглаффелассару, царю ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма и просил его помощи против сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглаффелассара с победой и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма ( Исх. ХХ ). На языческом жертвеннике он принес богам дамасским жертву с следующим восклицанием: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель ( II Nap. XXVIII, 23 ). Этот всеобще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвиг языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте – 36 лет от роду, на 16-м году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия ( II Nap. XXIX, 1 ). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа ( Mф.I, 9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вникая в различные произведения высоких умов века сего, и нам бояться должно. Слушатели! не о нашем ли времени сказано: «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Дух лживый, как ангел тьмы, преобразующийся во светлого, неприметно улавливает неопытность нашу правилами превосходными, тонкими, высокими. Его учение кажется божественным, только не основано на воле Божией. Верный признак духа сего есть тот, что он открывает новое, откровением умолчанное, силится изъяснить непостижимое. Всякий дух есть антихристов, который не есть Божий. Дух Божий дышит вопреки духу злобы, мира и плоти. Когда помышляем об истощении тела для удобнейшего действия разумом, тогда мысли не наши, но беседует с нами Бог, дышит на нас Дух Святой. «Не потому, что мы способны были помыслить что от себя» доброе, слова Писания (2Кор.3:5). Но» Бог производит в вас хотение и действие, и по Своему благоволению» (Флп.2:13). Нам осталось только не сопротивляться силе и влечению Духа всеблагого. Он родит и мысли, и желание, и дает силы наступать на аспида и василиска, попирать льва и змия адского. Все производит один и тот же Дух разделяя каждому особо; а потому Он все разделяет на пользу нашу властью Своею: кому хочет, дает «слово премудрости, слово разума, другому — веру; одному — дарования исцелений, другому же — действия сил, одному — пророчество, другому — рассуждение о духах, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор.12:10). Все делает один и тот же Дух. Чистые сердца, удостоившиеся такого таинственного веяния Духа Божия, перед очами плоти и мира — чудо. Апостол Петр, простой рыбак, силою Духа исцеляет болящих, воскрешает умерших. Стефан, под грудою камней умирающий, но Духом подкрепляемый, молится за кидающих на него камни: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Павел, гонитель Церкви, но потом вдохновенный свыше, в слезах, в ранах, в волнах, в темнице, в страданиях радуется. Какие силы, какая тайна, сколько чудес в действиях Духа Божия! Кто бы из нас, слушатели, по видимому не пожелал удостоиться осенения Небесного? Так! Мы все желаем, чтобы Дух Божий действовал в нас, но вместе с тем боимся оскорбить плоть нашу — расстаться с удовольствиями мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Во втором своем показании, писанном собственноручно, Дмитрий объявил, что причина отделения его от православной церкви заключается в том, что когда он полагался только на исполнение обрядностей ее, то был как скот бессмыслен и ходил только по видению своих очей и по влечению своего сердца, и потому никогда не чувствовал мира душевного, как и написано: а нечестивые как море взволнованное, нет мира нечестивым ( Ис.57:20:21 ), и еще также написано: пути мира они не знают ( Ис.59:8 ). А потому, когда начал исследовать писание, по слову Господа, Который говорит: исследуйте писание, ибо вы думаете иметь чрез них жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне ( Ин.5:39 ), заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией (Мф.22:29), – то, имея в виду это поведение Господне, он, по милости Божией, начал исследовать писание. При этом он задал себе вопрос: какие именно писания он должен исследовать, так как писаний много? И потому был в недоумении некоторое время относительно выбора писаний, и чтобы не впасть в ошибку, начал прежде всего исследовать Новый Завет , с Евангелия от Матвея до Откровения Иоанна. При этом, заметив ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет, признал необходимым приобрести Библию, и приобрел ее. В ( 2Пет.1:19 ), —125— он прочел: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Дмитрию в этом месте показалось неясно: которое пророческое слово нужно считать вернейшим. Окончательное убеждение он получил, читая следующие места Св. Писания: Иудеям вверено слово Божие ( Рим.3:1:2 ); Бог возвестит слово Свое Иакову, устны Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу ( Пс.147:8–9 ); и снисшел Ты на гору Синай и говорил с неба, и дал суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые ( Неем.9:13 ). Много есть и других мест в Св. Писании, которые ясно свидетельствуют, что слово Божие вверено еврейскому народу. Поэтому Дмитрий начал исследовать следующие писания. Здесь он записал поименно все книги Ветхого и Нового Завета. Исследуя их, он убедился, что следует искать спасения во Христе, Который прообразован в пророчествах ( Втор.18:15–19 : Пс.21:17–18; 117:22 ; Ис.7:14; 9:6; 53:1–1 2). Имея в виду эти места Св. Писания, Дмитрий убедился, что истина в Иисусе, в Которого поэтому и уверовал, что Он спас его не по делам праведности, которые бы он сотворил, а по Своей милости, которую доказал в Своей любви, умерев на кресте, когда он, Дмитрий, был еще грешником, «посему тем более будучи оправданный кровью Его спасусь Им от гнева» (Sic).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всем наставлениям, заключающимся в нашем сборнике, присуще свойство, весьма удачно названное святителем Игнатием (Брянчаниновым) «определительность». Потому запутаться в них, получить вред вместо пользы, можно сказать, весьма трудно. Впрочем, святой апостол Петр говорит следующее: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:15–16 ). Если некоторые умудряются и от учения великого апостола Павла повредиться, то и на нас нет вины в том, что кто-то чрезмерно увлечется каким-то одним назиданием, пренебрегая всей совокупностью православного предания о внутренней жизни христианина. В связи с некоторыми возвышенными переживаниями, описанными в статьях предложенной вашему вниманию книги, хочется сказать следующее. Конечно, опасно предлагать новоначальному образцы возвышеннейшего духовного преуспеяния, потому что такой человек не осознает своего скромного душевного состояния и пытается под действием гордости стяжать обильную благодать Божию, которую, на самом деле, возможно приобрести лишь долголетним упражнением в молитве, многой опытностью и, в особенности, глубочайшим смирением. Ведь, как пишет великий наставник нашего времени святитель Игнатий Брянчанинов , «всякому человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени ( Лк.6:48 ). Камень – Христос... Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли... кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и разум, старается изучить заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде... заботится о том, чтобы направить свою нравственность сообразно... завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном евангельскими заповедями» 2 . Но, с другой стороны, в наши скромные истинными наставниками времена и преуспевающий делатель иногда оказывается в очень затруднительном положении, не имея возможности проверить свои новые духовные ощущения из-за скудости, если не сказать отсутствия, непосредственных описаний молитвенных опытов в их развитии, в том числе самых возвышенных. Кроме того, в нашей книге мы расположили статьи таким образом, чтобы они постепенно возводили читателя от общих понятий, через рассказ о молитвенных упражнениях, приличных новоначальным и о постепенном преуспеянии в духе покаяния, к представлению о благодатных посещениях и откровениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

г) безжалостно осуждают своих собратий по одному их внешнему виду (ст.11): — « как этот мытарь ;» д) превозносят себя выше всех, потому что считают себя совершенством (ст.11); е) прославляют свои дела (ст.12): — « Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю » и проч. 2). Напротив, люди, чуждые, подобно мытарю, гордого самомнения о своей праведности: а) не считают себя достойными даже приблизиться к престолу благодати Божьей (ст.13): — « Мытарь же, стоя вдали »; б) глубоко чувствуют свою вину (ст.13): — « не смел даже поднять глаз на небо »; в) сокрушаются о своих грехах (ст.13): — « ударяя себя в грудь » г) отдают себя во власть милосердия Божьего (ст.13): — « Боже! будь милостив ко мне, грешнику! ». Б). Следствия превозношения. Надмевающиеся собственной праведностью: а) не удостаиваются благодати Божьей: « сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот »; б) мало-помалу падают с высоты нравственной жизни, погрязают в пороках и осуждаются Богом (ст.14): « возвышающий сам себя, унижен будет ». Частные темы, предлагаемые проповеднику дневным евангелием, весьма разнообразны; они могут быть развиваемы или в связи со всем текстом, или отдельно от него. Так, стих 10 дает повод беседовать: — О хождении в храм для молитвы, как непременной обязанности христианина. — О различных нравственных расположениях, с которыми люди идут во храм Божий, или о том, что многие посещают общественное Богослужение по привычке, а не по влечению сердца. Ст. 11 и 12: — О молитве фарисея — богопротивной молитве. — О людях, носящих образ благочестия, но отвергшихся его силы. — Какова твоя молитва, таково и твое сердце. — О самомнении, как главной причине нравственного самообольщения. — О духовной гордости (в чем она проявляется, как опасна и как мы можем её избежать). — Почему мнимое благочестие так склонно к презрению других. — Хвалиться своими добродетелями могут только те, кто не познал самого себя. — Как далеко заходит иногда худое мнение людей о своих собратьях. — Насколько привычка сравнивать себя с другими людьми позволительна и непозволительна.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Глава 2 1–11. Суетность мирского веселия. 12–17. Одинаковая участь мудрого и глупого. 18–23. Суетность труда. 24–26. Пища, как дар Божий. Еккл.2:1 .  Ска­за­л я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета! Убедившись в том, что познание истины усиливает внутреннюю неудовлетворенность, лишает человека спокойствия и повседневных радостей, Екклезиаст решает взглянуть на жизнь беспечными глазами, со всей беззаботностью отдаться веселью, искать счастья не в духовных, а в чувственных наслаждениях. Слав. « виждь во блазе» значит: испытай на опыте наслаждения. Еккл.2:2 .  О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Но и эта попытка кончилась неудачей. Беспечная веселость, забавляющаяся в сущности ничтожными и пошлыми вещами, не более как глупость и не может дать чего-нибудь положительного для человеческого счастья. Смех и веселье представляются здесь в образе лиц, к которым Екклезиаст обращается с речью. Следует переводить: «смеху сказал я: глупость! и веселью: что оно делает». Слав. – « Смеху рекох: погрешение, и веселию: что се твориши.» Еккл.2:3 .  Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, при­держаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Екклезиаст отдавался чувственным удовольствиям (в частности – винопитию) не по естественному влечению сердца, а с критической целью, как исследователь, философ; решая придержаться глупости, т. е. беспечного и легкомысленного веселья, он не переставал руководиться мудростью, философски взвешивать, насколько действительно испытываемое им счастье. Еккл.2:4 .  Я пред­принял большие дела: по­стро­ил себе домы, по­садил себе виноградники, «Домы», т. е. собственные жилища Соломона, но не храм, построенный им. О виноградниках Соломона упоминается лишь в Песни Песней ( Еккл 8.11 ). Еккл.2:5 .  устро­ил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010