4 . Какая цель написания этого послания, и какое содержание его? Зная, что это послание написано св. Иоанном вскоре или непосредственно после Евангелия его, можно видеть, что оно, будучи как бы продолжением Евангелия, имеет ту же цель, с какою написано Евангелие, т.е., чтобы утвердить веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, истинного Бога и истинного Человека, для спасения верующих, как сказано в Евангелии: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:31 ). Послание говорит: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). О том, что видели и слышали Апостолы, Иоанн возвестил в своем Евангелии; а в этом послании заботится о том, чтобы написанное в Евангелии хранимо было в чистой вере и истинной святой любви. Поэтому в послании, внушая истинную веру, которая необходимо соединяется с истинною любовью и выражается исполнением заповедей Божиих, Иоанн предостерегает от лжеучителей, извращавших святую веру и жизнь по вере. Современные Апостолу лжеучители были из иудеев, как можно видеть из самого послания (2, 19; 4, 5); отвергали Божество Иисуса Христа, и достоинство Его, как Спасителя мира, потому что им крестная смерть Господа казалась соблазном (2, 22; 4, 1–3); отвергали потому и действительность воплощения Христова (1, 1; 2, 22; 4. 2. 3. 15; 5, 1); кичились своею мнимою мудростью (2, 3. 4. 29; 4, 6); унижали достоинство апостола Иоанна (4, 1–6; 2, 26, 27); послабляли порокам (3, 4–10); и не имели любви к ближним (2, 9–11; 8, 10–18; 4,7–12). Поэтому в послании Апостол убеждает в той истине, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Бог и Человек, Спаситель мира; что для получения спасения, мы должны несомненно веровать в Него, и свою веру свидетельствовать исполнением заповедей Божиих и особенно любовью к ближним, удаляясь всякого нечестия и мирских пороков. Рассматривая содержание послания, можно видеть, что в изложении послания нет разграничения между учением веры и учением о христианской жизни. Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением о их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Поэтому иные истины повторяет он многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей, о спасении коих он неусыпно заботился.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

4 . Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. Ибо домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, – именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова со властью ( Лк. 4:32 ), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши ( 1Фес. 2:4 ). И еще: Пред Богом, во Христе говорим ( 2Кор. 2:17 ). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам ( 1Кор. 12:31 ) Духа, быть ненасытными в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаждать правды ( Мф. 5:6 ), – а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа ( Рим. 15:30 ). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стремиться) к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, – совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть путь еще превосходнейший ( 1Кор. 12:31 ). Ибо у достигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 ) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны ( 2Кор. 2:14 ), окрыляя его от славы к славе ( 2Кор. 3:18 ), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу ( Пс. 83:8 ), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

536 Такое, по свободному влечению сердца принимаемое, служение принадлежит к категории обетов отрицательного свойства ( Чис.30:14 ), и действительно такое значение его подтверждается тем, что такие жены во времена Моисея принесли в жертву Иегове свои зеркала, устраняя, таким образом от себя средства украшения для мира, средства нравиться. 537 Более сказать об этом обнаружении благочестия нечего. Так как оно не принадлежит к исполнению положительных божественных заповедей, то в законе и не описывается подробно. Но из предписаний об обетах можно per analogiam с вероятностью заключать, что это служение в древнейшие времена было временным упражнением в благочестии и только в последствии времени у некоторых благочестивых вдов, как напр., у Анны Лк.2:37 , сделалось неопустительным служением днем и ночью – в молитве и посте. § 70. Заклятие Совершенно другого свойства обет представляет заклятие (cherem,. ανϑεμα). «Все заклятое, что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, говорит закон, человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, не продается и не выкупается; все заклятое есть великая святыня Иеговы; все заклятое человеком, что отдано под заклятием, не выкупается, но умерщвляется» ( Лев.27:28 и дальн. ср. ст. 21); «все заклятое в земле израилевой тебе (священнику) принадлежит» ( Чис.18:14 ; Иез.44:29 ). Объяснением этого обета может служить следующее место Чис.21:2 : «Тогда Израиль дал обет Иегове и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие (на них и) на города их». Из этих мест 542 ясно, что заклятие было обетом, чрез который лица и вещи посвящались Иегове без возможности возвращения их и выкупа, и именно лица должны были быть убитыми, а вещи доставались скинии или священникам. 543 Но так как лица; чрез заклятие посвященные Иегове, должны были быть умерщвлены, а всякое намеренное убийство человека, даже раба ( Исх.21:20 ) по закону подлежало наказанию; то понятно само собою, что назначение заклятия не могло заключаться в воле отдельной личности; иначе заклятием можно было бы злоупотреблять для преступных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

8. Язык их – убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строют ему ковы. 8 ст. по содержанию своему сходен со ст. Иер. 9:4, 5 . Стрла узвлюща, евр.-русский перевод точнее: стрела убийственная. глаголы устъ ихъ – перевод, выражающий ту же мысль, что и русский: (язык их) «обман говорит» или коварно говорит. «Уст их»: соответствующее евр. слово стоит с предлогом и масоретами отнесено к следующему предложению: устами своими говорят с ближним своим дружелюбно (букв. мирно). «Вражду», русск. точнее: ковы. Пророк, повидимому, не может с достаточной силой высказаться о глубине зла, в которой погрязло иуд. общество. Он все еще находит, что его описание лжи и коварства, господствующих в обществе, слабее действительности, и потому делает еще дополнение – хотя почти в тех же словах. Иер. 9:9 9. Еда на сихъ не посщ; реч Гдь: ил людемъ таквымъ не мститъ дша мо; 9. Неужели Я не накажу их за это, говорит Господь? не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 9:10–16 Ст. 10–16. «Посещение» Божие ( Иер. 9:9 ) будет сопровождаться опустошением страны, выселением ее жителей в чужие страны. Бог допустит то и другое за то, что народ, не повинуясь закону Божию, последовал противным ему влечениям сердца своего. Иер. 9:10 10. На горахъ плачь, и и на стезхъ пстыни к скдша, за еже не быти члвкмъ преходщымъ: не слышаша гласа птицъ нбсныхъ, и даже до скотвъ, жасошас, идоша. 10. О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах рыдание, потому что оне выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота – все разсеялись, ушли. 10 . По слав.-греч. переводу, здесь речь Господа, который говорит от Своего лица и в предыдущем и в следующем стихе. По евр. тексту, пророк говорит от себя, выражает скорбь об опустошении страны иудейской, т. е. исполняет повеление, данное ему Господом в Иер. 7:29 . Пророк хочет плакать о горах и о степных пастбищах, потому что оне оскдша, т. е. оставлены людьми, которые жили на них с своими стадами. Эти горы и степные пастбища, в таком состоянии, разсматриваются здесь не как место, на котором пророк должен плакать (слав.-греч.), но как предмет, который пророк хочет оплакивать (русск.). Не слышно блеяния стад. Стада на горах и степях были признаком человеческого обитания; нет стад, значит – нет человека. птицъ небесныхъ, и даже до скотвъ, ужасошас, или точнее с греч. – разыдошася, идоша. Птицы небесные живут также, как и скоты, в местах, где может жить и человек (ср. толков. Иер. 4:25 ). Отсутствие их свидетельствует, что земля стала необитаема. Опустение страны и оплакивается пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   О, что будет тогда! Как вы возрадуетесь и как от радости будет биться ваше сердце, когда вы почувствуете, как изглаживаются из вашего сердца и оставляют вас ваши старые страсти и привычки. Прекратится прежняя брань, которая ввергала вас в отчаяние и скорбь, и на месте прежних страстей прорастут добрые навыки и влечение к Богу. Там, где раньше вас мучила страсть неразумного гнева на постороннюю критику и даже в некотором смысле ненависть и отвращение, странным образом начинает кипеть любовь и благожелательность, без усилий и труда будет совершается молитва за тех, кто доставлял нам скорби.    Но что это перед тем чувством божественного родства, о котором человек извещается таинственным образом? Человек чувствует в это время во всей глубине и полноте Христа как своего Отца. Это неописуемо никакими человеческими словами. Только глубокое ощущение, которое невозможно изучить или проверить, обитает во внутреннем бытии человека и преисполняет его блаженством. Одновременно он скорбит о своей нищете, подобной праху земному, и плачет о неописуемом милосердии и любви Бога к Своему творению, считая самого себя недостойным жить и быть причастным божественным дарованиям и беспредельному божественному покровительству.    Я желал бы сказать еще о многом из того, посредством чего всеблагость Божия щедро разливается и распространяется в творении, но я чувствую свое убожество и предательское состояние своей ленивой жизни и поэтому я молчу, чтобы оставаться презренным, поскольку я этого достоин.    Сравнение подвижнической жизни с соревнованиями древнегреческих атлетов принадлежит апостолу Павлу. Само слово ристалище (σταδιον — отсюда совр. стадион), которое обозначало площадку для спортивных состязаний в беге на один стадий (184, 97 м), Апостол относит прежде всего к поприщу подвижнической жизни во Христе: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники» (дословно — соревнующиеся) «воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:24—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

   Преподобный Кассиан говорит, что дар рассудительности и разумения Священного Писания приобретается не столько изучением наук, сколько молитвой и чистотой сердца. О мужестве    Духу нашему прирождена идея добра, потребность и стремление к нему; воля наша в силу прирожденного нам нравственного закона стремится осуществлять добро в своих действиях. Но в настоящем растленном состоянии нашей природы стремление к добру ослаблено, а противное ему влечение к злу сильно, осуществление добра соединено с большими трудностями, препятствиями, требует больших усилий, – по словам Спасителя, «Царство Божие с усилием приобретается» (Мф. 11:12). Для совершения подвигов благочестия, для преодоления разных трудностей на этом поприще нужна большая сила воли, крепость духа, мужество; при вялом желании, при слабости воли, нерешительном намерении ни в чем добром нельзя успеть; особенно нужно мужество для препобеждения разных искушений, неразлучных с добродетелью, для перенесения разных неприятностей, опасностей, телесных болезней, лишений, несчастных приключений, неизбежных в настоящей жизни, оскорблений, обид от злых людей и т. д. Здесь нужно великодушие – большое терпение и кротость. Дело терпения умерять, утолять скорбь, печаль, которыми поражают нас какие-нибудь несчастные приключения; а дело кротости удерживать гнев и мщение при нанесении нам обид. Хотя терпение и кротость прежде и больше всего проявляют мужество духа, но не меньше оно проявляется и в той силе, с какой обуздываются все прочие греховные влечения нашей испорченной природы.    Ибо что мужественнее, говорит Григорий Великий, как все движения души подчинить разуму, все вожделения плоти обуздать силой духа, собственную волю отвергнуть, презрев видимое, возлюбить невидимое.    Премудрый говорит, что «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16:32).    А какое дивное великодушие, мужество открывается в поступках апостола Павла, который говорит, что мы «во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах... нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6:4—10). «Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей... Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» (2Кор. 7:4; 12,10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек” 9 , – говорит преподобный Макарий Египетский . Поэтому люди, не знающие Бога, являются как бы живыми мертвецами, на что указывают слова Спасителя, обращенные к ученику, у которого умер отец: “Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов” ( Мф.8:22 ). Но омертвение сердца отнюдь не означает его обездвиживание, пустоту – это такой сосуд, который не может быть пустым: «свято место пусто не бывает». Чем же в таком случае заполняется сердце? Прп. Серафим Саровский , говоря о сердце человека, использовал пример, взятый из Псалтири: «Сие море — великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа» ( Пс.103:25 ). Дальше в этом псалме написано: «животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему» ( Пс.103:25-26 ). Очевидно, так как сердце человека изначально задумано как вместилище Бога, то если в нем нет любви, заполнено оно в таком случае может быть только некоторым извращенным подобием любви, некоторой ее антианалогией. Такой ложной любовью или любовью, направленной вовнутрь, является гордость, которую обычно сопровождает блудная страсть. Интересно, что это вполне подтверждается современной психологией: половое влечение и желание стать великим являются основными подсознательными мотивами человеческой деятельности. Как лжелюбовь, гордость проявляется в виде искаженных, ложных добродетелей или страстей, которые порой, как ни странно, могут иметь внешний вид истинных добродетелей, что наблюдалось у евангельских фарисеев. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Мф.23:27,28 ) – говорит Спаситель. Но мы так часто стали употреблять слово «ложь», что настало время вспомнить и о ее «отце». Часто люди рассуждают так: я сам по себе, и не с Богом, и не с дьяволом.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

А та широкая волна стремящихся отсюда в высшие светские учебные заведения  как часто свидетельствует она об отпадении от воспринятого прежде завещания веры Христовой, хотя и прикрывается обыкновенно влечением и любовью к светской науке! Ибо многие из наших светских высших учебных заведений не называются ли христианскими лишь по преданию, а не потому, что в действительности таковы. Если в них одинаковое почтение воздается великому светильнику Церкви Русской отцу Иоанну Кронштадтскому и хулителю Церкви, отлученному от общения с нею, Л. Толстому, как учителю истины, даже большее последнему (ср. одновременное избрание того и другого в почетные члены Юрьевского Университета); если во многих из них открыто проповедуется, что не Слово Божие, живое и разумное, то есть Христос, содержит в деснице Своей законы бытия, но что мир есть машина, сама собою каким-то образом пришедшая в движение, и что человек есть лишь звено в этой машине, что не благодатью Божией питается и поддерживается жизнь человеческая, а тленная пища и питие суть главное средство и источник для поддержания жизни, и что борьба из-за нее людей, не отличающаяся по существу от борьбы в мире животных, совершенствует ум людей, исправляет волю и преобразует общественную жизнь, то о чем, как не об отпадении от веры во Христа, утрате живого общения с Ним свидетельствует пламенное стремление в эти высшие светские заведения столь многих из духовных юношей, ищущих блестящей светской науки и презирающих духовную, как бы совершенно противоречащую наблюдаемой действительности. Невольно печаль об этих отпадающих от Христа побуждает воскликнуть вместе с пророком: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» ( Ис. 55, 1–2 ). Утолили ли они свою жажду и мучения души своей, презрев Христа и Его Церковь ? О, нет! не утолили, а усилили. Много скорбей причиняло подобное отпадение от веры тем, которые в нынешние времена призваны быть руководителями юношества, начиная с самого Царя, неоднократно высказывавшего скорбь об утрате христианской веры среди дорогого и любезного для его сердца юношества (ср. манифест от 26 февраля 1903 г.). Поистине, в настоящие времена должно быть исповедником тому, кто признан охранять веру во Христа в утратившем ее обществе. И это, к стыду нашему, пред нашими западными братьями и лжебратьями, ради которых юноши университетов основывают общества распространения веры Христовой среди поколебавшегося в ней общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Актерство    Архиепископ Аверкий выявил еще один признак того, как Православные церкви, даже если они сохраняют все внешние формы, утрачивают силу Православия. Это наступает тогда, как вожди Православных групп и их глашатаи начинают играть «роли». Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию, предназначенную для людей более высокой духовности. В большинстве случаев эти «актеры», не обладая в действительности никаким духовным авторитетом, вынуждены приобретать его, прибегая, по выражению Архиепископа Аверкия, к «человекоугодию». Об этом говорил св. Апостол Павел, который в первые годы христианства вынужден был указать на отличие подлинных представителей Христа от «человекоугодников»: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас (перед вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других...» (1 Фес. 2:4-6)    «Угождая», приходится льстить «нужным» людям, и, напротив, уничтожать возможных противников в подходящий момент, нужно «считаться» с влиятельными людьми, независимо от своих убеждений. Наконец, нужно раздавать награды и посты и разглашать об этом, тем самым, связывая себя с «союзниками» взаимным «признанием», а не сердечной любовью. «Как мною людей, — писал Архиепископ Аверкий, - без ума любят высокие посты, звания, ордена и награды, и готовы приобрести их любым способом, даже попирая указания своей совести».    Архиепископ Аверкий считал, что «актерство» может также вносить вражду и разделения в Церковь:    «Чтобы пробудить жесточайшую враждебность и разделение, которые подсекают самый корень мирного течения приходской жизни, чтобы потрясти и разрушить приход, достаточно появиться в нем еще одному такому человеку — человеку, вообразившему себя «пупом земли», считающему, что все должны считаться только с ним и подчиняться ему во всем, что все его суждения и оценки безошибочны и непогрешимы... Для этих людей, кажется, совершенно исчез голос совести, они не признают Закона Божия: они способны на любое тенденциозное искажение истины, на любую ложь и злобную клевету в борьбе с теми, кто не согласен с их тщеславными влечениями, кто не поддерживает их самодовольство и их необузданное желание играть главенствующую роль везде и всюду, даже если эти люди — законно назначенные и поистине добрые пастыри и молитвенники, которых все меньше и меньше в наше время, и которых нужно ценить, а не преследовать ложью и клеветой из чисто личных тщеславных побуждений, которые являются мерзостью и грехом в глазах Бога. И этими людьми, которыми овладела безумная страсть себялюбия, часто пользуются темные силы, служители грядущего антихриста для того, чтобы разорвать и разрушить Церковь, начиная с приходов... Это люди поистине бессовестные!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

" Братия! молитесь о нас " (ст. 25). О, какое смиренномудрие! Но если он сказал это по смиренномудрию, то мы не по смирен­номудрию, а ради великой пользы и вследствие желания приобресть чрез вас нечто великое, говорим: " молитесь и о нас " . Если вы и не получили от нас значительной пользы, ничего такого, что было бы достойно удивления, то по крайней мере (молитесь за нас) ради самого нашего сана, ради самого имени. Некто имел детей, и хотя они не получили от него никакой пользы, но так как он был отцом их, то он обратил в укоризну им то, (что и они также не принесли ему пользы), сказав: даже в продолжение одного дня вы меня не называли отцом. Поэтому и мы говорим: молитесь и о нас; и говорим это не ради того только, чтобы говорить, но искренно желая ваших молитв. Если я принял на себя обязанность ходатай­ствовать о всех вас и должен буду дать отчет в этом, то тем необходимее становится  для меня ваша молитва. Ради вас я принял на себя большую ответственность;  следова­тельно, и вы должны подавать мне большую помощь.  " Приветствуйте всех братьев лобзанием святым "  (ст. 26). О, какая теплота! О, какие мысли! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других. Так и мы делаем, когда говорим: поцелуй его за меня. Так и вы сохраняйте в себе огонь любви, – расстояние не составляет для нее препятствия, напротив она наполняет собою разделяю­щее пространство и везде находится. " Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям "  (ст. 27). И здесь не столько наставление, сколько любовь: чтобы, таким образом, говорит, мне и с ними беседовать.  " Благодать  Господа нашего Иисуса Христа с вами, аминь " (ст. 28). И не просто повелевает он (прочитать послание всем), но с заклинанием, делая и это по влечению пламенного своего сердца, – чтобы они, если бы и не захотели обратить внимание на его просьбу, ради заклятия исполнили то, что было им заповедано. Тогда весьма боялись этого; а ныне и это попрано. И часто бывает, что наказывае­мый раб, заклиная и Богом и Христом Его, говорит: дай Бог тебе умереть христианином, – и никто не слушает, никто не обращает на это внимания; если же будет заклинать (наказывающего) собственным его сыном, то всякий тотчас, хотя против воли, хотя с скрежетом зубов, уменьшает однако свою ярость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010