Более того: породнившийся с нами Человеколюбец предваряет нас; Он стоит у двери сердца и стучит (Откр. 3, 20) в неё всеми способами; Он ожидает нас и ничего так не желает, чтобы только грешник обратился к Нему и был жив (Иез. 33, 11). Это и значит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). И в Послании к Евреям: Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступим к Нему (Евр. 10, 19–22). И это приступание , или приближение к Богу о имени Иисуса, и есть истинная внутренняя молитва. Я имею здесь в виду не первое приближение кающегося грешника к Богу при его новоначальном обращении, когда он в покаянии приходит к Богу и предаёт себя Ему неким общим образом, с искренним решением отныне жить Тому единому, Кто за него умер и воскрес. Этот первый спасительный шаг является предварительным условием жизни во Христе, и поэтому я не останавливаюсь на нём; я веду речь о постоянном продолжении этого приближения к Богу в уже преданной Ему душе . Ибо призванным от Бога и вверившимся Богу сердцам невозможно останавливаться на том, что они когда-то «в общем» предали себя Богу, при первом своём обращении к Нему. Конечно, это первое обращение, если оно было истинным, христиане должны и ныне, и во веки исповедовать как великое Божие благодеяние; но они не могут им ограничиваться и на нём успокаиваться. Со временем в глубинах своего внутреннего человека они ощущают сокровенное влечение всё более полно и внутренне совлекаться всего (Фил. 3, 8; Кол. 3, 9) и притекать и прилепляться к Богу. Они чувствуют, что от них требуется нечто гораздо более высокое, основательное и совершенное, нежели новоначальное обращение; их сердца говорят им о путях Божиих, о том, что Он хочет всецело и чисто усыновить их Себе (Рим. 8, 15). У некоторых это проявляется сильно и ясно, у других – слабо, прикровенно и не так отчётливо; во многом это зависит от того, собрана ли и безмолвна душа, или рассеяна. Блажен христианин, осознающий в себе сей святой призыв Божий и детски и безусловно предающий себя ему!

http://bogoslov.ru/article/6168445

В нагорной проповеди (Мат. 6:5–8 ) Спаситель опять дает такие наставления о поклонении Богу, которые, по-видимому, несогласны с правилами и требованиями Церкви. Как примирить это? 1. “Нужно молиться в уединении, втайне. “ Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .” (Мат. 6:6). “ Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … Бог есть дух .” A Святая Церковь строит храмы и требует, чтобы мы являлись в них для открытого, общественного богослужения. Есть ли тут противоречие? Нет. а)  Когда Спаситель говорил о тайной молитве в домашнем уединении , то Он вовсе не подразумевал здесь общественного богослужения, которое Он сам посещал с величайшим усердием. Он хотел так сказать: “если ты чувствуешь влечение к молитве или обязан в урочное время молиться, то не останавливайся для этого на площадях и улицах, подобно лицемерам, которые “ любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться ” (Мат. 6:5). Но “ войди в комнату твою ” и помолись Богу втайне. Молитвою не следует тщеславиться. б) Но слова: “ войди в комнату твою ” имеют еще и тот смысл, чтобы войти в свое сердце. Сердцем нужно устремляться к Богу: видят ли это другие или не видят. Из глубокой клети сердца должна возноситься к небу молящаяся душа. “Это уединение ты всюду носишь с собою, оно в тебе самом.” Таким образом, если мы молимся в поле, на улице, с семейством, в церкви, то должны держать себя так, как бы мы были одни в клети. в) “ Затворив дверь твою .” Это самое важное правило поклонения Богу . Мы крепко должны притворить и заключить двери сердца, чтобы не рассеиваться в молитве. В противном случае молитва домашняя или общественная не будет иметь успеха. Приходит диавол со своими внушениями, мир — со своими заботами, плоть — со страстями. Нужно заключиться в себе, чтобы ничто стороннее не вторгалось в наше сердце во время молитвы. 2. “В молитве не нужно говорить много слов. “ Молясь ,” заповедует Спаситель, “ не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ” (Мат. 6:7). A мы читаем многие и длинные молитвы. В церквах и монастырях совершаются продолжительные богослужения, по церковному уставу. Апостол Павел заповедует даже непрестанно молиться. He противоречие ли это? Нет.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Грех сделал людей рабами, невольниками злых влечений злого сердца. Чтобы возвратить человеку утраченную свободу, земное царство в отличие от небесного должно действовать принудительно, связывать своих членов положительным законом, налагать долг, устанавливать права, держать порядок, вводить суд, утверждать власть, требовать, направлять и останавливать, одним словом: всех вести к истинно-свободному, царственному жительству, в подобие Царства Небесного. Оттого в человеческом царстве неизбежны подчинение многих и начальство единого. Но в обществе учеников Христовых, этом предначинательном Царстве Божием, и подчинение, и начальствование уравниваются на всех равно лежащим благим игом Христовым, под которым начальствующий мыслит: не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить ( Мк.10:45 ); а подчиненный, будучи свободен от всех, свободно всем себя порабощает ( 1Кор.9:19 ). В полном же откровении для нас Царства Божия, или в Царстве Небесном, не будет и этого различения свободы от рабства, а будет одно всеобщее царствование, всесвободное, вседовольное и всеблаженное; не столько действование, сколько покой, не труд мысли и не подвиг воли, а наслаждение сердца, упоевающая трапеза общения всеблаженного Бога, полная и преисполненная благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ).) Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство… и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:29-30 ). Вот второй ответ Господа на вопрос наш о Его Царствии. Ясти и пити на Трапезе Царской значит пользоваться благами царственного звания, но не значит еще пользоваться его правами и преимуществами. Господь, завещая нам Свое Царство, возводит нас и на эту безмерную высоту. И сядете на престолах судить двенадцать колен Изра-илевых, — говорит Он. И слишком высоко, и слишком чудно новое обетование. Зачем нам судить Израиля, у которого есть Судия Истинный и Праведный, Которому дан весь суд ( Ин.5:22 )? И как нам судить Израиля? И в чем нам судить его? И какое наше отношение к нему? Не к одним ли апостолам надобно поэтому относить слова царственного завещания? Нет, братия, нет! Несомненно, что вместе с апостолами разумеется и вся Церковь Христова. Ибо если бы слова Христовы относились к апостолам лично, то следовало бы, что и Иуда-предатель сядет на престоле и будет судить одному из колен Израилевых… И что дивного, что Церковь святых будет судить Израиля? Святые судят его уже и теперь своей верой и своей жизнью. И что странного, что святые будут судить Израиля? Израиль — не только народ израильский, Израиль есть совокупность всех людей богоотступных.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

е. жить согласно с волею Божией, а не по греховным влечениям своего сердца. Ту же мысль дают и пророки Захария и Иеремия, говоря о том же самом стечении язычников в Иерусалим. У пр. Захарии говорится об этом так: и приидут людие мнози и языцы мнози взыскати лице Господа Вседержителя во Иерусалиме и умолити лице Господне ( Зах. 8:22 ). А в книге пр. Иеремии о том же читаем следующее: и соберутся вси языцы во имя Господне во Иерусалим и не пойдут ктому (и уже не будут более поступать) во след похотей сердца своего злейшаго ( Иер. 3:17 ). История действительно показывает, что язычники, познавшие истинную волю Божию, возвещенную в Иерусалиме Иисусом Христом и Его Божественными учениками, оставляли свою греховную жизнь и начинали жить жизнью новою богоугодною (см. об этом ниже толков. на Ис. 11:6–8 ). б) Причиною, которая побудит язычников стремиться в Иерусалим, по словам пророка, будет то, что там будет преподаваться новый и священнейший закон: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима. Здесь закон и слово Господне означают одно и то же, именно – закон евангельский, который есть слово или откровение, которое благоволил Бог сообщить людям чрез Сына Своего (в последок дний глагола нам в Сыне, Евр. 1:1 ). Но возникает вопрос: не противоречит ли настоящее пророчество Исаии тому, что мы видим теперь, именно – что христиане и теперь часто воюют между собою, а раздоров и несогласий между частными семействами и лицами и еще больше? На это нужно заметить, что пророк предсказывает в данном случае то, что должно было быть, без указания исключений и уклонений от этого, могущих зависеть от злой воли человека. Войны же и частные раздоры между христианами нужно считать именно исключениями или уклонениями от того общего идеала, к которому должны стремиться как целые общества, так и отдельные лица, уверовавшие во Христа. Этот высочайший идеал выражен в таких немногих словах: будите вы совершени, якоже (как) Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ), любите всех, даже врагов своих, так, как Отец ваш небесный любит всех, злых и благих ( Мф. 5:44–45 ), а Он возлюбил мир так, что ради его даже Сына Своего не пощадил ( Рим. 8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Если ты оставил родственников для жительства в пустыни ради Бога, не допускай себя увлекаться любовью к ним. Если безмолвствуешь в келлии своей, (и в это время) брат попросит у тебя сосуд, для своей потребности, то не откажи ему в сем, дабы не нарушить заповеди в отношении любви к брату. Впрочем, если имеешь оный только для своей надобности и не излишний у тебя, не отдавай оного, дабы не быть (после) в смущении: лучше погубить один свой член, нежели быть ввержену всему телу в геенну. Если во время пребывания твоего в келлии начнет тебя тревожить сожаление об отце, или матери, воспоминание о брате, или сестре, жалость о детях, или влечение к супруге: то приведи себе на память последний день жизни и суда, в который никто из них не поможет тебе, и печаль об оставлении их перестанет беспокоить тебя. Если, пребывая в келлии, вспомнишь о ком-либо обесчестившем тебя, то от всего сердца твоего помолись Богу, чтобы Он простил его, и отбежит от тебя помысел об отмщении. Если приступаешь к причащению св. Таин, наблюдай за всеми помыслами твоими, чтобы не причаститься в осуждение. Подвергшись ночью искушению страстного мечтания, храни сердце твое, чтобы оно, при наступлении дня, не размышляло о том, какие виды тел были изображаемы мечтанием, чтобы ты не осквернился сим размышлением, услаждаясь оным, и не навлек на себя гнева Божия; напротив, в сокрушении духа, от всего сердца повергнись пред Богом, и Он поможет тебе: ибо Он многомилостив к немощам человеческим. Когда пребываешь в каком-либо подвиге, не полагайся и не надейся на него в сердце твоем; но скажи помыслу твоему: О, когда бы Бог внял окаянству моему ради злострадания тела моего! Если кто тебя укорит, не отвечай ему, но в молчании рассмотри, справедлива ли укоризна; если справедлива, то кайся, как согрешивший, и благость Божия умилостивится над тобой. Если путешествуешь вместе с братией, и между ними будет такой, к которому имеешь любовь ради Бога, то не разговаривай с ним в присутствии прочих с большей свободой: может быть, между ними есть немощный брат, который повредится от ревности, и ты понесешь на себе грех его: поскольку подал ему повод ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Заповедь, запрещающая не только свободные решения, идущие в разрез с законом Божиим, но даже осуждающая непосредственные, бессознательные влечения сердца, предшествующие этим решениям, еще не была известна языческому миру. Правительственный закон и философская мораль осуждали или внешние преступления, или поступки, совершаемые в силу решений свободной воли человека. Вглубь человеческого существа, где еще не проявляет себя свободная воля, они не проникали (И. Златоуст к 13-му ст.). Рим.7:8 .  Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. С появлением 10-й заповеди закона грех посредством этой заповеди породил в человеке (еврее) множество пожеланий, а до того времени он находился в мертвенном состоянии. – Русский перевод этого стиха несколько неточен. Лучше читать так: «грех потом взял повод и произвел во мне через заповедь ( δι τ. εντυλς, а не «от заповеди», как в рус. пер.) всякого рода пожелания». Повод – точнее с греч. опорный пункт ( αφορμ) – это разные запрещенные заповедью предметы, на которых останавливается внимание человека. – Чрез заповедь. Известно, что все запрещенное представляется человеку особенно желательным и завидным. Эту мысль выразил Овидий в словах: «мы стремимся к запрещенному» (Amores II,I4.17). Конечно, такое соблазняющее действие производится запрещением на натуру, уже испорченную грехом, в которой сильны эгоистические стремления. На чистую же натуру первых людей запрещение само по себе не произвело пагубного действия – погибель первым людям пришла не от их сердца, а от диавола – соблазнителя, след., от чуждой силы. – «Мертв», т. е. бездеятелен, подобно болезни, существующей только в зачаточном виде и нуждающейся в благоприятных условиях для своего развития. Рим.7:9 .  Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, Рим.7:10 .  а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, Рим.7:11 .  потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 43:1–7 1. И бысть, егда преста глагол к людемъ вс словеса Гдн, же посла Гдь к нимъ: 1. Когда Иеремия передал всему народу все слова Господа Бога их, все те слова, с которыми Господь Бог их послал его к ним; 2. И реч снъ и снъ и вси мжи ко глаголюще: лжеши, не посла т к намъ Гдь Бгъ нашъ глаголати: не входите во Егпетъ жити там. 2. Тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш, сказать: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; 3. Но Вархъ снъ подщаетъ т на насъ, да насъ вдаси в рц Халдейст уморити насъ, и превест насъ в Вавлнъ. 3. А Варух, сын Нирии, возбуждает тебя против нас, чтобы предать нас в руки Халдеев, чтоб они умертвили нас, или отвели нас пленными в Вавилон. 4. И не послша и вси воевды силы, и вси (не послшаша) гласа Гдн, еже жити на земл 4. И не послушал Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, и весь народ гласа Господа, чтобы остаться в земле Иудейской. 43, 1–7. Уже в то время, когда пророк давал иудеям ответ на их вопрос, они не скрывали, что этот ответ им не по сердцу (см. выше). Когда пророк кончил, они, желая настоять на своем, выражают подозрение, что он передал им не слово Божие, а совет, внушенный Варухом. На каком основании высказано было такое подозрение, – в книгах св. Писания нет данных для решения этого вопроса. Можно только предположить, что, относясь к самому Иеремии с уважением, иудеи завидовали близким отношениям, в которых стоял к нему Варух. Неприятному человеку приписывали совет, клонившийся, как им казалось, не к их благу. Такое подозрение, высказанное Иеремии, равнялось упреку в слабости характера, в недостатке собственных убеждений. И между тем готовы были оказывать всякое почтение Иеремии, с тем только условием, чтобы он не препятствовал им поступать по внушениям сердца их. В настоящем же случае сердце их находилось под влиянием опасения, что халдеи придут и перебьют их или уведут в плен. Они хотели и думали, что должны спасаться из отечества. Итак они последовали влечению своего сердца, вопреки воле Божией, под тем вымышленным недобросовестным предлогом, что Иеремия будто бы не получил откровения Божия, неблагоприятного их намерению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Изложим кратко истинное учение о любви, как основании христианской религии, в обнаружение всей несправедливости обращаемого к ней нарекания. Иисус Христос сказал нам от имени Отца нашего небесного о людях призываемых Им ко спасению: „нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мат 18, 14) и что Он радуется об обращении каждого заблуждающегося, как Пастырь обретший овцу погибшую ( Матф. 18, 13 – 14 ). Что побудило Бога Отца желать нашего спасения? Его любовь бесконечная: „так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ион. 3, 16 ). Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ). И Сын Божий, „возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их», т. е. до крестных страданий и смерти за них ( Иоан. 13, 2 ). В остатках добра, сохранившихся в нашей поврежденной природе, апостол Павел находит, при том с сомнением, некоторое подобие этой любви, чем и приближает к нашему разумению ее бесконечное величие во Христе: „Христос умер за нечестивых. Едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто решится умереть. Но Бог Свою любовь доказал нам тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 6 – 8 ). Чего же за эту любовь Бог от нас требует? Только любви с нашей стороны к Нему Самому и ближним нашим, Его детям: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как себя самого» ( Матф. 22, 37 – 39 ). И, наконец, чтобы мы были способны к такой любви, Он в благодатном возрождении нашем даровал нам „сердце новое и дух новый (Иезек. 36, 26), требуя от нас только свободной деятельности в усвоении себе и воспитании в духе своем этой любви, по его же наставлениям об очищении нашего сердца от плотских влечений, и ума – от греховных помыслов. Это святое чувство чистой богоподобной любви и указывают нам в себе праведники, достигшие совершенства: „любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым», говорит апостол Павел ( Рим. 5, 5 ), и кто отлучит нас от любви Божией, восклицает тот же апостол, „скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? – Ничто ни на небе, ни на земле ( Рим. 8, 35 – 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Иисус Христос продолжал строить на том основании, которое заложено в древнее время пророками. Но Его здание совершеннее: Он исполнил, и в то же время восполнил закон. Во-первых, Он освободил нравственный закон от его связи с юридическим порядком, с законом внешних дел, и возвысил его на степень не только дел, а главным образом внутреннего настроения, сердечного расположения. Это ясно из нагорной проповеди . Слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Матф. 5и д.). А переводя закон с внешнего на внутреннее, Он сливает его в одно с собственными внутренними влечениями и требованиями человека, делает его законом свободы, законом духа ( Гал.4:26 ; Рим. 3:27 ). В этом смысле апостол говорит о праведнике, что ему закон положен не для праведных ( 1Тим. 1:9 ). Во-вторых, возвышая закон на степень духа и свободы, Господь Иисус Христос в то же время открывает существенное и сокровенное зерно закона, состоящее в требовании самоотвержения и бескорыстной любви. Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Матф. 5и д.). В-третьих, сводя Моисеев закон на закон совести и сердца, вследствие чего он написан уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца ( Рим. 8:10 ), Господь возводил нашу мысль от земных и временных благ, которыми израильтяне побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к небу, как цели его существования, побуждая не заботиться о земных выгодах и славе, но искать прежде всего царствия Божия и правды его, а все прочее само собою приложится ( Матф. 6:33 ). Потому новозаветный закон назван законом благовестия и веры ( Гал. 2:5 ; Рим. 3:27 ). Наконец, что самое важное, Господь Иисус Христос не только сообщил людям закон, но и даровал им силы к исполнению его, между тем как ветхозаветный в этом отношении был немощен ( Рим. 3:11,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Итак, возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего помышления твоего и от всея души твоея и всею крепостию твоею (см.: Втор. 6:5 ; Лк. 10:27 ). Я хочу, чтобы все твое помышление, весь ум, все созерцание твое были обращены ко Мне, чтобы ты не думал, не размышлял, не представлял себе ничего другого, кроме Меня; так, чтобы и малейшая твоя мысль не уклонялась к какому-нибудь другому предмету. От всея души твоея – Я хочу, чтобы все твое влечение, стремление, любовь, надежда твоя были направлены ко Мне и никто другой не имел места в твоем сердце. Всею крепостию твоею – Я хочу, чтобы вся твоя сила, весь труд и делание были посвящены Мне, и не потерплю, чтобы ты имел часть с другим господином. Я – Бог ревнитель и хочу один быть твоим Господом. Слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть. Я хочу тебя всего, с телом и душой, и поэтому требую, чтобы ты любил меня одного, Мне одному служил всеми чувствами своего тела, всеми силами своей души. Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего... от всея души твоея и всею крепостию твоею. Так повелевает Бог. Мы рождены и воспитаны в мире и потому опутаны многоразличными узами мира; чтобы порвать их, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом. Не мните, яко приидох воврещи мир на землю ( Мф. 10:34 ), заключить мир с отступником миром. И действительно, он – отступник, так как отделился от Бога и не признает Бога – мир Тем бысть, и мир Его не позна ( Ин. 1:10 ). Не приидох воврещи мир, но мечь ( Мф. 10:34 ), хочу вести с ним вечную войну, так как он Мой враг. Великие узы, слушатели мои, узы, которые привязывают нас к миру, есть любовь родителей к детям, детей к родителям, брата к брату, друга к другу, любовь к собственной жизни; и Христос говорит, что Он мечь приидох воврещи на землю, чтобы рассечь эти узы и отделить детей от отца их, дочь от ее матери и невестку от свекрови. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою ( Мф. 10:35 ). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010