Кто-то подъехал. Это, конечно, Мезенцев. В сердце отца Власия снова вспыхивает надежда. Он спешит на встречу приезжему и…. в ужасе отступает назад… Это не Мезенцев – это мужик, приехавший за отцом Власием за несколько верст – звать его причастить его больного отца. И мужик-то, вдобавок, из чужого прихода. Тамошний священник уехал в город. «Страшная мысль осенила отца Власия. Да, конечно, так, и не может быть иначе! Он пришел за ним, этот мужик, это олицетворение горя, оторвать его в роковые минуты от дома, от Маши… И ему надо ехать в этот мрак, в непогоду, потому что это его долг… Странное озлобление вдруг охватило его душу. Все на него!.. Он невольно схватился за голову»… Не ехать?.. А совесть, а долг пастырский, а ответственность за душу христианскую, а мольбы и просьбы мужика, наконец… Едет отец Власий с дароносицей в неблизкий путь и грезит в полудреме. Бесконечною кажется дорога. Но вот, наконец, подъезжает он к своему дому. «Подобрав одною рукою перед рясы, другою придерживая на груди дароносицу, он почти бежит в свой двор… Вот отворяется дверь его кухни. На пороге появляется сторож Евтих. Ветер треплет пламя его свечи… Боже, неужели умерла? И не своим, странным голосом о. Власий спрашивает, поднимаясь на первую ступеньку: – Что, Евтих?.. Неужели умерла?.. – Божья воля, отец Власий… Голова Евтиха склоняется. Левая, свободная рука поднимается к глазу. Пылает и плывет свеча… Кругом тьма и ночь»… В рассказе г. Мамина-Сибиряка «Ранний батюшка» («Журнал для всех» 1902 г. январь) изображен ранний священник одной из находящихся в центральной части Москвы церквей, – отец Иван Августов. Отец Иван – уже вышедший за штат по преклонности лет сельский батюшка из рязанской епархии. В Москве он временно, – служит за своего племянника, уехавшего на лето на Кавказ. Отец Иван – смиренный и добродушный старец, «в старом- старом подряснике с заплатами на локтях и выцветшей люстриной ряске, совсем порыжевшей по оплечью, и разношенной, широкополой, настоящей поповской шляпе и деревенской работы тяжелых сапогах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Три года игумен каждую ночь простаивал на молитве, и Господь исполнил его желание. Однажды Власию представилось, что он ходит по какому-то большому полю, а посреди поля — рай. Что такое был этот рай, нельзя передать человеческим языком. Войдя туда, игумен увидел разные деревья, усыпанные прекрасными плодами с дивным ароматом. Под яблоней на золотом престоле сидел повар Евфросин. — Сын мой, что ты здесь делаешь? — с изумлением спросил Власий. — За твои молитвы Господь поставил меня здесь сторожем святого рая,— ответил тот. — А если я попрошу у тебя что-нибудь, можешь мне дать? — Проси чего хочешь. Игумен показал на одну из яблонь и попросил сорвать три яблока. Евфросин бережно снял плоды, игумен положил их в мантию — и тут же видение кончилось. Власий был в своей келье, а в мантии у него лежали три яблока. Зазвонили к утрени. После службы игумен велел братии не расходиться, призвал с кухни повара и спросил: — Сын мой, где ты был этой ночью? Тот молчал, опустив глаза. Старец продолжал его спрашивать, и Евфросин ответил: — Там, где ты меня видел, отче. — А где я тебя видел? — В святом раю. Игумен поклонился ему в ноги, потом вынул из мантии яблоки и положил их на дискос. — Это яблоки из рая,— сказал он братии.— Три года я молился, чтобы Бог открыл мне, где находятся души благочестивых монахов, и сегодня ночью видел рай и встретил там нашего брата Евфросина, который дал мне эти яблоки. Умоляю вас, не презирайте простецов. С верой служа братии, они оказываются у Бога выше всех.— Игумен Власий разделил райские плоды на благословение братии, и больные иноки, вкусив тех яблок, сразу выздоровели. А Евфросин ушел из монастыря, чтобы избежать людской славы. Ещё статьи о воспитании Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 711  чел. Всего просмотров 32 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/deti/detjam-o-svjatosti...

И еще говорил: «Каждый человек – это неповторимое творение Божие, и на каждого человека нужно смотреть с любовью, будь он мусульманин или протестант, иудей или вообще неверующий, да кто угодно! Кто мы такие, чтобы его судить? Нам Господь дал о ближних только одну заповедь – любить! У каждого человека свой путь в жизни, который дал ему Господь и не перебегай ему дорогу, не мешай ему! Не мельтешись перед ним, не раздражай, а думай лучше о своих грехах, за которые тебе придётся отвечать перед Богом, не за его грехи, а за твои собственные!» Все разговоры о его прозорливости отец Власий решительно отметал, списывая своё знание болезней на иридодиагностику, умение определять состояние здоровья по радужной оболочке глаз. Но все отцы, близко его знающие, считали само собой разумеющимся, что отец Власий часто прямо в глаза мог назвать тебе какие-то грехи и конкретные обстоятельства, о которых никто, кроме тебя не знал. Когда возвращался из Боровского монастыря, отцы первым делом всегда спрашивали: «Ну что, сильно батюшка обличал?» Но после его обличений человек не отчаивался и не опускал руки, наоборот, как врач «Скорой помощи» дефибриллятором отец Власий возвращал закоснелых эгоистов к жизни, показывая, что стоит покаяться и обратиться ко Христу, и всё в жизни возможно исправить. Батюшка часто повторял: «Наша жизнь – это чистый лист бумаги и зависит только от нас! Не от обстоятельств, не от родных и близких, не от того, из богатой мы семьи или из бедной. Вся наша жизнь зависит от наших решений здесь и сейчас, и в любой момент все можно изменить. В любой! Бог любит нас безусловно и безоглядно и поддерживает в любых добрых желаниях и поступках! Мы можем создавать свою жизнь, какой захотим, можем стать кем угодно, добиться невиданных высот, и если наши желания чисты и честны, то Бог будет оберегать и помогать нам во всей жизни» Однажды подарил мне молитву водителя и сказал, чтобы я обязательно её выучил. Я обрадовался, подумал, что машину скоро куплю! А вместо этого мы с другом на его машине попали в страшную аварию. Машина в лепешку, а у нас только ушибы и несколько царапин. Когда в следующий раз приехал к духовнику, он мне с порога строго говорит: «Ты почему молитву, которую я тебе дал, не выучил?». Я стал оправдываться, что у меня машины нет, и вообще за рулем другой сидел! А он говорит: «А если твой друг вообще не молится, кто за вас молиться будет?».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/09/on...

Он совсем погрузился в работу, как вдруг за окном послышался шелест и трепет голубиных крыльев. Евтихий знал, что это кормит птиц соседка, молодая жена старого пекаря. Он часто смотрел на нее украдкою. Над палисадником, между ветвями сирени, в темном четырехугольнике открытого окна, стояла она, с голою шеей, с вырезом платья, сквозь который сверху видно ему было разделение грудей и теплая тень между ними, – с чуть заметными веснушками на белой коже и рыжими волосами, блестевшими на солнце, как золото. «Чадо, на женскую красоту не зри, – вспоминались ему слова Ильи Потапыча, – ибо та красота сладит сперва, как медвяная сыта, а после горше полыни и желчи бывает. Не возводи на нее очей своих, да не погибнешь. Чадо, беги от красоты женской невозвратно, как Ной от потопа, как Лот от Содома и Гоморры. Ибо что есть жена? Сеть, сотворенная бесом, прельщающая сластями, – проказливая на святых клеветница, сатанинский праздник, покоище змеиное, цвет дьявольский, без исцеления болезнь, коза неистовая, ветер северный, день ненастный, гостиница жидовская. Лучше лихорадкою болеть, нежели женою обладаему быть: лихорадка потрясет, да и пустит, а жена до смерти иссушит. Жена подобна перечесу: сюда болит, а сюда свербит. Кротима – высится, биема – бесится. Всякого зла злее злая жена». Евтихий продолжал смотреть на соседку и даже ответил на улыбку ее такою же невольною улыбкою. Потом, вернувшись к работе, написал одну из святых мучениц в иконе с волосами золотисто-рыжего цвета, как у хорошенькой пекарши. На лестнице раздались голоса. Вошел Власий, старый посольский толмач, за ним хозяин дома мэтр Гильом Боро, Франческо Мельци и Леонардо. Когда Власий объявил Евтихию, что гости желают взглянуть на его мастерскую, он застыдился, почти испугался и все время, пока они осматривали, стоял молча, потупившись, не зная, куда деть глаза, только изредка взглядывая на Леонардо: лицо его поразило Евтихия – он казался ему похожим на Илью-пророка, как тот изображался в «Иконописном подлиннике». Осмотрев принадлежности крошечной мастерской – невиданные кисти, пилки, дощечки, раковины с вапами, горшочки с клеем и олифою, – обратил Леонардо внимание на икону «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хотя Власий, который больше путал, чем объяснял, не умел растолковать значение надписей, художник понял замысел иконы и удивился тому, что этот варвар, сын «зверского племени», как называли итальянские путешественники русских людей, – коснулся предела всей человеческой мудрости: не был ли Сидящий на престоле над сферами семи планет, воспеваемый всеми голосами природы – неба и преисподней, огня и духа бурного, растений и животных, людей и ангелов, – «Первым Двигателем» божественной механики – Primo Motoro самого Леонардо?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Затем консистория требовала от Образцова, тоже чрез казённую палату, сведение, какого вероисповедания были его родители, и когда он ответил, что Римско-католического: то требовала метрики о рождении и крещении, а также бракосочетании тех родителей, или обстоятельного пояснения о времени и месте крещения и бракосочетания их. В присланном показании Образцова сказано: 1) что мать его, как ему известно из словесного предания, родилась в городе Лиде и крещена в тамошнем Римско-католическом костёле, но в котором году – не знает; 2) где рождён и крещён его отец, тоже не знает; и едва ли знал о том сам покойный его отец, ибо, по его словам, оставлен он был малолетним сиротою, не зная ни родителей, ни родственников, пребывал в разных местах и впоследствии, состоя в военной службе, сочетался браком, но где – ему неизвестно; 3) что, оставшись по смерти родителей в малолетстве, воспитывался в городе Лиде (у бывших там пиаров) в Римско-католическом законе, на счёт пожалованного ему всемилостивейше сиротного пенсиона. Консистория Литовская, видя уклончивость Образцова в доставлении положительных указаний по настоящему предмету и даже явную неосновательность показания его, будто отец его Власий Образцов исповедовал Римскую веру, когда имя и самое название доказывают, что он был Русский Православный, положила: для открытия истины и предания виновных суду, отнестись в губернское правление о произведении формального следствия при духовном депутате. По-видимому, русский офицер по службе, Русский по имени и фамилии, Власий Образцов не мог быть Римско-католической веры, и сын его не мог быть крещён в сей вере, а если был крещён, то противозаконно. Посему я не могу не одобрить означенного постановления консистории, тем более, что это совращение русского древлеправославного чиновника, оставленное без всяких последствий, необходимо уверит всех о равнодушии к Православной вере здешних гражданских начальств и ободрит иноверцев ещё к большей предприимчивости против Православной Церкви, и так уже по Лидскому уезду, более нежели в других местах, замечаемой. Желая однакож оказать возможное снисхождение по настоящему делу и отклонить тяжкую законную ответственность, которую оно, вероятно, навлечёт на многие частные и должностные лица, долгом считаю обратиться к Вашему Высокопревосходительству и просить покорнейше: не благоугодно ли вам будет вызвать Образцова в Вильно и чрез благонамеренного чиновника внушить ему обратиться к Православной прародительской вере, для прекращения настоящего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Впрочем, предлагая это как норму, церковная традиция, безусловно, учитывает и меру готовности людей к тому, чтобы это воздержание вместить, в особенности если речь идет о семье, в которой один из супругов не воцерковлен или является неверующим, и ему подобного рода воздержание на сегодня и искусительно, и непосильно. Конечно, в этих ситуациях благоразумно позаботиться о сохранении семьи и недопущении искушений, которые могут прийти через вынужденное воздержание при несогласии на него одного из супругов. И если все-таки интимная близость в таких случаях имеет место, то само по себе зачатие, которое может произойти, не является более греховным, не несет на себе некой особливой печати греха. И суждение, что ребенок, зачатый в эти весенние месяцы Великого поста, будет непременно всю жизнь расплачиваться за невоздержание родителей, было бы чрезмерно строгим суждением, которое невозможно вывести из полноты церковной традиции. Впрочем, желая своим детям лучшего, всегда будем, насколько это в наших силах, стремиться и в данной - деликатной - сфере нашей жизни руководствоваться правилами и уставами Церкви, в которых собрана мудрость поколений верующих людей, а не просто некие суровые и кажущиеся нам неудобовместимыми требования. Последнее редактирование модератором: 15 Сен 2017 А я думаю, что истина где-то посредине. Если родители язычники, буддисты, атеисты, то на их ребенке зачатие в пост никак не отразиться. Если же только один из супругов верующий, то у него есть смягчающие обстоятельства, если неуступчивость могла привести к бОльшему греху. Хотя тут возможно уже некоторое отражение на ребенке: простуживается, часто болеет и т.п. Но если оба супруга верующие и нарушили таким образом пост, уступив сладострастию, то наказание может быть очень жестким, как говорил о.Власий и многие другие старцы. А я думаю, что истина где-то посредине. Если родители язычники, буддисты, атеисты, то на их ребенке зачатие в пост никак не отразиться. Если же только один из супругов верующий, то у него есть смягчающие обстоятельства, если неуступчивость могла привести к бОльшему греху. Хотя тут возможно уже некоторое отражение на ребенке: простуживается, часто болеет и т.п. Но если оба супруга верующие и нарушили таким образом пост, уступив сладострастию, то наказание может быть очень жестким, как говорил о.Власий и многие другие старцы.

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-ot...

Но вот из моего, грешного, " опыта " - не было у меня никакой светлой радости и спокойствия после беседы, которой удостоил батюшка. Тоска, слезы рекой, ощущение полной негодности и никчемности. И по прошествии нескольких лет никак не решусь на еще одну попытку попасть и спросить о наболевшем. Может так и надо, может такое лекарство от Господа?.. Слава Богу за это и за все! Вадим Паршиков 1 апреля 2015, 15:31 Духовник не советует обращаться к о. Власию Галина 1 апреля 2015, 15:27 Замечательная статья! Спасибо! Любовь Украина 1 апреля 2015, 15:14 Храни Вас Господь и многая Вам лета, отец Власий. Вам, Денис, спасибо за рассказ. Вадим 1 апреля 2015, 15:13 Всё верно наш Батюшка такой: Тёплый молитвенник о нас к Богу. Однажды одна прихожанка пришла к Батюшке на исповедь. Она очень боялась и волновалась, так как понимала что перед ней старец. Когда она она вышла от батюшки она сказала лишь одной: Боже какой он добрый! Tatyana Kozachok 1 апреля 2015, 15:08 Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго Никиту, даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его молитвами святых Ангел, отгони всякаго, чающаго ему зла. Господи, не осуди, не истяжи его ради греховной моей жизни, умножи в нем дарования духовныя, открой ему, Господи, вся моя прегрешения, исполни его мудростию, молитвою и любовию. Ради святых его молитв даруй моим грехам прощение, жизни исправление, в добродетелех преуспеяние, ниспосли ему милости Твоя богатыя. Сподоби его, Господи, в день сей (в ночь сию) без греха сохранитися, побори его враги плотския и бесплотныя, и от видимых и невидимых враг избави его, изми его от человека льстива и от мужа неправедна, соблюди паству его до кончины его издыхания, чтобы в покаянии нам придти к тихой и безмятежной жизни. Господи, помяни, посети, укрепи и сохрани его на многия, многия лета. О Сладчайший Иисусе! Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд, освяти Твоею святынею отца моего духовнаго, оправдай его своею праведностию, покрый Твоим милосердием, исцели его от болезней. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии и святыми его молитвами прости вся моя согрешения, прости и всех его духовных чад, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

http://pravoslavie.ru/78305.html

Так народ наш доселе поет в одном своем духовном стихе: Мати Божья Богородица, Скорая помощница. Теплая заступница! Заступи, спаси и помилуй Сего дому господина От огненной пожоги, От водяной потопи! Попаси же ему, Господь Бог, Хлор, Лавер лошадок, Власий коровок, Настасий овечек, Василий свинок, Мамонтий козок, Терентий курок, Зосим Соловецкий пчелок, Стаями, роями, Густыми медами У старообрядцев, равно как и православных, в домах, на стенах, привешиваются полные росписания, какой святой чем обладает в области природы и физической жизни человека. Не вдаваясь в подробное объяснение, почему, напр., Хлор-Лавёр признаются нашим народом пастырями лошадок, – Власий коровок, Настасий овечек и проч., мы ограничимся историческим объяснением религиозной санкции пчеловодства в лице Зосимы и Савватия Соловецких. Наперед нужно сказать несколько слов о значении пчеловодства или бортничества в древней Руси. Было время, когда не только земледелие и рыболовство, но, при изобилии богатых разной производительностью, большей частью еще непочатых лесов, и бортничество или пчеловодство составляло один из первых путей для колонизации и первоначальной культуры финского северовостока лесного, полудикого. В «Польской» ли земле 62 ставился город, напр. Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский или «налесах» посажались, поставлялись починки и деревни, – во всяком случае первые поселенцы их высылали слуг своих «работных людей», либо выезжали сами из города или из деревни во все четыре или пять сторон, каждый по своему промышленному уезду, «пути и ухожаю». У кого были работные люди, напр. у князей, у бояр, у церковных властей, те населяли, при своих хозяйственно-промышленных ухожаях или угодьях «работными людьми страдомые деревни», напр. при рыбных реках и озерах, «по стольничему пути», ставились деревни рыболовли 63 , «по ухожаям бобровым» – деревни бобровников 64 , при соляных озерахи варницах населялись соловарами, водоливами и дрововозами» деревни соловаров, из которых впоследствии образовались некоторые города, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Формы упрощаются и геометризируются, некогда объемная трактовка все более вытесняется плоскостной, в которой главный акцент ставится на силуэте. Вырабатываются излюбленные композиционные схемы – простые, лаконичные, разреженные. Особую популярность получают иконы с изображением стоящих в ряд святых. Одновременно складывается свой излюбленный тип святого: крепкие, ладно сбитые, скорее, приземистые фигурки, скошенные плечи, почти круглые головы с мелкими чертами лица и с характерными нависающими носиками. В письме ликов, одеяний, горок появляется та заученность приемов, которая в дальнейшем сложится в канонизированную иконописную систему. В иконах позднего XIV в.—1—й пол. XV в. еще нет никакой сухости. Они написаны легко и свободно, без всякого нажима. И в этом их особое очарование. Но в них нет больше широты трактовки XIV в., нет и его монументальности, что, в частности, находит себе выражение в резком уменьшении размера икон. Ставший более миниатюрным почерк свидетельствует о победе иконописного начала. Только со 2-й половины XIV в. новгородская религиозность обретает столь ярко выраженные индивидуальные черты, что накладывает глубокую печать буквально на любое произведение станковой живописи. Ее отличает теплая, задушевная вера и какой-то личный оттенок в отношении к церковным догмам. Но в то же время эта религиозность выдается своим трезвым, абсолютно не метафизическим духом. От нее легко перебрасывается мост к практической жизни, она органически впитала в себя народные помыслы и чувства, ей присущи подкупающая искренность и импульсивность. Вот почему религиозное искусство Новгорода так трогает своей наивной непосредственностью. Его ясные и простые образы настолько конкретны и доходчивы демократичны, что они невольно воспринимаются как порождение живой народной фантазии. Уже в выборе изображаемых на новгородских иконах святых ярко отразились народные вкусы. Наиболее почитаемые в Новгороде святые – это Илья, Георгий, Власий, Флор и Лавр, Никола, Параскева Пятница и Анастасия. Они выступают покровителями земледельческого народа, молитвенниками за его нужды и горести. Пророк Илья – громовержец, дарующий земледельцу дождь и охраняющий его дом от огня. Поражающий змия Георгий – землеустроитель и страж деревенских стад. Убеленный сединами Власий – патрон животных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Quod si et diversa animalium et volalilium genera, qnae humauis deserviunt usibus, tole quid corripuerit, nomenque meum super eis invocatum fuerit, propitiare, Domino, patentibus, sanans ea, quia Deus miserationum et clemens tu es 15 . Подобную же молитву произносит Евдоксий 16 . Подобная же молитва читается в житии св. Петки 17 . Все эти примеры, число которых можно бы увеличить, указывают, что и молитва Никиты принадлежит к таким же общим местам. Подобно тому как молитва Власия является то в более кратком, то в более полном виде, так и молитва Никиты передаётся то более кратко, то более полно. Краткие редакции должны быть признаны более древними. Хотя подобные молитвы мучеников и носят уже стереотипный характер, однако в некоторых, если не во всех, можно отыскать нечто специфическое, принадлежащее тому именно, а не другому мученику. Так, напр., в молитве Власия видим, что его имя помогает подавившимся костью, и в третьей редакции Власий и произносит эту молитву как раз при совершении чуда. Эта частность стоит, следовательно, в связи с его житием, и, как таковая, должна была принадлежать оригиналу. Далее, так как Власий считается покровителем домашнего скота, то моление его в третьей редакции о сохранении diversa animalium et volatilium genera является вполне понятным. Всё остальное, отличающееся общими чертами, явилось впоследствии, как распространение со стороны редакторов. То же самое нужно иметь в виду и по отношению к молитве Никиты. Наиболее обширная молитва читается в Пар, но она отличается там общим характером и не имеет прямого отношения к его мучению. Молитва Вн а . хотя в передана в немногих словах, но так как список этот представляет вообще сокращённую редакцию, то, очевидно, и молитва сокращена из более полной, но сокращение не оставило ничего специфического. Первоначальность должна быть признана за той редакцией молитвы, где она является в виде заключения к мучению, т. е. за Вн а . и славянским переводом. В Вн а . кто будет читать мучение Никиты, φεγει π’ ατο δαμων π μρας σαρκοντα; в славянском переводе – « аще ли кто бсы мимь будеть, да избудеть нихь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010