Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Согласно апокрифическому Мученичеству (BHG, N 1343), Никита Никомидийский был сыном рим. имп. Максимиана (285-305, 307-308, 310). Однажды ночью ему явился Христос в сопровождении ангелов и показал знамение Св. Креста, назвав Никиту мучеником. После того как сын императора поклонился Кресту, Спаситель вознесся на небеса. На следующий день Никита обошел весь город, разыскивая того, кто смог бы растолковать ему видение. Некая женщина, по имени Иулиана, показала ему свой энколпион, после чего Никита понял смысл увиденного. Он пришел к отцу, обвинил его в нечестии, снял с себя воинские доспехи и облачился в нищенские одежды. Никита обратился к Богу с молитвой, прося направить его по верному пути. Ночью ему явился арх. Михаил, и Никита возблагодарил Бога. Мальчик-раб, по имени Иулиан, услышал молитву Никиты и донес Максимиану, что его сын поклоняется Богу христиан. С этого дня император искал удобного случая, чтобы вернуть Никиту в язычество. Однажды Максимиан увидел сына молящимся, подошел к нему и спросил, кто его околдовал: Георгий, Кирик или еп. Власий, к-рого подверг пыткам его брат Дамиан (вероятно, речь идет о сщмч. Власии Севастийском (пам. 11 февр., † ок. 316, при имп. Лицинии, по др. версии - при имп. Диоклетиане). Затем император пригрозил сыну страшными мучениями, если тот не принесет жертву идолам. Никита отказался повиноваться. Тогда Максимиан попытался соблазнить его прекрасной девицей, однако тот не притронулся к ней, а откусил свой язык и бросил отцу. Максимиан приказал положить Никиту на ложе с колесами и спустить с крутой горы, думая, что т. о. убьет сына. Но когда солдаты во главе с военачальником пришли к тому месту, куда упало ложе, то увидели сына императора целым и невредимым. Они уверовали во Христа, и Никита крестил их. Отец приказал бить святого воловьими жилами, смоченными в уксусе и желчи.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНЬЯ Гонья [греч. Ιερ Μον Γωνις], муж. действующий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, называемый также мон-рем Божией Матери Одигитрии или Владычицы Ангелов (Κυρας τν Αϒϒλων). Находится на о-ве Крит, близ сел. Колимбари, в 24 км от г. Ханья. Принадлежит Кисамской и Селинской митрополии К-польского Патриархата. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Г.- один из самых больших и красивых мон-рей Крита, является культурным и религ. центром зап. части острова. Название Г. (новогреч. ϒωνι - угол), вероятно, связано с местоположением обители на берегу зал. Ханья. Монашеские поселения появились на этом месте еще в IX в. Первоначально здесь была маленькая обитель с ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, монахи к-рой вместе с братией из окрестных мон-рей впосл. образовали мон-рь Г., основанный в 1618 г., в период окончания венецианского господства на Крите. Ктиторами обители были иером. Власий Амасийский с Кипра, гимнограф Венедикт Цанкаролас, бывший также монахом Г., и представитель знатного рода Георгий Морморис. Строительство соборного храма, посвященного Успению Пресв. Богородицы, закончено в 1634 г., позднее к нему пристроено 2 парекклисиона - во имя свт. Николая Чудотворца и сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, и внесены др. изменения во внешний облик. Собор представляет собой триконх - архитектурный тип, свойственный мн. храмам этой местности. Во время тур. завоевания Крита, в 1645 г., Г. был сожжен захватчиками и оставлен монахами до 1651 г. После восстановления мон-ря игум. Исаия (Диакопулос) составил устав обители, к-рый способствовал организации и процветанию Г. В 1662 г. сигиллием К-польского патриарха Дионисия III Г. получил статус ставропигиального мон-ря. Во время Греческой революции 1821-1829 гг. мон-рь был разграблен турками, однако монахи сумели вывезти на корабле большое количество особо ценных икон и др. реликвий, позже вернувшихся в Г. Мон-рь играл важную роль во время Критского восстания 1866 г., когда турками был сожжен соборный храм. В этот период игум. Г. Парфений (Пиеридис) был председателем Генеральной ассамблеи критян, его преемник игум. Парфений (Келаидис) также был видным церковным деятелем. В годы второй мировой войны монахи были арестованы и содержались в Ханье, позже братия принимала участие в сражении за Крит вместе с англичанами. Мон-рю принадлежат оливковые рощи и виноградники, в Кисамосе у него есть 18 подворий. В обители хранятся иконы поствизант. периода (самые древние - XV в.), церковные реликвии, мощи 30 святых, в б-ке мон-ря находится собрание рукописных кодексов. С 1968 г. близ Г. под эгидой К-польского Патриарха действует Православная академия Крита.

http://pravenc.ru/text/166159.html

Святой Климент, папа Римский в России Апостол от семидесяти на Русском Юге Иван Матвеев Источник: Anastasis.me Инкерманский монастырь в начале 20 века.      Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму. Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году. Епископ Рима Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан. Сщмч. Климент Римский, св. Петр Александрийский, Св. Власий. XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      Св. Климент Римский (фрагмент) XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

http://pravoslavie.ru/111282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/134130.html

Анна с младенцем Марией и св. папа Лев Великий, Богородица с Младенцем (Гликофилуса) и сщмч. Власий (2 колонны без росписи); апостолы Варфоломей и Иаков, брат Господень. К оконной декорации относились, возможно, фрагменты расписного оконного стекла в пещерах под сев. трансептом, ассоциируемых с блж. Иеронимом (собраны при работах 1962-1964). Представляющие в стилистическом отношении смесь романо-готических и визант. элементов, росписи ц. Рождества в целом являли пример смешения политических, культурных и художественных тенденций Запада и Востока в Св. земле в эпоху лат. господства. Полы базилики были мраморными: в «Хождении» игум. Даниила они описаны как белые; описания более поздних паломников позволяют предположить цветную мозаичную выкладку мрамором в итал. стиле Космати. Эти полы были похищены турками между 1596 и 1626 гг. Мрамор покрывал также нижние части стен (в наст. время следов облицовки не сохр.). Считается, что главный престол храма был выполнен ок. 1185 г. Иоанном из Вюрцбурга. Снаружи с запада базилику в XII в. фланкировали башни-колокольни (по обеим сторонам нартекса; на 1-м этаже сев. башни располагалась часовня с расписанными стенами). Крышу базилики, крытую свинцом по балкам, упоминают мн. паломники XII-XIII вв., но какой была ее внутренняя форма (кессонированная, как в VI в., или открытая стропильная конструкция, как в совр. виде), неясно. Теодорих в 70-х гг. XII в. писал также о венчавшей кровлю звезде из золоченой меди. В XII в. базилика была обстроена новыми зданиями мон-рей, весь комплекс окружила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями. Главный вход вел через башню на зап. стороне, ее руины еще были видны в кон. XVI в. (основание раскопано в 1932). Одна из башен (16,4 ´ 18,4 м, в юго-вост. углу, с основанием из рустованных блоков) напоминает донжон. В базилике был собран целый ряд реликвий. Пилигримы упоминают о столе, на к-рый волхвы возложили свои дары; ок. 1130 г. в гробнице, на зап. стороне хора, были положены мощи св. Иосифа Аримафейского; отмечены также клещи (pincers), к-рыми св.

http://pravenc.ru/text/158886.html

Новгородской губ. (ныне дер. Ирма Шекснинского р-на Вологодской обл.) на р. Ирме, датируемой по вкладной надписи 1777 г. (ЧерМО, 117 х 85 см; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 86. Ил. 87). В среднике - на оливково-зеленом фоне с пологими горками и деревцами,- М. и сщмч. Власий, обращенные к Христу Еммануилу в облачном сегменте. В 14 (из 16) клеймах помещены сюжеты Жития М., восходящие к тому же источнику, что и икона ЦМиАР, еще в 2, в центре правого и левого полей, образы избранных святых: ап. Иоанна Богослова и свт. Иоанна Златоуста (слева, клеймо 8), св. воинов Иоанна Воина и Георгия Победоносца (справа, клеймо 9). Порядок житийного повествования нарушен в т. ч. включением в одно клеймо разновременных событий, так, напр., сцена заключения отца М. дана после изображения его кончины. Содержание клейм в последовательности житийного рассказа: рождество М. (родители с нимбами, в подписях названы святыми - Евсевий и Феодула) (клеймо 1); крещение М. святителем в присутствии отца и матери, взятие М. в воспитание среброкузнецом «до совершенного возраста» (клеймо 2); св. Евсевия приводят к имп. Максимиану («пред царя… повелеша его связати и затворити в темнице») (клеймо 3); взятие св. Евсевия под стражу (клеймо 11); св. Феодула с младенцем М. стоит перед темницей, из-за решетки к-рой на нее смотрит муж; молитва супругов; страж находит тела умерших супругов и забирает лежащего между ними младенца М.; отрок М. молится на могиле родителей. В правом верхнем углу образ благословляющего Иисуса Христа (клеймо 6); к имп. Максимиану («Асимиану») приносят младенца М., и тот распоряжается о его воспитании (клеймо 4); младенца М. приносят в дом сенатора; возрастание М. (он изображен отроком в верхней палате, беседующим с неким ребенком) (клеймо 5); среброкузнец приводит М., отрока, к своему смертельно больному брату, и тот исцеляет брата; М. исцеляет бесноватого (клеймо 7); дети среброкузнеца продают М., «яко раба неверному мужу»; М.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

в храмовой декорации характерно для др. храмов средневизант. периода: мозаика апсиды кафедрального собора в Монреале (Сицилия), XII в., фрески ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде, 1199 г.,- в центральной апсиде, во 2-м регистре святительского чина, рядом со свт. Ипатием Гангрским, фронтально в рост, в левой руке - Евангелие, правой благословляет. Н. В. Пивоваровой отмечена композиционно-смысловая связь В. и свт. Николая Мирликийского (в 1-м регистре, над В.), «объединяемых как действенные заступники и помощники в бедах» ( Пивоварова. С. 43). От поздневизант. периода сохранился ряд подобных изображений в балканских храмах: в ц. св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (Македония), ок. 1380 г.,- фигура святого представлена в числе 4 святителей (фронтально в 3/4-ном развороте), изображенных на сев. и юж. стенах алтаря (возможно, входили в композицию «Небесная литургия»); в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в нижнем ярусе в алтарной композиции «Евхаристия» - в 3/4-ном развороте, в крещатой ризе, обеими руками держит полуразвернутый свиток. В алтаре ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Липляне (Косово и Метохия, Сербия), ок. 1380 г., в композиции «Поклонение жертве» образ сурового старца, предположительно В., сходен с изображением святого в Марковом мон-ре, использованы те же художественные приемы: мощная лепка объемов, крупный нос, небольшие глаза, сходящиеся на переносице кустистые брови. В церкви в Липляне борода В. более короткая, не остроконечная, а округлая. Изображен В. также в росписи ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г., в юж. части апсиды, во 2-м регистре святительского чина, рядом со свт. Спиридоном Тримифунтским ( Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского мон-ря//ДРИ. СПб., 1999. С. 229), и предположительно в жертвеннике ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре, ок. 1475 (?) г.,- кон. XV в. (не сохр.); над входом с сев. стороны в ц. Власия, сер.- 2-я пол. XV в. (?). Богоматерь с Младенцем и сщмч.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Вениамин (Федченков) (1880—1961), митрополит. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. В эмиграции с 1920. Инспектор Свято-Сергиевского богословского института в Париже. После перехода митрополита Евлогия (Георгиевского) под юрисдикцию Константинопольского патриархата остался в подчинении Московского патриархата, в 1931 основал Трехсвятительское подворье в Париже. С 1933 экзарх Русской Православной Церкви в США, во время второй мировой войны много потрудился для организации помощи России. В 1948 вернулся в Россию, служил в Риге, Ростове, Саратове. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре. Верхарн, Эмиль (1855—1916), бельгийский франкоязычный поэт-символист. Вианне, Жан-Батист Мари (Арский кюре) (1786—1859), св., французский священник, служил в местечке Арс. К нему стекались тысячи людей, в последние годы жизни он исповедовал по 16—18 часов в день. Его служение по своему характеру сравнимо с русским старчеством. Причислен Католической Церковью к лику блаженных в 1905, канонизирован в 1925. День памяти 4 августа. Вивекананда, Свами (1863—1902), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор, ученик Рамакришны. Винсент де Поль (Венсан де Поль) (1581—1660), св., французский священник. Проповедовал и служил среди бедноты. Совершая поездки по разным местностям Франции, повсюду основывал благотворительные миссии и учреждения, впоследствии объединенные в конгрегацию лазаристов. Основал также конгрегацию сестер милосердия. В 1729 причислен Католической Церковью к лику блаженных, в 1737 — к лику святых. День памяти 27 сентября. Виньи, Альфред Виктор де (1797—1863), французский поэт-романтик. Владимир Святославич (в крещении Василий) (?—1015), св. равноапостольный, великий князь Киевский. В 988—989 ввел христианство на Руси. Память 15 июля. Власий (?—312), сщмч., епископ Севастийский. Память 11 февраля. Вовенарг, Люк де Клапье (1715—1747), французский писатель-моралист эпохи Просвещения, автор «Афоризмов». Вольтер, Франсуа Мари Аруэ (1694—1778), французский писатель, философ-просветитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Несмотря на немногочисленность сохранившихся образцов прикладного искусства домонг. периода, их иконография свидетельствует о достаточно широком репертуаре в выборе изображений И. Так, на 2-сторонней каменной иконке «Явление Господа прор. Илии. Свт. Николай Чудотворец» (кон. XII в., ГТГ) И. показан сидящим в пустыне, вверху в небесном сегменте - благословляющий Иисус Христос. И. стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи. В XIII-XIV вв. И., как сщмч. Власий Севастийский или вмч. Георгий Победоносец, почитался как покровитель сельского хозяйства. Сохранился ряд сев. икон одного иконографического типа, где И. изображен по пояс, седовласым старцем в хитоне и милоти, с повязанным на шее белым платом, со свитком в руке, с характерным пророческим жестом (пальцы, как правило, направлены в сторону свитка). К этому изводу принадлежат иконы: из часовни И. пос. Пяльма Пудожского р-на (1-я пол.- сер. XV в., МИИРК); из храма на острове оз. Машезеро (XV в., частное собрание); из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в., ГТГ) - на красном фоне; из Покровской ц. с. Ракулы на Сев. Двине (1-я пол. XV в., ГТГ); из с. Манихина Ленинградской обл. (кон. XV в., ГРМ) и др. В сохранившихся новгородских храмовых росписях XIV - нач. XV в. И. присутствует вместе со св. Иоанном Предтечей среди пророков в купольной декорации: в храме Спаса на Ковалёве (1380); в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.); в ц. Спаса на Ильине ул. (1378); в ц. Рождества Богородицы на Красном поле (90-е гг. XIV в.); в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Близкое расположение И. к образу Пантократора в куполе появилось под влиянием исихастских воззрений: свт. Григорий Палама, опираясь на текст Книги Царств о явлении И. Господу на горе Хорив (3 Цар 19. 11-13), писал о пророке, что «свидетельство и правдивое известие - его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все» ( Григорий Палама, свт.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 3174 (768x1024, 225 Kb) Добавлено на опознание: 2022-12-26 19:00:34 Владелец: Kristina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Буду очень благодарна, если кто-то поможет опознать икону. Заранее благодарю! Попытки опознаний [ 2022-12-28 22:35:11 ] marinakova : Здравствуйте! Если вы поможете, то попробуем. У такой иконы название - Семейный чин. То есть оа написана по просьбе конкретной семьи и второй такой иконы практически быть не может. Если это Ваша семейная икона, то надо вспоминать, с чьёй она стороны и имена предков и даты их рождения и тогда можно понять, в честь каких святых они крещены. Если не Ваша - то в центре изображён Архистратиг Михаил с платом Спаса Нерукотворного. Остальные - попробуйте взять тонкую бумагу и мягкий карандаш и повозить по окладу. Там какие-то буковки ещё выпуклые. Может, что-то получится. Фото пришлите. [ 2022-12-29 00:53:03 ] Tasha : Икона называется “Чудо о Флоре и Лавре”. Как уже сказано выше, в центре изображён Архистратиг Михаил с платом Спаса Нерукотворного, а также святые мученики Флор и Лавр Иллирийские и Святые Модест патриарх Иерусалимский, и Власий Севастийский, сщмч. http://pravicon.com/icon-3168 http://pravicon.com/icon-2244 http://pravicon.com/icon-2476 http://pravicon.com/icon-1457 http://pravicon.com/image-28692 http://pravicon.com/image-14504 [ 2022-12-29 11:28:49 ] marinakova : Согласен с предыдущим ответом. [ 2022-12-29 23:53:10 ] Kristina : Спасибо большое за ваши ответы. С бумагой провести опознание не вышло, буквы совсем исчезающие, на бумаге ничего не проясняется, увы. Благодарю вас! [ 2022-12-29 23:57:18 ] Kristina : Невероятно интересно! Икону подарили. Хотелось бы больше узнать. Спасибо! Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-3174

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010