Чудо возвращения волком поросенка. Клеймо (26) рамы с Житием сщмч. Власия Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) († ок. 316), сщмч., еп. Севастийский (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.); пострадал при имп. Лицинии в г. Севастия Армянская в Каппадокии (ныне Сивас, Турция). В ряде источников мученическая кончина В. относится ко времени правления Диоклетиана, т. к. святитель назван современником казненного при этом императоре мч. Евстратия (пам. 13 дек.). В. посещал мч. Евстратия в темнице и, когда тот умер, предал его тело земле. Во время гонений святой скрывался в пещере на горе Аргеос, где подвизался в безмолвии, постничестве и молитве. К его пещере приходили дикие звери, к-рых В. исцелял от болезней возложением рук. По приказу правителя Севастии Агриколая он был схвачен. По дороге в город он обратил мн. язычников в христианство, по молитве В. был спасен отрок, у к-рого в горле застряла кость, В. заставил волка вернуть вдове похищенного поросенка. В Севастии епископ был заключен в темницу. Узнав об этом, благочестивая вдова заколола единственного поросенка и, приготовив из него кушанье, отнесла в темницу. Приняв подношение, В. обещал ей и всем, кто будет чтить его память, благополучие и достаток. На требование Агриколая поклониться языческим богам В. ответил отказом, и тогда правитель приказал жестоко избить святого, затем подвесить его на дереве и строгать железными орудиями. По дороге в тюрьму за епископом следовали 7 благочестивых женщин, собиравших кровь из ран святого и помазывавшихся ею. Их взяли под стражу и привели к Агриколаю. Правитель предложил им великие почести и богатства, если они одумаются и принесут жертвы богам. Женщины сделали вид, что согласились, и, взяв идолов, отправились к озеру для омовения. Однако они утопили идолов. Узнав об этом, Агриколай был в ярости и приказал раздеть женщин, подвесить и строгать железными гребнями, но вместо крови на землю капало молоко, а тела их стали белы как снег. Мучениц укрепляли ангелы, и, когда их бросили в печь, огонь тотчас погас, и женщины вышли из печи невредимыми. Видя их стойкость и непреклонность, Агриколай приказал отсечь мученицам головы. Перед смертью одна из женщин препоручила своих 2 сыновей В. После казни правитель приказал утопить епископа в озере. В. осенил озеро крестным знамением и пошел по воде как по суше. Затем он обратился к язычникам с призывом показать силу их богов и последовать за ним. Тогда 68 человек вошли в озеро и утонули. Разгневанный правитель приказал отсечь головы В. и 2 отрокам. Тела мучеников были погребены на месте казни за городом женщиной по имени Елисса. На их гробнице происходили исцеления.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/134130.html

Святой Климент, папа Римский в России Апостол от семидесяти на Русском Юге Иван Матвеев Источник: Anastasis.me Инкерманский монастырь в начале 20 века.      Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму. Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году. Епископ Рима Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан. Сщмч. Климент Римский, св. Петр Александрийский, Св. Власий. XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      Св. Климент Римский (фрагмент) XVI–XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).      В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

http://pravoslavie.ru/111282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) [греч. Ερναρχος κα α σν ατ πτ γιαι γυνακες] († 303), мученики Севастийские (пам. 28 нояб.). Сохранились пространное дометафрастовское и краткое синаксарное Жития И. Пространное Житие, написанное не позднее VIII в., И. Делеэ отнес к разряду «эпических» Мученичеств. Ж. Гаритт считал, что оно было составлено из 2 самостоятельных произведений - Мученичества 7 жен и рассказа об И. По мнению исследователя, Житие И. было использовано при составлении Мученичества сщмч. Власия, еп. Севастийского. Юноша И. был палачом в г. Севастия Армянская (ныне Сивас, Турция). В гонения имп. Диоклетиана 7 жен, жительниц Севастии, были приведены к судье и обвинены в том, что обратили в христианство своих супругов. Видя их стойкость на допросе, И. уверовал и объявил себя христианином. О мучении 7 жен также повествуется в Мученичестве еп. Власия (см. в ст. Власий , сщмч., еп. Севастийский). В нем правителем Севастии назван Агриколай, в пространном Житии И.- Максимиан, а в Синаксаре К-польской ц.- Максим. Жены были приведены на берег Севастийского оз., где ранее приняли мученическую кончину 40 Севастийских мучеников . Они отказались принести жертву языческим богам и утопили идолов в озере. Тогда правитель приказал предать их мучениям и затем обезглавить. С одной из жен было двое детей, которых она поручила заботам И. (или сщмч. Власия, согласно Мученичеству этого святого). После казни жен И. велели принести жертву идолам и за отказ бросили в озеро. Вода внезапно затвердела, но когда 68 воинов бросились, чтобы схватить его, они утонули (в Мученичестве сщмч. Власия это чудо произошло не с И., а с епископом). По призыву ангела И. вышел на берег, где его крестил пресв. Акакий. Вскоре И. снова схватили за изгнание демонов, живших в языческом храме, и приговорили к сожжению. И. и пресв. Акакий сами взошли на костер и молились в огне. К ним присоединились 2 отрока, которые также решили пострадать за Христа. Тела мучеников были обезглавлены. Некая благочестивая женщина собрала их останки и погребла рядом с озером. Позже на этом месте был воздвигнут храм во имя этих святых.

http://pravenc.ru/text/673981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНЬЯ Гонья [греч. Ιερ Μον Γωνις], муж. действующий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, называемый также мон-рем Божией Матери Одигитрии или Владычицы Ангелов (Κυρας τν Αϒϒλων). Находится на о-ве Крит, близ сел. Колимбари, в 24 км от г. Ханья. Принадлежит Кисамской и Селинской митрополии К-польского Патриархата. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Г.- один из самых больших и красивых мон-рей Крита, является культурным и религ. центром зап. части острова. Название Г. (новогреч. ϒωνι - угол), вероятно, связано с местоположением обители на берегу зал. Ханья. Монашеские поселения появились на этом месте еще в IX в. Первоначально здесь была маленькая обитель с ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, монахи к-рой вместе с братией из окрестных мон-рей впосл. образовали мон-рь Г., основанный в 1618 г., в период окончания венецианского господства на Крите. Ктиторами обители были иером. Власий Амасийский с Кипра, гимнограф Венедикт Цанкаролас, бывший также монахом Г., и представитель знатного рода Георгий Морморис. Строительство соборного храма, посвященного Успению Пресв. Богородицы, закончено в 1634 г., позднее к нему пристроено 2 парекклисиона - во имя свт. Николая Чудотворца и сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, и внесены др. изменения во внешний облик. Собор представляет собой триконх - архитектурный тип, свойственный мн. храмам этой местности. Во время тур. завоевания Крита, в 1645 г., Г. был сожжен захватчиками и оставлен монахами до 1651 г. После восстановления мон-ря игум. Исаия (Диакопулос) составил устав обители, к-рый способствовал организации и процветанию Г. В 1662 г. сигиллием К-польского патриарха Дионисия III Г. получил статус ставропигиального мон-ря. Во время Греческой революции 1821-1829 гг. мон-рь был разграблен турками, однако монахи сумели вывезти на корабле большое количество особо ценных икон и др. реликвий, позже вернувшихся в Г. Мон-рь играл важную роль во время Критского восстания 1866 г., когда турками был сожжен соборный храм. В этот период игум. Г. Парфений (Пиеридис) был председателем Генеральной ассамблеи критян, его преемник игум. Парфений (Келаидис) также был видным церковным деятелем. В годы второй мировой войны монахи были арестованы и содержались в Ханье, позже братия принимала участие в сражении за Крит вместе с англичанами. Мон-рю принадлежат оливковые рощи и виноградники, в Кисамосе у него есть 18 подворий. В обители хранятся иконы поствизант. периода (самые древние - XV в.), церковные реликвии, мощи 30 святых, в б-ке мон-ря находится собрание рукописных кодексов. С 1968 г. близ Г. под эгидой К-польского Патриарха действует Православная академия Крита.

http://pravenc.ru/text/166159.html

Власий Севастийский, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Власий Севастийский, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Власий Севастийский, сщмч. Священномученик Власий, епископ Севастийский (Память 11 февраля по старому стилю) С юных лет св. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, ценя такие его качества, выбрали его в епископы, каковое звание он носил с великой честью. Но вот настало жестокое гонение Диоклетиана. Памятуя о своих обязанностях, Власий утешал страждущих и гонимых, посещал темницы, но сам он не отдавал себя добровольно мучителям, зная, что жизнь его нужна пасомым. Когда христиане ушли из города, он также удалился и поселился в одной пещере. Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве и посте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его к правителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертву идолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить его нещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала одна благочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, св. Власий сказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого». Между тем мучитель снова позвал Власия на суд. Но ни бесчеловечные мучения, ни просьбы — ничто не могло поколебать св. Власия. Твердость его веры так поразила бывших при этом семерых христианок, что они открыто исповедали себя верующими во Христа и были бесчеловечно умерщвлены. Святой Власий был после мучений обезглавлен. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Власий Севастийский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2000

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 2003 (717x960, 215 Kb) Добавлено на опознание: 2016-10-25 14:40:23 Владелец: komarov1989 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите пожалуйста название [Добавлено 2016-10-25 21:38:13]: Имена которые смог прочитать: Косма, Пантелеймон, Власин, Саботин, Харлампий, Лавр, Флор, Георгий. Извиняюсь, если где-то написал с ошибками. Попытки опознаний [ 2016-10-25 20:09:32 ] marinakova : ЕСЛИ НЕ ТРУДНО, НАПИШИТЕ ИМЕНА СВЯТЫХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ. В ЦЕНТРЕ ПРОРОК ИЛИЯ, СЗАДИ НЕГО ПРПП. САВВАТИЙ И ЗОСИМА, СПЕРЕДИ ПО КРАЯМ БОРИС И ГЛЕБ, ОСТАЛЬНЫЕ ПЛОХО ВИДНЫ, НЕТ РЕЗКОСТИ. [ 2016-10-25 20:39:33 ] komarov1989 : Имена которые смог прочитать Косма, Пантелеймон, Власин, Саботин, Харлампий, Лавр, Флор, Георгий. Извиняюсь если где-то написал с ошибкой. [ 2016-10-27 21:21:30 ] marinakova : Замечательный собор святых,покровителей мужской половины какого-то семейства, или особо почитаемых святых,помогающих данному семейству. Для нас справа налево: вмч Георгий Победоносец, мчч,Флор и Лавр,врачи бессребреники, помогающие людям и животным,прпп Зосима и Савватий Соловецкие,помогающие людям и заботящиеся о пчёлах, вмч. Пантелеимон целитель, врачи бессребреники Дамиан и Косма.На переднем плане кн.Борис,сщмч. Харалампий, помогающий людям не погибнуть от голода и животным, пророк Илия, сщмч. Власий опять помогающий людям и животным и кн.Глеб, страстотерпец, как и Борис. К ним обращаются в защите воинов. Икона так и называется: Собор избранных святых. Такие иконы единичные, написанные под заказ. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-2003

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-02-23 12:20:18 Владелец: Roman1974 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2017-02-23 13:26:40]: Здравствуйте, помогите пожалуйста, опознать икону. Кто на ней изображен? Не старообрядческая ли она? Можно ли перед ней читать православные молитвы? Отец привез в 90-х из Сибири (Кемеровская область) от бабушки. [Добавлено 2017-02-23 14:39:11]: Мое предположение, что это преподобный Александр Свирский, мученик Гурий, мученик Самон, мученик Авив. Попытки опознаний [ 2017-02-24 00:19:09 ] marinakova : Изображены два епископа по одеяниям. Александр Свирский - игумен, одеяние другое. [ 2017-02-24 00:25:24 ] marinakova : Скорее всего мчч.Флор и Лавр,Харалампий Магнезийский,еп.сщмч и Власий Севастийский.еп.сщмч. [ 2017-02-24 09:05:53 ] Roman1974 : Скорее всего Вы правы, поскольку икона из деревни и все приведенные мученики покровительствуют (если можно так выразиться) домашнему скоту. Я еще посмотрю сохранившиеся надписи и буквы над головами святых, если что то вызовет сомнение обращусь повторно, с Вашего разрешения. В любом случае, большое спасибо за отзыв! [ 2017-02-24 11:16:52 ] marinakova : Добав. Слева скорее и по буквам Свт Модест Иерусалимский патриарх. Он чаще, чем сщмч.Харалампий изображается на этих иконах, где они вчетвером. А сщмч.Харалампий бывает на этих иконах, где они изоб - 5 Теперь всё верно! [ 2017-02-24 12:36:18 ] Roman1974 : Спасибо, я еще посмотрю завтра на самой иконе. Пока не могу этого сделать, так как два дня на работе. [ 2017-02-24 17:52:58 ] marinakova : ПРИШЛИТЕ БОЛЕЕ ЧЕТКИЙ СНИМОК, ГДЕ НАДПИСИ. МОЛИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ МОЛИТВАМИ МОЖНО. СВЯТЫЕ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО В ПРОСЬБЕ О ЗДОРОВЬЕ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЯМ ПОМОГАЮТ ВО ВСЕХ ТЕЛЕСНЫХ И ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ. [ 2017-02-26 21:15:22 ] Roman1974 : Буквы которые удалось разобрать: верхний ряд святой слева - С.аро. , справа - …веръ. Нижний ряд святой слева - …десъ , справа - Bлacui . [ 2017-02-27 22:10:39 ] marinakova : Всё и подтвердилось. Флор. и Лавр. Внизу Модест и Власий. Только надо писать по полному их чину. Простите.

http://pravicon.com/unknown-2144

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 3174 (768x1024, 225 Kb) Добавлено на опознание: 2022-12-26 19:00:34 Владелец: Kristina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Буду очень благодарна, если кто-то поможет опознать икону. Заранее благодарю! Попытки опознаний [ 2022-12-28 22:35:11 ] marinakova : Здравствуйте! Если вы поможете, то попробуем. У такой иконы название - Семейный чин. То есть оа написана по просьбе конкретной семьи и второй такой иконы практически быть не может. Если это Ваша семейная икона, то надо вспоминать, с чьёй она стороны и имена предков и даты их рождения и тогда можно понять, в честь каких святых они крещены. Если не Ваша - то в центре изображён Архистратиг Михаил с платом Спаса Нерукотворного. Остальные - попробуйте взять тонкую бумагу и мягкий карандаш и повозить по окладу. Там какие-то буковки ещё выпуклые. Может, что-то получится. Фото пришлите. [ 2022-12-29 00:53:03 ] Tasha : Икона называется “Чудо о Флоре и Лавре”. Как уже сказано выше, в центре изображён Архистратиг Михаил с платом Спаса Нерукотворного, а также святые мученики Флор и Лавр Иллирийские и Святые Модест патриарх Иерусалимский, и Власий Севастийский, сщмч. http://pravicon.com/icon-3168 http://pravicon.com/icon-2244 http://pravicon.com/icon-2476 http://pravicon.com/icon-1457 http://pravicon.com/image-28692 http://pravicon.com/image-14504 [ 2022-12-29 11:28:49 ] marinakova : Согласен с предыдущим ответом. [ 2022-12-29 23:53:10 ] Kristina : Спасибо большое за ваши ответы. С бумагой провести опознание не вышло, буквы совсем исчезающие, на бумаге ничего не проясняется, увы. Благодарю вас! [ 2022-12-29 23:57:18 ] Kristina : Невероятно интересно! Икону подарили. Хотелось бы больше узнать. Спасибо! Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-3174

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010