Поскольку однако нет канонов, которые бы наделяли судебной властью в Церкви персонально или коллегиально клириков и мирян, представляется, что уставные положения, описывающие судебную компетенцию Поместного Собора, могут быть пересмотрены либо чрез ее полное упразднение, либо чрез поставление судебных решений Поместного Собора под контроль участвующего в таком Соборе епископата. Представляется также допустимой и даже целесообразной поправка в формулировку, касающуся судебной власти Св. Синода по делам клириков и мирян, которой в «Уставе» усвоен в подобных делах статус «последней инстанции». Было бы корректней назвать ее только «второй инстанцией», но не «последней», оставляя не только епископам, но также клирикам и мирянам хотя бы теоретическую возможность апеллировать к Архиерейскому Собору, а принципиально и выше. Так, в каноническом послании Отцов Африканского (Карфагенского) Собора к Келестину, папе Римскому, в котором отвергаются притязания Рима на принятие апелляций от клириков Африканской Церкви, говорится в частности: «Ни для единыя области не оскудевает благодать Святаго Духа, чрез которую правда иереами Христовыми, и зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своея области, и даже ко Вселенскому Собору». Церковный суд как отдельный орган церковной власти существует ныне только в Сербской Церкви. Но и сербский Великий церковный суд, в состав которого входят епископы и клирики, поставлен в подчиненное положение по отношению к Святому Архиерейскому Синоду, таким образом, не нарушая принципа монополии епископата на судебную власть в Церкви. Исходя из представленных здесь соображений, можно считать, что необходимости в реформе церковно-судебной власти у нас нет, все предусмотренные действующим «Уставом» судебные инстанции занимают должное, канонически мотивированное место, и недостатка в таких инстанциях, а значит, и необходимости образовывать новые органы нет. Но есть действительная нужда, с одной стороны, в разработке и утверждении документов, регламентирующих судебные процедуры, о чем и говорится в 1-м примечании к тексту «Устава», а с другой, – в организации консультативных и рабочих органов, действующих на постоянной основе, на которые можно было бы возложить профессиональное обеспечение церковно-судебных процессов и подготовку проектов судебных решений. Очевидно, что цензом при привлечения клириков и мирян для соответствующего служения должно быть безукоризненное исповедание православной веры, а также каноническое или юридическое образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Другие стали мастерами на судоверфи, кто-то прислугой в домах вельмож из державной управы. Тогда и была построена небольшая православная церковка для окормления недавно переселённого народа. Сербские юноши были отобраны и отправлены в военные школы, где воспитывались будущие офицеры и визири, которых на то время было в общей сложности шесть в положении Великого Визиря. Все, таким образом, по происхождению – сербы. Также неизбежно упоминается Сокол Мехмед-паша, родом из сербской герцеговинской семьи Соколович. Его правление в положении Великого визиря, до тех пор самое продолжительное из всех предыдущих, внесло огромный вклад в развитие империи, стало целой эпохой. Всё это, как и окружающая среда, в которую он был погружён целыми днями, казалось необычным. На каждом шагу сербский язык был слышен наравне с греческим и турецким. Что же касается последнего, то Савва уже так хорошо изучил его, что без проблем общался в городе вне дома. Однажды хмурым утром, в воскресенье на Преображение, Савве сообщили, что, согласно предварительной договорённости, для «ремонта» мебели прибыл столяр. Поприветствовав и представившись, тот подмигнул Савве и сказал: - Уважаемый господин, я пришел починить скинию, потому что некоторые ящички заклинило во время перевозки морем. Сделаю быстро. Как только я закончу, позову Вас посмотреть работу. Да. Скажите, пожалуйста, как здоровье вашего отца, господина Луки? Савва прекрасно помнит ответные слова пароля: - С хорошим уходом будет ещё лучше. И с улыбкой вышел из комнаты. Serenissima послала своего «мастера» так, как и было оговорено. Вскоре он позвал Савву, сидящего перед шедрваном для омовения  во дворике, и задумчиво перебиравшего чётки. Те самые, из адриатического коралла, с которыми он не расставался. Когда Владиславич вошёл в кабинет, столяр тихо прикрыл дверь. Указав на стоящий в углу комнаты табернакль, промолвил вполголоса: - Привет от сеньора Джакопо! Затем посланец Джакопо подходит к скинии для реликвий и нажимает на скрытый рычаг, вынимая ящик, на дне которого было потайное укрытие, достаточно большое, чтобы вместить маленькие документы. Савва повторяет операцию и находит в тайном укрытии бумагу, копию шифра, который он носил на серебряном кресте на шее.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Закрыть «Фашизм – прямое порождение дикого капитализма» О V Международном съезде антифашистов «Будущее без нацизма и терроризма» в Севастополе 06.08.2019 1294 Время на чтение 12 минут В городе Севастополе с 24 по 28 июля состоялся V Международный съезд Международного Союза Антифашистов по теме «Будущее без нацизма и терроризма» (далее в тексте сокращенно - «Съезд»). На съезд было приглашено около 200 делегатов из 45 стран мира. По объективным причина часть делегатов не смогла прибыть, так как они были арестованы местными властями перед отъездом. Возник ряд существенных трудностей. Его организаторами выступили: Международный Союз антифашистов, Всероссийская ОО ветеранов «Боевое братство», Благотворительный фонд «Дети рисуют мир», Всемирное Сербское движение «РОД», Благотворительный Фонд «Солидарность. Добро. Милосердие», Автономная некоммерческая организация «Дирекция содействия реализации программ и проектов парка " Патриот " ». Программа была довольно насыщенная, рабочая часть имела 7 секций, на каждой из них выступали уникальные докладчики. Каждая секция была посвящена определенному аспекту безопасности в контексте «будущего без нацизма и терроризма». Составная часть съезда - посещение музеев, мемориалов славы, мест сражений, возложение цветов погибшим воинам и морякам у памятников, общение с уникальными гостями, просмотр патриотических кинофильмов, выставка детских рисунков, посещение базы «Ночных волков» в Севастополе (гора Гасфорт), участие в параде Военно-Морских сил РФ. Ну и, конечно же, отдых на море. Все это создавало необыкновенную атмосферу патриотизма и единства участников антифашистов. После каждой секции проводилось обсуждение и принятие проекта итогового документа «Обращение в ООН, Европарламент, ЕС и властям России». Съезд был представлен довольно высоким уровнем делегатов: Депутат Парламента Берлина Гуннар Линдеманн, Министр иностранных дел ЛНР, уполномоченный представитель Республики на Минских переговорах Владислав Дейнего, Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарской Республики Венесуэла в РФ Карлос Рафаэль Фариа Тортоса, международный эксперт в политических вопросах, Президент всемирного общественного движения «Еврорусь» Крис Роман (Бельгия) и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/06/fa...

В своих лагерных записках автор книги размышляет: «Меня убили в 1920 году. В Крыму. Меня добили раненого. Это был рябой красноармеец, со следами оспы на лице. Он стоял надо мной с винтовкой наизготовку, целил прямо в голову и чего-то медлил, словно ждал. А я не мог встать на ноги и не хотел, потому что земля была тёплой и уже как бы родной. Вокруг было тихо. Наши давно отступили. Теперь уже в никуда». Этот образ белогвардейца, который Смирнов примеряет на себя, воплощает в его сознании образ достоинства, чести и правды, последней правды, которая могла быть на земле. Но в истории не всё так просто, Русская правда не погибла, советский солдат освободил от фашизма – от порабощения и уничтожения – Прибалтику и Европу, которые десятилетиями все блага получали от советской страны. Но я не об этом. Мне вспоминаются образы русских добровольцев, отправляющихся на Балканскую войну в 1992 году, когда своя страна горела по окраинам, раздираемая новой гражданской войной. Довелось мне издавать воспоминания Владислава Кассина о его однополчанах, воевавших на сербской земле. Они тоже шли туда как солдаты царской армии, казаки, православные. Многие из них тоже ощущали, что убиты в Крыму в 1920 году… А Алексей Мозговой и многие ещё ополченцы Донбасса – потомки казаков, русские пассионарии?.. Нет, русскому человеку правда дороже жизни. Выйдя из псковской тюрьмы, Смирнов так вспоминает о первом дне свободы: «Я не знаю, где сегодня буду ночевать, но забыл про всё на свете и стою, как истукан, молюсь на Русь, как идолопоклонник. И ничего нет за душой, кроме России. Россия – как первая любовь, всего-то что поцеловались один раз, а не забыть ни в жизнь… Я ещё не знал, не ведал, что в России против меня сфабрикуют дело и я попаду на восемь лет в тюрьму… Вблизи Россия оказалась тяжело больной и следы проказы прикрывала толстым слоем пудры». Произошедшее с автором книги могло случиться в любой другой стране, при любой власти. Но нам важна наша история. Читатель, я убеждена, хотел бы понять время, в которое живёт. И книга «Багульник» – срез современного общества со всеми его пороками, отражение переживаний народа многонациональной страны.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/01/...

Босния и Герцеговина (БиГ) создана в 1995 году в результате Дейтонского соглашения - договора о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положивших конец гражданской войне в БиГ 1992-1995 годов. Парафирована на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем, президентом Хорватии Франьо Туджманом, странами-гарантами: США, Россией, Германией, Великобританией и Францией и представителем Евросоюза. БиГ состоит из Республики Сербской, населенной преимущественно сербами (51% территории), и Федерации Боснии и Герцеговины (49%), населенной в основном хорватами и боснийцами-мусульманами. По мнению руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елены Гуськовой, именно Дейтонское соглашение стало основой сегодняшнего кризиса. Безработица в БиГ достигает сорока процентов, а соглашение с ЕС не помогло государству выбраться из экономической ямы. Социальный протест разворачивается в мусульманском регионе, где отсуствует производство и перспективы трудоустройства. Экспертные оценки: Владислав Шурыгин События в Боснии никак не связаны с боснийским прошлым, потому что эта ситуация практически ушла. Сербия смирилась с тем, что произошло, за 15 лет сложилось качественно новое общество. Но она напрямую связана с большим европейским обломом. Когда Босния оказалась " в Европе " , вдруг выяснилось, что никаких серьёзных кредитов никто давать не будет. При этом, пробираясь сквозь сито вступления, была полностью потеряна промышленность, а в Боснии была довольно неплохая промышленность - наследство от Югославии. Безработица достигла по разным оценкам от 50% до 90%. Фактически Босния превратились в зону бедствия. Люди начали в прямом смысле слова бунтовать против вступления в Европу. Самое пикантное заключается в том, что применение силы против протестующих было полностью Европой поддержано, в то время как на Украине подобные действия заклеймили. А ведь пострадало несколько сотен человек. Я думаю, что этот бунт подавят, никакой революции не произойдёт.

http://ruskline.ru/opp/2014/02/12/evroso...

Скендербег Сын албанского князя был заложником при дворе султана. Там его воспитали, выучили и насильственно обратили в ислам. Так Георгий Кастриоти стал Искандер-беком (алб. Скендербей). В историю Скендербег вошёл как вождь восстания, которое шиптары до сих пор празднуют в качестве национального праздника. Речь идёт о 28 ноября 1443 года, когда албанские старшины провозгласили Скендербега главой княжества Кастриоти. К восстанию Скендербега побудило триумфальное шествие венгерского войска, выступившего в крестовый поход против Османов. К венгерским крестоносцам присоединились и сербские дружины - и к ноябрю этого года у турок был отбит город Ниш. Тогда-то Скендербег с тремя сотнями верных ему людей покинул турецкий лагерь, публично отрёкся от Ислама и возглавил восстание албанцев. Несмотря на то, что спустя год после этих событий, в ноябре 1444 года крестоносцы короля Владислава III потерпели поражение, Скендербег продолжил борьбу с турками, заключив союз с Венгрией и Венецией. После падения Константинополя турки попытались наладить отношения с правителями христианских княжеств Балканского полуострова. Однако, отважный князь продолжил борьбу с турками и на подавление очередного албанского восстания был отправлен выдающийся османский полководец Махмуд-паша Ангелович - обращённый в ислам серб. Стремительно перемещавшемуся по всему адриатическому побережью отряду Скандербега удавалось избежать разгрома и для турок подавление восстания стало просто вопросом принципа. Воины албанского князя то скрывались в горах, то погружались на галеры и исчезали в море. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла весть о том, что отважный воин скончался от малярии. Узнав о смерти Скендербега, султан воскликнул: «Наконец-то Европа и Азия принадлежат мне! Несчастное христианство. Оно потеряло и свой меч, и свой щит». Отец героя похоронен в сербском монастыре, а сам легендарный албанский князь был и остается олицетворением сопротивления захватчику. Спустя несколько столетий соотечественники великого шиптаря вернутся на земли Косова, чтобы, приняв Ислам, выступить в роли верных охранителей турецкого государства, кровно заинтересованных в том, чтобы ничто не угрожало бы могуществу Османской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169–1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С.П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235–1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077–1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания (см. Розанов С.П. Повесть об убиении Батыя//ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109–142). Созданная в конце XV в. Повесть об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четьих (под 20 сентября). 331 Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого в предисловии к произведению утверждал: «никтоже изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев , Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом (см. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, составленное Саввою, епископом Крутицким, с предисловием и примечаниями К. Невоструева //Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Прилож. С. 2,9, примеч.). Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ю. Норвича «Византия», посвященный истории империи от святого Константина до падения нового Рима. Он состоит из трех отдельных книг: «Ранние века» (1988), «Апогей» (1991) и «Упадок и падение» (1995). В центре внимания автора – политическая история империи. Заимствуя отдельные оценки, восходящие к Гиббону, Норвич, в целом, свободен от его антивизантийских предубеждений. Свой труд он предпринял для того, чтобы развеять сложившиеся в сознании западного общества закоренелые и несправедливые стереотипы, и продемонстрировать читателю величие империи, просуществовавшей столь долго и погибшей под ударами внешних врагов. Заслуживает всяческой поддержки убеждение историка в реальном существовании единой Христианской империи в течение многих веков после мнимого ее раздела в 395 г., до эпохи Карла Великого, до 800 г. Самый крупный Византинист второй половины 20 столетия – английский историк русского происхождения Д. Оболенский. В монографии «Византийское содружество наций» он очертил границы мира Византийской цивилизации, в рамках которого существовало не только религиозное единство и культурная идентичность, но присутствовали также элементы политического союза, имевшего и правовую основу, заключавшуюся в признании особого места императора в православном мире. В ряд с большими западноевропейскими византологическими школами, в 20 веке встала и греческая наука. Среди крупных греческих Византинистов следует упомянуть исследователя Византийской культуры и быта Ф. Кукулеса, специалиста по экономической истории Византии Я. Кордатоса, а также, С. Трояноса, К. Пицакиса и Я. Конидариса, труды которых посвящены, главным образом, Византийскому правовому наследию. Крупными византологами были, также, чех Ф. Дворник, румын Н. Йорга, сербские ученые Н. Радойчич и Б. Ферьянич – оба ученики Острогорского. В 1924 г., в Бухаресте состоялся первый международный византологический конгресс, с тех пор, такие конгрессы проводятся регулярно, последние проходили в Москве (1991), Копенгагене, Париже и Лондоне (2006), и многие из, зачитываемых на них, докладов демонстрируют серьезные научные достижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Новая Фиваида после пожара      Теперь же поражаешься грандиозностью этой большой афонской пустыни, спрятавшейся на склоне горы и закрытой обычно деревьями и кустарником. После пожара разбросанные по долине келлии видны издалека. Как будто Сам Господь решил поведать о славной истории нашего русского монашества . Но, к сожалению, мы не можем долго пользоваться гостеприимством отца Владислава и паломников из России, и хозяева отвозят нас обратно на лодке… Хиландарь. Разрушение славянского единства      На корабль мы опоздали из-за беседы, которую невозможно было прервать. Из этого уголка выехать так просто нельзя, оставалось ждать следующего дня. Такова афонская жизнь. Но вдруг приехали два сербских монаха. По всему видно, что сербские монахи подвизаются в молитве. Мы пользуемся оказией и спрашиваем их, не подвезут ли они нас. Получаем довольно неожиданный ответ. Один из монахов говорит, что нас возьмут, если не будем болтать. Конечно, в гораздо более вежливой форме. Позже я сообразил, почему было поставлено такое условие. Я несколько раз ездил в машине с греками. Один раз русский келлиот взял со вздохом двух греков, тоже куда-то опоздавших, и сразу сказал, что не говорит по-гречески, хоть и отлично владел этим языком. Скоро я понял, почему он ввел их в заблуждение. Всю дорогу – довольно короткую – наши греки болтали без умолку, пытаясь нам что-то объяснить – если не словами, то жестами. Такое уж искушение у этого народа. Если русским ставят в вину чрезмерное употребление алкогольных напитков, то греки – любители покурить и поболтать. Иной раз видишь грека, сидящего весь день в кафе с одним стаканом фраппе. Зато он столько всего выскажет за это время! Русскому, наверно, хватило бы на всю жизнь. Так что не правы те, кто бессмысленно употребляет слова: «Нет ни эллина, ни иудея». Так должно быть, но в мире сем это достижимо только в той степени, насколько на земле достижима святость… Бог разделил языки и потом снял это разделение в Духе Святом на Пятидесятницу. Но в Духе… Из-за непонимания этих простых вещей происходили многочисленные конфликты, в том числе и здесь, на Афоне. Если бы это ясно понималось, то, возможно, удалось бы избежать таких конфликтов, как печально известный греко-русский Пантелеимоновский процесс.

http://pravoslavie.ru/66148.html

Как известно, ныне Православные Церкви живут не по единому календарю. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви сохранили древний Юлианский календарь; большинство же Автокефальных Церквей начиная с 20-х годов 20 столетия перешли на так называемый Новоюлианский стиль, который, в сущности, совпадает с Григорианским календарем. Постановление о переходе на Новоюлианский календарь вынесено было на Константинопольском совещании 1923 г. При введении Григорианского календаря в 1582 г., осуществленном ради того, чтобы возвратить неподвижные праздники на то астрономическое календарное время, в которое они праздновались в эпоху 1 Никейского Собора, из церковного года было исключено 10 дней, и чтобы предотвратить в дальнейшем сползание праздников относительно астрономического календаря, решено было пропускать три раза в четыреста лет один високосный год, а именно пропускать его в тех столетиях, порядковое число которых не делится на четыре без остатка. В результате разница между Юлианским и Григорианским календарями составила в конце 16 и в 17 в. 10 дней, в 18 – 11, в 19 – 12, в 20 и 21 – 13 дней и в 22 столетии составит 14 дней с последующим легко вычисляемым нарастанием. В системе Григорианского календаря одни и те же даты удерживаются в течение значительно более длительного времени, чем в Юлианском календаре, в астрономически тождественное время года – Юлианский же календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января по Юлианскому стилю будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время. Однако, преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. Григорианский календарь не особенно удачен и с астрономической точки зрения, если не считать единственной астрономической ценностью календаря удержание дат в астрономически тождественное время года. Известно, что хронографы и астрономы предпочитают пользоваться древним Юлианским календарем – при пользовании им нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010