Радуйся, началопастырю Сербский, паству твою молитвенно назираяй; Радуйся, благий предстателю с верою тя призывающих; Радуйся, яко мощем твоим святым в Сербию принесенным быти восхотел еси; Радуйся, яко волю твою о сем царю Болгарскому Асену в видении возвестил еси; Радуйся, со славою и честию из Тернова в Сербию принесенный; Радуйся, в соборнем храме Милешевы, яко твоея кафедры, с любовию приятый и честно положенный; Радуйся, братаничем твоим, Сербским кралем Владиславом, благоговейно почитаемый; Радуйся, преемником твоим, святителем Арсением, молитвенно ублажаемый; Радуйся, всеми людьми сербскими радостно приятый; Радуйся, пришествием твоим печаль паствы твоея утоливый; Радуйся, чудесы многими от гроба твоего святость твою ознаменовавый; Радуйся, поля, горы и дебри шествием освятивый; Радуйся, богоугодным житием, мудростию и великим тщанием Православие в народе своем утвердивый; Радуйся, благодатным заступлением и по отшествии твоем его сохраняяй; Радуйся, ангеле житием, пророче благодатию Святаго Духа, апостоле благовествованием, мучениче исповеданием. Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче. Кондак 12 Благодати Божия сокровище, святыя и нетленныя мощи твоя, Савво, отче наш, грех ради наших от нечестивых агарян, врагов христианских, огню предани быша. Обаче веруем, яко ты и ныне с нами еси, якоже и прежде, егда благоволил еси мощами твоими видимо род свой утешати, и молитвами твоими нас сохраняеши от всякаго зла. Темже покланяющеся месту святому, на немже мощи твоя злочестивыми огню предашася, лобызаем персть, ими освященную, и поем Богу: Аллилуия. Икос 12 Поюще святое и богоугодное житие твое и многая преславная чудотворения твоя, святителю отче наш Савво, смиренно просим тя: не возгнушайся наших не довлеющих похвал, имиже тя, от усердия нашего чествовати дерзаем, но приклонися милостивно к зовущим ти всеусердно хваления таковая: Радуйся, сострадательный и любвеобильный Сербския страны неусыпный хранителю; Радуйся, яко с нею вкупе от злых агарян в мощех твоих огненное искушение приявый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Русские эмигранты и сербское академическое богословие (1920–1940 гг.) Настоящая публикация доцента Православного богословского факультета Белградского универститета, доктора богословских наук Владислава Пузовича освещает вклад, внесенный русской интеллигенцией, эмигрировавшей в 20-е – 30-е годы XX века, в развитие сербского академического богословия. В статье рассматривается деятельность русских преподавателей на только что учрежденном Православном богословском факультете в Белграде. Особое внимание уделяется работе профессоров Александра Павловича Доброклонского и Фёдора Ивановича Титова. Также сделан обзор наиболее значимых научных работ, опубликованных в сербских богословских журналах. Материал был представлен на ежегодной международной богословской конференции «Покровские чтения в Брюсселе» Статья Русская академическая элита, прибывшая в Королевство сербов, хорватов и словенцев в течение 20-х годов XX века, оказала довольно значительное влияние на развитие высшего образования в Сербии. Профессора русских университетов (многие из них являлись известными учеными с мировым именем) устраивались на кафедры местных факультетов, находившихся в разных частях только образовавшегося, но уже опустошенного длительными войнами Королевства, испытывавшего, помимо всего прочего, и недостаток в необходимом количестве собственных высокообразованных кадров . Среди них были и преподаватели русских духовных академий, которые вместе со своими коллегами из Императорских университетов внесли существенный вклад в развитие сербского академического богословия. Время их приезда совпало со временем основания в Белграде Православного богословского факультета. В период с 1920 по 1940 гг. на упомянутом факультете работали восемь русских профессоров. Русские преподаватели во многом способствовали как самому учреждению факультета, так и началу образовательного процесса на данном факультете. Помимо помощи в организации работы факультета, они своими научными трудами, опубликованными в сербских богословских журналах, помогли также развитию богословской мысли у сербов. Среди студентов Православного богословского факультета в Белграде было много эмигрировавших русских, ставших потом выдающимися церковными деятелями и учеными, которые свои первые работы опубликовали в Сербии.

http://bogoslov.ru/article/4825605

Мне доводилось многократно встречаться с Патриархом Павлом, впервые эта встреча произошла в 1991 году, так получилось, что я был первым русским журналистом, взявшим у него интервью. Время было такое, что сербская тема всячески замалчивалась, но русский народ тянулся к сербам, во многом благодаря исключительной личности Патриарха. Человека, который был истинным сыном своего народа. Я при общении с ним никогда не испытывал робости, но всегда было чувство стыда за собственное несовершенство и одновременно глубокая любовь к этому человеку, стремление к нему. Невозможно было долго беседовать, но и уходить не хотелось. Он никогда не стоял над собеседником. Русский доброволец Илья Михайлович Числов Мой хороший друг, Владислав, спецназовец, доброволец, прошедший все войны на территории бывшей Югославии – от Боснии до Косово, был человеком невоцерковленным, но личностью героической и легендарной. Его встреча с Патриархом Павлом состоялась после окончания войны 1999 года, когда отразив американо-натовскую агрессию, сербская армия вынуждена была под давлением международной дипломатии покинуть Косово. Кроткий старец Патриарх выбирал своих собеседников. Ему дороги были все эти мужественные и бескорыстные люди, которые готовы были погубить душу за братьев своих, и при этом душу свою спасали. Но в этот раз Патриарх принял именно моего друга из числа всех русских добровольцев. Они говорили о вещах простых, казалось бы, житейских, и Патриарх дал ему с собой сумму денег для возвращения на родину, помог уехать в Россию, позаботился о его будущем. И друг рассказывал о Патриархе: «Он просто смотрел на меня, и я видел всю глубину и мудрость мира его в глазах». Встреча с Патриархом Павлом стала для него переломной, потом он пришел к Богу. Истинный миссионер Патриарх Павел никогда не был классическим миссионером, он просто показывал, что он со своим народом делит все скорби, беды и невзгоды до конца, и таким путём привел к Богу множество русских и множество сербов. Присутствие Патриарха воцерковляло сербское общество и всех людей, которые с ним соприкасались. Он был истинным сыном своего народа. В 2000 году, когда к власти пришли прозападные, антироссийские силы, принимая высоких представителей российской дипломатии, а также общественных деятелей из России, Святейший Патриарх произнес следующую фразу: «Человек не выбирает народ и расу, к которой он принадлежит, подобно тому, как не выбирает своих родителей».

http://pravmir.ru/12-budem-lyudmi-vecher...

После крушения Югославии выпуск газет и журналов был прекращён. Однако уже Комиссарская Управа позаботилась об организации «Сербского издательского предприятия», первым директором которого был Владислав Рибникар, примкнувший позже к Тито. Первая газета, напечатанная этим предприятием – «Новое время» – была соединением воедино двух довоенных газет: «Времена» и «Политика». Дольше всех на посту главного редактора центрального органа недичевского правительства был талантливый публицист Станислав Краков. Само имя Кракова до самого последнего времени произносилось в Сербии полушёпотом, а книги его были неизвестны. Виной тому послужили панегирики главного редактора «Нового времени» в адрес фюрера. (В начале 90-х ныне уже покойной белградской издательницей Лиляной Понявич была переиздана одна из лучших книг Кракова – двухтомник «Милан Недич», изданная до этого в Мюнхене символическим тиражом). Несмотря на то, что главными врагами Сербства Краков называл усташей, коммунистов и четников Дражи Михайловича, острие его критики было направлено против Югославского правительства в изгнании. Именно полемика с четнической прессой (в частности, с подпольной газетой «Кральев гардиста» была стержнем редакторских колонок. Особенно острой стал тон его полемики в конце 1943, когда стало ясно, что Форин офис начал недвусмысленную переориентацию на Тито, а четники Михайловича при этом косвенно помогали утверждаться новому курсу эмигрантского правительства: прохорватскому и прокоммунистическому. Молодой король превращался в куклу, а легитимизацией компартии и Титовской власти в боснийском городе Яйце правительство в изгнании углубило раскол в сербском народе и создало мощную предпосылку победы коммунистов в гражданской войне. В «Открытых письмах лондонскому Радио» Краков ставит риторический вопрос: «Кто предательски действует против своего собственного народа: мы, которые в оккупированной земле делаем всё для спасения и поддержки сербского народа или вы, которые во имя чужих интересов немилосердно истребляете его?»

http://ruskline.ru/opp/2024/04/13/kultur...

Искусству ведения переговоров он научился у своего отца Луки, человека, прошедшего огонь, воду и медные трубы. Пожалуй, даже и превзошёл отца, учитывая свой невероятный талант, позволяющий легко и быстро изучать языки, а также благодаря высокому и разнообразному образованию, полученному в Collegium Raguzinum.   Особое беспокойство доставляло понимание того, что в Дубровнике и из Дубровника никогда даже в принципе невозможно будет поднять вопрос о борьбе за свободу и права сербского народа в Республике и краях под турецким ярмом. Это ясное понимание вещей пришло после долгого анализа и обобщения всего того, о чём говорил отец Лука, подолгу живший в Царьграде, от курьеров, знакомых с реалиями земной жизни, и от иноков, знакомых с реалиями жизни духовной. Наконец, у него в голове сложился чётко определённый план действий: через патриарха установить связь с российским посланником в Царьграде, и через него попробовать выйти на прямой контакт с Русским царём. Владиславич был убеждён в том, что личная встреча с российским самодержцем может быть гораздо более эффективной для решения сербского вопроса на Балканах, нежели бесконечные попытки, предпринимаемые в течение многих лет как монахами, так и архипастырями. Вступая в новую главу жизни как будущий отец и глава семьи, он понимал, что с беззаботной жизнью покончено, и что это несёт в себе не только радости и счастье, но и гораздо большую ответственность. Пора кончать с изнурительными поездками по балканским краям, связанными с риском потери грузов и даже гибели в конфликте с турецкими бандами. Сейчас нужно было принимать прагматичное и незамедлительное решение. Необходимо было переносить деловую активность в другие районы. В этом для Саввы не было никакой дилеммы. От доверенных лиц он получал регулярные сообщения об опасностях, связанных с поездкой каравана с товарами в Сараево, Белград, Сегед или Тимишоар, а от хорошо информированных членов Веча Республики Дубровника – был в курсе последних новостей из Царьграда. Всё это говорило в пользу перенесения всего дела в Царьград, который, таким образом, стал бы центральным пунктом для развития серьёзной деловой активности по всему Средиземноморью и в Черноморской акватории.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Вслед за этим митрополит Евлогий получил телеграмму из Сербии от архимандрита Виталия (Максименко) , в которой тот приглашал его на свою архиерейскую хиротонию. Официальная пригласительная телеграмма на хиротонию была прислана и председателю Синода митрополиту Антонию, и митрополит Евлогий в мае 1934 г. решил отправиться в Белград. О своем свидании с владыкой Антонием он рассказывал так: «Когда я вошел, митрополит Антоний в окружении нескольких духовных лиц доканчивал утреннее правило. Больной, дряхлый, он сидел в кресле и заплетающимся языком произносил возгласы. Я подошел к нему. Он заплакал... Первые минуты нашей встречи прошли на людях. Пили чай. Говорить было трудно. Митрополит Антоний грустно глядел на меня. «Все такой же... и улыбка все та же...» – сказал он. Слушать бедного больного моего друга и учителя было мне горько. «Пойдем, прочтем молитву»,– предложил он. Мы перешли в его маленькую спальню. Митрополит Антоний надел епитрахиль и прочел надо мною разрешительную молитву. Потом я над ним. На душе стало ясно и легко... «Ты с дороги устал – отдохни... Потом поговорим " " 823 . Зарубежный Синод, однако, счел это недостаточным для возобновления общения с митрополитом Евлогием; и он не был допущен до сослужения с карловацкими архиереями. Усилия Сербского Патриарха Варнавы довести дело примирения до конца успехом не увенчались. В эмигрантской среде распространились слухи о том, что разделение преодолено, но эти слухи не имели достаточных оснований. В окружении митрополита Евлогия в Париже большинство было против возобновления общения с карловчанами. Эти настроения усилились после того, как в 399 газеты «Царский вестник» появилась статья за подписью управляющего канцелярией архиерейского Синода Ю. П. Граббе, в которой сообщалось, что архиерейский Собор будет вскоре снимать запрещение с митрополита Евлогия. В августе 1934 г. в Сремских Карловцах состоялся очередной архиерейский Собор. Митрополит Евлогий получил на него приглашение от Синода и от Сербского Патриарха Варнавы, но на Собор не приехал. Этот Собор в отсутствие митрополита Евлогия принял постановление о снятии с него запрещений, но самого митрополита Евлогия это постановление не удовлетворило. Он писал, объясняя свою позицию: «Этот акт был составлен в унизительных для меня формах, а именно, что «я сам осудил свой поступок», «сам просил простить меня» и что лишь «по снисхождению к моим просьбам и ради пользы Церкви» Собор постановил вернуть мне право священнослужения, т. е. канонически правонарушителем являюсь я, а вовсе не Собор, незаконно меня осудивший. Это побудило меня обратиться к пастве с посланием, в котором я постарался еще раз разъяснить правду и освободить ее от кривотолков. Я свидетельствовал о незаконности наложенного на меня запрещения» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Письмо 12. Женщине, на вопрос о воздаянии умерших Ты пишешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают... Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: «Ничего, это пустяк». Ты отвечала: «Если это для вас пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя вот уже шесть месяцев?». Они тебе в ответ: «Поменяйте климат, чаще бывайте в обществе, следите за питанием. Это обычная ипохондрия». Известны мне, сестра, такие умники. Выучили несколько трескучих слов: «ипохондрия», «телепатия», «самовнушение» – и подменяют ими духовную реальность, все объясняя «распорядком дня», прописывают климат, увеселения, минеральные воды, мясо и вино. А я тебе вот что скажу: три отрока, которые являются тебе, – это трое детей твоих, убиенных тобою во чреве, прежде чем солнце коснулось лиц их нежными своими лучами. И теперь они пришли воздать тебе. Воздаяние умерших страшно и грозно. Ты начитанная женщина, и я буду говорить с тобой литературными образами. Вспомни леди Макбет или английского короля, убитого духом им же убиенного человека. Конечно, ты читала и о короле Владиславе, убийце короля Владимира: был он убит духом Владимира. Но, может быть, ты не читала о византийском императоре Константе 28 . Был у него брат Феодосий. Констант не любил брата, видя в нем соперника, и принудил его принять диаконский сан. Но страх не покидал его. Тогда Констант решился на преступление. Он устроил заговор против брата, и Феодосий был мученически убит. С облегчением вздохнул Констант, думая, что наконец-то избавился от соперника. Не предполагал невежественный император, что мертвые сильнее живых, что, убивая невинного, не стал он победителем, а лишь сложил оружие к ногам жертвы своей. Ночью убиенный диакон Феодосий явился своему брату-императору и, протягивая ему чашу с дымящейся кровью, грозно воскликнул: «Пей, брат!». Император в ужасе вскочил, созвал придворных, но никто не мог ему ничего сказать. На следующую ночь явление повторилось: диакон с чашей дымящейся крови с грозным возгласом: «Пей, брат!». Констант поднял на ноги весь Цареград, но подданные недоуменно глазели на него, как глазеют на тебя умники, посылающие тебя на воды и рекомендующие лучшее питание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто-то читал переведённую на русский язык книгу Йована Дучича, совсем преданные серболюбы читали очерки Ранко Гойковича. Ну и, пожалуй, всё. Несколько лет назад – ещё до эпопеи с ковидом – собирались было познакомить хотя бы то церковную часть нашего населения с деяниями этого малоизвестного сподвижника Петра, и дата была подобрана – трёхсотлетие провозглашения Российской Империи. Взяли за основу роман сербского автора Велимира Ивановича, очистили его от бульварщины и «клюквы». Подогнали сюжет под реалии той поры, характеры русских сановников привели в соответствие с нравами соответствующих персон. Встроили в занимательное повествование вещи серьёзные, подтверждённые документами. Но тут пришёл коронобес, а потом и владыку, который темой должен был заниматься, перевели на другую кафедру. И всё. Книга о малоизвестном широким народным массам сподвижнике Петра полежала два года в столе, а теперь, после очередной предметной беседы на славянские темы с главным специалистом по Протекторату Богемия и Моравия, я решил познакомить наших читателей с основными вехами судьбы этого славного и незаслуженно полузабытого государственного деятеля. Заслуги Владиславовича Граф Савва Владиславович Рагузинский вошёл в историю России как тот, кто: – осуществлял разведывательную деятельность на территории Османской империи в пользу спецслужб Венеции, а позже передал некоторую информацию Петру Алексеевичу; – осуществлял деятельность на поприще дипломатическом, с различным, впрочем, результатом: провал Прутского похода, но безусловный успех в деле демаркации границы с Китаем; – дал дельные советы Петру по денежной реформе; – привёз в Санкт-Петербург различные артефакты, в том числе злополучную скульптуру Венеры, известную, в числе прочего, по антипетровскому пафосу романа Д.С.Мережковского; – привёз в пределы государства Российского арапчонка Ибрагима Ганнибала, внук которого, А.С.Пушкин создал отечественную словесность в том виде, в котором мы ею пользуемся до сих пор. По разведывательной деятельности Саввы мы можем сказать немного, такова специфика рассматриваемого предмета. По вопросу арапа Петра Великого всё более-менее известно.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/26/pozaby...

Ведущим онлайн-заседания секции «История государственно-конфессиональных отношений» стал кандидат богословия, помощник проректора по научно-богословской работе СПбДА священник Владислав Малышев. Участники проследили процесс преобразования взаимоотношений государства и Церкви в разные исторические эпохи — от Киевской Руси до СССР. Особенно докладчиков привлекло время правления Петра I, в частности, мотивы христианизации Сибири и синодальная реформа, проводимые в этот период. Работа секции «Современное состояние государственно-конфессиональных отношений» началась с рассмотрения структуры деятельности религиозных организаций на территории современного Китая, Японии и Греции. Докладчики посвятили свои сообщения правовым и этическим аспектам деятельности Церкви и сект в России. Работу площадки возглавила профессор, исполнительный директор Межвузовского координационного центра СПбДА О.Л. Церпицкая. В роли ведущих секции «Народные религии, религии народа: традиции России и зарубежья» выступили протоиерей Александр Пелин и и.о. директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Д.Е. Крапчунов. Участники данного сектора проследили религиозные традиции коренных народов страны в изобразительном искусстве и литературе. Также во время обсуждения был поднят вопрос преподавания религиозной культуры школьникам. Второй день конференции начался с работы молодежной секции «Секулярность и постсекулярность» (модератор — старший преподаватель РАНХиГС и Русской христианской гуманитарной академии Н.К. Сюндюков). Исследователи представили сообщения, посвященные пониманию религии в контексте постмодерна на примере работ американского философа Джона Капуто. В ходе обсуждения докладов участники попытались определить допустимые границы деятельности Церкви и государства в современном мире и меру влияния политики на религиозные объединения. Секция «Участие общества в государственно-конфессиональных отношениях: от диалога к полилогу» была посвящена деятельности Церкви в информационном пространстве. Участники обсуждения пытались наметить цели и задачи православных медиа. Примером для обсуждения послужили телеканал «Спас» и активное присутствие Сербского Патриарха Порфирия в Instagram. Также докладчики заседания обратили внимание на частные примеры взаимодействия органов власти и религиозных организаций в разных областях России. Модераторами выступили кандидат социологических наук, доцент СПбГУ Е.В. Родионова и старший преподаватель, директор проекта Лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития РАНХиГС В.Д. Коваленко.

http://patriarchia.ru/db/text/5873128.ht...

Между тем, выясняется, что статуя Венеры, поклонение которой – согласно Мережковскому – возмутило царевича Алексея и укрепило его в том, что необходимо бороться со своим отцом, в это время пребывала в земле, и была откопана археологами, и привезена графом Рагузинским в Россию уже после того как царевича казнили. О чём существуют соответствующие данные, скрупулёзно фиксирующие дату покупки и доставки скульптуры. Выходит, что факт, образ, который идеально подходил для формирования соответствующего к Петру отношения, не имеет под собой исторической подоплёки. Впрочем, это совсем не значит, что Пётр Первый был чужд нездоровой восторженности перед всем тем, чем восторгались европейцы. И античными статуями в том числе. Хотя Пётр и не являл собою образец христианского благочестивого государя, ярым гонителем старообрядцев он не был, как бы странно это не было слышать. Ведь реально преследовала староверов его сестра – царевна Софья. Причём, скорее всего, из политических соображений. А Пётр I, хотя и испытывал неприязнь ко всему старорусскому, инквизиторские гонения на них прекратил Вот вам ещё один вопиющий анахронизм (несоответствие событий эпохе, в которую это событие помещается), на котором основалось устойчивое восприятие в старообрядческой среде Петра как гонителя староверия, предтечи антихриста. Конечно, он определил их как людей второго сорта, но жестоких притеснений не допускал. А если говорить о наших земляках, старообрядцах Стародубья, так они даже стали пользоваться особой благосклонностью императора. В награду за то, что во время Северной войны они не просто не предали Петра, но изрядно потрепали шведских фуражиров, выступив в роли партизан. Кстати, достаётся сегодня Петру и за методы индустриализации. Противники петровских преобразований обычно утверждают, что Московское государство и так шло по пути технического прогресса, а наши корабли, строившиеся в Архангельске, не уступали, а подчас и превосходили корабли северных стран. Да, это так. Но готовность к встрече с морской стихией и готовность к встрече с несколькими бортами разинувших пасти пушек – вещи разные. Совершенство наших полярных кораблей вовсе не означает того, что на должном уровне было военное кораблестроение, потому что наступал 18 век. На смену галерам приходили многопалубные линкоры, которые уже просто так – на мужицкой смётке – не построишь. Тут уже нужна была школа. И эту школу Пётр смог выстроить. И теперь уже наши русские таланты могли вооружаться голландскими или аглицкими инструментами и теоретическими знаниями и совершать усовершенствования, а также новые открытия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/29/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010