Разрушительное землетрясение 1667 года вкупе с разбушевавшимся вследствие сильного ветра пожаром обратили половину Дубровника в руины. Погибло более половины членов итальянских дворянских семей. А ведь именно они на протяжении веков составляли управу города-республики. Ради восстановления надломленного стихиями жизненного уклада было решено возвести в дворянское достоинство наиболее видных, способных внести немалое пожертвование в городскую казну сербов-католиков. Было сделано соответствующее предложение и отцу Саввы. Но, поскольку непременным условием возведения в дворянство был переход в римо-католическую веру, то Лука Владиславич, вежливо поблагодарил за столь высокое предложение, но, всё же, отказался. Конечно же, он знал, что недавно возведённые в дворянство семьи происходили из сербских православных семей, которые некогда перешли в католичество, продолжая, впрочем, помнить свою Крестную Славу и праздновать этот день памяти первого в роду крещения далёкого предка. Нет, от Крестной Славы они не отрекались, воспринимая смену исповедания вполне в духе обычая «чья власть – того и вера», но, как показала история, потомки этих сербов, вроде бы руководствовавшихся соображениями реальной политики, постепенно превратились в итальянцев… Республика Рагуза – как называли итальянцы Республику Дубровника – находилась в очень непростом положении. Многолетнее соперничество с могущественной Венецией заставило руководство республики признать власть турецкого султана над собой. Впрочем, вассальная зависимость не особо отягощала дубровчан, зависимость фактически сводилась к уплате ежегодной дани. В обмен на это купцы получили исключительные привилегии на территории империи Османов. Это самым благоприятным образом сказалось на развитии города. Однако, с другой стороны, Дубровник также поддерживал чрезвычайно тесные отношения с Римской курией, благодаря чему обреталась важная поддержка в сложных отношениях с Венецией в бесконечной борьбе за влияние на Адриатике и Средиземное море, а также в противостоянии на приморье и в Герцеговине.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

Александр 22 октября 2010, 18:15 Долой все гей- и лесби парады!!! Мариника 21 октября 2010, 11:38 Всем заинтересованным участникам не к месту бурно развернувшейся дискуссии " Православие - Ислам " искренне рекомендую посмотреть фильм " Меня зовут Кхан " . Лично я после этого этого фильма стала, как мне кажется, мудрее. Во всяком случае терпимее. Женщины в хиджабах в московском метро, меня больше не раздражают. Гораздо важнее и существеннее - какие мысли в голове, покрытой хиджабом. И какие мысли в голове, по-православному, покрытой платком. Алика 21 октября 2010, 05:29 Андрей, спасибо Вам за мудрые и светлые слова. Для меня истиное православие отождествляется с такими людьми, как Вы, я их встречала, " хоть редки острова в океане огня... " Никто никого не может обидеть - только себя и ту культуру, апологетом которой себя считает. Я уверена, что именнно с такими людьми, как Вы, Россия будет примером и показателем высокой нравственности и духовной культуры. Это не слова - мы с Вами россияне, и судьба нашей страны нам небезразлична. Мира Вам, Андрей, в обоих мирах, благополучия и благословления Всевышнего. На том и прощаюсь со всеми. Андрей Романов 20 октября 2010, 00:57 Уважаемая Алика, хочется извиниться перед Вами за моих православных собратий, плюющих на искренне протянутую руку, - им не хватает не то чтобы христианской духовности и человеколюбия, об этом и говорить нечего, но даже и простейшей культуры. Известны слова о. Андрея Кураева, что прежде чем рассуждать об обожении, нам всем следовало бы подумать об элементарном очеловечивании... Так что извините нас. Мира, добра и Вам. Андрей Владислав 19 октября 2010, 03:27 Гомосексуализм - это низко, отвратительно, так что рвать тянет, мне тут один подходит несколько лет назад и говорит, что я голубой, я ему говорю, что это не так, прости Господи, сейчас я бы ему в морду дал за такие слова. Не дай Господь, чтобы у нас такое было, а сербский народ очень жалко. Промывают им мозги постоянно, как они вступили в евросоюз. Антихрист не за горами, а за плечами.

http://pravoslavie.ru/41963.html

Ближайшим функциональным аналогом славянского Перу­на в германской мифологии является Тор, бог грома (Donner) и молнии, бог грозового неба. Вполне возможно, что когда князь Владимир, до своего обращения, насаждал в Киеве культ Перу­на, его почитанию сообщались дополнительные черты божества его варяжских дружинников, но у почитания Перуна была прежде всего своя славянская история. Схожесть славянского и балтского наименования имен божества – Перун и Перкунас – объясня­ется, вероятно, не заимствованием, но общим происхождением славян и балтов, причем, ввиду большей архаичности балтской фонетики в сравнении со славянской, можно согласиться с тем, что на этапе протославянской общности балтов и славян имя это­го бога звучало ближе к его балтскому варианту. У Прокопия Кесарийского именно Перун, очевидно, име­ется в виду, когда он пишет о том, что славяне «считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды» 1231 . Прокопий, наверно, преувеличивает монотеистиче­скую ноту в верованиях древних славян, но он ее определенно фиксирует. По крайней мере в пантеоне славян присутствовал иерархический элемент, возможно, по преимуществу в созна­нии и религиозной политике князей и жрецов, а не в народных верованиях, не систематизированных и даже не упорядоченных, как это обыкновенно бывает по природе вещей. Раннему изжи­ванию и забвению Перуна славянами способствовало то обстоя­тельство, что народная религиозность после крещения славянских народов перенесла некоторые из его атрибутов на пророка Илию. Культ Сварога, бога огня, существовал бесспорно у антов и венедов, он засвидетельствован и у западных славян, проис­хождение которых связано со словенами, но не у балканских. Отсутствие упоминаний о нем однако не должно давать основа­ний утверждать, что оказавшиеся на Балканах славяне утратили этот культ, забыли о нем, хотя и такая возможность не исключа­ется. Происхождение имени Сварог восходит к «индоевропейско­му и праславянскому корню “свар”, означающему нечто жгучее, сияющее» 1232 . В культе Сварога обнаруживаются черты греческого Гефеста – он не только своего рода персонификация огня, но еще и покровитель кузнечного дела, в славянской мифологии он име­нуется «Божественным Ковалем», а еще от него вели свое проис­хождение династии вождей и князей разных славянских племен. По верованиям славян, сын Сварога Сварожич, или, по-другому, Дажьбог (эквивалент римскому deus dator (бог дающий)) явля­ется божественной персонификацией солнца. Хотя, как уже ска­зано, у южных славян не засвидетельствован культ Сварога, но известный в традиции сербского язычества Дабог, почитавший­ся как владыка земли, в отличие от владыки неба, тождествен русскому Дажьбогу и тем самым также венедскому Сварожичу. А еще он приобрел в змееборческом мифе черты бога-змееборца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Исключения из такого поряд­ка вещей (родовая экзогамия и племенная эндогамия) случа­лись, но не считались нормой, и виновные в заключении непра­вильных браков, как мужья так и жены, могли подвергаться смертной казни или изгнанию, в любом случае позору. По боль­шей части браки были моногамными, но знатные мужи, жрецы, люди состоятельные, храбрые и удачливые воины могли иметь по нескольку жен, у князей их число могло составлять десятки и сотни. Кроме того, они держали в своих гаремах наложниц, или, как их еще называли, суложниц или приложниц. Случай хорошо документированный, но уже из VIII века: франк Само, возглавивший первое квазигосударственное образование сла­вян – чехов и словенцев – имел 12 жен-славянок и прижил от них 37 детей. Экстравагантный характер имели полиандрические браки, в основном в воинских братствах, среди бойников, или разбойников. Развод и повторные браки как при вдовстве, так и после развода допускались, но в основном они практико­вались мужчинами. Брачный возраст у славянских юношей и девушек наступал в 15 лет. Свадьба, брак или vesele, обычно игралась в осеннюю пору, после уборки урожая, но брачный сговор совершался чаще всего в купальские праздники, в разгар лета. Жених или семья жениха, иногда его род, могли покупать невесту, выплачивая ее отцу или тому, кто его заменял, вено. Но широко практикова­лась также умычка невесты: чаще всего с ее согласия, нередко и с согласия ее отца, так что это была скорее игровая имитация умыкания, но случались и действительно криминальные похи­щения невест (porvanie по-польски, unos по-чешски, влачене – по-болгарски, отмица – по-сербски), которые влекли за собой кровную месть со стороны сородичей похищенной. Если жених и невеста вступали в брак по договору с выпла­той вена отцу невесты, то брачный обряд начинался в доме роди­телей невесты с обручения: невеста вкладывала свою руку в руку жениха, и новобрачные обменивались дарами, среди которых были яблоко, а также черный петух или курица. Затем невесту одевали в свадебный наряд и приводили в дом жениха вместе с ним – там их встречали хлебом и медом, обсыпали злачны­ми зернами, семенами мака, горохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В наиболее приниженном положении находились вдовы, если не их сыновья возглавляли семью, а так­же сироты обоего пола, которые при разделе имущества покой­ного отца должны были делиться с его братьями. Большая семья совместно владела имуществом, включая жилые и хозяйственные постройки, инвентарь, а также скот, составлявший, как у германцев и кельтов, основное богатство, но не землею. Она занимала один чаще всего огороженный плетнем двор, в котором однако лишь при ее бедности находилось одно жилое помещение, а обыкновенно во дворе их было несколько, по числу взрослых и женатых членов большой семьи, и там же рас­полагались хлев для скота и ямы, предназначенные для хранения зерна, которые впоследствии заменены были большими ящика­ми – ларями. Жилище главы патронимии, огнище, обычно, по описанию М. Гимбутас, «состояло из одного большого помеще­ния с углубленным в землю очагом. Жилища других членов семьи группировались вокруг него, часто образуя полукруг, фактически это были не дома, а места для ночевки. В сербском, хорватском и словенском оба типа жилищ четко различаются: огнище назы­вают “куча”, “хижа”, “зоба”, “изба”, что означает “жилище с оча­гом”, в отличие от другого типа, называемого “клеть”, “комора”, что означает “помещение” или “комната”» 1254 . О жилищах славян Прокопий Кесарийский писал: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга» 1255 , он же и указал на причину непрезентабельности славянских жилищ: «Все они очень часто меняют место жительства» 1256 . Частые пере­селения вызывались не только военными походами против импе­рии, свидетелем которых был сам Прокопий, переселением на новые для славян места в бассейне Одера и Эльбы, оставленные германцами, но также и перемещениями внутри давно сложивше­гося славянского ареала в северном и восточном Прикарпатье, по берегам Припяти, которые были неизбежны из-за подсечно-огневого способа землепользования, сопряженного с быстрым исто­щением земли и необходимостью освоения новых участков. При таком образе жизни не было смысла прочно обживаться и осно­вательно обустраиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А15 Апостол и Евангелие, рукопись и библиотеки Сербского Ученого Общества в Белграде 2, пис. на пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 191 л. полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись полная, недостает лишь одного листа после л. 79 (на нем должно было быть чтение 1Кор. 15:39–45 ). После пятидесятницы чтения следуют только на субботы, недели и по месяцеслову. Месяцеслов краткий. – Февр. 14: стго курила филофа оуител словеньска. Июня 20: стго методніа (в рукописи Апостола Белгр. народн. Библ. 211прибавлено: іениа моравска). На последнем листе написана эктения (на латин), в которой упоминается краль Влькашин: и иеще мнм се благовримь кралн Влькашни. Эта эктения впрочем писана другой, позднейшей рукой, так что самая рукопись писана, может быть, раньше Вукашина, управлявшего Сербией с 1367 до 1371 г. А16 Погодинский Апостол, рукоп. Императорской Публ. библ. собр. М. П. Погодина, пис. на пергамине, в лист, двумя столбцами, на 247 л. полууставом, в 1391 г., как видно из послесловия: К л. . уф. (6899–1391) написанъ бъі апль сьіі. стму спсу. на хутни. повелениіемъ раба бжиіа влц. іна. а прописъівалъ многогршнъіи матфи дьіакъ. Правописание русское. Чтения и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. В месяцеслове – славянские названия месяцев. Мая 2: пренесениіе мощни стую мку бориса и глба. Июл. 24: стую мку бориса ї глба. Июл. 15: кнз володимера. – Текст этой рукописи представляет – почти на половину – чтения с одной стороны древние, первой редакции, с другой – исправленные, свойственные русским спискам второй редакции. В своем исследовании об Апостоле (М. 1879) я поместил эту Погодинскую рукопись между списками Апостола второй редакции. Ныне нахожу более удобным перенести Погодинский Апостол в первую редакцию. – Срезневский, II. Древн. пам. рус. п. и яз. 123. Снимок у Погодина в Образцах слав.-рус. древнеписания. А 17 Апостол, распол. не по древним чтениям, а по порядку посланий, рукоп. Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 13, пис. на ровном, довольно плотном пергамине, четким и даже красивым полууставом XIV в., в 4-ку, в два столбца, на 255 л. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г., в развалинах Милешевского монастыря, в Герцеговине. Начала рукописи нет; начинается с 26 ст. 3 гл. Деян. – Некоторые листы вырваны или вырезаны (напр. Следующие после л. 109. 124). В месяцеслове, Окт. 28: всетноіе оуснениіе стго прпобнаго ца нашего арсниіа архиіеппа српьскаго. Ноябр. 11: прставліениіе хтитора кра владисла (1252). Янв. 14: всеутноіе оуспениіе стго ца наше стліа савы архиіеппа српьскаго. Февр. 13: стго и приобнаго ца наше симе српьскаго. Февр, 14: стг курила фи(лосо)фа. – Текст первых пяти посланий ап. Павла имеется у меня в полном, палеографически-точном списке; равно списан мною вполне и месяцеслов из этой рукописи Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Но узнав о том, что император направил на защиту этого города армию, словене отошли от него и повернули на запад в Далмацию, где они решили провести зиму, оставив свой авангард зимовать в Македонии, а еще один отряд во Фракии. Раньше рейды славян по землям империи проходили исключительно в теплое время года, и с наступлением холодов они уходили к себе на родину, за Дунай, но зиму 550–551 гг. словене впервые провели на Балканах. Так началась славянская колонизация Балкан, продолжавшаяся в течение нескольких столетий и к концу первого тысячелетия от Р. Х. радикально изменившая этническую и политическую карту полуострова. Весной 551 г. Юстиниан направил против словен, перезимовавших во Фракии, войска под командованием Схоластика. В битве под Адрианополем они потерпели поражение. Словене двинулись на столицу империи, но, дойдя до Длинных стен, которые защищали подступы к столице, были разбиты внезапно напавшими на них с тыла войсками, незаметным образом следовавшими за ними. Одной из причин их неудачи явилось то обстоятельство, что они были связаны по рукам и ногам захваченной ими ранее богатой добычей, включая и множество пленников, которых они, вопреки обыкновению, не перебили, но оставили в живых в надежде на выкуп. Потерпевший поражение отряд словен ушел за Дунай, но их основные силы оставались в Далмации. Осенью 551 г. римские войска вытеснили словен за Дунай, но ушли они, нагруженные богатой добычей. И эта добыча, а потом и воспоминания о ней манили их на новые походы. Отголоски битв с могущественной империей сохранились в исторической памяти славянских народов, приобретя мифологические черты: они отражены в сербском юнацком эпосе и в русских былинах, в которых неизменно присутствует Дунай, но не в качестве реки, а в роли могучего и удачливого богатыря. После перерыва, продолжавшегося в течение восьми лет, в 559 г. словене участвовали в закончившемся провалом очередном штурме империи, предпринятом утигурами под водительством Забер-хана. Новый натиск на римский лимес относится уже ко второй половине столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Даничича, 1865 г., стр. 246 sqq). Известна в настоящее время одна запись, в которой старший сын Стефана Радослав называется королем уже в конце 1221 г. (см. ее в журнале Загребской Академии Hayk Rad I, 129); но это, нет сомнения, должно понимать не так, что тогда Стефана уже не было в живых, а так, что Радослав получил титул короля еще при жизни отца (cfr Mukлoшuчa Monumenma Serbica pp. 11 и 13, где Стефан говорит о Радославе: «его же благословисмо быти ему кралю всея сея, т. е. сербския, державы»; что жители города Каттара, которым принадлежит запись, поминают имя Радослава, а не самого Стефана, это, как справедливо предполагают, потому, что Радослав, в качестве наследника престола, вероятно считался, наместником отца в Диоклее или Дукле, к которой тянул и город Каттара). 269 Дометиан в Житии Св. Саввы говорит, что после согнания с престола Радослава Владиславом Савва пребыл с последним лета многа (по изд. Даничича стр. 295); но Савва навсегда удалился из Сербии в 1234 г. (см. о сем ниже). Крайний предел этих многих лет до 1234 г. есть вторая половина 1230 г., потому что в июле сего года Радослав был еще на престоле (см. его грамоту в Загребском жyphaлe Rad I, 130). У сербских повествователей, мало заботящихся об исторической точности и постоянно противоречащих друг другу, добираться толку вообще весьма мудрено: архиепископ Даниил в своем так называемом Родословнике утверждает, что Савва отправился в свое последнее путешествие не при Владиславе, а еще при Радославе, по изд. Даничича стр. 249 sqq, и подтверждением ему как будто служит и грамота Радослава рагужанам от февраля 1234 г., в которой как будто говорится, что он только непосредственно пред тем был согнан братом с престола (b Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 19). Мы предпочитаем следовать Дометиану потому, что он был не только современником и учеником Саввы, но, как следует думать, именно и одним из лиц, сопутствовавших ему в путешествии; а что касается до грамоты, то вероятно в ней просто неудовлетворительная, зависевшая от писавшего дьяка, расстановка слов, и она писана не непосредственно вслед затем, как Радослав был согнан с престола, а только непосредственно вслед затем, как он после разных странствований (cfr лemonucь в Глach. V, 45) прибыл в Рагузу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Возвышение Сербии было неприятно для соседнего короля Венгерского Владислава, который готов был выступить войною против первовенчанного короля сербского Стефана. Желая избежать кровопролития, Стефан просил брата своего, архиепископа Савву, отправиться к венгерскому королю для того, чтобы дело устроить миром. Савва отправился и принят был благосклонно; но король не хотел делать никаких уступок. Чудодейственная молитва Саввы, однако, содействовала благому концу. Совершилось следующее чудо. Переговоры с королем происходили в жаркий День, истомленный от жары и жажды, Савва попросил подать льду. Но лед оказался растаявшим в погребах. Тогда Святой Савва обратился с молитвою к Господу, и вдруг нашла туча, засверкала молния, ударил гром и посыпался обильный град, покрывший землю. Савва повелел набрать граду в сосуд, благословясь, испробовал сам и предложил королю, со словами: — Так как у вас лед истаял, то я с молитвою обратился к Господу Богу, и Он послал нам сей прохлаждающий дар! Все были удивлены сим чудом и с благоговением стали относиться к святому Савве. Король переменил свои отношения к Сербии; мысль о войне была оставлена. Сверх того, король возымел такое почтение и уважение к Савве, что пожелал исповедать ему свои грехи и получить разрешение от него. Савва тщательно исполнил сие и убеждал короля не без успеха отказаться от латинства и возвратиться к православию. Вернувшись в Сербию, Святой Савва все поведал брату своему, и оба они возблагодарили Бога за сии благодеяния. Король Стефан Первовенчанный достиг старости и нередко впадал в недуги. Он имел горячее желание принять пред смертью ангельский образ, постричься от своего брата Саввы. Но архиепископ отклонял эту просьбу, говоря, что не настало еще время. Однажды Стефан сильно заболел, а Святой Савва находился в дальней отлучке. Тотчас же послали за ним. Савва немедленно поспешил к больному брату; но на дороге встретил его новый посланец, сообщивший, что король скончался уже и незачем очень спешить — в живых его нет.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010