В гавани Дубровника Груж турки прислали Сеад-агу, главного баждара (таможенника), ответственного за контроль сборов таксы, таможенных и портовых пошлин. Отуреченный серб, уроженец Гацко, как соотечественник Владиславича и помнящий о своем сербском происхождении, он любил проводить свободное время именно с ними. Развязывая язык земляка-потурчанца закусками, ракией из винограда и вином, Савва  регулярно узнавал много важных подробностей о событиях в Стамбуле и Герцеговине. Всегда готовый похвастаться своими личными связями в Турции, Сеад-ага был не только важным источником самой разнообразной информации, столь необходимой при подготовке к отъезду, но он совершенно искренне подготовил для Саввы самые доброжелательные рекомендательные письма, адресованные  важным людям в османской администрации. Благодаря долгим, детальным разговорам, Савва ещё до отъезда из Дубровника получил довольно полную картину того образа жизни, который его ожидал. Всю ту атмосферу, которая превращала Царьград в Стамбул: обычаи, одежда, кухня, нормы поведения, прописи закона… Он получил письменные рекомендации для начальника таможенного управления, для командира портовой охраны, для главного писаря Дивана (Совета министров) двоюродного брата Сеада Истреф-аги для главного надзирателя на Босфорской верфи надобность сотрудничества с которым могла возникнуть в случае необходимости ремонта судов) и, наконец, для главного евнуха в императорском гареме, который, опять же, был каким-то дальним родичем. Большинство из них приехали в Царьград в юношеском возрасте как «данники кровью» сербского происхождения, а потому они никогда не забывали свой родной язык. Там для Владиславича будет ещё одна важная личность - учитель турецкого и арабского во дворце султана, очень образованный, Шачир-ага Невесомый. Для него Сеад-ага специально написал пространную рекомендацию с просьбой заняться обучением Саввы. Савва только что вернулся из Герцеговины, побывав у бабушки Мары. Им владели противоречивые чувства. С одной стороны, лишний раз он ощутил это глубоко укоренившееся чувство близости и любви, которое бабушка привила с младых ногтей. Чувство, которое облагородило и характер Саввы, дорожащего семейными узами. Но, с другой стороны, он был глубоко опечален тем, что впервые отчётливо понял, что эта встреча с любимой бабушкой может стать последней встречей в их земной жизни. Это настроение стало поводом впервые всерьёз задуматься о смерти, ибо теперь эти размышления были не академической абстракцией, но касались особенно близкого и важного для него человека. Дедушку-то он помнил, но в час его кончины был так мал, что это не оставило в его душе сильного следа.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Закрыть Славянское единство живо Фоторепортаж кинорежиссера Владислава Быкова с открытия Юбилейного Всеславянского съезда 29.05.2017 881 Время на чтение 6 минут Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж кинорежиссера Владислава Быкова с открытия съезда. Открытие съезда Олег Анатольевич Платонов, председатель Президиума МСОО Всеславянский Союз, главный редактор газеты «Русский Вестник», директор Русского исследовательского центра Леонид Григорьевич Ивашов, генерал­-полковник в отставке, президент Академии геополитики Сергей Николаевич Бабурин, президент Международной славянской академии, первый заместитель председателя Всеславянского Союза Валентин Юрьевич Катасонов, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Титовец Александр Антонович, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета, Славянское движение Белоруссии Алла Гигова, председатель Болгарского славянского движения Светомир Шкарик, профессор права Университета в Скопье, Славянское движение Македонии Александр Викторович Смекалин, депутат Народного совета ДНР, лидер партии «Левый фронт», Славянское движение ДНР Роман Владимирович Разум, гвардии лейтенант 2-й гвардейской мотострелковой бригады Народной милиции ЛНР, Славянское движение ЛНР Олег Андреевич Гудымо, депутат Верховного Совета ПМР IV созыва, председатель комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности, Славянское движение Приднестровской Молдавской Республики Барбара Кригер, доктор философских наук, профессор, председатель Польского славянского комитета, Славянское движение Польши Бранимир Кульянин, профессор философского факультета Университета в Баня­-Луке, Славянское движение Республики Сербской Радмило Мароевич, доктор филологических наук, профессор Белградского университета, Славянское движение Сербии Милош Зверина, председатель общественной организации «Славица», издатель, Славянское движение Словакии Юст Ругел, предприниматель, издатель, Славянское движение Словении Кулуары Участники съезда

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/29/sl...

Эдуард Викторович Петрухин Или - Алексей Михайлович Величко, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, «Заслуженный юрист Российской Федерации», доктор юридических наук. К слову сказать, классный русский византолог, по мировоззрению - православный государственник, автор пятитомной истории Ромейских Императоров. Ясен пень, он и римское, не только российское право знает. Уж как-нибудь компетентнее своего начальника - Александра Александровича - будет. Алексей Михайлович Величко в гостях телепередачи «Очевидное - невероятное» Или, к примеру, Владислав Владимирович Цатуров, открытое лицо, человек из Сибири или с Кавказа. То есть - не русский, как Нургалиев, например, или тот же Шойгу . Сейчас это модно - многонациональность. Мы с Костей Душеновым совсем не против такой многонациональной представительности. Вот и при Царях разные Мордвиновы, Штюрмеры, Лорисы-Меликовы, Фон Дер Лаунцы, Карамзины, Годуновы, Багратионы, Сабуровы, Черкасские в высоких чинах ходили и не мешали жить Русскому Народу. Владислав Владимирович Цатуров Да и сам-то Душенов, судя по фамилии, в древних веках то ли болгарские, то ли македонские, то ли сербские корни имеет. То есть не совсем русский человек по дальним корням. О себе уж помолчу... Или кого-то ещё можно предложить из шести-то заместителей директора ФСИНы. Главное то, что на самом верху ФСИНы люди знакомые с делом есть! Реймер там - не как голый, одиноко стоящий перст, но в окружении шести компетентных специалистов. Почитайте их биографии. Кадры в таких вопросах - «компетентность-некомпетентность», как нам хорошо известно из истории Отечества, решают всё. Был А.А.Реймер - и нет его. Не правда ли, Владимир Владимирович? И в конце напишу я Дмитрию Анатольевичу: « Свободу Константину Душенову! Майора Корепина под суд! Искренне Ваш... » и так далее с датой. Вот только грызёт меня червь сомнения насчет компетенции... А справится ли? Всё же у Дмитрия Анатольевича с Адамом и Евой как-то не получилось! Да и срок его к концу подходит. Вдруг не успеет.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

в) Прошение на имя Преосвященного Ректора кандидата Академии выпуска 1906 года Константина Владиславлева: «Почтительнейше прошу Ваше Преосвященство определить меня на освободившееся место помощника инспектора Академии». Справка: По § 40 устава духовных академий: «Помощники инспектора, которых полагается два, избираются Советом по рекомендации инспектора и представлению Ректора и утверждаются Епархиальным Преосвященным». Определили: Избрать на вакантную должность помощника инспектора Академии и ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении в оной кандидата Московской Духовной Академии выпуска минувшего 1906 года Константина Владиславлева. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1907 г. Марта 30. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 28 марта за 3670: «По указу Его Императорского Величества, Святей- —31— ший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 28 минувшего февраля за 81, по ходатайству Совета Московской духовной академии о замещении в академии должности экстраординарного профессора, освободившейся за увольнением от академической службы профессора Мыщцына. Приказали: Доцента Московской духовной академии по кафедре библейской истории, магистра богословия Александра Покровского, избранного Советом названной академии в звание экстраординарного профессора, утвердить, согласно изъясненному представлению, в таковом звании, со дня избрания в оное – 6 февраля сего года; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Об утверждении доцента А. И. Покровского в звании экстраординарного профессора Академии внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлении Академии – для зависящих распоряжений. V. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1907 г. Апр. 7. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 6 апреля за 4105: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прогнете сербско-подданного иеромонаха Иринея, окончившего курс учения в Призренской духовной семинарии и состоящего ныне при сербском подворье в Москве, о разрешении ему поступить в одну из духовных академий, с назначением на содержание синодальной стипендии. Приказали: Разрешить Совету Московской духовной академии допустить иеромонаха Иринея в начале будущего 1907–8 учебного года к испытаниям для поступления в число академических студентов, предоставив при сем Совету, в случае принятия названного иеромонаха в академию, ходатайствовать о назначении ему на содержание стипендии из средств Святейшего Синода: о чем и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У нас бывали люди, которые прорывались через чертополох и возвращались назад, они рассказывали об ужасах, которые происходили в России. Возвращались не все, и что с ними стало, мы так и не узнали. Мы жили, если хотите, двойной жизнью: со старой Россией, которую мы любили, изучали и с которой были связаны духовно. В этом отношении мы были как маленькие старички, как нас иногда называли, потому что мы жили прошлым – прошлым наших отцов и дедов. Позже многие из нас оказались в других странах и ощутили на себе влияние этих стран. Но зародилось все там, в югославской гимназии. Люди гимназии В гимназии было два законоучителя: отец Пётр Беловидов, протоиерей, который казался нам старым, хотя теперь я понимаю, что это было не так, и отец Владислав Неклюдов, молодой священник, который после рукоположения в Белграде был назначен к нам, в младшие классы. Отца Петра мы боялись. Он был строгий, недоступный, хотя, в сущности, добрый. Иногда он подшучивал над нами, и мы это не любили. Отец Владислав был полной ему противоположностью. По возрасту он был ближе к нам. Он стал нашим старшим другом. На его уроках мы усваивали материал лучше, чем у отца Петра, беседы которого были схоластичны, отвлечены, может быть, и на более высоком уровне, но мы этого уровня ещё не достигли. Из других преподавателей я помню учительницу французского языка. Когда я много лет спустя попал во Францию, то оказалось, что понимаю, о чём говорят окружающие меня люди, и этим я был обязан только ей. Она сумела заинтересовать нас. Жизнь Франции, французов, культура, искусство – все было интересно. Уроки были живыми, лёгкими, все запоминалось само собой. Ещё в нашем интернате была сестра милосердия. У неё была маленькая дочка Олечка. Она жила с матерью в отдельной комнате в нашем пансионе. Сестра была в нашей амбулатории, когда приём вёл доктор Александр Александрович Солонский. Очень интересный был доктор, симпатичный. Приходит к нему ученик и просит: «Доктор, мне сегодня быть без гимназии». «Быть без гимназии» – значит не ходить на уроки. А мы на занятия ходили довольно далеко, потому что интернат был в одной части города, а гимназия – в противоположной. Это был длинный путь, целое путешествие, длившееся минут сорок пять. Итак, приходит ученик и просит оставить его без гимназии. «А что у тебя болит: сербский язык или математика?» – шутливо спрашивал Александр Александрович. Но затем, поговорив с ребёнком, вдруг говорил сестре: «Запишите его – без гимназии». И она записывала. Это было немножко по-семейному. Но когда доктор видел, что кто-то начинает пользоваться его добротой, он нас слегка прижимал. Увлечение минералогией и радиотехникой

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

    26. На Черноморском побережье Заходя в течении нескольких лет на своём корабле в черноморские порты, Савва смог неплохо изучить побережье Чёрного моря. Иностранцам не было доступа в Килию, Зонгулдак, Синоп, Самсун, Киресун, Трапезунд, Платан, Батуми, Сухум-кале и Анапу. Но золото решало многие проблемы. Для того, чтобы у высокопоставленных чиновников Порты не закралось ненужных мыслей – как относительно рода деятельности Владиславича-Рагузинского, так и относительно своих служебных нарушений – Савва обставил всё дело таким образом, что и каймакам, и капудан-паша были включены в долю, т.е. имели определённый барыш с оборота. Команда верных Савве бокельцев во время плавания усердно занималась измерением глубины моря вдоль побережья. Отмечались некоторые расхождения с теми данными, которые были на турецкой карте. Наконец Владиславич смог вздохнуть с облегчением. Кропотливая, дорогая, сложная и опасная работа подходит к концу. Вдвойне внимательным приходилось быть поблизости тех мест, неподалёку от которых стояли на рейде боевые корабли. В Трапезунде под предлогом «поиска специалиста по ремонту судового руля» удалось связаться с уроженцем Дубровника Марином, главным мастером местной верфи. Во время неспешной трапезы в прохладной капитанской каюте Матье Ивановича Марин детально раскрывает Савве данные об организации сигнализации между турецкими отрядами на суше и на море. Рассказывает о строящихся судах. Этот агент, когда-то завербованный Лукой Барко, теперь стал ещё одним элементом разведывательного аппарата Владиславича. Проверка этих уведомлений проводится в Зонгулдаке, где они задерживаются на несколько дней, чтобы выгрузить товары и забрать новый груз. Владиславич посетил Якуба, торговца коврами и килимами, приобретавшим товары по всей Персии и Закавказью, и, кроме моря, путешествовавшим по городам обширной Османской империи. Ещё в Стамбуле Савва был проинформирован о том, что этот потурченец из Требинье, как и многие его соотечественники в Турции, поддерживает через сербских курьеров республики Дубровник контакт со своей семьей на родине и, как вечный путешественник, знает множество занимательных вещей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Иоанн Палеолог отправился и ко французскому двору, но выслушал лишь вежливые фразы. На возвратном пути с ним случилась беда: этот византийский император, привыкший жить и ездить в долг, был задержан своими венецианскими кредиторами. Оставшийся в столице старший сын Андроник задерживал уплату долгов отца, выручил, прислав деньги и корабли, второй сын Мануил. За это отец объявил его наследником престола, устранив старшего сына Андроника (1371). Арест императора иностранцами за долги ярко характеризует потерю империей всякого уважения в глазах тонких политиков и банкиров, какими были венецианцы. Они считали Византию на краю гибели со времени падения Кантакузина. Теперь же турки стали хозяевами Балкан. Перенеся свою столицу из Бруссы в Адрианополь (тур. Эдирне) в 1365 г., султан Мурад двинул на Шишмана Болгарского три армии, которые захватили балканские перевалы. Шишман был вынужден признать себя данником султана и отдать сестру в султанский гарем (1365). Одновременно Людовик Венгерский взял болгарский Видан и захватил Страшимира, брата Шишмана. Однако, получив помощь турок и волошского воеводы Владислава, Шишман выбил венгров из Видана. Венгры действовали не одни, с ними были сербы, для которых опасна была политика опиравшегося на турок Шишмана. 60-тысячная армия Вукашина Сербского должна была ударить на турок в Адрианополе, но опоздала и сама была разбита на Марице, застигнутая турками врасплох (1371). Это была большая катастрофа для христианского населения Балкан, доставившая перевес турецко-болгарскому союзу. Измена болгар христианству отчасти объясняется честолюбием Шишмана, отчасти была вынуждена опасным соседством турок, неоднократно опустошавших Южную Болгарию и ранее утверждения их в Адрианополе. Победа была немедленно использована османами. Вся Восточная и Южная Македония была завоевана полками Мурада. Греческие и сербские властели Македонии стали турецкими беями, поставлявшими свои отряды в султанскую армию и платившими взносы в султанскую казну. Сербские и вообще славянские полки ценились в турецкой армии и составляли корпус, расположенный возле столицы, вдвое больший, чем корпус янычар во времена Магомета Завоевателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

То, что автокефалия в Константинополе понималась иначе, чем это принято в православном богословии, которое можно назвать аутентичным, выражается и в том, что во времена Патриарха Афинагора очень определенно заявлялось, что существует автокефалия на разных уровнях. Есть уровень, который выше всякой автокефалии, — тот, на котором некогда стояла Римская кафедра и кафедра Нового Рима, будучи православной. Меньшими правами обладают четыре древние Патриархата, еще меньшими — новые автокефальные Церкви, имеющие более ограниченный статус. Давайте подробнее остановимся на вопросе про ПЦУ. Официальная позиция Русской Православной Церкви известна: мы категорически не признаем автокефалию ПЦУ. Мы не признаем, безусловно. Дело в том, что изначально не существовало никакого пути, чтобы ее можно было признать. Но ведь две Церкви признали автокефалию ПЦУ? Да, Александрийская Патриархия и Элладская. На Кипре глава Церкви также высказывался подобным образом, но кипрские епископы в большинстве своем возражают против ПЦУ. Дело в том, что существует еще одна ситуация раскола, но имеет другой характер — речь о Сербской Церкви и Македонии. Но в этом случае от Сербской Церкви отделилась почти вся православная Македония, поэтому вопрос обстоит иначе. Здесь имеют место некоторые образования, которые территориально имеют свои собственные границы, и поэтому еще можно обсуждать вопрос о статусе, о способах восстановления общения. Что касается украинских раскольников, они раскольники на территории самой Украины, независимо от статуса. И на этой территории присутствует не одна раскольническая группировка. Предоставлению томоса об автокефалии предшествовало объединение, которое очень скоро прекратилось, потому что Филарет (Денисенко), увидев, как складываются дела, понял, что никакой реальной автокефалии не будет. И он, по сути, остается на покое, за ним признали только патриарший титул, который он сам себе же и усвоил. Вопрос был бы более тяжелым, проблемным и в то же время требовал бы решения, если бы речь шла об автокефалии всей Украинской Церкви, предоставленной в обход кириархальной для Украины Московской Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/6171330

Это у них в крови. Так испокон веков было на гористых Балканах. Достаточно вспомнить сербский героический эпос, а также – поэмы великого Негоша, крупнейшего сербского и южнославянского поэта всех времён. “Бог удачу даёт отважному”, – говорит он в «Горном венце» не только своему, но и последующим поколениям. “Сокол любит высоту полёта – не возьмёт он жабу из болота” – в этом ответе турецким сватам (западной демократии и т.д.) мы слышим голос сегодняшней Сербии, по-прежнему, несмотря на видимую “надстройку”, не признающей современного мира иллюзий». Илья Числов ехал на Балканы в самые грозовые годы, в 1992-м, в 1999-м, готов был умереть за братский сербский народ. (После МГУ Числов отслужил срочную службу в войсках ПВО, хотя в университете у него была военная кафедра. «А как бы я, – говорил он, – переводил героический эпос, не будучи воином?»). Тогда, в 1999 г. шла настоящая война, но могла быть и настоящая победа. Если бы не предательская роль «голубя мира» Черномырдина и козыревского МИДа! Русский учёный, переводчик был только ранен на той войне. А сегодня его сердце не выдержало лжи мира сего, размывания славянских традиций, предательства прежде верных соратников. Илья Михайлович десять лет вместе с послом Сербии в России господином Славенко Терзичем организовывали в Сербском посольстве музыкальный и поэтический конкурс «Сербия в сердце моём». Школьники со всей России приезжали на этот конкурс и читали наряду с русской классикой произведения Петра Негоша, Йована Дучича, Милана Ракича, Владислава Петковича Диса, Светислава Стефановича. Если бы по нашему ТВ показали хоть на пять минут эту мощную славянскую стихию, так естественно воспринимаемую детьми, мы бы увидели бездну извращённого сатириками-русофобами, пластмассового мира, в которую мы все опрокинуты. А И.М. Числов был совестью нации, возвращая нам понятие «русская интеллигенция», которое и произносить мы давно уже не имеем права. Он – высокий, суровый, с внимательным прищуром – говорил, и с научной кафедры, и в телефонном разговоре – одинаково победно: «С ербская традиция воскрешает былой героизм индоевропейского мира, преодолевая “онтологический” пессимизм обмирщённого бытия».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/17/so...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010