На семинаре выступили также психиатры, представляющие  Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Главный психиатр Министерства обороны РФ, профессор Владислав  Шамрей сделал подробное сообщение о преподавании основ православия студентам медицинских ВУЗов и шире – о формировании «духовной среды Академии», основы которой (среды)  закладывались еще в позапрошлом веке. Контакты с Санкт-Петербургской духовной семинарией позволили военным медикам организовать то, что профессор называет «перекрестным обучением»: семинаристы приходят в Академию с лекциями о православии, а психиатры рассказывают им об основах своей науки. Профессор Евгений Курасов познакомил собравшихся с различными современными методами лечения душевных болезней, в том числе – с духовно-ориентированной психотерапией, которая, по его словам, находится «на стыке деятельности врача и духовника».  Заседание секции завершили сотрудники ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Ольга Русаковская и  Наталья Лазько, которые поделились результатами мониторинга мира «особенных» людей, проживающих в психоневрологических интернатах во многих регионах России. Обе они отмечали благотворное влияние на пациентов посещений священников и православных волонтеров. Невозможно исчерпать все вопросы медико-православного сотрудничества в помощи душевнобольным, но очевидно, что это сотрудничество продолжает развиваться и имеет хорошие перспективы, сказал в заключение митрополит Сергий, поблагодарив всех участников. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. На главную В раздел «Репортажи» Репортажи Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» открылась в Доме русского зарубежья Будни и праздники в церковной жизни русской эмиграции Всероссийская научная конференция «Наследие С. С. Аверинцева и современное гуманитарное знание» состоялась в Москве Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В середине июня 1711 года Милорадович со своей камандой ступил на берег Адриатического моря в селении Грбаль, призвав местных жителей к борьбе против турок, что было весьма воодушевленно встречено Вскоре он прибыл в Цетине, где владыке Даниилу и его брату Луке Петровичу передал письмо Петра Первого. Послание было прочитано в день св. Вида перед собравшимися главами племен, которые оживленно поддержали предложение царя Как утверждает Глигор Станоевич, произошло нечто необычное: " впервые в течение мучительного многовекового рабства в Черногорию пришли свои люди от имени великого и могучего царя, который предлагает помощь и защиту. Это звучало как настоящее открытие. Тем людям, которые всю жизнь крестились тремя пальцами и смотрели, как турки оскверняют их святыни, которых соседи (иноверцы – Й. Б.) и друзья венецианцы презирали как прокаженных, вдруг, словно Божье проведенье, явился найсильнейший православный государь на свете " Когда в Цетине было прочитано письмо Петра Первого " не было необходимо много усилий, чтобы храбрые черногорцы взялись за оружие, и восстание охватило часть восточногерцеговских племен. Повстанцам сопутствовал успех, когда они сражались около Никшича, дойдя до Требине, однако туркам они не нанесли ни одного серьезного удара. Против укрепленных городом у нех не было артиллерии, а с ручным оружием они достигли лишь половины результата " Безуспешными были попытки осады городов, окруженных крепостными стенами, таких как Грахово, Гацак и Спуж Восстание распространилось внутри Герцеговины, повстанцы дважды пытались захватить Клобук, паля костры вокруг этой крепости. Во время подобных наступлений в середине 1711 года повстанцы предприняли попытки захвата, нанеся урон, многим укреплениям и башням в Герцеговском санджаке недалеко от города Билеча, а также в Рудине и Требине На призыв принять участие в восстании против турок, посланном православным русским царем Петром Первым, не откликнулись балканские христиане католической церкви. Барский епископ Андрия Змаевич своих прихожан известил о происходящих волнениях следующим образом: " На этих границах развязалась необычная война. Православные народы – турецкие подданные – объявили войну своему суверену, чтобы диверсией помочь русским " По мнению епископа Змаевича, победа православных над турками была бы самым большим поражением для католичества Римско-католические священники также подключились к смирению своих прихожан, дабы те не присоединились к повстанцам. " Латиняне " (как православные сербы в то время называли католиков) не только не присоединились к восстанию, но даже помогали турецким властям, таким образом, демонстрируя свое неприятельское отношение к восстанию. Как утверждает Дучич, " они даже предоставляли турецким властям данные о передвижении повстанческих войск, поэтому даже владыка (Даниил – Й. Б.) предупреждал некоторые племена об опасности, исходящей со стороны венецианцев, так как те выдают туркам все тайны нашего восстания "

http://pravoslavie.ru/37603.html

Долгое средневеко­вье, включающее в себя столь разительно отличающиеся друг от друга эпохи по обе стороны от хронологического перевала между первым и вторым тысячелетием от Р. X., изобретено было и охот­но подхвачено западной исторической наукой, а затем ввиду ее монополии стало едва ли не общепринятым, чтобы уклониться от признания гегемонии Константинополя в европейской циви­лизации на протяжении целой эпохи ее истории. Есть насущная необходимость в коррекции оси исторических координат. Итак, новый период в истории Европы, продолжавшийся в течение нескольких столетий до переходной эпохи Карла Вели­кого, открылся правлением святого Константина. 2. Биография Константина до начала его правления Гай Флавий Валерий Константин родился 27 февраля 274 г. в городе Наиссе (ныне сербский Ниш) в семье Констанция, рома­низованного иллирийца, состоявшего в отдаленном родстве с императором Клавдием II, и его первой супруги святой Елены. Мать Константина появилась на свет около 244 г. Хотя в средне­вековье в Англии возникла романическая версия о том, что она дочь короля бриттов Коула Колчестерского, ее действительное происхождение было несравненно более прозаическим и зау­рядным. Отец святой Елены, судя по древним, в том числе аги­ографическим, источникам, был трактирщиком в сицилийском Дрепане, где и могло произойти ее знакомство с офицером или уже генералом Констанцием Хлором, взявшим ее в жены. Елена была христианкой, и снисходительное отношение Констанция к христианам в той части империи, которой он правил в период тетрархии, могло проистекать от влияния его жены, впрочем в ту пору уже бывшей. По указанию Диоклетиана Констанций Хлор должен был оставить ее перед назначением его цезарем, чтобы породниться с августом Максимианом, помощником которого он становился, женившись прежде на его падчерице Феодоре. Разлученная с мужем, Елена пребывала в скромном положе­нии, обстоятельства которого неизвестны документально, пока ее сын, став правителем империи, не возвысил ее, удостоив титу­лом августы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Душан, имевший виды утвердить свое господство на всем юго-востоке Европы, не прочь был воспользоваться помощью с Запада против турок, но на столько далек был чрез политический союз входить в какие-нибудь религиозные сделки с латинством, что подданных своих, осмеливающихся, принять латинство лишал гражданских прав, а распространителей латинства определял ссылать в рудокопни. (Между тем лживые латинские писатели не перестают до настоящее времен уверять будто сербские короли Милутин и Стефан-Душан находились в религиозном союзе с римскою Церковью). Когда после Душана (в конце XIV века и в начале XV века), Сербское царство стало ослабевать и турки более и более утверждались в Европе, для пап настало более благоприятное время склонять сербов, вместе с греками, к союзу с римскою Церковью, обещанием помощи против турок. Но большая часть сербов, также как и греков, скорее готовы были подпасть под политическое господство турок, нежели согласиться на религиозный союз с Римом. Последний сербский властитель, Юрий Бранкович, после флорентийского Собора, согласился было вступить в союз против турок с венгерским королем Владиславом и воеводою Гуниядом; но когда сообразил, что этот союз заправляется папскими агентами и направляется к распространению латинства на Востоке, то сам перешел на сторону турок, убежденный, как говорит сербское предание, что от турок сербам более можно ожидать религиозной терпимости и уважения к православию, чем от католиков. Наконец, когда турки заняли уже почти весь юго-восточный полуостров Европы и Сербия теряла последние остатки своей самостоятельности, сербская княгиня Елена решилась предложить свои земли в полное подданство папе и вступить в союз с римскою Церковью на условиях флорентийского договора. Но сербы возмутились против такого решения, сами призвали в свои владения турок, и княгиня-предательница должна была удалиться из своей земли на Запад. После падения Сербского царства, латинская пропаганда, хотя и продолжала раскидывать свои сети между сербами, также мало имела успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Существует расхожее представление о том, что три ветви славянства – восточные, западные и южные – восходят к трем древним славянским народам: первые – к антам, вторые – к венедам, а третьи – к словенам. Это неверная схема. В заселении Балкан, результатом которого впоследствии стало образование южнославянских языков, участвовали как словене, так и анты, и даже, возможно, некоторые из венедских племен вроде стодорян. Так, среди славянских племен, которые, обосновавшись во Фракии и Мезии, впоследствии составили основу болгарского этноса, были северы, то есть северяне, и, следовательно, анты, смоляне, которые представляют собой некий осколок племени смолян, от которого пошло название города Смоленска и которые вошли в племенной союз кривичей – словен. В то же время в устье Эльбы обосновалось племя смолинцев. По словам выдающегося слависта В. В. Седова, «допустимо предположение, что смоляне Балканского полуострова, смолинцы Полабья и смоляне Верхнего Поднепровья некогда составляли единое праславянское племя, которое оказалось расчлененным и разбросанным в результате великой славянской миграции» 1143 . Тот же ученый писал, что расселение славян на Балканском полуострове «привлекло к нарушению племенной структуры, восходящей к праславянскому периоду. Большинство племен, зафиксированных письменными документами, являются территориальными новообразованиями, получившими имена по местностям, в которых они осели. Таковы, в частности, мораване, заселившие бассейн реки Моравы, южного притока Дуная; тимочане, названные по реке Тимок (правый приток Дуная); струменцы (или стримонцы), локализуемые по среднему и нижнему течению реки Струмы (впадает в Эгейское море) и на ее притоке Стумицы» 1144 . Близкое родство южнославянских языков, в особенности болгарского и сербско-хорватского, объясняется, очевидно, не их общим происхождением из диалекта одной из ветвей славянского праязыка, а влиянием местного балканского языкового субстрата: македонского диалекта греческого языка, балканского варианта вульгарной латыни, которые, в свою очередь, формировались под влиянием фракийских и иллирийских языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

270 Относительно первого правления Владислава известно с одной стороны, что он оставался на престоле «лета николика» после смерти Св. Саввы, который умер в январе 1235 или 1236 г., а с другой стороны, что в 1243 г. занимал престол уже Стефан Урош (см. Дометианово житие Саввы, по изд. Даничича стр. 333, о перенесении мощей, и стр. 344 послесловия автора, и b Monumenma Serbica p. 30). Что касается до второго правления, то в марте 1252 г. называется королем он Владислав, а в сентябре того же года уже Стефан Урош (см. грамоту b Rad’e I, 133 sqq). Что во второй раз Урош занял престол не после смерти Владислава, а из-под живого, cм. MonumenmaSerbica Mukлoшuчa р. 36. 271 Автор Родословника, заключая свой рассказ о Драгутине, говорит, что он завладел многими областями земли Угорской (стр. 41). Так как под этими областями невозможно разуметь еще других, кроме помянутых выше, то и следует понимать так, что Драгутин сначала владел ими в качестве вассала, а потом завладел в полную coбcmbehhocmь. CfrФeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 37 нач. 272 О завоевании Браничева см. Родосл. стр. 115 sqq. О том, кем именно отодвинута была юго-восточная граница с Моравы на Стримон, где видим ее до дальнейших расширений при Милутиновом преемнике (Родосл. стр. 181 и 182 нач.), прямых известий нет; но мы усвояем это самому Милутину, а не кому-нибудь из его предшественников, потому, что о каких-нибудь завоеваниях сих последних ничего неизвестно. 273 См. собственную запись о сем Душана в Истории сербского языка Майкова стр. 239fin. (в напечатанном списке записи, вместо 16 апреля, ошибочно 14), cfr bыnucku из официальных бумаг Венецианского архива в Гласнике XI, 363 и 374 (показание сербской летописи, в Памяти. Шафар. стр. 54, будто Душан поставился царем в 1348 г., несомненно ложно). 274 В 1371 г. турки завоевали города Ихтиман, Самоков и Кюстендил (Гaммepa Hismoirede l’ Empire Ommoman, в nepeboдe Doche’za, m. I, р. 78, col. 2 нач.); в 1373 г. они подчинили своей власти двух сербских деспотов или удельных князей, владевших частью Македонии между городами Драмой и Кавалой на востоке, и рекою Вардаром на западе (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После Милутина прибегали к средству того же притворства перед папой два непосредственные его преемника – Стефан Дечанский и Стефан Душан. Стефан Дечанский в начале своего правления должен был бороться с двумя соперниками – младшим братом своим (от другой матери) Константином и с двоюродным братом, сыном Драгутина, Владиславом. Нуждаясь против них во внешней помощи, он искал вступить в брак с дочерью одного итальянского владетеля (тарентского князя Филиппа); он давно был женат и имел детей, но, вероятно, он предполагал развестись с женой (что у сербских, и болгарских государей было нередко); так как отец невесты, по внушениям и требованиям папы (того же Uoahha XII ), изъявлял свое согласие не иначе как под условием, если государь сербский присоединится к римской церкви, то последний и не затруднился тотчас же изъявить на это свое притворное согласие и потребовать присыла к себе папских легатов. Дело кончилось на приготовлениях в дорогу сих последних, потому что пока они сбирались, Дечанский уже успел счастливо отделаться от своих соперников (у Райнальда ап. 1323, n. 14 sqq, у Acceмahu V, 53 fin. sqq; Райнальд смешивает Дечанскаго или Уроша 3-го с Милутином или Урошем 2-м). Стефан Душан в продолжение своего правления два раза прибегал к способу выпутываться из затруднений посредством обмана папы, – в первый раз в 1347, во второй раз в 1354 году; в оба раза по поводу войн с одними и теми же венграми. Перед 1347 г., пользуясь бывшей тогда у венгров войной с венецианцами, Душан успел захватить некоторую часть их владений, но затем на него напал страх не устоять в предстоявшей войне при защите сделанных завоеваний; в 1354 году, пользуясь подобными же затруднениями венгров, он успел сделать от них новые (на сей раз весьма значительные) приобретения, а затем на него опять напал тот же страх подвергнуться жестокой расплате. Чтобы склонить папу стать своим защитником и оборонителем против венгров, Душан и обращался к нему в оба раза (в первый раз к Клименту VI, – во дорой – к Uhhokehmuю VI) с изъявлениями своей притворной готовности признать его церковную власть. В оба раза дело прекращалось в самом начале, потому что в оба раза Душана без папы выручали благоприятные обстоятельства (у Райнальда ап. 1347, n. 30 и ап. 1354, n. 26 sqq, у Ассеманн V, 57sqq, см. также Фeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 133 sqq). Подобно как при Милутине, папа старался отмстить за эти обманы тем, что когда после смерти Душана (в 1356 г.) венгры начали войну против сербов, он объявил ее настоящим крестовым походом (у Райнальда ап. 1356, n. 24 sqq, у Acceмahu V, 59, Фeccлepibid. т. 2, стр. 142. – Известное на сербско-славянском языке, как кажется, не подлинное послание папы Иннокентия к Душану см. в Глachuke VIII, 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Неретвы (с городами Дувно, Рама и Любушка), на востоке нынешним пашалыком новопазарским или той полосой земли, которая между Сербией и Черногорией по Новый Пазар включительно, а также по всей вероятности впервые присоединив от Сербии к Захолмии и являющуюся в его время за сею последней маленькую Травунию (нынешний округ требиньский), Стефан отдался в ленную зависимость немецкому королю Фридриху III, от которого получил титул герцога (в 1448 или 1449 г., см. у Райнальда, ап. 1449, n. 9, грамоту папы от февраля 1448 г., в которой он называется еще he dux, a comes, и b Monumenma Serbica Mukлoшuчa, р. 441, грамоту его самого от июля 1450 г., в которой уже называет себя repцoroм, cfr Глacu. XIV, 144 sqq, 155, 158 sqq), почему и его владения, называвшияся при нему турокземлей Герцоговой (Monumenta Serbica474 sqq), получили потом название Герцоговины (Стефан писался в грамотах «херцегь одь светога Саве» или «херцегь светога Саве», cм. Monumenma Serb., – от Св. Саввы или Св. Саввы потому, что в его области находились останки первого сербского архиепископа Св. Саввы, погребенного в Милешеве монастыре; также он называл себя «хранителем гроба Св. Саввы»). В 1463 г., когда турки завоевали Боснию, Стефан успел спасти себя от их оружия тем, что заблаговременно признал себя их данником (cfr b Monumenma Serbica Mukлoшuчa рр. 474 и 475). Ему наследовали два его старшие сына Владислав и Влатко, которые поделили между собой владения. При этих последних в 1483 г. недолго существовав шее герцогство окончательно покорено было турками и обращено в турецкую провинцию (Дюkahжa Familiae Byzanminae, ed. Paris., р. 430, Юkuчa Zemljopis i Poviesmnica Bosne cmp. 1867, S. 38 sqq). Захолмия или Герцоговина, подобно Боснии, была и остается страной того же самого троеверия, что эта последняя. Собственной верой захолмцев, также как и босняков, было православие (принятое ими одновременно со всеми прочими сербами); но так как в отношении государственном они переходили из рук в руки между соседями православными и католическими, то вместе с православием явилось у них католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Внезапно, заметив, что граф Рагузинский несколько замешкался после того, как покончил со щами, Пётр совершенно серьёзно озвучил своё кредо относительно кулинарии: - Государь должен отличаться от подданных не щегольством и пышностью, но неусыпным ношением на себе бремени государственного. Самый вернейший начин уменьшить пороки - есть уменьшение надобностей. В чём и я должен в том быть примером подданным своим. Савву немного смутило это заявление, ведь он наслышан был про те масштабные маскарады с гомерическим пьянством, которые любил устраивать Пётр. «Где же настоящий Пётр?» – Подумалось тогда Владиславичу. «В этих грандиозных попойках? Или в этой неподдельной скромности быта?» Всероссийский самодержец вытер уста платком, запил квасом и продолжил: - Твои донесения, пересылаемые через посредство Иерусалимского патриарха и чернеца Сербской Церкви, мы изучаем со вниманием и даже со тщанием. Незавидна доля наших православных братьев под Султаном. Вы, православные жители Турецкой окраины Европы, уповаете теперь – после неудачи кесаря – на нас, на Русскую Державу. А между тем, наши пределы отделены от ваших краёв Татарией и Буджаком… Внезапно помрачнев, умолк. Но ненадолго. - Не пришёл ещё час наш. Нынче бы со шведом сдюжить. Второй Нарвы Россия не переживёт. Загонят нас в леса старомосковские. И делу конец. А вот коли укрепим державу, коли выйдем на Балтику, справимся со шведом… Вот тогда и настанет черёд с султаном поговорить. Затем разлил в чарки остатки перцовки из штофа и продолжил: - А для сего мне надобно построить флот. И мы построим его! Выпили. - А чтоб флот построить, нужны соратники. Единомышленники. Преданные делу великого преобразования Державы Российской. Преданные и образованные. Такие, граф, как ты! Пётр опустил обе ладони на стол, откинулся на спинку стула и торжественно изрёк: - В знак благодарности и признательности за твою работу повелеваю наградить тебя Жалованной Царской грамотой на свободную торговлю в России на десять лет, с правом провоза товара через Азов и с уплатой пошлины, равной обложению русских купцов. Разрешением торговать лисьим мехом из Сибирского приказа… в течение трёх лет. Дозволяется открывать в Азове и прочих местах дома и торговые лавки.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/16/...

Собор завершился Божественной литургией, которую совершил Патриарх Варнава в сослужении русских и сербских архиереев. Евхаристическое общение было восстановлено, но ненадолго. Епархиальное собрание, созванное в Париже митрополитом Евлогием, по докладу графа Коковцева, в прошлом премьер-министра России, отказалось утвердить «Временное положение». По словам митрополита Евлогия, Коковцев «совершенно раскритиковал «Временное положение», разъяснив собранию, что этот проект своей централизацией предусматривал лишение их «всякой самостоятельности и сосредоточивал всю власть в Карловацком Синоде» 828 . В результате взаимоотношения между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием вернулись «на круги своя». Возобновилось соперничество из-за приходов в Западной Европе, прежде всего в Германии, где все большее их число переходило от митрополита Евлогия к епископу Тихону (Лященко), представлявшему Карловацкий Синод. В Соединенных Штатах реакция на решение «примирительного» Собора 1935 г. была иной, чем в Париже. В мае 1936 г. в Америке состоялся совет русских епископов Америки, который включал в себя и проживавших в США епископов карловацкой ориентации. Совет ратифицировал «Временное положение», подтвердив одновременно автономный статус Американского округа. Затем в октябре 1937 г. в Нью-Йорке состоялся VI Всеамериканский Собор, предметом его обсуждения были решения Карловацкого Собора 1935 г. Как пишет Н. Д. Поспеловский, «для большинства православных американцев, в основном западноукраинского происхождения, группа эмигрантских епископов-монархистов, сидящих в Югославии, ничего не значила... В большинстве своем миряне и клир американских приходов были против этих действий, (имеется в виду решение митрополита Феофила войти в юрисдикцию Карловацкого Синода.– В. Ц.), однако воздержались от подрыва авторитета митрополита. При голосовании 122 воздержались, 9 проголосовали против компромисса и только 105 проголосовали «за». Собор вновь подтвердил приверженность принципу автономии, и епископы заверили свою паству, что союз с карловчанами никоим образом не затрагивает автономию» 829 . Однако и в Америке неприязненные отношения между приходами «карловацкой» и собственно американской ориентации сохранялись; соединение их было скорее формальным, обусловленным соображениями церковной дисциплины. И как пишет тот же историк, «карловчане сохраняли в Америке «боевую готовность», чтобы организоваться в параллельную юрисдикцию при первых признаках несогласия с «американцами " " 830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010