Владислав, видя, что тесть его неумолим, а, между тем, опасаясь укоризны от своих людей и гнева Божия за отчуждение присного святителя, решился сам идти к тестю со своими епископами и благородными мужами, а вперед выслал вестников, которым вверил много золота для патриарха и царских советников, чтобы они расположили краля внять его просьбе. Далеко вышел навстречу зятю своему Асан и принял его с великой честью, но Владислав, прежде чем взойти в палаты царские, просил позволения, со всеми своими, поклониться гробу сербского святителя в обители Тырновской. Проливая горючие слезы и ударяя челом о землю, он молил святого простить ему согрешения, если чем оскорбил его. «Знаю, отче, – говорил он, – знаю, что мое согрешение было первой виной твоего бегства и возбранило тебе преставиться в своем отечестве, а, быть может, оно же ожесточает теперь и краля, чтобы не возвратить нам своего сокровища, но умилосердись ныне, презри грехи мои и, хотя я недостоин нарещись сыном твоим, не отринь, однако, дитяти брата твоего и прими покаяние исповедующего грехи свои пред тобою; призри на мою скорбь и труд тебя ради, вонми вере моей и не оставь своего отечества, для которого ты столько подвизался и подъял безчисленные болезни, – не облеки меня стыдом, оставаясь в чужой стороне. Твоими молитвами к Богу наставь державного исполнить мое прошение о тебе, чтобы не возвратился я без всякой надежды, как бы прогнанный, не имея тебя с собою». Так молился Владислав над гробом, и глаза его опухли от слез, когда был он позван к кралю на торжественную трапезу. В наступившую затем ночь в сонном видении предстал кралю Асану в образе святого Саввы Ангел Божий и повелел ему отпустить мощи его в землю людей своих. Краль ужаснулся и, призвав патриарха и вельмож, рассказал им о своем видении; тогда уразумели они посещение Божие и советовали кралю во избежание бед отпустить тело святого. После сего краль призвал зятя своего со всеми его епископами и вельможами и, хотя опечален был усердной их просьбой о возвращении честных мощей, но, устрашенный бывшим явлением, отпустил мощи святого Саввы в Сербию, как некое благодатное сокровище, говоря: «Хотел я удержать у себя в обители дарованного Богом мне святого мужа и украсил честной гроб его, надеясь, что мощи его никогда не будут изнесены отсюда, но так как ты сам с высоты твоего престола пришел ко мне, отцу твоему, ходатайствовать о святых мощах, то не хочу сына моего отпустить скорбным; возьми же отца своего и владыку и отнеси в землю свою, как сам знаешь».

http://isihazm.ru/?id=1822

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Розинская М. М. " Русские пути сербского богословия "   В конце 2017 г. в Белграде вышла давно ожидаемая исследователями истории Сербской Православной Церкви и сербской богословской мысли XIX–XX вв. книга преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета Владислава Пузовича «Русские пути сербского богословия: Обучение сербов в русских духовных академиях с 1849 по 1917 гг.». История обучения в русских духовных школах юношей православного вероисповедания из Османской империи, прежде всего сербов, болгар и греков, и ранее привлекала многочисленных исследователей, как из России, так и других стран. Интерес к этой теме в основном был вызван тем, что многие из этих молодых людей, вернувшись на родину после обучения в России, становились частью местной научной и культурной элиты, занимали видные церковные должности, вплоть до патриарших престолов, и оказывали заметное влияние на историю своих Церквей и государств. Их деятельность на родине была крайне многогранной и способствовала укреплению российского влияния на самых разных уровнях — от политического, до церковно-обиходного. Они служили проводниками различных российских идей и традиций, иногда выполняли дипломатические миссии, распространяли российские книги, предметы церковной утвари и искусства, переводили с русского на местные языки произведения как церковной, так и художественной литературы, направляли семинаристов на обучение в Россию и проч. Влияние русских духовных школ на православный мир в XIX в., по сути, имело вселенский характер, так как в них получали высшее духовное образование православные самых разных национальностей. Оценить масштаб и уровень этого влияния пытались многие исследователи, но, как правило, их попытки ограничивались отдельными персоналиями, прежде всего видными церковными иерархами, и основывались на общей оценке их биографий и деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/8067895/

Что касается недочётов и отдельных ошибок рецензируемого сочинения, то упрекать за них автора, не имеющего специального лингвистического образования, было бы несправедливо: о них можно сказать автору в рабочем порядке. Вышеизложенное позволяет утверждать, что о. Сергий Вылков заслуживает отличной оценки за дипломное сочинение «Логическая и риторическая аргументация», которое при незначительной доработке может быть опубликовано в качестве учебного пособия по риторике. В завершение отзыва следует отметить, что автор —388— рецензируемого дипломного сочинения может быть рекомендован в качестве преподавателя риторики в семинарии. 6 .1. ОТЗЫВ профессора протоиерея Владислава ЦЫПИНА на кандидатскую диссертацию выпускника Академии игумена ГЕРАСИМА (Поповича) по кафедре Церковного права на тему: «Расколы в Сербской Православной Церкви (1945–1995 гг.) и их каноническая оценка». Кандидатская диссертация игумена Герасима (Поповича), объёмом 153 с., состоит из введения, 2 глав: «Американский раскол», «Македонский раскол» и краткого заключения. Список использованной литературы включает 44 названия. В нём не указаны многочисленные архивные документы, использованные диссертантом, ссылки на которые помещены внутри текста. Во «Введении» дан аналитический обзор норм канонического права, направленных на защиту Церкви от расколов и разделений. Две главы диссертации на материале расколов, появившихся в Сербской Церкви во второй половине XX столетия, иллюстрируют, с одной стороны, незыблемость и абсолютную адекватность канонов в любой, самой сложной ситуации, возникающей в церковной жизни, а с другой – показывают, как пренебрежение канонами ведёт к церковным нестроениям и бедствиям. Диссертация отличается замечательно полной документированностью и умелым каноническим анализом всех перипетий, связанных с возникновением и развитием исследуемых расколов в Сербской Церкви. Автор также с должным вниманием учитывает и внешний, политический и национальный фактор, способствовавший развитию схизм. В связи с этими своими качествами настоящая работа имеет и значительную историко-церковную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын, а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся; я – Божий: вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе» 181 . Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Конотантином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану 182 . Являлся и другой претендент на Сербскую корону, и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля Сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает» 183 . Владислав должен был покориться Стефану, когда увидал, что Сербия не за него, а против него 184 . Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанес тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина: он посылал способного посла в Царьград, и к Михаилу – блаж. епископа Даниила. Михаил показался на тот раз удовлетворенным 190 , но зависть к успехам Сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял Татар и Молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидал против себя грозных врагов, которые беспощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: «вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрые дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но первовенчанный еще в жичской грамате назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 76) Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан». Гласник I, 165. 77) Дометиан. Тело святого Стефана – Симона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в м. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13. Гласник V, 42-44. Зап. геогр. общ. XIII, 149. 78) Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урош в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. I, 248. 249) должен быть отнесен ко времени 1237-1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведен был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182. 183), который потом перешел в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V, 49, 50. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии и Воладислав объявлен был преемником его79). – Но Родослав граматою от 4 февр. 1234 г. объявил из Дубровника, что он – король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом80). Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество81). Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф омышский, с своими омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал рагузян граматою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии82).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ КРАТОВЕЦ [болг. Димитър Кратовски; македон. Димитар Кратовски] (XV в.), «дьяк», южнослав. книжник. Уроженец или житель Кратова (Македония). Работал по заказу архиепископов Охридских. В болг. исследовательской лит-ре Д. К. называется болгарином, в македонской - македонцем, в сербской - сербом. Д. К. определял свой книжный язык как сербский, во всяком случае не противопоставлял его языку переписываемой им книги. Из письменного наследия Д. К. сохранилось лишь обширное, на 9 листах in folio (РГБ. Григор. 27), послесловие к Алфавитной синтагме Матфея Властаря, переписанной им в 1466-1468 гг. В. И. Григорович нашел рукопись в 1845 г. в Охриде и отделил от нее листы с послесловием ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 18772. С. 156. 23), совр. местонахождение самого кодекса неизвестно. Послесловие Д. К. является самостоятельным лит. произведением, к-рое состоит из поучения о пользе писаных законов и необходимости их соблюдения людьми разного социального положения, исторического повествования о событиях в Охридской архиепископии в 60-х гг. XV в. и выходной записи с пожеланиями благополучия писцу, его родственникам и церковным властям. Из послесловия следует, что Д. К. долго переписывал Синтагму, начал по повелению Охридского архиеп. Дорофея , а закончил уже при архиеп. Марке (см. ст. Марк II , патриарх К-польский). В послесловии Д. К. сообщает о войне султана Мухаммеда Завоевателя с христ. правителями Албании, о постройке тур. крепости Эльбасан (совр. Албания), о перемещении Марка с К-польского престола на Охридскую кафедру, о переселении туда архиепископа вместе со знатнейшими гражданами Охрида и др. уникальные сведения по истории центральной и зап. частей Балканского п-ова в начале тур. владычества. Современники признавали лит. значение послесловия Д. К. Так, Владислав Грамматик использовал его в послесловии к Сборнику житий 1469 г. ( Киселков B. C. Нов лъч върху книжовна дейност на Владислав Граматик//ИБИД. 1948. Кн. 22/23. С. 170-178).

http://pravenc.ru/text/178211.html

Если ему угодно: пусть он убьет меня, только бы ты не погиб».– С позволения мужа княгиня отправилась. Владислав принял её с почестью, но притворно. Он отправил посольство к Владимиру с прежним приглашением, объявляя готовность поклясться в чувствах любви. Князь отвечал: «Господь наш Иисус Христос , пострадавший за нас, не был пригвожден к золотому или серебренному кресту, а к деревянному; если слова твои – искренни, пришли с духовными лицами деревянный крест, пред которым поклянешься и я, полагаясь на драгоценное древо, приду к тебе». Владислав призвал к себе двух архиереев и инока, между ними был Давид, архиепископ Болгарии 271 и – пред ними поклялся. Посланники передали клятву Владислава и Владимир спокойно отправился в Болгарию. По воле Владислава убийцы ожидали Владимира на дороге; но он остался цел. Князь сербский прибыл в Преспу и когда стоял тут на молитве, явились убийцы. «Что это значит?– сказал он посредникам епископам.– Вы обманули меня; но я умираю невинным». Обманутые молчали от стыда. Страдалец причастился св. таин и был безжалостно умерщвлен, мая 22, 1015 года. По современному известию 276 , блаженный Юлий схвачен был служителями и приведен к префекту Максиму. Правда ли, что говорят о тебе, Юлий?– спросил Максим.– Юлий отвечал: «правда, я христианин,– за другого не хочу выдавать себя».– Разве ты не знаешь,– говорил префект,– указа императоров, повелевающаго приносить жертву богам?– Юлий отвечал: «знаю; но я – христнианин, не могу делать то, чего хотите вы; не следует мне отрекаться от Бога живого и истиннаго».– Максим сказал: что за важность покурить ладаном и уйти? Диоклетиан, как известно, первый повелел воздавать ему почести, как божеству 277 . Воин при приёме жалованья курил фимиам пред изображением нового божества. Префект-язычник чувствует странность этой выходки Диоклетиана и думает закрыть её сарказмом индефферентиста. Юлий отвечал префекту: «не могу преступить заповедь Божию. Я служил в военной службе 26 лет и не приводили меня к судье как преступника или как человека вздорнаго; семь раз выходил я на войну; не был я ослушником пред начальством и сражался не хуже каждаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Было очевидно, что внезапное прибытие Украинцева, помимо паники, вызвало в Порте разнообразные реакции и среди дипломатов, о которых Савва была подробно проинформирован. Оценив ситуацию, Владиславич решил, что необходимо действовать решительно и устанавливать прямой контакт с Украинцевым, поскольку патриарху Досифею, в рамках общения с представителями Русского Двора, скорее всего будет не до отстаивания интересов сербского народа на Балканах. Когда ночной густой туман сделал плавание по Босфору практически невозможным, Савва добрался до «Крепости» на малой лодочке, оставаясь незамеченным для турецких наблюдателей на берегу. Он решил безотлагательно использовать возможность встретиться с полномочным посланником Петра и известить его о деятельности западных дипломатов, а также о реакции Порты на внезапное прибытие русского посольства. Получив возможность выговориться, Савва подробно рассказал о тяжёлом положении православных христиан на Балканах. Подчеркнув особо, что все они уповают на милость русского властелина и силу его войска. Хотя он, Владиславич, прекрасно понимает, что на сегодняшний день задача русского посла – добиваться устойчивого мира с Портой. Турки не торопились с началом переговоров, и в ожидании прошло три месяца. До июня 1700 года Украинцев провел 23 сессии переговоров, пока компромисс не был достигнут. Между тем, шпионская сеть Саввы выведала все подробности об общих и самостоятельных попытках Австрии, Венеции, Англии, Дании, Голландии и Франции воспрепятствовать сближению России и Турции. Опасаясь, что это повлияло бы на их внешнюю политику в Средиземноморье и Черноморском пространстве, лишив  прав на торговлю и транспортировку товаров морскими путями. Иерусалимский патриарх Досифей, неизвестно по каким причинам, посетил посла Украинцева только через три недели после его прибытия в Царьград. Передал русскому посланнику полученные им от Саввы «самые свежие сообщения» о направленной против России деятельности европейских дипломатов в Порте. Конечно, он не знал, да и не мог знать, что эти сообщения были в руках Украинцева ещё двумя неделями ранее.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

24) Дечанская грамата. Заметка современника в прим. 38. 25) У Даниила Дечанский говорит собранию: " видите и дивитеся, яко слеп был и се ныне вижу " . Раич 2, 537. Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: " Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящего все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся: я - Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе " 26). - Константин не захотел послушаться призыва любви. Поизошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану27). Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это - двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, " толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает " 28). - Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него29).   26) Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря р крзнях гречанки Симониды, оказывает и то, что Константин был законный сын Милютина и гречанки; то же говорит о Константине житие Милютина и летописи (Гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. серб. яз. 231). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь, история - не то, что сказка какой-нибудь нянюшки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010