Выступление Александра Корнилова было посвящено личности игумена Исайи (Будюкина), служившего в Горьковской епархии в 1946-1978 годах. «Это был удивительный подвижник, прошедший через множество испытаний, переживший гонения советского периода. Ему приходилось менять приход за приходом, потому что властям был не угоден священник, возле которого всегда собиралась многочисленная паства, где бы он ни служил. Скорбей в жизни игумена Исайи было множество, но он сумел сохранить чистоту сердца и много помогал людям», — подчеркнул профессор. «Я не дерзну, но духовные чада называют его старцем, потому что если понимать старчество как духовное водительство и помощь людям в преодолении страстей, то отец Исайя таким старцем и был. Он призывал людей смотреть вглубь себя, анализировать свои поступки, совершенствоваться духовно», — добавил Александр Корнилов. Доклад Андрея Кузнецова «Поздняя потаенная проза Н.И. Кочина как источник по истории церкви города Горького в начале 1960-х годов» был посвящен повести «Путь Савла», которая относится к произведениям, написанным Н.И. Кочиным в 60-х годах ХХ века. Эта книга увидела свет лишь в 2007 году. Произведение дает некоторое представление о том, как жила Горьковская епархия в период хрущевских гонений. «Видимо, большой лагерный опыт писателя (Кочин за антисоветскую деятельность провел в заключении десять лет), его общение с разными людьми привели к мысли, что именно верующие люди (прежде всего православные священники, но кроме них и старообрядцы, и представители других конфессий) обнаруживают в сложнейших условиях существования необыкновенную стойкость, милосердие и другие положительные качества человеческой души. Это было неожиданным для писателя. В повести Кочин показывает примеры людей, которые с атеистических позиций переходили на позиции Православной Церкви», — отметил докладчик. Александр Сорокин рассказал участникам круглого стола о нижегородских священниках — депутатах Государственной Думы Российской империи: «Их было трое. Первый — протоиерей Феодор Владимирский, одно время являвшийся настоятелем Воскресенского собора Арзамаса.

http://patriarchia.ru/db/text/5976812.ht...

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности. В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. В 1950-е годы монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос». Современное состояние [ править править код ] Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу). 26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы. 8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода 14 августа 1961 г. постановлено быть иеромонаху Николаю Епископом Мукачевско-Ужгородской епархии. 10 сентября он был хиротонисан во епископа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с наречением епископом Мукачевским и Ужгородским. В 1963 г. Преосвященный Николай был переведен на Омскую кафедру с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 г. — в Ростов-на Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского. В 1970 г. Его Преосвященство был назначен на Владимирскую кафедру с титулом епископа Владимирского и Суздальского; ее он возглавлял до 1976 г. 9 сентября 1972 г. епископ Николай был возведен в сан архиепископа. До 11 октября 1972 г. Преосвященнейший Николай временно управлял Рязанской епархией. Деятельность архиепископа Николая беспокоила коммунистическую власть, и в 1976 г. он, получив предписание в 72 часа покинуть пределы Владимирской области, был переведен в Калужскую епархию с титулом архиепископа Калужского и Боровского. С 11 июня 1977 г. архиепископ Николай переведен на Горьковскую (ныне — Нижегородскую) кафедру с титулом архиепископа Горьковского (с 1 октября 1990 г. — Нижегородского) и Арзамасского. 25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита. С 22 мая 1981 г. Его Преосвященство был членом совета Общества “Родина” (общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом); в 1988 г. был членом избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. 8 мая 1990 г. Его Высокопреосвященство вошел в состав Синодальной Библейской комиссии; с 22 ноября того же года — в состав комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви; с 29 января 1991 г. был председателем Комиссии по систематизации и описи документов Святейшего Патриарха Тихона, переданных Церкви из архива КГБ. Кроме воинских наград, Его Высокопреосвященство был на ­ гражден в 1963 г. орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени и в 1981 г. — орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, а в 1988 г к 1000-летию Крещения Руси получил орден Трудового Красного Знамени.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Очевидно, что такая правда, сказанная без любви и мудрости, несёт величайший нравственный вред. Ответив уклончиво: «Папа, к сожалению, болен и не может быть с нами. Будем о нем молиться», — мама не покривит душой, потому что нравственные болезни — эгоизм, себялюбие, самоутверждение, неуживчивость — чаще всего и становятся причиной отторжения друг от друга прежде любящих мужа и жены. И всё-таки слово, хотя бы чуть-чуть не соответствующее истинному положению дел, — всегда острие бритвы, по которому ходят говорящие. Мы с вами уже выяснили, что нравственный сердечный датчик, именуемый совестью, тотчас мигает, как красная лампочка, когда человек переходит в область вымысла, пусть даже ради гуманных целей. Всякий раз, когда совесть начинает обличать нас в том, что мы приукрасили наш рассказ, что-то не договорили или, наоборот, умножили слова, уйдя в область фантазии, необходимо укорять себя и каяться перед Богом. Правда Иоанна Кронштадтского и ложь горьковского Луки Дух Святой, Дух истины, освящает человеческие уста энергией правды. Не уклоняться ни вправо, ни влево, общаясь с людьми, — великое наслаждение. Удерживающим речь началом должно быть человеколюбие, жалостливое, сострадательное отношение к ближним. Если ты имеешь любовь, она тебе поможет найти такие слова, чтобы ты и против совести не погрешил, и не нанёс ран окружающим, как Чацкий, диссидент XIX столетия. По видимости — он правдолюбец, а по существу — человек, не умевший никого любить, обливавший других таким презрением, что они съёживались душой и невольно отвращались от его слов. Прав был другой Александр Сергеевич — не Грибоедов, а Пушкин: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». Отвлечённые рассуждения, наподобие нашего разговора, становятся осязаемыми, когда мы обращаемся к жизни людей, которые много трудились над собой, своей душой и достигли нравственного совершенства. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский не любил сообщать людям дурные новости, разрушительно действующие на психику. Вместе с тем, отец Иоанн Кронштадтский не имеет ничего общего с художественным образом сладенького и лживого «старца» Луки из горьковского «На дне». Лука был будто бы утешителем, а на самом деле, уводил убаюканных его ласковой речью людей от жизненных драм, от столкновения со злом, которое мы должны побеждать правдой и любовью.

http://pravmir.ru/protoierej-artemij-vla...

По своему архитектурному облику Знаменская церковь относится к концу XVII – началу XVIII века. Трапезная часть имеет расширения для дополнительных приделов. В первой половине XIX века к храму с западной стороны была добавлены пристройка с куполом над крышей и четырехугольная в плане трехъярусная колокольня, прежде увенчанная шпилем с крестом. В начале XX века основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным листовым железом с повторением архитектурных элементов. Очевидно, это было сделано, чтобы не восстанавливать кирпичную кладку и пышные украшения стен храма. В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Около храма можно увидеть надгробие одного из помещиков – Дмитрия Григорьевича Бахметева (1771–1819). Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Петрович Цейдлер – известный российский академик архитектуры (1857–1914). Он прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. В наши дни храм недействующий и, к большому сожалению, несмотря на то, что является памятником архитектуры федерального значения, находится в аварийном состоянии. Алтарная часть была утрачена еще в советское время, в 2008 году под влиянием погодных условий уничтожены и все главки церкви, в том числе на колокольне». В 1980 году в справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры Горьковской области» под редакцией В.П. Фадеева отмечено, что «в начале XX века основное здание и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, а на верху поставлены пять декоративных глав. Фасады с их сложными кирпичными деталями были, в целях экономии, закрыты гладкими, окрашенными масляной краской железными листами. Они наглухо закрыли кирпичную кладку, которая под таким кожухом подвергается еще большему разрушению».

http://sobory.ru/article/?object=06492

Указом от 16 октября 1799 года Алатырь отошел к своей прежней Казанской епархии , а город Арзамас с уездом вновь вошел в состав Нижегородских земель, нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими. Территория же епархии была окончательно определена в следующих границах (не менявшихся до 1918 года): на востоке граничила с епархиями Казанской и Симбирской , на западе — с Владимирской , на севере — Костромской и Вятской епархиями, на юге — Пензенской и Тамбовской . По церковным канонам, нижегородские архипастыри всегда были и по сей день являются полновластными управителями своей епархии. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов власти позволили открыть в Горьковском крае несколько приходских храмов. Тогда же, в 1943 году, была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского, а также открыта викарная кафедра епископа Лысковского, которая просуществовала до 1950 года. В 1991 году Нижегородской земле было возвращено ее историческое наименование, а город Горький переименован в Нижний Новгород. Постановлением Священного Синода Горьковская епархия стала вновь именоваться Нижегородской. Сегодня в Нижегородской епархии ведутся работы по консервации 50 полуразрушенных храмов. Это позволит предотвратить дальнейшее разрушение святынь. Каждому монастырю и благочиниям поручено взять шефство над одним из храмов. Ведется активное строительство новых храмов. Так прошлым летом, в год 800-летия Нижнего Новгорода, в Автозаводском районе был освящен первый за всю многовековую историю города храм в честь его святых основателей — великого князя Георгия Всеволодовича и его духовника святителя Симона, епископа Владимирского. Он был построен по образу Успенского собора Саровской пустыни, недавно воссозданного. Кроме того, к юбилею Нижнего Новгорода был восстановлен храм Преображения Господня в Канавинском районе, возведен новый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в поселке Доскино, освящена церковь в честь блаженной Матроны Московской в Приокском районе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Интернат, в котором учились мы с Владимиром, состоял из двух школ: восьмилетней для одарённых детей-сирот и физико-математической, набор в которую проходил для старшеклассников на конкурсной основе. Эта школа была широко известна в стране, и желающих учиться в ней набиралось человек восемь-десять на место. Интернат находился в восьми километрах от города Чебоксары. Несколько зданий санаторно-курортного комплекса передали вначале шестидесятых министерству образования, и в них поместили интернат, а к нашему приезду построили учебный трёхэтажный корпус. Располагался он в сосновом бору в пятистах метрах от берега Волги, так что воздух был изумительный, янтарный, и, когда мы ездили на экскурсии в город, у всех наших ребят кружилась голова и начинались тошнотворные рвоты. Мы в городе кашляли, отхаркивались, некоторые девочки даже падали в обморок, теряли сознание и приходили в себя только по возвращении домой, «к родным пенатам», – вот каким был у нас прекрасный ядрёный воздух! Лес вокруг смешанный: от Горьковской трассы до нашего интерната простирался сосновый, а далее до самого берега Волги – лиственный, а на территории самого учебного заведения росли в большинстве своём липы, поэтому территория и называлась «Липовым Раем». С воспитателем часто мы выходили по грибы и ягоды, но собирали не только дары природы, но и множество детских приключений. Ходили ещё с воспитателем на рыбалку, но это было очень редко, потому что директор школы, Вениамин Яковлевич Ольховский, опасался, как бы кто не утонул из нас: на берегу находилась лесоторговая база, и мы, вопреки всем запретам, соблазнялись прыгать на плоты лесного сплава и там удить хорошенькую рыбу: лещей, окуней, краснопёрок… Любили мы, увлечённые приключенческими романами о Робине Гуде, в шутку называть себя «лесными братьями», хотя нам до политики не было никакого дела, но это безобидное определение сыграет с нами впоследствии, в семидесятых, злую шутку. И вот по нашему приезду в интернат ребята встретили Владимира с розыгрышем. Они ждали двух новичков: кроме Владимира, ещё и Серёжу Киселёва, и решили блеснуть своими научными познаниями, заранее вызубрив заумные вопросы и ответы.

http://azbyka.ru/fiction/lipovyj-raj/

Уважаемый Владимир Владимирович, написала лишь малую часть тех наступательных безобразий, которые вот уже третий год именуются почему-то «МХАТ им. Горького». Я тридцать два года пыталась построить репертуар, и удалось гармонично и со знанием традиций соединить Горького, Чехова, Достоевского, Булгакова, то есть лучших из лучших. Публика аплодировала, смеялась и плакала (…). Помогите, дорогой Владимир Владимирович, если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль, – всё поглотит хулиганский, извращённый, пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган (…). Прошу очень, я не знаю, сколько мне осталось…». Заметьте, Доронина не требует вернуть ей должность художественного руководителя – она предлагает назначить нового директора и нового худрука, потому что её волнует не личная власть, а судьба театра. Более того, у Дорониной есть кандидаты на должности, о своих предложениях народная артистка писала в Минкульт. Доронина также предлагает и состав худсовета театра, то есть, по сути, пытается осуществить свои настоящие, стратегические полномочия президента театра… Но в ответ гробовая тишина. Теперь с ситуацией в горьковском МХАТе будут разбираться в Администрации Президента… Вот только, дойдёт ли письмо до первого лица? Мария Андреевна Мономенова , член Союза журналистов России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Виктор Климов Наивные русские люди ... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/30/do...

— Вы все сделали верно, отче. — Отец Павел, присевший было на табурет, поднялся на стук в дверь. Квартирная хозяйка принесла горячий чайник с чашками. Приняв у нее поднос, он предложил гостю: — А не выпить ли нам по чарочке? Вам, как вижу, сегодня не служить. И мне нет, не мой черед. Он вышел на лестницу, пошептался с Елизаветой Васильевной. Через несколько минут оба священника уже попивали душистый чай из травяной смеси с добавкой вишневой настойки, которую хранила в своих домашних запасах почтенная женщина. — Завидую я вам, отец Алексей. По-хорошему завидую. С семьей живете, с супругой и детьми. Умом понимаю, что рискуете, подвергаете их тяжким испытаниям, и на словах бы советовал вам разъехаться с ними для вашего же спокойствия. А в душе завидую вашему семейному уюту. Сам не увидел, как взрослели сыновья: лагерь, потом я уехал в Муром, Клавдия с детьми осталась во Владимире. Теперь оба сына в Москве, сделались настоящими заводскими пролетариями… — Отец Павел сбился с задушевной интонации и слегка нахмурился. — Семья в теперешнее время — великое сокровище, которое нужно беречь от чужих глаз. А пуще всего — от властей предержащих. Только в семье еще можно отдохнуть от нашей страшноватой советской действительности. В семье да в храме. Но мы вынуждены бежать от своих домашних, чтобы защитить их. А храмов у нас скоро не останется. Будем служить в лесу, среди березок и сосенок. Оставят в столице один какой-нибудь — как ширму для показа иностранцам. Во Владимире уже нет ни единого действующего храма. Моя Клавдя с младшими детьми осиротели без церковной службы… Вот кстати! Древний Владимир может лишиться даже своего имени. Наши власти хотят переименовать его в честь первого секретаря горьковского обкома Кагановича. Как вам это нравится? — Плохие новости от ваших? — скорее почувствовал неладное, чем догадался отец Алексей. — В апреле арестовали старшего сына. — Отец Павел, скрывая печаль, занялся чаем: наполнил заново чашки и плеснул в каждую по капельке рубиновой настойки. — Клавдия думает, на Сергея донесли. Кто-то узнал, что его отец священник. Сокрытия подобных фактов в анкете советское государство не прощает. А может быть, он неосторожно сказал что-нибудь. Бедный мой мальчик…

http://radonezh.ru/2021/12/13/nochnaya-i...

Но даже низости в показывании изнанок не помогают Боякову выполнить своё обещание при назначении во МХАТ – заполнить зрителями зал и превзойти по этому показателю великую Доронину! Спектакли Боякова практически не посещают зрители, несмотря на огромные вложения государственных средств в интернет-рекламу (она лезет изо всех щелей!), на многие его спектакли, в частности на «Лавр» билеты распространяют через собесы и прочие структуры бесплатно или за незначительную часть стоимости. Бояков, увы, на большинство спектаклей не может заполнить даже «ковидную» половину зала! Доронина могла и заполняла, но многие годы её завистники и недоброжелатели сообщали, что в её театр никто не ходит! Это было ложью! В июне 2021 г. народная артистка СССР Т.В. Доронина решилась в очередной раз попросить у очень уважаемого ею Президента России В.В. Путина помощи. Она написала ему письмо: « Очень хочется верить, что Вы меня услышите: срочно надо изгнать торгашей из нашего Театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в Театре в качестве руководителя – от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний… Помогите, дорогой Владимир Владимирович, если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический по Станиславскому сыгранный спектакль – всё поглотит хулиганский извращённый пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком и с проповедью уничтожения России». Мы не знаем, услышал ли Президент мольбу подлинного Патриота России Дорониной или нет. Во всяком случае, на то, что услышал, очень надеются и Татьяна Васильевна и все, кому небезразличны её судьба и судьба защищаемого ей великого русского театра! Надо спешить: 18 октября оканчивается очередной «временный срок» для временно исполняющего обязанности директора МХАТ. Мы все, в том числе и Татьяна Васильевна, ждём – не дождемся, что в театр придёт подлинно значимый директор, который не позволит «журналисту-худруку» продолжать творить в федеральном государственном театре всё, что тому вздумается как у себя на кухне в огромной квартире на Патриарших прудах…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/11/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010