По следам «Священной дружины» Где похоронены расстрелянные за веру в Сыктывкаре в 1937 году? Наталья Прокофьева У братской могилы погибших в годы репрессий 15 сентября 1937 года на окраине Сыктывкара была расстреляна группа из 13 человек под условным названием «Священная дружина». В этот день мученическую кончину приняли епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, Герман (Ряшенцев); епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии, Серапион (Шевалеевский); игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и супруга расстрелянного в 1931 году священника села Вотча Прокопия Шаламова Мария Шаламова. Спустя десятилетия об этом громком деле стали известны новые факты и… появились новые гипотезы. О некоторых участниках «Священной дружины» Владыка Герман Священномученик Герман (Ряшенцев). Фото из протокола допроса На иконе епископ Герман (Ряшенцев) изображается во главе Собора новомучеников Коми. Кратко напомним биографию владыки. Родился будущий святой в Тамбове в купеческой семье в 1874 году. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, которую завершил со степенью кандидата богословия. На первом курсе академии принял монашеский постриг с именем Герман, а на четвертом году обучения был рукоположен во иеромонаха. В 1919 году хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии. Шесть раз подвергался арестам владыка Герман. Первый раз в феврале 1921 года, через год своего служения на Волоколамской кафедре. Но в апреле был освобожден без права выезда из Москвы. В 1922 году был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в июне 1923-го сослан на два года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки в 1925 году и в этом же году вновь арестован с большой группой насельников Свято-Даниловского монастыря. Проходил по делу Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Был сослан на два года в Среднюю Азию. По возвращении из ссылки определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, потому что в этом же году был вновь арестован и осужден на три года Соловецких концлагерей.

http://pravoslavie.ru/101017.html

Борис Споров Персональные сведения Публикации Радиоэфир СПОРОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ   Родился 8 октября 1934 в городе Актюбинске, с началом Великой Отечественной войны пошел в школу, закончил 4 класса и потом сразу начал работать на оборонном заводе. В 1945 году  после возвращения отца с фронта, переехал в центральную Россию, на его родину, в Нижний Новгород (тогда Горький), потом в деревню Лысково.  С 1948-1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС по специальности плотника, электросварщика, слесаря-сборщика, монтажника . В 1957 году был арестован и осужден на четыре года по политической статье «пропаганда и агитация против советской власти», за выступление на комсомольской конференции с предложением о роспуске комсомола как политической и ненужной организации. В лагере, где отбывал срок наказания, окончил курс средней школы, получив аттестат. После освобождения успешно окончил литературный институт им. М. Горького. После окончания института работал преподавателем труда в интернате. Через год работал преподавателем русского языка и литературы в деревенской школе. После закрытия школы перешёл на воспитательскую работу в интернат города Владимира. Вскоре был реабилитирован. Работал журналистом в газетах, московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии», издательствах «Современник», «Отчий дом». Выпустил свою первую книгу в 1984 году. В 1987 году был принят в Союз писателей СССР. Является лауреатом ряда премий: Православная литературная премия имени Благоверного князя Александра Невского за книгу «Наследники» 2006 год;. премия Союза писателей России им. Э. Володина «Имперская культура» за книгу «Кукушкины слезки» 2007 года; медаль им. А. П. Чехова от Союза писателей России. Дипломант конкурса «Просвещение через книгу» проводимого  Издательским советом Русской Православной Церкви за книгу «Осада», 2009. Является автором произведений: «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (Издательство Московской Патриархии), «Отец и Отчич» (Издательство Московской Патриархии), «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники», «На пути к вере» «Федор». Опубликовано много статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Публиковался в журналах: «Москва», «Роман-журнал 21 век», «Родная Ладога».

http://radonezh.ru/node/132107

Воспитанники воскресной школы Спасского храма в п. Сосновское Выксунской епархии узнали о судьбе земляков, ставших узниками ГУЛАГа в 1937 году. В воскресной школе при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса п. Сосновское состоялась встреча воспитанников с сосновчанином Александром Сергеевичем Черепковым, потомком Анастасии Ивановны Андриановой-Верхневой, прихожанки Спасского храма в Сосновском, арестованной в 1937 году. Вместе со своими сыновьями Василием и Александром Анастасия Ивановна прошла скорбный путь от родного дома до лагеря ГУЛАГа в Магадане. Именно здесь, на суровой земле Колымского края, и завершилась земная жизнь Анастасии Ивановны и ее сына Василия. Самый старший сын Михаил тоже был арестован и закончил свои дни в горьковской тюрьме. Александр после 10 лет жизни в нечеловеческих условиях вернулся домой, но через два месяца погиб. За что были арестованы братья, до сих пор до конца непонятно. – Я написал около 30 писем в Генеральную прокуратуру, министерство внутренних дел, ФСБ России и почти отовсюду получил ответы, – говорит Александр Сергеевич. – Полученные документы показали, где наши родные отбывали наказание в магаданских лагерях, и мы приняли решение обязательно побывать на Колыме. Они увидели места, ставшие последним пристанищем для их родных, поклонились земле, видевшей и впитавшей в себя страдания многих тысяч верующих В сентябре этого года Александр Сергеевич, его жена Анна Владимировна, двоюродные сестры Надежда Самуиловна Жидкова и Татьяна Самуиловна Оржанцева осуществили задуманное. Они увидели места, ставшие последним пристанищем для родных людей, подышали этим воздухом, поклонились земле, видевшей и впитавшей в себя страдания многих тысяч верующих. Встреча с Александром Сергеевичем началась с воспоминаний о том, почему же его прабабушку арестовали, а дом – обыскали. А произошло вот что: сотрудники милиции пришли в дом Андриановых-Верхневых в ночь после инцидента, случившегося в храме. А случилось то, чего жители Сосновского ждали с тревогой и страхом. В первых числах февраля 1937 года в храм ворвались люди в форме и начали громить народную святыню. Известие об этом сразу разлетелось по селу. Люди бросились в храм и самые отчаянные из них стали спасать иконы, церковную утварь. Одной из таких отважных христианок и стала семидесятилетняя Анастасия.

http://pravoslavie.ru/153037.html

Закрыть itemscope itemtype="" > На теплоходе современности 11.09.2017 623 Время на чтение 8 минут В последние дни августа по маршруту Москва - Калязин - Тутаев - Ярославль - Мышкин - Углич отправился «Литературный теплоход», на борту которого путешествовали известные писатели и поэты, пытающиеся донести свои идеи, новинки, размышления и наблюдения до российской глубинки. И получить ответ. Проект, организованный Приволжской книжной палатой, как показалось большинству участников, заслуживает продолжения. Дело не только в «культуртрегерстве». Важнее - содержательный разговор. Задумчивые волжские пейзажи, в тумане - затонувшая колокольня Калязина, развеселые ряженые коты на причале старокупеческого Мышкина, древние стены белокаменного Ярославского кремля. Ветер и солнце, кресты и колокола. Небольшой, но комфортабельный двухпалубный теплоход «Василий Чапаев» собрал ярких гостей: писатель, драматург, председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков, прозаик, финалист «Большой книги», депутат Государственной думы Сергей Шаргунов, писатель и литературовед Павел Басинский, ректор Литературного института имени Горького писатель Алексей Варламов, поэт, лауреат Горьковской премии и «Золотого Дельвига» Евгений Чигрин, писатель и историк Евгений Анташкевич, один из немногих на сегодняшний день исследователей Первой мировой. Были и издатели, критики, специалисты книжной отрасли, журналисты. Читатели ждали на суше. Иногда встречали прямо на причале - чтобы сфотографироваться с кем-то из любимых авторов и подписать книги. Основная программа - круглые столы и мини-выставки - разворачивалась в местных досуговых центрах: областной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова в Ярославле, конференц-зале городской администрации в Калязине, художественном салоне в Угличе, где диспуты велись прямо на фоне роскошных живописных полотен. - Идея литературного теплохода родилась два года назад, после того как в Саратове прошла книжная ярмарка «Волжская волна», - рассказал координатор проекта, директор Приволжской книжной палаты Владимир Иванов. - Салон имел колоссальный успех: люди очень активно раскупали книги, задавали вопросы, некоторых писателей даже не хотели отпускать. Казалось бы, город университетский, книжных магазинов хватает. И все же ярмарка выявила дефицит. Ведь если даже в такие места доходят далеко не все новинки, что же говорить о малых городах, где на лотки чаще всего попадает второсортная беллетристика, а фонды местных библиотек недоукомплектованы? А ведь потребность в чтении в провинции не меньшая, чем в столице, просто удовлетворить эту тягу сложнее. Тогда мы и задумали наш просветительский рейс.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/12/...

на автомобиле — поворот на Троице-Лыково на 63-м километре МКАД. Село Дунилово, Ивановская область Патриарх Алексий II, посетивший Дунилово в 1993 году, назвал село «жемчужиной России». В селе, которое в начале XIX века по населению не уступало городу Кинешме и в котором сегодня  осталось не более 600 человек, располагаются десяток старинных храмов и сияют 33 креста. Это живописное место на берегу реки Тезы, приблизительно в 40 км от города Иваново. Когда-то Дунилово было крупной торговой точкой, где соединялись дороги из Суздаля, Шуи, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, проводились крупные ярмарки. В селе находятся два женских монастыря — Благовещенский и Свято-Успенский, а наиболее древний из сохранившихся храмов в Дунилове — возведенный в 1675 году Благовещенский собор. Особенности путешествия: Из городов Шуя и Иваново до Дунилова можно добраться на автобусе. На автомобиле до Дунилова можно доехать по  Горьковскому шоссе через Владимир, Иваново, Шую. Палех, Ивановская область Фото Владимира Ештокина На холме среди лесов и полей расположился всемирно известный центр народного промысла — Палех. Палехские иконописцы прославились еще в допетровские времена. Но после революции 1917 года перед мастерами возникла необходимость сохранить традицию иконописи и в то же время найти новые формы реализации своего творческого потенциала. Тогда, используя прежние иконописные стилистику и технологии, мастера начали изготавливать всем известные сегодня миниатюры с изображением сцен труда, пахарей, крестьян, женщин с серпами и т. п. Как и раньше, в Палехе открыто множество иконописных и художественных мастерских и организаций. А увидеть многотысячную коллекцию палехских произведений можно в Государственном музее палехского искусства. Здесь хранится 1,5 тысячи икон XIV–XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI–XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии. В состав музея входят и четыре мемориальных музея, посвященных выдающимся художникам и иконописцам Палеха: Дом-музей Павла Корина, Музей-мастерская Николая Дыдыкина, Дом-музей Ивана Голикова и Музей-усадьба Николая Зиновьева.

http://foma.ru/pravoslavnaya-rossiya-9-i...

Плывем на юг Лето, все тянется к теплу и солнцу. Краевед Александр РАКИТИН — не исключение. В этот раз мы гуляем по южной окраине Москвы, наслаждаясь Воронцовским парком и слушая истории о смертельном оружии и страшной женщине Наумихе 14 июля, 2010 Лето, все тянется к теплу и солнцу. Краевед Александр РАКИТИН — не исключение. В этот раз мы гуляем по южной окраине Москвы, наслаждаясь Воронцовским парком и слушая истории о смертельном оружии и страшной женщине Наумихе Лето, все тянется к теплу и солнцу. Краевед Александр РАКИТИН — не исключение. В этот раз мы гуляем по южной окраине Москвы, наслаждаясь Воронцовским парком и слушая истории о смертельном оружии и страшной женщине Наумихе. Ворота Воронцовской усадьбы Москва-озеро Если посмотреть на Москву сверху, то кажется, будто это блюдце с чаем: края блюдца — современная МКАД, чай — сам город. Нужно отметить, что чая-города в блюдце уже очень и очень много и он кое-где «выливается» из плоского сосуда — это московские районы за пределами кольцевой автодороги: Бутово, Солнцево, Переделкино, Новокосино, Куркино… А еще точнее — план Москвы похож на озеро, таких круглых озер-блюдец на Руси много: Белое, Неро, Чухлома, Клещеево, а у озер есть свои реки — притоки или истоки. В Москве-озере функцию рек всегда выполняли дороги: на Архангельск и в Сибирь вела Троицкая дорога (нынешняя Ярославка), на восток, во Владимир и Нижний Новгород, — Владимирка (сейчас шоссе Энтузиастов и Горьковское шоссе), в Рязань и непроходимые мордовские леса — Коломенская дорога (ныне Рязанка). Мы остановимся на старой Калужской дороге у сел Воронцово, Коньково. Смертельное оружие в парке Дорога на Калугу начиналась от заставы Камер-Коллежского вала, которая так же, как и дорога, именовалась Калужской. Современный Ленинский проспект в своем начале вполне соответствует Старой Калужской дороге, но только до середины. Где то между станциями метро «Университет» и «Проспект Вернадского» трасса плавно поворачивала влево и проходила мимо усадьбы Воронцово. Место поворота сейчас не сыскать, все застроено и перепланировано в советское время (на сельскую местность наложена сетка прямоугольно-перпендикулярных кварталов современного города), но есть одно неоспоримое доказательство пролегания здесь старинной магистрали — короткая, всего в полкилометра, улица, которая так и зовется: Старокалужское шоссе. Начинается это мини-шоссе от Воронцовского парка. Туда мы и заглянем.

http://pravmir.ru/plyvem-na-yug/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ... И ГОСПОДЬ ПОКАЖЕТ ТЕБЕ КРАСОТУ! 4 мин., 01.01.2008 Священнослужитель, увлекающийся фотографией, — это еще лет десять назад казалось фантастикой. Сейчас такое встретишь хоть и не на каждом углу, но все же иногда бывает. «Фома» не раз публиковал такие подборки. И в каждом случае задаешься вопросом: для священника это просто хобби, никак не связанное с его основным делом, или же претензия на некое новое слово в искусстве? И есть ли все-таки какая-то связь между его жизненным выбором — нести людям Слово Божие, и тем, что и как он фотографирует? Священнику Николаю Балабаеву в этом году исполнилось шестьдесят лет — и из этих шестидесяти он одиннадцать лет служит в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в селе Кресты Борского района Нижегородской области. «Село у нас небольшое, — говорит отец Николай, — народу почти и нет. Разве что летом появляются дачники, а так — несколько жилых домов. Зимой только к ним тропинки протоптаны и дым из труб вьется, а все остальное занесено снегом». А до того как стать священником отец Николай — вернее, тогда еще просто Николай Балабаев — был искусствоведом, преподавал в инженерно-строительном институте изобразительное искусство. Потом жизнь сложилась так, что начал воцерковляться, работал в церкви сторожем и преподавал школьникам изобразительное искусство на православной основе — а там уже духовный отец благословил его рукополагаться. «Должен сказать, — замечает отец Николай, — что священный сан я принял не с восторгом, а скорее со страхом: передо мной открывалась новая, непонятная жизнь. Впереди огромная ответственность. Справлюсь ли я? Потяну ли?» Но это все о жизни, а как же фотография? Первый свой снимок он сделал еще в шестидесятых годах, когда учился в Горьковском художественном училище. Позднее он много ездил по русской провинции, снимал разрушенные монастыри и храмы, остатки фресок, иконы. Все это, по его словам, носило прикладной характер, без малейшей претензии на художественность.

http://foma.ru/i-gospod-pokazhet-tebe-kr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ Гурий (Шалимов), еп. Магаданский и Синегорский. Фотография. Нач. XXI в. Гурий (Шалимов), еп. Магаданский и Синегорский. Фотография. Нач. XXI в. (Шалимов Юрий (Георгий) Николаевич; род. 17.09.1946, дер. Лучинки Владимирской обл.), еп. бывш. Петропавловский и Булаевский. Из семьи рабочих. Окончил Сормовский машиностроительный техникум в 1964 г. и переводческий фак-т Горьковского педагогического ин-та иностранных языков им. Добролюбова в 1969 г. Работал на кафедре англ. и франц. языков Горьковского педагогического ин-та им. Горького. В 1970-1972 гг. проходил службу в Советской Армии. В 1974-1975 гг. обучался на Высших педагогических курсах при Московском педагогическом ин-те им. Ленина. С янв. 1976 г. служил чтецом в Феодоро-Стратилатовском молитвенном доме пос. Щербиновка Дзержинского р-на Донецкой обл., с мая - в г. Ясиноватая той же области. С дек. 1976 г. клирик в чине иподиакона Владимирского епархиального управления. 24 июля 1977 г. Владимирским и Суздальским архиеп. (ныне митрополит) Владимиром (Котляровым) рукоположен во диакона, 29 окт.- во иерея. С янв. 1978 г. служил священником в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. В янв. 1979 г. назначен на должность секретаря архиепископа Владимирского и Суздальского. С окт. 1979 г. настоятель Александро-Невского храма пос. Ужусаляй Виленской епархии, в 1980 г. настоятель храма св. Виленских мучеников в г. Таураге. В апр. 1981 г. назначен на должность секретаря Краснодарского и Кубанского архиеп. Владимира (Котлярова). Заочно окончил в 1980 г. Московскую ДС, в 1984 г.- МДА. С дек. 1984 г. настоятель Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). 5 окт. 1985 г. пострижен в монашество и 6 окт. возведен в сан игумена. С июня 1987 г. настоятель Воскресенского храма г. Цюриха. 29 апр. 1989 г. возведен в сан архимандрита. 22 дек. 1992 г. определен быть епископом Корсунским с местопребыванием в Париже. 14 янв. 1993 г. хиротонисан во епископа Корсунского в Богоявленском соборе Москвы. За время служения Г. в епархии были освящены 3 новых правосл. храма во Франции: Святых новомучеников и исповедников Российских в г. Ванв (пригород Парижа), Успения Божией Матери в Корсунской иконы Божией Матери жен. мон-ре в дер. Думерак близ Грасака (деп. Шаранта) и Всех святых в Знаменском жен. мон-ре в дер. Ла-Траверс близ Марсена (деп. Канталь), а также часовня св. мц. Анастасии в Мальяно-Альфьери (Италия). Был открыт новый корпус старческого «Русского дома» в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://pravenc.ru/text/168388.html

Варнава, епископ Выборгский и Приозерский (Баранов Роман Владимирович) Дата рождения: 11 февраля 1965 г. Дата хиротонии: 22 апреля 2012 г. Дата пострига: 15 июля 2005 г. Страна: Россия Биография: Родился 11 февраля 1965 г. в Калуге в семье педагогов. В 1968 г. семья переехала в г. Жиздру Калужской обл. В 1982 г. окончил общеобразовательную школу 1 г. Жиздры, а в 1983 г. — СПТУ г. Жиздры. В 1983-1985 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1985-1991 гг. обучался на историко-филологическом факультете Горьковского государственного педагогического института. В 1991-1992 гг. преподавал в Нижегородской технической гимназии. В 1985-1995 гг. состоял в браке. Крестился в 1990 г. в Покровском храме г. Жиздры. В 1992 г. приглашен на работу в Православное братство им. св. блгв. кн. Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражем, пел и читал на клиросе. 24 апреля 1999 г. в день освящения Мариинского придела Александро-Невского собора г. Нижнего Новгорода митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем рукоположен в сан диакона. 1 июня 1999 г. в Воскресенском храме г. Арзамаса Преосвященным Иерофеем, викарием Нижегородской епархии , рукоположен во пресвитера. С 20 июля 1999 г. по 28 ноября 2004 г. служил в Александро-Невском соборе г. Нижнего Новгорода. В 2004 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. 28 ноября 2004 г. направлен на послушание в Троице-Сергиеву лавру . 15 июля 2005 г. епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием пострижен в монашество с именем Варнава. 1 сентября 2005 г. назначен и.о. наместника Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь пос. Флорищи Володарского р-на Нижегородской обл. Постановлением Священного Синода от 27 декабря 2005 г. ( журнал 117 ) назначен наместником Успенской Флорищевой пустыни. С 17 августа 2006 г. по 26 декабря 2006 г. — наместник Успенского мужского монастыря Саровская пустынь. С 15 февраля 2007 г. — наместник Успенской Флорищевой пустыни. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. ( журнал 7 ) избран епископом Выксунским и Павловским.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198817...

Гурий, епископ (Шалимов Юрий Николаевич) Дата рождения: 17 сентября 1946 г. Дата хиротонии: 14 января 1993 г. Дата пострига: 5 октября 1985 г. День ангела: 17 октября Страна: Россия Биография: Родился 17 сентября 1946 г. в д. Лучинки Гороховецкого района Владимирской области в семье рабочего. В 1947 г. семья переехала в город Горький. В 1960 г. окончил 7 классов средней школы. В 1960-1964 гг. учился в Сормовском машиностроительном техникуме. В 1964-1969 гг. учился на переводческом факультете Горьковского государственного педагогического института иностранных языков им. Н.А. Добролюбова. В 1970-1972 гг. служил в Советской Армии. В 1974-1975 гг. обучался на Высших педагогических курсах при МГПИ им. Ленина. С января по май 1976 г. работал чтецом в Феодоро-Стратилатовском молитвенном доме пос. Щербиновка Дзержинского района Донецкой области, затем в Никольском молитвенном доме г. Ясиноватая. С декабря 1976 г. — клирик Владимирского епархиального управления в чине иподиакона. 24 июля 1977 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Владимиром (Котляровым) рукоположен во диакона, а 29 октября 1977 г. — во иерея. В 1977-1980 гг. учился на заочном секторе Московской духовной семинарии . С января 1978 г. служил священником в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. В январе 1979 г. назначен на должность секретаря архиепископа Владимирского и Суздальского. В октябре 1979 г. принят в клир Виленской епархии и назначен настоятелем Александро-Невской церкви пос. Ужусолис, в 1980 г. — настоятелем церкви свв. Виленских мучеников в г. Таураге. В 1980-1984 гг. учился в Московской духовной академии. В апреле 1981 г. принят в клир Краснодарской епархии. Назначен на должность секретаря архиепископа Краснодарского и Кубанского Владимира (Котлярова), занявшего вдовствующую епархию и управлявшего ею до мая 1987 г. С декабря 1984 г. по март 1987 г. — настоятель Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). 5 октября 1985 г. пострижен в монашество, 6 октября 1985 г. — возведен в сан игумена. С 23 марта 1987 г. — клирик Цюрихского викариатства. 11 сентября 1988 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Цюрихе.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197757...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010