Н. принимал активное участие в деятельности по реставрации Успенского собора, значительная часть средств на это благодаря его стараниям была выделена Церковью. Когда в 1974 г. начались реставрационные работы, в храме продолжалось богослужение (во время первоочередных работ, связанных со вскрытием полов древней части храма, богослужения совершались в Георгиевском приделе). Независимость Н. от местных властей вызвала их недовольство, и они потребовали удаления архиерея из Владимира. 17 апр. 1975 г. он был назначен архиепископом Калужским и Боровским. В то время в епархии насчитывалось всего 27 приходов, причем в ряде церквей службы не проводились, т. к. местные власти препятствовали организации при них приходских советов и назначению священников. Если в храме долгое время отсутствовали богослужения, власти получали предлог его официально закрыть. Так, вопреки протестам прихожан и стараниям Н. был закрыт храм в с. Истомине Тарусского р-на Калужской обл. Н. регулярно объезжал немногочисленные приходы епархии, особое внимание он уделял красоте церковного пения. Часто проводил встречи с уполномоченным Совета по делам религий, во время к-рых добивался решения текущих вопросов, в частности назначения пенсий священнослужителям и их вдовам, а также монахиням закрытых мон-рей. 11 июня 1977 г. Н. был назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским. Первое десятилетие его архиерейского служения в Горьковской епархии происходило в условиях продолжающегося давления со стороны властей. Велась борьба с паломничеством, действовал фактический запрет на появление новых приходов, вплоть до 1984 г. происходили закрытия сельских храмов. В самом Горьком (с 1990 - Н. Новгород) действовало всего 3 небольших храма на окраине города. В этих сложных условиях Н. удавалось достичь определенных успехов в деятельности епархии, что признавал даже местный уполномоченный Совета по делам религий, к-рый писал в одном из своих отчетов: «С приходом в епархию архиепископ Николай активизировал религиозную жизнь религиозных объединений и духовенства.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

На праздничном вечере хор нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского исполнил духовные песнопения. Свое творчество показали и другие нижегородские исполнители. 4 октября исполнилось 98 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Митрополит Николай (до 1991 года — архиепископ) возглавлял Горьковскую, а затем Нижегородскую епархию почти четверть века — с 1977 по 2001 год. Будущий владыка родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тетки Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году будущий владыка прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году Николай Кутепов стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре . Приснопамятный владыка был пострижен в монашество с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских. 10 сентября 1961 года за Литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Владыка нес епископское служение на нескольких кафедрах. В 1963-69 годах он епископ Омский и Тюменский, с 1969 по 1970 год — епископ Ростовский и Новочеркасский, в 1970-1975 годах возглавлял Владимирскую кафедру , с 1975 по 1977 год был архиепископом Калужским и Боровским. 1 июля 1977 года владыка вступил в управление Горьковской епархией. 9 сентября 1972 года епископ Николай был возведен в сан архиепископа, 25 февраля 1991 года — в сан митрополита.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Следует отметить, что влияние, воздействие иконы было таково, что она постоянно была носима по уездам, городам, сёлам губернии, её просили на свадьбы, больным. Благодаря пожертвованиям на икону, оплате за её ношение, Кривоезерский монастырь в XVIII в. построил каменный Троицкий собор, все каменные церкви, каменные помещения и ограду, а для иконы особый Входоиерусалимский пятиглавый собор наподобие юрьевецкого. В 1824 г., когда она находилась в соборе города Галича, проезжавший здесь император Александр I молитвенно преклонил перед нею свои колени. Много пережила и повидала икона за три столетия. В двадцатые годы она была неумело «подновлена», искажены цвета. Но и сейчас помогает нам в наших трудных жизненных ситуациях. Земли за монастырем тогда было 261 десятина, угодий 1292 саж. (пашенная земля, сенокосные угодья, дровяной лес, негодная земля). Кроме того, в городе Юрьевце каменные дома и три торговые лавки, рыбные ловли на реке Волге, мукомольная мельница, ветряная шатровая мельница при монастыре. Внутреннее убранство церквей было ещё богаче и наряднее. Монастырь был 2-ой категории и никогда не закрывался. Подробное описание хозяйства монастыря отражено в «Исторических записках о Троицкой Кривоезерской пустыне», написанной иеродиаконом монастыря Фелуменом. М. в тип. А. Семена, 1862г. В конце XIX в. на части земли монастыря на Юрьевской заводи строится большой лесопильный завод Бранта. Рядом вырастает большой поселок рабочих Новая слободка, и судоремонтный завод. После революции монастырь закрыт, в нём содержались малолетние преступники. Затем создан первый совхоз уезда «Кривозёрье», где работали бывшие заключённые трудовой с/х колонии. Они содержались в бывших кельях монахов, а церковные здания были превращены в мастерские лесопильного завода «Красный Профинтерн». При затоплении этой местности Горьковским водохранилищем церкви взорваны и разобраны. На выступающих частях фундаментов лесопильного завода сейчас установлен памятный 12-ти метровый крест. Автор: Владимиров Б.А., http://yurevets37.ru/krivoezerskij-monastyr/

http://sobory.ru/article/?object=38040

Указом от 16 октября 1799 года Алатырь отошел к  Казанской епархии , в составе которой он был прежде, город Арзамас с уездом вновь вошел в состав Нижегородских земель, нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими. Территория епархии была окончательно определена в следующих границах, не менявшихся до 1918 года: на востоке граничила с Казанской и Симбирской  епархиями, на западе — с Владимирской , на севере — Костромской и Вятской епархиями, на юге — Пензенской и Тамбовской  епархиями. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов власти позволили открыть в Горьковском крае несколько приходских храмов. Тогда же, в 1943 году, была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского, также открыта викарная Лысковская кафедра, просуществовавшая до 1950 года. В 1991 году Нижегородской земле было возвращено ее историческое наименование, город Горький переименован в Нижний Новгород. Постановлением Священного Синода Горьковская епархия стала вновь именоваться Нижегородской. В настоящее время в Нижегородской епархии ведутся работы по консервации 50 полуразрушенных храмов. Это позволит предотвратить дальнейшее разрушение святынь. Каждому монастырю и благочиниям поручено взять шефство над одним из храмов. Ведется активное строительство новых храмов. Прошлым летом, в год 800-летия Нижнего Новгорода, в Автозаводском районе был освящен первый за многовековую историю города храм в честь его святых основателей — великого князя Георгия Всеволодовича и его духовника святителя Симона, епископа Владимирского. Он был построен по образу недавно воссозданного Успенского собора Саровской пустыни. Кроме того, к юбилею Нижнего Новгорода был восстановлен храм Преображения Господня в Канавинском районе, возведен новый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в поселке Доскино, освящена церковь в честь блаженной Матроны Московской в Приокском районе. Продолжается благоукрашение Саровской и Дивеевской обителей. При поддержке Президента России В.В. Путина  по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был создан паломническо-туристический кластер «Арзамас — Дивеево — Саров». Делается все для удобства местных жителей, многочисленных туристов и паломников: строятся объездные дороги, гостиницы, парковки, модернизируется медицина. В списке проектов еще порядка 70 других мероприятий по улучшению дорожной, социальной и культурной инфраструктуры на территории всех трех точек кластера.

http://patriarchia.ru/db/text/5925062.ht...

Фудель хорошо знал не только русскую и европейскую литературу: несмотря на переезды, пожар и постоянную бытовую неустроенность, у него сохранилась обширная святоотеческая библиотека. Именно святоотеческую традицию, воспринятую в общении со старцами Алексеем Зосимовским, Анатолием Оптинским и другими подвижниками ХХ века, Фудель хотел сделать доступной для современных людей. Еще одна книга Фуделя — «Путь отцов» — была задумана как введение в учение отцов-аскетов. Она получила одобрение старцев Глинской пустыни 11 , а святитель Афанасий (Сахаров) назвал ее обоснованием «монастыря в миру»: «Зная Вас, я знаю и то, что книга, написанная Вами, не есть только упражнение в богословской литературе, а является изображением того, чем живете Вы» 12 . В 1950-1960-х годах Фудель вел активную переписку: сохранились многочисленные письма сыну Николаю, святителю Афанасию (Сахарову), С.Н. Дурылину, о роли которого в жизни писателя свидетельствует, например, стихотворение 1934 года с характерным названием «Послание второе и последнее»: Ты мой учитель был когда-то, Учил меня, тоской томим, В пыли осеннего заката Словам, как солнце, золотым 13 .  Перемена в отношениях Фуделя и Дурылина (не случайно «послание» обозначено как «последнее») произошла, когда учитель, не отрекаясь от священного сана, «отошел» от церковного служения. Фудель чувствовал, что когда-то близкий человек отдалился, «запер осторожно/Передо мной глухую дверь». В 1950-е годы Фудель вновь обратился к Дурылину — «последним» стихотворное письмо все же не стало — и по-новому взглянул и на собственный жизненный путь. Переезд в Покров В 1962 году Сергею Иосифовичу Фуделю и его супруге Вере Максимовне удалось переехать в город Покров Владимирской области, расположенный на 101-м километре от Москвы по Горьковскому шоссе 14 . После переезда Фудель смог регулярно приезжать в Москву. В столицу его влекла не только возможность увидеться с сыном Николаем и воспользоваться книгами из Государственной библиотеки. Такие поездки давали надежду на восстановление нитей, соединявших настоящее и прошлое, на возобновление общения с церковными людьми. Фудель бывал на службах в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке, в храме святителя Николая в Кузнецах, в Донском монастыре у отца Николая Голубцова. Он посещал Н.Е. Пестова, квартира которого была центром христианского просвещения и местом богослужений и бесед, и Марию Алексеевну Бобринскую, внучку А.С. Хомякова, супругу известного зоолога Н.А. Бобринского 15 . В это же время Фудель заново познакомился с Марией Федоровной Мансуровой, дочерью Ф.Д. Самарина, председателя Братства святителей Московских, и племянницей С.Н. и Е.Н. ­Трубецких.

http://patriarchia.ru/db/text/6094987.ht...

В 1929 г. Костромская губ. была упразднена и вместе с бывш. Ярославской, Иваново-Вознесенской и Владимирской губерниями вошла в состав Ивановской промышленной обл. При ее разделении в 1936 г. основная часть Костромского края вошла в состав Ярославской обл. К. о. была образована 13 авг. 1944 г. В нее вошли: Кострома, Антроповский, Буйский, Галичский, Костромской, Красносельский, Нейский, Нерехтский, Ореховский, Палкинский, Парфеньевский, Солигаличский, Судайский, Судиславский, Сусанинский и Чухломский районы, выделившиеся из состава Ярославской обл.; Кадыйский, Макарьевский и Семёновский районы - из Ивановской обл.; г. Шарья, Ивановский, Кологривский, Мантуровский, Межевской, Пыщугский и Шарьинский районы - из Горьковской обл.; Вохомский и Павинский районы - из Вологодской обл. В сент. 1956 г. в связи со строительством Горьковской ГРЭС у г. Городца (ныне в Нижегородской обл.) в зап. части К. о. возникло Костромское водохранилище. В 1951-1956 гг. в ходе подготовки к затоплению его ложа было ликвидировано 19 сел и деревень. В 1956 г. в связи с подъемом уровня Волги оказалась затопленной и часть Кадыйского р-на. В 1963-1980 гг. в Красносельском р-не К. о. была возведена Костромская ГРЭС - одна из крупнейших в СССР. В 1964 г. при станции возник пос. Волгореченск (с 1994 - город). Со 2-й пол. 50-х гг. XX в. численность населения К. о. начала сокращаться: если в 1950 г. в К. о. проживали 889,6 тыс. чел., а в 1955 г.- 924,9 тыс., то в 1959 г. численность населения составила 921,2 тыс., в 1969 г.- 870,6 тыс., в 1979 г.- 803,9 тыс., в 1985 г.- 796,4 тыс. чел. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошел прирост: в 1989 г. численность населения составила 809,8 тыс., в 1990 г.- 813 тыс. чел. Однако в последующие годы спад продолжился: в 1993 г.- 810,2 тыс., в 2002 г.- 737,5 тыс., в 2004 г.- 725,6 тыс., в 2010 г.- 667,5 тыс. чел. В наст. время в состав К. о. входят 179 муниципальных образований, из них 6 городских округов (города Кострома, Буй, Волгореченск, Галич, Мантурово, Шарья), 24 муниципальных района (Антроповский, Буйский, Вохомский, Галичский, Кадыйский, Кологривский, Костромской, Красносельский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский, а также г. Нея и Нейский р-н, г. Нерехта и Нерехтский р-н), 12 городских поселений, 137 сельских поселений. Религия

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Должен сказать, что, если смотреть на вещи серьезно, самым удобным и спокойным транспортом из перечисленных мною является речной пароход. Но он-то более всего и не подходил к случаю. «А не пойти ли пешком?» – возникла вдруг озорная мыслишка. Выйти из машины средь чиста поля и пойти по первой попавшейся тропинке. Наверно, тропинка приведет к деревне. К какой? Не все ли равно. От деревни будет дорога до другой деревни, а там до третьей… Ночь настала – ночуй. Стучись в крайнюю хату и ночуй. Утро пришло – иди дальше. Ведь если в день проходить даже по десяти километров, что совсем не тяжело и что будет прогулкой, и то куда уйдешь за полтора месяца! Целую неделю я ходил как пьяный, бредя возникшей мечтой. Закрою глаза – и вижу: на крутой пригорок, поросший белой кашкой, взбегает тропа, а там, на пригорке, заворачивает влево за сосновый лесок. Вместе с ней за лесок заворачивает молодое ржаное поле… А вот по струганому сосновому бревну нужно переходить бойкую речушку. А вот женщина у колодца дает студеной воды, и светлая колодезная вода сладко струится по гортани… А вот рассудительный крестьянин обстоятельно рассказывает, как дойти до какой-нибудь там Флорищевской пустыни… Беда заключалась в том, что мечта возникла в декабре, а выйти в такой поход можно было не раньше июня. Любимым занятием моим с этих пор стало сидение над картой. Сначала это была большая карта Советского Союза. Но Владимирская область на большой карте занимала пространство, которое можно было бы закрыть пятикопеечной монетой. И сколько я ни крутился на таком пятачке, ничего не могла рассказать мне карта. По ней, правда, хорошо было видно, что Владимирская земля находится между землями Московской и Горьковской, если ехать с запада на восток. Тут мне вспомнились слова из книги, что «она (то есть Владимирская земля) находится в том пространстве междуречья Оки и Волги, где из Владимиро-Суздальского, а потом Московского великого княжества выросло Московское государство, развернувшееся впоследствии в великую Российскую империю, протяжением своим превзошедшую все государства мира».

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

14 октября 1941 года митрополит Сергий призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». И этот призыв Патриаршего местоблюстителя оказал моментальное действие: приходские общины стали вносить в фонд обороны крупные денежные пожертвования. Верующие и духовенство Ленинградской епархии в Фонд обороны за годы войны внесли более 5 млн. рублей . Троицкая община в Горьком собрала в Фонд обороны миллионы рублей и много теплых вещей. По всей же стране через Церковь поступило 300 миллионов рублей . Собранные Церковью средства шли и на содержание раненых, в помощь детям-сиротам, потерявшим на войне родителей, на подарки бойцам Красной армии, шефство над госпиталями и т.д. При храмах создавались санитарные пункты и убежища для престарелых и беспризорных детей. 30 декабря 1942 года Патриарший престолоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим с призывом: «Соорудим на наши церковные пожертвования прихожан колонну танков имени Дмитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесет на себе… благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехах русского оружия…» И не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины в стране, которые были бы в стороне от этого священного долга, кто уклонился бы от такого участия в деле спасения Родины. Уже через четыре месяца было собрано свыше 8 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей. В том числе духовенство и верующие Москвы и Московской области внесли свыше 2 млн. рублей ; 1 млн. составила сумма пожертвований прихожан блокадного Ленинграда . Танковая колонна «Димитрий Донской»      Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Так, духовенство и верующие Горьковской области собрали на эскадрилью имени Александра Невского 1 млн. 40 тыс. рублей, в том числе протоиерей А.А. Архангельский пожертвовал из своих средств 200 тыс. Это был далеко не единственный личный взнос церковного служителя. Настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области протоиерей А. Михайлов внес на постройку боевой эскадрильи 110 тыс. рублей. Священник Успенской церкви города Ижевска Владимир Стефанов пожертвовал 273 тыс. рублей . Можно привести еще множество примеров личных пожертвований духовенства на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский».

http://pravoslavie.ru/74836.html

А.Л.: Получается, что гитлеровские разведчики с воздуха видели составы с сеном, а внутри этих стогов на железнодорожных платформах находились советские танки? — Совершенно верно. И в результате в Белоруссии была сосредоточена танковая группировка в 5 тысяч 200 танков против 900 танков, которыми располагала группа армий «Центр». А.Л.: То, что Вы говорите, конечно, интересно. И я был бы рад, если бы Александр Павлович Гаврин поделился своими личными воспоминаниями о том, как готовилась операция «Багратион». — Владимир Дмитриевич уже подчеркнул, что операция готовилась очень тщательно. Особенно обращалось внимание на маскировку передвижения войск. Я в составе отдельного эшелона, который должен был идти на пополнение воинских частей из Горького (выпустили выпускников Горьковской военной школы радиоспециалистов). И когда мы следили по карте, куда же мы пойдём, у всех складывалось впечатление, что эшелон идёт на Украинские фронты: либо Первый, либо Второй, либо Третий Украинский фронт. Потому что мы проехали всю Белоруссию и вышли на Украину, а затем вдруг ночью неожиданно эшелон повернул на север. Нужно было ввести в заблуждение противника, что якобы эшелон движется на юг. На самом деле, в какой-то момент был резкий поворот в сторону первого Белорусского фронта. Вот так мы оказались (в том числе и 8-я гвардейская армия тоже получила назначение за перемещение в сторону Бреста) на Люблинско-Брестском направлении. Мне хотелось бы обратить внимание на гениальность плана. В ходе наступления левого фланга первого Белорусского фронта стоял крупный город Брест. Это не столько город, как крепость, которая была известной ещё с середины 19 века. Но мы тогда мало знали о судьбе Брестских защитников 1941 года, тогда мало говорилось об этом. Но в планах командования, конечно, учитывался этот серьёзный орешек, как серьёзное препятствие для наступающих войск. Поэтому у нас разговор тогда шёл, как мы сумеем овладеть этой крепостью. Но практически не пришлось овладевать. Был разработан план, направленный на обход самого Бреста. И две группировки южного фланга Первого Белорусского фронта (южный в составе четырёх армий там, где, кроме 8-й гвардейской – 47-я, 69-я Польская армия, вторая танковая армия получили направление на Хелм, Люблин и Варшаву), а северная группировка тоже обходила с севера, и, таким образом, сама Брестская крепость, г. Брест, оказывался в окружении. Как бы в естественном окружении, не принимая, каких-либо дополнительных мер к изоляции Брестской крепости. Вот это, на мой взгляд, не поняло немецкое командование. И когда они почувствовали, что их окружают, было уже поздно.

http://pravmir.ru/beseda-s-pobeditelyami...

А потом прошел в марше сводный полк Карельского фронта во главе с маршалом К.А.Мерецковым. Герои Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений. Замыкали шествие моряки, возглавляемые контр-адмиралом В.Г.Фадеевым – сводный полк Военно-морского флота. В колонне Центральной школы военного собаководства майор Александр Мазовер пронёс на кителе Верховного главнокомандующего раненого пса Джульбарса. Это была удивительная собака: Джульбарса – единственного из славного собачьего племени – недаром наградили медалью «За боевые заслуги». Он обнаружил более семи тысяч мин, помог разминировать киевский Владимирский собор и могилу Тараса Шевченко, пражский замок и венский собор… Узнав о ранении Джульбарса, Сталин приказал: «Пусть эту собаку пронесут на руках, на моём кителе». Широкий жест, рассчитанный на пересуды и будущих историков? Конечно. Но насколько уместный! Вдохновенно играл полуторатысячный оркестр под управлением замечательного музыканта генерал-майора С.А.Чернецкого. Но вдруг оркестр смолк, и над Москвой повисла напряженная тишина. Казалось, на всю Москву слышен ход курантов на Спасской башне… Пауза была прервана барабанной дробью. Смена ритма, как в хорошем кинофильме – не случайно к режиссуре парада были причастны лучшие мастера советского кино и театра. На площади появилась колонна с двумя сотнями захваченных вражеских знамен и штандартов в руках. Поравнявшись с мавзолеем, шеренги делали поворот и, под барабанную дробь, с презрением бросали опозоренные знамена на древние камни Красной площади. Все они были в перчатках. Опозоренные знамена бросали не на землю, не на брусчатку, а на специальный помост. И перчатки, и помост потом сожгли. Символика ясная: Красная армия и Москва не осквернила себя прикосновением к гитлеровским знаменам… Поверженные знамена у Мавзолея, у кремлёвской стены. Грозные регалии Вермахта превращены в мусор. Сильнейший, незабываемый образ! Правдивая режиссура самой Истории. А потом, после кульминации, снова играл оркестр, и рядом с бойцами Московского гарнизона шли курсанты военных академий, а также расчеты Калининского, Горьковского, Орловского и Тульского суворовских военных училищ, открытых в дни войны. Дети Победы, ее наследники, для которых и был спасен мир.

http://pravmir.ru/parad-nepobedimyih-1/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010