В 1910 году церковный приход церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери становится крупным центром духовно-нравственной деятельности Нижегородской губернии. Закрытие храмов [ править править код ] При советской власти Смоленский и Владимирский храмы были закрыты, предварительно с колокольни приказали сбросить все колокола . Богослужения на приходе прекратились в 1929 году. Владимирский храм. власти пытались переоборудовать под школу, затем- под клуб, но ничего из этого не получилось. В конце концов, разрушив его верхнюю часть вместе с куполами , храм в конце 40-х годов переоборудовали в пекарню, и она почти в течение пятидесяти лет дымила , нанося непоправимый ущерб всему, что было в церкви. В результате частичного разрушения и переустройства церковному зданию был нанесён, казалось , непоправимый урон. В 1934г. Канавинския районная администрация (тогда райисполком) предложила снести церковь. Но по настоянию горьковского краевого музея церковь была сохранена как памятник архитектуры. Здание Смоленской церкви спасли работники культуры, разместив в нём свой склад. Возрождение прихода [ править править код ] К великой радости жителей Гордеевки в 1991 году здание Смоленской церкви вернули Нижегородской епархии. На остановках, в магазинах появились объявления, приглашающие принять участие в расчистке здания церкви от грязи. Всем миром отмывали своды церкви, выносили мусор, оставленный от склада. Собирали по Гордеевке иконы. 10 августа 1993 года Смоленский храм был освящен архиерейским чином митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. В освящении храма участвовали протоиерей Владимир Соловьев, протоиерей Николай Быков. Сначала службы проходили только по воскресеньям и по праздникам. Чудесное событие произошло на праздник Знамения. Рассказывал прихожанин Николай Гришин: «10 декабря. В Смоленском храме шла служба. Было очень холодно. Отопления не было. Все окоченели. Вдруг незнакомый человек вошёл в храм и сказал: «Возьмите, вам привезли икону.» Мы внесли большую икону. Она была завёрнута тряпками. Когда её развернули, обомлели. Это была икона Знаменье, праздник которой как раз отмечали в церкви. И сразу церковь осветилась каким-то необычным светом, и стало тепло. И совсем по-другому пошла служба.» С этого времени эта икона у многих прихожан стала одной из самых любимых.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленско-Влад...

Могила Курбатова Похоронная процессия, как водится, донесла до могилы и награды покойного, коих было в земной жизни немало. Писатель Курбатов был удостоен премий имени Льва Толстого, Павла Бажова, Горьковской премии, Патриаршей литературной премии, дважды становился лауреатом премии администрации Псковской области и целого ряда других наград, в 2003-м г. был награжден медалью Пушкина, а летом 2020 г. Владимир Путин вручил ему в Кремле Государственную премию РФ в области литературы и искусства. По поводу высокой последней награды Курбатов ответил мне в письме с присущей ему самоиронией: «Уже, скорей, не аксиос, а куксиос, но хожу, гордо выпятив пузо». Поэт Тимур Зульфикаров в свойственной ему возвышенной манере тоже отозвался на кончину друга: «В далекие таджикские горы пришла печальная весть о кончине апостола Русской Культуры, наследника великих византийских писателей, иконописцев, мудрецов – Валентина Курбатова. Этот Костер Русского Высокого Духа и Слова будет гореть вечно, пока дышит Святая Русь». Присоединимся же к этому трагическому, но и непобежденному пафосу. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего Валентина, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! «Обнимемся!» Фотоснимки и письма Здесь я собрал несколько остановленных мной «курбатовских» мгновений Пушкинских праздников во Пскове, Пушкинских горах и в Михайловском – 2014 и 2016 гг. В. Курбатов, поэт С. Кекова (Саратов) и Г. Василевич (директор Пушкинского музея-заповедника) у ворот Святогорского монастыря В. Толстой и В. Курбатов у Святогорского монастыря Писатели В. Курбатов, В. Куприянов, С. Минаков, С. Кекова. Пушкинские горы. 8 июня 2014 г. В. Курбатов с внучкой, С. Минаков — на большой поляне в Михайловском. 06.06.2016 г. В. Толстой, В. Курбатов, Г. Красников. Круглый стол в Пушкинских горах Открою тут также несколько фрагментов писем В. Курбатова ко мне – к Рождеству Христову, Крещению, Благовещению и Пасхе. 6.01.2015 г. «…А ведь Рождество! Боюсь и спрашивать, каково оно в Харькове?

http://pravoslavie.ru/138057.html

После революционных событий в окт. 1917 г. и последовавшей за ними гражданской войны связи Пекинской духовной миссии с ее Петроградским подворьем были прерваны. В 1919 г. подворье было закрыто, его храм стал приходским, а Л.- его настоятелем. В 1922 г. Л. был арестован ГПУ, провел в заключении 1 месяц. 26 июня 1927 г. хиротонисан во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Под его началом в Переславле действовало 18 церквей. Л. совершал службы во Владимирском соборе. В 1929 г. собор был закрыт вопреки протестам прихожан. 1 февр. 1930 г. Л. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной лит-ры, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей. На допросе своей вины не признал, заявил, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам». 2 марта того же года решением Особой тройки при Постоянном представительстве ОГПУ по Ивановской обл. был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгский лагерь. Работая на строительстве железной дороги Пинюг-Сыктывкар, Л. духовно окормлял христиан, находившихся в лагере: исповедовал, причащал Св. Дарами, присылаемыми из Москвы, известно о совершении им в лагере монашеского пострига. По освобождении из заключения, в сент. 1932 г., назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Вскоре был сослан в г. Балахну Горьковского края. В 1933 г. последовала новая ссылка - в г. Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда Л. посылал письма-утешения своим духовным чадам. Срок ссылки закончился 10 дек. 1934 г. 29 дек. Л. был на приеме у заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и получил назначение на Кунгурское вик-ство Пермской епархии, куда прибыл 30 янв. 1935 г. В должности епископа Кунгурского Л. пребывал до марта 1935 г., а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня того же года в с. Теряева Слобода Волоколамского р-на Московской обл., в церкви которого совершал богослужения.

http://pravenc.ru/text/2463407.html

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” ( Флп 1:29 ), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1 . Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Алма-Атинской епархии: митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского ; 1877–1955) митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877–1937) архиепископа Воронежского Захарию (Лобова; 1865–1937) архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина; 1891–1937) епископа Липецкого Уара (Шмарина; 1880–1938) епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова; 1868–1921) епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика; 1877–1937) архимандрита Вениамина (Зыкова; 1870–1937) архимандрита Григория (Ребезы; 1872–1937) архимандрита Маврикия (Полетаева; 1880–1937) архимандрита Феогена (Козырева; 1862–1939) протоиерея Александра Сереброва (1868–1937) протоиерея Александра Скальского (1867–1933) протоиерея Владимира Джуринского (1885–1920) протоиерея Владимира Цидринского (†1920) протоиерея Димитрия Рождественского (1868–1921) протоиерея Евфимия Горячева (1884–1937) протоиерея Иоанна Гранитова (1875–1920) протоиерея Иоанна Малиновского (1881–1937) протоиерея Иоанна Родионова (1881–1937) протоиерея Константина Михайловского (1874–1937) протоиерея Николая Романовского (1869–1937) протоиерея Николая Сущевского (†1923) протоиерея Павла Добромыслова (1877–1940) протоиерея Стефана Пономарева (1878–1933)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было " дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него " (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Алма-Атинской епархии: митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского; 1877-1955) митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877-1937) архиепископа Воронежского Захария (Лобова; 1865-1937) архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина; 1891-1937) епископа Липецкого Уара (Шмарина; 1880-1938) епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова; 1868-1921) епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика; 1877-1937) архимандрита Вениамина (Зыкова; 1870-1937) архимандрита Григория (Ребезы; 1872-1937) архимандрита Маврикия (Полетаева; 1880-1937) архимандрита Феогена (Козырева; 1862-1939) протоиерея Александра Сереброва (1868-1937) протоиерея Александра Скальского (1867-1933) протоиерея Владимира Джуринского (1885-1920) протоиерея Владимира Цидринского († 1920) протоиерея Димитрия Рождественского (1868-1921) протоиерея Евфимия Горячева (1884-1937) протоиерея Иоанна Гранитова (1875-1920) протоиерея Иоанна Малиновского (1881-1937) протоиерея Иоанна Родионова (1881-1937) протоиерея Константина Михайловского (1874-1937) протоиерея Николая Романовского (1869-1937) протоиерея Николая Сущевского († 1923) протоиерея Павла Добромыслова (1877-1940)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Со временем построены каменные церкви: 1) Соборная каменная с 1754 г. во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: в честь Знамения Божьей Матери (1741г.), во имя Святителя Николая (1755 г.); 2) Каменная колокольня над святыми вратами (1795г.); 3) Каменная церковь во имя Благоверного князя Александра Невского (1796г.) с приделами: в честь Сретенья Господня (1835г.); в честь Покрова Пресвятые Богородицы (1835г.); 4) Каменная церковь во имя Священномученика Антипы (1799 г.); 5) Большой каменный пятиглавый собор в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери (1827г.) с приделами: в честь Преображения Господня да Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Да две каменных часовни: одна в Юрьевце на монастырской земле (ниже города), другая, называемая молельней блаженного Симона, на холме, на месте слияния окружающих монастырь озёр. Основание пустыни относится к первой половине XVII столетия. Она основана вследствие предсказания одного раба Христова, блаженного Симона Юрьевецкаго, что «через сорок лет по кончине на том берегу будет создана обитель на спасение инокам». Блаженный скончался в 1584 г., следовательно, первоначальное основание пустыни должно относится к 1624 г., когда здесь поселилось несколько любителей безмолвно-уединённой жизни. В 1641 г. пустынножители уже имели храм Пресвятыя Троицы с четырьмя приделами. Первоначальником пустыни был первооснователь ея строитель монах Симеон, муж аскетического направления». В 1676 г. в церкви «в олтаре, за престолом образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, в пределе Пресвятые Богородицы Знамение образ Богородицы Знамения, в пределе благоверного князя Александра Невского образ Пречистыя Богородицы Владимирския, в пределе Святого великомученика Антипы образ Пресвятые Богородицы Знамение, в пределе Варлаама Хутырскаго образ Пресвятые Богородицы Одигитрия. В монастыре много книг письменных и печатных. В тёплой церкви Николая Чудотворца образ Пречистыя Богородицы Владимирския». Монастырь владеет многими пашенными, сенокосными и лесными угодьями. «А в монастырь же, строителю з братиею Государева жалованья указана руга по осми рублев на год по Государевой грамоте из приказу Болшого двора за приписью дьяка Смирнова Богданова 162-го году (1654 г.) в Юрьевце Поволском ис таможенных доходов. А под хлеб пашню пашут и всякую работу работают собою и наемными работными людми. У монастыря ж двор конской, да двор скотской, да гумно. А во дворе живут наемныя переменныя люди из найму».

http://sobory.ru/article/?object=38040

13 авг. 1944 г. была образована Костромская обл., территория к-рой составляла ок. 70% бывш. Костромской губ. и совпадала с территорией К. и Г. е. Части бывш. Костромского, Нерехтского, Кинешемского, Варнавинского, Ветлужского уездов и весь Юрьевецкий у. остались в составе Ярославской, Ивановской и Горьковской областей соответственно. С 1944 г. епархия объединяет приходы и мон-ри РПЦ на территории Костромской обл. История 1213-1744 гг. Христианство начало распространяться в Костромском крае в XII в. с его включением в состав Владимирского великого княжества . Центрами христианства являлись Кострома (впервые упом. в 1213), Нерехта (1213), Унжа (1219) и Галич Мерский (1238). В февр. 1238 г. край подвергся нашествию монголо-татар. войск хана Батыя. Летописи отмечают взятие монголами Галича Мерского - крайней сев. точки продвижения Батыя на В. Волге. В 1246 г. на территории совр. К. и Г. е. было создано 2 удельных княжества - Костромское и Галичское. Главным храмом Костромы являлась ц. во имя св. вмч. Феодора Стратилата (впервые упом. в 1265), возведенная по приказу блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича (1190-1246; занимал великокняжеский стол в 1238-1246). С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял князь Василий Ярославич (1241-1276), сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . По преданию, во время охоты в окрестностях Костромы в лесу на р. Запрудне Василию Ярославичу «на соснове древе» явилась икона Божией Матери, к-рую перенесли в ц. вмч. Феодора Стратилата. Со временем образ, ставший главной святыней Костромы, стал называться Феодоровской иконой Божией Матери . На месте явления иконы Василий Ярославич основал Спасо-Запрудненский мужской монастырь . В 1272 г. Василий Ярославич стал вел. князем Владимирским. Он скончался в янв. 1276 г. в Костроме, где и был погребен в ц. вмч. Феодора Стратилата. Из-за отсутствия у Василия Ярославича наследников после его смерти костромские земли вернулись в состав Владимирского великого княжества.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

«Большую известность и уважение обитель Кривоезерская приобрела с 1709 г., когда новоначальный инок этой обители Корнилий, в мире Кирилл Уланов царский иконописец, в первые дни по своем пострижении написал икону Божьей Матери, именуемую Иерусалимскою». «Молодой придворный царский изограф (иконописец) Кирилл Уланов много времени проводил в Успенском соборе Московского Кремля перед иконой Иерусалимской Богоматери (незадолго до этого наши юрьевецкие иконописцы были вызваны и подновляли росписи Московского храма после нашествия поляков). Он, уже известный иконописец, писавший иконы для родственников царской семьи (Нарышкиных), пытался постичь тайну древнегреческого написания икон, постичь мысли иконописца, создавшего это уникальное произведение, найти силы и вдохновение для создания такого же. Но это придет к нему позже в Юрьевце Повольском в Кривоезерской пустыни…». «Одна из наиболее чтимых в христианском мире Богоматерных икон – есть Честная икона Ея Иерусалимская, по древнему церковному преданию, первоначально написанная святым Лукой в пятнадцатое лето по Вознесении Господа на небо и долго потом стоявшая в Гефсимании, у гроба Пречистой Богоматери, почему ей и усвоено было наименование Иерусалимской». Греческий император Лев Великий перенес её в Константинополь, где она спасла город от скифов. Затем перенесена в Храм Влахернский, откуда попала в Херсонес Таврический. Крестившийся здесь святой князь Владимир перенес её в Киев, откуда послал её в Новгород Великий. Иван Грозный вывез её в Москву в Успенский собор. В 1812 г., французы похитили её и увезли в Париж, где в соборе Парижской Богоматери она находится и поныне. Удалившись в келью, Корнилий приступает к осуществлению своей мечты – написанию иконы Иерусалимской Богоматери. Икона написана весной 1709 г., «во время поста», на одном дыхании, по памяти. Икона шириной 103,3 см и высотой 153,1 см. Монастырь украсил её серебряными вызолоченными венцами весом в 4 фунта 60 золотников, потом сделан серебряный вызолоченный оклад (на него пошло 700 листов позолоты и 100 листов серебра). Вскоре, по написании святой иконы монах Корнилий был в Москве для сверения написанной им иконы с подлинником, а осенью пишет такую же для своей келии размером в 7 вершков (30,8 см.) По просьбе братии он пишет третью 115,7 х 81,2 см, для того чтобы обитель не лишалась защищения Пресвятые Богородицы, в то время как уносили первую – «носимую».

http://sobory.ru/article/?object=38040

В 1937 г. вместе с митрополитом Феофаном (Туляковым) была арестована большая часть духовенства епархии, включая клир Новокладбищенской церкви (священники Виноградов Владимир Васильевич и Малицкий Евгений Константинович, диакон Завгородний Василий Назарович). Все они были расстреляны. Однако церковь просуществовала еще до декабря 1940 г. С 29 августа Ждановский райисполком не продлил регистрацию на членов клира Свиридова П.П., Архангельского А.А. и Бодрова Н.Ф.: Свиридова и Бодрова – за задолженность райфинотделу; Архангельского – без указания причин. Поскольку церковь была тогда на окраине, то в бездорожье посещаемость падала на 70%, т.е. и доходы сокращались на треть. 4 сентября 1940 г. церковный совет получил уведомление о запрещении службы священникам их церкви и пожаловался в Горсовет, что 2 сентября уже все задолженности были «ликвидированы». Но решением Ждановского райсовета от 19 сентября церковь Покровской общины постановили закрыть, «учитывая массовое ходатайство граждан» и здание передать под клуб Ждановского Промкомбината. «Массовое ходатайство граждан» организовано было так (на справке Ждановского райисполкома в Облисполком от 23 октября 1940 г.): «... на территории данного прихода проживает граждан, достигших 18-летнего возраста 3347 чел., должно присутствовать на собраниях 2928 чел., присутствовало 2487 чел, голосовало за закрытие 2405 чел.». Решением Горьковского Облсовета от 1 ноября 1940 г. церковь была закрыта, о чем церковному совету сообщили 20 ноября 1940 г. Не знавшие еще о закрытии их церкви верующие 12 ноября 1940 г. обещали райсовету, что любой ценой погасят накопившиеся за октябрь за священниками Архангельским и Свиридовым задолженности и просили продлить регистрацию священников до 1 января 1941 г. Но 6 декабря 1940 г. Ждановский райисполком постановил служителям культа Архангельскому и Свиридову регистрацию аннулировать. А церковь с 9 декабря 1940 г. закрыть, т.к. церковный совет задолжал свыше 100 тыс. руб. налога и здания требует капремонта – отваливается, дескать, штукатурка и т.д. Община немедленно 19 декабря 1940 г. написала в Ждановский райсовет протест о неправильности закрытия церкви: налоги к тому времени уплатили, и состояние церкви было нормальное, штукатурка не падала. Однако Горьковский облисполком утвердил решение Ждановского райисполкома о закрытии церкви. 21 декабря 1940 г. постановил закрыть Покровскую церковь в Ждановском районе с последующим ее переоборудованием под клуб.

http://sobory.ru/article/?object=01803

Все письма просматривались. Было заведено дело об антисоветской деятельности подпольной группировки под названием «Священная дружина», вынесен приговор: расстрел. 15 сентября 1937 года приговор привели в исполнение . Александра Ивановна, видимо, подкупила охранников, чтобы они выдали тела убиенных . Тогда осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А из сведений о Локчимлаге в п. Аджером известно, что ямы эти не закапывались, в лучшем случае закидывались ветками . Осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А потом ямы эти просто закидывались ветками Можно представить себе, что испытывала матушка Мария, когда копала эту яму с остальными приговоренными – членами «Священной дружины». В Вотче у нее осталось семеро детей, их она уже никогда не увидит. Вот она, страшная неотвратимая реальность! Возможно, все это время она переживала свою Гефсиманию, свое искушение Петра, свои борения и сомнения и желание отречься и остаться в живых, но она выдержала это борение. Они погибли: были расстреляны. Единственной их виной была вера. Их было 13 человек: Герман (Ряшенцев) – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии; Серапион (Шевалеевский) – епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии; игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и Мария Шаламова . Они были разных сословий и профессий – срез общества. Павел Елькин – мирянин. Он был, подобно будущему апостолу Павлу , ревностным гонителем христиан. Занимался экспроприацией хлеба у крестьян, подобно Сталину в молодости на Кавказе, был активным членом ВКП(б). Его жизнь переменила встреча с епископом Германом (Ряшенцевым), отбывавшим ссылку в Сыктывкаре и служившим в Кочпонском храме. За 20 лет, как видно из следственного дела, Павел Елькин прошел путь от большевика до мученика. Так же, как и апостол, чье имя он носил, Павел Елькин имел горящее, искренне верящее сердце. Он не был равнодушным, теплохладным, но искренне верил в то, что делает. Поэтому был «позван», «окликнут по имени».

http://pravoslavie.ru/124499.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010