Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_62.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд ЛУЦИЙ III (ок. 1097 или 1100 - 1185; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181) ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА ЛЫСЕНИН Тимофей Матвеевич († после 1720), идеолог старообрядческого дьяконова согласия (могло называться лысеновщиной), писатель и полемист ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, ЛЭНДМАРКИЗМ течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал ЛЮБАЧИВСКИЙ Мирослав Иван (1914-2000), кард., верховный архиеп. Львовский, глава краинской греко-католической Церкви ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев (Светозаров Павел Львович; 1772-1848), деятель старообрядческого поморского согласия, историк, писатель, библиограф [Луксовий], бенедиктинское аббатство святых апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_162.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_21.html

Невское. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты 15 сентября 2006 года архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Возведение храма в селе Невское началось более 10 лет назад на территории, еще действующей воинской части. Закладка храма произошла 6 июля 97-го. Но благополучно достроить храм удалось уже при поддержке нынешней районной администрации. http://www.vosvera.ru/ В 1997 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории жилого городка воинской части войск ПВО в Воскресенском районе было начато строительство воинского православного храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Благословение было получено во время личного посещения Его Высокопреосвященства домового храма в расположении части, открытого в 1996 г. Чин освящения закладного камня совершил игумен Иннокентий (Язвиков) 6 июля 1997 г. в день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В основание храма был заложен знак Общероссийского общественного движения «Россия Православная», принявшего активное участие в закладке церкви. В 1999 г. были возведены стены храма, построена колокольня. В этом же году воинскую часть расформировали, но строительство храма продолжилось. В 2001 г. был освящен и установлен крест c куполом на колокольне храма. Впервые зазвучали колокола. Один из колоколов поднят водолазами с колокольни церкви, затопленной водами Горьковского водохранилища, и подарен руководителем движения «Россия Православная» А.И. Буркиным. В 2003 г. перекрыт главный свод церкви. В 2004 г. возведена кровля трапезной части храма. В 2005 г. установлены главка и крест на церкви, выполнены электромонтажные и отделочные работы. Изготовлены и смонтированы входные и внутренние двери, окна, мраморное покрытие пола, выполнена роспись храма, приобретена церковная утварь. 16 октября 2005 г. храм освящен архиепископом Можайским Григорием. http://www.vosvera.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17712

Весной 1919 г. во епископа Муромского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). На время его управления М. в. пришлось вскрытие мощей святых князей Константина, Михаила и Феодора в Благовещенском мон-ре и изъятие церковных ценностей . За оказание противодействия властям еп. Серафим подвергся аресту и заключению, был освобожден в окт. 1922 г. Вскоре перешел в обновленчество . С сент. 1923 по янв. 1924 г. М. в. управлял викарий Омской епархии Петропавловский еп. Григорий (Козырев) . 27 марта 1926 г. во епископа Муромского был рукоположен архим. Евгений (Кобранов) . Его архиерейскую хиротонию в Н. Новгороде возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 15 сент. 1927 г. еп. Евгений был назначен еп. Балашовским, викарием Саратовской епархии, а на его место переведен Великолуцкий еп. Макарий (Звёздов) . В 1928 или 1931 г. он был возведен в сан архиепископа. В 1928-1930 гг. временно управлял Владимирской и Воронежской епархиями. В нач. 1933 г. назначен архиепископом Ирбитским, викарием Свердловской епархии. В 1929 г. Муром становится центром Муромского окр. Нижегородского (с 1932 Горьковского) края, в к-рый были объединены 9 районов: Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Ляховский, Муромский, Павловский и Фоминский. С 1933 г. в связи с приведением церковно-адм. деления в соответствие с государственным Муром вошел в состав Горьковской епархии. Епископам Муромским, викариям Горьковской епархии, было предписано управлять церковной жизнью районов Горьковского края, ранее входивших в упраздненный в 1930 г. Муромский окр. 12 мая 1933 г. на Муромскую кафедру назначен викарий Ярославской епархии Рыбинский еп. Николай (Муравьёв-Уральский; впосл. архиепископ), известный врач-отоларинголог. В 1934 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за участие в «монархической группе «Англикане»». В 1934-1937 гг. М. в. возглавляли еп. Иоанн (Широков) , архиеп. Амвросий (Смирнов) и еп. Симеон (Михайлов). В 1937 г. М. в. Горьковской епархии прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

Здание духовно-культурного и просветительского центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в поселке Бишкуль возведено на средства благотворителей на территории строящего храма в честь Покрова Божией Матери. В новопостроенном здании разместятся аудитории воскресной школы, библиотека, рабочие кабинеты и хозяйственный помещения. Духовно-культурный центр имени митрополита Иосифа (Чернова) станет местом осуществления научной и просветительской деятельности; здесь будет проводиться разносторонняя работа с детьми и молодежью. 20 сентября, в предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти священномученика Евгения, митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и преподобномучеников Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, преподобномученика Льва Егорова, в Караганде пострадавших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Вознесения Господня города Петропавловска. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили  епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, настоятель храма во имя апостолов Петра и Павла митрофорный протоиерей Сергий Снопков, секретарь Петропавловско-Булаевского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, ключарь Успенского кафедрального собора казахстанской столицы протоиерей Димитрий Байдек, секретарь  Костанайской епархии  иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, благочинный Вознесенского кафедрального собора иерей Михаил Березин, ключарь храма Всех святых иерей Антоний Шувакин, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, диакон Владимир Бартоль, диакон Максим Абдулхасанов.

http://patriarchia.ru/db/text/5845022.ht...

html//www.arbuzowo.ru/istoriya-prixoda После ареста священства в 1937 г. храм, видимо несколько лет не действовал. В учётной карточке, заведённой на арбузовскую церковь, 26 апреля 1936 г. появилась отметка, что церковь не функционирует в связи с отсутствием служителя культа. Наиболее активными борцами за сохранение храма, торжество православной веры и защитниками священнослужителей были Владимир Константинович Крашенинников, Татьяна Семёновна Ковалёва и Евдокия Максимовна Степанова. Конечно, такая активность для новых властей не могла остаться безнаказанной. Все трое были арестованы. «Ковалёва Татьяна Семёновна, 1867 года рождения, уроженка д. Юловка Горьковской области. На момент ареста проживала в д. Вышманово арбузовского прихода Собинского района. Занимала должность церковного сторожа. Арестована 19.03.1937 г. Осуждена на 5 лет ссылки». На момент ареста ей было уже 70 лет, а впереди её ждали жуткие 5 лет ссылки. «Степанова Евдокия (Авдотья) Максимовна 1875 г., родилась и проживала в д. Корчагино Собинского района. Член церковного Совета. Арестована 03.04.1937 г. Осуждена на 7 лет лишения свободы». Авдотья Максимовна была самой молодой из всех арестованных арбузовских представителей церковного совета — ей было 62 года. «Крашенинников Владимир Константинович 1871 года рождения, родился и проживал в с. Арбузово Собинского района. Арестован 22.01.1938г. Осуждён на 7 лет лишения свободы». Все протесты, обращения подписывались им. Он, бывший рабочий, пенсионер и инвалид, несмотря на свой преклонный возраст, не мог наблюдать за тем, как пытались разорить, а вероятно, и разрушить храм, в котором он был крещён и обвенчан, в котором он молился на протяжении всей жизни. С 1962 по 1964 г. в Арбузово служил протоиерей Николай Степанович Грабовецкий (1904-1995). В 1926-1931 гг. учился в Варшавском университете на факультете Православной теологии, магистр богословия. В 1931 г. рукоположенный во иерея в г. Кременец. Арестованны в конце войны в Румынии, получивший 10 лет лагерей «за антисоветскую деятельность, и измену родине», он отбывал срок с 1947 по 1956 г. в Норильске. Освобожден досрочно и реабилитирован. Служил в Калининской области, и во многих храах Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=03535

Пошли Вам, Господи, побольше сил! Помяните нас с детьми и внуками, не забывайте преданного и любящего Вашего Ю. Алякринского. Д. 52. Л. 117–118. Подлинник. Автограф. 42 Устинов Павел Сергеевич (1890–1937), протоиерей. Окончил Московскую духовную акаде­мию, преподавал психологию в семинарии, был настоятелем храма Николо-Городской церкви во Владимире. Известный священник Сергий Сидоров писал о нем как об одном из образованней­ших и умнейших священников, которых ему приходилось встречать в жизни. Протоиерей Павел, иеромонах Дамаскин (Жабинский), диакон Иосиф Потапов, монахиня Маргарита (Зуева) и дру­гие помогали епископу Афанасию в ссылке, собирали деньги и продукты для заключенных свя­щеннослужителей. В 1931 г. о. Павел был арестован и выслан в Северный край на 3 года. После ссылки о. Павел служил в Муроме. В ноябре 1937 г. был арестован и расстрелян. 43 Сидоров Сергий Алексеевич (1895–1937), священник. В 1921 г. рукоположен во иерея в Деся­тинной церкви г. Киева. В 1923–1925 гг. служил в церкви свв. апп. Петра и Павла в г. Сергиев Мо­сковской губ. В 1925 г. арестован. Проходил по делу митрополита Петра (Полянского) . С 1926 г. после освобождения служил сверхштатным священником в разных церквах Владимира. В 1930 г. арестован, отправлен в Мариинский ИТЛ (Западно-Сибирский край). С 1933 г. настоятель церк­ви в Дмитровской слободе г. Муром Горьковского края. В 1937 г. арестован. 27 сентября 1937 г. расстрелян в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Место захо­ронения – «Бутовский полигон». 44 Имеется в виду иеромонах Серафим (Якубович Борис Никанорович; 1891–1938). Родился в се­мье диакона с. Большие Лопатихи Мелитопольского уезда Таврической губ. Обучался в Симферо­польском духовном училище. Закончил Таврическую духовную семинарию. Поступил в СПбДА. В 1914 г. принял монашеский постриг. 4 октября 1914 г. рукоположен в иеродиакона. 14 ноября 1914 г. – во иеромонаха. В 1916 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата за сочинение на тему «Источники жизнеописания св. Иоанна Златоуста ». Служил в Рождество-Богородицком монастыре Владимира. Был секретарем митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) . Имея послушание благовестника, выступал с проповедями, собиравши­ми большое количество слушателей. В связи с этим против него в местной печати в 1920 г. была раз­вернута кампания. Вынужден был скрываться, жил тайно в с. Эдемское у своей знакомой. Принял от Саровского иеромонаха Исаакия (Новикова) окормление над группой верующих окрестных сел. Был выслежен и в 1934 г. арестован как глава антисоветской организации «Сестричество преподоб­ного Серафима». В 1938 г. расстрелян в Кемеровской (или Новосибирской) обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

28 декабря 1937 г. Постановлением Президиума Горьковского Облисполкома принято решение: «Церковь в п. Гнилицы ликвидировать с последующей реорганизацией в молодёжный клуб», что и было исполнено без промедления. Святой храм был осквернён и разграблен. Поругание святыни длилось до 1990-х годов. В это время по молитвам Божией Матери и сонма новомучеников и исповедников Российских, в 1990-е годы храм стал возрождаться. 25 декабря 1991 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, стараниями и молитвами верующих храм был возвращён Автозаводским райисполкомом в ведение епархии и вновь зарегистрирован. 20 января 1992 г. Распоряжением владыки прикомандированный на месяц протоиерей Николай Колгарёв приступает к возведению первого (временного) иконостаса в правом приделе и освящает придел. 20 февраля 1992 г. - На смену о. Николаю Колгарёву направляется о. Николай Долбунов, который совершает первое богослужение в храме после 55-летнего перерыва. Именно с этого времени начинается отсчёт новейшей истории церкви Рождества Богородицы. 1993 г. В правом приделе сооружается каркас нового иконостаса, а в главном начались работы по росписи пятиярусного иконостаса. В это же время храм получает в дар, по завещанию боголюбивой православной женщины р.б. Марии, старинные иконы. 19 сентября 1993 г. - Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил чин освящения главного престола и всего храма. 23 января 1994 г. Завершаются работы по благоукрашейию иконостасов. 6 июля, на праздник Владимирской иконы Божией Матери поднято и установлено два купола, 7 июля в день Рождества Иоанна Предтечи осуществлён подъём трёх остальных куполов. В ноябре, по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, при храме открылась воскресная школа. Первоначально, за неимением соответствующего помещения, школа разместилась в здании детского клуба «Аврора», но уже в мае 1995 года она была переведена в храм. 11 декабря 1995 г. Поднят шпиль колокольни. Через четыре дня освящены и подняты колокола. Чин освящения совершил секретарь епархии протоиерей Николай Быков, а уже 22 декабря окрестности Гнилиц огласились первым, после многолетнего молчания колокольным звоном. В январе 1999 года были позолочены колокольня, кресты и звёзды на куполах.

http://sobory.ru/article/?object=04809

Зная о темных и трудных перепутьях биографии Достоевского, Фудель в то же время видел, что в его романах среди «сложности, смятения чувств и темноты» для людей новой эпохи, «эпохи водородной бомбы», явственно зазвучал голос Первоначальной Церкви. Фудель хорошо знал не только русскую и европейскую литературу: несмотря на переезды, пожар и постоянную бытовую неустроенность, у него сохранилась обширная святоотеческая библиотека. Именно святоотеческую традицию, воспринятую в общении со старцами Алексеем Зосимовским, Анатолием Оптинским и другими подвижниками ХХ века, Фудель хотел сделать доступной для современных людей. Еще одна книга Фуделя — «Путь отцов» — была задумана как введение в учение отцов-аскетов. Она получила одобрение старцев Глинской пустыни 1 1 , а святитель Афанасий (Сахаров) назвал ее обоснованием «монастыря в миру»: Зная Вас, я знаю и то, что книга, написанная Вами, не есть только упражнение в богословской литературе, а является изображением того, чем живете Вы 12 . В 1950–1960-х годах Фудель вел активную переписку: сохранились многочисленные письма сыну Николаю, святителю Афанасию (Сахарову), С. Н. Дурылину, о роли которого в жизни писателя свидетельствует, например, стихотворение 1934 года с характерным названием «Послание второе и последнее»: Ты мой учитель был когда-то, Учил меня, тоской томим, В пыли осеннего заката Словам, как солнце, золотым 13 . Перемена в отношениях Фуделя и Дурылина (не случайно «послание» обозначено как «последнее») произошла, когда учитель, не отрекаясь от священного сана, «отошел» от церковного служения. Фудель чувствовал, что когда-то близкий человек отдалился, «запер осторожно/Передо мной глухую дверь». В 1950-е годы Фудель вновь обратился к Дурылину — «последним» стихотворное письмо все же не cmRe: Предложенияало — и по-новому взглянул и на собственный жизненный путь. Переезд в Покров В 1962 году Сергею Иосифовичу Фуделю и его супруге Вере Максимовне удалось переехать в город Покров Владимирской области, расположенный на 101-м километре от Москвы по Горьковскому шоссе 14 . После переезда Фудель смог регулярно приезжать в Москву. В столицу его влекла не только возможность увидеться с сыном Николаем и воспользоваться книгами из Государственной библиотеки. Такие поездки давали надежду на восстановление нитей, соединявших настоящее и прошлое, на возобновление общения с церковными людьми. Фудель бывал на службах в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке, в храме святителя Николая в Кузнецах, в  Донском монастыре у отца Николая Голубцова. Он посещал Н. Е. Пестова, квартира которого была центром христианского просвещения и местом богослужений и бесед, и Марию Алексеевну Бобринскую, внучку А. С. Хомякова, супругу известного зоолога Н. А. Бобринского 15 . В это же время Фудель заново познакомился с Марией Федоровной Мансуровой, дочерью Ф. Д. Самарина, председателя Братства святителей Московских, и племянницей С. Н. и Е. Н. ­Трубецких.

http://e-vestnik.ru/analytics/my_verigi_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010