Если на Западе многоголосие возникало в результате присоединения к богослужебному напеву некоего постороннего голоса или голосов (контрапунктическая полифония) или же в результате подчинения богослужебной мелодии цепи аккордов, имеющих свою логику развития (гомофонно-гармонический склад), то на Руси в строчном пении богослужебный напев как бы «прострачивал» материю, а материя, восприняв форму этой строки, повторяла ее в несколько варьированном виде, отчего главный голос обрастал подголосками, образуя подголосочное многоголосие. Здесь не было противопоставления голосов, но основной голос – канонизированный богослужебный напев – как бы обвивался или оплетался подголосками сверху и снизу, в результате чего образовывался некий единый «комок» или «жгут» голосов, заплетшихся в единую переплетенную нить. Именно отсюда проистекает тесное расположение голосов и обилие секундовых созвучий, вызывающих ощущение звуковой повители, которая после обязательного для всех строчных песнопений унисонного начала представляется неким расплывающимся шлейфом одухотворенной материи. Очевидно, изначально многоголосное исполнение богослужебных песнопений было чисто устной традицией, и певчие выстраивали свои подголоски по известным им правилам, при «низ» и «захват верхом», встречающиеся в некоторых рукописях середины XVI в. В частности, такие надписания встречаются в службах Святителю Петру Московскому и иконе Владимирской Божией Матери, составленных Иоанном Грозным, что позволяет рассматривать эти службы как одни из первых образцов русского многоголосия, конкретные формы которого нам, увы, абсолютно неизвестны. В местах этих надписаний происходило или подключение голосов, или какое-то изменение в их рисунке, узнаваемое только в процессе устной практики. Но характерно, что с появлением строчных партитур надписания «низ» и «захват верхом» превратились в конкретные записываемые голоса, называемые «верх» и «низ». Эти голоса находились сверху и снизу основного голоса, называемого «путь», и образовывали многоголосную ткань, получившую название «трое-строчия» по трем строкам строчной партитуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На расчетный счет Синодального отдела к 11 августа поступило 12 млн. 147 тыс. 395 рублей, сообщает  Патриархия.ru За 11 дней Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению отправил в регионы 126 машин с гуманитарным грузом для погорельцев весом около 140 тонн. В основном это автомобили добровольцев, которых Отдел призвал на помощь: джипы, минивэны, газели, в том числе около десяти 5- и 20-тонных грузовиков. Они были отправлены в наиболее пострадавшие от пожаров регионы, главным образом в Рязанскую, Воронежскую, Липецкую, Нижегородскую, Владимирскую, Московскую области. Как сообщает православный портал о благотворительности и социальной деятельности Милосердие.ru , в среднем за сутки в сортировке вещей и их погрузке участвуют 170 добровольцев, более 500 человек ежедневно приносят все необходимое для погорельцев. В субботу, 7 августа, на поляне за зданием Синодального отдела было совершено всенощное бдение, многие добровольцы впервые в жизни исповедовались. 9 августа там же был отслужен молебен Смоленской иконе Божией Матери. В дальнейшем планируется регулярно проводить богослужения. На сегодняшний день необходимы: Все остальное в настоящее время не требуется. Список необходимых вещей постоянно обновляется на сайте www.miloserdie.ru и на сайте Синодального отдела http://diaconia.miloserdie.ru/ . Указанные предметы можно приносить в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (м. Римская, ул. Николоямская, дом 57, стр. 7) с 9.00 до 21.00. Приглашаются помощники-волонтеры. Необходимо: 1) разгружать и сортировать принесенные вещи по населенным пунктам; 2) связываться по телефону с людьми на местах, уточнять информацию; 3) «разведывать» обстановку на местах, отвозить вещи, контролировать доставку в населенные пункты (требуются добровольцы на машинах — инструкция ; связь по электронной почте otdel.pozhar@yandex.ru или по телефонам горячей линии); 4) помогать в распространении информации (писать в сети, раздавать листовки, сообщать знакомым, рассылать приглашения на сайте www.vkontakte.ru и пр.);

http://pravmir.ru/russkaya-cerkov-sobral...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Осипов Национальная идея: православие в жизни Источник:  Русская неделя – Часто слышим " Москва – третий Рим " , " Россия под покровом Божией Матери " , и это, с одной стороны, вызывает гордость, с другой стороны, выглядит как самовозношение: мы – арийская нация, а весь мир ничто. Как правильно найти границу в этом вопросе? – Где бы ни было возношение, там неправда. Что значит " мы находимся под покровом Божией Матери " ? Значит ли это, что мы можем делать все, что угодно, а Божья Матерь нас покрывает? Это говорят люди, которые приняли православие, ничего о нем не знают и свои мирские, страстные начала вводят в сознание окружающих. Слышишь от таких: " Если служить молебен об исцелении от пьянства, то только перед иконой Божией Матери " Неупиваемая чаша " и ни перед какой другой. Если молиться перед Владимирской иконой, то не будет никакого толку " . Значит, начинают молиться не Божией Матери, а иконе. Это очень опасно, можно превратиться в язычников. Иконы – образы того, в кого мы верим, перед кем молимся. Различных образов Божией Матери порядка семисот. Так же, как и наших с вами фотографий может быть сколько угодно. Это язычники думали, что рисованные и скульптурные изображения – боги, за что христианство их обличало. Или " Москва – третий Рим " . Это была идея инока одного из псковских монастырей старца Филофея, жившего в начале 16 века, но там была другая мысль: Рим отпал от Православия, православная Византия пала, – где еще то государство, в котором Православие являлось бы государственной религией и которое имело бы все возможности существовать в Православии, распространять его и жить им? Да, это – Россия, да, это – Москва. Такая была идея, но сказать, что она актуальна на веки вечные, – это все равно что сказать: " А наши предки Рим спасли " . И еще в отношении покрова Божией Матери, он не безусловный. Народ иудейский был избранным, но они отвергли Христа, и их избранничество было отнято. Никто не может быть избранным на веки вечные, все зависит от нашей с вами свободы. Будет ли покрывать Божья Матерь человека, который хулит Бога?

http://religare.ru/2_44995.html

Я не молитвенница совершенно, но именно молитва помогла мне это нести. У меня был такой момент, как-то: я пришла к иконе Матери Божией Владимирской в Третьяковку, там никого не было, у меня душа разрывалась, и я буквально легла перед образом и просила помощи и милости. Когда дело касается выросших детей, материнское терпение нужно настолько, что даже трудно представить. И не только терпение, тут нужна та интуиция, которую даёт Господь каждой маме о своем ребенке. Только через неё ты можешь почувствовать, как нужно поступить, как с ним поговорить. —Когда отца Фёдора не стало, Анечке было полтора месяца. Как трудно, наверное, передать образ отца ребенку, который почти совсем его не застал… — Когда я Анечку начала носить, она девятая, я уже была утомлена. Однажды мне показалось, что я снова беременна, и я подумала только: «Как же я устала». И поймала себя на этом чувстве и рассказываю Федюше: «Вот такое у меня, такой грех». Я очень переживала, потому что ребёнок ведь всё чувствует, но никак не могла это в себе победить. Как-то после утренней молитвы, я помолилась, открываю окошко у себя в комнате, смотрю на небо и говорю: «Хорошо, Господи, я согласна, согласна, только, пожалуйста, не оставляй меня». И в этот день оказалось, что это ошибка, и я не беременна… удивилась. Но зато когда в следующем месяце я действительно забеременела, это была такая радость! Я поняла, как Господь милостив, как он бережёт ребёночка, как Он заботится о каждом из нас.  Он хотел, чтобы всё то, что во мне с Федюшей связано, было желанным. Господь подготовил мою душу, мое сердце, чтобы сохранить Анечку, потому что ей и так досталось потом. Я носила её с радостью, я носила её со счастьем! Буквально перед родами Федюша улетел со Святейшим в Иерусалим, а я накануне её рождения, вечером 4 января, пошла гулять в наш с ним любимый овраг. Иду, живот свой держу — всю беременность на руках проносила её! —  смотрю на Москву, вся она горит, небо звёздное, тишина уже вечерняя такая. И представляю, как Федюша сейчас в Вифлееме, какая у него радость.

http://pravmir.ru/matushka-galina-sokolo...

Храм защитников Отечества Мы знаем, как самые заурядные подростки, которые ни во что не верили, росли как все обычные советские дети, оказавшись в Чечне неизвестно, по чьим амбициям, беззаветно умирали друг за друга. Много было и офицеров, которые за солдат погибали, собой закрывали, вытаскивали из-под обстрела. Но были и те, кто просто продавали своих солдат: их готовили быть профессионалами, а они повели себя как последние подлецы. 23 февраля, 2010 Мы знаем, как самые заурядные подростки, которые ни во что не верили, росли как все обычные советские дети, оказавшись в Чечне неизвестно, по чьим амбициям, беззаветно умирали друг за друга. Много было и офицеров, которые за солдат погибали, собой закрывали, вытаскивали из-под обстрела. Но были и те, кто просто продавали своих солдат: их готовили быть профессионалами, а они повели себя как последние подлецы. Есть в Нижнем Новгороде уникальный белокаменный и очень гостеприимный храм – защитников Отечества, старший священник храма — протоиерей Игорь Пчелинцев. Недавно многие читатели блога отца Игоря, даже те, кто ни разу не был в Нижнем, смогли принять участие в работе над главной храмовой иконой. Отец Игорь обратился с вопросам к читателям – какие святые защитники должны быть изображены на такой иконе – от древности до самых недавних дней. Мы попросили протоиерея Игоря Пчелинцева – рассказать о храме и о том, как сегодня мужчина может стать защитником Отечества. Протоиерей Игорь Пчелинцев. Фото: журнал Фома — Полное название нашего храма – Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества, я в этом храме служу всего год, а сам храм был построен три года назад. Защитники Отечества, в честь которых освящен храм — это наши святые воины и  защитники, святые благоверные князья. Мы молимся небесным покровителям воинства, поминаем тех, кто погиб за Родину, молимся о здравии служащих защитников. У храма расположен памятный камень, где выбиты имена погибших в Чечне воинов. На день десантника 2 августа его привезли местные сотрудники ФСО – в результате переформирования частей, у них оказалось два таких памятника,  один стоит на братском кладбище, второй – у нашего храма.

http://pravmir.ru/xram-zashhitnikov-otec...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Кондак 1 Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Икос 1 Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, низпославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяком месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, якоже Самой Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, Ангелов Царице; радуйся, всего мира Владычице. Радуйся, на Небеси присно славимая; радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; радуйся, на спасение человеков тую поставившая. Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; радуйся, молений наших усердная послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 2 Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящии бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе: Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; радуйся, многи немощныя исцелившая. Радуйся, воздыхания наша не отвергающая; радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая. Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; радуйся, иконою Твоею нам благодеющая. Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; радуйся, отчаянным надежду возвращающая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

На Чаше сидит, – шепотом сказала Зоя. Лицо священника сделалось испуганным, он даже сказал “ой”, правда, про себя и протянул ко рту Зои ложечку с Кровью и Телом Христовым. Голубица накрыла собой Зоину голову и она увидела тот свет, на котором плавала недавно… Она громко чмокнула Чашу и пошла запивать… Потом она стояла перед иконой Владимирской Божией Матери, главной иконой храма и слушала благодарственные молитвы. И себе на удивление, понимала все. И вдруг почувствовала в себе неуемное желание поцеловать икону, но когда начала приближать к ней губы, была остановлена чьей-то рукой. Обернулась. Перед ней стояла высокая худая… нет, не поворачивается язык назвать ее ни старушкой, ни бабуськой, ни бабулькой (бабушку ее все называли бабулей). Тут что-то другое. “Пожилая женщина” – тоже, почему-то, не подходило. И не в том дело, что несмотря на возраст, спина ее была прямая, без сутулости, а лицо почти без морщин. Главное в человеке – глаза. Да, нет ничего страшнее человеческих глаз, но нет ничего и прекраснее их. Они, конечно, “зеркало души”, но только для хозяина глаз, потому как в зеркале видишь только себя. И если смотришь в себя, целиком в себя погружен, то не можешь видеть ничего вокруг. Что можно увидеть в себе? “Да ничего там нет, кроме грехов!” – говорил батюшка Севастьян. И это замечательная и редкая способность – видеть в себе свои грехи. Но как показалось сейчас Зое, та, кто ее остановил, будучи целиком погружена в себя, видит и все вокруг. Она видит и грехи свои и тот Лик на иконе, к которому обращена ее молитва. Это уже “диплом с отличием”. Зоя глядела в безстрастные, спокойные глаза и видела перед собой – молитвенницу. – Не надо целовать иконы после причастия, – услышала она тихий выразительный голос. Захотелось, чтобы она еще что-нибудь сказала. И она сказала: – Первый раз причащалась? Зоя кивнула. Молитвенница погладила Зою по голове и вновь отстранилась от всего. Зоя подняла голову к безстрастным глазам: – Заблудших Александру и Юлию помяните. А меня зовут Зоя.

http://azbyka.ru/fiction/izbrannica/

Через две недели после исцеления Феклы Адриановой, 14 сентября, в день Воздвижения честного Креста, совершилось другое чудо от сей иконы: исцелился страдавший восемь месяцев исступлением ума, крестьянин Владимирской губ., Александровского уезда, Порецкой вол., дер. Подсосиной, Иван Тимофеев , от роду сорока лет. Припадки его были так сильны и он приходил в такое ожесточение против всего его окружающего, что домашние вынуждены были сковывать его цепью. Когда советовали ему сходить куда-нибудь помолиться, он не хотел того слышать, и осыпал говоривших бранью, даже готов был нанести им удары. Когда же в деревне разнесся слух об исцелении расслабленной в пещерном храме, жена больного, после долгой нерешительности и боязни, предложила ему сходить в Гефсиманский скит, рассказав ему о недавно совершившемся там чуде οт иконы Богоматери. Больной, к немалому удивлению жены и домашних, охотно согласился идти в скит, a на другой день сам напомнил об этом, и 14 сентября пришли они в пещеры. Во всю дорогу в нем не заметно было никакого тревожного состояния, и в пещерном храме, во время молебного пения Богоматери, он молился усердно, с чувством прикладывался к святой иконе и тут же ощутил, что ему становится очень легко. Переночевав в пещерной гостинице, он на другой день отправился с женою и с крестьянином Алексеем Михайловым в Лавру, затем пришел к живущему в посаде подрядчику Мирону Акинфиеву, y которого ночевал две ночи, и затем совершенно здоровый возвратился в деревню. На другой день, 15 сентября, последовало новое знамение милости Богоматери от Ее святой иконы: получили исцеление две малолетние дочери проживавшего в Сергиевском посаде губернского секретаря И. И. Бологова: София одного года и Елена трех лет. Первая была в совершенно безнадежном состоянии, и родители обрекли ее уже на смерть, a другая больна была глазами; обе после молебна и помазания елеем из лампады от иконы Богоматери внезапно и совершенно выздоровели, и благодарная мать после того, многократно посещая пещерный храм, воздавала благодарение Богоматери за Ее чудодейственную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так почему же сегодня проповедь о " порче " разрастается подобно флюсу? . Проповедники " порчи " не осознают, что они провоцируют семейные и человеческие раздоры, внутриприходские конфликты ( " всю-то благодать колдуны из нашего храма унесли! " ). Они способствуют росту авторитета магии. Поверивший этим книжкам человек, прежде религиозно равнодушный, скажет: " Раз уж христиане магию признают и ее боятся, - значит, и в самом деле " там " что-то есть " . Не учитывают они и еще одного следствия своей проповеди. Ведь среди читателей этих брошюрок немало женщин с весьма неустойчивой психикой - и если они всерьез поверят в наведенную " порчу " , то их психическое здоровье окажется разрушенным. Как об этом писал акад. В. М. Бехтерев: " При существовании религиозного внушения о возможности " порчи " достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь. Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук или даже просто встретилась с ним по дороге, всего этого уже достаточно, чтобы болезнь развилась в полной степени " [ 7 ]. Но ни предостережения ученых, ни авторитет общецерковного предания ничего не значат для составителей апокрифов. Дело в том, что в апокрифических рассказах сквозит явное желание найти некую " неофициальную " духовность. Мало святынь в Москве? И не к мощам князя Даниила, не к Владимирской иконе, не к Иверской, не к кремлевским святителям, не к преподобному Сергию в Лавру надо ехать с молитвой, а на могилку к Матроне? Троицкая братия сетует, что в последние годы заметно меньше стало приезжать паломников к преподобному в дни его памяти... Не потому ли, в частности, что люди наслушались " духовных советов " вроде Пелагииных: " " Есть такие люди, которые мечтают: Загорск! Загорск! А что - Загорск! Там колдунов полно. Где святыня, там и нечистая сила слетается! Кого там просто соблазняют, а кого и портят! Вот вам и Загорск! " .. Потом Полюшка еще рассказывала, что в Москве в Елоховском соборе служил такой-то священник, а ведь он колдун был! Так она его при всех обличила! " [ 8 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1038...

Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными...» выявлены также в рукописях нач. XVII в.: «Творение царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси» (РНБ. Солов. 690/769. Л. 105), «Творение государя царя Ивана Васильевича» (РНБ. О1-238. Л. 146). Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Единоверч. 37; БАН. Строг. 44; РНБ. Кир.-Бел. 586/843; РГБ. Ф. 37. 100, 148 (обе - 1-я пол. XVII в.); БАН. Собр. Каликина. 69 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 123 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Щук. 767 (1-я пол. XVII в.); РГБ. Ф. 379. 64 (2-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 1252 (2-я пол. XVII в.). Стихиры митр. Петру «Отче преблаженне...» с атрибуцией И. В. содержатся (помимо упомянутого выше Стихираря из собрания ТСЛ) в рукописи РНБ. О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РНБ. Погод. 380, РГБ. Ф. 37. 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, РНБ. Солов. 690/769, РГБ. Ф. 304. 428, РГБ. Ф. 228. 38 (2-я пол. XVII в.), БАН. Вят. 9. Славник «Денесе собори рустии...» без указания авторства помещен в рукописях ГИМ. Единоверч. 37, БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РГБ. Ф. 37. 100, 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, ГИМ. Щук. 767, РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (1-я пол. XVII в.), РГБ. Ф. 379. 64, РГБ. Ф. 228. 38. По тексту, опубликованному Д. С. Лихачёвым , В. В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» (Владимирской иконе) и «Кыми похвальными...» (митр. Петру). В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. В. в нотированных рукописях XVII в., степень его авторства следует определять в контексте средневек. канона песнотворчества. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. Муз. прочтение стихир неединообразно и выражено в 3 редакциях - знаменной, путевой и логгиновской из рукописи РГБ. Ф. 304. 428. Т. о., остается открытым вопрос о муз. редакции распева стихир И. В. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. царей. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе (ГИМ. Муз. 2699. Л. 20-23 - см.: Былинин, Посошенко. 1988. С. 131), а также царю Феодору Алексеевичу («Достойно есть» с указанием: «Царского роспеву» - ГИМ. Син. певч. 52. Л. 183 об.; см.: Парфентьев. 2005. С. 153), дальнейшая атрибуция распевов И. В. требует дополнительных разысканий и аргументов.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010