Нестерова «дали» и «тихий скит» передают характерные мя русского религиозного возрождения неоромантические настроения. Эта же неоромантическая окраска усматривается в символике «хижины отшельника» на житийных иконах и небольших образках Серафима Саровского , огромное количество которых, как мы уже упомянули, было выполнено в 1903 г. в Палехе, Мстере и Холуе накануне канонизации святого. Слово, эмблема, геральдика В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1, 1–4 ). Эти первые слова четвертого евангелиста установили в христианском миропонимании особое соотношение между словом и образом. Слово, написанное на иконе, всегда имело большое значение. По традиции оно воспринималось знаком воплотившегося Логоса (Михелис, 1967, с, 152–154). Мы уже отметили, что начальные слова Четвертого Евангелия иконописцы выписывали в иконописные подлинники. Наименование иконы Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» сделано не торжественным декоративным письмом (как то было принято на старых образах), а полууставом. (илл. 123) Существенно, что с XVIII в. все более начинают распространяться наименования икон, сделанные светской скорописью. Сами же наименования все чаще включались в изображение. Это новое символическое сцепление слова, его графики и сакрального изображения создавало новое смысловое пространство художественного текста. В средневековой традиции слово и изображение находились в отношениях взаимодополнения. Достаточно вновь вспомнить приведенное выше высказывание Василия Великого о «добавочной» силе изображения относительно слова. Текст-орнамент имитирует раму-поля. 140. «Ты еси иерей…». XIX век. Частное собрание, Москва. В новообрядческой барочной иконе этот средневековый синкретизм словесного и изобразительного ряда получил значительное усложнение: изображение стало восприниматься не иначе как в субстанциональном единстве со словами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Зависимость между русским историческим текстом и последовательностью верхнего ряда клейм очевидна, и вряд ли она могла возникнуть ранее создания повествовательной структуры текста «Повести о Темир-Аксаке», но в вопросе о времени возникновения текста имеются различные точки зрения, и в связи с этим необходимо рассмотреть некоторые аспекты взаимоотношений изображения с текстом несколько более подробно. Как уже говорилось выше, современные исследователи «Повести о Темир-Аксаке» разделяют ранние редакции текста на две основные – А (Софийская II летопись) и Б (Московский летописный свод 1479 г.), в которых можно выделить дополнительные группы, и отмечают существование сводной редакции А+Б (редакция Типографской летописи). В. П. Гребенюк определяет время возникновения «Повести о Темир-Аксаке» двумя факторами: с одной стороны, наличием упоминания о пленении турецкого царя Баязида Тимуром, которое произошло в 1402 г., с другой – существованием некоего текста, известного теперь только по выпискам Н. М. Карамзина , в Троицкой летописи. 184 И. Л. Жучкова считает наиболее ранней редакцию Б и связывает ее возникновение с Владимирским полихроном времен митрополита Фотия, то есть с 20-ми гг. XV в.: следующей, по ее мнению, возникла редакция Типографской летописи (70-е гг. XV в.), еще позже – редакция А. 185 Очевидное противоречие последней точке зрения представляет композиционная структура иконы Успенского собора: на иконе изображен пророк Исайя, с которым в тексте связывается уподобление событий 1395 г. библейскому прообразу, но данное уподобление упоминается в редакции А и в редакции Типографской летописи, а в редакции Б отсутствует. По стилистическим особенностям живописи икону «Похвала Богоматери с Акафистом» невозможно отнести не только к 70-м гг. XV столетия, как это было бы, если бы выводы И. Л. Жучковой были верны, но даже и к 10-м гг. XV в., ко времени творений Андрея Рублева, когда не могло возникнуть в московских художественных кругах произведения, столь остро пережирающего константинопольские реалии и столь свободно претворяющего иконографические традиции византийской столицы в новые образы. Кроме того, в сюжетах иконы нашли отражение и тексты греческих уставных чтений, появившиеся в русской литературной традиции около 1397 г. и положенные в основу «Повести о Темир-Аксаке» в гораздо большей мере, чем отмечают это оба исследователя ее текста. Поэтому нижней границей возникновения иконы Успенского собора нужно считать 1397 год, хотя, конечно, между появлением переводов и созданием нового повествования, а вслед за ним или одновременно – иконы прошло некоторое количество времени и, следовательно, необходимо определить верхнюю границу даты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Таким образом Матерь Божия Своим небесным благословением в чудотворной Своей Иконе Казанской ввела победоносное войско в Москву и Кремль, а в чудотворной Иконе Своей Владимирской изшла из Кремля в сретение Христолюбивому войску, и с тем вместе явила спасение всему нашему Отечеству. Аминь. Воспоминая в настоящем празднестве достопамятное отечественное происшествие и славя великое благодеяние Господа, в путях премудраго Промысла Своего, наказавшего и помиловавшего нас в предках наших, будем в благодарном чувстве к Богу – благодетелю оживлять древние милости в памяти, как бы оные нам были оказаны; не будем забывать и тех прегрешений, коими наведено было толико губительное зло на Отечество наше. Всемирно соблюдая себя от подобных нестроений, будем предохранены благостию Божиею и от подобных зол и обид как частных, так особенно общих для Отечества нашего. Аминь. 1852 г. в Крест. Церкви Слово в день Казанской Божией Матери (22 ч. Октября) Во благих Праведных исправится град; в благословении правых возвысится град: усты же нечестивых раскопается ( Прит. 11,10.11 ). Эта истина, свидетельствуемая вековыми опытами не только частных городов, но целых народов и Царств, что люди мудрые, деятельные, благонамеренные устрояют грады, созидают Царства, а люди буйные, сеющие свары и крамолы на зло другим, раззоряют грады и потрясают Царства, эта истина в примере губительных людей во всей разрушительной силе ознаменовалась в бедственную годину любезнаго Отечества нашего (назад тому за два века с половиною – 245 лет). Тогда от необузданной дерзости буйных людей Отечество к ужасу видело на Царском престоле сперва самозванство, потом смуты безначалия, за тем слабое правление непризваннаго Царя и едва не было нечестивыми устами разсыпано, дерзкими руками опустошено и злодейством предано в державу Царя иноземнаго. Это же бедственное происшествие дает видеть, какая сила спасла Отечество наше от угрожавшей опасности? – В силе Божией спасла сила благочестия, и в благочестии любовь к Отечеству, которая в тяжкое время опасности, быв возбуждаема убедительными из разных мест посланиями, вспыхнула в сердцах ревнителей общественнаго блага и в голосе безсмертнаго Патриота 16 пронеслась по отдаленным концам России, и все живое и действенное подвигла к единодушной защите Отечества мечем, оружием, воинским снабжением и всякаго рода вспоможением.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

– Да, нам передали накануне от блаженной Матроны, что нужно обнести Москву Владимирской иконой Божией Матери. Я спросила, оставить ли ему или прочитать вслух эти статьи. – Да не надо, и так все понятно, – махнул он рукой. Тогда батюшкина келейница мне и рассказала, что старцу явилась блаженная Матрона с повелением срочно обнести Владимирской иконой Божией Матери Москву. Отец Наум двух или трех людей просил это сделать – безрезультатно: или поленились, или не поторопились. Тогда он строго приказал исполнить это послушание нашему другу, а мы чудесно об этом узнали, несомненно, по батюшкиным молитвам, оказавшись именно в тот день, и в то время, и на том месте, где эта катастрофа должна была произойти. С тех прошло три года. А недавно приехала Ниночка Моисеева, привезла девочку из Адыгеи, пятую Елизавету за три дня, бывает же такое. Уже пора было садиться в машину, мы совсем опаздывали на обязательную встречу, сестры все торопили нас, но я внимательно слушала ее неожиданный рассказ, который оказался продолжением этой истории, а Ниночка заодно узнала, что же на самом деле тогда произошло. – 16 марта 2015 г., – рассказывает Ниночка, – я вернулась из Грузии и рано утром приехала к батюшке, привезла ему в подарок грузинскую икону Матери Божией, она называется «Адвокато». Батюшка уже совсем слабенький сидел. Он взял икону и говорит: «Что-то нос длинноват», – и показывает на большую Иерусалимскую – там у него висит на стенке (батюшка не раз нам говорил, что на этой иконе Матерь Божия больше всего на Себя похожа). А потом как возвысил голос и возгласил: «А ты бери Владимирскую и иди крестным ходом вокруг Москвы! Тут, говорят, Матрона явилась и дала всего три дня, а то будет беда!» А я больная – перенесла в Грузии воспаление легких. – Батюшка, а можно на машине, пешком-то не пройду по МКАД. Он говорит громко: – Можно на самолете! Но только сегодня последний день. И проси Матерь Божию – отведи беду! Так прямо кричи: «Матерь Божия, отведи беду!» Иди. Пошла в лавку, купила икону большую Владимирскую. Катерина Ивановна с Верой машину организовали, и мы поехали. Ездили с 11 утра до 11 вечера. К вечеру стали омоновцы появляться. Уже стемнело. Мы останавливались на МКАД через каждые несколько километров и крестили Москву этой иконой – в Севастополе по пятницам из Херсонеса выходит автомобильный крестный ход, я на это все насмотрелась, уже было ясно, что делать. Потом еще одна машина присоединилась, водители клаксоны включали и нас приветствовали.

http://pravoslavie.ru/119639.html

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Владимирския» Кондак 1 Взбранной Воеводе, заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Икос 1 Ангельския силы на небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще славу пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу низпославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пре­будут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяком месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, якоже Самой Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, ангелов Царице; радуйся, всего мира Владычице. Радуйся, на небеси присно слави­мая; радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоея сей даровавшая; радуйся, на спасение человеков тую поставив­шая. Радуйся, Божия благости скорая подательнице; радуйся, молений наших усердная послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 2 Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши Его в пределы Ростовския отъити. Темже, улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуия. Икос 2 Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Рос­товскую, болящии бо исцеляхуся и ина знаме­ния и чудеса бываху всем с верою притекаю­щим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе: Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; радуйся, многи немощныя исцелившая. Радуйся, воздыхания наша не отвер­гающая; радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая. Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; радуйся, иконою Твоею нам благодеющая. Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; радуйся, отчаянным надежду возвращающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К утру 9 августа Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению направил 99 машин с гуманитарной помощью (примерно 120 тонн). В основном – это джипы, минивены, газели, в том числе около десяти 5- и 20-тонных грузовиков. Они были отправлены в наиболее пострадавшие от пожаров регионы: главным образом в Рязанскую, Воронежскую, Липецкую, Нижегородскую, Владимирскую, Московскую области. К концу дня 9 августа удалось отправить 11 машин, четыре из них — в Рязанскую, по две — в Воронежскую и Московскую области, по одной — в Нижегородскую, Владимирскую и Липецкую области. В среднем за сутки в сортировке вещей и их погрузке участвуют 170 добровольцев, более 500 человек ежедневно приносят все необходимое для погорельцев. В субботу, 7 августа, на поляне за зданием Синодального отдела было отслужено Всенощное бдение, многие добровольцы впервые в жизни исповедовались. 9 августа там же был отслужен молебен Смоленской иконе Божьей Матери. В дальнейшем планируется регулярно проводить богослужения. фото: милосердие.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 марта, 2024 23 марта, 2024 9 февраля, 2024 25 января, 2024 10 января, 2024 25 августа, 2023 11 августа, 2023 8 августа, 2023 4 августа, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/den-nastoyashhej-zhizn...

СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном среднего ангела. Золотное шитье сильно потерто, сечется, местами отстает, шелковые нити на каймах выцвели, имеются следы реставрации. Подкладка более новая (XVII в.?), загрязнена. По краям в разрывах под подкладкой видны несколько слоев тканей: палевая тафта (древняя), зеленая шелковая кромка, синяя крашенина, холст. Утрачен крючок (видны следы нитей). ИКОНОГРАФИЯ Композиция в основном следует за иконой «Троица» письма Андрея Рублева, отличаясь некоторой растянутостью и небольшими отклонениями в деталях (три чаши вместо одной; наличие лещадок на переднем плане, формы горок и дуба). АТРИБУЦИЯ Основаниями для датировки служат характер рисунка, отсутствие оттенений в личном, изобилие шитых шелком деталей, а также узорная кайма. Несколько необычный для русских памятников этого времени орнамент, такие детали, как херувимы в медальонах, зашитый серебряными нитями фон средника выдвигают предположение о возможном участии в создании палицы молдо-влахийских мастеров. В Описи Оружейной палаты помета от руки «русское шитье», что свидетельствует, по-видимому, о возникших тогда сомнениях в атрибуции. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 19040. 177. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Москва, XVII в. (?) Атлас (XVI в., Италия), узорный атлас (XVIII в., Турция), шелковая полосатая ткань (XVIII в., Европа), холст и тесьма (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, твореное золото, жемчуг; ткачество, шитье, низание, темперная живопись. 39,5х65; древняя часть – 30х26,3 Поступила из Вознесенского монастыря в Московском Кремле в 1919 г. 957 Инв. ТК-2542 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе по малиновому атласу вышита Богоматерь Владимирская. Нимб Богоматери, не уместившийся на среднике, наверху срезан. На фоне по сторонам изображения монограммы – мр у, хс. Личное шито песочного цвета шелком и записано темперой. По розовой краске с подрумянкой коричневой краской выписаны черты. Одежды и нимбы шиты прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «черенок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с крестиком») и прописаны твореным золотом, как и монограммы. Твореным золотом и красной краской прописан фон средника. Контуры рисунка, складки одежд и другие детали прошиты коричневой нитью. Контуры, звезды на очелье и плече Богоматери и буквы он на нимбе Христа низаны мелким жемчугом. На каймах того же малинового атласа, что и на среднике, обрамленных с двух сторон шитыми серебром полосами, серебряными прядеными нитями с пропиской твореным золотом густой многоэтажной вязью шит тропарь: днсь… 958 . Внизу пришито десять кистей из серого, зеленого и песочного шелка с такими же ворворками. С трех сторон к пелене пришиты каймы из шелковой ткани с чередующимися розовыми и зелеными полосами. Наверху – тесьма с яркими цветами по серебряному полю. Подкладка из турецкого золотистого атласа с узором зеленых с белым цветущих веточек. На второй кайме подкладка из желтого и брусничного холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В один из майских дней 1978 г., по окончании богослужения, знакомый семинарист представил Г. владыке, но у юноши ещё не было намерения ставить крест на светской карьере. Более того, имелась некоторая насторожённость в отношении «либеральной» академии и «прогрессивного» митрополита: эта предубеждённость возгревалась в московских кругах, близких к «пименовскому окружению». «Аудиенция» проходила в садике перед зданием академии. 40 минут владыка-«экуменист» прогуливался с молодым «экономистом». Обменявшись с «юношей, обдумывающим житье», несколькими фразами, святитель почувствовал, что тот ещё не готов к поступлению в семинарию. И деликатно не стал развивать эту тему, оставив вопрос открытым: «Приезжайте к нам в июне посмотреть на белые ночи!». – Я не помню, о чём мы тогда говорили, – вспоминал о. Г. Но после беседы сразу почувствовал: этому архиерею и этой академии я доверяю полностью. В качестве студента Г. перешагнул порог академии в сентябре 1980 г. ... Осенью 1983 г. в жизни студента третьего курса ЛДА началась «тёмная полоса». И его «лёгкий чёлн» не смог укрыться от шторма в безопасной гавани... В отличие от Баринова, которому «светил срок», «вредоносный» Г. ходил «на грани фола». Тиснуть статью под псевдонимом в «Вестник РХД» – попробуй, докажи авторство. Пойти в Третьяковку и в зале древнерусской живописи начать демонстративное чтение акафиста перед Владимирской иконой Божией Матери – это ещё не криминал. (Кстати, о чудотворной иконе. Её судьба тоже решалась на Старой площади и у «смежников».) Из архива ЦК КПСС. 4.09.1989. «Вопрос о передаче Московской Патриархии иконы Владимирской Богоматери, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, передать для дополнительной проработки Министерству культуры СССР. Зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто» 434 . В общем, на Литейном от «материалов» на Г. ломился сейф. Но «трогать его не моги»; будет много шума; кроме всего прочего, Г. – «отличник учёбы» и первый иподиакон викарного архиерея. А тут – удачный расклад: викарий в загранкомандировке, и «антисоветскую триаду» во главе с Г. можно выкурить из академии руками инспектора, а потом «стравить» его с ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Младенец разделяет эту радость, сливаясь воедино с чувством Матери». В этой иконе автор усматривает даже некоторый сентиментализм. Во Владимирской он видит «контрапунктичное» звучание в выражении ликов Богоматери и Младенца; образно описывает диалог переживаний Матери и ее божественного Сына (155), хотя и подчеркивает, что эта икона являет собой «изобразительно выраженное умное делание» (156), т. е. далекую от психологизма духовную практику; отмечает аристократизм, духовную утонченность, подлинную красоту и живописное совершенство лика Владимирской и подробно описывает, какими чисто живописными средствами иконописцу удалось достичь этого (154—155). Итак, одному из первых радикально настроенных религиозных искусствоведов начала XX в. в процессе многолетних размышлений над русской иконой удалось нащупать оптимальный подход к изучению древнерусского искусства, который должен заключаться в комплексном анализе, включающем изучение духовно–религиозного «содержания» иконы, ее места в религиозной жизни и художественных средств живописного выражения этого «содержания». «Ибо подлинная красота возможна только при наличии духовного богатства» (159). К сожалению, выводы русского искусствоведа были доступны только ограниченному кругу его близких друзей и коллег. Между тем в коммунистической и атеистической России складывались условия, мягко говоря, малоблагоприятные как для изучения духовного содержания иконы и тем более опубликования результатов этих штудий, так и для выявления ее истинного художественного значения. Надо отдать дань глубокого уважения и благодарности мудрости наших крупнейших искусствоведов середины XX в. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, Н.А. Деминой и некоторых других, а также целому поколению их талантливых учеников, которые нашли емкие обтекаемые формы и способы анализа и дискурсивного описания русской иконописи, усыпившие бдительность коммунистических цензоров и по крупному счету не исказившие ее сущностных смыслов и оснований. Легче в идеологическом плане было русским исследователям на Западе, но они практически не имели доступа к основному фонду классической русской иконописи в оригинале, что серьезно сказалось на качестве их исследований.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

41 . Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона , с предисловием и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 1807, кн. IV и 1908, кн. II. Отдельно: «Москва, 1908, LIII+312. Ц. 3 р. 42 . О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха. – «Богосл. Вестн.» 1909, 260–279. (Рефер., чит. на Черниговск. археол. съезде 1908 года). 43 . Материалы для истории древне-русской иконописи (начало статьи). – «Богосл. Вестн.» 1910, 182–195. 29, 33, 35–38, 42 и 43 выходят отдельным «Сборником статей». 44 . Ряд отзывов, всегда тщательных, о кандидатских сочинениях студентов Академии. – См. Журналы Совета М. Д. Академии за 1889–1911 гг. Остались ненапечатанными: 45 . «К истории праздничного убранства города Владимира во второй половине XII века», – реферат, приготовленный к докладу на Владимирском областном археологическом съезде 1906 года, но не доложенный за преждевременным закрытием съезда. 46 . «Автор древней повести о Феодоровской иконе Богоматери», – реферат, читанный на Костромском областном археологическом съезде 1909 года. Остался недописанным: —44— 47 . «К истории древнерусского иконостаса», – реферат, предположенный к прочтению на Новгородском археологическом съезде сего 1911-го года. Последние дни своей жизни Александр Петрович был занят подготовкой к XV Археологическому съезду в Новгороде, куда он был назначен депутатом от Московской Дух. Академии. Съезд этот очень интересовал покойного, и ему хотелось во что бы то ни стало приготовить доклад. После немалых колебаний над выбором темы, Александр Петрович решил предложить обсуждению съезда свои мысли о возникновении и устройстве, древне-русского иконостаса. Усердно просматривал он довольно обширную литературу вопроса, был увлечен своей работой. Накануне смерти, в субботу, возбужденный и радостный пришел Александр Петрович из кабинета к обеденному столу, и здесь в кругу семьи своей с редким для него воодушевлением изложил только что пришедшие ему, еще нуждавшиеся в проверке и обосновании, мысли о происхождении древнерусского иконостаса: дело, по его мнению, не всегда обстояло здесь так, как это было принято большинством исследователей до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010