– Сейчас есть такое мнение, что нет прорывов в современной иконе, потому что либо все копируют, либо ведут поиски чисто интеллектуально, что называется, от головы. – Недавно ребенок дал книжку по фотографии, и там написано, что у человека мозг одновременно воспринимает мир через два параллельных визуальных процесса. Первый – узнавание: «О, это знак, что переход запрещен». «О, это Богоматерь Владимирская, я ее сто раз видел». Второй – тот процесс, который воспринимает цвета, композицию, ритмы, фактуру и так далее – тот, который именно видит, считывает реальность и то, как она на него воздействует. Передо мной стоит зеленый стул. Как зеленый стул на меня воздействует? Как воздействует на меня шкаф с белыми дверцами, в отличие от черного шкафа? Это второй процесс, который далеко не у всех включается, многие просто не подозревают о нем. Большинство иконописцев работают на этом первом уровне, потому что заказчики на нем живут. Пишут то, что четко узнается. Если это будет еще и аккуратно, позолочено, да с драгоценными камнями – вообще отлично! Мы пытаемся включать ту самую вторую составляющую, потому что мы видим: ее включали наши древние предшественники и сегодня включают некоторые современники. Но их мало, потому что этому не учат, а учат как раз узнаванию и узнаваемости. – Так все-таки что в иконе важнее – смысловое содержание или изобразительно-выразительные средства? – Древние иконописцы были очень сильными художниками и работали сразу на многих уровнях. Первое, как говорит моя тетка, художник-авангардист: человек реагирует на пятно. Если мой среднестатистический сосед по подъезду увидит икону, которая обращена лично к нему, он на нее среагирует. Смысловое содержание неотделимо от выразительности. – Иногда кажется, что ваши работы звучат некоторым сознательным противопоставлением тому, что делает отец Андрей, который достигает выразительности несколько иными способами, чем вы, ему в том числе важны детали, ваши же работы крайне лаконичны – так ли это? – Честно сказать, я не умею так делать, как отец. У меня не получается координировать такое большое количество разных характеров, разных выразительных форм и так далее.

http://pravmir.ru/sdelay-kak-byilo-v-xvi...

Лет 20 тому назад молитвами святого великомученика Пантелеймона получил исцеление от неизлечимой болезни Григорий Моисеевич Кальманович, еврей, принявший после того Святое Крещение. О его дивном исцелении сообщил священник села Гагина Владимирской губернии отец Петр Елхимов, который и крестил исцеленного. Григорий Моисеевич Кальманович, по профессии парикмахер, много лет страдал от рака пищевода. Лечение ему не помогало. Болезнь все усиливалась, и он, в конце концов, вовсе не мог принимать твердой пищи. В 1927 году он со своей женой поехал в Москву к профессору одной из московских клиник. После тщательного осмотра профессор сказал жене больного: “Вашему мужу остается жить самое большое две недели. Никаких лекарств я ему не прописываю, так как все уже бесполезно. Поезжайте домой и покоритесь судьбе.” Проезжая обратно из клиники на Ярославский вокзал по Никольской улице мимо часовни святого великомученика Пантелеймона, больной вдруг говорит жене: “Я хочу сюда зайти.” Та стала отговаривать его. “Это христианский храм, – возражала она, – противный нашей религии. Поедем прямо к вокзалу.” Но больной, не обращая никакого внимания на замечание жены, сказал ей: “Я непременно хочу побывать здесь.” Он вошел в часовню, где в это время совершался общий молебен. Больной подошел к иконе святого великомученика Пантелеймона, опустился на колени и весь молебен простоял так в слезах. Затем подошел к иконе с пламенным чувством веры, приложился к ней и, обращаясь к жене, сказал: “Ты знаешь, я совершенно здоров. У меня ничего не болит. Сейчас же возвращаемся в клинику, и я буду просить переосвидетельствовать меня.” Профессор, услышав о возвращении больного, вспылил и велел сказать ему, что он никогда не ставит вторичного диагноза. Тогда больной стал усердно просить, чтобы, по крайней мере, ассистент профессора произвел осмотр. Ассистент, найдя пациента вполне здоровым, доложил об этом профессору, который с саркастической улыбкой сказал своему помощнику: “Я вижу, что или больной сошел с ума, или вы.” Но ассистент, в свою очередь, убедительно просил профессора еще раз осмотреть больного, так как случай был из ряда вон выходящий. После осмотра на лице профессора отразилось немое удивление. Он сказал своему ассистенту: “Да, действительно, этот больной совершенно здоров.” Причину этого чуда знал один только Кальманович, он помнил, что его дивным целителем был небесный врач, святой великомученик Пантелеймон. По возвращении домой Кальманович немедленно направился в храм с непреодолимым желанием принять Крещение. Священник села Гагина, Петр Елхимов, подготовил его к Таинству и крестил. Новокрещеный, как рассказывал отец Петр, после совершения над ним Крещения весь пламенел верой и любовью к Богу и заявил открыто, что он готов, если бы потребовалось от него, за Христа положить и жизнь свою. (Троицкие листки с луга духовного. С. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

О смирении Разговор наш продолжался, мы вспомнили, что и Стефан свою «Зырянскую Троицу» как бы украсил большим древом, которое занимает центральное место на иконе. Видать, не случайно появилась эта традиция – приносить на праздник веточки деревьев. Сама природа Божия славит Господа, а на Стефановой иконе ещё и раскрывает смысл догмата о Троице: три ветви древа символизируют три Божьи Ипостаси в неслиянности и нераздельности. Отец Ефрем на это заметил: «Конечно, в мироздании есть отпечаток Божий. Через природу Господь нас многому научает, иногда даже напрямую через неё обращается к нам, через животных например. Вспомните библейскую ослицу, которая отвратила Валаама от беды». Ухватившись за сказанное, пристали мы к батюшке с расспросами, бывало ли в его жизни подобное, ведь в скиту в подсобном хозяйстве много животных. И он припомнил несколько случаев. Рассказ оказался столь поучительным, что было бы жалко скрыть его от наших читателей. Передаём его так, как услышали: «В Ветхом Завете ослица обличила Валаама человеческим голосом. Такое случается и в нашей обыкновенной жизни. Мы тоже, особенно в начале строительства скита, замечали, как через животных шло обличение. Однажды электрик из соседней деревни Лазарево подарил мне коня. Он был помесью владимирского тяжеловоза и монгольской породы, такой невысокий и суровый, грива чёрная-чёрная. К работе конь приучен был, прежде брёвна таскал из леса, но характер имел свободолюбивый: если он гуляет, то не подходи, а если везёт воз, то сам уже знает, где нужно налягнуть. Управлять им не требовалось – если ему надо, то остановится, отдохнёт и дальше тащит. Бывший хозяин кликал коня Женей, не знаю почему. Но поскольку Евгений – имя человеческое, то я переделал Женю в Джона, и конь отзывался, делал всё – и воду таскал в бочках, огород пахал. А в ту пору в Сабурово первые службы начались, у меня в алтаре ещё дверей не было, просто шторки висели. Служил я один, и ещё на клиросе один человек стоял. И вот на Херувимской на Великом входе надо было шторку-то полностью отодвинуть, а я уже взял с жертвенника дискос и Чашу с покровцами. Смотрю: шторка открыта, но не до конца. Думаю, надо поставить Чашу и открыть, но поленился: ладно, бочком-то протиснусь. И у меня на этом выходе “бочком” покровец соскользнул с дискоса, на пол упал. А у нас тогда в храме настоящих полов не было, глина под ногами. Служба продолжалась, прошёл как положено, поставил на престол Чашу, покадил, запасным покровцом накрыл, поскольку упавшим-то накрывать нельзя, его нужно заново освящать. Вроде дальше было всё нормально, служба закончилась. После обеда подошёл к коню, чтобы на поле вывести. За уздечку взял, повёл, а он уздечку выдернул из рук, схватил зубами за плечо, потрепал и как швырнул меня на пол, на землю. Я когда летел, то сразу покровец-то уроненный вспомнил.

http://pravoslavie.ru/37535.html

Предстоят Ти, Госпоже Богородице,/пред Твоим, Пречистая, образом,/архиереев сословие и вси людие,/монаси и простии,/ведуще Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму,/моления Тебе приносити от всея души подвизаются/ и поущают на молитву к Богу,/требующе Твоея помощи,/да простреши богоносныя Твоя руки/ и умолиши за мир./Вонми и услыши, Владычице,/ и подаждь утешение рабом Твоим,/дондеже не одолеют ны грехи наша тяжкия и лютыя:/Твоея бо всегда требуем вси помощи. Глас 8: Первее написавшейся Твоей иконе/евангельских таин благовестником/ и к Тебе, Царице, принесенней,/да усвоиши Ту/и сильну соделаеши спасти чествующия Тя./И порадовалася еси, яко сущи Милостива,/спасения нашего Содетельница,/яко уста и глас иконе бывше,/якоже и Бога внегда зачинающи во чреве,/песнь воспела еси:/се отныне ублажат Мя вси роди./И, на ту зрящи, глаголала еси со властию:/с сим образом благодать Моя и сила./И мы истинно веруем, яко се рекла еси, Госпоже:/сим образом с нами еси./Тем благоговейно предстояще, покланяемся Тебе, раби Твои:/посети ны Твоими Матерними щедротами. Глас 7: Гора еси великая и преславная,/паче горы Синайския, Богородице./Она бо, не терпяше снития славы Божия, во образех и сенех,/огнем возгарашеся,/и громи и молнии тамо быша./Ты Божественный огнь сущ,/Божие Слово во чреве Твоем неопально носила еси/ и от сосец Твоих млеком питала еси манием Носящаго вся./И Матернее дерзновение к Нему имущи,/помози, Владычице, верно празднующим Твой честный праздник/ и не забуди, милостивно посещающи,/прияла бо еси от Бога дар/строити и покрывати христоименитое стадо, рабы Твоя. Слава, и ныне, глас 6: Тебе вси роди человечестии/хвальныя дары приносят, Владычице,/ и молятся яко Царице и Матери Божии,/пророцы Тя премудро проповедаша,/левити благословиша,/апостоли и мученицы исповедаша,/вся сословия покланяются,/архиерее проповедают,/монаси и простии благоговеют,/богатии и убозии, сироты и вдовы,/ и всяк возраст, и всяко преспеяние,/старческое и младенческое,/под кров Твой державный с верою прибегаем:/покрый и соблюди, Госпоже, молитвами Твоими/ и спаси от бед души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исцеление святым болящего раком Лет двадцать тому назад молитвами святого великомученика Пантелеимона получил исцеление от неизлечимой болезни Григорий Моисеевич Кальманович, еврей, принявший после того Святое Крещение. О его дивном исцелении сообщил священник села Гагина Владимирской губернии отец Петр Елхимов, который и крестил исцеленного. Григорий Моисеевич Кальманович, по профессии парикмахер, много лет страдал от рака пищевода. Лечение ему не помогало. Болезнь все усиливалась, и он уже вовсе не мог принимать твердой пищи. В 1927 году 36 он со своей женой поехал в Москву к профессору одной из московских клиник. После тщательного осмотра профессор сказал жене больного: «Вашему мужу остается жить самое большое две недели. Никаких лекарств я ему не прописываю, так как все уже бесполезно. Поезжайте домой и покоритесь судьбе». Проезжая обратно из клиники на Ярославский вокзал по Никольской улице мимо часовни святого великомученика Пантелеимона, больной вдруг говорит жене: «Я хочу сюда зайти». Та стала отговаривать его. «Это христианский храм, – возражала она, – противный нашей религии. Поедем прямо к вокзалу». Но больной, не обращая никакого внимания на замечание жены, сказал ей: «Я непременно хочу побыть здесь». Он вошел в часовню, где в это время совершался общий молебен. Больной подошел к иконе святого великомученика Пантелеймона, опустился на колени и весь молебен простоял так в слезах. Затем подошел к иконе с пламенным чувством веры, приложился к ней и, обращаясь к жене, сказал: «Ты знаешь, я совершенно здоров. У меня ничего не болит. Сейчас же возвращаемся в клинику, и я буду просить переосвидетельствовать меня». Профессор, услышав о возвращении больного, вспылил и велел сказать ему, что он никогда не ставит вторичного диагноза. Тогда больной стал усердно просить, чтобы, по крайней мере, ассистент профессора произвел осмотр. Ассистент, найдя пациента вполне здоровым, доложил об этом профессору, который с саркастической улыбкой сказал своему помощнику: «Я вижу, что или больной сошел с ума, или вы». Но ассистент, в свою очередь, убедительно просил профессора еще раз осмотреть больного, так как случай был из ряда вон выходящий. После осмотра на лице профессора отразилось немое удивление. Он сказал своему ассистенту: «Да, действительно, этот больной совершенно здоров».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Плоть сущностью не может отображать абсолютно бесплотного. Она по человеческой природе связана с Матерью, но не с Отцом. Если взять в качестве примера икону Владимирскую, то большинство иконописцев изображали Богомладенца " плоть от плоти " Его Матери, то есть карнация ликов была одинаковой и тонально, и в цвете. Другой подход мы видим у неизвестного византийского мастера нач. XII-ro века, который строит концепцию личного письма, исходя именно из христоцентризма, упомянутого выше. Идею " плоть от плоти " византиец решает через зеленоватый санкирь, одинаковый на обоих ликах, но цвета на них трактуются совершенно по-разному. Богородица написана аскетически скупо. Розовая охра положена максимум в два слоя с последующей " подрумянкой " . И лишь по носу скользнул изысканный белильный " движок " . Богомладенец проработан заметно подробней – вместо розовой охры иконописец применяет охру светлую да еще с неоднократным разбелом, завершаемым тонкой игрой " оживок " на выпуклых местах детского лика; " подрумянка " на этом лике тоже продиктована идеей " плоть от плоти " . И здесь существует вероятность пойти по ложному пути. Первая стадия личного письма (санкирь) и последняя ( " подрумянка " ) в данном случае явились, мол, как бы скобками, внутри которых заключалась вся разница между человеческой плотью Богородицы, унаследованной от прародителей, но преображенной – и – плотью Сына Божия, не нуждающейся изначально в таком преображении. Христоцентризм в иконе получал, де, отсюда еще большую подчеркнутость. Христоцентризм действительно получал подчеркнутость, но далеко не за счет обозначенной " разницы " , ибо разницы между плотью Богомладенца и Его Матери как раз нет; напротив, богослужебные тексты говорят о тождественности плоти. Так, например, в молитве, читаемой перед иконой Киево-Печерской, именуемой " Успение " , есть следующие слова, относящиеся к Богородице: " неизреченное составление плоти Христовы " . Византийский мастер, изображая плоть Богомладенца светлее плоти Его Матери, вовсе не имел цели показать упомянутую " разницу " ; он проводит евангельскую мысль: " свет пришел в мир " (Ин.3, 19) – что варьировалось потом в Акафисте Пресвятой Богородице: " Звездо, являющая солнце " (икос 1), " Свет неизреченно родившая " (икос 2). Поэтому вся фигура Младенца, вместе с личным письмом и с асистом на одеждах, представляет одно цельное, светоносное пятно. Так здесь возник прием светового аккорда, работавший особенно эффективно, как было замечено выше, на христоцентризм в иконе.

http://pravoslavie.ru/154.html

10 У Джиотто в фреске ц. Madonna dell’Arena в Падуе; Venturi, ib. fig. 265. Tik- kanen Der malerische Styl Giottós, 1874, p. 11–12. См. также рисунок одного «клейма» в сборной иконе XIV века Национ. Галл. Корсини в Риме, по фот. Алинари 27442 (рис. 6). 11 См икону «Рождества» XV в. в колл. Стербини, над. Муньосом в L " art byz. à l " exposition de Grottaferrata, 1906, fig. 18. Проф. Тикканен указывает мотив «Поклонения» Б. М. у Таддео Гадди во Флор. Акад. и Никколо Семитеколо в Венец. Академии 16. На иконе Венец. Акад. 21 с поддельною надписью имени мастера Стефана Пьевана di S. Aguese 1381 г. См. Landedeo Testi, Storia della pittura veneziana, 1909, fig. p. 121 p. 165–6, 305–6. Мотив встречается в мин. франц. Часословов 1317 г. и XIV в. 12 Л. Никольского. «Исторический очерк афонской стенной живописи». Иконописный Сборник I. Изд. Выс. учр. Ком. попеч. о русск. иконописи 1907. Список фотографий на стр. 121–2, 89 п 114. Того же автора «Афонские стенописцы». Икон. Сборник II, стр. 147. В Афонских росписях должны находиться и несравненно более ранние изображения Рождества того же типа, но пока не воспроизведенные в снимках. 13 Σπλαιον хаι σω εις το δεξιν μρος Θεοτκος γονατιστ хαι βνουσα τον Χριςτον ς βρφος σπαργανωμνον и пр. Manuel d " iconographie chrétienne publ. par. A. Papadopoulo-Kerameus, 1909, p, 86. 14 Η. П. Лихачева. «Материалы», табл. 122 и 123, 216 и 217. Ср. также переод иконы «Рожд. Х-ва», изд. В. И. Успенского. «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова», 1898, табл. 76. 16 Особенно характерным является, напр., зачисление лучших икон греко-итальянской школы в разряд «примитивов» флорентийской или сиенской школы. Укажем напр., на икону Б. М. с Младенцем (типа Владимирской Б. М.) в Сиене, в галл. Сарачени, изд. в соч. Вентури, рис. 30, стр. 39. (см. ниже рис. 81). 17 Ср. подобные же греческ. иконы «Праздников», в Италии много-тябельные иконы в Галл. Нац. Рима, Музее Пизы, Гроссето (Тоскана), Триеста и пр. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В. Саулкин: Когда прощались с Даней, прикладывались к иконе Даниила Московского, небесного покровителя Дани. На одной из последних фотографий он так похож на святого князя, изображенного на этой иконе... Тамара Гавриловна: Сама удивляюсь. Он на фронт уходил, у него борода не росла совсем. И вдруг выросла. Он зрел, менялся не только внутренне, но и внешне. Когда Даня родился, ему, как и всем нашим детям, иконочку написал отшельник, который жил во владимирском скиту. И удивительно Даня похож на благоверного князя. В. Саулкин: Расскажите, пожалуйста, про случай, который произошел с Даней, когда ему было 2 годика. Тамара Гавриловна: У нас в Солнечногорской области есть храм. Мы поехали на кладбище, я в суете только заметила потом, что Данечку-то мы забыли. Мы рванули назад, ему всего-то два годика, а то и меньше. А он идет за руку с архимандритом Лавры Василием (Копалиным), старцем, человеком глубокой духовной жизни. А он ведет Даню за ручку и говорит, что Даня сам знал, куда идти в храм. А потом прибавил, что «этот ведь из наших». И когда Даня погиб, я видела его тело, он был как монах, на губах его была улыбка, балаклава сложилась как такая скуфеечка. В этом горе материнском эта мысль меня немножко отогрела. Даня был вообще очень веселый, постоянно шутил, без конца, даже когда было трудно, не давал унывать никому, подбадривал. Мне мой духовник сказал, что я должна быть сильной. Если я раскисну, то и бойцам моим будет тяжело. В. Саулкин: Говорят, что настроение матери, которая ждет сына с фронта, ему передается, поэтому унывать нельзя. Тамар Гавриловна: Это важно. Меня однажды попросили сказать слово новобранцам. Как их подбодрить? Сказала им, что женщина становится женщиной в полноте своей, когда она рождает ребенка. Судьбы разные бывают, но естество женское заточено на материнство. Мужчина в полноте становится мужчиной тогда, когда он защищает. Это его роль. Сказала, что им теперь представилась возможность проявить себя настоящими мужчинами. Только не надо думать о том, как мы тут, надо только друг о друге думать, выручать, а мы уж как-нибудь разберемся. И у ребяток этих такая надежда загорелась в глазах.

http://radonezh.ru/2023/08/28/byt-voinom...

От такого преподнесения информации - огромный пласт всех остальных внутренних проблем государства. Еще раз говорю: такого рода подача рассуждений - не случайна. Все время на уровень подсознания, как молотком, центральными СМИ вбиваются вышеуказанные несоответствия и предвзятости в национальном вопросе. После этого рассуждения автора - сюжет о Дне народного единства. И вновь - ни слова о русском народе! Слова Президента В.В.Путина при открытии памятника крестителю Руси Владимиру Великому о том, что «князь Владимир вошел в историю как собиратель и защитник русских земель», тщательно обойдены, опущены. Программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым от того же 6 ноября 2016 года на канале «Россия-1». Чувствуется совсем иной подход. Вот сюжет о Дне народного единства в подаче Дмитрия Киселева. Слова Президента России, что князь Владимир вошел в историю как собиратель и защитник русских земель. Слова Патриарха о народах исторической Руси, ныне проживающих в границах многих государств, символом которых является князь Владимир. Тут же комментарий корреспондента Евгения Рожкова о старинной Владимирской иконе Божией Матери, «той самой, перед которой молилась вся Москва , сравнительно недавно, в октябре 1993 года...». Показано, как Президент прикладывается к Иконе. Краткие интервью с представителями настоящей русской интеллигенции, например, с владыкой Тихоном (Шевкуновым). Вообще передачи Дмитрия Киселева (еще, пожалуй, Алексея Пушкова) являются скорее исключением из правил. Правда, в этом же сюжете передачи Киселева, при предоставлении слова лидерам парламентских партий, показано выступление с трибуны митинга Сергея Миронова, лидера «Справедливой России» с его здравицей: «Да здравствует российская нация! Ура!». Но, это уже вопрос к Миронову. В прежнем своем материале я писал, что «российская нация» не может существовать в России. Существовать может только великая русская нация (народ), сплачивающая великие народы России. А «российская нация» - путь к «азиопской нации». Кстати, чуть позже, в другой передаче этого вечера, Карен Шахназаров «совершенно логично» «росиянство» продолжает рассуждениями об евразийской идее, Евразии, Льве Гумилеве и т.д. - именно о том, о чем я и предупреждаю в своих материалах. Только начни эти темы - найдутся «деятели», продолжат, доведут до полного абсурда, до «азиопского народа».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Заголовок: «Слово душеполезно от древних списано на Устретение Святеи Богородици Владимирскиа, пришедши иконе от Владимеря града в боголюбивыи град Москву, явлеющи чюдеса своя, избави же град наш, зовомыи Москву, от безбожнаго и зловернаго царя Темир Аксака». В начале текста ошибка – «В лето 6010-е». Конец Повести заменен текстом Епифаниевской редакции. 5) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 264 (л. 29–36 об.). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVII в. Филигрань: Рог изобилия – Гераклитов, 68 (1628–1630 гг.). 6) РГАДА, ф. 187 (Собр. Российского государственного архива литературы и искусства), оп. 1, 61 (л. 527 об. – 542). Сборник середины XVII в. (Казанский?). Филигрань: Столбы – Дианова и Костюхина, 1205 (1641 г.). 7) Повесть о Темир-Аксаке в составе Тверского сборника: ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 447–456; в издании не учтен список ГИМ, Музейское собр., 288б (л. 178–183 об.) – 20–30-х годов XVII в. Компиляция из двух видов Повести извода В. Извод В: Второй вид Характерные чтения: вместо «неции поведаша» – «мнози поведаша»; добавлено имя Турецкого султана («Баазыта»), захваченного Тимуром. Саратовский вариант 1) Научная библиотека Саратовского государственного университета, 90 (л. 259–264). Пролог на мартовскую половину, составлен около 1485 г. Филиграни: Голова быка под стержнем с короной и 5-лепестковым цветком ­­ Лихачев, 1202 (1485 г.); Голова быка под крестом и перекрестием ­­ Лихачев, 1206 (1485 г.); Голова быка под шестом с 6-лепестковым цветком (два варианта) – близких аналогов в справочниках не нашлось. Заголовок: «Повесть полезна от древняго списаниа сложена, являющи преславнаго бывъшая чюдеса о иконе Пресвятыа Богородица, еже нарицается Владимерьская, како прииде от града Владимеря в боголюбивыи град Москву и избави нас и град нашь от безбожного и зловерного врага царя Темирь Аксака». 2) РНБ, собр. М. П. Погодина, 802 (л. 434 об. – 441). Сборник 1553 г. 3) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3682 (л. 12–22). Сборник конца 20-х годов XVII в. Представляет часть какой-то рукописи, так как на листах видна славянская нумерация листов, начиная с 556. Филигрань: Двуглавый орел, на груди которого щит с рогом изобилия и литеры I и D, – Дианова и Костюхина, 1024 (1628, 1629 гг.). Уваровский вариант

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010