7 августа 1865 года епископ Феофан передал в цензурный комитет «для руководства» указ Святейшего Синода от 29 июля 1865 года о духовной цензуре. В качестве показательного примера недопустимого для печати в «Летописи» описывается, как была пропущена духовной цензурой статья под названием «Меч духовный на поражение раскольнической апологии, соч. игумена Парфения» В этой статье встречался текст, относимый против православных со стороны раскольников без его опровержения, где в частности было написано, что в Православии «глава Церкви есть император всероссийский», что в «епископы избираются не иноки, а ученые, обетов иноческих не исполняющие, а в иереи – не мужи, известные по благочестивой жизни, а молодые мальчики», противоречащий основным церковным правилам, которые никак нельзя было оставлять без дополнительного пояснения, что это есть ложные суждения c. 361–362]. 15 августа 1865 года во Владимирских епархиальных ведомостях c. 976–977] было опубликовано распоряжение епархиального начальства об открытии приходских библиотек с целью повышения уровня образования священников на приходах необходимого для катехизических поучений и проповедей и знакомства их с современной духовной литературой c. 415]. От 12 марта 1866 года «Летопись» сообщает, что епископ Феофан подал прошение в Святейший Синод об удалении на покой в Вышенский монастырь, чтобы ему управлять этой обителью и от нее иметь себе все содержание, отмечая, что это желание его не оставляло в продолжении всей его 25-летней церковной службы c. 611]. 22 июня 1866 года Святейший Синод издал распоряжение на имя епископа Феофана, в котором сообщалось об императорском указе, разрешающем ему удалиться на покой в Вышенский монастырь с правом управлять им c. 700]. По этому поводу в своем письме к И.Г. Переверзеву епископ Феофан писал, что его очень радует, что он наконец сбросил тяжелую ношу и отправится на покой в Вышу, которую давно полюбил. При этом он ставил вопрос, обрадуется ли его приезду настоятель Вышенского монастыря игумен Аркадий (Честонов), который теперь из настоятелей снова перейдет в подчиненные, и что если игумен Аркадий захочет, чтобы ему в качестве настоятеля дали другой монастырь в Тамбовской или другой епархии, то святитель Феофан будет об этом хлопотать с. 699–700]. Так как от данной обители епископу Феофану полагалось содержание, то Синод первоначально не назначил ему пенсию, и он 6 июля 1866 года снова обратился в Синод о назначении ему пенсии, ссылаясь на то, что избранная им обитель по своей скудости средств не сможет доставить ему достаточного обеспечения c. 710, 717].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

9 нояб. того же года, после освящения в Кронштадте вновь устроенного во Владимирском крепостном соборе придела во имя св. Николая Кочанова, К. посетил прот. Иоанна Кронштадтского. Очевидно, именно тогда тяжелобольной прот. Иоанн попросил К. совершить его отпевание. После кончины прот. Иоанна 20 дек. 1908 г. прибыл в Кронштадт, служил заупокойные литургии на квартире почившего и в Андреевском соборе, где сказал проникновенное надгробное слово. 22 дек. сопровождал гроб с телом прот. Иоанна в С.-Петербург. 28 янв. 1909 г., на 40-й день памяти, совершил заупокойную литургию в Исаакиевском кафедральном соборе. 30 дек. 1909 г. К. был назначен епископом Тамбовским и Шацким. 6 мая 1913 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя как чрезвычайно деятельный и опытный епархиальный архиерей. С первых месяцев пребывания в Тамбове установил в храмах практику архипастырских бесед с народом и общенародного пения во время служб. Обычно совершал богослужения в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери муж. монастыре по полному монастырскому уставу, на архиерейские полноуставные службы всегда собиралось множество молящихся. Активно занимался епархиальными делами; учредил комиссию по сокращению излишней канцелярской деятельности, обременявшей духовную консисторию. Регулярно устраивал в архиерейском доме пастырские собрания городского духовенства, на которых обсуждались вопросы приходской жизни. Установил ежедневный прием посетителей, постоянно совершал поездки по епархии, старался лично посетить каждый подведомственный ему приход. Особое внимание К. уделял борьбе с распространением сектантского движения, учредил с этой целью в 1910 г. Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство. По благословению К. в разных местах епархии организовывались краткосрочные народно-миссионерские курсы. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» был создан специальный раздел -«Миссионерский листок», посвященный гл. обр. проблемам борьбы с сектантством. При К. в Тамбовской епархии резко увеличилось число обществ трезвости: их стало 567, значительно больше, чем в соседних епархиях. К. проявлял особую заботу о Тамбовской ДС, которую часто посещал, проводил беседы с учащимися. При К. в семинарии в 1911 г. был устроен новый домовый храм. В 1912 г. было открыто 2-е епархиальное женское училище - в Шацке. К. вел широкую благотворительную деятельность. Он оказывал значительную помощь Тамбовскому училищу для слепых детей Крестовоздвиженского братства, часто бывал там, призывал к помощи слепым детям влиятельных благотворителей. Были собраны средства на постройку для училища нового здания с домовым храмом. В 1912 г. стараниями К. был учрежден Церковно-археологический комитет Тамбовской епархии для описания церквей и монастырей края, исследования жизни местных святых и подвижников благочестия.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

• 1861 г. в газете «Современный листок» – о преобразовании духовных училищ, • 1868 г. во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» – об общежитиях при духовных училищах, • 1870 г. там же – об участии духовенства в делах училищных, • в 1881 г. в «Церковно-общественном вестнике» – о приёмных испытаниях в семинарию, • 1884 г. – в газете «Русь» – «К вопросу о пересмотре училищного устава». К сожалению, мы сейчас не имеем под руками этих статей Александра Ивановича, чтобы познакомить читателей с их содержанием. Но в данном случае это и не важно. Мы не имеем в виду делать критический разбор его статей, а хотим указать только на то, что покойный имел и свои взгляды на дело, которому он служил. Подобное же критически-самостоятельное, если можно так выразиться, отношение мы видим и в другой области покойного Александра Ивановича. В течении 40 лет, будучи смотрителем, он преподавал Закон Божий в старших классах училища, но он не ограничился одним преподаванием в смысле изъяснения урока по установленным программам и принятым учебникам, а дал своё изложение истин православной веры, составил несколько руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. Таковы его руководства: 1 . 1868 г. – «Православная вера» – подробное изложение и изъяснение основных истин православного вероучения и нравоучения, в 1891 г. книга эта переведена на японский язык; 2 . Церковный устав с изъяснением богослужения православной церкви – руководство для духовных училищ (12 изданий); 3 . 1873 г. – Книга для первоначального чтения по Закону Божию; 4 . 1874 г. – Начатки учения православной веры в беседах с картинами; 5 . 1875 г. – Курс Закона Божия (10 изданий); 6 . Краткая церковная история с учением о богослужении для городских училищ – 8 изданий; 7 . 1887 г. – Уроки по Закону Божию – для приготовительных классов духовных училищ и для домашнего подготовления. Кроме поименованных, покойным были составлены и другие книги, весьма полезные, например, для внебогослужебных собеседований, каковы толковые Евангелия воскресные и праздничные и толковые чтения из апостола. И эти книги получили широкое распространение, выдержали несколько изданий. Вероятно, Александр Иванович составил бы руководство для изучения и катехизиса в III и IV классах духовных училищ, если бы катехизис митрополита Филарета не пользовался у нас исключительными правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В 1845 г. по благословению архиеп. Антония началось строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . При свт. Антонии в 1830 г. начал работу Воронежский тюремный комитет для окормления заключенных. В 1833 г., когда мн. регионы России пострадали от неурожая, Воронежский архиерей организовал подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. Свт. Антоний вменил клирикам епархии в обязанность сообщать ему о нуждающихся, к-рым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного комитета о бедных. В 1834 г. при участии свт. Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, за полгода было построено более 100 домов в Ямской слободе города. С пребыванием на Воронежской кафедре архиеп. Серафима (Аретинского) связан расцвет просветительской деятельности воронежского духовенства: началось издание ж. «Воронежские епархиальные ведомости» (1866), проведение Серафимовских вечеров, объединявших духовных и светских богословов, было построено новое здание ДУ. Большое внимание духовному просвещению уделял также архиеп. Анастасий (Добрадин) , организовавший Церковный историко-археологический комитет (1901), при нем выходил альманах «Воронежская старина», были проведены праздники, посвященные 200-летию со времени преставления свт. Митрофана Воронежского (1903) и 50-летию прославления свт. Тихона Задонского (1911). В 1913-1920 гг. В. е. возглавлял сщмч. Тихон (Никаноров) . Количество храмов, численность духовенства В кон. XVII в. на территории епархии находилось 210 храмов, в 1705 г.- 285 храмов и 17 мон-рей, в 1764 г.- ок. 600 храмов, в 1-й пол. XVIII в. действовали от 18 до 22 мон-рей. В 1829 г. в В. е. существовало более 600 храмов, в 1864 г.- 732 храма, 7 мон-рей, в 1872 г.- 934 храма (12 соборных, 11 монастырских, 884 приходских, 11 при казенных заведениях, 4 домовых, 4 приписных, 8 кладбищенских) и 7 молитвенных домов.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В 1893 г. в 13 «Владимирских епархиальных ведомостей» помещена статья священника Василия Соловьева «Освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери при станции Болдино»: «Храм во имя Боголюбской Божией Матери, начатый постройкой в 1888 г. Известным ученым, действительным статским советником Геннадием Федоровичем Карповым, умершим 24 апреля 1890 г., с помощью Божией приведен к окончанию строительства его супругой Анной Тимофеевной, и освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским. Г.Ф. Карпов при жизни своей устроил каменное здание храма и колокольни. Оставалось внутри его оштукатурить стены, настлать полы и устроить иконостас; но смерть не дала ему окончить доброе дело, которое он производил со свойственной ему энергией. На школьной скамье Геннадий Федорович испытал много нужды, как сын бедных родителей; но получив прочное религиозное воспитание из верующей православной семьи, он остался верующим навсегда, и ; не забыл данный в ! юности обет, когда через женитьбу на дочери известного фабриканта ТС. Морозова сделался человеком богатым. Когда же открылась возможность выполнить свое давнее желание - построить храм Божий, Г.Ф. Карпов, при содействии глубоковерующей супруги своей, расположил и богатых родственников ее к участию в святом деле. Известно, что в устройстве храма немалое участие принимали мать Анны Тимофеевны Карповой Мария Федоровна Морозова, братья Савва Тимофеевич и Сергей Тимофеевич Морозовы и их сестры. После смерти мужа заботами Анны Тимофеевны, с помощью ее еще несовершеннолетних сыновей, устроен московским мастером Спиридоновым иконостас резной, дубовый, искусной работы; иконы написаны в древам греческом стиле, на золоте, мастером Постниковым; приобретено Несколько богатых облачений, серебряных и вызолоченных сосудов с Палевыми украшениями работы Овчинникова, а также и все прочее, Что необходимо иметь, даже с избытком, для совершения богослужения. Освящение храма предположено было совершить 6 июня, по окончании экзаменов у учащихся детей А.Т. Карповой, и освятить его, призрен был Высокопреосвященнейший Сергий.

http://sobory.ru/article/?object=41955

В 1899 году отец Никон исполнил благословение святителя Феофана (Говорова), Вышенского Затворника: выпустил в свет «Толкование на Евангелие от Матфея. Духовно-нравственное чтение для народа». В 1900 году за издание «Троицких листков» он был удостоен Макариевской премии. В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. Занимал несколько административных постов в лавре, издавал литературу. В 1893 году – казначей Лавры. В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой лавре. Кроме «Троицких листков», трудился над изданием «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова». Смиренный инок искренне старался избежать святительского служения, но «от Господа стопы человеческие исправляются» ( Пс. 36, 23 ) ... 14 марта 1904 года отец Никон был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 8 ноября того же года он – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. В 1904–06 годах – настоятель Московского Свято-Даниилова монастыря. Поддерживал знакомство с московскими монархистами В.А. Грингмутом, Б. В. Никольским  и другими; принимал участие в деятельности монархических организаций. В 1905 году, когда разыгралась жестокая революционная смута, настоятель обители святого князя Даниила Московского епископ Никон не мог промолчать об этом ужасном разорении России. 16 октября в «Московских ведомостях» он опубликовал подготовленную им статью (слово священномученика Владимира (Богоявленского) , в то время митрополита Московского и Коломенского) против кромешников: «Что нам делать в эти тревожные дни?» Вот цитата из нее: «Главное гнездо врагов России за границей. Они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами... С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба». В статье он призвал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В 1903 г. в монастыре проживали игуменья, казначей, 1 монахиня, 136 послушниц, из них 27 рясофорных. Церковь одна – домовая, деревянная, строилась каменная церковь. Доход монастыря в год был в сумме 4926,72 руб., в т. ч. от доходных статей 3950 руб. и от процента с капитала 976,72 руб. Земли у монастыря было усадебной 22 дес. и арендуемой – 102 дес. В школе грамоты учительницей служила Н. Саввина с жалованьем в 180 руб. в год из средств монастыря, законоучителем был священник монастыря без жалованья... В 1908 г. у монастыря в г. Барнауле было подворье, в монастырской школе обучалось 30 девочек, была больница на 10 кроватей. Кроме игуменьи было 2 монахини и 205 послушниц. Из именной ведомости о сестрах барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря за 1909 г. следовало, что возглавляла монастырь настоятельница игуменья Парфения, 69 лет, читать и писать умела, из крестьян, казначей – Матрона, 37 лет, читать и писать умела, из крестьян, 9 монахинь – из крестьян и мещан, послушниц – 141 чел., в основном от 30 до 40 лет. Девочек в церковно-приходской школе – 25 чел., престарелых – 5 чел. В 1910–1911 г.г. Богородице-Казанский женский монастырь стал одной из крупнейших обителей Сибири. При монастыре была каменная трехпрестольная церковь во имя Казанской Божией Матери (1904), домовая церковь во имя Св. Иннокентия Епископа Иркутского (1894) и молитвенный дом в честь Владимирской Божией Матери, построенный на монастырской земле освящен в 1907 г. В обители находились настоятельница, благочинная, казначей, 9 мантийных монахинь, 59 рясофорных монахинь и 81 послушница. По штату полагалось 2 священника и диакон. Настоятельницей была Парфения, 70 лет, казначеем – монахиня М. Фролова, 38 лет. При монастыре существовала церковно-приходская школа, иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские, свечной завод. В 1914 г. в монастыре проживали настоятельница, благочинная, казначей, 13 мантийных монахинь, 55 рясофорных монахинь и 96 послушниц. По штату полагалось два священника и диакон, священнику платили 1200 руб. в год и 300 руб. диакону. В церковно-приходской школе преподавала одна из послушниц монастыря. Капитал монастыря составлял 36970 руб. Настоятельницей монастыря была игуменья Парфения, 73 года, заштатный протоирей М. Любимцев, 73 года, заведующий барнаульским епархиальным свечным складом священник П. Головачев, 36 лет. В 1919 г. в части зданий монастыря размещался 9 детский дом и сапожная мастерская.

http://sobory.ru/article/?object=20722

В 1994 году монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, 24 июня того же года его передали гороховецкому мужскому Троице-Никольскому монастырю в качестве скита. Были начаты восстановительные работы. В 1999 году скит Троице-Никольского монастыря был преобразован в Знаменский женский монастырь. Сегодня обитель продолжает возрождаться, в монастыре живет больше 20 монахинь. Знаменский храм полностью восстановлен, восстановлена и монастырская колокольня, келейный корпус. Построен игуменский корпус, хозяйственные постройки. Вопрос о времени возникновения Знаменского монастыря, что на Красной Гриве, до недавнего времени являлся открытым. В дореволюционной литературе датой основания считался 1669 год. В качестве обоснования привлекалась грамота Патриарха Иоасафа, датируемая 23 октября 1669 года, в которой гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось на новом месте " в Гороховском уезде за рекою, за Клязмою, на Гриве, воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы " . Однако в краеведческих работах конца ХХ столетия дата основания была перенесена на 1597/1598 год. Действительно, в писцовой книге Гороховца 1687 года, сказано: " В Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106 (1597/1598) году " . При этом более ранние писцовые книги Гороховца, равно как и другие источники до 70-х годов XVII столетия, о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Данное противоречие объяснили несколько лет назад во время подготовки статьи, посвящённой Гороховецкой обители, в " Православной энциклопедии " . Оказалось, что краеведы пользовались не оригиналом писцовой книги, а её публикациями второй половины XIX века во " Владимирских епархиальных ведомостях " . При публикации документа произошла опечатка, в результате чего и появился ошибочный 7106 год от сотворения мира. В настоящее время считается, что Гороховецкий Знаменский Красногривский монастырь возник в последней трети XVII века, не позднее 1677 года. Традиционно " золотой век " Знаменской обители связывается с именем купца С.

http://sobory.ru/article/?object=01071

В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, содержатся следующие сведения о церкви: «Село Погребищи при речке Черной находится въ 11 вер. къ югу отъ и известно въ народе подъ разными «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара». села «Погребищи». Съ такимъ оно известно съ начала XVII Въ то время была уже здесь церковь во имя Николая Чудотворца; съ этой церкви въ 136 (1628) г. въ казенный приказъ платилось дани 14 алтынъ съ деньгою, наместничьихъ, и заезда 4 деньги, а въ 164 (1656) г. дани 19 алтынъ, заезда гривна. Судьбы этой церкви совершенно не известны. Только подъ 1721 г. въ делахъ приказа сохранилась заметка о томъ, что изъ села Погребищъ теплую церковь во имя Пресв. Богородицы велено перенести въ г. на место погорелой Николаевской церкви. Изъ этой заметки видно, что въ селе Погребищахъ въ то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Въ настоящее время, въ Погребищахъ существуетъ каменная церковь; время ея съ не известно; въ местныхъ клировыхъ ведомостяхъ отнесено къ 1758 г. Церковь эта пятиглавая, кресты на главахъ четвероконечные съ цепями, вверху ихъ короны, а внизу полумесяцъ. Колокольня соединена съ церковью; время ея также не известно. Престоловъ въ церкви три: въ холодной во имя Пресвят. Троицы, въ приделахъ теплыхъ во имя святителя Николая и Пресвят. Богородицы. Надъ престоломъ въ Троицкомъ храме на четырехъ колоннахъ съ клеймами вверху и по бокамъ устроена сень. На этомъ престоле антиминсъ съ следующею надписью: самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины, Алексеевны всея и св. Синода священнодействованъ преосвящ. Павломъ, епископомъ и Муромскимъ в 1767 г.». Источник:  Владимирские епархиальные ведомости. 1886, Изъ св. иконъ пользуется особеннымъ въ приходе икона Николая Чудотворца, письма древняго, и икона Боголюбивой Матери, написанная въ 1848 г. по случаю отъ холеры. Церковные документы хранятся въ целости: метрическихъ книгъ съ 1801 г., исповедныя росписи съ 1829 г. Земли при церкви: пахатной и сенокосной удобной и неудобной 34 дес., 1229 саж.

http://sobory.ru/article/?object=03387

В течении нескольких столетий храм перестраивался не один раз. Епархиальный владимирский архитектор Николай Андреевич Артлебен (1827-1882) на основании существующего храма воссоздал внешний вид первоначального деревянного храма, и последующего после изменений, произведенных в 17 веке. Из окладных книг Рязанского епископата за 1676 год при церкви св. апостола Тимофея в Мошенской волости был уже приход. В 1684 году вместо упомянутой церкви на погосте, с благословения митрополита Рязанского Павла, построена была новая деревянная церковь в честь того же апостола. Эта церковь в 1772 и 1797 году была ремонтирована и без изменений сохранялась до 1859 г. В 1859 году к церкви на месте галереи, огибавшей церковь, пристроены были два теплых придела. В 1891 году и холодная, и теплая церкви были снова капитально ремонтированы. Таким образом, построенная в 17 столетии церковь утратила свой первоначальный вид, но всегда оставалась деревянной. Изменилось и внутреннее убранство. В церкви было три престола: главный - во имя св. ап. Тимофея, а в приделах - во имя св. евангелиста Иоанна Богослова и св. Николая Чудотворца. Приход состоял из деревень: Кондряева (1 км), и д. Никольской (3 км). По клировым ведомостям в них проживало жителей 518 мужского и 556 женского пола. Притч Тимофеевского погоста обслуживал Сарниковский приход. В середине 19 века на погосте было 3 двора, а в д. Кондряево - 96 дворов. С 1874 года в д. Кондряево была земская народная школа, в которой обучалось 67 человек. После войны деревянный храм во имя ап. Тимофея сгорел. Часть спасенных икон была передана в Троицкий храм Заястребского прихода и в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Ликино. На погосте оставался еще дом священника, в котором жила благочестивая Аннушка. После ее кончины сгорел и этот последний дом. В 1993 году на Тимофеевском погосте был поставлен памятный поклонный крест. Здесь и на святом источнике, расположенном недалеко от погоста, по просьбе жителей д. Кондряева совершаются молебны священником Свято-Успенского храма села Мошок.

http://sobory.ru/article/?object=02757

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010