Московського будинку 17 червня 2017 р. 18:55 До октябрьского переворота 1917 года Московский епархиальный дом был центром народного просвещения, культуры, духовного образования, борьбы с сектантством, миссионерской деятельности и социального служения Русской Православной Церкви начала ХХ века. Дом был построен по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901-1902 годах по проекту известного зодчего П.А. Виноградова (1858-1910). Здание включало учебные и административные помещения и Князь-Владимирский домовый храм. Роспись и убранство храма были поручены выдающемуся иконописцу и реставратору Василию Гурьянову (1867-1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи. Строительство дома началось в 1901 году, домовый Князь-Владимирский храм был освящен 30 декабря 1902 года. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. В храме совершалось ежедневное богослужение. Воскресные и праздничные Литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством С.А. Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания. В здании располагалась обширная епархиальная библиотека, при ней находилась читальня для всех желающих. В Епархиальном доме размещались также редакции духовных журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы». Здесь трудились многочисленные братства и общества, в том числе Братство святителя Петра, Кирилло-Мефодиевское братство, Миссионерское общество, известное всей России своей апостольской деятельностью среди инородцев Сибири, Японии, Китая, Америки. В доме также располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, попечительство о бедных духовного звания, занимавшееся богадельнями и приютами. Работал духовно-цензурный комитет, церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины, комитет по собиранию предметов церковной утвари для рассылки в бедные храмы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4946283...

Антология семинарской жизни Николай Ксенофонтович Смирнов – учитель церковной проповеди в Пензенской духовной семинарии Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.), дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается « Антология семинарской жизни », в которой будет представлена – в намеренно мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI веков.    Здание Пензенской Духовной Семинарии Николай Ксенофонтович Смирнов родился в 1847 году в селе Красное Муромского уезда Владимирской губернии в семье священника – настоятеля Троицкого храма Ксенофонта Прохоровича Смирнова. О жизни Николая Ксенофонтовича можно узнать из разных источников. Он закончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был преподавателем литургики и гомилетики в Пензенской духовной семинарии, занимал пост редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», дослужился до статского советника, был кавалером орденов святого Станислава 2-й и 3-й степени и святой Анны 3-й степени. Один из его учеников – священник И. Добронравов – составил воспоминания об этом замечательном человеке . В памяти семинаристов Николай Ксенофонтович остался ревностным проповедником слова Божия, желающим и своих воспитанников зажечь пламенем проповеди. Именно поэтому он постоянно учил питомцев: «Изъяснение догматических истин – лучший способ укрепить в сердцах простых слушателей теплоту сердечной веры в Бога-Искупителя и Его святых – наших молитвенников перед Ним».

http://pravoslavie.ru/34268.html

В рамках Рождественских чтений в Издательском Совете прошла конференция по исследованию наследия святителя Феофана Затворника 27 января 2020 г. 15:54 В рамках ΧΧVIΙI Международных Рождественских чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошла Всероссийская научно-практическая конференция по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В работе форума приняли участие митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , а также священнослужители, церковные и светские ученые, аспиранты и студенты церковных и светских учебных заведений. Перед началом конференции в домовой церкви в честь преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану. Пленарное заседание открылось приветственным словом митрополита Калужского и Боровского Климента. Он сообщил о ходе работы над подготовкой к изданию наследия святителя Феофана. Делясь результатами научного исследования, владыка Климент рассказал собравшимся о переписке святителя Феофана с монашествующими, основной темой которой была Иисусова молитва. Митрополит Тамбовский Феодосий посвятил свое выступление трудам святителя Феофана, опубликованным в «Тамбовских епархиальных ведомостях», подчеркнув, что ряд своих сочинений святитель впервые напечатал в этом журнале. Доклад епископа Переславского Феоктиста был посвящен лингвистическим особенностям перевода «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, игумен Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира архимандрит Зосима (Шевчук) выступил с докладом «Автобиографические заметки из эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника, касающиеся времени его переводческой и экзегетической деятельности в затворе». Тема выступления заведующего кафедрой библейских богословских дисциплин Рязанской духовной семинарии, настоятеля Пронского Спасо-Преображенского мужского монастыря кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) — «Святитель Феофан о войне и воинском служении» — была отмечена как особо актуальная в контексте общей тематики Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

http://patriarchia.ru/db/text/5582474.ht...

епископ Анастасий (Александров) (28.04.1861–23.06.1918) История Русской Православной Церкви Слова и речи Церковная археология епископ Анастасий (Александров) Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Учёный-славист. Биография Родился в семье священника Иоанна Александровича Александрова, являвшегося с мая 1860 по сентябрь 1862 года настоятелем Владимирской церкви села Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии (родового имения потомственных дворян Казиных). 28 мая (9 июня) 1861 года (то есть менее чем через полтора месяца после рождения А. И. Александрова) в селе Байтеряково произошёл большой пожар, заставший священника И. А. Александрова во время совершения Божественной Литургии в сельском храме. В одной из клировых ведомостей сообщалось, в частности, что «во время бывшего в селе Байтерякове пожара, от которого в виду его сгорел собственный его дом и всё имущество, он, Александров, с примерным и редким самоотвержением продолжал совершать начатую им Литургию с одним причётником, которого убедил до окончания службы Божией остаться в Церкви, бывшей среди пламени». За это 30 ноября/12 декабря/1861 г. И. А. Александрову была объявлена «признательность Епархиального Начальства со внесением в послужный список». В 1879 году окончил Первую казанскую гимназию. В 1883 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета со степенью кандидата историко-филологических наук за работу: «Детская речь». Ученик известных филологов И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В 1884 года командирован в Дерптский университет на полтора года для научных занятий санскритом и немецким языком. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского языка. В 1886 года защитил диссертацию «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie» («Язык национального поэта Литвы Донелайтиса. К семасиологии») на соискание учёной степени магистра сравнительного языковедения. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLVII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLVII Том XLVII МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МОРДОВИЯ [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич (1830 - 1905), публицист, представитель рус. и укр. лит-ры, историк народных движений, в т. ч. религиозных, автор исторических романов МОРОЗИНИ Томмазо (Фома) (между 1170 и 1175 - июнь/июль 1211), лат. патриарх К-польский (с кон. 1204) МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (1632 - 1675), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества МОРОЗОВЫ предприниматели (гл. обр. в сфере текстильной промышленности), благотворители , меценаты, коллекционеры; старообрядцы МОСАРАБЫ собирательное название для христиан, к-рые проживали на территориях Пиренейского п-ова, находившихся под властью мусульман (711-1492) МОСИНОПОЛЬ [Максимианополь близ совр. г. Комотини, Греция], позднеантичный и средневек. город в Зап. Фракии (подобласть Родопи) 50-153 153-187 МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована 1 сент. 1742 г. как Московская и Владимирская, отделена от Синодальной области 187-307 307-349 МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ издание Об-ва любителей духовного просвещения, выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода 350-352 352-358 422-429 429-435 МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ см. Московский в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи ставропигиальный женский монастырь 358-366 366-381 381-387 387-394 394-400 400-406 406-416 416-422 435-443 443-448 448-478 478-486

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

Вениамин, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский (Лихоманов Николай Иванович) Дата рождения: 2 октября 1952 г. Дата хиротонии: 22 августа 2010 г. Дата пострига: 13 марта 2003 г. День ангела: 5 октября Страна: Россия Биография: Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл. В 1969-75 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак. В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге. 13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе. 8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева. С 9 октября 1979 г. настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа. В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. Московскую духовную академию по сектору заочного обучения. С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования. В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости». В 1996-97 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198661...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Голышев Голышев Иван Александрович (26.06.1838, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 9.12.1896, усадьба Голышевка, близ Мстёры), краевед, этнограф, исследователь памятников культуры и быта Владимирской губ., коллекционер, основатель и владелец литографической мастерской. Род. в семье крепостных, с XVII в. занимавшихся иконописанием. По окончании приходской школы поступил учеником в литографическую мастерскую в Москве, работал в металлографическом заведении, посещал рисовальные классы. В 1858 г. открыл в Мстёре собственную литографию, специализировавшуюся на печатании народных лубочных картинок, гадательных таблиц и проч. При поддержке секретаря Владимирского губ. статистического комитета и редактора «Владимирских ГВ» К. П. Тихомирова Г. занялся краеведческими исследованиями и изучением древних памятников искусства и быта. Публиковал работы по статистике, этнографии, истории и археологии во «Владимирских ГВ», в епархиальных и столичных ведомостях, в изданиях Владимирского губ. статистического комитета (всего более 500 статей и заметок). «Древний воздух, вышитый золотом, серебром и разных цветов шелком». Литография (Древности Богоявленской ц. XVII в. в слободе Мстёре. Владимир, 1870) «Древний воздух, вышитый золотом, серебром и разных цветов шелком». Литография (Древности Богоявленской ц. XVII в. в слободе Мстёре. Владимир, 1870) Мн. научные работы Г., богато иллюстрированные выполненными им изображениями памятников, были напечатаны в его литографии. В наст. время значительная часть предметов и памятников, зарисованных Г., утрачена. В подробном описании родной слободы (Богоявленская слобода Мстёра, Владимирской губ., Вязниковского у. Владимир, 1865) Г. уделил внимание иконописи, составлявшей одно из специфических занятий Мстёры; в качестве приложения были изданы документы и надписи, обнаруженные в ходе исследования. Научный интерес представляют атлас (Памятники деревянных церковных сооружений: Старинные деревянные храмы во Владимирской губ. Голышевка, 1879) и альбомы (Альбом рус. древностей Владимирской губ. Голышевка, 1881; Памятники рус. старины Владимирской губ. Голышевка, 1883; Сборник рус. старины Владимирской губ. Голышевка, 1890), где Г. поместил изображения обнаруженных им церковных построек со сведениями об истории и архитектурных особенностях памятников деревянного зодчества. Высоким художественным уровнем отличаются издания миниатюр Синодиков (Альбом рисунков рукописных синодиков 1651, 1679 и 1686 гг. Голышевка, 1885; Рукописный синодик 1746 г. Голышевка, 1888; Альбом рукописного синодика 1746 г. Голышевка, 1891). В мастерской Г. раскрашивались нек-рые издания имп. Об-ва любителей древних памятников.

http://pravenc.ru/text/165325.html

Вязники. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Космы и Дамиана Асийских Год постройки:Между 1670 и 1674. Год утраты:1936 (Разрушен) Ссылки:   Адрес: Владимирская обл., г. Вязники, [Соборная пл.] Координаты: 56.246698, 42.159101 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Базарная площадь Вязниковской слободы, общий вид храмового комплекса. Слева - направо: Николаевская церковь (утрачена), Казанский собор (утрачен), колокольня (утрачена). Фото второй половины XVIII в. Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Владимирские Епархиальные ведомости/1894, Казанский собор в гор. Вязниках/по поводу освящения его/ Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне/Каз. соб. - приписка/. Время построения Казанского собора определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: " В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году/1674/в августе месяце. На построение пошло Великого Государя/Алексея Михайловича/дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания деисусов и праздников/иконостаса/отдано приходских 100 руб. " ./1/

http://sobory.ru/article/?object=48635

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том IX ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы 99-101 ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВЛАДЫШЕВСКАЯ Татьяна Феодосьевна (род. 3.06.1944, Москва), музыковед, исследователь древнерус. певч. искусства и старообрядческой певч. культуры 101-102 102-107 ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка 107-108 108-109 109-116 116-117 117-119 119-121 ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) 121-122 122-124 ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы 124-128 «ВЛЕСОВА КНИГА» подделка под древнерус. произведение, выполненная в сер. XX в. (?), по-видимому, Ю. П. Миролюбовым 128-129 129-130 ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВНУКОВСКИЙ Аполлинарий (1848 - 1909), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли 131-132 ВОАНЕРГЕС прозвище, данное Иисусом Христом при установлении чина 12 апостолов своим ученикам Иакову Зеведееву и его брату Иоанну

http://pravenc.ru/vol/ix.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010