Их усмотревши, Аякс возгласил к Менелаю герою: “Друг Менелай, питомец Зевеса! едва мы, как мыслю, Сами успеем с тобой возвратиться живые из битвы! 240 Я беспокоюсь не столько о теле Менетия сына: Скоро несчастный насытит и псов и пернатых троянских, — Сколько страшусь о главе и своей и твоей, чтобы горе Их не постигнуло; тучею брани здесь все покрывает Гектор; и нам, очевидно, грозит неизбежная гибель! 245 Кличь, о любезный, данайских героев; быть может, услышат”. Так говорил, и послушал его Менелай светловласый, — Голосом громким вскричал, призывая на помощь данаев: “Други, вожди и правители мудрые храбрых данаев, Вы, которые в пиршествах с нами, сынами Атрея, 250 Вместе народное пьете и каждый народом подвластным Правите: власть бо и славу приемлете свыше от Зевса! Каждого ныне из вас распознать предводителя воинств Мне невозможно: сражения пламень кругом нас пылает! Сами спешите сюда и, наполняся гордого гнева, 255 Быть Патроклу не дайте игралищем псов илионских!” Так восклицал он, – и ясно услышал Аякс Оилеев; Первый предстал к Менелаю, побоищем быстро пробегший; Следом за ним Девкалид и сопутник царя Девкалида, Муж Мерион, Эниалию равный, губителю смертных. 260 Прочих мужей имена кто мог бы на память поведать, После пришедших и быстро восставивших битву данаев? Прежде трояне напали громадой; предшествовал Гектор. Словно, как в устьях реки, от великого Зевса ниспадшей, Вал, при истоке, огромный ревет и высокие окрест 265 Воют брега от валов, изрыгаемых морем на сушу, — Столько был шумен подъятый троянами клик; но данаи Вкруг Менетида стояли, единым кипящие духом, Крепко сомкнувшись щитами их медными. Свыше над ними, Окрест их шлемов сияющих, страшный разлил громодержец 270 Мрак; никогда Менетид ненавистен владыке бессмертных Не был, доколе дышал и служил Эакиду герою; Не было богу угодно, чтоб снедию псов илионских Стал Менетид, – и воздвиг он друзей на защиту героя. Первые сбили трояне ахейских сынов быстрооких. 275 Тело оставя, побегли они; но ни воя меж ними Трои сыны не сразили, надменные, как ни пылали;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/17...

Можно быть некоторым образом «сверхъестественным» благодаря интеллекту, поднимающемуся над неподобным естеством, которое он познает в естественном свете; можно даже познать в этом свете Бога – «ablatione, eminentia et causa» [«путем отвлечения, превосхождения и причинности»] – как абсолютно иного, как превосходящего все познаваемые совершенства и как начало всего, что есть. Но такое познание per speculum et in aenigmate 677 еще не выводит умные творения из области неподобия, еще не возносит их к «родине». Без благодати ум еще не становится путем возвращения к тому, чтобы «быть-одним-с-Богом». 2. Благодать, слава и божественное неподобие «Gratia est ebullitio quaedamparturitionis filii, radicem Habens in ipso patris pectore intimo» [«Благодать есть некое излияние рождения Сына, берущее начало в самой внутренней глубине Отца»] 681 . Хотя Майстер Экхарт говорит здесь об «излиянии», что, казалось бы, подразумевает экстериоризацию, «выход вовне», он никоим образом не имеет в виду вторую благодать сотворения мира. Напротив, он хочет соотнести это истечение благодати в собственном смысле с внутритроичными отношениями, а именно – с вечным рождением Сына. Если благодать некоторым образом и овнешнилась, будучи сообщаема тварным существам по образу Божиему, она остается имманентной Интеллекту Отца, равно как и СынОбраз остается в Своем личном исхождении сущностно тождественным Отцу. В самом деле, по отношению к тому, кто принимает благодать, она есть «сообразование, уподобление Богу или, скорее, преображение души в Бога» 682 . Даруемая ею жизнь есть отречение от себя, несение своего креста, следование за Богом: «vivere Deo, non sibi» [«жить для Бога, не для себя»] 683 . Это негативнее условие, требуемое для единения с Богом, – а именно, способность отрешиться от всякого определенного бытия, возможность «выйти из себя» и из всецелого космоса – присуща всем творениям, наделенным интеллектом 684 . Но только божественная благодать, только Бог, действующий в сущности души и превосходящий ее способности, может наделить эту умную отрешенность тварного сущего позитивным смыслом обращенности к Единому Бытию. Принимая человека, экстериоризованного творением, «вторая благодать» делает его причастником тринитарной жизни в ее тайном истоке, по ту сторону тварного, где рожденная Монада непрестанно отождествляется с вечно рождающей ее Монадой. Если «первая благодать» есть исхождение из Бога, exitus [выход] творений, с необходимостью подразумевающий неподобие, «несогласие» и «нечистоту» 685 , то «вторая благодать», gratia gratum faciens, есть «вхождение» или «возвращение в Бога» («refluxus», «regressus in ipsum Deum») 686 . Обоженный человек в постижении приводит вместе с собой все «неподобные» сущие к тождеству и к изначальной чистоте в божественном Уме. «Чистейшие плоды» благодати предвосхищают тот окончательный переход, где «gratia Dei sum id quod sum» [«Благодатию Божиею есмь, еже есмь», 1Кор. 15:10 ] совпадет с «Ego sum qui sum» [«Я есмь Сущий», Исх. 3:14 ] 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Бодрийяр в «Соблазне» утверждает: женское — это соблазн, игра и вызов. Женщина — это ничто, бросающее вызов мужской власти, четкости мужской сексуальности. Вот то страшное женское, что разрушает мужское — иллюзию мужского господства. Отсюда и мужская агрессия — прекратить женскую игру, проблематизирующую мужскую власть. Женщина — не-вся привержена фаллическому, и горе тому мужчине, кто увидит то, что не привержено в не-всей фаллическому (оргазму, сексуальному наслаждению и пр.). Серьезность мужчины — и насмешка женщины: насмешка, которая может уничтожить все мужское достоинство в иных деликатных обстоятельствах. Эта-то насмешка (пусть и чисто фантазматическая) управляет текстами Достоевского, Розанова, Кьеркегора. Достоевский, Суслова, Розанов Кьеркегор в «Или-Или» пишет: «Свободное ухаживание мужчины — это вопрос, а ее выбор — это, по существу, лишь ответ на вопрос. В некотором смысле мужчина есть нечто большее, чем женщина, в другом же смысле он есть нечто бесконечно меньшее. Это бытие для другого есть чистая девственность. Если же она делает попытку стать самостоятельной в своем отношении к другому бытию, которое по сути есть бытие-для-себя, это противоречие проявляется в абсолютной неприступности, — однако даже такое противоречие тотчас же демонстрирует, что собственным бытием женщины является бытие для другого. Диаметральной противоположностью абсолютной самоотдаче выступает абсолютная неприступность, которая, в отличие от самоотдачи, является невидимой как абстракция; об эту абстракцию разбивается все прочее, но сама она при этом не воплощается в жизнь. Женственность приобретает тогда характер абстрактной жестокости. Женщина, уже по самому глубинному смыслу этого слова, является побежденной, тогда как мужчина по самому смыслу этого слова является победителем, — и все же победитель сам склоняется перед побежденной». Куртуазная любовь — любовь персонализированная, то есть христианизированная — есть диктатура возлюбленной над возлюбленным, диктатура женщины, диктатура любви (о жестокости куртуазной любви писал Жижек в «Устройстве разрыва» и много писал Лакан). Истина полового бессилия, истина кастрации — это истина о том, что в истоке человеческого — нехватка. Наши мыслители разоблачили серьезность и самонадеянность фаллократии. Объективный комизм

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Почему же так происходит? Потому, — говорит нам христианский взгляд на мир, — что изначально человеческая природа была сотворена Богом доброй, изначально не было у нас наклонности ко греху — поэтому мы и переживаем. А почему тогда грешим? Потому что эта природа повреждена; и повреждена она уже в самом истоке всего человечества — в Адаме и Еве. И дело вовсе не в юридической ответственности за чужие проступки: христианство смотрит на грех гораздо глубже — не столько как на вину, сколько на беду, тяжелую, смертельную болезнь, которую впустил в себя самого человек грехопадением.  Можно провести аналогию: представьте, что родители заражаются какой-то смертельной болезнью, и у них рождаются больные дети. Дети, конечно, не виноваты, — но здоровее от этого они не станут, лечить-то их все равно надо. То же самое и с грехом. У больных духовно прародителей рождаются такие же дети, потерявшие связь с Богом. Поскольку родителей было всего двое, и других не было, то все человечество в Адаме и Еве получило это фундаментальное искривление природы, которое имело два главных последствия: человек стал физически смерт­ным и зависимым от греха. Как Христос победил смерть? Библейский рассказ о грехопадении — это не просто рассказ о том, как Адам и Ева что-то вкусненькое тайком съели. Это рассказ о вселенской катастрофе, о главном — с момента творения — изменении в жизни человечества и всей Вселенной. О том, что люди отвернулись от Бога и поверили диаволу. О том, как Адам и Ева приводят человечество — которое в тот момент в них и заключается — к беде, пропитавшей все последующие поколения. Но когда приходит Христос — Он становится Новым Адамом, источником обновленного, очищенного от греха и смерти человечества. Первый Адам впустил в себя заразу греха и передал эту болезнь всем своим потомкам — Христос эту заразу излечивает и возвращает человеческую природу к первозданному, до греха, состоянию. Более того: Своим Воскресением Иисус Христос завершает то дело, которое было целиком провалено первым Адамом: отныне человеческая природа становится бессмертной, чуждой боли и страдания, не обремененной материальными и временными ограничениями. На Пасхальной литургии читается Слово святителя Иоанна Златоуста, в нем есть такие строки: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе». Почему мы с таким презрением говорим о «победе ада»? Потому что Христос эту ситуацию исправил в самом корне! Пасха и есть главная победа над смертью!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Под «всей землей Ханаанской к югу» может разуметься здесь самая южная часть Ханаана (так называемый Негев), о завоевании которой говорится в Нав.10:40 и Нав.11:16 ( «взял... всю землю полуденную»). В этой южной части могла, конечно, оказаться какая-либо местность не завоеванная, но о ней не могло быть употреблено выражения «к югу... вся земля Ханаанская» ( Нав.13:4 ). Непонятность этого выражения в географическом отношении и побуждает со своей стороны признать, вопреки принятому разделению данного места на стихи, правильность древних переводов и, согласно с ними, выражение к югу относить к Нав.13:3 , причем Аавеи изображаются библейским писателем живущими к югу от Филистимского побережья, в пустыне, простирающейся от него далее «до Сихора... пред Египтом». Нав.13:4 .  к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских, С юга Ханаанской земли библейский повествователь обращается к северу, где указывает на незавоеванную при Иисусе Навине всю «землю Ханаанскую» (по евр. «гак-кенаани») или хананейскую, под которой разумеется приморская полоса земли в северной части Ханаана, занятая хананеями или финикиянами, которые и в других местах ( Нав.5:1,11:3 , ср. Чис.13:30 и др.) изображаются живущими при море «От Меары Сидонской до Афека»: буквально с еврейск. «и Меара Сидонян». Еврейское слово «меара» значит «пещера», «впадина»; в этом нарицательном значении употреблено оно в Нав.10:18 ( «к отверстию пещеры»). В данном месте она согласно с переводом блаженного Иеронима (et Maara Sydoniorum), принимается за собственное имя местности. Под Меарой Сидонской разумеется округ в Ливанских горах, который известен находящимися в нем многочисленными пещерами. Он находится к востоку от Сидона и носит в настоящее время название Мугар (пещера) Джеццин. «Афек» – город в Ливанских горах, носивший у греков название Афока, к северо-востоку от Бейрута, при истоке р. Адониса. Он отнесен был к уделу Асирова колена ( Нав.19:30 ), но прежние жители не были изгнаны ( Суд.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все это и есть театр человеческих страстей и действующие лица в нем – люди, не желающие познать насущных духовных истин о Боге и о себе. Мы же, христиане, стоим на берегу клокочущей человеческой реки, и испытываем к этим несчастным чувства жалости и сострадания, и слезно молимся о них Божественному Страстотерпцу и Первому Крестоносцу в Боге и Отце – Господу нашему Иисусу Христу. Для тех людей, кому странно и непонятно, почему мы, православные христиане, поклоняемся Честному Кресту Господню, отвечаем: для нас крест – это путь к святости, к мудрости, к духовной радости, к Жизни Вечной. Аминь. Встреча и любовь И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее, и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей. ( Быт.24:67 ). В истоке, в начале любого брака – лежит встреча . Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. Встреча – это абсолютно не случайное, но промыслительное событие в жизни двух людей. Встреча – это не первое знакомство, хотя эти два события – встреча и знакомство, могут совпадать – любовь с первого взгляда. Встреча – это некое уязвление, зарождение чувства, это начало откровения, которое мы и называем любовью. Встреча в ее мистикопсихологическом смысле может состояться после многих лет знакомства. Если брак строится на правильных духовных основаниях., то момент встречи, как переживание постоянно обновляющегося чувства, всегда присутствует у супругов. Как это, скажем, хорошо показано в «Старосветских помещиках» у Н. В. Гоголя. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, а за ними и многие тысячи вполне реально существовавших и существующих семей, опровергают слова С. Надсона: «Только утро любви хорошо...» Обновление чувства встречи возможно, как правило, только в Боге. В одном церковном песнопении говорится: Святым Духом всяка душа живится. Если же этого нет, то между супругами возникает дурное привыкание и сглаживается переживание встречи как абсолютно уникального и неповторимого события в жизни супругов. Мы говорим «как правило», потому что всегда есть исключения разного рода. Но мы условились рассуждать преимущественно архетипически.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Комментарий М. В. Когда Вы размышляете о смерти и конечной гибели человека, не решаясь даровать ему бессмертие, Вы думаете о том чувстве общей немощности и взаимо-жалости, которое должно овладевать при таком сознании людскими душами, — и в этом находите источник нравственного утешения и даже основу нравственного поведения. В начале гибели Вы хотите, как Ницше, найти зерно творческого духовного возрождения. Я же, когда осваиваю себе такое сознание конечной гибели, ощущаю леденящее дуновение, подтачивающее всякую возможность нравственного творчества и духовного возрождения. И Ваш способ одоления чувства гибели представляется мне обреченной на бесплодие попыткой “творчества из ничего”, маревом утверждения человека на самом себе, — в последнем истоке — человекобожеством. Суд над собою инад другими Если я не ошибаюсь, Батюшков после 1812 года говорил, что война поссорила его с человечеством. Эти слова часто мне теперь приходят на ум: может быть, никогда еще с такой подавляющей от­четливостью не выяснялось, как легко целым об­ществом овладевают пароксизмы глупости, ослепляю­щей даже очень умных людей, как ложь, вольная и невольная, беспрепятственно попадает даже на стра­ницы самых честных газет, наконец, как много между порядочными людьми таких, у которых карманная совесть. В одних случаях они складывают совесть, как носовой платок, и прячут ее в карман, в других — развертывают ее напоказ и, если имэто нужно, даже завертываются в нее, как в плащ. И при этом как будто никто не испытывает никакого неудобства: ни они сами, ни их совесть. Тот, кто переживет войну и не сумеет закрыть глаза на все это, должен будет испытать тяжелое чувство — упадок уважения к людям. Это чувство опас­но во многих отношениях. Оно должно делать труд­ной работу для людей и еще труднее — работу с людьми. Оно может облегчить приход духа уныния, который больше подрывает душевные силы человека, чем что бы то ни было другое. Наконец, оно может позволить мысленно отгородиться от других и на­чать собою любоваться, а это дает одно бесплодное самомнение.

http://pravmir.ru/zaochnaya-polemika-tol...

Малонаселенность страны, постоянное стремление владельцев увеличивать население своих земель с ущербом государственному интересу, вызывали меры, имевшие целию удержать народонаселение на прежде занятых им пространствах. Таким образом, в русской истории мы замечаем то главное явление, что государство при расширении своих владений занимает обширные пустынные пространства и населяет их; государственная область расширяется преимущественно посредством колонизации: господствующее племя - славянское - выводит поселения свои все далее и далее вглубь востока. Всем племенам Европы завещано историею высылать поселения в другие части света, распространять в них христианство и гражданственность; западным европейским племенам суждено завершать это дело морским, восточному племени, славянскому, - сухим путем. Область Новгородская, составляя продолжение Финляндской озерной области, в отношении географическом и историческом посредничает между Западною Европою и Россиею. Здесь славянское племя сталкивается с скандинаво-германским; здесь шел великий водный путь из Северо-Западной Европы в Юго-Восточную и в Азию, из Варяг в Греки, путь, по которому издавна спускались северные дружины на юг для опустошения берегов Империи, этим же путем производилась торговля между севером и югом Европы. Озеро Ильмень, принимая в себя с юга многоветвистую Ловать, выпускает на север, в Ладожское озеро, Волхов; великий водный путь шел из Финского залива, по Неве, в Ладожское озеро, отсюда Волховом в Ильмень, из Ильменя Ловатью. Славянское племя при движении своем с юга на север не утвердилось в половине IX века нигде на берегах моря; навстречу медленному движению славян видим быстрое движение варягов. Славянам удалось утвердиться на важном пункте, при истоке Волхова из Ильменя, где является Новгород, но на втором важном пункте великого пути - при впадении Волхова в Ладожское озеро - они утвердиться не могли. Если даже предположим, что Ладога существовала до прибытия Рюрика, то она находилась не при самом устье Волхова, и это положение ее показывает со стороны славян какую-то медленность, боязливость приблизиться к озеру Нево.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Совсем недавно мы устанавливали крест на истоке Вятки. Он присутствовал при его установлении. Он и в Москве у меня бывал, ездил ко мне. В таких случаях надо утешать себя – он же был, он и остался. Будем помнить его, Володю Соколова. Хороший, славный человек, хороший молитвенник. Промыслительно, что он скончался накануне начала Великорецкого крестного хода. Он был настоящим крестоходцем. Я не имел счастья быть знакомым с его семьёй, с его женой, но чувствую, что они все очень хорошие, потому что он всегда к ним торопился, радовался. Мы, конечно, очень сильно скорбим, но хорошо, что Владимир Николаевич Соколов был в нашей жизни. Всякая потеря тяжела, но у Господа всё промыслительно. Мы поминаем нашего дорогого новопреставленного друга. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/vo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Ольгинский женский монастырь на истоке волги Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье. В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович поставил каменный крест на болотистом берегу озера Стерж, в восьми верстах от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озера. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича здесь, на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, был устроен Волговерховский мужской монастырь во имя преображения Господня на горе Фавор. Однако в 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца XIX b. Над истоком Волги стояла только маленькая деревянная часовенка, а на холме – другая. В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского, губернатора Твери, председателя Осташковского комитета по постройке церкви на истоке великой Волги начался сбор пожертвований на строительство храма. 18 губерний участвовало в этом деле. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Святой Ольги. Началась постройка каменного храма в селе Волго-Верховье. Каменная церковь на истоке Волги была очень красива. Главный престол – Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый – Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного. Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой – равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики святых угодников. Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги стало важным событием в духовной жизни России. При храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 году указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010