Что касается реки Невы, то начальный летописец считает ее не рекою, а устьем озера в море; Нева долго текла в дикой независимости, и короткий бег ее долго был свидетелем упорной борьбы между двумя народами - русскими и шведами. Русским удалось во время этой борьбы утвердиться на третьем важном пункте великого пути - при истоке Невы из Ладожского озера, где был построен Орешек; но потом эта крепость была уступлена шведам; Петр Великий взял ее снова и назвал Ключом-Городом (Шлиссельбургом); наконец, Петр успел овладеть течением Невы и укрепился на последнем, самом важном пункте озерной системы в начале великого водного пути, - именно при устье Невы в море, где основал Петербург. Это положение при начале великого водного пути, соединяющего и теперь Европу с Азиею, условило важное значение Петербурга как столицы: здесь в IX веке началась первая половина русской истории, здесь в XVIII - началась вторая ее половина. Движение восточных славянских племен с юга на север по великому водному пути, начавшееся в доисторическое время, только в XVIII веке окончательно достигло своей цели - морского берега. Область Новгородского княжества есть озерная область, где главный узел составляет озеро Ильмень, следовательно, естественные границы княжества должны совпадать с границами речных систем Ильменя, Ладожского озера и других близлежащих озер; и действительно, мы видим, что границами Новгородской области служат волоки между системами рек озерных и между системами Волги, Днепра и Западной Двины. Разумеется, эти границы мы должны означать приблизительно: в некоторых местах, преимущественно к востоку и юго-востоку, племя славян ильменских или новгородских еще в незапамятные времена могло перейти волоки и выселиться на другие речные системы вследствие малонаселенности страны, лежащей к востоку, на верховьях Волги; несмотря на то, однако, границы преимущественно идут по волокам, которые, надобно заметить, нигде не имеют такого важного значения, как у нас в России, ибо заменяют отчасти горы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Доблестный защитник русского мира и русской идеологии М. Хайдеггер в своё время убедительно показал, что сама постановка вопроса о материальном успехе (фаустовской власти над сущим) в рамках западной цивилизации в истоке связана с забвением бытия (читай – Бога) как следствия превращения мира в предмет потребления, в подручный материал. Здесь и пребывает начало западной – в том числе марксистской – идеологии, которая еще со времен Возрождения и Просвещения подавала себя (особенно в англосаксонском варианте) как агрессия, как «знание-сила» (Ф.Бэкон). Какое это имеет отношение к России? Самое прямое. Со времен Крещения русской идеологией – правящей идеей – у нас явилось Православие, которое Ф. М. Достоевский совершенно справедливо назвал «нашим русским социализмом». Именно с этой идеологией под водительством московских царей Русь стала крупнейшей империей Евразии, от Днепра на западе до Тихого океана на Востоке. О метафизических границах русского царства гениально написал Ф.И. Тютчев в своей «Русской географии» (см. ниже), имея в виду перемещение христианской столицы – сакрального Рима – в пространстве земной истории. Первым западническим (модернистским) испытанием русской христианской идеологии стала цивилизационная революция Петра Великого, попытавшегося в конкретных политических условиях вписать в вертикальную парадигму православного народа атеистические европейские технологии «подручного существования». Что из этого получилось – хорошо известно. Пётр построил на берегах Невы сказочный город-парадиз, завел флот и Академию наук, стал выпускать газету «Санкт-Петербургские ведомости» (всё как в Европе) – но в глубине своей русский народ (и, в конечном счете, русская интеллигенция, несмотря на свой немецко-французский язык) остались христианами по вере, то есть продолжали требовать от жизни и от самих себя не столько «успеха», сколько правды, с которой не стыдно будет предстать перед Господом. И даже крепостное право оказывалось тут, конечно, грешным, но своего рода «семейным» делом. Об этой особенности русской «политической этики» хорошо сказал С.А. Аскольдов в 1918 г.: «Русь была до отмены крепостного права, а отчасти и после него страной рабов и рабовладельцев, но это не мешало ей быть Святой Русью, поскольку Крест, несомый одними, был носим со светлой душой и в общем и целом с прощением тех, от кого он зависел, поскольку и те и другие с верою подходили к одной и той же Святой Чаше. Так праведность десятков миллионов очищала и просветляла в единстве народного сознания грех немногих тысяч поработителей, к тому же грех часто ясно не сознаваемый в качестве такового ни той, ни другой стороной». Добавлю, что дело тут не в «рабах» и «рабовладельцах» (остатки просветительской терминологии у Аскольдова), дело в сообща несомом Кресте, по отношению к которому и те и другие равно грешны и равно святы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/18/o_...

В День Крещения Руси за Литургией у истоков Днепра молились верующие из России и Белоруссии 30 июля 2014 г. 11:13 Последние несколько лет возле практически опустевшей деревни Дудкино Сычевского района Смоленской области, у истоков Днепра, проходит празднование Дня Крещения Руси. 28 июля 2014 года, в день памяти равноапостольного князя Владимира, в местном храме, возведенном в честь святого, состоялась Божественная литургия, которую возглавил епископ Смоленский и Вяземский Исидор . Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Павел Петровский, архимандрит Аркадий (Недосеков), благочинный Вяземского церковного округа протоиерей Валерий Калинин, благочинный Ярцевского округа протоиерей Василий Мовчанюк, клирики Смоленской епархии . В храм у истоков Днепра помолиться прибыли верующие Смоленщины и других областей России, Республики Беларусь, представители светской власти Сычевского района. За богослужением была совершена особая молитва о мире на Украине. После Литургии духовенство и миряне крестным ходом прошли к часовне над истоком Днепра, где владыка Исидор возглавил чин освящения вод. Затем архипастырь обратился к собравшимся со словом, посвященном празднуемому событию. Епископ Исидор сообщил, что в скором времени на этом месте планируется основать монастырь. Архиерей поздравил верующих с великим праздником Крещения Руси, всех присутствующих Владимиров — с именинами и окропил собравшихся святой водой. Верующие почерпнули воду и окунулись в истоке великой реки. Празднование Крещения Руси продолжилось концертом, на открытии которого выступил епископ Исидор: «Понятие " Святая Русь " — не мифологема и не сказка, которую придумала Русская Православная Церковь. Это живая реальность, которая сопровождала жизнь нашего народа более чем тысячу лет. В следующем году мы с вами отмечаем 1000-летие со дня кончины великого князя Владимира и его святых сыновей, первомучеников Российских Бориса и Глеба. Все это является подтверждением того, что понятие " Святая Русь " — та живительная сила, которая позволяла нашему народу существовать эту тысячу лет.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Смоленске 31 августа 2015 г. 08:20 30 августа 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник святому равноапостольному князю Владимиру на набережной реки Днепр в Смоленске. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.  Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Уважаемый Алексей Владимирович Островский, исполняющий обязанности губернатора Смоленской области! Дорогие смоляне!  Для меня большая радость сегодня быть здесь, на набережной Днепра, по которой я много раз ходил, мечтая, чтобы когда-то это место, такое значимое для смолян, приобрело его нынешний вид. И радуется сердце мое, когда я вижу, как меняется Смоленск, и что на этом историческом месте, на берегу Днепра, мы сегодня открываем памятник Крестителю Руси — великому равноапостольному князю Владимиру.  Это неслучайно. Смоленск — это действительно исток Днепра, великой русской реки, и вчера у самого истока я освятил новый монастырь в честь князя Владимира. С особыми мыслями я освящал воду в истоке Днепра, в надежде, что эта святая вода пройдет через Россию, через Белоруссию, через Украину, что она освятит людей и народы, примирит тех, кто сегодня враждует, поможет осознать, что все мы вышли из одной купели Крещения, что все мы наследники князя Владимира.  Что же означает быть наследником князя Владимира? С особой силой князь совершил разворот в нашей истории. Наверное, с этим разворотом трудно сравнить последующие даже очень важные перемены в жизни нашей страны. Потому что князь Владимир изменил самое главное — духовную ориентацию людей. Через Крещение и принятие христианства он заложил новую систему ценностей, а ведь именно ценности определяют поведение людей, определяют судьбу нации, судьбу государства. И князь Владимир —непостижимым образом, ибо ни с чем другим, как я уже сказал, невозможно сравнить его деяние, — вывел из киевской купели Крещения новый народ. Он погрузил в купель языческую тьму и вывел людей новых, способных на то, на что они не были способны еще вчера. 

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Губернатор собирается строить монастырь как свой личный проект, привлекая внебюджетные деньги. 2 июля. ПРАВМИР. Губернатор Алексей Островский предлагает возвести православный монастырь там, где рождается Днепр – в Сычевском районе Смоленской области. Об этом Алексей Островский рассказал на встрече с жителями деревни Никольское Сычёвского района, — сообщает Смоленская газета . «Я хочу как-то возродить истоки Днепра, — сказал Алексей Островский. — Я много слышал о них, я эту проблему обсуждал со Святейшим Патриархом Кириллом в декабре прошлого года. У нас со Святейшим и ещё рядом людей есть желание построить монастырь на истоке. Сейчас там есть небольшая церквушка, есть купель, из которой, прямо скажем, неприятно пахнет. Я дал поручение своему заместителю, чтобы купель привели в порядок: чтобы была проточная вода, работали насосы, и паломники могли там окунаться». Губернатор собирается строить монастырь как свой личный проект, привлекая внебюджетные деньги. Уже ведутся переговоры с архитектором. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 ноября, 2019 2 ноября, 2019 28 августа, 2023 3 сентября, 2022 29 декабря, 2021 7 октября, 2021 29 октября, 2020 17 октября, 2020 12 января, 2020 20 ноября, 2019 2 ноября, 2019 28 августа, 2023 3 сентября, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-istoke-dnepra-mozhe...

В 2007 году кровельщик из воронежского города Россошь Николай Савченко со своими учениками побывали над истоком Волги. К тому времени крыша часовенки за 9 лет прохудилась. Они вызвались без оплаты сделать новую кровлю. И, сотворили её " без единого гвоздя, без единой заклёпки " . До этого они заменили кровлю храма в Житенном Богородицком монастыре в Осташкове. Ту часовенку, которую мы сегодня видим, как уже было сказано, поставили здесь в 1998 году. Она расположена над " болотном роднике " , в полу есть оборудованное, довольно крупное отверстие, из которого можно испить чистой и вкусной водицы. По древнему поверью вода здесь обладает целительной силой. Существует обряд освящения воды на истоке, чтобы река несла святую воду через всю русскую землю к Каспийскому морю. До революции чин освящения воды совершался здесь ежегодно, но, к сожалению, в советское время эта традиция была прервана. Только в 1993 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возродил традицию водоосвящения. В день памяти Кирилла и Мефодия 24 мая 1993 года в Волговерховье в присутствии собравшихся здесь учёных и общественных деятелей архиепископом Виктором было совершено водоосвящение. В июле 1995 года на истоке Волги совершил молебен и водоосвящение Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 20 июня 1999 года от истока Волги начался Крестный ход вдоль рек Волги, Днепра и Западной Двины, берущих начало на Валдайской возвышенности. В 2000 году дореволюционную традицию освящения истока Волги объединили с началом Волжского крестного хода в один праздник. С этих пор Волжский крестный ход принято начинать освящением волжских вод в деревне Волговерховье. 29 мая 2021 года в Тверской области стартовал 22 Волжский крестный ход, который был посвящён 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В заключении стоит упомянуть об одном интересном факте. 9 июня 1970 года решением исполкома Осташковского городского Совета депутатов трудящихся утверждён герб города Осташкова. Автором этого " советского " герба выступил А.И. Григорьев. На этом гербе, в верхней части был изображён этот домик-часовенка, стоящий у истоков великой русской реки Волги. В нижней части, окрашенной в синий цвет, изображающей озеро Селигер со стайкой плывущих селигерских ершей - символ богатства края, без изменений взятых из старого герба города.

http://sobory.ru/article/?object=21468

Также управляющий делами Московской Патриархии сообщил, что в связи с завершением реставрационных работ Святейший Патриарх Кирилл своим указом усвоил храму Благовещения Пресвятой Богородицы города Гагарина статус соборного храма, с правом совершать Божественную литургию с отверстыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш». «Всегда в этом храме, братья и сестры, Царские врата во время Литургии будут для вас отверсты — такова воля Святейшего Патриарха и таков его дар всем вам», — подчеркнул митрополит Дионисий, вручая указ Патриарший указ правящему епископу Вяземской епархии. Затем митрополит Дионисий вручил Патриаршую награду: во внимание к помощи в восстановлении Благовещенского собора г. Гагарина Смоленской области заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.И. Неверов удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени.  Принимая орден, С.И. Неверов выразил сердечную благодарность Предстоятелю Русской Православной Церкви за высокую награду и за благословение, которое некогда было преподано Его Святейшеством на истоке Днепра, на восстановление освященного сегодня Благовещенского храма г. Гагарина.  Далее митрополит Дионисий от имени Святейшего Патриарха Кирилла передал клирикам Смоленской митрополии двухтомные служебники, изданные к 75-летию Его Святейшества в 2021 году  Издательством Московский Патриархии .  Всем участникам богослужения были вручены иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.  История главного соборного комплекса Гагарина (до 1968 года — Гжатск) неразрывно связана с историей самого города. В 1710-е годы на территории Гжатской пристани появился первый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.  В 1929 году в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города. 13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление. В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Архив Пн Слово архимандрита Амвросия (Федуковича) при наречении во епископа Тракайского 18 августа 2020 г. 20:19 18 августа 2020 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Амвросия (Федуковича) , насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса, во епископа Тракайского, викария Виленской епархии . При наречении архимандрит Амвросий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка, многомилостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства! Божественный перст определением Священного Синода Русской Православной Церкви указывает мне грешному быть епископом Церкви Христовой в родной мне Литовской земле. Вера в нашего Спасителя и Пастыреначальника, доверие Ему помогает мне со страхом и трепетом принять высокий епископский сан. Исповедую пред Вами свою безмерную немощь и верую, что «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Ваше Святейшество, позвольте выразить слова искренней сыновней благодарности за оказанное мне доверие и заверить Вас в своей готовности быть верным помощником митрополиту Виленскому и Литовскому Иннокентию в ответственном духовном служении народу Литвы. Оглядываясь на свою прошлую жизнь, вижу в ней действие Промысла Божия, который вел меня непостижимыми путями к осуществлению Своей Благой Воли. Религиозность моих прародителей, с детства виденное мною жертвенное служение моих родителей врачей, примеры проявления жертвенной любви в кругу родной семьи помогли мне определиться с выбором пути, связанного со служением Богу и ближним. Первые шаги на этом пути я делал в родной мне Литве, где был крещен, вырос, получил светское образование, в детском возрасте посещал храмы города Вильнюса, молился у чудотворной иконы Матери Божией «Остробрамская», у раки святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Именно здесь я осознанно определился в желании посвятить себя церковному служению. Преподобный отец наш Сергий милостиво взял меня под свою сень, где я сподобился учиться в Московских духовных школах, соприкоснуться с монашеством, которое есть по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «наука из наук», принять иноческий и монашеский постриг, диаконский сан, нести иеромонашеское служение. Примеры благочестия и любви семинарской и монашеской братии, послушания, понесенные мною в Свято-Троицкой Сергеевой лавре, командировки, благодаря которым я сподобился посетить многие епархии и монастыри нашей Церкви, многому меня научили. За четыре с лишним года несения послушания игумена вновь образованного мужского монастыря на истоке Днепра, я осознал, что лишь начал опытно понимать слова Священного Писания: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2) и «Аще кто хощет старей быти, да будет всех меньший и всем слуга» (Мк. 9:35).

http://patriarchia.ru/db/text/5677908.ht...

У истока Волги будет заложен Славянский сад Москва, 29 октября 2003 г. У стен Ольгинского женского монастыря на истоке Волги Тверской земли будет заложен Славянский сад в честь крестителя и объединителя Руси святого князя Владимира, сообщает РИА " Новости " . Эту инициативу настоятеля храма святителя Николая священника Валентина Цвелева поддержал вчера президиум Центрального совета российско-белорусской Союзной общественной палаты на проходившем  в Москве заседании. В соответствии с проектом " Славянский сад " представители 89 регионов России, епархий Русской Церкви, а также областей и епархий Белоруссии и Украины посадят деревья в этом саду. Особое внимание планируется уделить участию в проекте детей. Кроме того, у стен Ольгинской обители планируется создать Марфо-Мариинскую обитель милосердия, посад " Владимир Великий " , природный культурно-исторический, духовный центр России и восточного славянства и соборный храм в честь святого князя Владимира. В дальнейшем проект предполагает создание у истоков Волги, Днепра и Западной Двины Русского, Белорусского и Украинского народных домов как культурных и духовных центров братских православных славянских народов. Цель инициаторов и сторонников проекта - упрочить дружбу и братство между народами России, Белоруссии и Украины, восстановить гармонию и сотрудничество между государством и Церковью, традиции милосердия, благотворительности и служения ближнему. 29 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8024.html

1997 год Случай На службе читали отрывок из Евангелия от Луки: – И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших... Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (23:27–2 8, 31). А потом отец Георгий сказал: – Нам надо выплакать наших детей... Два полюса Со мной произошел такой случай. В метро я читала духовную книгу. Рядом стоял вроде бы интеллигентный мужчина средних лет. И вдруг он так на меня рассердился, так разошелся, что передать нельзя: – Вроде образованная, а глупости читает! Неужели ты в жизни ничего не понимаешь ?! – Послушайте, вас никто не трогает, ничего вам не навязывает, – ответила ему. – В чем дело? В ответ – буря страстей. С этим недоумением я пришла к отцу Георгию: – Почему ему так помешала моя книга? – Потому что здесь действуют разные силы, разные полюса – положительный и отрицательный, – сказал батюшка. – Когда мы читаем Священное Писание, молимся, то наш ум соединяется с Богом, с тем богатством, которое в изобилии преподается христианским вероучением. Мы начинаем иначе относиться к себе в свете того, что открывает нам Сам Господь. Приходит понимание: в человеке есть нечто высокое, образ и подобие Божии. Утверждаясь в своем Первообразе, в том Истоке, из Которого человек получил бытие, мы становимся способны по-новому смотреть на других людей, будь они христиане, мусульмане, язычники или атеисты. Когда же человек заглушает в себе ведение Бога, а в Нем – мира и людей, то он сужает свое сознание, восприятие жизни. И встает на ограниченную точку зрения – политическую, научную, атеистическую. Какую угодно. Широту втискивает в эту узость. Получается, что вся его душа тоже сужена. И когда он встречает человека, который ощущает и ведет себя по-другому, у него возникает нездоровая реакция: «Как ты смеешь быть таким, если я не такой?!» Тут уж он может и взорваться, и оскорбление нанести. Подобная узость – это же ущербность и ущемленность души.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010