Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

14.30-15.00. Музыкальная гостиная. Зимние мелодии в исполнении Даниила Кругликова. 15.00-17.00. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Презентация книги и рассказ о фильме «Я жду вас в Самтавро», беседа о чудесах по молитвам старца Гавриила. Ведущий Константин Церцвадзе. 17.00-18.00. Проект «Общее дело». Показ документального фильма «О традиционной русской культуре». 18.00-19.00. Православный кинотеатр представляет показ фильмов о монастырях Петрозаводской и Карельской епархии. 1 февраля 11.30-12.30. Православный кинотеатр представляет фильм о Соборе Карельских святых «Путь на север». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп. Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.30-13.00. Дегустация карельского продукта марки «Сделано в Карелии». 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Здоровье современной женщины: основные заболевания; что нужно знать и делать, чтобы сохранить здоровье своё и своих близких». Максимова Т.П., женский врач. 14.30-15.00. Встреча с художником-реставратором И.И.Веселкиной. Реставрация древних икон и уход в домашних условиях. Часть 2. 15.00-15.30. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Ко дню рождения старца Гавриила». Встреча с духовными чадами старца. 16.00-17.00. Музыкальная гостиная. Зимние мелодии в исполнении Даниила Кругликова. 17.00-17.40. Проект «Общее дело». Показ документального фильма «Вести. Архангельск» о храме Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье. Встреча с участниками данной экспедиции. 18.00-18.50. Православный кинотеатр представляет фильмы о прписп.Фамари (Марджановой): «Дело и истина матушки Фамари». 2 февраля 11.30-12.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Показ фильма «Общее Дело». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп.Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.00-13.00. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Человек, наполненный любовью», встреча с духовными чадами старца Гавриила.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

При нем обе половины дома по северной и восточной сторонам монастыря были заняты под архиерейские покои. Для входа в эти покои близ северных св. ворот было устроено большое украшенное разноцветными изразцами крыльцо на таких же каменных столбах, какие ныне видим у крыльца Троицкого соборного храма, с каменными же от крыльца к собору переходами. Это парадное крыльцо в 1821 г., при еп. Самуиле, было разобрано и вход в архиерейские покои был устроен внутри здания. В следующем 1822 г. деревянный третий этаж вследствие значительного обветшания заменен каменным на отпущенные для этого из казны 57687 р. 80 коп. ассигнациями, причем со стороны реки Костромы архиерейский дом украшен красивою колоннадою с фронтоном и живописным на нем изображением богини Фемиды с весами в руках. Изображение это в 1831 г., по распоряжению еп. Павла Подлипского, было заменено изображением Знамения Божией Матери. Устроенная еп. Дамаскиным крестовая церковь преосвященным Самуилом вновь была перестроена, с увеличением ее размеров в сравнении с прежней, и освящена в 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Александра Невского и преп. Александра Свирского. В 1836 г. колоннада, украшавшая архиерейский дом с восточной стороны, была сломана, а в средине восточного фасада архиерейского дома, над прежними воротами, вследствие Высочайшего повеления в июне 1835 г. - привести Ипатьевский монастырь в такой вид, который бы вполне соответствовал его историческому значению, устроена церковь во имя свв. мучеников Хрисанфа и Дарии и, согласно проекта архитектора Тона, приступлено в 1841 г. к перестройке архиерейского дома на отпущенные для этого особо из средств казны 24 600 руб. Работы эти, по причине падения сводов в церкви Хрисанфа и Дарии 2 августа 1841 г., замедлились производством на целых двадцать лет, и дом архиерейский окончательно был устроен лишь к концу 1862 г., когда и последовало освящение устроенной в верхнем этаже его, у самых ворот, малой крестовой церкви во имя свм. Ипатия, перенесенной потом, в 1875 г., в нынешнее ее помещение рядом с церковию свв.

http://sobory.ru/article/?object=00151

На южной стороне Храма… встречаем изображения святых, в дни памяти которых происходили битвы в 1812 году, а также и такие священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны. На восточной стороне… помещены святые заступники и молитвенники за Русскую землю и избавители ее от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий жизни Спасителя: Его Рождество и Воскресение. Первое напоминает об изгнании врагов из пределов России, второе – о взятии Парижа (19 марта 1814 года). На северной стороне… изображены просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах, а также изображения святых, в дни празднования памяти которых происходили заграничные сражения. При арках малых врат: справа 2 ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно, в память московского в 1812 году ополчения, имевшего вместо знамен церковные хоругви… При оконных арках выступа… (4 архангела. – Прим. ред.) На углах Храма: справа – Давид… передает Соломону чертежи Храма (напоминание о преемстве в строительстве храма Александра 2. – Прим. ред.)… Южная сторона. Верхний ряд: в средней, большой арке помещено изображение Пресвятой Богородицы Смоленской, в воспоминание того события, что этот чудотворный образ пребывал при войсках… (И свв., в дни памяти которых происходили сражения в войне 1812 года. – Прим. ред.) Нижний ряд: …Явление архангела Михаила Иисусу Навину… При арках малых врат: справа Варак и Дебора, слева Моисей и Мариам. На углах Храма: справа Авраам с союзниками… его встречает Мелхиседек; слева Давид… встречаемый сонмом жен (напоминание о встрече Александра 1 после победы над Наполеоном. – Прим. ред.). Восточная сторона. Верхний ряд: в средней арке помещен образ Владимирской Божией Матери – в память Бородинской битвы, бывшей 26 августа 1812 года в день празднования этой иконы. По сторонам… (образа свв. жен. – Прим. ред.) Нижний ряд: при арке больших врат святители Петр и Алексий Московские … При арках малых врат: справа святитель Стефан Пермский… с хартией пермского письма… и преподобный Сергий… слева Иона и Филипп Московские… При оконных арках выступа: слева преподобный Никон Радонежский и преподобный Иосиф Волоколамский… Слева св. благоверный князь Михаил и боярин его Федор – черниговские мученики… Северная сторона. Верхний ряд: в средней большой арке помещен образ Пресвятой Богородицы Иверской по образцу святыни этой, находящейся в Москве, в часовне у Воскресенских ворот. По сторонам в четырех малых арках (святые, в дни памяти которых происходили сражения в войне 1812 года. – Прим. ред.). Нижний ряд …св. апостолы Петр и Павел и четыре евангелиста… При арках малых врат: справа св. равноапостольный царь Константин и матерь его, царица Елена; слева св. равноапостольный благоверный князь Владимир и св. благоверная княгиня Ольга. При оконных арках выступа: справа св. апостол Андрей и св. великомученик Георгий… Слева св. благоверный князь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием (см. Серегина 1994:119-121). Подтверждением такого толкования служит былина " Сорок калик со каликою " , которая является типичной богатырской былиной, но передвижение богатырей вызвано паломничеством из Боголюбова через Киев в Иерусалим (Кирша 1977:121-129). Одна из былин повествует о паломничестве Ильи Муромца в Иерусалим под видом калики перехожего; в виде калики Илья является в былине об Идолище поганом (История 1908:249). А пропавший Добрыня Никитич, пока Алеша Попович сватал его жену, находился в Царьграде. Как писал Г.Федотов, имея в виду житие свв. Бориса и Глеба, " подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа " (Федотов 1985:29). В византийских службах мучеников иногда называют страстотерпцами, но там страстотерпцы не отдельный чин, а еще одно именование мучеников. Причисление же к лику святых в 2000 году царя Николая II и его семьи как страстотерпцев еще раз показало, что страстотерпцы в Русской Православной Церкви – особый чин. В молитве к Борису и Глебу в конце Сказания автор пишет: " Да не придеть на ны нога гордыни и рука грешница не погубить насъ... И всего меча браньна избавита насъ и усобьныя брани чюжа ны створита " (Сказание 1985:62). Как видим, уже в этой молитве свв. Борис и Глеб призываются на борьбу против внешних врагов и против междуусобиц. Конечно, эта черта летописи и эта " логика " характерна не только для летописи и не только для той эпохи. Серапион Владимирский в своих проповедях точно такими же словами воспитывает свою пасту через сорок лет после начала монголо-татарского ига (Памятники 1981:440-441,444-448). И гораздо позже в самых разных произведениях встречаются эта идея – идея христианская.

http://pravoslavie.ru/296.html

Св. священномуч. Василия, еп. Амасийского. Вытребован в Никомидию Ликинием и усекнут в 322 г. за то, что укрыл у себя рабыню царицы Константии, св. Глафиру (Март. Р. 13 янв.), которую хотел растлить мучитель. Чет. Минея от Иоанна пресвитера Никомидийского и от Метафраста сокращенно. (Act SS. apr. 26 d. р. 416. et in Append. р. 56, ubi Acta Metaphrastea. Or. Chr. I. p 521. Morcelli Kal. CPlit. II. p. 90. Acta auct. Ioanne apud Surium ad h. d.). Мес. В. Март. P. Обретение мощей 30 апр. Имеет службу. Св. Стефана, еп. Пермского. Устюжанин, монах Ростовского Григорьевского монастыря, просветитель Пермии, основатель монастыря на устье Выми, рукоположенный во епископа митрополитом Пименом, при В. Кн. Димитрии Донском. Преставился в 1396 г. при митропол. Киприане в Москве и погребен в церкви Спаса-на-бору. Чет. Минея из Великой Чет. вкратце. Имеет службу. 27 Св. свяшенномуч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня по плоти, ап. от 70. Сын Клеопы, брата Иосифа, обручника Пресв. Богородицы, второй епископ Иерусалимский, управлявший церковью с 60 или 61 г. по 107 (или 116) год по Р. Хр. Скончался на кресте при Траяне, на 120 году своей жизни. Чет. Минея из Евс. (кн. III. гл. 10, 26.) (Act SS. febr. III. p. 53.) Март. P. 18 февр. Пролог вторично и Мес. В. 18 сент. Есть служба. Преп. Стефана, бывшего игумена печерского, еп. Владимирского, что на Волыни. Преставился 1094 года, епископствовал с 1091 г. Чет. Минея от Патерика печерского. 28 Свв. апп. от 70, Иасона и Сосипатра, и Керкиры девицы, и прочих с ними свв. мучеников. Св. Иасон был Тарсянин, Сосипатр – из Ахаии, – оба ученики ап. Павла. Первый епископствовал в Тарсе, второй – в Иконии. В Керкире, по приказанию царя Керкиллина, были истязаны князем Карпианом, и своей твердостью и чудесами обратили к вере Керкиру, цареву дочь, которая за то повешена на древе, и уморена дымом и стрелами. С нею пострадали, обращенные в темнице теми же апостолами, семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Расположение материала в Старообрядческом отделе выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», на первый взгляд, кажется недостаточно ясным – рукописи перемежаются с иконами. Но при внимательном анализе обнаруживается четкая структура: книжная культура Выга, представленная через почерки и декоративное оформление рукописей; иконы выговского письма и, наконец, рукописные материалы (автографы и списки сочинений) старообрядческих деятелей Елизаветинской эпохи (здесь представлены имена Евстрата Федосеева, Мануила Петрова, Ивана Филиппова, Ивана Алексеева, Алексея Иродионова и Григория Яковлева, а также единственный экспонат, относящийся к М.В. Ломоносову – сборник псальм). Для раскрытия первых двух тем Дружининской коллекции было вполне достаточно, третья же – потребовала привлечения памятников из других хранилищ, которые Дружинину были хорошо известны: имп. Публичная библиотека, Хлудовская библиотека, Черниговская и Владимирская духовные семинарии. Иконы были подобраны В.Г. Дружининым из своей коллекции таким образом, чтобы показать эволюцию выговского иконописания. Основным принципом датировки «даниловских» икон, как можно судить по аннотациям (из этого перечня ныне известно местонахождение только одной иконы – с изображением Андрея Денисова 47 ), являлось письмо ликов: «белые лики», по мнению ученого, указывали на вторую четверть XVIII в., «желтые лики» – на 50-е гг. – вторую половину XVIII в. и «красновато-коричневые лики» – на конец XVIII в. Сюжеты большинства отобранных икон принадлежали общеправославной традиции: Богоматерь Тихвинская, Седмица, Благовещение, три святителя (два образа), св. Георгий Победоносец, свв. Иоанн Кущник и Леонтий Ростовский, св. Александр Ошевенский с житием, свв. Зосима и Савватий Соловецкие, Шестоднев, Распятие с предстоящими 1827 г. К собственно старообрядческому иконотворчеству относились иконописное изображение Андрея Денисова и икона «Все российские чудотворцы» (два образа: один из собрания В.Г. Дружинина , другой – из собрания Санкт- Петербургской духовной академии 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью — Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени.    Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения двух так называемых «царских псалмов» (19-й и 20-й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом:    Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш…» Чтец читает полностью обычные предначинательные молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19-ый «Услышит тя Господь, в день печали…» и 20-ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя северными дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», кондака «Вознесыйся на крест волею…», и ныне, богородична «Предстательство страшное….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и начинается чтение шестопсалмия.    Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7-ой главе Типикона.    Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12-ти, исключая свят. Иоанна Богослова, которому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Великомученику Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятой Богородицы, как, например, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноапостольным Константину и Елене 21 мая, а также в два празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается несколько особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В нем (ещё деревянном) 18 января по юлианскому календарю 1366 г. св. Благоверный Великий Князь Владимирский и Московский Димитрий Донской венчался со св. Княжной Евдокией Димитриевной Суздальской (во иночестве Евфросинией), ибо в то время в столице для свадьбы сложилась неблагоприятная обстановка: «бысть мор велик во граде Москве и всех пределах его», а также недавно случился сильный московский пожар 1365 г. Во время бракосочетания Великий Князь приблизил к себе коломенского священника Митяя, назначил своим духовником и затем прочил его в преемники Святителю Алексию Митрополиту Московскому. Воскресенский храм являлся хранилищем богатой библиотеки древних рукописей и книг. Каменное здание церкви, дошедшее до нашего времени в своей основе, сооружено в XVI веке. В 1767 г. пристроен придел свв. Косьмы и Дамиана, в 1781 г. - колокольня. Сам храм в 1782 г. решили запечатать из-за ветхости. Началось «поновление» на пожертвования прихожан. В XIX веке построены крыльцо и трапезная с приделами Свв. Косьмы и Дамиана и Боголюбской иконы Божией Матери. В 1875 г. Воскресенская церковь богато украшена московским купцом Иваном Агаповичем Прусаковым. В 1890 г. с его щедрым участием при храме учреждено приходское попечительство о бедных. В 1929 г. Воскресенская церковь осквернена богоборцами, разграблена и частично разрушена. Внутреннее убранство, древний каменный престол, колокольня, купола и ограда были уничтожены, а в сохранившемся помещении устроили спортивный зал. В начале 1990-х гг. храм Воскресения вернули Русской Православной Церкви. Предтечевский Василий Александрович (1872-?). Уроженец деревни Колосово Клинского уезда Московской губернии. В Коломне проживал по адресу: Москворецкая ул, д. 6а. Служил в Успенской церкви Брусенского монастыря. В 1924 осужден на 3 года заключения в концентрационный лагерь. По возвращении назначен на должность настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы Коломны. В 1929 приговорен к 5-летнему заключению в концлагерь, замененному ссылкой на тот же срок в Усть-Цильму.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

На стенах храма и в ризнице разместили множество икон из молельной Сергея Александровича и его богатой коллекции. Среди них были иконы по случаю его рождения, иконы его детства, иконы, висевшие над изголовьем кровати, иконы-благословения от духовных лиц в память бракосочетании с Елизаветой Федоровной — всего около 300 икон, складней, крестов знаменитых иконописных школ Древней Руси и более позднего времени. В храм было передано много икон и других священных предметов, принадлежавших Елизавете Федоровне. На многих иконах — надписи, сделанные рукой великого князя и его близких, а также дарственные посвящения. В храме находились иконы Спасителя и Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского , преподобного Саввы Звенигородского, св. Марии Магдалины, св. князя Александра Невского, праведной Елисаветы, преподобного Илии, свв. Иоанна Златоуста , Григория Богослова и Василия Великого , свв. Бориса и Глеба, св. Анны Кашинской, св. великого князя Георгия Владимирского, память которого отмечается в день убийства Сергея Александровича, и другие. В храме установили высокий дубовый крест с вложенными в него носилками, на которых переносили останки великого князя с площади в храм и гренадерская шинель, прикрывавшая их. Перед крестом висела лампада синего стекла, оправленная в золотой браслет с сапфиром — подарок великого князя Сергея Александровича Елизавете Федоровне в день их помолвки 6 ноября 1883 года. Крест был увешан иконами, подаренными великой княгине Елизавете Федоровне в первые 40 дней по кончине великого князя Сергея Александровича. Москва создала храм-памятник, но сердца москвичей не обретали покоя, поскольку не было специально отмечено мест жестокого убийства. И вот свершилось: 2 апреля 1908 года состоялось освящение памятника-креста в Кремле на месте убийства великого князя. Перед освящением было совершено заупокойное богослужение в Сергиевском храме-усыпальнице, где присутствовала великая княгиня и множество москвичей. На освящение были приглашены представители различных войск. После возложения венков войска церемониальным маршем прошли вокруг него, отдавая дань памяти великому князю.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010