22. Свм. Евсевия, еп. самосатского, мч. Галактиона, Иулиании, Зинона и Зины. Раскольники, приемлющие австрийское священство, говорят, что Евсевии, епископ Самосатский, один рукополагал епископов. Но в житии Евсевия говорится только, что он «инде постави епископы от тех, их же обрете отмещущих ариевы догматы, мудрствующих православно», но не видно, чтобы он рукополагал их единолично. 23. Мц. Агриппины; срет. ик. Б. М. Владимирской (в 1480); мучч.: Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана; преставление св. прав. Артемия веркольск., Германа, арх. казан.; пр. Иосифа, Антония, Иоанникия; ик. Б. М. Заоникиевской. На Владимирской иконе Богоматери благословляющая десница Спасителя изображена сходно с именословным перстосложением. 24. Рождество Иоанна Предтечи; мч. Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина; п. Антония дымск., Иоанна и Иакова менюжск., Никиты; вкн. Михаила тверского. 25. Прпмц. Февронии девы; св. чудотв. муром., кн. Петра, во иноцех Давида, и кнг. Февронии, во инокинях Евфросннии. Св. Петр и Феврония являют собой пример святой супружеской жизни и наглядно показывает, что можно спастись и в супружестве. Значит, безпоповцы несправедливо отрицают брак, считая его помехой для спасения. 26. Пр. Давида отшельн., иже в Селуне; явл. ик. Б. М. Седмиезерской, Лиддской-Рймской, Тихвинския; пр. Иоанна, еп. готфск.; св. Дионисия, архиеп. сузд. На Тихвинской иконе Божией Матери у Спасителя благословляющая десница изображена сходно с именословным перстосложением. 27. Пр. Сампсона страннопр.; св. Севира пресв.; пам. свв. мчч., просивших на Афоне; блаж. Мартина; п. Серапиона кожеез.; п. Георгия святогорца (груз. ц.). Празднование победы под Полтавой. 28. Пер. мощ. Кира и Иоанна безср.; Павла врача; Сергия и Германа валаам.; пр. Ксенофонта; ик. Б. М. «Троеручицы». 29. Свв. ап. Петра и Павла, п. Петра царевича; обр. мощ. пр. Никандра псковск.; ик. Б. М. Дуниловской и Касперовской. Когда ап. Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то услышал от Него след. слова: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16, 18 ). Поэтому нужно веровать, что Церковь Христова будет существовать вечно и никакие враги ни гонители, ни еретики, ни даже сам ад со всеми своими силами не одолеют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

1914. Вологодская Владимирская церковь. Современное местоположение: г. Вологда. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Владимирская церковь, что на посаде во Владимирской трети г. Вологды, упоминалась в окладной книге 1691 года. В XVIII в. церковь называлась " что у Пороховой башни " . Башня - остаток городовых укреплений - была уничтожена в начале 1820-х годов. Владимирский храм был деревянный до 1759 г. Первыми каменными зданиями при нём были: Гавриило-Архангельский храм и колокольня, построенная между 1685 и 1697 г. г. Каменный, холодный, однопрестольный храм освящён в 1764 г. в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская». Находился у северо-западной части старого городского бульвара. В 1899 г. к храму была пристроена небольшая каменная паперть-крыльцо. Иконостас столярный, пятиярусный, в стиле барокко.; царские врата выполнены в технике сквозной золоченой резьбы. Из старых икон к началу XX в. сохранились: 1) Спаса Смоленского, 2) Владимирской Божией Матери, с вычеканенной у нижнего края, в особом клейме, надписью 1545 г., 3) Сретения иконы Божией Матери Владимирская, 4) большой образ св. Иоанна Богослова и 5) икона Божией Матери - Победа над Темир Аксаком (по отзыву ИИАК, " попорченная реставрацией " ). Гавриило-Архангельская двухэтажная тёплая церковь, 1689 года, каменная. Престолы в честь: Архангела Гавриила - главный (в верхнем храме), вмц. Екатерины Александрийской, прп. Феодосия Тотемского, прп. Феодосия Великого, прп. Сергия Радонежского (по другим сведениям, в нижнем храме престол во имя свв. Антония Великого и Сергия Радонежского). В 1856 г. к храму была пристроена каменная двухэтажная паперть. Обновлённый храм во имя Архангела Гавриила освящён 15 декабря 1874 г.Гавриило-Архангельская церковь и колокольня построены на деньги (2000 рублей), пожертвованные Гавриилом Мартыновичем Фетиевым. Г. М. Фетиев был очень богатый торговый гость (купец), прихожанин градской Владимирской церкви. Скончался в Холмогорах в 1684 году; погребен в том же году в Вологде при Владимирской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Лавра отличается обилием храмов, число которых достигает 12. Главный Свято-Троицкий собор производит величественное впечатление своими размерами, красотой своего стиля, отделкой и богатством внутреннего убранства. В нем почивает главная святыня лавры – мощи Св. Александра Невского в массивной серебряной раке за правым клиросом. Рака весит 86 пуд. 30 фун., сделана из чистого серебра, впервые полученного из Колыванских рудников. Гробницу осеняет серебряный балдахин; позади нее трофеи св. князя, знаки его побед и старинное оружие. На раке вырезана надпись, принадлежащая поэту и ученому Ломоносову. Пред ракой висит икона Владимирской Богоматери, принадлежавшая, по преданию, Александру Невскому. Вблизи свв. мощей – серебряный аналой с кивотом, в котором хранятся многие частицы свв. мощей: это дар императора Александра I. По левую сторону монастырских ворот находится церковь в честь Благовещения. Это первый храм, выстроенный гораздо раньше всех других лаврских храмов. Благовещенская церковь с первых же лет существования Петербурга служила усыпальницей царственных особ и знаменитых в истории лиц. Здесь, между прочим, покоятся царица Прасковья и супруга царя Иоанна Алексеевич а, Наталья Алексеевна, его сестра, сын Петра Великого царевич Петр, дочь Петра III Анна, супруга и дочь Павла I, дочери Александра I... В числе многих похороненных здесь знаменитых лиц нужно в особенности отметить генералиссимуса Суворова; над могилой его укреплена доска с лаконичной надписью: «здесь лежит Суворов». Остальные храмы: в честь Воскрешения Лазаря, во имя св. князя Феодора Новгородского, во имя Архангела Михаила (в митрополичьих покоях), в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», в честь Сошествия Св. Духа, в честь Тихвинской иконы Б. М., крестовый Успенский, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя Св. Исидора Пелусиота и трапезный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При лавре находятся три кладбища, на которых похоронено в числе других лиц много знаменитостей науки, литературы, искусства, много известных полководцев и общественных деятелей. Поэтому здесь, по чисто содержимым аллеям памятников и мавзолеев, всегда можно встретить много гуляющей публики, приходящей сюда отдохнуть и забыться среди дорогих покойников от сутолоки и суеты столичных улиц.      

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

23 . Мц. Агриппины; сретение Пречистой Богородицы, чудотворной иконы Владимирская; мчч.: Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана; преставление св. прав. Артемия Веркольского. На Владимирской икон Богоматери благословящая десница Спасителя изображена сходно с именословным перстосложением. 24 . Рождество чест. слав. прор. Предтеч. и Крестителя Иоанна ; мчч.: Орентия, Фарнакия Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Логгина. 25 . Прмц. Февронии девы; св. чудотв, Муромских, кн. Петра, во иноцех Давида, и кн. Февронии, во инокинях Евфросинии. Св. Петр и Феврония являют собою пример святой супружеской жизни и наглядно показывают, что можно спастись и в супружестве. Значит, безпоповцы не справедливо отрицают брак, считая его помехой для спасения. 26 . Прп. Давида, иже в Селуне; явление иконы Пресв. Богородицы Тихвинской; прп. Иоанна, еп. Готфского; свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. На Тихвинской иконе Божией Матери у Спасителя благословящая десница изображена сходно с именословным перстосложением. 27 . Прп. Сампсона странноприимца, прп. Севира. Празднование победы под Полтавой. 28 . Перенесение мощей св. и чудотв. безсребренник Кира и Иоанна; прпп.: Сергия и Германа, Валаамских чудотв.; прп. Павла врача. 29 . Апп. Петра и Павла, прп. Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотв. Когда ап. Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то услышал от Него след. слова: ты еси Петр и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Поэтому нужно веровать, что Церковь Христова будет существовать вечно и никакие враги: ни гонители, ни еретики, ни даже сам ад со всеми своими силами не одолеют ее. 30 . Собор свв. апп. 12: Петра, Андрея, Иакова, сына Зеведеева, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, Симона и Матфия. Июль 1 . Свв. и чудотв. безсребренников Космы и Дамиана; прп. Петра, мч Потита. 2 . Положение честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне; свт. Иувеналия, патр. Иерусалимского; представление Фотия, митр. Киевского. Празднование образу Пресв. Богородицы Ахтырская.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Из поучений святителей не русского образования известны таковые св. митрополитов Киприана и Фотия, а также Григория Цамблака. Велико значение в истории нашего образования Святителя Киприана. От Святителя Фотия осталось 8 поучений и 29 грамат и посланий. Слова митр. Григория Цамблака (их 22) представляют собою оторванное от жизни, многоречивое и напыщенное подражание византийским образцам, мало понятное русским. После м. Фотия живая церковная проповедь замолкает, и остаются единственным родом словесности поучительные послания. Св. митрополит Иона оставил 35 таких посланий разнообразного практического содержания. (Знаменский). Литература назидательных повествований значительно увеличилась. В XIII веке написаны жития свв. кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора – неким Андреем, вероятно, современником событий, св. кн. Александра Невского и свят. Исаии, епископа ростовского – неизвестными авторами. В XIV веке явились жития святых еп. Кирилла туровского и митрополита Петра. Последнее, написанное еп. ростовским Прохором, отличается краткостью и простотой, чем разнится от жития того же святителя, составленного св. митр. Киприаном. В летописях помещались сказания о свв. Довмонте, Михаиле Тверском, о жизни и преставлении Димитрия Донского, о чуде Владимирской Божией Матери при нашествии Тамерлана, и др. В XV в. св. Питиримом Пермским было написано житие св. Алексия. Начинает проникать витийственный лад. Из витийственных писателей известны: троицкий монах Епифаний Премудрый , от которого остались жития пр. Сергия и Никона Радонежских, св. Стефана Пермского. Пахомий Логофет, родом серб, великий ритор, живший сначала в Москве, потом при новгородских владыках Евфимии и Ионе, наконец, опять переехавший в Москву, написал до 16 или 18 служб и канонов русским святым, несколько похвальных слов и жития святых Варлаама Хутынского, новгородских владык Иоанна, Евфимия, Моисея, Кирилла Белозерского, митрополитов Алексия и Ионы, в. кн. Ольги и Саввы Вишерского. Встречались также жития апокрифические, в которых отразились народные понятия и верования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1715 году тёплая Никольская церковь сгорела, и в 1717 году на том же месте, на средства прихожан, строится новая деревянная церковь с тем же посвящением. Этот деревянный храмовый комплекс существовал до 1776 года. Так как храмы к тому времени довольно прилично обветшали, да и не вмещали особенно в праздничные дни всех желающих помолиться, священнослужители и прихожане попросили преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, разрешить построить им на собранные средства новую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и свв. Бориса и Глеба. Разрешение вскоре было получено, и началось строительство величественного храма. Проект церкви села Борисоглеб скорее всего был заказан епархиальному архитектору. Взглянув на этот красавец храм, мы увидим, что декоративное убранство фасадов церкви выполнено очень строго, в стиле наступившей эпохи классицизма, правда с элементами барокко. Стены основного объёма, апсиды, трапезной и светового барабана расчленены прямоугольными окнами без обрамлений. В 1786 году была освящена трапезная церковь с приделами, а в 1790 году состоялось полное освящение Казанского храма. Деревянная же церковь св. Николая Чудотворца была разобрана в 1780 году и подарена приходу села Суворотское, а церковь в честь Казанской Богоматери с колокольней употреблена на обжиг кирпича для строившейся каменной церкви. В то время в Баглачевском приходе числилось уже 390 дворов. В 1858-1859 гг. колокольня перестраивается заново. Престолов в церкви три: в холодной во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в тёплой трапезной - во имя св. Николая Чудотворца и свв. благоверных князей Бориса и Глеба. В описании ценностей храма в дореволюционный период упоминалась достойной внимания икона Казанской Божией Матери старого письма; в приходе она почиталась за чудотворную. Хранилось в храме напрестольное Евангелие, печатанное при патриархе Никоне в 1657 году (в нем положены особые евангельские чтения при таинстве елеосвящения, совершаемом над мужчинами, и особые при елеосвящении, совершаемом над женщинами).

http://sobory.ru/article/?object=02070

Эскизы семи икон для храма-усыпальницы Великого князя Сергея Александровича, выполненные Иконописной палатой при Святейшем Синоде в стиле раннего итальянского Ренессанса, были представлены на рассмотрение Великой княгине и полностью ею одобрены . По стенам храма и в ризнице было развешано множество икон из молельной Сергея Александровича, из богатого собрания его икон. Здесь иконы по случаю его рождения, иконы его детства, иконы, висевшие над изголовьем его кровати, иконы-благословения от духовных лиц, иконы в память бракосочетания с Елисаветой Феодоровной и т. д. Всего около 300 икон, складней, крестов знаменитых иконописных школ Древней Руси и более позднего времени. В храм было передано много икон и других священных предметов, принадлежавших Елисавете Феодоровне. На многих иконах надписи, сделанные рукой Великого князя и его близких, а также дарственные посвящения. В храме представлены иконы Спасителя и Божией Матери, прп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского , прп. Саввы Звенигородского, св. Марии Магдалины, св. князя Александра Невского, прав. Елисаветы, прп. Илии, свв. Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Василия Великого , свв. Бориса и Глеба, св. Анны Кашинской, св. Великого князя Георгия Владимирского, память которого отмечается в день убийства Сергея Александровича и др. Чтобы иметь представление об исторической, культурной и духовной ценности икон, которые находились в храме, достаточно упомянуть лишь некоторые из них: — икона Казанской Божией Матери. Внутри чернилами надпись: «29 апреля 1904 г. Этой иконой Александра Александровна Львова, урожденная княжна Долгорукова, крестница Государя Николая Павловича, благословила внука Его Великого князя Сергия Александровича»; — икона прп. Саввы Звенигородского. Надпись: «Благословение Преосвященного Леонида Дмитровского викария Московского, Великому князю Сергею Александровичу при посещении Великим князем Преосвященного в Саввинском подворье 14 декабря 1865 г.»; — икона Святителя Алексия — «Благословение Преосвященного Филарета Великому князю Сергею Александровичу по приезде в Малый Кремлевский дворец: 27 ноября 1865 г.»;

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

А. А. Шахматовым этот памятник впервые был назван «Житие особого состава». Как основной список он указал Плигинский сборник (БАН, 21. 5.20, лл. 431 об. – 434 об.), а как переделку – текст из летописца XVII в. РНБ, ОР, Q. XVII. 72 (см.: Гл. 5. 2), известный еще раньше. 457 Н.И. Серебрянский назвал Особое житие «Плигинской переделкой Легендарно-проложного жития». 458 В справочнике «Письменные памятники...» оно названо Легендарным. 459 Крайне неудачное название дал Г. Подскальски: «Успение Владимира». 460 Это общее заглавие всех списков ПрЖ-1 и ряда списков ЖВ. В отличие от перечисленных выше распространенных редакций ЖВ, Особое (Легендарное) житие кладет в основу сагу о варяге Ижьберне, который помог Владимиру взять Корсунь (см.: Гл. 5. 3). Рассказ о крещении Владимира в Корсуне и крещении киевлян опирается на летопись, но отличается оригинальностью. Местами автор очень вольно обращается со своим источником. Так, он приписывает Владимиру не 12 сыновей, а 12 жен. При крещении князь исцеляется не только от слепоты, но и от «струпия». Последний мотив, как указал Н. И. Серебрянский, навеян рассказом о крещении царя Константина. 461 В Киев св. Владимира сопровождает митрополит Ларион (Иларион, современник его сына Ярослава). Следом за Киевом князь «Зал скую землю крести, и Владимерскую, и Суздальскую, и Переславль, и Муром». Это дополнение, как кажется, может указать на то, что Особое житие появилось во Владимиро-Суздальской земле. Далее агиограф сообщает, что Анна была матерью свв. Бориса и Глеба. Сага об Ижьберне сложилась приблизительно в начале XII в. в Полоцкой земле. Не ясно, послужило ли основой для уже упомянутого Распространенного ПрЖ Особое житие или его источник, сага об Ижьберне. Общая часть двух памятников ограничивается только историей дочери Корсунского князя. Ничего из новопридуманных подробностей крещения Киева и Владимирской земли в Распространенном ПрЖ нет. Не упоминается также и о рождении у Анны сыновей, свв. Бориса и Глеба. Вероятно, составитель ПрЖ и автор Особого (Легендарного) жития пользовались одним источником, но по- разному его переработали. 8. Похвальные слова

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир. Церковь Бориса и Глеба. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. По дозору Григория Житова 7128 (1620) г. «церковь въ Владимире свв. Мученикъ Бориса и Глеба внутри (въ) городе; дани съ нея было 15 алтынъ съ деньгою, да наместничьихъ и заезда гривна». В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храмъ Бориса и Глеба древянъ-клецки съ трапезою, а въ немъ двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское». В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (это говорит о том, что прежде при ней был монастырь), «лета ЗРП (1672) году ciu зделанъ крестъ града Владимера въ pyжhoi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так, по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попамъ по 25 алтынъ, на воскъ по 6 алтынъ по 4 деньги, попомъ же ржи по 2 чети съ осминою и по пол 2 четверика, овса по тому жъ человеку, да къ темъ же церквамъ на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика къ церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга».

http://sobory.ru/article/?object=40703

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы. Апостол и Евангелие – дня, Константина (под зачало) и Богородицы. Примечание. Апостольское чтение равноап. Константина – Деян., 49 зач., поскольку в текущем году праздник свв. равноапп. Константина и Елены совершается до праздника Пятидесятницы. «Апостол к Галатом, зачало 200. Аще ли прилучится внутрь Пятидесятницы, чтется Апостол в Деяниих, зачало 49» (Минея, 21 мая; ср.: Типикон, 21 мая). Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Всем святым, в земле Карельской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731390.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 2 В современном Типиконе отсутствует образец подобного соединения. За основу взят устав соединения службы в честь Владимирской иконы Божией Матери со службой свв. Константина и Елены и службой Триоди, приведенный в книге Н. С. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу» (л. 133–134). 3 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 4 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...». 5 Ср.: Типикон, 21 декабря. 6 Два канона праздника Вознесения в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 197). 7 В храме Господском и Богородицы кондак праздника поется на «Славу». 8 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 9 Два канона праздника Вознесения в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 197). ← предыдущий день   следующий день →

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-03/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010