Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Милюков) Родился в городе Тобольске. Происходил из купеческого рода. После пострижения в монашество некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре. В 1672 году возведен в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. 14 сентября 1674 года Симеон назначен настоятелем Московского Спасо-Андроникова монастыря, где вскоре снискал особое расположение царя Алексея Михайловича. 9 апреля 1676 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. Смоленский край долгое время находился во власти поляков. Насилием католиков и униатов православные церкви и монастыри здесь постепенно превращались в католические и униатские, так что в 1639 году во всем Смоленском и даже Дорогобужском уездах было прекращено православное богослужение. И после освобождения Смоленска от поляков католический дух и польские нравы долго не уступали православному русскому духу жизни. Необходимы были большие усилия, чтобы в окатоличенном крае поднять Православие на должную высоту. Сначала были приспособлены к православному богослужению прежние православные храмы и монастыри, обращенные в католические и униатские. Но это не совсем устраивало преосвященного Симеона. Он задумал построить новый кафедральный собор, который соответствовал бы величию Православия. Царь поддержал мнение архиепископа Симеона и прислал пожертвования на строительство собора. Строительство началось в 1676 году, а закончилось уже после смерти преосвященного Симеона (храм освящен в 1772 году). В 1678 году преосвященный Симеон был в Москве на Соборе по вопросу об обрядах в Неделю Ваий. 1 сентября 1681 года он был возведен в сан митрополита. В этом году принимал участие в погребении патриарха Никона и получил от царя в подарок богатую митру из ризницы патриарха Никона. Через несколько месяцев в присутствии царя освящал церковь во Флорищевской пустыни. В конце 1681 года принимал участие в земском Соборе и в заседаниях Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 Современники блаж. старца Иисуса описывают наруж­ность его, которая весьма сходна с изображением на гробнице: он был роста среднего, телосложения благообразного, имел лице широкое, гладкое и свежее, глаза светлые и проницательные, волосы на голове снежно-седые, кудрявые, бороду белую, густую, довольно длинную, на конце раз­двоившуюся. 20 Источниками для этой биографии служили: 1) рукописное житие митрополита Илариона, писанное учеником его, монахом Марком; 2) та же рукопись или, скорее, отрывок от 1632 г. до 1637 г. с некоторыми различиями от первой, подробной и полной рукописи, в Румянцев. музее под 173; 3) церковно-историче­ское описание Суздальских достопамятностей магистра иеромонаха Иосифа 1857 г.; 4) жизнь Илариона, митрополита Суздальского и основателя Флорищевской пустыни, писана иеромонахом Иеронимом в 1859 г. 21 В упомянутой выше рукописи Румянцевского музея помещен рассказ сторожа Успенского собора, по имени Роман, о том, что Никон патриарх , еще бывши бельцом, приходил за наставлениями к отцу Илариона и получил от него рясу. Анания будто бы сказал ему: «Ты будешь носить рясы лучше этой, потому что будешь в великом сане патриаршем». Тут же помещен другой рассказ того же Романа о гадателе Мордвине, предсказавшем Никону, что он будет царем или патриархом. Этот, последний, случай рассказан здесь несколь­ко иначе, нежели у Шушерина (в житии Никона). Шушерин называет гадателя татарином. 22 Сомнение Илариона весьма естественно: он не мог вполне сочувствовать патриарху Никону , занявшему, по воле царя,то высокое место, которое по жребию следовало родителю Илариона, иеромонаху Антонию, едва ли охотно отказавшемуся от патриаршества. Сверх того, родственник, покровитель и рукоположитель Илариона, епископ Павел, был непримиримым врагом Никона. 23 Авраамий из архимандритов Андрониева монастыря посвящен в 1687 году в сан митрополита Рязанского, но в 1700 лишен епархии и скончался в 1708 году. 25       Житие преп. Варлаама написано в 1589 году (см. Обзор Русск. дух. Литературы, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Троицы и сгорел весь дотла. Тогда Иларион решает тёплую церковь построить отдельно, а к Успенской церкви пристроить придел во имя свт. Ефрема Сирина. В 1663 г. он получает от царя дозволение на строительство. Через некоторое время, передавая из уст в уста всем близким и знакомым о Флорищевской пустыни и её игумене Иларионе, богомольцы разнесли далеко славу о нём. И вот слух о подвижнике, жившем в дремучих Гороховецких лесах, дошёл и до царя Фёдора Алексеевича. Царь пожелал встретится с этим святым мужем, слышать его поучения и принимать его благословение. Юный царь давно был тяжело болен, у него была цинга, от которой ноги постоянно были опухшими, он в душе надеялся получить чудесное исцеление, благодаря молитвам какого-нибудь благочестивого подвижника. Так случилось, что настоятель Флорищевой пустыни сам приехал через некоторое время в Москву, " неких монастырских потреб ради " . Царь, прознав про это, повелел немедленно отыскать флорищевского чудотворца и препроводить его в царские палаты. К концу зимы 1681 г. строительство храма было завершено. Когда царю доложили о завершении строительства каменного храма и колокольни, Государь с радостью пожертвовал от царской своей милости драгоценную церковную утварь: крест, Евангелие, сосуды, кадильницу, царскую порфиру, а сам обещал быть на освящении храма, что вскоре и исполнил. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова. Фёдор Алексеевич вторично прибыл во Флорищеву пустынь со всей царской семьёй для освящения собора в честь Успения Божией Матери, который был освящён митрополитом Смоленским Симоном 30 сентября 1681 г. Успенский собор представляет собой ближайшую аналогию Покровскому собору в Измаилово (1671-1679) и по качеству приближается к столичным постройкам времени Фёдора Алексеевича. Собор представляет собой традиционный кубический объём с тремя низкими апсидами, завершённый пятиглавием. Выразительность лаконичного объёма с тремя крыльцами достигнута гладкими плоскостями стен, расчленённых лопатками на три части и завершённых полуциркульными закомарами.

http://sobory.ru/article/?object=05355

Коллектив авторов B. C. Румянцева. Монастыри и монашество в XVII веке 468 Уникальное наследие семнадцатого столетия – документальные архивы как правительственного, так и церковного происхождения. Но в плане истории монастырей они разработаны еще недостаточно. В очерке использованы материалы Тайного, Новгородского, Разрядного и Монастырского приказов из фондов РГАДА; рукописи РГБ, ГИМ, GATO; а также монографии, статьи и публикации по отдельным монастырям и монашеству 469 . Рассматривается впервые, наряду с известными проблемами, круг вопросов, связанных с правовым статусом монастырей в иерархической системе Русской Церкви этого периода. На территории Российского государства иноческие обители представляли общие монастыри, пустыни и зависимые от них скиты. Согласно традиции, пустынью называлась небольшая иноческая обитель, расположенная вдали от города в пустынной или малонаселенной сельской местности, хотя определение не точно отражает историческую реальность эпохи. Вокруг пустыней, находившихся на внутренних торговых путях, вырастают села, посады, слободы и деревни 470 . Пустынь могла быть устроена как в городе, так и вблизи большого села, имевшего посад. Небольшие загородные обители в документах именуются и пустынями и монастырями. Путь устройства пустыни (впрочем как и монастыря) считался «чинопоследовательным», когда направлялись царские грамоты местным властям и братии во главе с благонадежным иноком. Затем по межевым и отводным книгам приказа Большого Дворца ей определялся земельный участок: одна или несколько пустошей, иногда маленькая вотчина. Епископ освящал монастырский храм и возлагал антиминсы на престол (или престолы) «по правилом святых Апостол и святых Отец» 471 в пустынях богослужение совершалось по церковному уставу, которому отдавалось предпочтение перед скитским 472 . Основателями пустыней упоминаются чаще всего монашествующие, иногда представители белого духовенства и совсем редко миряне. Если учет пустыней и монастырей – вотчиновладельцев неоднократно проводился в XVII в. (см. ниже), то о безвотчинных пустынях отсутствуют какие-либо количественные данные. Источники фиксируют факт их существования, сообщая лишь краткие сведения либо просто их упоминая. Так, в 1651 г. монахом Мефодием устроена Флорищева Успенская пустынь в Гороховецком уезде. Краткое ее описание вместе с некоторыми биографическими сведениями о строителе Иларионе, сменившем в 1655 г. основателя, содержатся в документе Тайного приказа: «Флоршцевы пустыни строитель Иларион в роспросе сказал… а Флорищевская де пустыня от Гороховца 25 верст. А родом де он Иларион нижегородец, а в мире был на Москве в соборе [Пречистые Богородицы Казанския] 473 … А кормятца де они в той пустыни подаянием да трудами своими, пашню пашут 474 475

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя в этом случае не обратить внимания на то обстоятельство, что те ревнители, о происхождении которых мы только знаем, были земляки или по происхождению, или по месту своей деятельности, что некоторые из них были, вероятно, лично или по слухам знакомы друг с другом еще до своей встречи в Москве. Неронов, как мы видели, в видах довершения своего образования поселился у священника села Лыскова (недалеко от Нижнего Новгорода) Анании, который «зело искусен бе в Божественном Писании». У Анании он прожил долгое время «и извыче от него разумети, яже о Божественном Писании суть недоведомая». В «Повести о блаженной жизни преосвященнейшего Илариона, митрополита суздальского, бывшего первого строителя Флорищевския обители», рассказывается, что отец Илариона священник, именем Анания, был «зело благочестив, и Божественнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета добре искусен, благ зело и кроток», что он был сначала священником в нижегородском девичьем Зачатьевском монастыре, а потом перешел отсюда в село Кириково, «яже близ веси, именуемой Лысково и близ обители преподобнаго Макария Желтоводскаго чудотворца». Анания принял монашество под именем Антония, и Никон, еще будучи бельцом, не раз бывал у Анании, который и предсказал ему тогда, что он будет патриархом. Не трудно видеть, что священник Анания, у которого Неронов прожил долгое время и у которого он научился разуметь «яже о Божественном Писании суть недоведомая», и священник Анания «добре искусный в Божественном Писании Ветхого и Нового Завета», у которого поучался Никон и который предсказал ему, что он будет патриархом, – был одно и то же лицо. Очень возможно, что Неронов и Никон встречались у Анании или же по слухам еще до встречи в Москве уже знали друг друга. То же сказание об Иларионе рассказывает, что Иларион был женат на дочери соседнего священника, Ксении (которая умерла через полтора года после замужества), и что Ксения была родная сестра Павла, епископа коломенского. Значит, и Павел коломенский был родом из села, соседнего с Лысковым, хорошо знал священника Ананию (с которым породнился через свою сестру) и, вероятно, знал Неронова и Никона или лично, или по рассказам. Родина протопопа Аввакума, по его собственному свидетельству, находилась только в пятнадцати верстах от родины Никона, так что и Аввакум мог лично или по слухам знать Ананию, Павла коломенского, Неронова, Никона. Вероятно, не случайно было, что ревнители или по рождению, или по месту деятельности происходили из нижегородской области и были люди, уже ранее своей встречи в Москве так или иначе знакомые друг с другом. К сожалению, мы решительно не знаем, откуда был родом глава кружка – Стефан Вонифатьев и почему он приблизил к себе ревнителей по преимуществу из нижегородцев. Нелишне указать здесь и на то обстоятельство, что Иларион, архиепископ рязанский, один из главных поборников исправлений Никона, был ранее священником в Москве или в соседнем селе и хорошо был знаком тогда с Аввакумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В свою очередь, сам иеромонах относился к настоятелю «укорительно и с небрежением». «Не отдавая ему должного почтения, позволял даже лежа его принимать в своей келии, – сетовал архиеп. Николай, – в разговорах с ним проявлял резкую настойчивость в своих незаконных требованиях – раздраженным повышенным голосом» . Впрочем, принимать лёжа – это еще полбеды. Зачастую о. Илиодор вовсе отказывался принимать о. Макария, не пуская его в свою келью. Братия Флорищевой пустыни приняла о. Илиодора «не особенно благожелательно» ввиду водворившегося с его приездом строгого режима. «И вот теперь их довольная тихая жизнь нарушена, – сообщалось в вышеупомянутом анонимном письме. – Привезли опального администрация. Полиция. Паломники – высокие. Пришлось подтянуться. Днём не пойдешь на скотный двор и к себе не пустишь» . Коротко указав на «совсем не монашескую» жизнь братии, о. Илиодор заметил: «Теперь все стало строго, и я боюсь, что это вызовет озлобление против меня» . Флорищевские монахи избегали о. Илиодора, равно как и он их. Всем, кроме старшей братии, общение с о. Илиодором было воспрещено. «В монастыре братия от меня разбегается, – писал он. – Архиеп. Николай запретил им беседовать со мной, чтобы я их не развратил. Строгую бумагу прислал архимандриту насчет этого» . Впрочем, в свете настойчивых слухов о неблагоповедении флорищевской братии, скорее следовало бы опасаться обратного влияния. Что до о. Илиодора, то он сторонился новых собратьев из страха за свою жизнь, боясь, что среди озлобленной на него братии «найдется подкупленный предатель» . Раз «Биржевые ведомости» сообщили о попрёках, которыми изводил о. Илиодор настоятеля и братию, причём одному монаху будто бы кричал следующее: «В моих ногах, говорит он, валялись генералы и сановники. Меня боялись враги. Передо мной трепетали министры. А вы смеете мне прекословить и хотите, чтобы я подчинился вашим распоряжениям. Вот скоро решится моя участь. Я сгонял с мест разных сановников, – найду и на вас управу. Всех вас разнесу и камня на камне не останется» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

Архимандрит Игнатий был родом из великороссиян, служил при дворе Императорского Величества. В 1763 г. был уволен с государственной службы, и в 1764 г. был пострижен в монашество настоятелем Санаксарского монастыря Феодором Ушаковым. В этой обители Игнатий был произведен в иеродиакона и в иеромонаха. Как было выше указано, в 1776 г. перешел во Флорищевскую пустынь, где пребывал на должности казначея. С 1778 г. после старца Клеопы был строителем Островской Введенской пустыни, а в 1781 году был переведен настоятелем в Николаевский Пешношский монастырь, куда перенес из Островской пустыни общежительный устав Афонской горы. О. Игнатий по рекомендации о. Феофана, келейника митрополита Гавриила, был назначен в 1788 г. настоятелем Тихвинского монастыря, который находился в большом запустении, и данным запустением древней обители был крайне огорчен митрополит Гавриил 162 . Митрополит Гавриил сделал представление о назначении Игнатия в архимандриты Тихвинского монастыря, но Святейший Синод нашел в этом исполнении затруднение, т.к. в сан архимандрита производились только ученые монахи. Но через полгода это представление было улажено. Этому обстоятельству придал большую важность о. Феофан: «Итак, говорил он, о. Игнатий первый из неученых произведен в архимандриты, и с того времени началось производство неученых» 163 . Вновь назначенный архимандрит Игнатий ввел в Тихвинском монастыре общежительный устав, и восстановил в нем строгий порядок. Не меньшую роль сыграл о. Феофан и в назначении о. Игнатия строителем Московского Симонова монастыря, который ранее был упразднен. В этой одной из самых древних обителей Москвы находился кавалерийский полк, и правительство также имело намерение устроить в обширных зданиях монастыря госпиталь. О. Феофан довел до митрополита Гавриила ревность московских благотворителей о восстановлении Симонова монастыря, и митрополит Гавриил ходатайствовал в этом вопросе перед императрицей через обер-прокурора святейшего Синода Мусина-Пушкина, о чем последовал указ в 1795 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа Страстная – в Липецке, 13 августа Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа Супрасльская, 28 июля Сурдегская, 15 августа Сырковская Сямская, 1524 г., 8 сентября + Табынская + Тамбовская, 1692 г., 16 апреля + Теребинская, 14 мая Тиносская (в Эгейском море) + Тихвинская, 1383 г., 26 июня Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня Тихвинская – в Киеве, 26 июня Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня Тихвинская-Онолченная, 26 июня Тихвинская-Переяславская, 26 июня + Тихвинская-Цивильская, 26 июня Тобольская, 1661 г., 8 июля + Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября Толгская – в селе Спасском, 8 августа + Тотемская-Суморинская, 28 января + Трех Радостей, 26 декабря + Троеручица, VIII века, 28 июня Троеручица, 12 июля Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля Троеручица – в Воронеже, 12 июля Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля Трубчевская + Тупичевская, 15 августа и в Духов день + Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября + Умиление, 1103 года, 19 марта Умиление – в Новгороде, 8 июля Умиление – в Опочецком соборе Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября + Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых + Умягчение злых сердец Услышательница, XIV века, 22 сентября + Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389 Успение – в Боровенске, 15 августа Успение – в местечке Волна, 15 августа Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа + Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая Успение – Овиновская, 15 августа + Успение – Псково-Печерская, 15 августа + Успение – Пюхтицкая, 15 августа Успение – Семигородная, 15 августа Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля Устюженская-Смоленская, 28 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В мае 1933 году в Нью-Йорк приехал архиепископ Вениамин (Федченков), которого Труфанов помнил молодым иеромонахом, ближайшим сподвижником преосв. Феофана (Быстрова). Теперь вл. Вениамин был командирован Московской Патриархией и в ноябре стал её экзархом в Америке. Как и вся русская диаспора, Труфанов поначалу принял просоветского архиерея враждебно. Даже произнёс против него речь в помещении методистской церкви всех наций, говоря, что архиепископ не может «прятать свои уловки за бородой», когда «красные звери» «молотом бьют по головам российских граждан и серпом срезают» . Однако после этого даже сам оратор понял, что хватил лишку. Труфанов «решил ближе подойти к арх. Вениамину» . И случилось чудо. То, что «хрустнуло» в душе флорищевского узника двадцатью годами ранее, вновь срослось. По благословению архиеп. Вениамина в воскресный день 6 ноября 1933 Труфанов обратился к прихожанам нью-йоркского патриаршего кафедрального Петропавловского собора со следующим словом: «…Свидетельствую: имя мое – Сергий. Когда-то был иеромонахом Илиодором. 21 год тому назад я отрекся от Святой Церкви и Христа Спасителя. Отречение, поданное мною в прежний Св.Правительствующий Синод, я подписал собственной кровью, взятой вот из этой моей руки (левой). В отречении я похулил Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго; похулил Преславную Приснодеву Марию; похулил Архангелов и Ангелов и всех Святых, от века Богу угодивших... и самое христианство я готов был всегда ставить ниже наук человеческих... я отрекся от Церкви и похулил святыню Господню по гордости и озлоблении... за соблазн верующих и за свое публичное выступление против Церкви... я прошу прощения». Договорив, он сделал перед народом земной поклон . Одновременно он признал и Московскую Патриархию вместе с ее фактическим руководителем митр. Сергием (Страгородским), которому, как своему бывшему ректору, в тот же день написал покаянное письмо: «Дорогой Владыко! Много времени прошло с тех пор, как Вы постригли меня в монахи и рукополагали во священники. Вам известно, как печально и пагубно для души моей окончилась моя иноческо-священническая карьера...».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

13. ВАРФОЛОМЕЙ. 14. СЕРГИЙ. 15. ПАФНУТИЙ. 16. CUЛЬBECTP I, родом из дворян, постриженик Соловецкого монастыря. 17. НИКОН. 18. ПРОХОР. 19. МИСАИЛ, упоминается в 1668 году. 20. ИОСИФ. 21. СОФРОНИЙ. 22. ДИОНИСИЙ Кучин, постриженик Флорищевской пустыни, произведён в Архимандрита Иоасафом, Митрополитом Казанским. Он обитель сию снабдил многими душеполезными книгами. 23. ГEOPГUЙ I. 24. СИМЕОН. 25. АЛЕКСИЙ. 26. MUCAUЛ II. 27. MAKAPUЙ II, потом схимонах. 28. ГEOPГUЙ II, прозванием Зубин, родом Московитянин, постриженик Ниловой пустыни, произведён в Архимандрита Маркеллом, Митрополитом Казанским. 29. ИЛАРИОН. 30. ИОНА Саникеев, родом из дворян, постриженик Троицкого Сергиева монастыря, произведён Тихоном, Митрополитом Казанским из Строителей Астраханского, приписного к Троицкому Сергееву Московскому монастырю, и был с 1725 по 1726 год Членом Святейшего Синода, наконец, по разным переменам состояния, Строителем в Сызранском монастыре, где и скончался. 31. ПИТИРИМ, прибывший с Сильвестром, Архиепископом Казанским, произведён им сперва в Семиезерную пустыню Игуменом, а потом Архимандритом сего монастыря; вскоре после того потребован в Санкт-Петербург, и по суду сослан в Сибирь, но оттуда, при восшествии на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны возвращён. Где же когда скончался, неизвестно. 32. ГEPMAH II, прозванием Барутович, Малороссиянин, постриженик Киево-Братского монастыря, произведён в Архимандрита Иларионом, Архиепископом Казанским. Он много потрудился к украшению и обогащению этой обители. Потом был Настоятелем в Московском Спасо-Андрониеве монастыре, а скончался в Киеве. 33. UOACAФ II Орловский, из служительских детей Московского Новодевичьего монастыря, постриженик Московского Донского монастыря, произведён Лукой, Епископом Казанским в Архимандрита Симбирского Покровского монастыря, потом переведён в этот Спасо-Преображенский монастырь, а отсюда паки в Симбирский и там скончался. 34. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, в 1748 году хиротонисан в Епископа Нижегородского, потом был разных Епархий Преосвященным, после Архиепископом, наконец, Митрополитом Казанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010