Православные цари благоговейно чтили праздники и крестные ходы, установленные в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Цари Иоанн Васильевич и Алексей Михайлович усердно посещали крестные ходы в честь Богородицы. Царь Михаил Феодорович во дни сих праздников всегда слушал Божественную службу в церкви Рождества Богородицы на сенях. При общественных бедствиях святители с молитвою обращались к Владимирской иконе Божией Матери, Сама Богоматерь, по словам летописи, соблюдала не только свой образ, но и всю Церковь , и весь мир, покрывая и защищая его. Никто же, притекая к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево; но просит благодати и приемлет дарование полезному прошению. Молитва веры – духовная сила – привлекает чудеса. В продолжение 242 лет Владимирская икона находилась во Владимире, и слава этого города возрастала и распространялась. 26.08. Владимирская-Флорищевская Среди дремучих вековых лесов, в Гороховецком уезде Владимирской губернии, укрывается Флорищева пустынь. Первым основателем этой пустыни в 1655 году был подвижник благочестия Иларион, впоследствии, в 1681 году, прославленный митрополит Суздальский. При первом начале своей подвижнической жизни он удалился в пустыню на Флорищеву гору, где и основал Флорищевскую пустынь. В подвигах иночества он испытывал тяжкую с плотскими страстями борьбу и однажды в изнеможении от борьбы он пал пред Владимирскою иконою Божией Матери и со слезами умолял Её о помощи – и Пресвятая Владычица поспешила к нему на помощь: благодатною силою Она осенила его и умиротворила дух его. Однажды блаженный Иларион с иеродиаконом совершали вечернее пение, в церковь вошли разбойники, убили иеродиакона, а Илариона связали, как он был в ризе, и хотели жечь на огне, чтобы выпытать, где монастырские сокровища: они не хотели верить, что в обители нет золота. В этих мучениях Иларион обратил свой взор к чудотворной иконе и сказал: «О Пречистая Дево Марие, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнём, у меня недостанет уже сил выну прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойники испугались и в страхе бросились бежать: им послышались крики людей, спешивших схватить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

При И. Флорищева пуст. была обнесена деревянной оградой с ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на св. вратах. В 1660 г. в мон-ре построили новую, более просторную деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, И. наряду с др. насельниками пустыни принимал участие в ее сооружении. Прежняя Успенская ц. была перенесена на др. место и переосвящена во имя Св. Троицы (в 1663 сгорела и вскоре была возобновлена). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. Флорищева пуст. дважды сильно пострадала от пожаров, И. руководил восстановительными работами. И. способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией Матери. Святой отобрал этот образ в Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пуст. Пресв. Богородица по молитвам И. неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. (Братия, часто прятавшаяся от грабителей в лесу, была беззащитна перед ними; нападавшие пытали иноков, требуя денег.) По заказу И. его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, на чьем дворе И. и др. насельники пустыни останавливались, бывая в Москве, написал для мон-ря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (это наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пуст., сделанный в 1660) и Успения (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662-1663). Икона Успения Пресв. Богородицы находилась в алтаре Успенской ц. и позднее вошла в иконостас каменной Успенской ц. (построена в 1681). Впосл. каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам. Свт. Иларион, митр. Суздальский. Гравюра Н. Ермолова. 1894 г. Свт. Иларион, митр. Суздальский. Гравюра Н. Ермолова. 1894 г. При И., по свидетельству Жития занимавшемся перепиской книг, во Флорищевой пуст. собралась обширная б-ка, обитель стала одним из крупных культурных центров России (впосл. б-ку пополнил принявший во Флорищевой пуст. монашеский постриг сподвижник Петра I Алексеевича кн. Б. А. Голицын). По-видимому, в начале настоятельства во Флорищевой пуст. И. использовал богослужебные книги, не подвергшиеся книжной справе никоновской . Об этом донесли патриарху Никону, к-рый вызвал И. в Москву и заставил 40 дней служить в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре по новоисправленным книгам. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» подробно рассказывается о колебаниях И. в отношении осуществлявшейся в сер. XVII в. богослужебной реформы. Поначалу отвергнув ее, святой позднее через особое откровение удостоверился в одинаковой спасительности старых и новых обрядов. Леса вокруг Флорищевой пуст. были местом прибежища старообрядцев, к-рым И. приходилось противостоять (в 1672 И. доносил в приказ Тайных дел о живших вокруг Флорищевой пуст. последователях старых обрядов), однако в этой борьбе он не был сторонником крайних мер.

http://pravenc.ru/text/389121.html

Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Напр., указания на внешнюю роспись в закомарах и на внутреннее убранство Казанского храма (перестроен в кон. XVII в.) Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. в делах Патриаршего приказа: «…около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых»; «в церкви царские двери, сень и столбцы резные, сквозные золочены травы виноградные в сени писано Вечери… По правую сторону местные иконы образ Всемилостивого Спаса, седящего на престоле… писано золотом и красками…». Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 293-295). Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. 1691 г. продал 52 такие иконы ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 638). В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. пуст. (основана в 1651) в алтаре соборного храма возле жертвенника находилась Владимирская икона Божией Матери, по преданию написанная в 1464 г. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. монастырской святыней, иконой «Успение Пресв. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону (празд.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

2-й, стр. 184–185). «Деятельность его по кафедре Св. Писания замечательна была тем, что он внес в преподавание этой науки в Казанской Академии новый метод, который в отличие от прежнего аналитического метода, – можно, хотя и не совсем точно, назвать синтетическим. Он наведен был на этот метод знакомством с архим. Феодором Бухаревым. О. Феодор приехал в Академию как раз в ту самую осень 1854 г, когда о. Григорий юным монахом готовился вступить в свою должность и конечно озабоченно искал пособий для своих будущих лекций. О. Феодор, сам преподававший Св. Писание в Московской Академии, принял в нем сердечное участие и сейчас же стал внушать ему свои богословские идеи, снабдил его даже своими записками по Св. Писанию, на которые всегда смотрел, не как на какую-нибудь личную свою литературную собственность, а как на труд, долженствующей быть общим достоянием. Умственное направление о. Григория, чисто рассудочное, логическое, было далеко не сходно с созерцательным направлением ума о. Феодора, но он хорошо понял этого богослова-созерцателя и синтетика, оценил глубину его идей и его экзегетические приемы и не преминул воспользоваться его записками при составлении собственных лекций, над которыми в первые годы своей службы трудился очень много и добросовестно. Не мудрено, что по основному строю курсы его во многом напоминали сделавшиеся потом известными в печати труды по Св. Писанию о. Феодора» (Знаменский, – id., Вып. 2-й. стр. 185; далее, на стр. 185–183 идет более подробная характеристика трудов о. Григория). – Из академической службы он вышел 3 апреля 1867 г., будучи назначен ректором в Уфимскую Дух. Семинарию и настоятелем Уфимского Успенского монастыря и в сан архимандрита. Потом жил во Флорищевском монастыре, был наставником Владимирской Семинарии, с 1877 до 1888 г. состоял ректором Иркутской Семинарии, с 1888 до 1891 г. членом С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры, с 1891 г. – епископ Ковенский, викарий Литовский, с 1892 г – Туркестанский, с 1895 г. – Омский и Семипалатинский (3наменский, – id., Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Вскоре после основания Красногорской обители в Холмогоры прибыл новый правитель, некто Иоанн Милюков. В это время на Руси происходили великие междоусобия. Царя не было, а появлялись разные самозванцы, провозглашавшие себя законными московскими государями. Везде происходили мятежи и восстания народа против своих правителей. В Холмогорах народ также восстал против нового правителя. Милюкова посадили в тюрьму и осудили на смертную казнь. Духовный его отец посоветовал ему обратиться с горячей молитвой к Пресвятой Богородице, творящей великие чудеса через Свою икону на Черной горе. Милюков послушался этого совета и усердно помолился Матери Божией. На другой день народ образумился и просил Милюкова снова взять в свои руки управление краем. После этого случая Милюков возблагодарил Бога и до конца жизни своей всегда хранил благоговение к Пресвятой Богородице и много оказал благодеяний Красногорской обители. В 1859 году в лесу, находящемся в окрестностях Красногорского монастыря, возник большой пожар, продолжавшийся два месяца вследствие засухи и сильного ветра. В июне месяце огонь стал приближаться к монастырю и 21 числа был уже на расстоянии ста саженей от обители. Видя приближающуюся опасность, иноки совершили крестный ход с чудотворной иконой вокруг монастыря. Ветер тотчас же затих, и пошел дождь, прекративший пожар. В воспоминание об этом чудесном избавлении Красногорской обители от грозившей ей опасности установлено с той поры ежегодно совершать 21 июня крестный ход вокруг монастыря. И в настоящее время Пресвятая Богородица подает исцеления и спасение всем притекающим с верой к Ее честной иконе. Именуясь Черногорской, или Красногорской, сия икона Богородицы называется еще иконой «Умиления». Владимирская-Флорищевская икона Икона названа Флорищевской по имени той обители, в которой она находится. Обитель эта основана Суздальским митрополитом Иларионом, который до принятия архиерейского сана удалился в пустыню, во Флорищевские горы, находящиеся в нынешней Владимирской губернии, в Гороховецком уезде. Подвизаясь в трудах духовного самоочищения, Иларион испытал великую борьбу с страстями. Эта борьба не раз приводила его в отчаяние. Однажды, когда такой приступ отчаяния был особенно силен, Иларион пал со слезами пред Владимирской иконой Богородицы и молил ее о помощи. Владычица и Заступница рода христианского поспешила оказать ему помощь. Она осенила его благодатию Своею и умирила его мятущийся дух.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

почиталась в сер.- 2-й пол. XVII в. в Устюжском у., в пустыни на Тёплой горе. О ней было составлено сказание, сохранившееся в одном списке 70-х гг. XVII в. В 1-й ч. сказания («Явление о иконе…») повествуется о явлении иконы в 1643 г. в пределах Н. Новгорода, в с. Павлов Перевоз, крестьянину Григорию Данилову. Он тяжело заболел и, будучи при смерти, увидел «свет великий», наполнивший его «храмину», и услышал голос, повелевший ему встать с одра и пойти в Н. Новгород, чтобы найти на торгу иконописца Иоанна Калистратова, у к-рого в лавке есть В. и. («стоит вверху к стене лицем от многаго времени»). Больному было обещано скорое исцеление от иконы. Для этого требовалось купить образ и идти с ним «к восточным странам, во град Устьюг Великий, во область его в верх реки Юга на край Теплыя горы, в дикой черной и непроходимой лес, где она… изволит вселение себе сотворити» (исследование, публ. текста см.: Власов А. Н. Сказания о чудотворных иконах Устюжского края XVI-XVII вв.//КЦДР. 1994. [Вып.:] XVII в.: Разные аспекты исслед. С. 228). Повеление было исполнено. Остановившись напротив Тёплой горы отдохнуть, Григорий уснул и во сне услышал от иконы голос, возвестивший устроить на этом месте «жилище» иконе и «селение монашеское». Поставив там крест, Григорий поместил икону в часовню свт. Николая Чудотворца на Тёплой горе, где от нее исцелился сухорукий человек Далмат Карпов (подобно исцелению от древней В. и. в XII в.). Икону перенесли в указанное ею место, и от нее начали происходить многочисленные чудеса. Григорий испросил у владельца земли на Тёплой горе Иакова Иванова Росохина даровать это место под мон-рь. Владелец отдал землю со всеми угодьями в вечное пользование, а сам принял постриг. По благословенной грамоте Ростовского и Ярославского митр. Варлаама был основан мон-рь с церковью в честь Владимирской иконы, освященной в 1644 г.; его строителем был «блаженный Григорий». 2-я ч. сказания («Явление о чюдесех…») представляет собой подробный перечень 55 чудес, происшедших от иконы с 1644 по 1683 г. Согласно донесению 1728 г. строителя иером. Феодосия, чудотворная икона из Теплогорской Богородицкой пуст. сгорела во время пожара 1722 г. и была заменена новой; чудес от нее зафиксировано не было. В. и. «Флорищевская»

http://pravenc.ru/text/154962.html

(празд. 21 мая) - местночтимая из Флорищевой Успенской муж. пуст. Гороховецкого у. Владимирской губ., основанной в 1651 г. схим. Мефодием. В 1653 г. к нему присоединился инок Иларион (буд. митрополит Суздальский). В мон-ре, в алтаре соборного храма, возле жертвенника, находилась В. и., по преданию написанная в 1464 г. Иваном Чировым. В Житии Илариона Суздальского сообщается, что икона была отобрана им в с. Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пуст. Иларион усердно молился этому образу и неоднократно получал покровительство и помощь Пресв. Богородицы. Так, в 1681 г., когда шло строительство новой каменной ц. Успения, рабочие возроптали на скудное содержание и тяжелый труд. Моля Бога о помощи, Иларион впал в легкий сон, во время к-рого удостоился видения Пресв. Богородицы, повелевшей ему принести Ее образ, «именуемый Владимирским, от теплой церкви с паперти и поставить его в новостроенной церкви» и обещавшей быть ему помощницей ( Георгиевский. 1896. С. 66, 119-120). Пробудившись, Иларион призвал всех монахов помолиться перед В. и., после чего икону принесли крестным ходом в строящуюся церковь и поставили среди строительных лесов,- рабочие перестали роптать, и строительство ускорилось. В одну из ночей около храма появился белый «снеговидный свет», исходящий от иконы, что было знаком «помощи свыше» и побудило трудиться еще усерднее. Ежегодно вместе с др. монастырской святыней - иконой «Успение» - В. и. носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. На серебряной золоченой ризе иконы была вычеканена надпись: «В 1464 году принесен сей образ Пречистой Богородицы Владимирския июля в 29-й день на память священномученика Калиника. Писал в Нижнем Новгороде изограф Иван Андреевич Чировъ (инъ?) по обещанию балахонца Ивана Яковлева Ветошникова, а возобновлена и позлащена при настоятеле иеромонахе Гедеоне 1750 года марта 30 дня, в замещение старой ризы сделана новая серебряная риза при настоятеле архимандрите Антонии 1886 года, мая 19 дня» (Там же. С. 119). После закрытия мон-ря иконы и утварь как художественные ценности были переданы в ГВСМЗ. Местонахождение В. и. «Флорищевская» в наст. время неизвестно. В. и. «Ордынская-Поречская»

http://pravenc.ru/text/154962.html

Мы же – насколько это будет зависеть от нас – обещаем отнестись к ним с тем же сочувственным вниманием, с каким отнеслись и к трём рассмотренным нами теперь отчётам. Полагаем, что от этого может быть некоторая польза для дела православной истины, – а к ней и направляются все наши желания. И. Громогласов Голубцов А.П. [Рец. на:] Георгиевский В. Хлорищева пустынь: Историко-археологическое описание. Вязники, 1896//Богословский вестник 1897. Т. 1. 2. С. 362–361 (3-я пагин.). (Окончание.) —362— Довольно много в настоящее время имеется у нас описаний соборов, монастырей и даже приходских церквей с хранящимися в них памятниками древней письменности и искусства, но, разумеется, что ещё большая часть их ждут своих описателей. При этом нередко приходится наблюдать и то вполне естественное, но не особенно желательное явление, что в то время, как одни из соборов, монастырей и приходских церквей продолжают оставаться в совершенной неизвестности с своими книжными и монументальными сокровищами, другие уже имеют по два, по три и более описаний. Флорищева пустынь Владимирской епархии в данном отношении может считать себя положительно счастливой. С давних пор о ней начали говорить в печати и мимоходом и нарочито, а о находящемся при ней рукописном собрании писали даже такие видные учено-литературные деятели, как П.М. Строев, Е.Е. Замысловский, Н.А. Артлебен и А.Е. Викторов . Не успел учёный мир ознакомиться, как следует, с Флорищевскими рукописями по каталогу последнего, как „тщанием и иждивением“ архим. Антония, нынешнего настоятеля Флорищевой пустыни, издан в свет вышеназванный довольно объёмистый (XV + 416 стрр.) труд заведующего „Церковно-историческим древлехранилищем“ во Владимире губернском. Сказав в немногих словах о значении монастыря для местного края и подробно перечислив во введении к книге источники и пособия её, автор знакомит затем читателя с началом Флорищевой пустыни и последующей —363— судьбой её, причём пространно излагает древнее жизнеописание первого строителя её, небезызвестного в истории нашей церкви Суздальского митрополита Илариона, представляет довольно обстоятельную летопись монастырских настоятелей с указанием того, что каждым из них хорошего или дурного было сделано для обители; описывает храмы и прочие здания и, наконец, обозревает достопримечательности ризницы и приписных к пустыни церквей и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иконы для соборного храма пустыни при игумене Иларионе писал знаменитый иконописец Симон Ушаков с учениками. Самая известная — Владимирская Флорищевская икона Богоматери (1660 г.) ­— хранится во Владимиро-Суздальском музее. «Квадратная обитель» В плане монастырь — почти правильный квадрат с «осью» по центру, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Флорищева пустынь. Гравюра XIX века Монастырские стены Флорищевой пустыни — это целый городок со множеством корпусов разного назначения: казначейский, рухлядный, больничный, хозяйственный, настоятельский… А еще в ее стенах находятся монастырский погреб, кузница и монашеские кельи. Один из корпусов называется Голицынским по имени воспитателя и сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. В конце жизни он уехал во Флорищеву пустынь и постригся в монахи с именем Боголеп. Дорога Дорога к пустыни может стать интересным приключением, если выбрать необычный вид транспорта — «кукушку», рельсовый автобус. Приезжаете на Московский вокзал в Нижнем Новгороде. И садитесь на «кукушку». У нее есть два маршрута — прямо до станции Фролищи или с пересадкой через Ильино. По второму маршруту «кукушки» ходят гораздо чаще. Общее время в пути 2 часа. «Кукушка» едет очень неспешно: летом из окна можно даже рассмотреть грибы, которые растут вдоль дороги. И места живописные — леса, холмы, болотца… Фролищи — тупиковая станция. От нее до пустыни предстоит прогуляться еще пару километров по лесу. Фото savage19 Что такое «кукушка»? Это рельсовый автобус, или по-другому — автомотрисса. Такой вид транспорта специально приспособлен для движения по неэлектрифицированным участкам железных дорог. Пускать длинные составы с тепловозом там смысла нет, поэтому по рельсам ездят небольшие дизельные поезда из одного или нескольких вагонов. Такие ж/д ветки чаще всего однопутные и не имеют разворотов на конечных остановках: машинист просто переходит из головной кабины в хвостовую — и «кукушка» уже может ехать в обратную сторону. Отправиться в путешествие

http://foma.ru/florishheva-pustyn-samaja...

+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля Утешительница Скорбящих, 24 октября + Утоли моя печали, 1640 г., 25 января Фалковичская, 15 августа + Феодоровская – 1239 г., 14 марта Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта + Феодоровская-Городецкая, 14 марта Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа + Феодотьевская, 1487 г., 2 июля Филафет – Правдолюбие, 15 августа + Филермская, 1799 г., 12 октября Флорищевская- Владимирская, 26 августа + Хахульская, 15 августа + Холмская, XIII века, 8 сентября Христофоровская, XVI века, 28 июля + Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая + Цареградская, 25 апреля Цареградская, 1071 г., 17 сентября + Цесарская, 792 г., 9 апреля Цесарская-Боровская, 30 мая + Целительница Целительница, IV века, 18 сентября + Цикланская, IV века, 15 августа + Ченстоховская, 6 марта Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта + Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября + Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля Численская + Численская, 30 октября Чистительная, IV века, 9 июля Чудесно изобразившаяся – в Молдавии + Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля Шестоковская, 6 марта + Шуйская Одигитрия, 28 июля Шуйская-Смоленская, 11 июля + Югская, 28 июля + Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа + Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа Якобштадтская Яноборская, в неделю Всех святых + Ярмарковая, или Густынская0 + Ярославская, XIII века, 8 июня + Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля Ярославская-Печерская, 14 мая Яскинская, 682 г., 3 мая Ястребская, IV века, 9 июля + Яхромская, 1482 г., 14 октября3 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010