Избежать таких встреч не удавалось, поскольку на настоятеля и его помощников выпала обязанность объявлять узнику все распоряжения начальства. Теперь о.Илиодор неизменно бойкотировал эти церемонии, и о.Макарий оказался в затруднительном положении, недоумевая, как читать указы лицу, не желающему их слушать. Однажды (13 августа) настоятель пошел на хитрость, поймав узника при очередном свидании в трапезной и попытавшись огласить указ там, но о.Илиодор заглушил чтение криками. Узнав о намерениях своего духовного чада снять сан, епископ Феофан (Быстров) предпринял попытку выручить его из беды. С этой целью он начал ходатайствовать о переводе о.Илиодора в его епархию. Одновременно еп.Феофан попытался образумить бедного иеромонаха: «Ради Бога не снимайте сана; вот скоро-скоро Господь покарает " сосуд беззакония " », – написал он о.Илиодору . Газеты сообщали, будто тот внял увещаниям и радостно говорил: «Слава Богу, еще не все друзья отвернулись от меня. Мой духовный отец вместе со мной» . Впрочем, это слишком хорошо, чтобы быть правдой, но 27 июня о.Илиодор действительно подал настоятелю заявление, объяснив смысл своего прошения 8 мая с акцентом на необходимость возвращения в Царицын . Но тут пошатнулось положение самого преосв. Феофана. По сведениям газет, не последнюю роль в этом деле сыграли его сношения с флорищевским узником . Однако главной причиной перевода вл.Феофана считается его повторная попытка разоблачить Григория перед Императрицей. Впав в немилость, преосвященный был переведен из Таврической епархии в Астраханскую, что означало не только удаление от царской резиденции, но и резкую смену благотворного крымского климата на жаркий астраханский. Тщетно пытаясь добиться отмены этого назначения, грозившего губительно отразиться на его слабом здоровье (действительно, он приобрел там малярию), еп.Феофан одновременно пришел к благородному решению: выторговать у Синода возвращение о.Илиодора в Царицын в обмен на свое водворение в Астрахани . В конце концов Синод решил, что еп.Феофан поедет в Астрахань, а о.Илиодор не поедет в Царицын. Перевод иеромонаха в Таврическую епархию тоже отпал ввиду отказа нового архиерея принять его.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

Обер-прокурор тоже подготовился к тому дню, когда истекал срок увещаний о.Илиодора. Чтобы снять с себя ответственность за предстоящее решение, Саблер сообщил о «последних выходках» флорищевского узника при очередном всеподданнейшем докладе. Государь распорядился ликвидировать илиодоровское дело со всей строгостью церковных канонов . Теперь у высшей духовной власти были развязаны руки. По возвращении Саблера из Спалы, где проходил этот разговор, пошли слухи, что Синод одобрил снятие сана с о.Илиодора. Преосв. Николай выехал в Петербург с докладом по делу. Узник предвкушал свое освобождение. В долгожданный день 15 ноября, завершивший 6-месячный срок, он поделился с келейником своими надеждами, прося узнать, есть ли в пустыни хорошие лошади и сани. Дело, конечно, было не в лошадях, а в самом факте радостных приготовлений. Но никаких перемен не последовало. Оказалось, что в назначенный день Синод лишь дал ход обычной процедуре: решение должно быть принято сначала на епархиальном уровне и только затем утверждено высшей церковной властью. Эти проволочки были едва ли справедливо истолкованы о.Илиодором как признак новых колебаний священноначалия. Тем временем преосв. Гермоген, глубоко встревоженный вестями об о.Илиодоре, попытался предотвратить его падение. Но, будучи сам узником, мог только просить других о помощи. В телеграмме старому другу министру внутренних дел А.А.Макарову владыка повторил свою излюбленную характеристику о.Илиодора как «дитяти». С ним можно сделать все, что угодно. Ныне же необходимо поставить его в такие условия, чтобы этот «светлый ангел с искаженным лицом не попал в бездну» . В тех же выражениях преосв. Гермоген обратился к издателю «Колокола» В.М.Скворцову, указывая, что о.Илиодор не может вынести заключения, дошел до отчаяния, однако узника можно еще спасти. Следует послать к нему архиереев для увещания . Мольбы преосв. Гермогена имели некоторый успех. Макаров, равно как и министр юстиции И.Г.Щегловитов, высказался за облегчение участи о.Илиодора, а телеграмма на имя Скворцова была доложена Синоду. Однако Саблер был непреклонен.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

(Гиббенет, II. 1039–1041). Не трудно видеть, что в этой объяснительной записке ко второй главе патриарших ответов на вопросы о власти царской и патриаршей, сделаны значительные уступки в пользу власти патриаршей, которая признается стоящей рядом с царской и имеющей свой особый круг деятельности, куда власть царя не Должна простираться и где совершенно самостоятельно и независимо распоряжается и действует только одна духовная власть. Эта объяснительная записка патриархов и легла в основу указанного соборного решения вопроса об отношениях власти царской и патриаршей. 2917 Выводы, к каким нужно прийти на основании показаний Паисия Газского, всецело зависят от определения действительного исторического значения Паисиева труда. Ред. 2918 Непереплетенный рукописный сборник москов. синод, библ. IV. Тоже слово Иаакима находится и в рукоп. сборнике Флорищевской пустыни 121/695. 2919 Автор оставляет за своей мыслью значение «предположения». Переход от предположения к уверенности или к отрицанию предположения может последовать только после обнародования новых фактов из жизни Петрова времени. Ред. 2936 Neander, Geschichte der Pflanzung und Leitung der Christlichen Kirche durch die Apostel. Hamburg, 1838. 2938 Baur. Paulus, der Apostel Jesu Christi. Sein Leben und Wirken. Seine Briefe und seine Lehre. Stuttgart. 1845. 2948 Письма м. Филарета к наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию, ч. II, стр. 414–415. Москва, 1878. 2951 Срав. слово митр. Филарета на освящение храма при св. мощах, Препод. Михея в Сергиевой Лавре в 1842 году, Сочин. Филар. IV 194–195. Москва, 1882. 2952 Кроме братии обители, общая численность которой доходит до 500 человек, в Лавре за это время еще почти столько же было и находится воспитанников духовно-учебного (сперва семинарии, а ныне Академии) и других учебных и ремесленных заведений (начальное училище, живописная школа и т. д.), служителей, ремесленников и проч. См. приведенное выше слово в Сочин. Филар. IV, 193. 2954 См. Истории, описание Сергиевой Лавры, составленное А. В. Горским, стр. 20 и 21 примеч. полного издания в Москве, 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первые же дни заточения о. Илиодора владыка прислал ему письмо с просьбой не волноваться и всё упование возложить на Владычицу мира. Вскоре передал гостинцы, провизию, одежду и, на словах, – благословение. О. Илиодор передал ответ так же на словах, а 4 марта отправил с нарочным письмо, в котором сообщил еп. Гермогену, что «горюет» . Сбылась надежда некоего преосвященного, в ноябре 1911 г. говорившего сотруднику «Речи»: «Иеромонах Илиодор нуждается в хорошем руководителе, и необходимо во что бы то ни стало разлучить его с преосвященным Гермогеном» . Однако «хорошего руководителя» во Флорищах не нашлось. Новый духовник, по-видимому, не имел на о. Илиодора никакого влияния. Руководство явилось извне. Во-первых, эту роль играла печать, в том числе левая. Впрочем, с 1 марта узнику было запрещено получать газеты. Во-вторых, о. Илиодор читал фундаментальный труд немецких профессоров «Вселенная и человечество», второй том, доказывавший происхождение человека от обезьяны. 7 марта эту книгу видели раскрытой на странице с рисунком «Скелет старого гориллы, поставленный рядом со скелетом европейца». «Молюсь, читаю книгу " Вселенная и человечество " », – так узник описывал свой досуг в те дни . Наконец, новые друзья, о которых будет сказано ниже, тоже оказывали свое влияние на иеромонаха. Говоря об условиях своего содержания во Флорищевой пустыни, о. Илиодор употреблял весьма сильные выражения о «муках», принятых им и его паствой, о предании его «на истязание», об «издевательствах» и т.д. В ноябре договорился до следующего художественного описания своего полуареста: «Связали меня, заткнули мне рот, избили, изранили и бросили в темницу» . Такие речи были, конечно, крайне несправедливы по отношению к флорищевской братии. Когда иеромонах написал настоятелю (25 апреля): «Целых три месяца меня немилосердно мучили», – тот в сердцах заметил: «Не его мучают, а он всех мучает» . Однако терминология о. Илиодора любопытна тем, что раскрывает его внутреннее отношение к происходившему. Узник утешался мыслью, что страдает за правое дело – обличение Распутина, а следовательно – «за честь царя-батюшки и за чистоту Невесты Христовой – Церкви Божьей», «за отечество, за честь Царя, за твердость Царского трона» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

синод. Библ. IV. То же слово Иоакима находится в рукоп. сборнике Флорищевской пустыни 121/695. 1728 В виду недоумений, вызываемых у некоторых читателей, каким образом я, будучи профессором церковной истории, печатаю статьи не по своей специальности, и уж не перешел-ли я на кафедру новой гражданской истории, я должен заявить, что первоначально я приглашен быль в Академию на кафедру новой гражданской истории, на которой и оставался в течении 3-х лет, при чем первую половину учебного года преподавал историю западноевропейского средневековья с кратким очерком развития королевской власти во Франции за средние века, во второе – историю Византийского государства. Печатаемые по истории западноевропейского средневековья статьи и являются результатом этих занятий. Автор. 1729 Перевод с немецкого. Сочинение М. Моравского. Подлинник носит заглавие: «Abende am Genfer See». 1732 De engastr., c. XVII (S. 54); Caval., op. cit., fg. fg. 8–9 (p. 68), 12 (p. 69), 43 (p.p. 83–4); Hom. christ., c.c. XVI (p. 40), XIX (p. 42), XXII (p. 44). XXVI (p. 48); MPSG., t. XVIII, c.c. 693–4). 1734 De engastr., с.с. X (S. 40), XIX (S. 56), XXI (S. 59); Caval., op. cit., fg. fg. 12 (p. 69), 15–16 (p. 72), 44 (p. 84), 56 (p.p. 90–1), 82–3 (p.p. 98–9); Hom. christ., c.c. V (p. 29), VII (p. 32), XIII (p. 37), XV–XVI (p.p. 39–40), XIX–XX (p.p. 42–3), XXIII (p. 45), XXVI (p. 48); MPSG., t. XVIII, c.c. 677, 680, 684, 688, 691–6. 1747 MPSG., t. XVIII, c.c. 679–682. Относительно термина «Премудрость» у Евстафия считаем нужным сделать одно замечание. В то время как во всех только что процитованных местах «Премудростью» антиохийский епископ называет Божественную природу Христа, в одном Евстафиевом фрагменте (Caval., op. cit., p. 79) мы находим диаметрально противоположное указываемому употребление настоящего термина. Вот этот фрагмент в дословной передаче: «Итак, если Он (т е. Христос), соделался для нас, прежде всего, Премудростью ( 1Кор.1:30 ). (то) ты усматривай (из сего), что тем (очевидно, апостолом) здесь человек Христос называется Премудростью (Sapientia)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Государственный архив Волгоградской области (далее – ГАВО). Ф.6. Оп.1. Д.304. Л.74. Телеграмма Тарасова Семигановскому 5 мая 1912. Указанные статьи: участие в сообществе, составленном для посягательства на самодержавную власть, произнесение речи или чтение сочинения с подобными призывами и оскорбление Императора, Императрицы или наследника престола. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 е. Л.19-19 об. Представление прокурора Саратовского окружного суда прокурору Саратовской судебной палаты 6 мая 1912. Статьи: посягательство на жизнь Императора, Императрицы, Наследника, на низвержение монарха, на самодержавную власть, приготовление к этому посягательству, участие в сообществе с теми же целями. РГИА. Ф.796. Оп.191 (1910 г.), отделение V, стол 2. Д.143ж. Л.39 об. Записка из следственного производства по делу об иеромонахе Илиодоре. Допрос Якова Набатова. Там же. Л.80 об. Воззвание иеромонаха Илиодора к пастве; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.169 об. Рапорт полицмейстера Василевского от 14 марта 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191 (1910 г.), отделение V, стол 2. Д.143ж. Л.24 об. Записка из следственного производства по делу об иеромонахе Илиодоре; Там же. Л.81. Воззвание иеромонаха Илиодора к пастве; Там же. Л.51. Заявление о. Илиодора 10 июля. Что ждет Илиодора? - " Патриотическое оздоровление " Сибири//Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 6 июня 1912; Ходатайство за Илиодора//Саратовский листок. 31 мая 1912. РГИА. Ф.796. Оп.191 (1910 г.), отделение V, стол 2. Д.143ж. Л.39 об. Записка из следственного производства по делу об иеромонахе Илиодоре. РГИА. Ф.796. Оп.191 (1910 г.), отделение V, стол 2. Д.143ж. Л.46. Справка из дела. Отсюда пошел слух, что флорищевский узник отказался от намерения снять сан, но эти сведения были опровергнуты сначала Синодом, а затем и самим о.Илиодором. РГИА. Ф.796. Оп.191 (1910 г.), отделение V, стол 2. Д.143ж. Л.50 об. Справка из дела. Заявление о. Илиодора 10 июля. Там же. Л.39 об., 40, 35. Записка из следственного производства по делу об иеромонахе Илиодоре; Там же. Л.79 об. Воззвание иеромонаха Илиодора к пастве.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

Такие гордые мысли открыли свободный доступ врагу к душе несчастного; когда Иона становился на келейную молитву, бес стал являться ему в виде светлой звезды. Потом начал беседовать с ним, открывать ему тайные поступки других и предсказывать будущее. Между тем молодой монах более и более убеждался в своей праведности и усиливал подвиги, вопреки советов своего старца. Наконец он заболел, и демон, которого он считал ангелом Божиим, объявил ему, что он на третий день умрет. Тогда больной призвал к себе преподобного Илариона и сказал ему: «Отпусти меня, отче, из здешней жизни, мне назначено на третий день переселиться в вечность». «А почему ты это знаешь?» – спросил игумен. «Знаю наверное, отче. Ангел Божий, который давно уже беседует со мною, теперь возвестил мне смерть». Тогда Иларион, подняв руку, крепко ударил Иону по щеке, примолвив: «Ты обольщен, окаянный, ты поруган от диавола». Несмотря на упорные уверения обольщенного, что демон не мог будить его на молитву, опытный настоятель строго приказал ему не слушать внушений призрака и не вставать на молитву до того времени, когда вся братия встает по удару колокола. Оказалось, что в келейной молитве, Иона, по внушению врага, произносил слова нелепые, неприличные и ужасные, а потому поручено келейному его старцу крепко надзирать за молитвою ново- начального. На следующую ночь Иона не послушался обольстителя и не встал ранее других. Тогда бес напал на него и стал его мучить: несчастный источал пену, скрежетал зубами и страшно бесновался. Страдания его продолжались несколько недель; наконец, по усердным молитвам Илариона и всей братии, он избавился от мучения, пришел в разум и сделался послушливым и кротким, как младенец. Несчастный пример Ионы послужил к назиданию Флорищевской братии. Никто не смел уже налагать на себя подвига без благословения отеческого, и все твердо помнили, что послушание выше поста и молитвы. В обители введен был следующий устав для молитвы церковной: после вечерни пели в притворе заупокойную литию, потом читали малое повечерие с канонами Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Как бы то ни было, к приезду Руженцева бомб налицо не оказалось, равно как и других поводов для репрессий: Сергей находился за пределами Саратовской губернии в полном соответствии с требованиями закона. Поэтому, ограничившись установлением негласного наблюдения, ротм. Руженцев вернулся в Царицын и доложил начальству о своём открытии. После разоблачения Труфанов переехал на хутор Букатин, привлекавший его с самого начала. Здесь он, по-видимому, надеялся продолжить свою революционную деятельность. «Цел дом семьсот, сараи сто проданы», – телеграфировал он в Царицын 2 января 1914 г. , и этот условный язык подозрительно напоминал прошлогодние переговоры флорищевского узника с Федотом Болотиным: одна беляна выгружена, а вторая не тронута. В Букатине Труфанов рыл подземные ходы и продолжал собирать деньги. Кроме того, принимал посетителей. Однако полиция ограничила продолжительность посещений пятнадцатью минутами, а затем и вовсе запретила их. 20 января Сергей покинул Букатин и, скорее всего, не по своей воле: «…меня арестовали и отвезли обратно в деревню в ожидании приговора» . До Царицына его сопровождали хуторской и станичный атаман и помощник атамана отдела, а оттуда на родину – жандармский офицер. На следующий день Труфанов и его подруга вернулись в «Галилею». Тем временем 22 января Синицын был допрошен начальником Царицынского отделения Воронежского жандармского железнодорожного управления ротм. Орловским. Много лет спавшие и видевшие, как объявить о.Илиодора бунтарем, царицынские жандармы не ударили в грязь лицом. Они знали, о спрашивать Синицына. В итоге его показания вращались вокруг тем, намекавших на знаменитые политические статьи уголовного уложения, – подготовка бунта против самодержавной власти, организация преступного сообщества для этой цели, подстрекательство слушателей к бунту, оскорбление августейшей четы (ст.ст.100-103 и 129). Однако ничего конкретного Синицын не рассказал – то ли за отсутствием фактов, то ли по желанию замять собственную роль. Сравнительно с этим первое заявление Синицына, записанное Руженцевым месяцем ранее, выглядело куда основательнее. Оно касалось личных причин заявителя ненавидеть Труфанова – измены монашеству и православию. Это давало повод предъявить обвинение в богохульстве (ст.73 Угол.Улож.).

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

Таким образом, главная претензия о. Илиодора к Св. Синоду заключалась в том, что иерархи «под своими широкими мантиями сокрыли " святого " черта – Григория Ефимовича Распутина» . По господствовавшему тогда учению Святейший Синод рассматривался как постоянный Поместный Собор . «А я-то, бедный, вплоть до настоящего времени считал Синод поместным собором, непогрешимым, действующим по изволению Духа Святого. Да и я ли один так думал? Не вся ли русская православная Церковь считала Синод органом Духа Святого, живущего в Церкви и управляющего Ею?» . Недостойное, по мнению о. Илиодора, поведение было несовместимо с этим статусом Синода. Как выразился по другому поводу В.С. Пикуль, «в бунтарской душе Илиодора что-то хрустнуло». Сейчас не только хрустнуло, но и сломалось, раз и навсегда. Теоретическую сторону вопроса о. Илиодор разработал позже. Пока он просто решил демонстративно порвать с прошлым. Потеряв, по-видимому, интерес к кампании, предпринятой Бадмаевым, о. Илиодор задумал собственную: дописать свою страшную книгу о Распутине («Святой черт») и напечатать ее за границей. «Я не желаю умереть, не сказавши всей правды... Но сказать в России невозможно, ибо правда моя – действительно правда страшная... Ее придется говорить за границею. Говорить ее надо непременно мне. Значит, само собою напрашивается вывод о моем сане... Я готов на все, ибо у меня отняли все духовное, идеал, чем я жил, и дали мне только ссылку, истрепанные нервы и больное, очень больное сердце...». Так писал о. Илиодор своему новому другу Кондурушкину, прося совета . Адресат, сочтя «страшный» замысел флорищевского узника наивным, отсоветовал писать. Но иеромонах не отказался от своего замысла, лишь отложил его осуществление. Так за первые же два месяца флорищевского заточения о. Илиодор растерял все свои «святыни». Разочарование в Синоде, злость на Григория, полутюремный режим, отказ ходить в храм, запрет священнослужения, одиночество, разлука с наставниками и паствой, скорбь о крахе его дела в Царицыне, страдания от газетной травли, бездуховная атмосфера ссыльного монастыря, наконец, открытие либерализма – все это подорвало фундамент мировоззрения узника. Началась его деградация.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

После закрытия странноприимного дома новыми монастырскими властями илиодоровцы «из жалости» взяли на себя попечение над Евдокимовым . В свою очередь, тот помогал Синицыну налаживать связь со флорищевским узником, благодаря чему выдвинулся в число илиодоровских лидеров. Несмотря на прежние странности, Евдокимову доверяли: на фоне «хулидоров» он не слишком выделялся, а оказанные ему милости заставляли рассчитывать на его преданность. В апреле он стал одним из организаторов знаменитого паломничества к о.Илиодору, и последний включил его в число доверенных лиц, которым предстояло устроить побег. Евдокимов присутствовал на тайном совещании, на котором был разработан план, и, как и все участники, дал клятву молчать. Вернувшись в Царицын, он снова понес околесицу: «Со мной разговаривает по телефону Святой Дух, телефон у меня работает хорошо» . А 3 мая покинул город и, отъехав от илиодоровцев на безопасное расстояние (ст.Себряково), обратился к железнодорожным жандармам с сенсационным признанием: Илиодор бежит! Выставив себя, для большей убедительности, правой рукой о.Илиодора, каковым он вовсе не был, Евдокимов раскрыл все подробности предстоящего побега. Не преминул разоблачить перед жандармами даже симуляцию болезни флорищевским узником. Выдавая своего бывшего покровителя, Евдокимов в придачу его оклеветал в умысле на государственное преступление. О.Илиодор будто бы намеревался поднять в Царицыне бунт: «Если же помилования для меня от Государя не будет, то тогда я прикажу отворить ворота монастыря и выйду из пещер вместе с народом на площадь, а монашка Ксения предупредит народ, стоящий за оградой, встав на стену монастыря с красным флагом, и тогда-то наступит начало " дела Божия " , при этом люди, особо назначенные мною, должны будут в это время зажечь монастырь в десяти местах». Далее иеромонах раскрыл бы «тайну царского дома», т.е., очевидно, распутинскую тему, объявил бы Государя лишенным престола по слабоумию. В случае неудачи бунта в Царицыне бежал бы на Дон и поднял восстание там .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010