— Так вот, что я хочу спросить у тебя, Дима. Скажи мне, ты не помнишь, за что Ной своего сына Хама и всех его потомков проклял? Ну, думаю я, батюшка старенький, память подводит, дай-ка блесну эрудицией. И давай ему всю историю со Всемирным потопом, ковчегом, Ноем и его сыновьями рассказывать. Так увлекся, что и не заметил: сидит мой батюшка, смотрит на меня и улыбается. — Вот спасибо, напомнил мне, дураку, а то никак не мог вспомнить этого, как его… Хама. А ты, Дима, молодец, хорошо пономаришь, кадило вовремя подаешь. Стихарь на тебе опрятный, чистый, глаженый, пономарка у тебя в порядке. Молодец, молодец! Хорошие у тебя, видать, родители, воспитали неплохого сына. Скажи-ка, Дима, их имена, я за них молиться буду, святые они люди. Храм святого равноапостольного великого князя Владимира, г. Норильск В его словах было столько искренности и тепла, что мне, с одной стороны, приятно стало, а с другой, очень стыдно. Ведь я буквально только что этих святых людей, подаривших мне жизнь, назвал «глупыми и непробиваемыми». А батюшка продолжал: — Представляешь Дима, я за своих папу и маму поначалу не молился. Они меня хотели в ремесленное училище отдать, а мне очень храм нравился. Вот я их ослушался, в семинарию собрался. Ох и ругали они меня, а я их глупыми называл. Так я на них обиделся! Рассказал об этом на исповеди своему духовнику, смотрю, вдруг берет он в руку металлический крест и как приложит к моему лбу — да с таким усилием, что вмиг меня сотрясло. «Какое ты имеешь право родителей судить, да еще и обсуждать со всякими оболтусами, вроде тебя, их поступки? А молиться за них не пробовал? Перестань мешать Богу, начни молиться, и Он Сам все устроит!» — сказал он мне тогда. Батюшка заканчивает свой рассказ, а потом протягивает руку, берет с престола большой серебряный крест и... Да-да, делает тот же самый до боли отрезвляющий жест! Стоит, улыбается, смотрит на мою реакцию. У меня слезы текут больше от сожаления, чем от обиды. Да и обиды-то на него не было. Я перед ним на колени упал, заревел и сквозь всхлипы произнес: «Простите, меня, батюшка!». А он меня, тридцатилетнего мужчину, гладит по голове, как маленького, и приговаривает: «И ты меня, Митя, прости». Потом ни с того ни с сего этот же крест — и к своей голове! И засмеялся так тихонько.

http://foma.ru/durak-ty-dimka-zachem-v-p...

О нем знали в дипломатическом корпусе и там смотрели на него, как на будущего посла. После окончания университета Алексий написал и защитил докторскую диссертацию по международному праву. Он знал все конституции, изучил законы многих стран и мог быть послан в любую страну. Поскольку Алексий считал, что миссия должна быть и духовной, то он экстерном сдал экзамены за духовную семинарию. Неожиданно Алексию сделали почетное предложение, которое более соответствовало его устремлениям: ему предложили стать ректором одного из высших учебных заведений. Алексий решил, что он будет заниматься наукой, а не дипломатией, закончит книгу, которую уже начал писать, станет профессором. Но поскольку Алексий был человеком верующим, то для решения такого серьезного вопроса, как выбор дальнейшего направления жизни, он пришел за наставлением к своему духовнику, который был заместителем Петербургского митрополита. Он преподавал Закон Божий в университете и был официальным духовным наставником студентов, учившихся на отделении международных отношений. Когда Алексий изложил духовнику свои намерения, тот сказал, что предлагает ему совсем другое – рукоположение в священника. Алексий ответил, что если бы у него были такие намерения, то он пошел бы в Духовную Академию. Но он хочет заниматься наукой, быть полезным для России. Ему предложена поездка по Европе и на Дальний Восток. «Но ты и так везде побываешь», – ответил духовник. Алексий категорически отказался и просил благословения на занятия наукой. Духовник объяснил Алексию, что он говорит не от себя – это предложение сделано по поручению самых высокопоставленных людей в стране, – и просил не отказываться так категорически, а повременить и подумать несколько дней. В конце разговора духовник сказал: – Если вы не согласитесь, можете ответить мне письмом. Разрешение на выезд вам дадут. Но все же очень прошу взвесить все, ведь я не мог без достаточных оснований сделать вам такое предложение – это великая ответственность. Алексий вышел после этого разговора в большом недоумении, стал молиться и просить Господа вразумить, как разрешить жизненную ситуацию, дать знак, как поступить. После раздумий Алексий решил, что не может избрать путь священника, потому что его призвание – наука. Он пошел на почту и попросил бланк телеграммы, написал текст с отказом и пошел отдавать для передачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Федор Васильевич КАЗАНСКИЙ закончил семинарию в 1882 году. Священник погоста Ильинское-Телешево Шуйского уезда. В 1894 г. организует в приходе общество трезвости (пьянство на Руси и тогда было почти национальным бедствием). На своих собраниях – а буквально за год число его членов увеличилось с 10-ти до 33-ти – они под его руководством обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг. Известно также, что Федор Васильевич был активным членом-корреспо-дентом Тенишевского бюро, собрал ценнейший материал по культуре своего края. БОБРОВ Алексей Александрович закончил семинарию в 1866 г., был священником в Гавриловском Посаде Суздальского уезда. Автор многих статей духовно-нравственного содержания. В 1877 г. на личные средства организовал продажу книг для народа. Подтверждением того, что Херасков был Педагогом с большой буквы, является и то, что судьбы воспитанников интересовали его даже после того, как они покидали учебное заведение, о чем свидетельствуют его переписка с Феофаном Затворником , беседы с семинаристами. Доказательством того, что Херасков как педагог был очень талантлив, безусловно, являются отзывы о нем современников, тоже преимущественно людей незаурядных. Вот как, например, оценивали его работу как педагога и администратора в 1884 году его коллеги по семинарии: «25 лет... непрерывной, напряженной административно-педагогической работы... – это такой тяжелый труд, который в состоянии надломить самую могучую натуру. Если вообще всякий труд ценим и оплачиваем с точки зрения его существенной пользы, то тем более выше должны быть ценимы труды на пользу воспитания духовного юношества. Воспитательная деятельность... на пространстве нескольких поколений – это... подвиг... Направлять волю массы к добру гораздо труднее, чем... теоретически рассуждать об этом предмете». Доказательством его педагогического таланта несомненно являются и награды, которых он был удостоен «за труды на пользу юношества»: набедренник, скуфья, камилавка, золотой наперсный крест, сан протоиерея, ордена – святой Анны II и III степени, святого Владимира IV степени. Не лишним будет заметить, что награды тогда давались очень скупо, а людям духовного звания особенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1949 год. 4 марта, пятница. Ленинград. …был о. Осипов с докладом по инциденту между надзирателем Андреевым и семинаристом Смирновым Дм. Беседовал об этом и с еп. Симеоном. Не одобряю казарменное отношение к семинаристам надзирателя и заступничество за Андреева Симеона. 14 марта, понедельник. Вчера служил и совершил полный чин Православия. […] Службу закончил в 2 1/2. Народу было очень много. Исповедников и причастников было около 2–3 тысяч. Вчера за ранней около 5–6 тысяч, и за поздней около 2 тысяч человек – в Никольском соборе. Духовенство в унынии из-за большой завышенности налогового обложения. Поданы протесты-заявления в Райфо. Копии я представляю уполномоченному. Частично все взносят. Еп. Симеон запутался с декларацией: забыл подать вовремя; сейчас не знает расчеты по Князь-Владимирскому собору; фининспектор сам приедет сегодня, чтобы разобраться с ним. Я жду результатов сношения уполномоченного с финогранами, чтобы просить содействия Совета в снижении обложения. Вчера получил от Парийского сообщение, что еп. Борис переведен в Чкалов. Для Саратовской епархии ищут кандидата. 1950 г. 4 мая. Вечером с о.Л.Поляковым был у больного А.И.Сагарды. Положение тяжелое; продолжается уже 11 дней. При появлении высокой температуры – бред. При мне говорил вполне сознательно; несколько слабая дикция... Все еще говорит о продолжении работы по предмету. 9 мая. Сегодня в 6 ч. умер А.И. Сагарда. Похороны, вероятно, в четверг, если успеет приехать его сын. Послал телеграмму Патриарху об этом. А.И. Макаровский прислал рапорт о затруднении его в ближайшее время заняться магистерской диссертацией. Но у него так много печатных и рукописных трудов, что можно было бы поднять вопрос об удостоении его степенью за какой-либо из его трудов, м.б. за разработку курса (части) по Русск [ой] Церк [овной] Истории – его лекций. Надо поручить дать отзыв об этом кому-либо из доцентов. 12 мая. Вчера отпевали проф. Сагарду. Пред отпеванием я сказал слово. За причастным стихом говорил А.И.Макаровский. Пред «Со святыми упокой» – Чуб – плохо, я ждал лучшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

- Отец Николай, на ваш взгляд, в преддверии двадцатилетия трагедии на ЧАЭС какие шаги следует предпринять для возрождения зоны? - Мы подготовили два проекта, направленные на духовно-моральное возрождение, под названием " Чернобыль двадцать лет спустя - от трагедии к возрождению " , но на сегодняшний день их в полной мере осуществить не получается. В первую очередь, нас ограничивает нехватка средств и бюрократия чиновников. Руководствуясь Социальной концепцией УПЦ, мы планировали создать церковно-общественный международный благотворительный фонд. Целью его деятельности стало бы возрождение тридцатикилометровой зоны отчуждения и храмов, находящихся там. Среди приоритетов нашей деятельности - духовное окормление жертв аварии, прежде всего самоселов. Следующим шагом стало бы проведение международного крестного хода по Днепру: из Херсонеса - места крещения святого князя Владимира - через Россию, Белоруссию и Украину. В Крыму уже начался крестный ход с иконой " Чернобыльский Спас " . Катера у нас пока нет, мы идем суходолом, но надеемся, что удастся найти благотворителя. Важным пунктом деятельности является проведение опытными православными богословами и проповедниками лекций и семинаров в школах и вузах на тему " Жизнь после Чернобыльской трагедии - милость Божия " , изменение обывательского мнения о бесперспективности Чернобыля в пользу его духовного и физического возрождения. Мы ратуем также за проведение ежегодного фестиваля " Чернобыльский колокол " . Необходимо подумать и о социальном служении. Мы предложили при содействии Синодального отдела по благотворительности и социальному служению УПЦ организовать службу неотложной духовной и медицинской помощи, задача которой при помощи духовника и патронажных сестер оказывать нуждающимся чернобыльцам соответствующую помощь (медобслуживание, исповедь, соборование, причастие, при необходимости достойное православного христианина погребение) на местах. В зоне вместе с матушкой мы это делаем давно. Возникают проблемы с транспортом и медикаментами. Если самоселы живут на расстоянии нескольких десятков километров, то добраться в эти места, особенно по бездорожью, фактически невозможно. В таких случаях я стараюсь договариваться с чернобыльским госпиталем, а он высылает туда " скорую " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Епископ Иннокентий Херсонский 227 Студент Перед нами стоит смиреннейший епископ Иннокентий. Это имя дано было ему при постриге не случайно, а в память святого архиерея Сибири 228 , откуда и где воссиял и сей Иннокентий. Происходил он из духовной семьи Рязанской губернии Солотчиных 229 , но потом они переехали в Томскую губернию. Кончил там духовную семинарию, а потом поступил в Санкт–Петербургскую академию 230 . Почти всегда поступившие в нее кончают успешно четырехлетний курс. Но Солотчин неожиданно, после двух лет обучения, подает прошение об увольнении. А потом просит Томского архиерея зачислить его сотрудником в Алтайскую миссию для просвещения сибирских язычников 231 . Тайна такого исключительного поворота души студента мне неизвестна. После этого раб Божий никогда не хвалился академическим образованием, как другие, упоминая лишь о семинарии. – Но, владыко, вы же учились и в академии, – скажет, бывало, кто–нибудь. А он, просто глядя вам в глаза, ответит медленно с невинным видом: – Да ведь что же?! Не кончил ее! – давая понять, будто его уволили за неспособность. И на этом обыкновенно обрывались все разговоры об академии. Дальше шли речи более важные, чем учебная школа. По–видимому, отец Иннокентий не придавал действительно в душе своей особого значения наукам, но открыто он никогда не говорил об этом. Лишь однажды он рассказал мне следующий случай из жизни казанского ученого архиепископа Владимира, бывшего раньше инспектором и профессором в Санкт–Петербургской академи 232 . Приехал он в семинарию на экзамен по философии. Вызвали лучшего ученика. Он смело ответил по своему билету. А потом архиерей задал ему вопрос: – Скажи ты мне: что такое философия? Лучший ученик сразу припомнил определение ее в учебнике и бойко начал: «Философия есть наука о бытии в его сущности» – и так далее, и так далее. – И ты все это учил? – Да, – в недоумении ответил молодой философ. – И зубрил? Семинарист промолчал. – Так забудь ты все это. Я тебе скажу, что такое философия. Философия есть наука о заблуждениях человеческой мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Спустя три года он становится приглашенным профессором кафедры библейских исследований и происхождения христианства в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, Массачусетс, на 1980/81 учебный год. В 1983 году он был повторно приглашен для преподавания тех же предметов в этой школе, а в 1984 получил в ней пост экстраординарного профессора кафедры библейских исследований и происхождения христианства. На этой должности он оставался до своего официального ухода на пенсию в конце академического 1993 года. В дополнение к преподавательским обязанностям, он руководил программой обучения на степень магистра богословия. В течение того же периода он был включен в преподавательский состав Богословской школы Гарвардского университета в качестве приглашенного профессора в 1984/85 и 1988/89 учебном годах. С 1984 по 1993 год он также неоднократно являлся научным руководителем студентов и, в нескольких случаях, членом экзаменационной комиссии по защите докторских диссертаций. Сфера его преподавательской и исследовательской деятельности в Гарварде и Богословской школе Св. Креста включала в себя несколько областей, такие как интерпретация, экзегеза и богословие Нового Завета, патристическая экзегеза, писания апостольских мужей, гностицизм, история раннего христианства и ранняя христианская литература. Архиепископ Димитрий принимал участие в многочисленных международных научных конференциях и встречах и по-прежнему сохраняет членство в нескольких научных организациях США и Европы. Среди них упомянем Общество изучения библейской литературы (The Society of Biblical Literature), Православное богословское общество Америки (The Orthodox Theological Society of America), Греческая организация по изучению Библии (Greek Organization of Biblical Studies) (Афины, Греция), Societas Novi Testamenti Studiorum (Великобритания) и Colloquium Ecumenicum Paulinum (Рим, Италия). Кроме того, он является членом редколлегии научных журналов: " Греческое Православное богословское обозрение " (Greek Orthodox Theological Review) и " Второй век " (The Second Century). 31 октября 1999 года он получил почетную степень доктора филологии Колледжа Ричарда Стоктона, Помона, Нью-Джерси (а 31 января 2002 - почетную степень доктора богословия Свято-Владимирской православной семинарии Нью-Йорка - К. Б.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

(Окончание будет) А. Шостьин Попов И.В. Магистерский диспут: [Наумов Д. Г. Митрополит Филарет (Дроздов) как канонист. М. 1893]//Богословский вестник 1894. Т. 1. 1. С. 109–120 (1-я пагин.) —109— Новый 1893/1894 год в нашей Академии начался магистерским коллоквиумом, состоявшимся 10-го сентября в присутствии профессоров и студентов. В качестве диспутанта выступил Дмитрий Григорьевич Наумов, представивший на соискание степени магистра диссертацию «Митрополит Филарет, как канонист». После молитвы секретарем Академии было прочтено curriculum vitae магистранта. Диспутант – Дм. Григ. Наумов – сын дьякона села Покровского Ярославской губернии, Любимского уезда. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной Семинарии, по окончании курса в которой в 1886 году был послан семинарским начальством на казенный счет в Московскую Академию для продолжения высшего богословского образования. Здесь он окончил курс учения в 1890 году со степенью кандидата и правом па получение степени магистра без новых устных испытаний. 1891 г. 29 августа приказом г. Обер-Прокурора св. Синода был определен на должность преподавателя греческого языка в Бирючевское духовное училище, где состоит и по настоящее время. Из литературных произведений Дмитрия Григорьевича, кроме подлежащей защите диссертации, известны следующие статьи: 1) Теократические и Иерократические воззрения Владимира Соловьева и Ф. Достоевского перед судом канонического права Православной церкви и 2) Правда и милость, как юридические принципы по воззрениям и практике Московского митрополита Филарета. Обе статьи напечатаны в журнале «Чтения в Обществе любителей —110— Духовного Просвещения», – первая в 1891 г., а вторая в настоящем 1898 году. По прочтении этих кратких биографических сведений о диспутанте, этот последний занял кафедру и произнес речь, в которой выяснил, что он не считал себя в праве входить в своей диссертации в какие бы то ни было историко-критические изыскания по поводу канонических воззрений м. Филарета. Этому препятствовало с одной стороны глубокое уважение, которым он проникнут к памяти великого святителя, с другой стороны сознание, что верную критическую оценку воззрений м. Филарета может дать лишь равносильный ему талант. Его целью было дать систематическое изложение канонических воззрений м. Филарета, и он добросовестно трудился над осуществлением этой задачи. Quod potui – feci, faciant meliora potentes – такими словами заключил диспутант свою речь. Непосредственно после этого начались прения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому ли, что она была более и красивее других, или по предчувствию, что это не простая книга, а божественная, не земного, а небесного происхождения, только на нее я обращал наибольшее внимание и питал к ней чувство особенного уважения. Но как велика была моя радость, когда мать моя подозвала меня однажды к себе и стала читать, а потом и рассказывать кое-что из этой книги! С каким напряженным вниманием слушал я, когда она передавала мне историю о рае, об Аврааме, Исааке, Иакове, об Иосифе и Самуиле, а потом историю о пастухах Вифлеемских, о двенадцатилетнем Иисусе, о дочке Иаира, о смерти Иисуса и Его воскресении. Я весь тогда превращался в слух, я не мог досыта наслушаться при этих рассказах и однажды спросил свою мать: «Не правда ли, что Библия вся написана для одних только детей?» – «Это ты впоследствии узнаешь своим собственным опытом», – сказала она, улыбаясь, и, когда мне было уже 15 лет, она подарила мне в день моего Ангела Библию, на заглавном листе которой было написано: «Испытайте Писания». Я взялся за это с большой ревностью. Когда я, раскрыв эту книгу, начал читать ее, то состояние моего духа похоже было на состояние человека, который с благоговейным страхом вступает в темные галереи обширного святого храма. При этом чтении на меня особенно сильно действовали те места, где говорилось о подвигах героев, коих так много находится в Книгах Судей, Самуила и в Книгах Маккавейских. Вся земля казалась мне тогда сплошным полем битвы, а Библия – книгой, повествующей о героях на этой битве. И где изображалась храбрость, неутомимая энергия и самоотвержение, там всем существом своим присутствовал и я. Я пламенно сочувствовал апостолам и соприсутствовал им в их борьбе. Я страстно желал вместе с ними вести борьбу против иудеев и язычников. Я был полон мужества, гордости и самоправедности; но это продолжалось, конечно, недолго. Скоро подпал я под влияние дурного товарищества, подвергся искушению и очутился в позорных узах греха. Я забыл теперь свою Библию, а если иногда и вспоминал о ней, то слова ее казались сатирою против меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Н.Т. КУЛИКОВ, ветеран ВОВ: " Эта конференция во мне все перевернула. Я ожидал, что священники будут говорить о Создателе, а они и мирские наши дела знают, и очень хорошо вспомнили о нашем адмирале Ушакове, который всю свою жизнь помогал бедным людям, раздал свое имущество и был похоронен в старом мундире за неимением средств. Поразило то, что говорили о Кронштадтском Морском Соборе, который должен стать центром возрождения духовности на военно-морском флоте. Это было большое событие для Кронштадта и для всей страны " . Как адмирал Грейг более чем 200 лет тому назад, так и сегодня члены Региональной общественной организации " Кронштадтское Морское Собрание " решили обратиться к такой волнующей всех теме как духовно-нравственное воспитание военных моряков и молодежи. Предложение председателя КМС контр-адмирала А.В.Спешилова провести научно-практическую конференцию " Духовно-нравственное воспитание на флоте: традиции и современность " и посвятить ее 260-летию со дня рождения Святого праведного воина Ф.Ушакова адмирала Флота Российского сразу поддержали Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота В.И.Куроедов и Председатель Попечительского совета Центра Национальной Славы России В.И.Якунин. Утро 4 февраля началось с молебна Святому Феодору Ушакову в Кронштадтском Морском Соборе. И это символично, ибо любое доброе дело наши предки начинали с молитвы. В работе конференции приняли участие представители Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов, всех военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга, морских общественных организаций, деятели науки и культуры, священнослужители, педагоги и воспитатели, ветераны. Все они отметили атмосферу дружной морской семьи, которой, кстати, всегда отличалось Кронштадтское Морское Собрание. Сцена была украшена портретом Ф.Ф.Ушакова и в дальнейшем многие выступающие приводили примеры военных подвигов и нравственных примеров из жизни русского адмирала Ф.Ф.Ушакова. Всероссийскую конференцию приветствовали: от имени Главкома ВМФ адмирала Флота В.Куроедова - заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России адмирал М.Захаренко; от имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - председатель Отдела по Взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Дмитрий Смирнов, от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира - Ректор Санкт-Петербургских Академии и Семинарии архиепископ Тихвинский Константин; вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Тихонов…. и юные кадеты Кронштадтского морского корпуса песнями " Солдатушки - бравы ребятушки " и " Наша слава - русская держава " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010