Так только и должно относиться к священству. Кроме всего, священство есть Божий зов. В жизненных обстоятельствах должно голос Его расслышать, а после этого чуткость и готовность проявлять во всем, «творить волю Его». Просто добиться священства не трудно, но в этом случае человек уже инуде 57 священство примет, но тогда, по слову Господа, он «тать будет и разбойник», а не «пастырь овцам» 58 . Потому как священство есть Божие смотрение. Священником в том только случае будешь, если благодать Божию, полученную в рукоположении, молитвою ревностно взращивать будешь. Без этого (молитвы и жертвенности) священника нет, ремесленник будет... но к священнику такому и идти не захочется. И зависит это не от умственных способностей (хотя и они при этом нужны), а от присутствия в сердце Духа Святого Божия. – Отец Владимир, вы довольно подробно рассказали про владыку Кирилла (Поспелова). А кто еще из этого уже ушедшего поколения произвел на вас особое впечатление? – Колоритнейших личностей перед моими очами прошло немало, сосредоточусь только на некоторых. С 1947 года инспектором Московской духовной семинарии и академии был архимандрит Вениамин (Милов) 59 . Многих ученых мужей за время учебы довелось мне слышать, он же читал свой курс иначе: не только содержанием, но и самим тембром голоса буквально к себе приковывал, читал он совершенно необыкновенно. Передать это сложно, просто шла беседа от сердца к сердцу, было тихое журчание речи, в которой – да, мысль выражалась, но мысль эта насквозь была одухотворенной. Это был язык любви. Слова ложились прямо на сердце, оторваться было нельзя. По окончании лекции не радость от звонка посещала, а грусть. Общался он со студентами не поднимая глаз: длинные ресницы у него всегда были опущены. Я никогда не видел его глаз. Весь его облик свидетельствовал о том, что он – сама скромность. Я тогда же весьма заинтересовался его личностью, когда же больше о нем узнал, был поражен – нет, иначе сущность должно выразить: был потрясен до основания узнанным о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И еще один такой знаменательный для меня момент был. Отец мой очень был бедный, – одиннадцать человек. Он меня отправил в простом пиджачке, брюках, самых бедных. И вот наступает октябрь месяц, и холодно. А я так в саду в Семинарии ежился от холода. А из окна напротив инспектор сидел и видел меня. И послал помощника: позови его сюда. Он подходит ко мне: «Суздальцев, к инспектору!» Докусов Николай Петрович. А заместитель его, помощник – Бойцов Николай Васильевич. Я прихожу: «Ты чего так дрожишь, чего так бедно одет?» Я, конечно, со слезами на глазах рассказал историю, какая семья. На войне пять братьев было, отец бедный, в долгу, еще занимал во время войны, чтобы прокормить пятерых–шестерых… Он говорит помощнику, этому Николаю Васильевичу Бойцову: «Дай ему денег, чтобы он завтра поехал, купил: оделся и обулся по–человечески». На второй день я прихожу, он мне дает большую сумму, я поехал в Москву. Купил всего: и туфли, и галстук, и белые рубашки, пиджак, теплую одежду, шапку. На человека стал похож. Это все первый класс. И первый класс еще знаете, как увенчался, – таким радостным приятным событием. Был такой Константин Владимирович Нечаев, впоследствии митрополит Питирим. Он был старшим иподиаконом у Патриарха Алексия Первого. Патриарх Алексий Первый – это святой человек. И он меня вводит в состав иподиаконов 18 декабря 1951 года. Ну, конечно, я так обалдел от радости: состав какой, там все парни… И все пошло, пошло. Заканчиваю второй класс, и опять под Николу, 18–го прихожу на службу, и как-то захромал. А у меня получилось сильное обострение, колено. Патриарх сидел в кресле. Заметил меня: «Сережа, подойди сюда, пожалуйста. Ты чего хромаешь?» «Ваше Святейшество, обострение у меня коленного сустава, болят, сильно хромаю». Он подзывает: «Данила Андреевич, иди–ка сюда. Дай ему завтра денег, чтобы он поехал на мацестинские ванны, подлечился и больше никогда не хромал». Прихожу, он мне дает конверт, там было 12 тысяч, больше. Мне хватило на билеты, на гостиницу и на мацестинские ванны. Я сразу поехал в Сочи, в Адлер, все… Значит, это декабрь месяц. А уже проходит некоторое время, и я прихожу в воскресный день. Патриарх служит. И я на коленях ползу к нему. Ползу на коленях. Он благословляет меня, я целую ему руки. Встаю, говорю: «Ваше Святейшество, – со слезами на глазах, – святейшее спасибо, я теперь не хромаю». Он благословляет меня, так по головке погладил: «Молись и учись хорошо!» Вот это событие настолько меня вдохновило и укрепило. Я получил, знаете, какой-то духовный сильный импульс от Святого Патриарха Алексия Первого. И вот с этим высоким духовным импульсом я по сей день. Ничто меня не соблазняет, ничто меня не соблазняло. И какие пути дальше? До четвертого класса я дошел, все благополучно. Вышел на дополнительную стипендию, все благодаря Николаю Ивановичу Миловидову, профессору.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

Мы сердечно признательны Вашему Святейшеству за Послание к ассамблее СЕКЕ, в котором содержится свидетельство того, что «община российских католиков пользуется искренним уважением Русской Православной Церкви», а также отмечено стремление «к открытым и доверительным отношениям с нею». Нам представляется, что форум иерархов в Санкт-Петербурге — это официальное признание того, что наша немногочисленная католическая община является достаточно зрелой и развитой, чтобы активно и полноправно участвовать в экуменическом диалоге, который ведется в стремлении к единству христиан. Исполненные благодарности за выражение братских чувств в Вашем послании к ассамблее СЕКЕ и ободрённые словами о стремлении «к открытым и доверительным отношениям», мы надеемся на более тесное сотрудничество на благо общества, а особенно — на осуществление конкретных проектов в тех сферах, где люди от нас ждут совместного свидетельства для противостояния вызовам современного мира. С молитвой о Господе, Архиепископ Тадеуш Кондрусевич Москва, 11 октября 2006 г. Katolik.ru /Патриархия.ru за темою Заступник голови ВЗЦЗ з представником Громади святого У Конго фанатики бомбу в католицькому митрополита Волоколамського з католицького фонду «Urbi et orbi» Митрополит Волоколамський з фонду Urbi et orbi закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами –   Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности» «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей Виступ митрополита Волоколамського на у наративи та секулярна Чи православним «наздоганяти» Другий Ватикан Молитвами перших преподобних: чернечих Церкви До питання про благословення «одностатевих у Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!» Виступ митрополита Волоколамського на багатоголосся та богословських призму кризи у  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203749...

Монументальное полотно становления русской нации открывается перед нами в трудах выдающихся российских историков, таких, например, как Н.М. Карамзин , С.М. Соловьев , В.О. Ключевский. История эта достойна любви и почитания не только потому, что она наша. Это путь, может быть, величайшего народа земли. Однако родился этот народ как одно великое целое в купели святого равноапостольного князя Владимира. До этого мы знаем «один народ славянский». Но представлен он весьма разными племенами, вернее, союзами племен. В «Повести временных лет» мы находим их перечисление: это поляне и древляне, дреговичи и радимичи, северяне и вятичи, словене и многие другие. И для нашей с вами темы важно то, что эти племенные союзы очень разные. Как свидетельствует «Повесть временных лет», все они «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, каждые – свой нрав». 12 Современные исследователи собрали множество доказательств того, что «предания», то есть религиозные представления, у этих племенных союзов сильно различались. Попытки ряда авторов, например того же Асова, столь любимого деятелями рязанского «семинара» «Русское Просвещение», воссоздать некий единый древнерусский пантеон оказываются несостоятельными. Люди, выросшие в традиционной среде, хорошо знают детскую игру в «Яшу», ждущего свою невесту. Игра эта восходит к очень далеким временам. И «Яшу» на самом деле звали Ящер. Северные славяне поклонялись Змею – Ящеру, владыке подземных вод. Очень подробно этот культ описывает в своей книге «Язычество Древней Руси» один из самых известных историков, академик Борис Александрович Рыбаков. 13 Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек. Главное капище помещалось недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Древнерусский летописец называет Ящера «князем Волхова». Он, де, «перекрывал в той реке Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему иных пожирал, иных потоплял. Поэтому люди, тогда несведущие, сущим богом окаянного того называли». В качестве жертв Ящеру кидали в воду черных кур, а также молодых девушек. Вот почему «Яша» в детской игре ждет свою суженую.

http://azbyka.ru/trudno-byt-russkim-ross...

Но момент истины предстоит и Православию. Этнополитические структуры, которые придавали ему ощущение стабильности и непрерывности, быстро разрушаются. И сегодня сохранить среди молодежи веру в Православие может только его истина и кафоличность. Не означает ли это, что настало время англиканам и православным попытаться встретиться друг с другом в истине Евангелия? 104 Доклад на англикано-нравославном совещании, проходившем в Св. – Владимирской семинарии 21 апреля 1972 г. Опубликован в St. Vladimir " " s Theological Quarterly, 16(1972), p. 59–71. 105 Тексты, относящиеся к этому постановлению, см. в: ManstJ.D. Sacroram Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, ed. L. Petit, vol. 38, cols. 576–640. 106 Здесь не стоит упоминать очень обширную литературу, существующую на русском языке о русских миссиях. Общий обзор легко найти в трудах: Smirnoff E. Russian Orthodox Mission. London, 1903. Bolshakoff S. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church. London, 1943. Glazik J. Die russisch-orthodoxe Heidenmission scit Peter dem Grossen, Munster-Westf., 1954, и Islammission der russisch-orthodoxen Kirchen. Munster-Westf., 1959. 107 Пятидесятничество – движения, которые ощущают дары Святого Духа, чаще всего наиболее явные, как, на пример, глоссолалия, или «говорение на языках»; также некоторые деноминации, возникшие в начале двадцатого века, которые настаивают на специальном крещении Святым Духом после обращения. – Прим. ред. 108 Оживление (англ. Revivalism) – попытки возбудить духовное рвение и преданность Богу через массовые собрания, массовую проповедь с призывами принять веру в Иисуса Христа, отличаются повышенной эмоциональностью и экстатизмом. – Прим. ред. 109 Qbolensky, Dimitn. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe 500–1453. New York: Praeger, 1971. 110 Достаточно упомянуть здесь классический труд Niebuhr R.H. The Social Sources of Denominationalism. New York: Meridian Books, 1957. 111 Английский текст основной части доклада воспроизведен в St. Vladimir " " s Theological Quarterly, 5:12 (1961), p. 114–115.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

То, что труднее всего переносить и препобеждать, это собственная наша нечистая страсть и греховные пожелания плоти и крови, особенно в юношеском возрасте. Кто исчислит слезы раскаяния, скорбные вопли совести, не осуществившиеся благие намерения и постыдные падения побежденных, которым этот враг-искуситель подставил ногу, чтобы они преткнулись? Кто совершает грех, тот есть раб греха ( Ин.8:34 ). Но нет постыднее рабства, как это рабство плоти, так как человек попадает в него по своей собственной вине. Любезные юноши! Обращаться в бегство при нападении врага у нас обыкновенно считается отсутствием мужества, унизительной трусостью – но здесь не то. Всей полнотой пастырской любви своей умоляю вас: не стыдитесь бежать от греховной юношеской страсти, убегайте от нее подобно тому, как и самый храбрый человек убегает, пока можно, от змеи, ибо она, приблизившись, может ужалить насмерть. А если она так близко, что бежать уже поздно, то не отдавайтесь ей без борьбы, вооружайтесь всей силой своего характера и твердой воли и до тех пор не слагайте оружия, пока убитая не будет лежать у ног ваших, и тогда благодарите Бога, давшего вам победу и сохранившего на пути благочестия. Это благочестие, повторяю с Апостолом, на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей, – то есть оно полезно не только для духовной жизни, для приобретения счастья на небе, но и для жизни земной, для успеха и благополучия в этом мире. Кто, в самом деле, скорее может рассчитывать на успех и благополучное устройство себя на служебном поприще – благочестивый или нечестивый безбожник? Конечно первый. Нечестивый неблагонадежен, и потому и нежелателен нигде – ни на какой должности, ни в каком положении, а благочестивый всюду благонадежен, а потому всюду желателен и пригоден. Итак, вступайте, любезные юноши, в эту так сказать гимнастическую школу Святого Духа и делайтесь героями во Христе, дабы наследовать вам обетование жизни настоящей и будущей. Радости и удовольствия 125 Следовательно, дети должны быть веселыми и радостными: это вполне согласно с их природою, этого требует даже само божественное Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Перед нами стоит смиреннейший епископ Иннокентий. Это имя дано было ему при постриге не случайно, а в память святого архиерея Сибири, откуда и где воссиял и сей Иннокентий. Происходил он из духовной семьи Рязанской губернии Солотчиных; но потом они переехали в Томскую губернию. Кончил там духовную семинарию, а потом поступил в СПб. Академию. Почти всегда поступившие в нее кончают успешно четырехлетний курс. Но Солотчин, неожиданно, после двух лет обучения, подает прошение об увольнении. И потом просит Томского архиерея зачислить его сотрудником в Алтайскую миссию для просвещения сибирских язычников. Тайна такого исключительного поворота души студента мне неизвестна. После этого раб Божий никогда не хвалился академическим образованием, как другие, упоминая лишь о семинарии.- Но, Владыко, вы же учились и в Академии, - скажет, бывало, кто-нибудь.А он, просто глядя вам в глаза, ответит медленно и с невинным видом:- Да ведь что же?! Не кончил ее! - давая понять, будто его уволили за неспособность.И на этом обыкновенно обрывались все разговоры об Академии. Дальше шли речи более важные, чем учебная школа. По-видимому, о. Иннокентий не придавал действительно в душе своей особого значения наукам, но открыто он никогда не говорил об этом. Лишь однажды он рассказал мне следующий случай из жизни казанского ученого архиепископа Владимира, бывшего раньше инспектором и профессором в СПб. Академии. Приехал он в семинарию на экзамен по философии. Вызвали лучшего ученика. Он смело ответил по своему билету. А потом архиерей задал ему вопрос:- Скажи ты мне: что такое философия?Лучший ученик сразу припомнил определение ее в учебнике и бойко начал: " Философия есть наука о бытии и его сущности " , - и т.д., и т.д.- И ты все это учил?- Да, - в недоумении ответил молодой философ.- И зубрил?Семинарист промолчал.- Так забудь ты все это. Я тебе скажу, что такое философия. Философия есть наука о заблуждениях человеческой мысли.Так ли было в деталях или простой передаче еп. Иннокентия рассказ получил несколько упрощенную форму, но думается, и сам он не придавал высокой цены нашей учености. И совершенно верно! Может быть, и молодому студенту Солотчину уже тогда не по душе пришлось преклонение перед " науками " , и он уволился из Академии? Или Бог звал его к апостольскому делу миссии? В Алтайской миссии

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1025...

Начало 1960-х гг. Так только и должно относиться к священству. Кроме всего, священство есть Божий зов. В жизненных обстоятельствах должно голос Его расслышать, а после этого чуткость и готовность проявлять во всем, «творить волю Его». Просто добиться священства не трудно, но в этом случае человек уже инуде 57 священство примет, но тогда, по слову Господа, он «тать будет и разбойник», а не «пастырь овцам» 58 . Потому как священство есть Божие смотрение. Священником в том только случае будешь, если благодать Божию, полученную в рукоположении, молитвою ревностно взращивать будешь. Без этого (молитвы и жертвенности) священника нет, ремесленник будет... но к священнику такому и идти не захочется. И зависит это не от умственных способностей (хотя и они при этом нужны), а от присутствия в сердце Духа Святого Божия. —     Отец Владимир, вы довольно подробно рассказали про владыку Кирилла (Поспелова). А кто еще из этого уже ушедшего поколения произвел на вас особое впечатление? —    Колоритнейших личностей перед моими очами прошло немало, сосредоточусь только на некоторых. С 1947 года инспектором Московской духовной семинарии и академии был архимандрит 3 4 Вениамин (Милов) 5 . Многих ученых мужей за время учебы довелось мне слышать, он же читал свой курс иначе: не только содержанием, но и самим тембром голоса буквально к себе приковывал, читал он совершенно необыкновенно. Передать это сложно, просто шла беседа от сердца к сердцу, было тихое журчание речи, в которой — да, мысль выражалась, но мысль эта насквозь была одухотворенной. Это был язык любви. Слова ложились прямо на сердце, оторваться было нельзя. По окончании лекции не радость от звонка посещала, а грусть. Общался он со студентами не поднимая глаз: длинные ресницы у него всегда были опущены. Я никогда не видел его глаз. Весь его облик свидетельствовал о том, что он — сама скромность. Я тогда же весьма заинтересовался его личностью, когда же больше о нем узнал, был поражен — нет, иначе сущность должно выразить: был потрясен до основания узнанным о нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Праздник Святого Духа. На дороге в Казань, на пароходе из Нижнего Утром в половине десятого прибыл в Нижний Новгород. Здесь же, на станции, послал телеграмму в Казань Высокопреосвященному Сергию, согласно его желанию в телеграмме Преосвященному Амбросию, его товарищу по Академии. Прямо со станции, где купил и билет первого класса на пароход Самолетской Компании «Императрица» до Казани (стоит восемь с половиною рублей), — на Самолетскую Пристань. В одиннадцать часов пароход отправился в путь. Пароход берет пассажиров и кладь на обоих берегах реки. Пассажиров полно и на палубе, и в каюте. Когда выходили, смотрел на Нижний и окрестность, но без прежнего чувства. Целый день — холодный ветер. К вечеру немного прояснилось, и заходящее солнце красиво играло на окнах деревенских домов по правую сторону Волги или на глинистых холмах, придавая невыразимую красоту зелени, покрывающей холмы. Так как день праздничный, то группы народу виднелись по холмам там, где есть деревни. В Козьмодемьянске на четверть часа остановились, чтоб взять дров, живо нанесенных бабами. В каюте — шестнадцатилетний князек Чернышев, журимый гувернером за то, что натюкался красным вином; крайняя медленность прислуги; порядочная скука. Цвет речной воды — далеко не так красив, как в море, и вечером вода — мертвая, не искрящаяся тысячами звезд, подобно морской. 13 июня 1880. Пятница. В Казани Утром вместе с Высокопреосвященным Сергием поехали в город. Ко мне пришел Васильев — тенор, семинарист. Понравился, и я заказал ему прийти завтра вместе с Вишневским. Вместе с ним приходил проситься в Японию совсем мальчик — семинарист; отказал, конечно. Получил письмо П. С. Шапкина, а потом и сам он пришел, просит озаботиться постройкой Храма в Ханькоу и снабжением этого места священником; средства и на Храм, и на содержание причта обещаются определенные. Жаль, что не могу ничего сделать — за двумя зайцами... С Высокопреосвященным Сергием побыли с визитом у Губернатора Скорятина. Дочь — артистка по живописи; показывала картины свой работы. Скорятин рассказывал, как он удерживает студентов Казанского Университета от волнений. Когда собирались уезжать в загородный дом, пришел Владимир Владимирович Плотников с желанием поговорить. Владыка посоветовал пригласить его для того в загородный дом, что я и сделал, пригласив с пароходом в четыре часа. В назначенное время он явился и предложил взять его миссионером в Японию. Пришел Ильминскии и стал мешать нашему разговору; Владыка взял его к себе, и мы кончили; я дал ему двести рублей на дорогу до Петербурга и посылку матери. Не понравилось мне, что он хочет держать это в секрете здесь и только из Петербурга написать в Академию. Но пусть делает, как знает. Владыке Сергию он сказал о своем намерении оставить доцентуру в Академии и ехать в Японию, и Владыка одобрил. По уходе его Николай Иванович Ильминскии долго занимал разговором, пока наконец уехал со своим «абзой» («дядя» по-татарски, извозчик его).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Сейчас мы в буквальном смысле этого слова живем дачной жизнью. Развели огород. Поливаем и ходим за ним. Радуемся, как растет он не по дням, а по часам, дышим не надышимся чудным сухим и ароматным воздухом, едим ботвиньи, загораем, купаемся и т. д. Если Бог скажет: езжайте – поедем, если решит, что надо еще отдохнуть – будем отдыхать. Сердечный привет Вере Тимофеевне. Таня целует Вас обеих. Мир Вам. Р. S. Привет старцу, Ване и прочим. 42. Наталье Александровне 17/30.VIII.1925 г. Думал было, что лично смогу поздравить Вас, Наташа, но удерживающее все еще властвует надо мной, и я целый месяц уже гощу в Тобольске и не знаю, когда и куда поеду. В день святого Владимира я получил вызов сюда, и в день рождения Веры Тимофеевны 265 мы тронулись уже из Самарова, куда я за несколько дней со всем своим скарбом и своим достолюбезным спутником прибыл на лодке, преодолев пятьдесят верст сплошной воды. Здесь, конечно, мы представились своему шефу, и он очень вежливо сначала угощал нас завтраками, а потом уже неделями, и началась скучная канитель, резко понижающая настроение и набрасывающая на душу что-то скучное и серое. Мой сотоварищ по командировке, как более энергичный, уже не раз разными методами хотел повлиять на ускорение нашего отпуска, но пока воз и поныне там. Сначала мы гостили у здешнего дедушки 266 , а потом я с Таней снял небольшую квартирку из двух комнат, и мы там водворились и обитаем. У ней тоже крылышки опустились, и, видимо, страшит ее будущее, хотя бы даже и Крестовский 267 и прежняя квартира, но, конечно, все это от настоящей неопределенности и для постепенного приучания себя к городской обстановке. Мы живем у очень хороших людей (муж и жена), недалеко храм, где хороший старик-священник и очень милый любительский хор. Вообще здесь и храм и духовенство очень приличны, и вообще город красивый, привольный, но все же Чучели свои и я, и Таня вспоминали не раз и, конечно, будем вспоминать как одну из самых интересных страниц жизни. Нас так сердечно провожали, и, конечно, Архиереев мыс, как они назвали одно место, где я больше всего гулял, будет им, кроме другого прочего, напоминать о необычайном происшествии в их жизни, а мне даже и сейчас эти юрты и пережитое в них кажется какой-то удивительной сказкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010