В 1996 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Ларисой Петровной был создан Фонд «Возвращение». В попечительский Совет фонда входят священнослужители, которые активно занимаются тюремным служением. Название фонда – «Возвращение» – и его эмблема – «Возвращение блудного сына» – символизируют покаяние, возвращение в общество. «Предупредить преступление общество не в состоянии, но оно в состоянии предотвратить рецидив. Легко сунуть в протянутую руку деньги, проходя мимо. А когда дело касается преступника? Как отвратить его от преступления? Попробовать остановить такого, увидеть человека братом себе, только пропадающим. Можно порассказать ужасы, привести статистику преступности, живописать, как сидят и за что. Но главное, согласитесь, не в этом. Основные наши цели – изменить мировоззрение осужденных, подготовить к Таинству Исповеди, к Таинству Крещения, разрешить социальные проблемы, снизить рецидивную преступность». Свою авторскую программу «Освобождаясь – не возвращаюсь» Фонд осуществил на практике еще в 2007 году на базе женской исправительной колонии. В 2009 году провели обучающие семинары для социальных работников государственных социальных служб районов Санкт-Петербурга. И вот впервые специалисты социальных служб стали посещать осужденных еще до их освобождения из колонии. А затем встречать, чтобы продолжить работу по реадаптации. Таким образом, отбывшие наказание лишением свободы находятся в поле зрения специалистов столько времени, сколько необходимо для их индивидуальной адаптации. Согласитесь, такой подход к проблеме значительно снижает рецидивную преступность. Модель программы «Освобождаясь – не возвращаюсь» создавалась в течение 13 лет работы в местах лишения свободы. Все эти годы Лариса Петровна горячо переживала за женщин, с которыми работала в следственном изоляторе и исправительной колонии Санкт-Петербурга. Около 1800 человек было подготовлено ею к Таинству Исповеди, к осознанному покаянию и принятию Святого Крещения. Но, увы, есть женщины, вместе с которыми при очередном их освобождении в чью-то жизнь приходит горе, несчастье, страдание. Второй, третий и четвертый раз преступая порог исправительного учреждения, они прячут глаза, встречаясь с Ларисой Петровной. Они знают, сколько Василенко положила на них сил. Это было напрасно?

http://pravoslavie.ru/64566.html

Не имея возможности в тюрьме открыто писать, например, о монархии, он сделал все возможное, чтобы придать своему сочинению яркую имперскую, антибуржуазную и даже «евразийскую» окраску. Лосев, освобожденный и реабилитированный в 1933 году, был вплоть до 1953 года лишен возможности публиковать свои работы. Но существует множество свидетельств, что Сталин специально позаботился о том, чтобы философ-исихаст не погиб и продолжал свою деятельность. Имеются также данные о том, что Сталин однажды лично советовался с Лосевым в Кремле по политическим вопросам. К сожалению, эту гипотетическую встречу никто не мог письменно задокументировать. Поэтому сюжет обречен навсегда остаться таким же неясным, как и вопрос о том, мог ли юный семинарист Иосиф Джугашвили что-то знать о священнобезмолвствующих в Сванетии, «на горах Кавказа»... Достоверно известно только одно: именно антибуржуазность сталинского режима заставляла имяславцев Флоренского и Лосева, репрессированных этим самым режимом, находить в нем положительные стороны. В связи с этим заслуживает самого серьезного внимания концептуальная статья Владимира Кантора «Флоренский, Степун и большевистское имяславие». В ней отмечаются существенные черты, роднящие богословские воззрения Ареопагитик и святого Григория Паламы с советской идеологией (но не с учением Маркса и Энгельса!) и противопоставляющие их мировоззренческой парадигме европейского Модерна, «расколдованного мира» (по Максу Веберу). Что касается возрождения исихазма в Румынии 20-30-х годов XX века, то это было время невиданного по накалу духовного подъема румынского православия. В своей краткой программной статье 1937 года «Христианская революция» Мирча Элиаде связывал миссию возрождения мистического православия после краха Российской империи с обновлением всего социально-политического строя Румынии. Практически уникальным в истории православия случаем было то, что патриарх Мирон и весь Синод Румынской православной церкви в 1930-е годы безоговорочно поддерживали легионерское движение.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/22/...

МДА посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству 26 мая 2008 г. 11:50 25 мая Московскую Духовную академию посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер , находящийся в России с частным визитом. Кардинала сопровождали секретарь Представительства Святого Престола в Российской Федерации монсеньор Анте Йозич и секретарь Папского совета по содействию христианскому единству отец Милан Жуст. От лица ректора Московской Духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения и по его благословению гостей приветствовали проректор МДА по научно-богословской работе священник Владимир Шмалий, проректор МДА по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев) и секретарь Ученого совета МДА доцент протоиерей Павел Великанов. Во встрече также принял участие сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.В. Долгов. После посещения храмов Свято-Троицкой Сергиевой лавры , гости ознакомились с деятельностью Центра информационных технологий при Московской Духовной академии и деятельностью портала Богослов.ru , о которой им рассказал главный редактор портала протоиерей Павел Великанов. За последовавшей беседой обсуждались, в частности, вопросы взаимодействия высших учебных заведений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Была признана плодотворной практика обмена не только студентами, но и профессорами и преподавателями для кратковременного чтения ознакомительных лекций о современном состоянии церковной жизни и богословия в той и другой Церкви. Среди прочего, был отмечен положительный опыт участия католических ученых в прошедшей в ноябре 2007 года в Москве V международной богословской конференции Русской Православной Церкви . Представители Академии также смогли обсудить с гостями волнующие учащих и учащихся МДА актуальные вопросы православно-католического диалога, в том числе ситуацию, возникшую вокруг «Равеннского документа». По этому поводу кардинал Каспер подчеркнул, что католическая сторона не может вмешиваться в разногласия, возникшие в результате равеннской встречи между Константинопольским и Московским Патриархатом, однако надеется на то, что между ними будет достигнут компромисс, ибо диалог с православным миром без участия Русской Православной Церкви не может быть полноценным.

http://patriarchia.ru/db/text/411579.htm...

профессор Борис Александрович Нелюбов (15.10.1930) Древние восточные церкви Переводы Учебные пособия профессор Борис Александрович Нелюбов Историк, исследователь православных и нехалкидонских церквей, переводчик с греческого языка, преподаватель (с 1961 года) и заслуженный профессор Московской духовной академии (2004). Биография Родился 15 ноября 1930 года в городе Перово Московской области в семье служащего. Окончив среднюю школу в Москве, в 1950 году поступил в Московскую духовную семинарию, но вынужденно прервал учёбу, так как был призван в армию. После демобилизации вновь поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1957 году, после чего поступил в Московскую духовную академию. Кандидатское сочинение написал по кафедре греческого языка на тему «Перевод греческого служебника Афинского Издания в его параллели со славянским текстом». В 1961 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. Советом Московских духовных академии и семинарии он был оставлен при академии профессорским стипендиатом с правом преподавания греческого языка на курсе академии. Стипендиатский отчет заключался в переводе с греческого языка труда профессора Афинского университета Панайотиса Tpeмбeлaca[el] «Три литургии». В том же году начал преподавать в МДА греческий язык. В 1962 году был приглашен на работу в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в качестве референта, а с 1966 года в качестве переводчика с греческого языка. В 1964 году удостоен звания доцента. В 1974 году ему присуждена учёная степень магистра богословия за магистерскую работу на тему: «Древние восточные Церкви». Ректор МДА архиепископ Владимир (Сабодан) отметил «важность этой работы доцента Б. А. Нелюбова, особенно в наш век экуменизма. Если мы интересуемся историей, вероучением, деятельностью протестантских Церквей… тем больший интерес привлекает нас к Древним Восточным Церквам, потому что во многом у нас с ними общее вероучение, общие цели и задачи» В том же году утверждён в звании профессора. В 1976 году назначен председателем Исторической комиссии (аналог кафедры церковной истории, которая появилась в МДА в 2004 году). Участник прошедшего с 15 по 23 февраля 1986 года заседания Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора в Шамбези. Участник прошедшего с 28 октября по 6 ноября того же года Третьего предсоборного совещания. 12 октября 1987 года принял участие в работе VII пленарного заседания Смешанной комиссии по православно-старокатолическому диалогу. В октябре 2004 года за многолетние труды, понесённые в МДА, ему присвоено почётное звание заслуженного профессора МДА. В 2019 году вошёл в состав редакционной коллегии созданного тогда же журнала «Церковный историк», посвящённый проблемам истории Церкви, русской церковной истории, истории Поместных церквей и гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Итак – что же всё это, как не истинные достоинства архипастырские в лице и действиях покойного Владыки Антония? К этому же ещё разве присовокупить и то, что он не очень-то любил этикетничать, чтобы напр. отплачивать взаимные визиты нашему брату... особенно тем, которые явятся лишь в праздник в общей толпе и только... а затем вспоминай его, как звали... Ну вы, о. Архимандрит, что скажете на всё это? А мне кажется что все, или почти все, указанные мною случаи и действия, право же, достойны изложения и в самой биографии покойного Владыки? «Не только случаи и действия достойны, – был мой ответ, – но даже и самые выражения Ваши, как искреннейшие прямо с натуры взятые... Будьте же уверены, добрейший NN., – что Вы встретите их на страницах биографии во всей буквальной точности». Глава XVII Тринадцать лет протекло со времени вступления преосв Антония на казанскую Кафедру. Во всё это время преосв. Антоний был, – как уже видели читатели, – поистине неустанным тружеником по званию и долгу своему во всём, что только относилось к его пастырскому служению... Все это видели, по возможности, все сознавали, ценили, и вообще, от самой даже долговременности имя преосв. Антония сделалось популярным и произносилось с каким-то особенным, истинно задушевным, духовно-святынным чувством, в том именно значении, как выражено это было в самом первом извещении о его кончине, т. е. «в почитании его за святого» 281 . Не нам, конечно, одним, а многим другим приводилось слышать, например, произносимое по местному простолюдинному выговору имя «Онтоний» не иначе как с прибавлением – и при этом даже с крестным знамением такие напр. возглашения: «О! наш Владыка Онтоний истинный владыка Божий, молитвенник, угодник перед Господом» 282 . Называемая интеллигентная часть общества, конечно, смотрела иногда и по своему… но то замечательно, что и со стороны этой последней выражалось невольно почти тоже, только в других словах в силу других понятий и значений самого достоинства и заслуг Архипастыря, более как общественного только деятеля в церковно-духовном управительном и просветительном отношении. В приведённом, только что перед этим, эпилоге не раз повторялись выражения, что в нём и то и другое было хорошо, достойно в полном смысле… но только самому-то преосв. Антонию приходилось не по добру не по здорову... Эти и подобные выражения были едва ли не общеупотребительными и тем чаще, чем более проходило времени, доколе наконец прошло «целых двенадцать лет». Чтобы понять значение этих двенадцати лет в связи со сказанными мнениями и выражениями о личных и служебных достоинствах и заслугах преосв. Антония, довольно сказать, что в течение 12-ти лет преосв. Антоний не был удостаиваем Высочайших наград; так что в этот период времени другие лица, бывшие ещё только архимандритами и ректорами Семинарии и имевшие только орден 2 степени Анны, успели сравниться с ним и по сану и в получении 2-й ст. В. Кн. Владимира, – каковую преосв. Антоний получил ещё в Смоленске в 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

130 Известно что служебники (Sacramentaires) св. Геласия и св. Григория Великого дошли до нас только в позднейших манускриптах восьмого века, и что они могли быть изменены переписчиками, как и многие другие памятники. Поэтому нельзя утверждать, что первоначально в них не было призывания Духа Святого. 132 Recueil de jurisprudence, par Guy du Roussaud de Lacombe. V. Commu­nion. Renaudot, Perpétuité de la foi sur les Sacrements. Liv. II, c. 8 et 9. 136 Боссюэт, О причащении под двумя видами, часть вторая. Защита предания о причащении под одним видом, часть первая. Гл. 5. 141 Ernulph. Epist. ad Lambert, apud. D. Dachéri Spicileg. t. 2. Renaudot Perpétuité de la foi sur les sacraments liv. VIII, гл. 1 и след. 147 Случай не вымышленный, так бывает! Мы знали одного начальника (supérieur) семинарии, который слюнями мочил свои пальцы, чтобы с большим удобством брать из дароносицы гостью, которую он должен был полагать на язык причащающегося. Нам очень не нравился этот прием. Большое чи­сло римских священников нюхают табак, до служения литургии, а некоторые и во время служения. Их пальцы носят следы табака. Значительное число других священников грязны, по природе. Почему же в римской церкви не отменяют причащения под видом хлеба, ради этого? 155 Название литургии было в употреблении в начале четвертого века для обозначения мессы (Евс. О жизни Констант.). Достаточно сказать, что оно восходит к более древним временам. Патер Лебрюн (Cérémonies de la messe init.) ошибочно поэтому утверждает, будто греки стали пользоваться этим названием только в четырнадцатом столетии. Оно было употребительно до этой эпохи. 156       Видоизменения эти указаны, по крайней мере, частично, в большом сочинении патера Мартена о древних церковных обрядах. 160 В изложении всего вышесказанного мы следовали учению Cathechismus ad Parochos, иначе называемого Катехизис Тридентского Собора. На этом основании мы можем усвоять римской церкви учение софистическое и ложное, кото­рое мы изложили. 161 Это сочинение епископа Манского в семинариях прежде называли: малень­кой свинкой епископа Бувера. Извините, но эта подробность характерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

9 июля. С утра я на пленарном заседании. […]. В 3 ч. мы с м[итрополитом] Германосом были у Карпова. Разговор общий. […]. Вечером был у м[итрополита] Стефана Болгарского. Он много говорил о м[итрополите] Кирилле 33 и М[итрополите] Никодиме 34 , как врагах его, тянущих к Западу; говорил, что Кирилл писал статью с дифирамбом Гитлеру, показал декларацию, написанную ими, которую он исправляет и сглаживает… Он просил Карпова приехать к нему с м[итрополитом] Кириллом и М[итрополитом] Никодимом и заставить их высказать свои взгляды на отношение к СССР и Русской Церкви. Жаловался, что Болг[арское] Правительство притесняет Ц[ерко]вь, отняло 2 семинарии, теснит Рыльск[ий] м[онасты]рь, так что Ц[ерко]вь оч[ень] нуждается в средствах и сам он полгода не получает содержания. Он намерен просить ден[ежной] помощи у нас. По экумен[ическому] вопросу он, по его словам, не согласен с позицией экумен[ического] совета после 1938 г. и даже писал об этом Совету; с приезжавшими в Софию для переговоров экуменистами он уклонился видеться. Потом зашел к антиохийцам и говорил с М[итрополитом] .Александром и Илией Карамом об экуменизме. Они совсем не в курсе дела. Я разъяснил им суть дела и позицию болг[арских] экуменистов и их декларации, и они крепко заявили о полном согласии со мной, что и заявят в Комиссии. Карам сделал мне подарки (ладан, часы и материю)» 35 . Далее владыка Григорий писал: «15 июля. Четверг. Все время был оч[ень] занят. […] 13 и 14 (вторник и среда) я работал в Комиссии по экумен[ическому] вопросу (председательствовал). Вопрос прошел оч[ень] гладко, спокойно, все были довольны. Не то, что в других Комиссиях, где были споры и разногласия. […] Шпиллер сообщил мне, что М[итрополит] Германос долго беседовал с Экзархом М[итрополитом] Стефаном, высказывая мысль, что М[итрополит] Стефан д[олжен] дать материал (англичанам?), что Совещание наше прошло под давлением Сов[етского] Правительства, им надо дискредитировать Совещание, о чем уже началась кампания на Западе. Повидимому М[итрополит] Германос [занят] сближением М[итрополита] Стефана на сторону Запада. Он указывал на возможность близкой войны, которая, по его мыслям, ликвидирует на Балканах влияние СССР, и тогда для М[итрополита] Стефана результаты будут печальны, если он не переменит позиции, и наоборот – выгодные, если он отойдет от русских… С дугой стороны, вчера на ужине у П[атриарха] Каллистрата 36 М[итрополит] Стефан мне говорил, что он просил М[итрополита] Германоса написать Конст[антинопольскому] Патриарху о необходимости быть солидарным с Совещанием и не участвовать в Амстерд[амской] Конференции, согласно постановлению Совещания… Был слух, что Болгарское Правительство потребовало от М[итрополита] Стефана, чтобы он порвал с экуменизмом… Иначе провалится его «Патриаршество». Сам М[итрополит] Стефан вчера был долго у Карпова с М[итрополитом] Кириллом и М[итрополитом] Никодимом» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Таким образом, о. Смотрителем в течение его 25-летней службы училище приведено в полное благоустройство и со стороны учебно-воспитательной, и со стороны материальной: благоустроенное им училище, как хорошо выразился один из учеников в юбилейно-приветственной речи о. Смотрителю, есть как бы виноградник, хорошо вскопанный и обделанный руками опытного садовника, – виноградник, приносящий приятные зрелые плоды. При всех своих трудах во благо училища о. Смотритель находил время и для постоянного разностороннего самообразования. Красноречивым доказательством его прогрессивного самообразования служит то, что он в 1880 г., будучи 50-ти лет отроду, сдал экзамен при Московской духовной академии на степень кандидата академии. Надо сказать, что в о. Свирелине живёт не одна холодная любознательность, но и живая сердечная впечатлительность в области интеллектуальной. Этой впечатлительностью его и объясняется то обстоятельство, что он свой умственный капитал не мог утаить внутри себя, а стремился обнаружить его в литературном творчестве, – творчестве, насколько плодовитом, настолько и разнообразном 4 . Деятельность о. Свирелина, сказавшаяся столь богатыми плодами в сфере практической и в сфере интеллектуальной, конечно, не осталась без одобрительного внимания со стороны высшего начальства. Он несколько раз получал благодарность и благословение Божие от Владимирских Архипастырей, несколько раз получал благодарность от Правления Владимирской духовной семинарии. Кроме того, он получил следующие награды: в 1869 году он был награждён камилавкой (набедренник и скуфью получил ещё до смотрительства), в 1873 году наперсным крестом, в 1876 г. орденом святой Анны 3 степени, в 1879 г. саном протоиерея, в 1881 г. орденом святой Анны 2 степени, в 1884 г. орденом святого Владимира 4 степени (вследствие каковой награды он в 1885 г. утверждён в правах потомственного дворянства) и в 1888 г. палицею. Таковая быстрая последовательность наград ясно свидетельствует, как высшее начальство высоко ценило и ценит труды о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Луку? В главе 23, стихе 56 его Евангелия. Что говорит в указанном месте св. Лука? Что святые женщины, после того как приготовили ароматы для умащения тела Иисуса, не работали на другой день, чтоб соблюсти закон об отдохновении в субботу ( Лк.23:56 ). Святые женщины соблюдали закон, – значит, св. Лука был очень точный богомол. Ренан, изучавший философию и теологию в семинарии святого Сюльпиция, право, слишком уж позабыл правила силлогизма, которые ему должны были там внушать. Этими правилами, служащими выражением, хотя бы и схоластическим, здравого смысла, пренебрегать не следует; кто удаляется от них, – удаляется и от самого здравого смысла. Одно из этих правил гласит, что нельзя выводить следствия, не вытекающие из посылок. Каким же образом по точному благочестию святых женщин заключать о таковом же благочестии св. Луки? Но как бы то ни было, он был справедлив, сказав, что св. Лука был точен в своем благочестивом призвании, так как тот, кто точен, не впадает ни в какое преувеличение, и эта точность говорит в пользу справедливости рассказа историка, а не наоборот. «Он (св. Лука) настаивает на том, что Иисус исполнял все иудейские обряды (стр. 40–41). Доказательства Ренана: рассказ о принесении Иисуса в храм и замечание, что Его родители каждый год ходили на праздник Пасхи в Иерусалим ( Лк.2:21–22, 2:39, 2:41–42 ). Итак, оттого что родители Иисуса исполняли то, что одинаково исполняли и все прочие израильтяне, Ренан заявляет, что св. Лука настаивает на том, что Иисус исполнял все иудейские обряды. Следовательно, историк не может передавать фактов, фактов самых обыкновенных, не настаивая на том, что они были исполнены. Право, наш почтенный академик не хочет ли в выносках своих осмеивать легковерие публики? Св. Лука говорит, что Иисус в возрасте двенадцати лет отправился с родителями Своими в Иерусалим, куда они имели обыкновение отправляться каждогодно ( Лк.2:42 ). «Это черта эвионита», – говорит Ренан, важно добавляющий: «Cf. Philosophumena, VII, VI, 34». Имеет ли Ренан какое-нибудь понятие о секте эвионитов? Должно быть нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Кроме того, сегодня стоит задача создания курсов повышения квалификации и переподготовки, мастер-классов для работников региональных СМИ. Я провел предварительный мониторинг: интерес существует довольно большой, особенно — у региональных телеканалов. Учитывая, что у нас будут работать ключевые фигуры церковной журналистики, речь идет еще и о знакомстве, о создании профессиональной среды общения. Прекрасно, когда в рамках Рождественских чтений и других общецерковных мероприятий проводятся семинары и круглые столы, но процесс обмена знаниями должен происходить на базе образовательных учреждений. Когда в годы учебы в Академии мы создавали журнал «Встреча», главной нашей целью было предоставить студентам возможность попробовать себя в журналистике, понимая, что завтра они уедут в свои епархии и на приходы, где окажутся перед необходимостью создавать приходские и епархиальные СМИ. Так и вышло. Многие из тех, кто прошел через «Встречу», сегодня руководят церковными газетами и журналами на местах. Но мой личный вывод, итог работы во «Встрече»: журналистика — это не самодеятельность. Чтобы находить адекватные приемы и средства передачи информации аудитории, надо быть высокопрофессиональными и хорошо подготовленными журналистами. Мы создаем кафедру, чтобы выпускать профессионалов. — Планируете ли Вы сотрудничать с Синодальными структурами?  — Разумеется, когда речь идет о таких специальностях как журналистика, юриспруденция и некоторые другие, мы должны соотносить практику студентов с теми задачами, которые стоят сегодня перед Церковью, с условиями церковной деятельности. Первый человек, с которым я обсуждал тему развития журналистики в РПИ, был Владимир Романович Легойда . Я прекрасно понимаю, что его Синодальная структура сегодня — центр координации работы Церкви в медийном пространстве, и надеюсь, что он будет помогать нам находить контакты с региональными СМИ и курировать нашу кафедру журналистики. Мы будем взаимодействовать со всеми Синодальными отделами и другими церковными структурами. Особенно — в том, что касается дополнительного образования. Например, мы не готовим церковных бухгалтеров, но выпускаем экономистов широкого профиля. Однако, на базе специальности «национальная экономика» и бакалавриата «экономика» мы планируем развивать программы повышения квалификации для работников церковных учреждений — казначеев и бухгалтеров монастырей, храмов, благочиний.

http://patriarchia.ru/db/text/1212920.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010