22. Лития на могиле деда Предстоятеля  в мордовском селе Оброчное. 24. Неделя 6-я по Пятидесятнице, день памяти св. равноап. кн. Ольги . Литургия в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. 25. Заседание региональной общественной организации содействия развитию комплекса кафедрального соборного храма «Совет попечителей Храма Христа Спасителя». 26. Начало Первосвятительского визита  на Украину. 27. Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве. 28. День памяти св. равноап. вел. кн. Владимира . Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. АВГУСТ 4.  Возведение в сан митрополита  архиепископа Ташкентского и Узбекистанского Викентия. 7.  Неделя 8-я по Пятидесятнице . Святейший Патриарх Кирилл молился за Божественной литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 10.  Праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) . Святейший Патриарх Кирилл молился за Литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 18. Канун праздника Преображения Господня . Всенощное бдение в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 19.  Преображение Господне . Литургия  в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского. 21.  Неделя 10-я по Пятидесятнице . Торжества , посвященные 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 22. Заседание Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага, прошедшее в Храме Христа Спасителя. 23. Третье заседание  Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в Зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 27.  Канун праздника Успения Богородицы . Всенощное бдение в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . 28.  Успение Богородицы . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 29. Начало Первосвятительского визита в Абаканскую, Магаданскую и Иркутскую епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

В киевском Введенском мон-ре совершаются особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины; 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского; 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у мощей Д. Документы о причислении к лику местночтимых святых Д. представлены в 2003 г. в Комиссию по канонизации УПЦ. 18 апр. 2008 г. Постановлением Свящ. Синода УПЦ Д. была причислена к лику местночтимых святых. Иконография Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Иконы Д. были написаны в кон. ХХ в. киевским худож. В. В. Горецким по предложению игум. Дамиана (Давыдова), наместника Введенского муж. мон-ря. Канонический иконописный образ разработан на основе единственной сохранившейся фотографии Д. 70-х гг. XIX в., где она запечатлена в светском платье (снимок передан игум. Дамиану в 1992 насельницей Введенского мон-ря мон. Питиримой; увеличенная копия - в братской трапезной). На иконе 2003 г. с частицей мощей (в наст. время в домовой ц. во имя прп. Исидора Пелусиота Введенского мон-ря) Д. изображена по пояс, в монашеском облачении, с воздетой в молении десницей с четками и моделью Введенской ц. в левой руке (копия образа представлена в Комиссию по канонизации святых при Свящ. Синоде УПЦ вместе с документами на прославление Д.). На иконе «Собор святых Киевских жен» в притворе Введенского храма ростовой образ Д.- в центре композиции, в монашеском облачении и в клобуке, с моделью церкви в левой руке и обращенной к ней ладонью десницы. По сторонам от Д. изображены местночтимые киевские преподобные жены. В верхней части - Печерская икона Божией Матери с предстоящими св. женами, особо почитаемыми в Киеве (равноап. вел. кн. Ольга, вмц. Варвара, прп. Евфросиния Полоцкая и прп. кнж. Иулиания Ольшанская). В 1996 г., ко дню перенесения мощей Д. со Зверинецкого кладбища в храм-усыпальницу, был написан ее портрет в монашеском облачении (находится в приемной Введенского мон-ря). В стенописи 1996-1997 гг. Введенской ц. (группа мастеров под рук. С. Н. Баяндина, главный худож. Ю. А. Гузенко) изображение Д. помещено в Соборе преподобных жен, подвижниц-монахинь, идущих за Христом, вместе с блгв. кнг. Анной Кашинской, прмц. Евдокией, преподобными Меланией и Пелагией. По благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) иконы Д. будут переданы на ее родину в Силистру, в кафедральный собор блгв. вел. кн. Александра Невского в Софии и в Севастополь.

http://pravenc.ru/text/172050.html

Мощи св.равноап. Владимира будут принесены в города России и Белоруссии Москва, 18 мая 2015 г. В рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси – князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира будет принесен в города России и Белоруссии для поклонения верующих. В. М. Васнецов. " Крещение великого князя Владимира Киевского " (ок. 1890г.)      В период с 27 мая по 1 декабря 2015 года святыню смогут увидеть жители 45 городов России и 5 городов Белоруссии. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке Фонда святителя Василия Великого, сообщает Синодальный Информационный Отдел. Князь Владимир – один из самых почитаемых в православии Святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю. Принесение мощей великого князя будет приурочено к тысячелетию его преставления, широко отмечаемому в этом году. Это первое масштабное Принесение мощей великого князя с момента их обретения в XVII веке. Справка: Князь Владимир был погребен 15 июля 1015 года в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. Впоследствии Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами до тех пор, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могила) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено. Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви Президентом России Владимиром Путиным и размещены в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. С тех пор мощи были доступны для поклонения, но только для москвичей и гостей города. Предстоящее Принесение позволит увидеть великую святыню тысячам россиян по всей стране, а также жителям Белоруссии. Беспрецедентная по своим масштабам акция начнется 27 мая в Туле и завершится 1 декабря в Калининграде. В общей сложности будут охвачены 45 городов России, в том числе отдаленных северных регионов, и 5 городов Белоруссии. Контакты для СМИ: Пресс-служба Фонда святителя Василия Великого E-mail: press@RusCharity.Ru Тел. моб.: +7 (968) 435-72-70 (в т.ч. в вых. дни), +7 (926) 40-40-621 Facebook: facebook.com/ruscharity ВКонтакте: vk.com/fondvv www.ruscharity.ru 18 мая 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/79374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) (в иночестве Гавриил, в схиме Игнатий; † 19.09.1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), 2-й сын черниговского и новгород-северского кн. Олега (Михаила) Святославича, внук кн. киевского и черниговского Святослава (Николая) Ярославича . Основными источниками сведений об И. О. являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, сообщения к-рых не совпадают в рассказах о вокняжении И. О. в Киеве и о смерти князя. Повествование в составе Ипатьевской летописи основано на 2 источниках: на благожелательном к И. О. черниговском летописце его брата Святослава (Николая) и на враждебном И. О. киевском летописании кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Первый источник не был использован при создании Лаврентьевской летописи, опиравшейся на киевское летописание более ранней редакции, нежели в Ипатьевском своде. Время рождения И. О. неизвестно. Исходя из того что его младший брат Святослав впервые женился в янв. 1108 г., можно полагать, что И. О. род. в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XI в. Его имя в крещении устанавливается по данным синодиков и по упоминанию ц. во имя св. Георгия на дворе князя в селе под Путивлем (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 333). И. О. участвовал в 1127 г. в походе на Полоцкое княжество в составе войск черниговских князей, в 1134 г. он входил в коалицию потомков кн. Святослава Ярославича, боровшихся против Мономашичей за обладание Курским Посемьем. 8 авг. 1135 г. св. князь участвовал в победном для Ольговичей сражении на р. Супой, когда при поддержке союзных половцев правители Чернигово-Северской земли разгромили войска киевского кн. Ярополка Владимировича.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укрепленные города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой ц. вмч. Георгия (достроена в 1157). Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Старший сын кн. Юрия, кн. Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенес и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божией Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Сев.-Вост. Руси. Кн. Андрей обновил Мономаховы валы и возвел новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из 3 частей: Печерний (Средний) город, в к-ром находился Успенский собор; Новый (с XVII в. Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164; сгорела в 1778; отстроена в посл. четв. XVIII в.) и вмч. Георгия (1152 или 1156-1157), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохр. остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской - см.: СПАМИР. С. 153). Кн. Андрей стремился превратить небольшой укрепленный город в пышную столицу, к-рая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» вост. части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресв. Богородицы - «десятинной» церкви, буд. кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам - соборам Св. Софии и Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и К-поле (с воспоминанием о св. граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До наст. времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной ц.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Др. известные живописные портреты М. относятся к периоду его служения на Московской кафедре и, по-видимому, являются копиями утраченных произведений. Портрет из собрания Николо-Перервинского мон-ря (ГИМ; см.: Обитель прп. Сергия: Кат./ГИМ. М., 2014. С. 318. Кат. 294) выполнен предположительно в 1879-1880 гг., после назначения М. митрополитом Московским и до награждения его орденом равноап. кн. Владимира 1-й степени. Это поясное изображение седобородого архипастыря вполоборота влево в рясе и белом клобуке с алмазным крестом, на левой руке - четки. Кроме панагии и золотого наперсного креста показаны ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира 2-й степени со звездами. Тогда же, судя по изображенным наградам, был создан иконографически близкий погрудный портрет М. (в овале, с прописями XX в.), размещенный сейчас наряду с др. изображениями московских и петербургских митрополитов в Тронном зале Митрополичьих (Патриарших) покоев Троице-Сергиевой лавры. На нем владыка запечатлен в рясе коричневого цвета, на белом клобуке алмазный крест, панагия с «Сикстинской Мадонной». Редким произведением является рисунок акварелью и тушью на картоне нач. 80-х гг. XIX в. с поясным изображением М. в овале, схожий с портретом из Митрополичьих покоев Троице-Сергиевой лавры и ГИМ. На голове иерарха белый клобук, однако густая окладистая борода имеет лишь едва заметную проседь; к описанным выше наградам добавлена звезда ордена св. Анны. Согласно подписи, рисунок выполнил худож. Воронин. Не исключено, что этот портрет служил образцом для гравера или литографа или, наоборот, воспроизводил один из эстампов. Портреты М. на гравюрах и литографиях (ГИМ, РГБ, ЦАК МДА) отличаются разнообразием иконографических вариантов и техник исполнения. В их разработке и изготовлении участвовали и признанные мастера своего дела, и малоизвестные художники. Портреты издавались в виде отдельных листов или помещались на фронтисписах изданий трудов М. и биографических очерков. На основе портрета работы Игорева с точным повторением всех деталей создано неск. ранних литографий: московский лист с цензурным разрешением от 25 янв. 1867 г. (РГБ), эстамп 3-й четв. XIX в. ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 7), фототипия С. В. Кульженко в Киеве (помещена в кн.: Титов Ф. И., прот. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. К., 1895. Т. 1. Вкл.).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Феодора (крестильное имя Мстислава, отца В. М.) - на оборотной (к наст. времени обнаружено 60 экз.), к-рые убедительно атрибутируются В. М. Новгородское летописание сообщает о военных походах В. М., они, как правило, были направлены в соседние области, обязанные Новгороду данью: в 1123-1124 гг.- на емь (на сев. побережье Финского зал.), весной 1131 г.- на чудь (вероятно, эстов), зимой 1131/32 г.- снова на чудь, в нач. 1134 г.- еще раз на чудь со взятием г. Юрьева (совр. Тарту). Эти походы В. М. были продолжением новгородской политики его отца и частью военных мероприятий киевских князей в Сев.-Зап. Руси, резко активизировавшихся после временной ликвидации Мстиславом самостоятельности Полоцкого княжества в 1127 г.; так, В. М. участвовал в общерус. войне против Полоцка, в поход 1131 г. он был отправлен отцом вместе со своими братьями Изяславом (Пантелеимоном) и Ростиславом (Михаилом) Мстиславичами, а в поход 1131/32 г. выступил почти одновременно с походом на Литву Мстислава. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Нельзя не заметить характерных признаков явно подчиненного положения В. М. в Новгороде по отношению к сидевшему в киевском пригороде, а затем в Киеве отцу: в 1118 г. все новгородские бояре приехали в Киев присягать Владимиру Мономаху и Мстиславу; в 1119 г. В. М. заложил в Новгороде Георгиевский собор Юрьева мон-ря , но грамоту о материальном обеспечении обители ок. 1130 г. (дарение мон-рю вол. Буйце на юге Новгородской земли) издал не он, а его отец, тогда как новгородский князь упоминается в документе только как даритель серебряного блюда. Показателен и брак Мстислава с дочерью влиятельного новгородца Дмитра Завидовича, заключенный уже в новгородское княжение В.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Митрополит Владимир освятил накупольный крест и колокола для колокольни храма св. равноап. Ольги в Киеве 3 марта 2013 г. 11:11 2 марта 2013 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил храм святой равноапостольной Ольги в Дарницком районе Киева, где освятил накупольный крест и колокола для храмовой колокольни. Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви, первый викарий Киевской епархии митрополит Бориспольский Антоний , архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , настоятель протоиерей Всеволод Рыбчинский и духовенство храма. По окончании богослужения митрополит Владимир поздравил духовенство и прихожан с важным событием в жизни прихода, поблагодарил настоятеля за труды и вручил благотворителям церковные награды. Ольгинский приход существует с 1994 г. Первые службы проводились на улице перед жилищно-эксплуатационной конторой, где был арендован большой зал под богослужения. В 1997 г. началось строительство церкви св. блгв. кн. Всеволода Новгородского, которую 10 декабря 1998 г. освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 30 июня 2010 г. Блаженнейший владыка освятил накупольные кресты для главного храма прихода во имя св. равноап. кн. Ольги, а 24 февраля 2011 г. его престол. Сейчас идет строительство колокольни. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

др. На Руси, очевидно, появление первых изображений равноапостольных братьев следует связывать с временем формирования почитания К. и Мефодия сразу после принятия христианства, хотя памятники домонг. эпохи не сохранились. Древнейшими «портретами» К. и равноап. Мефодия долгое время считались ростовые фигуры святителей на сев. стене диаконника в росписи ц. свт. Кирилла Александрийского Кирилловского мон-ря в Киеве (ок. 1170), обнаруженные А. В. Праховым в 1881 г.- в преддверии празднования 1000-летия кончины равноап. Мефодия и установления всероссийского почитания святых (1885). Основанием для такой атрибуции послужила надпись: «    » - рядом с фигурой святителя. Прахов решил, что на фреске указано мирское имя К., соответственно соседнее справа изображение епископа с несохранившейся надписью было идентифицировано как образ равноап. Мефодия. Идея исследователя подкреплялась уникальным для этой части алтаря количеством фигур святителей, в т. ч. представителей епископата слав. кафедр: святителей Климента Охридского, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Наума Охридского; т. о., желание видеть среди них образы св. просветителей Руси с т. зр. программы росписи может быть оправданным. Однако, несмотря на то что гипотеза Прахова нашла поддержку, в т. ч. у совр. исследователей, ее сложно считать правомочной. Так, известный по визант. памятникам образ К. обычно уподобляется облику свт. Кирилла Александрийского, с характерной гладкой прической убранных за уши волос и с бородой средней длины, сужающейся книзу, что не соответствует изображению на фреске в Кирилловской ц. Кроме того, все сохранившиеся изображения К. имеют надписи: «св. Кирилл Учитель» или «св. Кирилл Философ». В то же время распространенная в балканском средневек. искусстве традиция включения в роспись лиц, тезоименитых святому, в честь которого освящен храм, допускает вероятность того, что изображение К. и его брата, составляющих «священную двоицу», существовало в киевском храме, посвященном свт. Кириллу Александрийскому.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010