В 1910-1914 гг. собор был расписан бригадой художников во главе с В. П. Гурьяновым . Монументальная живопись исполнена в неорус. стиле, с элементами неовизантийского и академического направлений, а также стиля модерн. В орнаментальном живописном убранстве органично использовано сочетание серебра и золота. В соборе помещен ряд композиций на исторические темы, в т. ч. «Сретение Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве», «Крещение святой Руси при святом князе Владимире» в юж. люнете придела св. равноап. кн. Владимира на юж. стене (аналог росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве). Еще одна сцена, посвященная Иверской иконе Божией Матери, помещена в люнете сев. стены над окнами в приделе Рождества Иоанна Предтечи - «Старец Гавриил сподобился принять на море образ Пресвятые Богородицы Иверския». В вост. люнете алтарной части храмового пространства одним из самых выразительных образов является изображение Пресв. Богородицы, исполненное по типу эскиза Васнецова («Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов»), но решенное Гурьяновым через призму иконописной традиции. В барабане собора расположена композиция, иллюстрирующая одно из самых загадочных мест в тексте Откровения Иоанна Богослова, - «Поклонение двадцати четырех старцев Сидящему на престоле». Вероятно, старейшим сохранившимся зданием обители являются старые настоятельские кельи на юж. стороне мон-ря - первоначально одноэтажные палаты, построенные ранее сер. 90-х гг. XVII в. (возможно, в сер. XVII в.; ср.: Одинец. 1990. С. 137, 138-139). В 1750 г. они были надстроены на 1 этаж, а в 1781 г. при ремонте кровли 2-й этаж был увеличен в высоту (Там же. С. 138-139). Одновременно со строительством Никольского собора на южной стороне мон-ря построены патриаршие кельи ( Она же. 2001. С. 86). Верхние покои келий посредством деревянной галереи (разобрана в нач. XVIII в.) соединялись с Никольским собором. Патриаршие кельи были расписаны первоначально в кон. XVII в., в XVIII в. росписи заменили (перед входом в сени 2-го этажа сохранился портрет патриарха Адриана). В 1767 г. между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями построена деревянная галерея, разобранная в 1778 г. ( Она же. 1990. С. 137). В дек. 1870 г. по прошению жившего в П. Н. м. на покое еп. Никодима (Казанцева) и при участии митр. Иоанникия (Руднева) в одном из помещений в патриарших кельях устроена церковь во имя святого праведного Никодима, освященная самим еп. Никодимом 17 дек. того же года ( Никифор (Бажанов). 1886. С. 56; Леонид (Толмачёв). 2015. С. 77-78).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

р.). К оформлению интерьера приступили в 1885 г. В работе принимали участие мн. художники, однако ведущая роль в художественном решении интерьера храма принадлежала Прахову и В. М. Васнецову (см. ст. Васнецовы ). Основное значение в оформлении храмового пространства приобрели живописные сюжеты и орнаменты, в цветовой пестроте и разнообразии к-рых растворяются конструктивные членения храма. Образцом для росписей Васнецову послужили визант. и рус. сюжетные и иконографические мотивы. Его живопись стала выражением национального стиля, противопоставленного итальянизирующей академической церковной живописи. В характерные для творчества мастера былинные образы были привнесены впечатления от визант. памятников. Однако реалистическая основа и декоративность васнецовского стиля не могли раскрыть всю глубину и догматический смысл религ. образов и понятий; это заставило художника усложнить содержание росписей, вносить в образы внешний психологизм, напряженность и страстность, чуждые древнерус. искусству. Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноап. кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы к-рой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от зап. двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях рус. святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор - своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св.

http://pravenc.ru/text/159092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ВЫДУБИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве. История Первоначально на месте К. В. м. была пещерная обитель иноков-анахоретов. Пещеры в Выдубичах были обнаружены во 2-й пол. XIX в., исследованы в 1945 г. археологом М. К. Каргером, а в 2003 г. изучались киевским археологом Т. А. Бобровским, который датировал открытую часть ходов кон. Х - нач. XI в. На глубине 3-4,5 м выявлена келья (2,2×1,6×1,5 м) и место, где мог располагаться пещерный храм. Впосл. поселение анахоретов эволюционировало в киновию, располагающуюся на поверхности земли. Часть пещер была разрушена при строительстве монастырского собора, но некоторые пришли в запустение только после монг. нашествия. По позднейшему преданию, впервые зафиксированному в 60-70-х гг. XVII в. игуменом киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря Феодосием (Сафоновичем), храм на месте буд. мон-ря был воздвигнут считавшимся 1-м Киевским митр. Михаилом ; недалеко отсюда «выдыбал» (выплыл) на берег идол Перуна, сброшенный в Днепр по приказу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ( Софонович. 1992. С. 68). Согласно гипотезе В. И. Ульяновского, К. В. м. был основан в период княжения св. Владимира Святославича по инициативе предположительно 1-го Киевского митр. Феофилакта (988-1018), а монастырский храм изначально был посвящен Чуду арх. Михаила в Хонех. Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Впервые К. В. м. упоминается в летописи под 1070 г.: «В се же лето заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174), «на Выдобычи» (Там же. Т. 2. Стб. 164). Согласно этому сообщению, ктитором обители был переяславский (впосл. Киевский) кн. Всеволод (Андрей) Ярославич (ок. 1030-1093). Освящать закладку каменного храма на Выдубичах должен был Киевский митр. Георгий (ок. 1062 - после 1073). Мон-рь располагался вблизи загородной резиденции кн. Всеволода - Красного двора (в 1096 сожжена при нападении половецкого хана Боняка на Киев - Там же. Т. 1. Стб. 233). Первый известный по имени выдубицкий игум. Софроний в 1072 г. участвовал в переносе мощей св. князей Бориса и Глеба в Вышгороде под Киевом (Там же. Стб. 181; ПВЛ. 1996. Ч. 2. С. 78).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

После Божественной литургии, которую в день памяти Пророка Божия Илии 2 августа в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители возглавил Высокопреосвященный Лука, участники пробега подарили братии монастыря икону Запорожских святых, а в дар от Предстоятеля Украинской Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия передали праздничное юбилейное Евангелие, изданное к 1000-летию преставления св. равноап. Владимира. По пути на Соловки путешественники приняли участие в юбилейных торжествах в Киево-Печерской лавре , посетили Глинскую и Оптину пустыни . Обратная дорога началась для них с поклонения святыням Великого Новгорода — места княжения равноапостольного Великого князя Владимира (по летописи — с 970 по 980 гг., до вокняжения в Киеве). Вчера паломники побывали в Троице-Сергиевой лавре. Историческая справка. Об особом почитании братией Соловецкого монастыря Петра Калнышевского свидетельствует факт его захоронения на почетном месте — южном дворе Спасо-Преображенского собора при Успенской церкви рядом со знаменитым духовным и политическим деятелем периода Смутного времени преподобным Авраамием Палицыным и соловецким архимандритом Феодоритом. В 1856 году на могиле Калнышевского установлена плита с эпитафией: «Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Кальнишевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю». 5 августа 2015 г. 15:18 HTML-koд для сайта или блога: Завершается российско-украинский автопробег Запорожье — Соловки — Запорожье, проводимый в ознаменование решения Священного Синода Украинской Православной Церкви причислить к лику местночтимых святых праведного Петра Калнышевского Он организован священноначалием Запорожской епархии по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Сегодня, 5 августа, два десятка участников пробега на шести автомобилях покинули Троице-Сергиеву лавру и взяли курс на Курскую коренную пустынь.

http://e-vestnik.ru/news/avtoprobeg_zapo...

Временно управлявшего К. е. еп. Георгия (Делиева) пытались привлечь на свою сторону как обновленческий Киевский митр. Иннокентий Пустынский, так и глава УАПЦ лжемитр. В. Липковский. Последний 13 мая 1927 г. пригласил еп. Георгия на 2-й Всеукраинский поместный собор УАПЦ, открытие которого намечалось на 17 окт. 1927 г.; еп. Георгий отказался участвовать в соборе (ЦДАВО. Ф. 3984. Оп. 4. Д. 167. Л. 193-194). В кон. 1927 г. встал вопрос о принятии духовенством декларации о лояльности советской власти как условии легализации церковно-адм. структур. Чтобы подчеркнуть самоуправляемый статус экзархата Украины, митр. Михаил вслед за митр. Сергием и временным Синодом РПЦ издал 17 нояб. 1927 г. отдельную декларацию, к-рая в целом повторяла московский документ (см. «Декларация 1927 г.» ), но была выдержана в более мягкой форме. По свидетельству современников, еп. Георгий и др. 4 викария К. е. критически отнеслись к декларации митр. Михаила, принимали меры, чтобы она не дошла до верующих, сообщили документ членам приходских «пятидесяток» фрагментарно, опуская места, где речь шла о контактах с советской властью. Тем не менее благодаря декларации митр. Михаилу удалось легализовать церковное управление на Украине. 23 нояб. 1927 г. он получил указ от митр. Сергия, к-рым освобождался от Гродненской кафедры и назначался митрополитом Киевским, Галицким и всея Украины с сохранением звания экзарха Украины. В дек. 1927 г. владыка Михаил получил гос. регистрацию как экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий, ему было дано разрешение на учреждение канцелярии, изготовление бланков, личную печать и штамп (Там же. Ф. 5. Оп. 3. Д. 369. Л. 7). Тогда же митрополит получил возможность выезжать из Харькова (с 1919 по июнь 1934 город являлся столицей Украины) и неск. раз посещал Киев. 30 дек. 1927 г. в Киеве его встречали староста Софийского собора Владимир Воловик и прот. Александр Ходзицкий, более 60 священников К. е., множество мирян. Было совершено торжественное богослужение в Малом Софийском соборе. В день равноап. Владимира 28 июля 1928 г. митр. Михаил впервые служил молебен у памятника Крещению Руси. Еп. Георгий хотел устроить крестный ход с участием ок. 100 клириков К. е., но инициатива не была одобрена НКВД как «религиозная демонстрация» (З apxibib ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. К., 2005. 1/2(24/25). С. 200).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Завершился морской крестный ход в Севастополе. Яхта остановилась напротив Херсонеса, или древнего Корсуня, перед Владимирским собором. Здесь был отслужен радиомолебен. Потом яхта вошла в Севастопольскую бухту и обошла вокруг строя боевых кораблей Черноморского флота. Севастопольский священник, сопровождавший нас на всем пути паломничества, о. Михаил Викторов, благословил корабли ковчегом с мощами и иконами, дабы укрепить дух и веру русских моряков. На пристани крестоходцев встречал митрополит Севастопольский и Крымский Лазарь, он возглавил молебен пред святынями в городском Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов. В день памяти св. равноап. кн. Владимира 28 июля по улицам Севастополя прошел большой крестный ход от “адмиральского собора” до Владимирского собора в Херсонесе. Знаменательно, что в этот же день в Киеве прошел “Всеукраинский крестный ход”, который собрал тысячи верующих. И в Севастополе, и на Украине в этот день молились об одном — о мире между братскими народами. И во всей России в этот день, который с 2010 года по федеральному закону является государственным праздником, проходили большие крестные ходы с молитвой о мире всего мира и благостоянии святых Божиих церквей. В 2017 году морской крестный ход был посвя — щен пропаганде народной трезвости. Как всегда, на борту яхты находилась “морская икона” св. блгв. кн. Александра Невского и икона из Александро-Невской Лавры с частицей мощей благоверного князя, к ним присоединилась икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”. Расскажем о пешем паломничестве по Крыму, о двух монастырях, которые произвели наиболее сильное впечатление. Находятся они вдали от побережья и светских туристических маршрутов, потому в них особо чувствуется молитвенный дух. Особо запомнился путь в расположенный в горах Кизилтахшский монастырь. Так как он находится рядом с воинской частью, прямой дороги к монастырю нет, приходится идти горными тропами в обход базы. Для меня лично (и для моих больных ног) это было трудное путешествие, добирались мы до монастыря от его подворья в пос. Краснокаменка, куда приехали на машине из г. Судака, полдня (хотя кто-то говорит, что можно дойти за полтора часа). Зато были вознаграждены молитвенным духом, который чувствуется в монастыре, и встречей с настоятелем, настоящим подвижником — игуменом Марком. От него мы узнали о преданиях, связанных с Кизилтахшским Стефано-Сурожским монастырем, и о его истории.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Николая Чудотворца в росписях Софии Киевской// Бугаевский. 2011. С. 446-463). Так, Н. представлен на мозаике в алтаре под сценой «Причащение апостолов» фронтально в рост в белой фелони 1-м из святителей в левом ряду, сразу за первомч. архидиак. Стефаном (Там же. Ил. 2, 4. С. 448, 450). Суровый лик, благословляющая десница перед грудью на уровне Евангелия в левой руке являются отражением визант. традиции иконографии. Размещение образа Н. рядом с фигурами свт. Климента, папы Римского (чьи мощи были перенесены равноап. кн. Владимиром из Корсуни в Киев), и свт. Епифания, еп. Кипрского (в день его памяти была освящена Десятинная церковь в Киеве), призвано указать на связь избранных святых с началом христианства на Руси и с покровительством их рус. христианам. Еще 2 фресковых образа Н. имеются в наосе в одной из 2 арок, соединяющих юго-зап. компартимент под хорами с подкупольным пространством, и в зап. части юж. внутренней галереи; в обоих случаях святой представлен в том же изводе, что и на алтарной мозаике. Фигура Н. в юго-зап. объеме собора (цвет его фелони розовый, обрез Евангелия - синий) соседствует с патрональными образами святых рус. князей (Там же. Ил. 7, 8. С. 452, 453, 455). При изображении Н. в юж. внутренней галерее надпись не сохранилась, но облик узнаваемый: высокий лоб обрамлен короткими, чуть вьющимися волосами (Там же. Ил. 13, 15. С. 456, 457). Святитель облачен в светлые одежды, зеленоватая фелонь покрывает левую руку, на к-рой он держит Евангелие, на правом плече ткань фелони приподнята, так что виден рукав синего платья с золотым поручем; белый омофор украшен крупными крестами; Евангелие в золотом окладе с зеленым обрезом подобно богато отделанным напрестольным кодексам средневизант. времени к-польской работы. Это фресковое изображение святого было выделено среди других с помощью декоративных приемов: на нимбе живописью исполнена окантовка в виде жемчужин, на одеждах сохранились следы мелких гвоздей, крепивших металлические пластинки, составлявшие драгоценный оклад.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Крестный ход в память 700-летия начала служения в Москве свт. Петра, митр. Московского, основателя Высокопетровского мон-ря. 6 сент. 2015 г. Ряд крестных ходов был приурочен к различным церковным юбилейным датам. В 1995 г. отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский мон-рь, куда из ГТГ принесли на поклонение чудотворный образ. 24 мая 2005 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, по благословению патриарха Алексия в Москве начался международный (пеший) крестный ход «Россия-Белоруссия-Украина», посвященный 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Шествие завершилось в Киеве 28 июля, в день памяти равноап. кн. Владимира. С мая 2007 по июнь 2008 г. одновременно проводились крестные ходы из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на-Дону, Архангельска, С.-Петербурга, Одессы, Севастополя, Бреста, Иерусалима и с Афона в Москву, имевшие общее название «Под звездой Богородицы». Они были посвящены воссоединению РПЦ и РПЦЗ. В июне 2008 г. крестные ходы встретились в Коломенском - месте обретения Державной иконы Божией Матери. 8 июня, после литургии и молебна перед этой иконой в Казанской ц. в Коломенском, объединенный многотысячный крестный ход с 8 списками образа прошел до храма Христа Спасителя, где патриарх Алексий возглавил благодарственный молебен в ознаменование 125-летия освящения храма. Сопровождавшие крестный ход списки Державной иконы, освященные в Казанской ц. в Коломенском, были переданы в места, откуда начинались шествия к Москве. 9 сент. 2012 г. Патриарх Кирилл в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г. совершил литургию в храме Христа Спасителя, к-рый является памятником этой победе, а затем возглавил крестный ход вокруг храма. На ступени сев. входа была принесена Смоленская икона Божией Матери, перед ней совершили пение «ко Господу Богу в воспоминание избавления Церкви и державы Российских от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». В молебне участвовали ок. 10 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 30.10.1651 (?), Киев), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель. В числе способных молодых людей И. был отправлен митр. Киевским свт. Петром (Могилой) за границу с целью подготовки учителей для задуманной им высшей школы при Киево-Печерском мон-ре. Вероятно, там И. получил образование. В 1637 г. митр. Петр рукоположил И. во иерея и определил служить в ц. Успения Пресв. Богородицы Киево-Печерского мон-ря. В 1638 г. И. стал игуменом Гощанского мон-ря (близ Луцка), в 1639-1640 гг.- ректором основанной при мон-ре митр. Петром коллегии (митрополит пытался создать филиал Киевской коллегии в Виннице, но перенес ее в Гощу, где находился И.). В 1640 г. И. возвратился в Киев, в том же году во главе посольства киевского духовенства посетил в Москве царя Михаила Феодоровича . Духовенство просило царя о финансовой помощи в строительстве правосл. церквей, а также предлагало прислать учителей для организации в Москве уч-ща. Царю передали в дар часть мощей равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Посольство было успешным: были отпущены денежные средства и в Киев посланы мастера (АЮЗР. Т. 3. 60-62). В 1641 г. И. стал игуменом Киево-Братского Богоявленского мон-ря, в 1641-1642 гг. был ректором Киево-Могилянской коллегии, в 1642 г. участвовал в работе Ясского правосл. Собора. С 1642 г. игумен киевского Выдубицкого мон-ря. 12 июля 1650 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Вскоре после назначения умер и похоронен в Киеве, на территории Выдубицкого мон-ря. И., известный проповедник и ревнитель Православия, вместе с митр. Петром (Могилой) отстаивал права правосл. Церкви в борьбе с униатами и католиками, но был лояльным к властям Речи Посполитой и враждебно настроен по отношению к казачеству. Сохранилось составленное им надгробное слово о кн. Илии Четвертинском «Казанье погребовое...» (1641), в к-ром он восхваляет древность рода умершего князя, его воинские подвиги и христ. добродетели.

http://pravenc.ru/text/293465.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010