Договор Олега с империей ромеев, установив равноправные торговые отношения, сделал перспективы христианизации Руси более явными, чем давнее аскольдово крещение, носившее черты ситуативности, случайности. Он открыл дорогу к распространению на Руси восточного христианства возвращавшимися из-за моря воинами и купцами, навсегда пленёнными ослепительными воспоминаниями о Царьграде. Многие из них крестились, находясь на службе, среди своих христианских однополчан, или ради больших успехов в торговле. Ощущая растущую русскую силу, они желали увидеть Киев не уступающим великолепием столице мира и количество таких людей возрастало. Самого князя христианство должно было привлечь его мощной аргументацией в пользу сильной и единой государственной власти, защищающей и высоко поднимающей личность правителя. После тщательного исследования и сравнения других возможных вариантов закономерный выбор был сделан в пользу восточного христианства. Произошло это в 986 г., когда в Киеве появилось византийское посольство, прибывшее просить о военной помощи, о чём ПВЛ, в своём повествовании о выборе веры не упоминает. В составе посольства находился и некий «философ», прибывший, вероятно, с особой миссией – в Константинополе внимательно следили за религиозными исканиями русского «архонта». Хотя князь с интересом и местами с сочувствием высказывался по ходу проповеди учёного грека, ответом стало: «Пожду ещё мало».  Осторожный Святославич, пусть даже и «положи на сердце» глубоко запавшие ему рассказы «философа», всё же решил потянуть время, собирая дополнительную аргументацию для лучшего обоснования внутренне уже принятого решения. ПВЛ, рассказав о принятом в Киеве решении креститься «в греческую веру», пропустив один год, вдруг, под 988 г., без какой-либо связи, сообщает о походе на Корсунь. Что же заставило киевского князя воевать с теми, у кого он хотел обрести новую религию? «Ромеи», вытеснив Святослава с Балкан, стали официальными союзниками, которым, по условиям договора 971 г., Русь, в случае необходимости обязана была предоставлять военную помощь. Теперь, потерпев внезапный разгром от болгар, императоры-соправители Василий и Константин находились в сложном положении, чем и решил воспользоваться киевский князь. В плату за помощь он выставил заведомо неприемлемое условие – руку их сестры Анны, самой знатной невесты в мире. Никогда и ни при каких обстоятельствах византийские императоры ещё не роднились с иноземцами, на что был прямой запрет Константина Багрянородного, а тем более – с язычниками. Выставляя своё условие, Владимир уже знал, что будет креститься.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Примечателен и подход Владимира к осуществлению военной реформы. Если первые германские императоры, создавая «полабский легион» для защиты восточной границы, комплектовали его из уголовников (служба на Эльбе освобождала от наказания), то Владимир направлял на границу действительно лучших, военных профессионалов, к тому же он привнес в дело защиты единого Отечества моральный элемент – столь близкую русской душе идею жертвы «за други своя», идею служения государству как средству защиты народа от векового зла, приходящего со степного юга. Вот, где корни самобытности организации нашей военной силы, ее принципиального отличия от западной, где в основе всегда, прежде всего, лежал материальный стимул. С Владимира же прекратилось, наконец, и засилие скандинавов в русском военном деле. Составители летописи, вынужденно черпая информацию об удалённой от них эпохе Владимира из фольклорных источников, записали, что он, произведя, по утверждению в Киеве (реально – в 978 г.), отобрав лучших среди норманнских варягов, остальных отпустил в Царьград, однако греческие источники не фиксируют прибытия из Руси крупных воинских контингентов вплоть до 987 г. Так что в массовом порядке произошло это только в связи с намечавшимся крещением. Владимир Святославич не был харизматическим героем, как его отец.   Нельзя его назвать и великим полководцем – не всё ему удавалось, бывал он и бит, хотя в молодости воевал даже больше и чаще, чем Святослав. Он взял мощную крепость, не уступающую Филипополю (Пловдив), взятому отцом, но куда менее героическим способом. Зато был Владимир мудрым политиком и отличным организатором обороны страны. При всех своих военных заслугах, в историю князь Владимир вошел как Святой и Равноапостольный. Слава Крестителя Руси затенила его полководческую деятельность, что само по себе вполне оправдано, ибо приобщение к спасительной вере (а через нее и к мировой культуре) превышает все остальное. Ведь сама история рода людского есть в первую очередь история культуры, как пути человека к Богу, в то время как войны и связанные с ними искушения, есть испытания духа на этом пути.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Нехватка людских ресурсов на юге, где война стала уже постоянным явлением, заставила Владимира в 997 году лично отправиться на север «по верховние вои», т.е. за племенными контингентами словен, чуди, псковских кривичей и другими, а в это время печенеги, возможно узнав об отсутствии князя в Киеве, огромными силами осадили Белгород, принявший на себя удар, предназначавшийся столице. Все лето русские просидели в осаде в крепостях, в поле господствовали печенеги, грабя и сжигая посевы и селения. Белгород устоял, можно сказать, чудом, благодаря военной хитрости (легенда о белгородском киселе) его гарнизон находился в состоянии выбора между голодной смертью и капитуляцией. Вернуться с подмогой вовремя Владимир не смог. Сага об Олаве Трюгвассоне сообщает, что в том же 997 г. норманнское войско ярла Эйрика взяло Ладогу («Альдейгью») и разорило ее окрестности, чем, вероятно повлияло на сроки возвращения князя на юг.  ПВЛ более не сообщает о событиях русско-печенежской войны вплоть до 1015 г., но это не означает, что боевые действия прекратились. Никоновская летопись вплоть до 1001 года повествует о ежегодных нашествиях кочевников. О каких-либо заметных успехах в борьбе с ними более не упоминается. В 1004 г. отмечен ещё один набег. Кочевая стихия, снова и снова затопляла берега Днепра, и, в конечном счете, вызвала массовый отток земледельцев в леса, и ещё дальше на северо-восток, в «сужденную даль» («Суждаль») Залесского ополья, но строительство оборонительных рубежей продолжалось, Русь опоясывалась непрерывной стеной, сводя на нет быстроту печенежской конницы. К весне 1007 или 1008 г. проезжавший через Киев к печенегам немецкий миссионер, епископ Бруно из Кверфурта оценил русские пограничные укрепления как «крепчайшую и длиннейшую ограду» имевшую ворота до которых его провожал сам Владимир. Он вышел победителем в этой борьбе, - как всегда, добился цели, надёжно перекрыв врагу подходы к Киеву. (Моргунов Ю.Ю. Дерево-земляные укрепления Южной Руси X-XIII вв. М. : Наука, 2009. С. 222.) Оказавшись перед фактом невозможности прорыва новых русских укреплений, печенегам оставалось согласиться на мир, позволявший извлекать выгоду хотя бы из торговли.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Владимир. Эмаль. Сер. XIX в. (ЦМиАР) Как то бывало и раньше (напр., после гибели кн. Игоря), династические неурядицы в Киеве сопровождались ослаблением или даже полным прекращением даннической зависимости от него ряда восточнослав. племен. Первые годы киевского княжения В. С. летопись рисует как цепь военных предприятий, направленных на восстановление такой зависимости: в 981/2 и следующем году - против вятичей на средней Оке, в 984/5 г.- против радимичей на р. Сож (левый приток Днепра). С восстановлением пресекшейся после смерти кн. Игоря власти Киева над племенами зап. окраин Древнерусского гос-ва - восточнослав. хорватами (в верховьях Днестра) и западнослав. лендзянами (видимо, к западу от верховьев Зап. Буга) был связан поход, к-рый в ПВЛ отнесен к 981/82 г. и охарактеризован как поход «к ляхом». Это дает основания заключить, что В. С. в качестве киевского князя, вероятно, унаследовал союз с Германией и войну против Чехии и Польши, начатую его предшественником кн. Ярополком. Непосредственным продолжением этого похода стала победа В. С. над балтским племенем ятвягов (между Зап. Бугом и средним Неманом), к-рая закрепила позиции Древнерусского гос-ва в будущей Берестейской вол. (по летописи, в 983/84). К противоположной, сев.-вост., окраине Руси был направлен поход против волжских булгар, завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира (985/86, по летописной хронологии). Аналогичный, но не вполне совпадающий перечень походов В. С. язычника имеется и в летописчике Иакова Мниха, в к-ром отсутствует поход «к ляхом», но зато добавлен поход против хазар (видимо, продолживший дело кн. Святослава по разгрому Хазарского каганата ок. 965) и, кроме того, ятвяжский поход помещен не до, а после радимичского. Вне сомнения, хронологическое приурочение походов В. С. в ПВЛ страдает той же условностью, что и хронология усобицы Святославичей. Так, по данным зарубежных источников, поход «к ляхом» скорее всего следовало бы датировать не 981/82, а 979 г. Равноап. кн. Владимир.

http://pravenc.ru/text/159104.html

København, 1932. Kap. 8). Тем не менее и в это время высшая власть в Новгороде принадлежала Киевскому князю, который управлял Новгородом через назначаемых им должностных лиц - посадников, в их роли могли выступать не только князья и бояре, но и его родственники. Так, после вокняжения в Киеве Владимир Святославич назначил посадником в Новгороде своего дядю по материнской линии Добрыню (НПЛ. C. 128; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79). Позднее князь отправлял в Новгород своих старших сыновей: сначала Вышеслава, потом, после смерти последнего,- Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Следов., хотя во 2-й пол. X в. новгородцы могли в каких-то случаях проявлять политическую инициативу, Новгород оставался под властью князей. В летописи сохранились упоминания о даннической зависимости Новгородской земли от Киева еще со времен первых Киевских князей (согласно последнему исследованию, соответствующее известие попало в начальное летописание не позднее XI в.) (НПЛ. C. 107; ПСРЛ. T. 1. Стб. 23-24; см.: Стефанович П. С. Загадочное известие летописи: Древнейшая дань из Новгорода в Киев//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 3-33). Впоследствии дань, которую собирали новгородские князья с подвластной им территории, составляла 3 тыс. гривен, ее отправляли в Киев на содержание войска («гридей»). В кон. X в. состоялось крещение новгородцев, произошло искоренение языческих культов и была учреждена Новгородская епископия, что подтверждают новгородские летописи, вероятно восходящие ко 2-й пол. XI в. (НПЛ. C. 159-160; ПСРЛ. T. 4. Ч. 1. С. 90-91; Т. 42. C. 55). В новгородское княжение Ярослава Владимировича Мудрого делается попытка начать чеканку в Новгороде собственной серебряной монеты ( Янин. 2008. С. 35-36). Правление блгв. кн. Мстислава Владимировича в Новгороде. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132) Правление блгв. кн. Мстислава Владимировича в Новгороде. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132) После кончины св. равноап. кн. Владимира Святославича († 15 июля 1015) между его сыновьями началась кровавая междоусобица, в к-рой активное участие принял и Ярослав Владимирович, стремившийся овладеть киевским столом.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

послов, прибывших в Киев. Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в сер. X в. может служить факт крещения св. равноап. кнг. Ольги (не ранее 944 - ок. 961/2), которая после смерти супруга, кн. Игоря, а также пока был малолетним их сын Святослав Игоревич , управляла Древнерусским гос-вом. Согласно ПВЛ, Ольга приняла крещение в К-поле, к-рый посетила в период царствования «Константина, сына Льва», т. е. имп. Константина VII. Летописный рассказ о сватовстве императора к Ольге является фольклорной легендой, однако о поездке правительницы Руси в К-поль и о ее крещении сообщают и независимые от рус. летописания источники. Согласно визант. хронисту Иоанну Скилице (посл. треть XI в.), «жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта (Игоря.- Ю. А.), по имени Эльга, когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» ( Бибиков. 2004. С. 77). О крещении Ольги, «королевы ругов», в К-поле сообщается также в анонимном «Продолжении хроники Регинона Прюмского» (посл. треть X в.). Такое единодушие источников ставит под сомнение гипотезу о том, что Ольга крестилась в Киеве и прибыла в столицу Византии уже христианкой (Голубинский, Г. А. Острогорский, Лихачёв, Мюллер, Г. Подскальски). Вопреки мнению ряда исследователей, что Ольга посетила К-поль дважды (Г. Г. Литаврин, В. Водов, А. В. Поппе ), источники сообщают только об одной ее поездке. Поэтому есть основания полагать, что во время этого визита она и приняла христианство (Назаренко, А. Ю. Карпов). ПВЛ относит пребывание Ольги в К-поле к 6463 (955) г., та же дата высчитывается на основании свидетельства Иакова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру» (2-я пол. XI в.), что после крещения Ольга прожила 15 лет и скончалась 11 июля 6477 (969) г. ( Зимин. 1963. С. 70). Константин VII в трактате «О церемониях византийского двора» (De ceremoniis Aulae Byzantinae), описывая офиц. приемы Ольги во дворце, писал, что первый из них имел место 9 сент., в среду, а второй - 18 окт., в воскресенье (год не приводится).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Д. Процес утворення автокефальних napaфiй в 1-й пол. 1920-х рр.//Православ " я-наука cycniльcmbo: Проблеми Мат-ли Другоï Всеукр. наук.-практ. конф. Черкаси, 2004. С. 57-59; Бiлah Г. I. Обновленський рух в Ykpaïhi 20-30-х рр. ХХ ст.: АКД. К., 2005; Кальченко Т. В. Состав и характеристика обновленческого духовенства г. Киева//Православ " я-hayka-cycniльcmbo: питання Мат-ли VI Miжhap. наук. конф. К., 2009; он же. Деятельность митр. Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре//Там же: Мат-ли VII Miжhap. наук. конф. К., 2010. С. 51-61; он же. Закат и ликвидация обновленчества в Киеве//Там же: Мат-ли VIII Miжhap. наук. конф. К., 2011. Т. В. Кальченко, В. Г. Пидгайко Римско-католическая Церковь Равноап. вел. кнг. Киевская Ольга (Елена) в 961 г. пригласила в Киев поставленного по распоряжению герм. кор. Оттона I епископом Руси Адальберта , однако его миссия по невыясненным причинам оказалась безуспешной, и он вынужден был в 962 г. покинуть Русь. Католич. авторы утверждают, что первым епископом для Киева был сщмч. Бруно Кверфуртский , убитый в 1009 г. язычниками-пруссами. В 1004 г. по просьбе папы Сильвестра II и по распоряжению имп. Генриха II Бруно был рукоположен «в archiepiscopus gentium», т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. В янв. 1008 г. прибыл в Киев с целью создания епископии для проповеди христианства среди печенегов, однако успех Печенежской епископии, основанной с помощью равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича , оказался кратковременным. В том же году Бруно покинул Русь; содержащиеся в нек-рых лат. памятниках 30-х гг. XI в. сведения о Крещении Руси в результате деятельности Бруно Кверфуртского не имеют под собой никаких исторических оснований. Малодостоверными являются и др. «епископы Руси» XI в., упоминающиеся нек-рыми католич. авторами: Рейнберн (1010-1014) и Алексий Болгарин (1018-1021). Первый католич. храм Пресв. Богородицы с мон-рем доминиканцев появился в Киеве в сер. 20-х гг. XIII в., в княжение в Киеве Владимира (Димитрия) Рюриковича (см. в ст. Доминиканцы ). Основателем монастыря считается Гиакинф (Гиацинт, Яцек) Польский, его житие составлено в XV в., а канонизация состоялась в 1524 г. Ян Длугош в своей хронике (1480) сообщает: в 1233 г. киевский кн. Владимир, видя ослабление позиций греч. обряда в Киеве из-за активной деятельности доминиканцев, распорядился изгнать из костела Пресв. Марии в Киеве доминиканского приора Мартина Сандомирского и др. братьев и «с угрозой запретил им возвращаться сюда». Согласно булле папы Григория IX от 15 июня 1234 г., окормление проживавших в Киеве католиков перешло к сандомирскому духовенству. При этом «папа брал под свою опеку латинских сограждан в Киеве (concivibus latinis in Kiew), которые подвергались преследованиям за распространение католической веры» (цит. по: Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Сб. М., 2007. С. 190-191).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

порядком, к-рый покоился на принципе генеалогического старейшинства. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Воронеже. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя равноап. кн. Владимира в Воронеже. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Еще одним проявлением нового государственно-политического самосознания княжеской власти в лице В. С. после его Крещения стала чеканка в Киеве золотой и серебряной монеты. Едва ли выпуск древнерус. монет преследовал собственно экономические цели (в IX-X вв. на Руси в большом количестве ходила серебряная монета араб. чеканки - дирхем; впрочем, именно к кон. X в. ее поступление на Русь стало иссякать); относительно небольшие тиражи, а также крайне низкая проба монетного серебра говорят скорее о политически репрезентативном характере монеты. Если по весу она ориентировалась на привычный для Руси араб. чекан, то по внешнему оформлению воспроизводила совр. визант. образцы - золотые номисмы и серебряные милиарисии императоров Василия II и Константина VIII. Так же как на визант. монетах, где помещались изображения Христа Пантократора и императора, на одной из сторон и златников, и сребреников В. С. имелось изображение киевского князя в торжественном облачении (в венце с характерными визант. подвесками-пендулиями по бокам, в плаще с застежкой-фибулой под подбородком и с крестом в руке), на др.- на более ранних монетах видим образ Спасителя, а на более поздних - изображение княжеского родового знака в виде стилизованного трезубца (и тогда вокруг головы князя появляется непременный атрибут визант. имп. портретов - нимб). Однако в отличие от визант. образца с погрудным изображением правителя В. С. был представлен в рост сидящим на княжеском троне, что подчеркивалось и надписью: «Владимиръ на стол». Из портретных черт В. С. обращают на себя внимание массивный подбородок и длинные отвислые усы. Церкви во имя Епифания, еп. Кипрского (1645), во имя равноап. кн. Владимира (1554), Успенский собор (1497) в Кирилловом Белозерском мон-ре. Фотография. Кон. XX в. Церкви во имя Епифания, еп. Кипрского (1645), во имя равноап. кн. Владимира (1554), Успенский собор (1497) в Кирилловом Белозерском мон-ре. Фотография. Кон. XX в.

http://pravenc.ru/text/159104.html

М., 2007 (по указ.); Brogi G. Modele teoretyczne i ich aktualizacja w siedemnastowiecznym kaznodziejstwie na przykadzie «Mowy duchownej» Piotra Mohyy//Libris satiari nequeo: Oto ksig jestem niesyty: Pamici Ewy J. Gbickiej. Warsz., 2010. S. 55-62; Флоря Б. Н. Киевский митр. Петр (Могила) и русская власть: Эволюция взаимоотношений//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 179-187; P o ski R. «Leiturgiarion» Piotra Mohyy z 1629 i 1639 roku: Studium porónawcze//Studia Wschodniosowiaskie. 2014. T. 14. S. 105-118. Л. В. Тимошенко, Б. Н. Флоря Иконография Иисус Христос Великий Архиерей, с предстоящими архангелами, Божией Матерью, равноап. кн. Владимиром и припадающим свт. Петром (Могилой), митр. Киевским. Роспись ц. Спаса на Берестове в Киеве. 1643–1644 гг. Мастера Иоанн и Георгий Иисус Христос Великий Архиерей, с предстоящими архангелами, Божией Матерью, равноап. кн. Владимиром и припадающим свт. Петром (Могилой), митр. Киевским. Роспись ц. Спаса на Берестове в Киеве. 1643–1644 гг. Мастера Иоанн и Георгий В росписи ц. Спаса на Берестове в Киеве (датируется по надписи - 1643-1644, македонские мастера братья Иоанн и Георгий) на вост. стене нартекса, над входом, находится ктиторская композиция, на к-рой Иисусу Христу Великому Архиерею, восседающему на престоле, предстоят архангелы, Богоматерь «Параклесис», равноап. вел. кн. Владимир и коленопреклоненный П. (фреска нередко именуется «Дар Петра Могилы»). Святитель в архиерейском богослужебном облачении и с непокрытой головой подносит Спасителю восстановленную им в 1643 г. ц. Спаса Преображения (под подножием престола размещен герб П.). В росписи, вероятно созданной вскоре после смерти митрополита, дана его выразительная портретная характеристика, отмеченная чертами реализма: П. представлен в последние годы своей жизни, человеком крепкого телосложения с широкими плечами и крупной головой, недлинными русыми волосами и окладистой округлой бородой с небольшой проседью. В чертах его широкого лица с высоким лбом и круто изогнутыми бровями, крепко сжатым маленьким ртом передан его властный характер; бледность лица и припухшие нижние веки придают образу оттенки болезненности и грусти.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010