В программе храмовой росписи расположение фигур Б. и Г. выявляет связь их почитания с темой Евхаристии, с мотивом невинной жертвы, душевной чистоты, духовного и телесного целительства: в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря во Пскове (ок. 1313) Б. и Г. изображены в диаконнике; в церкви Преображенского мон-ря в Ковалёве, близ Новгорода (1380),- в притворе, рядом с фигурами преподобных Космы и Дамиана; в новгородской ц. св. Феодора Стратилата на Ручью (80-90-е гг. XIV в.) - на зап. стене юж. рукава наоса, по обе стороны от фигуры отца, вел. равноап. кн. Владимира, напротив, на вост. стене рукава, изображено Распятие Господне; в ц. Успения в Волотове, близ Новгорода (1363; не сохр.),- на вост. гранях зап. пары подкупольных столпов, т. е. обращенных к алтарю, в руках кресты (первый известный пример размещения фигур князей на подкупольных столпах, к-рое будет господствовать в XVI-XVII вв.). Изображение Б. и Г. вместе с др. святыми выявляет множество смысловых нюансов их почитания, напр., в составе избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ), и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ), они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Точной даты учреждения Киевской митрополичьей кафедры в источниках нет, но по сумме косвенных хронологических указаний следует признать, что это произошло либо в первые же годы по крещении равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича , т. е. в 988/91 г., либо после 996 г., ибо в 991-996 гг. Патриарший престол пустовал. В списках митрополий К-польского Патриархата митрополия «Росия» до времени имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) стоит стабильно на 60-м месте, затем перемещается на 71-е. На 61-м значится митрополия Алании; признававшееся в связи с этим еще совсем недавно в качестве terminus ante quem для возникновения Киевской кафедры наиболее раннее на то время упоминание Аланской митрополии (997/8) потеряло силу в свете недавнего открытия датированной 2 апр. 965 г. надписи, в к-рой упоминается митр. Алании Феодор ( Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в.//Рос. Арх. 2005. 1. С. 138). В пользу 988/91 г. говорит также свидетельство арм. историка Степаноса Таронеци (Асолика) (рубеж Х и XI вв.) о бежавшем в 986 г. в К-поль из М. Азии преследователе антихалкидонитов митрополите Севастийском (Всеобщая история Степаноса Таронского. М., 1864. С. 142, 175), если отождествлять последнего с митр. Феофилактом , к-рый был переведен из Севастии «на Росию» при имп. Василии II Болгаробойце (976-1025), согласно «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.) ( Niceph. Callist. Hist. eccl.//PG. 146. Col. 1196 C), а также нек-рым редакциям визант. трактата «О перемещениях епископов» ( Laurent V. Aux origines de l " Église Russe: L " établissement de la hiérarchie byzantine//EO. 1939. T. 38. P. 293; Владимир (Филантропов). Описание. С. 170). На более позднюю дату, как иногда считают (Я. Н. Щапов ), указывает отсутствие упоминания митрополита в ретроспективном летописном повествовании о крещении киевлян (под 988/9), а также о заложении и освящении Десятинной ц. (991/2, 996/7). Однако такое умолчание характерно для летописного рассказа о раннем периоде в целом (до 1039/40) и не может быть признано аргументом хотя бы ввиду упоминания совещаний Владимира с епископами, к-рых трудно помыслить вне к.-н. церковного возглавления. Повторяемые иногда по сей день гипотезы об основании Киевской митрополии в 1037/38 г. (под этим годом в ПВЛ сообщается о заложении кафедрального митрополичьего Софии Св. собора в Киеве) (А. А. Шахматов ) и о подчиненности Русской Церкви до той поры болг. Охридской архиепископии (М. Д. Присёлков ) можно считать опровергнутыми (Л. Мюллер ). Митрополиты домонгольского времени

http://pravenc.ru/text/1684527.html

– На вашей памяти власть на Украине менялась много раз. А в чем вечная и неизменная сущность Украины и ее народа? – В благородстве. В доброте. В православной вере. Рейтинг: 9.9 Голосов: 987 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Биографическая справка: Михаил Семенович Литвиненко род. 1 апреля 1927 г. на хуторе Проскурине Полтавской обл. С 14 лет пел на клиросе Свято-Михайловской церкви с. Кибинцы. В 1947-м г. поступил в Политехнический институт в Киеве, но по идеологическим причинам ушел в Киевскую духовную семинарию, где учился с 1948 по 1952 гг. В 1952-м г. по доносу соученика арестован за «антикоммунистическую пропаганду» и 3,5 года провел в Лукьяновской тюрьме и лагере на реке Унже, там создал самодеятельный хор и оркестр, получил квалификацию часовщика-реставратора высшей квалификации. В 1961-м г. окончил Московский государственный университет культуры, в 1971-м г. – Харьковский государственный институт культуры, стажировался в капелле «Думка». Работал хормейстером Миргородской самодеятельной хоровой капеллы (1962–1968), дирижировал народным хором санатория «Миргород» (1968–69), женским ансамблем «Веселка» Полтавской филармонии (1969–70), хором завода «Мотор Сич» Запорожья (1970), самодеятельным хором Дворца культуры им. Ф. И. Котлова и ансамблем песни и пляски Дома офицеров Кременчуга, хором Крюковского вагоностроительного завода (1971–75). В разные годы регентовал в храмах Киева (Андреевском, Крестовоздвиженском на Подоле, Троицком, снесенном в 1960-е гг.), в Успенских соборах Одессы и Миргорода, в церкви Всех святых в Полтаве, Покровских храмах в Шепетовке и Смеле. С 1975 по 1992 гг. управлял хором Владимирского собора, а с 1992 по 2008 гг. возглавлял Митрополичий хор Киево-Печерской лавры. Вел гастрольную деятельность в СССР и за рубежом. Сейчас поет в Лаврском братском хоре. За свой вклад в развитие хоровой культуры Украины удостоен звания заслуженного деятеля Украины (2002), орденов равноап. князя Владимира всех степеней (1977, 2002, 2017), прп. Нестора Летописца (1997), прп. Антония и Феодосия 2 ст. (2007), прп. Сергия Радонежского 2 ст. (2009).

http://pravoslavie.ru/119266.html

Среди наиболее важных общих исследований по истории Церкви выделяются: «Очерки из истории Церкви» свящ. Сергия Мансурова 6-7), в к-рых сделана попытка синтезировать весь богословский и церковно-исторический материал в плане единого Предания Церкви; статья митр. Кирилла (Гундяева) «К вопросу происхождения диаконата» 13). Анализу с т. зр. исторической критики документов I Вселенского Собора и списков его участников, не сохранившихся в подлинниках, посвящена работа прот. Л. Воронова 11). В церковно-историческом исследовании архиеп. Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» 18, 21, 24, 25) разбираются древние свидетельства о порядке избрания и рукоположении епископов в Александрийской Церкви. Истории взаимоотношений Рима и Византии в кон. V - нач. VI в. посвящена работа прот. В. Борового «Collectio Avellana как исторический источник» 1), начальному этапу церковного разрыва между Римом и К-полем - статья Огицкого «Профессор Франциск Дворник о Патриархе Фотии I» 26). Возникновение исихазма исследовал прот. Игорь (ныне архим. Иоанн) Экономцев в работе «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» 29). Ряд статей «Б. т.» посвящен Афону: его статус с т. зр. международного права рассмотрен в работе Троицкого 33); особенности афонского богослужения - в статье М. М. Клименко 33); значение Афона в истории Русской Церкви исследовалось митр. Леонидом (Поляковым) 5), архим. Августином (Никитиным) 33, 37), в истории Грузинской Церкви - В. А. Никитиным 23); русскоязычная лит-ра по Афону представлена в обзоре прот. Анатолия Просвирнина (впосл. архим. Иннокентий (Просвирнин) ) 15). Многообразие работ по истории РПЦ на страницах «Б. т.» было обусловлено подготовкой к празднованию в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси. Особенно много статей по этой теме опубликовано в сб. 28, большая часть к-рого состоит из материалов посвященной юбилею Международной церковно-исторической конференции (Киев, 21-28 июля 1986). Тематика статей этого сборника включает предысторию Крещения Руси от проповеди ап. Андрея Первозванного в Ср. Приднепровье до распространения христианства в Киевской Руси св. равноап. кнг. Ольгой (митр. Филарет (Вахромеев)), проблему места и времени крещения кн. Владимира (митр. Филарет (Вахромеев) и прот. Лев Лебедев), историю становления Русской Церкви от возникновения в IX в. христ. общины в Киеве до провозглашения автокефалии (1448) и учреждения Патриаршества (1589) (прот. Иоанн Белевцев), влияние Церкви на характер и направленность внешней политики древнерус. гос-ва (свящ. Игорь Экономцев), участие Церкви в освобождении Руси от монголо-татар. ига (архим. Макарий (Веретенников)), а также балканских народов от ига Османской империи (Скурат), историю миссионерской деятельности РПЦ (игум. Иннокентий (Павлов)) и др. вопросы.

http://pravenc.ru/text/149565.html

Иконы Н. разных иконографических изводов продолжали создавать в XVIII-XIX вв. Древняя Русь и Россия Иконы Н. в Киевской, Центральной Руси и на Новгородской и Псковской землях Местные особенности почитания Н. складывались уже в домонг. период прежде всего в княжеской среде. Для изображений святителя было характерно использование варианта извода, в котором Н. представлен старцем - седым, лысоватым, с короткими, чуть волнистыми волосами и недлинной бородой; правой рукой, поднятой перед грудью, он благословляет, на левой руке - Евангелие, большой, украшенный кодекс; цвет фелони светлый (белый, зеленоватый, розовый). Поставление свт. Николая Чудотворца во епископа. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны. Ок. 1343 г. Поставление свт. Николая Чудотворца во епископа. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны. Ок. 1343 г. Образ святителя включен в программы монументальных росписей главных храмов новообращенной Руси, среди к-рых - мозаики и фресковые росписи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Вопрос о количестве изображений Н. в этом крупнейшем из древнерус. храмов остается спорным в связи с плохой сохранностью нек-рых из них. Дискуссия касалась и истории собора. Укр. исследователи Н. В. Верещагина и Н. В. Холостенко насчитывают 5 изображений святителя и трактуют это не только требованиями программного характера, но и патрональной проблематикой росписи, основываясь на гипотезе о 2-м крестильном имени равноап. кн. Владимира (Василия) Киевского - Николай. С этим мнением не согласны российские историки, к-рые считают, что подобная гипотеза основана на поздней традиции имянаречения и не отражает реалий визант. периода Др. Руси ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 502). В. Д. Сарабьянов, насчитывающий в росписях киевской Св. Софии 3 фигуры Н., объясняет включение образа святителя в декор компартиментов храма различными аспектами программы ( Сарабьянов В. Д. Образ свт.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Над головой фигуры сохранились следы примыкания сени в виде арочки со стрельчатым завершением, отмечающей это изображение как чтимый образ; возможно, рядом с ним были помещены или вмонтированы в стену мощи. Мнение о том, что этот образ являлся чтимым, высказывали акад. Ф. Г. Солнцев, Г. Н. Логвин, И. А. Стерлигова; В. Д. Сарабьянов считал возможным, что «особое почитание его (Н.- Авт.) образа было обусловлено присутствием здесь частицы его мощей или какой-то реликвии, связанной с именем этого святого» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 97). В этом же компартименте находятся образы св. епископов древних Церквей М. Азии и Понта, регионов, связанных с местом крещения равноап. кн. Владимира,- святителей Климента, папы Римского, и Капитона Херсонесского, Фоки Синопского. Т. о. была выражена тема вхождения Руси в содружество христ. народов; торжественное представление образа Н. отразило во всей полноте преемственное почитание святителя, характерное для Византии (см. также: Там же. С. 54, 97, 103, 221, 363. Ил. 35, 77, 289, 296). Появление иконы-фрески в декоре киевского княжеского собора согласуется с визант. традицией: подобные образы Н. в рост известны в храмах свт. Николая Каснициса в Кастории, свт. Николая «тис Стегис» близ кипрской Какопетрии (обе росписи - кон. XII в.), в Успенском монастыре Милешева, Сербия (ок. 1228). Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) К числу ранних изображений относится фреска с фигурой Н. из собора княжеского Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (1108-1113, ГТГ). Святой представлен в рост в белом облачении; правой, приподнятой перед грудью рукой он благословляет молящихся, на непокрытой левой - раскрытое Евангелие, к-рое святитель держит перед собой (уникальная деталь для раннего периода древнерус. искусства), по замечанию И.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

К работам столичных художников сер. XIX - нач. XX в. относятся иконы из собора задонского Богородицкого мон-ря, в т. ч. запрестольный образ Спасителя с видом Задонской обители, выполненный М. И. Мягковым. В кон. 60-х - нач. 70-х гг., при архиеп. Серафиме (Аретинском), в перестроенном Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря был установлен 3-ярусный иконостас из цветного мрамора с иконами письма петербургского живописца И. А. Тюрина. Местный уроженец художник-передвижник И. Н. Крамской также писал иконы, напр. для ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери на подворье Дивногорского Успенского мон-ря в Острогожске (ок. 1870) и для Троицкой ц. хутора Колбинского Острогожского у. (1870), в усадьбе Перрен-Синельниковых ( Юденкова Т. Троицкий иконостас И. Н. Крамского//Рус. галерея. 2001. 1. С. 56-61). Живописец Мокренков (Д. К. Макаренков, ок. 1811 - 90-е гг. XIX в.) писал местные иконы ок. 1853 г. для Покровской ц. в с. Нов. Чигла Бобровского у., воронежский иконописец М. И. Боков (1828-1884) - автор 6 икон (1876) для Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц., М. Чернышёв создал иконы для домовой церкви ДС, Л. Г. Соловьёв, преподаватель иконописного класса ДС,- автор икон для домовой церкви ДС и церкви Александринского детского приюта, В. А. Сомова, супруга воронежского губ. предводителя дворянства, писала иконы (ок. 1900) в том же храме по образцам Владимира равноап. кн. собора в Киеве , ученик И. Е. Репина худож. А. А. Бучкури (1870-1942) написал «Благословение Христом детей» и «Моление о чаше» (ок. 1896) для домовой церкви реального уч-ща в Воронеже. Во 2-й пол. XIX в. нек-рое время существовала иконописная мастерская при задонском Богородицком мон-ре; известны отдельные произведения воронежских мастеров-серебряников: Ф. А. Кронштрема, А. Смирнова, А. Сукачёва, Т. Туманова ( Постникова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория СССР). М., 1983. С. 157-158). В храмах В. е. сохранились поновленные фрагменты настенных росписей 2-й пол. XIX - нач. XX в. в академическом стиле, нек-рые являются копиями произведений художников XIX в., напр. картины «Явление Христа народу» А. А. Иванова, росписей и икон В. М. Васнецова и М. В. Нестерова в киевском Владимирском соборе. Известны резные иконостасы с мотивами барокко, выполненные в период эклектики, напр. в ц. Св. Троицы в с. Ст. Ольшанка Землянского у., либо из редких материалов, напр. хрустальный иконостас в приделе ц. свт. Тихона Амафунтского в с. Подгорном Воронежского у., купленный на заводе Мальцева (1872), а также керамические иконостасы из местных глин (фрагменты в собрании Воронежского краеведческого музея).

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления. X-XIII вв. В древнерус. языке от греч. κλρος («клир», «духовенство», букв.- «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной лит-ре, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонг. период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на к-ром во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники - члены К.; позднее К. в этом значении - сев. и юж. концы солеи. Институт К. не был заимствован из Византии, но являлся нек-рым аналогом католич. капитулу (capitulum). Имеется косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич заложил соборную ц. во имя Пресв. Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греч. священников, вывезенных после взятия визант. Херсонеса в 989) во главе с Анастасом Корсунянином (ПВЛ. С. 54). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора , митр. Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого - после 1039 и не позднее 1051) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т. е., очевидно, духовенству собора Св. Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Ред.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17). После возведения в Вышгороде соборной ц. во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован К.: митр. Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину» (Там же. С. 19). В граффито киевского собора Св. Софии кон. XI - нач. XII в. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской, XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 61. 25).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

М. Ивановым в качестве программы на большую золотую медаль АХ, помещен в Тронном зале Большого Петергофского дворца (воссоздание Г. Л. Михайловой, Э. П. Масленникова). На памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862, скульпторы М. О. Микешин и И. Н. Шредер) О.- в группе просветителей, между равноапостольными Мефодием и вел. кн. Владимиром (скульптор М. А. Чижов). Рельефный бронзовый образ святой (по эскизу Ф. П. Толстого, воссоздание в 1995-1998 З. К. Церетели) входил в скульптурное убранство сев. фасада храма Христа Спасителя в Москве. Памятник О., ап. Андрею Первозванному, равноапостольным Кириллу и Мефодию на Михайловской пл. в Киеве был открыт 4 (17) сент. 1911 г. (дар императора Киеву, скульпторы Ф. П. Балавенский, И. П. Кавалеридзе, П. В. Сниткин, архит. В. Н. Рыков; в 1923 демонтирован; в 1996 возведен заново, скульпторы В. И. Сивко, Н. И. Билык, В. Е. Шишов). Памятник О. с внуком Владимиром поставлен в Пскове недалеко от ц. свт. Василия Великого на Горке (2003, скульптор В. М. Клыков), тогда же для Пскова изготовлен др. памятник (скульптор Церетели). Лит.: Князев А. С. Ист.-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858; Срезневский И. И. Древние изображения вел. кн. Владимира и вел. кнг. Ольги//Древности: Археол. вестн. М., 1868. Т. 1. С. 1-7; Кондаков Н. П. О фресках лестниц Киево-Софийского собора//ЗРАО. Н. сер. 1888. Т. 3. Вып. 3/4. С. 287-306; он же. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи//Радзивиловская, или Кенигсбергская летопись. СПб., 1902. Т. 2: Статьи о текстах и миниатюрах рукописи. С. 115-127; Лебединцев П. В. В каком виде могут быть изображены св. равноап. кн. Владимир и св. кнг. Ольга, и имеем ли мы их подлинные изображения?//Киев. старина. 1888. Т. 21. 5. Отд. 1. С. 259-264; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус. М., 1890. С. 140; Шахматов А. А. Исслед. о Радзивиловской или Кенигсбергской летописи//Радзивиловская, или Кенигсбергская летопись. СПб., 1902. Т. 2. С. 103; он же. Обозрение рус.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

г.); Д. 18; Д. 53; РГБ. Ф. 238. Д. 154; РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Д. 118, 289, 359; ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 3. Д. 1085. 1874 г. Дело об обследовании Академии архиеп. Литовским Макарием [(Булгаковым)]; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2050, 2037, 2061, 2091, 2092, 2214, 2214, 2261, 2440; ГАРФ. Ф. 1099 (Т. И. Филиппов). Оп. 1. Д. 703: Рапорт архиеп. Харьковского и Ахтырского Макария [(Булгакова)] в Синод о проекте преобразования духовно-учебных заведений. 16 мая 1863 г. Соч.: История Киевской академии. СПб., 1843; История христианства в России до равноап. кн. Владимира как введение в историю Рус. Церкви. СПб., 1846, 18682; Очерк истории Рус. Церкви в период дотатарский. СПб., 1847; Введение в правосл. богословие. СПб., 1847, 18522, 18633, 18714, 18845, 18976; Собр. неск. слов. СПб., 1847; Православно-догматическое богословие. СПб., 1849-1853. 5 т.; 1850-1853, 1856-1857, 1868 (М., 1993p), 1883, 1895. 2 ч.; История рус. раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855, 18582, 18893; История Рус. Церкви. СПб., 1857-1883, 1868-19102. 12 т. М., 1994-1996. 7 кн.; Слова и речи. СПб., 1864; Руководство к изучению христ. православно-догматич. богословия. СПб., 1869, 18742, 1885, 1888, 1898, 1913; Слова и речи, произнесенные в 1841-1868 гг. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской епархиях. СПб., 1869, 18912; Собр. слов и речей. СПб., 1869; Прп. Иосиф Волоколамский в его «Просветителе»//ХЧ. 1871. 10. С. 487-529; Литературные труды Максима Грека//Там же. 1872. 4. С. 603-647; Сочинения Московского митр. Даниила//Там же. 1872. 10. С. 181-275; Московский митр. Макарий, как лит. деятель//Там же. 1873. 4. С. 597-657; Правило Стоглавого Собора о двуперстии с ист. точки зрения. М., 1875; Слова и речи. СПб., 1880; Первое 25-летие церковной унии в Западнорус. крае//ПрТСО. 1880. Ч. 26. Кн. 1. С. 1-63; Кн. 2. С. 203-309; Кн. 3. С. 521-607; Патр. Никон в деле исправления церк. книг и обрядов. М., 1881; Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879-1882 гг. СПб., 1890; Опыты сочинений, семинарские и академические.

http://pravenc.ru/text/2561378.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010