В петровское время Г. стала одним из первых освоенных новых видов искусства (гравюра). Новые изобразительные формы и язык нашли применение в первую очередь в светском искусстве и сосредоточились в С.-Петербурге, в то время как Москва продолжала хранить традиции правосл. древнерус. искусства (прориси, лубочные картинки, эстампы духовного содержания, напечатанные в Синодальной типографии, в стилистике, восходящей к кон. XVII в.). Центр художественной жизни С.-Петербурга с кон. 20-х гг. XVIII в. находился при АН, где благодаря деятельности Гравировальной и Рисовальной палат оба направления искусства Г.- рисунок и печатная Г.- развивались в тесном взаимодействии. После открытия в 1757 г. в С.-Петербурге АХ Россия приобщилась к системе европ. художественного образования. Расцвет искусства Г. в 1-й пол. XIX в. был в немалой степени результатом ее деятельности. Во 2-й трети XIX в. бывш. питомцы АХ создавали убранство мн. храмов С.-Петербурга. Многочисленные наброски, этюды и эскизы, картоны для церковных композиций исполняли Ф. А. Бруни (для ц. Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце, 1838; Исаакиевского собора в С.-Петербурге, 1843-1845; храма Христа Спасителя в Москве, кон. 50-х - 70-е гг. XIX в.), Брюллов, П. В. Басин. Художники решали задачу согласования правосл. традиций и чуждых им художественного языка и образного строя искусства, имевшего католич. корни, на подготовительной, графической стадии работы. Наиболее последовательно и осмысленно в области религ. искусства работал Бруни. Н. С. Гончаров. Архангел. Эскиз к балету-мистерии «Литургия». 1915-1916 гг. (ГТГ) Н. С. Гончаров. Архангел. Эскиз к балету-мистерии «Литургия». 1915-1916 гг. (ГТГ) Компромиссное решение было найдено во 2-й пол. XIX в.: в эскизах образов и росписей для возводимого в честь 900-летия Крещения Руси Владимира, равноап. кн, собора в Киеве В. М. Васнецов сформулировал принципы неорус. стиля храмового убранства (эскизы - гуашь на золотом фоне, картоны - уголь, 1885-1893), внеся в академический художественный язык мотивы фольклорного характера и элементы стилизации. Принципиально иной подход - стилистическую целостность и подлинную монументальность - демонстрируют эскизы к росписям того же храма, исполненные Врубелем. М. В. Нестеров - автор большого количества Г. на религ. темы, в его творчестве сочетаются рус. стиль и влияние образов раннего Возрождения (эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, 1890-1892; храма св. Александра Невского в Абастумани, 1899 - нач. 1900-х; Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-1910; ц. Св. Троицы в Сумах, 1913-1914).

http://pravenc.ru/text/166397.html

В монументальной живописи изображения К. встречаются в группе святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре и в стенописи «Шествие русских святых к небесам» (1898, П. Тергин) на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря. В росписи московского храма Христа Спасителя поясные образы прп. Нестора Летописца и К. были помещены в зап. части интерьера на юж. хорной арке (70-е гг. XIX в., худож. П. Ф. Плешанов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В соборе равноап. кн. Владимира в Киеве (1885-1896, худож. В. М. Васнецов) К. написан в полный рост, в схиме, голова покрыта куколем, в правой, поднятой вверх руке он держит крест, в левой - раскрытую книгу (Лк 13. 29). На заднем плане виднеются главы церкви и верхушки елей. Нек-рые иконы нач. и кон. XX - нач. XXI в. восходят к изображению К. из стенописи Владимирского собора в Киеве (напр., образ в окладе из ц. апостолов Петра и Павла в Мценске). Горельефный образ К. с крестом в руке (скульптор М. А. Чижов) сохранился среди рус. просветителей на нижнем фризе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. по проекту М. О. Микешина в Новгороде. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) К. с непокрытой головой написан в левой группе Киево-Печерских чудотворцев. Его образ воспроизводится и на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в. В совр. иконописи получили распространение поясные и ростовые иконы К. Как правило, он держит в руках крест и Евангелие, иногда наименован Брянским или просветителем вятичей. В 2013 г. к 900-летию крещения Орловщины из Киево-Печерской лавры в Орёл был доставлен большой ростовой образ К. с мощевиком. На московской иконе (ок. 2000) К. представлен вместе с прп. Никоном Киево-Печерским в рост, поверх мантии надета епитрахиль, в руках - крест и развернутый свиток с текстом о крещении вятичей. Иконы К. встречаются в храмах Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской епархий. Его изображение входит в композиции Соборов святых этих земель (напр., «Собор Брянских чудотворцев», ок. 2006, иконописец мон. Варнава (Карцева); «Собор Рязанских чудотворцев», ок. 2006, кафедральный собор в честь Рождества Христова в Рязани). В 2013 г. в память о подвиге К. в Мценске была изготовлена медаль.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

В росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896) В. М. Васнецов изобразил святого как средовека с легкой проседью в волосах и бороде, одетого в богато орнаментированные рубаху и шубу, в княжеской шапке, с крестом и мечом ( Эртель А. Д. Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве. К., 1898. Ил. С. 91; эскиз (ГТГ) - Гусакова В. О. В. Васнецов и религ.-нац. направление в рус. живописи кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2008. С. 73); вид одежды М. Я. указывает на принадлежность персонажа к московской эпохе, тогда как др. князь-мученик, Михаил Черниговский, живший раньше М. Я., представлен в княжеском костюме домонг. периода. Сходные образы М. Я., часто выполненные в стиле модерн, входили в состав мозаичного декора с.-петербургского храма Воскресения Христова (Спас на Крови) (образ между 1896 и 1902 гг., мастерская Фроловых по оригиналу В. В. Беляева, ГЭ; Религиозный Петербург. СПб., 2004. Кат. 615. С. 348) и собора св. Александра Невского в Варшаве (1905-1910, оригинал Ф. Р. Райляна; Гусакова С. Ил. С. 171), мозаичной композиции «Русские святые князья» по эскизу (1910) Н. К. Рериха на фасаде Троицкого собора Почаевской лавры (1906-1910), а также в состав росписи собора вмч. Пантелеимона Новоафонского монастыря (1911-1914). Впрочем, в этих и других изображениях есть много индивидуальных отличий, к которым относятся возрастная характеристика князя, а также детали его костюма, пейзажные мотивы и иные иконографические признаки. Это обусловлено не только личными предпочтениями художников, но и разной степенью их знакомства со средневек. искусством и древними изображениями М. Я. О неустойчивости иконографии князя и в то же время о ее стандартизации и приближении к образам др. представителей этого чина святости свидетельствуют иконы рубежа XIX и XX вв. Среди них можно встретить идеализированные образы М. Я., выполненные в академической традиции, с условной княжеской атрибутикой, иконы, ориентирующиеся на монументальную живопись этого периода (в т. ч. на образ работы В. М. Васнецова), и памятники, независимо от техники исполнения воспроизводящие изображения русских князей, характерные для XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В 1888 г. в К. е. торжественно праздновали 900-летний юбилей Крещения Руси. К этому событию отреставрировали древнейший Трехсвятительский храм в Верхнем городе, к-рый в 1888 г. был переосвящен во имя свт. Василия, придел Нерукотворного образа Господня - во имя равноап. Ольги. 20 авг. 1896 г. в присутствии имп. семьи митр. Иоанникий (Руднев) освятил новопостроенный Владимирский кафедральный собор (закладка собора состоялась 15 июля 1862). В 1899 г. впервые в истории Киевской митрополии митр. Иоанникий стал первенствующим членом Синода. В 1890 г. по инициативе митр. Платона был выработан устав Киевского епархиального взаимовспомогательного общества, которое начало свою деятельность в 1893 г. при митр. Иоанникии. 25 дек. 1898 г. митр. Иоанникий пожертвовал 50 тыс. р. на создание Киевской епархиальной богадельни. «Иоанникиевский приют» открылся в г. Богуславе в здании упраздненного ДУ уже после смерти архиерея, в 1905 г., существовал на средства московского «Иоанникиевского фонда». В 1890 г. начал работу Киевский епархиальный свечной завод. Митр. Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Митр. Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) В ходе революционных событий 1905-1906 гг. на территории К. е. активизировалась деятельность католиков и протестант. объединений, после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в К. е. участились случаи перехода православных в католичество. 1 сент. 1905 г. митр. Флавиан (Городецкий) издал окружное послание к духовенству К. е., в к-ром призывал к более активной миссионерской деятельности в новых условиях. В 1908 г. митр. Флавиан инициировал проведение в Киеве 4-го Всероссийского миссионерского съезда. В 1909 г. он открыл при Киево-Печерской лавре крупнейшую к тому времени церковную б-ку (более 20 тыс. томов). Отдельные либерально настроенные представители правосл. духовенства К. е. и преподаватели духовных школ приняли участие в революционных событиях. В К. е. революционные прокламации распространяли свящ. Марк Грушевский из Чигирина (впосл. «епископ» УАПЦ) и диак. Куликовский из Умани. За сочувствие революционным идеям был лишен права священнослужения и направлен в Выдубицкий Михайловский мон-рь свящ. Григорий Нечаевский из Таращанского у. Идеи христ. социализма пропагандировала выходившая в Киеве с 1906 г. газ. «Народ». Исходя из «идеалов вселенского христианства», газета отстаивала «народную свободу», раскрывала «неправду капиталистической эксплуатации», боролась против национальной вражды. В ее редакционной коллегии состояли профессор Киевской политехники (1901-1905), буд. священник С. Н. Булгаков , профессора КДА П. П. Кудрявцев и Ф. И. Мищенко, буд. «митрополит» УАПЦ В. Липковский ; в редколлегии сотрудничали 14 священнослужителей К. е.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) В зап. традиции Е. П. изображался как воин с мечом - фрески XIII в. в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим; со знаменем - алтарь Паумгартнеров А. Дюрера (ок. 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); верхом на коне - полиптих Дж. Боккати (1468, Музей Бельфорте-дель-Кьенти, Италия); как охотник - алтарная картина «Св. Евстафий Плакида и еп. Либорий» Ганса Бургкмайра Старшего (1-я четв. XVI в., Старая пинакотека, Мюнхен). Житие Е. П. отражено в витражах XII в. собора в Сансе и в витражах XIII в. собора Нотр-Дам в Шартре и др. Сюжеты из истории обращения Е. П. в христианство, пересказанной Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» (ок. 1275), нередко встречаются в творчестве западноевроп. художников (напр., гравюра Дюрера, ок. 1501, Галерея Уффици, Флоренция; «Видение св. Евстафия Плакиды» Пизанелло, сер. XV в., Национальная галерея, Лондон). На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром. Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187479.html

Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е. изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск». СПб., 1911). Важным этапом в развитии иконографии Е. стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, к-рая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Со 2-й пол. XIX в. вновь появились изображения О. в визант. короне-камилавке, к-рая приобретает сходство с шапкой. На иконе 1882 г., написанной В. Д. Поленовым для иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцеве (Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник «Абрамцево»), у О. под камилавкой распущены волосы, в левой руке она держит посох с набалдашником в виде скипетра. Такие же головные уборы, на к-рые поверх камилавки надет белый плат, закрывающий шею, присутствуют в ряде икон кон. XIX в. (частные собрания), напр., на иконе нач. ХХ в. (после 1908, собрание В. М. Федотова, см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 296-297. Кат. 327). Ряд эскизов для иконы О. сделал В. М. Васнецов в процессе работы над эскизами для росписей и икон Владимирского собора в Киеве (с 1885). В 1893 г. он закончил работу над иконой О. для нижнего иконостаса собора (акварельный эскиз в ГТГ). Вместо византийской короны-камилавки на О.- княжеская шапка с меховой опушкой, надетой поверх белого плата, его свободный конец спускается через правую руку, которой княгиня поднимает золотой крест, в левой руке на белом платке она держит модель деревянного храма; сбоку на поясе - меч (на эскизе). Эта икона была растиражирована в хромолитографиях, в т. ч. на металле (КБМЗ), и стала основой для вольных копий (напр., поясная икона кон. XIX в. в Знаменской ц. в Переяславской слободе в Москве, происходит из Ольгинской больницы). В золотой шапке с меховой опушью О. изображена на иконе «Св. Никита Исповедник и равноап. кнг. Ольга» мастерской В. П. Гурьянова - благословение Б. Б. и О. Г. Шереметевых дочери Ольге (1912, Государственный музей-усадьба «Остафьево»); в шлемообразной золотой шапке с крестом на верху О.- на иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ГМИР). Икона О. (ПИАМ, кон. XVIII в., переписана со значительными изменениями во 2-й пол. XIX в.) представляет сюжет из Жития О.: «о проречении бытия града Пскова» и о строительстве Троицкого храма. На первоначальном живописном слое княгиня в большой имп. короне представлена в 3/4-ном повороте вправо стоящей на берегу р. Великой в левой части иконы, ее взгляд и жест левой руки обращены к правому верхнему углу, где, вероятно, был изображен луч света, согласно ее видению (Степенная книга. 2007. С. 173). На др. берегу реки, в правой части - поставленный О. крест (был святыней Троицкого собора).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Работы были продолжены в 1875 г. по приказу имп. Александра II; при посещении Киева императора поразило удручающее состояние недостроенного храма. Приглашенный из С.-Петербурга архит. Р. Б. Бернгард, специалист по теории сводов, произвел новые расчеты нагрузок на стены и перекрытия и нашел техническое решение для ликвидации трещин: он предложил укрепить внешние несущие стены пристройкой боковых нефов и контрфорсов. На этом этапе строительство возглавил киевский архит. В. Н. Николаев, разработавший проект боковых нефов, после чего план В. с. стал напоминать древние базилики. Стены укрепили контрфорсами, надстроили главный купол и своды малых куполов. В соборе было устроено 3 престола: в центральной апсиде - в честь равпоап. кн. Владимира, на хорах - в честь равноап. кн. Ольги и св. блгв. князей Бориса и Глеба. В зап. части юж. нефа помещалась крещальня. К 1882 г. строительство было в целом завершено. В. с. представляет собой крестово-купольный 3-нефный храм; традиц. 5-главие над наосом (центральный купол крупнее и выше боковых, размещенных над угловыми ячейками) на зап. фасаде (над угловыми компартиментами хор) дополнено 2 звонницами меньшего размера, чем малые купола. Фасады имеют позакомарное покрытие, повышенное в центральных рукавах планового креста, в них вписаны арочные окна по визант. образцу (тройные в центральных пряслах, двойные в остальных), визант. традиция подчеркнута оформлением куполов с помощью арок, опирающихся на колонки, а также кладкой фасадов и арок из квадров. Нек-рые черты - мощные контрфорсы, прилегающие к пилястрам, четкое деление здания широким карнизом на 2 этажа, присутствие симметричных звонниц на зап. фасаде - нарушают точное воспроизведение визант. образцов. Освящение В. с. состоялось 20 авг. 1896 г., во время посещения Киева имп. Николаем II. Первым настоятелем храма стал проф. КДА прот. И.

http://pravenc.ru/text/159092.html

С сер. XVI в. в монументальной живописи появились краткие циклы жития В. С. с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них относятся к украшениям кремлевских построек в эпоху Иоанна IV: в составе росписей Золотой палаты - сцены прений о вере, пребывания послов В. С. в Царьграде, Крещения В. С. и сокрушения идолов в Киеве ( Забелин. Т. 1. С. 175). Более подробный цикл был помещен в лоджии Архангельского собора (1564-1565), где, в частности, были изображены сцена со взятием Корсуни, слепота В. С. и Крещение киевлян. Истории Крещения Руси были посвящены и монументальные циклы 2-й пол. XVII в. в приделе равноап. кн. Владимира в Успенском соборе Ярославля (1674, росписи не сохр., см.: Брюсова В. Г. Рус. живопись 17 в. М., 1984. С. 119) и в юж. галерее Воскресенского собора в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев, 1679-1680). В роспись галереи собора Новоспасского мон-ря в Москве включены сцены Крещения В. С. и кнг. Ольги, соотнесенные с изображениями этих же святых, поливающих родословное древо рус. государей. Иконография В. С. в украинском искусстве В средневек. искусстве Украины изображения В. С., как и князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, практически неизвестны. Интерес к их образам возник лишь в XVII в. Чаще всего изображения В. С. встречаются в книжной гравюре: едва ли не самый ранний пример - гравюра киевского издания праздничной Минеи (Анфологиона) 1619 г. (о нем и др. укр. изданиях см.: Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ. М., 1976. Вып. 1: 1574 г.- 1-я пол. XVII в.; М., 1981. Вып. 2. Ч. 1: Киевские изд. 2-й пол. XVII в.; М., 1990. Вып. 2. Ч. 2: Львовские, новгород-северские, черниговские и уневские изд. 2-й пол. XVII в.). Полуфигурное изображение князя в медальоне, с крестом, мечом, в шубе и городчатой короне точно повторяет рус. образец и свидетельствует об отсутствии собственно укр. иконографической традиции. На знакомство укр. мастеров с рус. иконографией указывает и икона «Владимир, Борис и Глеб» из пос. Ратно Волынской обл. (кон. XVII в., НХМУ,- Miliayeva L. The Ukrainian Icon. Bournemouth; St.-Pb., 1996. Pl. 1), следующая традиц. рус. схеме с фигурами Бориса и Глеба по сторонам от В. С. Однако сам иконографический тип В. С., как и во мн. др. укр. памятниках, претерпевает изменения, связанные с западноевроп. воздействием: В. С. представлен в шубе на горностаевом меху (знак княжеского достоинства), в «геральдической» закрытой княжеской короне, со скипетром и крестом. В ряде произведений (напр., гравюра из Цветной Триоди 1685 г., напечатанная в черниговской Троицко-Ильинской типографии) в число атрибутов В. С. входит держава. Тип лика В. С. в укр. памятниках зачастую сильно отличается от рус. произведений, напр. широкой окладистой бородой: икона Ивана Рутковича из Н. Скварявы (1697-1698, НМ(Л) - см.: Откович В., Пилип " юк В. Украïнська ikoha XIV-XVIII ст. Льbib, 1999. Илл. на с. 92). В надписях на нек-рых произведениях В. С. именуется царем.

http://pravenc.ru/text/159104.html

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010