Прибытие в Новгород из Киева первого новгородского епископа Иоакима. 9911037 Русскую Церковь возглавляют поочередно Леон (Леонтий, Лев) и Иоанн. Предположительно они — возглавители болгарской Охридской кафедры, обладавшей ставропигиальным протекторатом над Киевской Церковью. Освящение Десятинной церкви в Киеве. Заложение церкви Преображения в Киеве. Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Первое летописное упоминание о еретиках (очевидно, богомилах) на Руси (Адриан-скопец). Митрополит Леон отлучает Адриана от Церкви и заключает в темницу. 1005/1006 Учреждение Туровской епархии. Перенесение мощей св. равноап. княгини Ольги в Десятинную церковь. Преставление св. равноап. князя Владимира. Убийство князем Святополком свв. князей Бориса и Глеба. При посещении Новгорода князь Ярослав основывает церковное училище, в котором сразу начинают обучаться триста детей старост и пресвитеров. Учреждение училища в Новгороде под управлением епископа Иоакима. Перевод многих церковных греческих книг на русско-славянский язык. 1032 после Учреждение Юрьевской епархии. 1036 до Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове. 2.2 От учреждения Киевской митрополии (1037 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.). Предположительно создание Ярославова Церковного устава, данного на имя Десятинного храма (сохранился лишь в списках XV beka). Заложение в Киеве церкви Св. Софии и монастырей Св. Георгия и Св. Ирины. Константинопольский патриарх Алексий Студит поставляет Феопемпта на Киевскую митрополию. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Великом Софийского собора. Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. Заложение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. Избрание русского митрополита Илариона (автор “Слова о законе и благодати”) Собором русских епископов. Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) В 1744 г. во время нового пожара св. мощи князей обгорели, останки были собраны в ковчеги и положены в особо устроенную раку, находившуюся между юж. столпами собора. 9 апр. 1919 г. мощи были изъяты по постановлению Ярославского губисполкома и помещены в хранилище Исторического музея Ярославля, в 1989 г.- были переданы РПЦ и теперь находятся в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Житие В. В. и Константина Всеволодовича было составлено во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. мон. Пахомием по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III , известно в списках XVI-XIX вв., не издано. Житие содержит большое количество ошибок. В. В. назван сыном киевского кн. Всеволода, указывается, что и сам он позднее княжил в Киеве, житие сообщает, будто бы В. В. и Константин Всеволодович погибли при взятии Ярославля Батыем, к-рый был «родом града Ярославля от веси Череможския» (по замечанию В. О. Ключевского , житие обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из к-рых оно черпается»). Мон. Пахомий написал также службу св. князьям с 2 канонами (первый - с азбучным акростихом ) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Иконография Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) В. В. обычно изображается в памятниках ярославского искусства вместе с братом. В стенописи св. князья чаще всего представлены на столпах, среди св.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Работы были продолжены в 1875 г. по приказу имп. Александра II; при посещении Киева императора поразило удручающее состояние недостроенного храма. Приглашенный из С.-Петербурга архит. Р. Б. Бернгард, специалист по теории сводов, произвел новые расчеты нагрузок на стены и перекрытия и нашел техническое решение для ликвидации трещин: он предложил укрепить внешние несущие стены пристройкой боковых нефов и контрфорсов. На этом этапе строительство возглавил киевский архит. В. Н. Николаев, разработавший проект боковых нефов, после чего план В. с. стал напоминать древние базилики. Стены укрепили контрфорсами, надстроили главный купол и своды малых куполов. В соборе было устроено 3 престола: в центральной апсиде - в честь равпоап. кн. Владимира, на хорах - в честь равноап. кн. Ольги и св. блгв. князей Бориса и Глеба. В зап. части юж. нефа помещалась крещальня. К 1882 г. строительство было в целом завершено. В. с. представляет собой крестово-купольный 3-нефный храм; традиц. 5-главие над наосом (центральный купол крупнее и выше боковых, размещенных над угловыми ячейками) на зап. фасаде (над угловыми компартиментами хор) дополнено 2 звонницами меньшего размера, чем малые купола. Фасады имеют позакомарное покрытие, повышенное в центральных рукавах планового креста, в них вписаны арочные окна по визант. образцу (тройные в центральных пряслах, двойные в остальных), визант. традиция подчеркнута оформлением куполов с помощью арок, опирающихся на колонки, а также кладкой фасадов и арок из квадров. Нек-рые черты - мощные контрфорсы, прилегающие к пилястрам, четкое деление здания широким карнизом на 2 этажа, присутствие симметричных звонниц на зап. фасаде - нарушают точное воспроизведение визант. образцов. Освящение В. с. состоялось 20 авг. 1896 г., во время посещения Киева имп. Николаем II. Первым настоятелем храма стал проф. КДА прот. И.

http://pravenc.ru/text/159092.html

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Во 2-й пол. XIX в. изучались курганы на Батыевой горе (Я. Я. Волошинский), над Иордановской ц. на Подоле, храмы на Копыревом конце, Успенский собор Киево-Печерской лавры (П. А. Лашкарёв), велись наблюдения за строительными и земляными работами (Т. В. Кибальчич, И. А. Хойновский). Исследования этого периода имеют слабую научную и методическую стороны, они часто проводились без должной фиксации и сбора находок. Были созданы Музей древностей при Киевском ун-те им. равноап. вел. кн. Владимира (1837), Церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии, а затем Киевский музей древности и искусств (1899); появились первые обобщающие труды по исторической топографии древнего К. и о памятниках его церковной архитектуры (М. А. Максимович, Н. В. Закревский, Н. И. Петров, С. Т. Голубев и др.). В нач. ХХ в. В. В. Хвойка, Д. В. Милеев, С. П. Вельмин вели раскопки на территории Старокиевской горы, прежде всего Десятинной ц. и Софии Св. собора в Киеве , прерванные первой мировой войной. П. П. Покрышкин и Милеев блестяще разработали методику архитектурно-археологических исследований, не утратившую своего значения и в наст. время. После революции и гражданской войны археологическое изучение древнего К. возобновилось, но в небольших масштабах. Раскопки 20-30-х гг. ХХ в. (В. Г. Ляскоронский, С. С. Гамченко, В. Е. Козловская, С. С. Магура, Ф. Н. Молчановский) обогатили археологию К. новыми открытиями. Впервые наряду с традиц. раскопками центральной исторической части города начались исследования и посадских районов (горы Детинка и Замковая, Копырев конец, Подол). До кон. 30-х гг. XX в. работы носили эпизодический характер (археологам были практически недоступны древнерус. памятники К. по причине неповоротливости бюрократической разрешительной системы, а также из-за нахождения земельных участков с остатками древних сооружений в частных владениях и на территории действующих церквей). Изучение и защита (достаточно условная в то время) памятников архитектуры проводились усилиями отдельных ученых, к-рые пытались если не отстоять, то хотя бы по возможности зафиксировать уникальные объекты (Н.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Решающим моментом формирования русской литургической традиции стало Крещение Руси в 988 г. В княжение св. равноап. Владимира († 1015) и особенно Ярослава Мудрого († 1054) на Руси были построены многочисленные церкви, переводились с греческого и переписывались книги, в крупных городах создавались школы для обучения клириков. О том, каким было рус-ское богослужение в кон. Х – сер. XI в., из-за отсутствия источников можно лишь догадывать-ся. Безусловно, оно было византийского происхождения, однако нельзя точно утверждать, какой из двух принятых в то время в К-поле богослужебных уставов – Студийского мон-ря или Вели-кой церкви Св. Софии в К-поле (песненное последование) – использовался Русской Церковью . Возможность употребления на Руси торжественного песненного последования заставляют пред-положить несколько сохранившихся древнерусских Кондакарей (напр., нач. XIII в.– РНБ. Q. п. I. 32). Элементами песненного последования можно считать и некоторые литургические чины (вход на утрене, праздничные литии и др.), сохранявшиеся в обиходе собора Св. Софии в Нов-городе в XVI в. и перешедшие оттуда в московское богослужение в XVI–XVII вв. О распростра-ненности Студийского устава уже в нач. XI в. можно заключить из летописного сообщения под 1015 г. о убиении св. кн. Бориса – св. страстотерпец пел перед смертью «заутреню», включаю-щую в себя «оксапсалмы» (шестопсалмие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утреню по Студийскому уставу. За богослужением в кон. Х – сер. XI в., возможно, использовались южнославянские переводы богослужебных книг, но уже в XI в. в Киеве был осуществлен новый перевод богослу-жебных книг с греческого – древнейшие русские Минеи кон. XI в. не соответствуют южно-славянским Минеям того времени ни по составу памятей, ни в редакциях текстов. До кон. XI в. в некоторых храмах богослужение (по крайней мере отдельные его части) совершалось по-гречески – в памятниках этого времени нередко встречаются непереведенные греческие выра-жения. Это объясняется тем, что первоначально клир Русской Церкви в значительной степени состоял из священнослужителей-греков, пользовавшихся принесенными с собой богослужеб-ными книгами. 3. XI–XIV века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1 февр. 1994 г. был назначен благочинным Железногорского окр. Курской епархии. С 9 марта 1998 г. являлся настоятелем и строителем храма св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Белгорода. Осенью 2000 г. вернулся на Украину, где служил священником Илиинского храма в г. Дубно Ровненской обл. В 2006 г. защитил докт. дис. на тему «Приведение языческого мира к христианству» в Ужгородской богословской академии. С 10 дек. 2007 г. служил священником храма арх. Гавриила в г. Дубно. 21 янв. 2008 г. поступил в Липский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . 7 апр. 2008 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца. 6 нояб. возведен в сан архимандрита. 11 нояб. избран епископом Джанкойским и Раздольненским. Наречение состоялось 19 нояб. 2008 г. в зале заседаний Синода УПЦ при Митрополичьей резиденции в Киево-Печерской лавре . Хиротонию 20 нояб. 2008 г. в храме Всех святых комплекса кафедрального собора Воскресения Христова в Киеве возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 9 июля 2009 г. Н. был назначен епископом Дубновским, викарием Ровненской епархии. 19 июня 2014 г. освобожден от этой должности и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 25 июля 2014 г. назначен епископом Талдыкорганским, викарием Астанайской епархии, и председателем епархиального суда. Н. награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (2001), прп. Нестора Летописца 2-й степени (2001), прп. Илии Муромца 2-й степени (2002), прп. Агапита Печерского 2-й степени (2003), Рождества Христова (2003), св. ап. Иоанна Богослова 2-й степени (2004), прп. Серафима Саровского 3-й степени (2016), орденом Казахстанской митрополии священноисп. Николая, митр. Алма-Атинского и Казахстанского (2016), орденом сщмч. Максима Горлицкого Польской Православной Церкви. Решением Синода от 23-24 сент. 2021 г. почислен на покой, местом пребывания определен г. Москва. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 11 октября 2021 г. местом служения определен храм Живоначальной Троицы в Карачарове г. Москвы.

http://pravenc.ru/text/2678983.html

После Божественной литургии, которую в день памяти Пророка Божия Илии 2 августа в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители возглавил Высокопреосвященный Лука, участники пробега подарили братии монастыря икону Запорожских святых, а в дар от Предстоятеля Украинской Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия передали праздничное юбилейное Евангелие, изданное к 1000-летию преставления св. равноап. Владимира. По пути на Соловки путешественники приняли участие в юбилейных торжествах в Киево-Печерской лавре , посетили Глинскую и Оптину пустыни . Обратная дорога началась для них с поклонения святыням Великого Новгорода — места княжения равноапостольного Великого князя Владимира (по летописи — с 970 по 980 гг., до вокняжения в Киеве). Вчера паломники побывали в Троице-Сергиевой лавре. Историческая справка. Об особом почитании братией Соловецкого монастыря Петра Калнышевского свидетельствует факт его захоронения на почетном месте — южном дворе Спасо-Преображенского собора при Успенской церкви рядом со знаменитым духовным и политическим деятелем периода Смутного времени преподобным Авраамием Палицыным и соловецким архимандритом Феодоритом. В 1856 году на могиле Калнышевского установлена плита с эпитафией: «Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Кальнишевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю». 5 августа 2015 г. 15:18 HTML-koд для сайта или блога: Завершается российско-украинский автопробег Запорожье — Соловки — Запорожье, проводимый в ознаменование решения Священного Синода Украинской Православной Церкви причислить к лику местночтимых святых праведного Петра Калнышевского Он организован священноначалием Запорожской епархии по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Сегодня, 5 августа, два десятка участников пробега на шести автомобилях покинули Троице-Сергиеву лавру и взяли курс на Курскую коренную пустынь.

http://e-vestnik.ru/church/avtoprobeg_za...

2-й художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу л. 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», к-рая иллюстрировала текст о мудром правлении кн. Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней 2-й мастер повторил в основном композицию своего предшественника, представленную на л. 88 об. внутри текста о походе на К-поль (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок 1-го мастера был в точности повторен им же на л. 95 об., слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впосл. его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На л. 89 1-й мастер представил эпизоды К-польского похода: вверху - «Взятие кн. Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (В. Я. помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа - фигуры оставленных на берегу воинов; внизу - «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». 2-й мастер переместил эти сюжеты на один вверх (Л. 88 об., Л. 89 верх), создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на л. 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю К-польского похода В. Я.,- «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев». Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Сведений о написании образа В. Я. в связи с установлением его почитания в 1439 г. свт. Евфимием II не имеется. Опись новгородского Софийского собора 1749 г.

http://pravenc.ru/text/154991.html

Руси. В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже - композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой - 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне - Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем , А. Мамонтовым, незначительная часть росписей - А. А. Сведомским. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола).

http://pravenc.ru/text/159092.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010