Общую координацию деятельности управляющих вик-ствами О. возложил на управляющего делами УПЦ Бориспольского и Броварского митр. Антония (Паканича). В 2015 г. торжествами было отмечено 1000-летие со дня преставления св. равноап. вел. кн. Владимира. С 9 по 27 июля того же года проходил Всеукраинский крестный ход за мир, в к-ром приняли участие десятки тысяч верующих. В течение 3 недель из Почаевской лавры с запада Украины и из Святогорской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры с востока страны шли 2 крестных хода, к-рые встретились в Киеве. 27 июля на Владимирскую горку были привезены 8 чудотворных икон Божией Матери: Касперовская , Святогорская , Ахтырская , Почаевская , Зимненская, «Призри на смирение» , Песчанская и Бердянский список иконы «Троеручица» , перед к-рыми был совершен молебен. После этого крестный ход направился в Киево-Печерскую лавру, где завершился молебном. В том же году отмечалось 1000-летие кончины блгв. св. князей Бориса и Глеба. 15 мая 2015 г., в день памяти святых, О. обратился к верующим с особым посланием, в к-ром напомнил о недопустимости любых призывов к военной агрессии и вражде. В том же году в УПЦ отмечали 400-летие киевских духовных школ. В 2016 г. укр. делегация в период с 21 по 23 июня посетила Св. Гору Афон и участвовала в праздновании 1000-летия древнерус. монашества на Афоне. С 3 по 27 июля состоялся ставший традиционным Всеукраинский крестный ход за мир на Украине. В 2017 г. УПЦ праздновала 25-летие Харьковского Архиерейского Собора. В связи с этим Синод УПЦ обратился к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам с посланием, в к-ром подчеркнул важную роль УПЦ в сохранении и укреплении единства укр. общества. В 2018 г. состоялись торжества в честь 1030-летия Крещения Руси. 27 июля О. возглавил молебен у памятника св. равноап. кн. Владимиру на Владимирской горке в Киеве. В торжествах приняли участие представители Поместных Православных Церквей и десятки тысяч верующих из всех регионов Украины. После молебна О. возглавил крестный ход в Киево-Печерскую лавру, в котором приняли участие ок. 250 тыс. чел. Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины, во время литургии Преждеосвященных Даров. Фотография. 2018 г.

http://pravenc.ru/text/2581413.html

Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду 2-й справа). Фрагмент иконы «О тебе радуется» из Успенского собора Дмитрова. 1-я треть XVI в. Мастерская Дионисия (ГТГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду 2-й справа). Фрагмент иконы «О тебе радуется» из Успенского собора Дмитрова. 1-я треть XVI в. Мастерская Дионисия (ГТГ) В отношении обстоятельств и времени Крещения В. С. в древнерус. источниках нет единства, что отмечал и составитель ПВЛ, сам придерживавшийся версии о Крещении В. С. в крымском г. Корсунь (по-гречески Херсонес): «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 111; Т. 2. Стб. 97). Пространное повествование ПВЛ под 988/89 (6496) г. о Крещении В. С. в Корсуни, получившее в науке название «Корсунская легенда», сводится к следующему. Решив с дружиной принять св. Крещение, В. С. «иде с вои на Корсунь, град гречьскии», осаждает его в течение 9 месяцев и захватывает в результате предательства некоего Анастаса Корсунянина . После этого князь шлет послов в К-поль, требуя отдать за него Анну, сестру визант. императоров Василия II и Константина VIII . Те, напуганные угрозами В. С. двинуться походом против Царьграда, уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при условии Крещения последнего. В. С. отвечает согласием, Анна с группой священников прибывает в Корсунь. После этого В. С. поражает внезапная слепота, к-рая чудесным образом проходит после Крещения князя местным епископом (по ПВЛ, в ц. свт. Василия, по Житию - в ц. св. Иакова), затем происходит бракосочетание князя с визант. царевной. В. С. с супругой, греч. священниками и Анастасом возвращается в Киев, где ниспровергает языческих кумиров и велит креститься киевлянам. К этому рассказу в ПВЛ присовокуплено наставление В. С. Корсунского епископа, состоящее из Символа веры, предостережения против «учения от Латын» и справки о 7 Вселенских Соборах , причем Символ веры содержит нек-рые явно арианские формулировки («Сын подобносущен... Отьцу» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 112; Т. 2. Стб. 98), происхождение к-рых до сих пор остается неясным.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Прибытие в Новгород из Киева первого новгородского епископа Иоакима. 9911037 Русскую Церковь возглавляют поочередно Леон (Леонтий, Лев) и Иоанн. Предположительно они — возглавители болгарской Охридской кафедры, обладавшей ставропигиальным протекторатом над Киевской Церковью. Освящение Десятинной церкви в Киеве. Заложение церкви Преображения в Киеве. Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Первое летописное упоминание о еретиках (очевидно, богомилах) на Руси (Адриан-скопец). Митрополит Леон отлучает Адриана от Церкви и заключает в темницу. 1005/1006 Учреждение Туровской епархии. Перенесение мощей св. равноап. княгини Ольги в Десятинную церковь. Преставление св. равноап. князя Владимира. Убийство князем Святополком свв. князей Бориса и Глеба. При посещении Новгорода князь Ярослав основывает церковное училище, в котором сразу начинают обучаться триста детей старост и пресвитеров. Учреждение училища в Новгороде под управлением епископа Иоакима. Перевод многих церковных греческих книг на русско-славянский язык. 1032 после Учреждение Юрьевской епархии. 1036 до Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове. 2.2 От учреждения Киевской митрополии (1037 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.). Предположительно создание Ярославова Церковного устава, данного на имя Десятинного храма (сохранился лишь в списках XV beka). Заложение в Киеве церкви Св. Софии и монастырей Св. Георгия и Св. Ирины. Константинопольский патриарх Алексий Студит поставляет Феопемпта на Киевскую митрополию. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Великом Софийского собора. Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. Заложение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. Избрание русского митрополита Илариона (автор “Слова о законе и благодати”) Собором русских епископов. Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) (Померанцев Михаил Владимирович, 1881, с. Толмачёво Брянского у. Орловской губ.- 27 авг. 1918, Пермская губ.), прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1896 г. по окончании 2-го Орловского ДУ был принят в Орловскую ДС, в к-рой проучился до 1902 г. В том же году поступил в КДА. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 3 окт. того же года назначен преподавателем Орловской ДС. С 10 февр. 1908 г. преподаватель Орловского жен. епархиального уч-ща, 19 июня того же года переведен на должность помощника смотрителя Камышинского ДУ в Саратовской губ. 3 сент. 1911 г. назначен преподавателем Олонецкой ДС. В дек. того же года принял в Киеве монашеский постриг с именем Матфей, был рукоположен во иерея и стал заведующим церковноприходскими школами при Киево-Печерской лавре. 20 марта 1914 г. назначен помощником смотрителя Осташковского ДУ в Тверской губ. С 28 окт. 1916 г. смотритель Осташковского ДУ. 8 февр. 1917 г. стал ректором Пермской ДС с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . от монашествующих. Был одним из наиболее активных участников Собора, поддерживал восстановление Патриаршества, выступал за укрепление церковной иерархии, призывал к осторожности во введении в епархиальное и приходское управление выборного начала. Участвовал в работе над проектами соборных постановлений о духовных учебных заведениях, о мон-рях и монашествующих, о приходском уставе, о поводах к расторжению церковного брака. Особенно заметной была деятельность М.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

архит. М. С. Иконников, исполнявший эту должность в 1854-1895) и Димитриевской (Иорданской, не сохр.), Троицкая Лыбедская ц. (1858). Значительный интерес с т. зр. применения новых материалов и конструкций представляла сооруженная позднее в русском стиле первая в империи т. н. железная (при постройке были использованы железо, сталь, чугун) ц. свт. Иоанна Златоуста (1867-1871, инженер А. А. Никкельс, архит. Н. Е. Юргенс, разрушена в 1934). В связи со строительством общественных зданий нового типа в них появились домовые храмы, напр. во имя равноап. кн. Владимира в ун-те св. Владимира (1840). Посвящение крестителю Руси храмов в К. стало элементом гос. политики, особенно в преддверии празднования 900-летнего юбилея Крещения Руси. Еще с сер. XIX в. планировалось строительство храма в К., посвященного князю - крестителю Руси (см. ст. Владимира, равноап. кн., собор в Киеве ). Выбор архитектурных форм и программы внутреннего убранства сопоставимы со строительством крупнейших по масштабу и культурному значению храмов империи того времени - храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса на Крови в С.-Петербурге (см. ст. Воскресения Христова собор ), что должно было подчеркнуть знаковое положение К. Важное место в церковной архитектуре К., исторически тесно связанного с Византией, стал занимать визант. стиль, к-рый, в частности, характерен для Владимирского собора (основной автор - А. В. Беретти) и спроектированных В. Н. Николаевым во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. и несохранившихся Введенской, Благовещенской, Сретенской и Александро-Невской церквей, для храма свт. Михаила Киевского при больнице цесаревича Александра (1893-1895, воссоздан после 1995). Деятельность Николаева, занимавшего должности городового архитектора (1873-1887), архитектора по Киевскому епархиальному ведомству (1875-1898) и Киево-Печерской лавры (1893-1899), отличалась масштабом и разнообразием. Он, по свидетельству современников, «построил целый новый город» ( Ерофалов-Пилипчак. 2000. С. 104) - гостиницы, особняки, доходные дома, больницы, концертные залы, приюты и гимназии, промышленные и садово-парковые сооружения, здание Купеческого собрания (1894).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

2-й художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу л. 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», к-рая иллюстрировала текст о мудром правлении кн. Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней 2-й мастер повторил в основном композицию своего предшественника, представленную на л. 88 об. внутри текста о походе на К-поль (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок 1-го мастера был в точности повторен им же на л. 95 об., слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впосл. его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На л. 89 1-й мастер представил эпизоды К-польского похода: вверху - «Взятие кн. Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (В. Я. помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа - фигуры оставленных на берегу воинов; внизу - «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». 2-й мастер переместил эти сюжеты на один вверх (Л. 88 об., Л. 89 верх), создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на л. 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю К-польского похода В. Я.,- «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев». Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Сведений о написании образа В. Я. в связи с установлением его почитания в 1439 г. свт. Евфимием II не имеется. Опись новгородского Софийского собора 1749 г.

http://pravenc.ru/text/154991.html

аппарат УПЦ, а также выполняет функции управления К. е. Киевскую митрополию возглавляет митрополит Киевский и всея Украины. Указом митр. Владимира (Сабодана) от 8 мая 2012 г. учреждена должность 1-го викария Киевской митрополии. Ему делегированы следующие полномочия: координация деятельности викариатств Киевской митрополии, управление мон-рями и приходами Киева и К. е., председательство в епархиальном совете К. е., созыв епархиального совета и епархиального собрания К. е. и председательство на них. С 8 мая 2012 г. должность 1-го викария занимал Бориспольский митр. Антоний (Паканич), 25 сент. 2013 г. он возглавил новоучрежденную самостоятельную Бориспольскую и Броварскую епархию (отделена от К. е.). 19 июня 2012 г. митр. Владимир издал указ о реорганизации Киевской митрополии. В составе митрополии созданы: адм. аппарат, исполнительный секретариат, информационно-аналитическая служба, пресс-служба, юридическая служба, финансово-хозяйственная служба, отдел кадров и референтура. В состав исполнительного секретариата входят секретарь К. е. и секретарь по Киеву. 2 июня 2007 г., во время празднования 15-летия Харьковского Архиерейского Собора, в Киеве состоялась закладка кафедрального собора в честь Воскресения Христова, в том же году возле места строительства был воздвигнут временный храм во имя Всех святых. Решением Свящ. Синода УПЦ от 10 февр. 2011 г. установлено празднование Собору Киевских святых, совершаемое 15/28 июля в день памяти равноап. вел. кн. Владимира. В Соборе значатся имена 125 подвижников благочестия. В 2000-х гг. сложилась традиция празднования в Киеве памяти Крещения Руси. 26-28 июля 2008 г. прошли торжества в честь 1020-летия Крещения Руси, к-рые возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий II и патриарх К-польский Варфоломей. На следующие торжества 27 июля 2009 г. Киев впервые после своего избрания посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, визиты к-рого в столицу Украины стали ежегодными. В кон. июля 2013 г. в Киеве прошли торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Руси. В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже - композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой - 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне - Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем , А. Мамонтовым, незначительная часть росписей - А. А. Сведомским. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола).

http://pravenc.ru/text/159092.html

Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) В 1744 г. во время нового пожара св. мощи князей обгорели, останки были собраны в ковчеги и положены в особо устроенную раку, находившуюся между юж. столпами собора. 9 апр. 1919 г. мощи были изъяты по постановлению Ярославского губисполкома и помещены в хранилище Исторического музея Ярославля, в 1989 г.- были переданы РПЦ и теперь находятся в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Житие В. В. и Константина Всеволодовича было составлено во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. мон. Пахомием по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III , известно в списках XVI-XIX вв., не издано. Житие содержит большое количество ошибок. В. В. назван сыном киевского кн. Всеволода, указывается, что и сам он позднее княжил в Киеве, житие сообщает, будто бы В. В. и Константин Всеволодович погибли при взятии Ярославля Батыем, к-рый был «родом града Ярославля от веси Череможския» (по замечанию В. О. Ключевского , житие обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из к-рых оно черпается»). Мон. Пахомий написал также службу св. князьям с 2 канонами (первый - с азбучным акростихом ) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Иконография Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) В. В. обычно изображается в памятниках ярославского искусства вместе с братом. В стенописи св. князья чаще всего представлены на столпах, среди св.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1-996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции. Домонгольский период Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.) Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.) Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. ( Михайлов. С. 37, 42). Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42 ´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7 ´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче . Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и XI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

http://pravenc.ru/text/171768.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010