Владимир Всеволодович тоже не терял времени даром. Ему удалось договориться со знакомыми нумизматами, которые пообещали принести в клуб все заказанные Василием Ивановичем монеты. Молитвенное правило все эти дни совершалось неопустительно. Но то ли спешка по утрам, то ли усталость вечерами были тому виной — с каждым разом читалось оно все труднее и труднее. Первый благостный порыв миновал, и теперь все чаще приходило раздражение, и одолевали мысли: зачем только время терять зря? Ведь за эти сорок минут можно написать как минимум две страницы! Василий Иванович стал читать быстрее, так, что умещался в двадцать и даже в пятнадцать минут. Он уже не вникал в смысл прочитанного и от этого еще больше раздражался. Появилось желание вообще прекратить читать правило до окончания работы над повестью и нового разговора со старцем. Но каждый раз вечером или утром что-то мешало ему это сделать… А потом наступила пятница — день открытого урока в школе. В классе, что называется, яблоку негде было упасть. Заместитель министра со свитой заняли места вдоль стен. Василий Иванович провел, как обычно, первую часть урока, и когда до его окончания оставалось пятнадцать минут, сказал, обращаясь к ученикам: — Прошлый раз, читая вам рассказ об императоре Максимине Фракийце, я упустил главное. Сейчас мы восполним этот пробел… — Сейчас будет самое интересное! — послышался громкий шепот директора заместителю министра. — Да-да, я наслышан! — благожелательно кивнул тот. Василий Иванович собрался с мыслями: того, о чем он собирался рассказывать, не было на бумаге, и начал: — Перед тем, как отправиться к своему императору-дяде, как вы сами понимаете, на верную гибель, юноша должен был принять крещение. Тщетно христианский пресвитер пытался отговорить его от задуманного или хотя бы креститься перед отъездом. — Представь, что будет с твоей душой, если с тобой что-нибудь случится в этой исполненной опасностями дороге? — втолковывал он. — Да что теперь может случиться со мной? Я ведь отправляюсь к самому императору — моему дяде! — беспечно ответил юноша и умчался, как вы сами понимаете, на верную гибель.

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

     Получив разрешение от Преосвященного Амфилохия, в комнату вбежал Чудинов, взволнованный до крайности и, рыдая, бросился на колени к моим ногам. Получив благословение от меня и епископа Амфилохия, он просил нас обоих молиться об упокоении души его десятилетней дочери, скоропостижно скончавшейся в Туруханске. После рождественской всенощной и Литургии, которую я служил совместно с Красноярским епископом Амфилохием, мне подали пароконный фаэтон из ГПУ, и с Чудиновым я отправился на вокзал. На полдороге вдруг нас остановил молодой милиционер, вскочил на подножку и стал обнимать и целовать меня. Это был тот самый милиционер, который вез меня из Туруханска в станок Плахино, за 230 верст к северу от Полярного круга.      На вокзале меня уже ждала большая толпа народа, пришедшая проводить меня.      В Ташкент я возвращался через город Черкассы Киевской области, где жили мои родители и старший брат Владимир. Из Красноярска я довольно благополучно доехал до Черкасс.      Я ехал вместе с Чудиновым, и в Омске мне надо было дать телеграмму в Черкассы. Остановка была короткая, а телеграф помещался на верхнем этаже, и я не успел сбежать вниз, как поезд тронулся дальше. Чудинов, по моей телеграмме, оставил мои вещи на следующей станции, где я и получил их, но со своим добрым спутником, ехавшим в Архангельскую область, я больше не встречался.      Трогательна была встреча моих престарелых родителей с сыном — профессором хирургии, ставшим епископом. С любовью целовали они руку своего сына, со слезами слушали панихиду, которую я служил над могилой умершей сестры моей Ольги.      Из Черкасс я наконец вернулся в Ташкент. Это было в конце января 1926 года. В Ташкенте я остановился в квартире, в которой жила София Сергеевна Белецкая с моими детьми, которых она питала и воспитывала, и обучала в школах во время моей ссылки.      Первыми пришедшими ко мне с поздравлениями были четыре главных члена баптистской общины. Они держались явно смущенно, а для меня была непонятна цель их визита. Позже я узнал, что они получили телеграмму от ленинградского баптистского пресвитера Шилова, в которой он поручал им приветствовать меня как нового брата баптистов. Пришлось, конечно, разочаровать их в этом через некоего Наливайко, прежде усердного прихожанина кафедрального собора, перешедшего потом в баптистскую общину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

32 См. ц.-сл.: «Возобновляя законоположенное сто пятидесятию святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и шесть сот тридесятию, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древняго Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима». – Изд. 36 См.: «Понеже мы уведали, что в Римской Церкви в виде правила предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами; то мы, последуя древнему правилу апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым...». – Изд. 37 См.: «Поскольку мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во Святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: “Аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо [Великия Субботы], да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен”». – Изд. 41 В действительности адресат цитируемого письма – пресвитер Евангел (см.: Patrologia Latina, ed. Migne, t. 22, col. 1192–1195). – Изд. 42 В латинском оригинале перечень топонимов имеет следующий вид: «...sive Romae, sive Eugubiis, sive Constantinopoli, sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis...» (Там же, col. 1194). – Изд. 46 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного (Синодальный перевод). – Изд. 47 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию (Синодальный перевод). – Изд. 59 Ср., например, глубоко трогательное описание аудиенции у папы в одной из книжек журнала «Religiose Besinnung» [«Религиозное сознание»]. 1928, Heft 3 [Выпуск 3].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

чрез служителей церкви, или как на такие установления, чрез которые осуществляются обучение, укрепление и созидание церкви Христовой” 488 .... Едва ли утверждается за священством значение таинства и во второй из символических книг англиканства – в The Book of Common Prayer. Правда, как мы уже видели, в Предисловии к чину совершения ординации, содержащемуся в упомянутой книге, говорится о том, что „согласно учению Св. Писания и древних писателей от времен апостольских существовали степени служителей церкви Христовой: епископов, пресвитеров и диаконов, всегда пользовавшихся таким почтительным отношением к ним, что ни один человек не отваживался исполнять какое-либо из них, если не был пред тем подвергнут наблюдению и испытанию и признан имеющим качества, необходимые для сего“... Правда, далее в чине хиротонии епископской, пресвитерской и диаконской читается коллекта: „Всемогущий Боже”, в которой содержится выражение, что Бог „по Своему смотрению установил различные степени служителей в Своей церкви”..., но эти выражения, как можно видеть, слишком общи, чтобы на основании их можно было сделать то заключение, что составители The Book of Common Prayer исповедуют учение о божественном установлении священства, в частности о божественном установлении трех степеней церковной иерархии, преемственно ведущих свое начало от апостолов. Указанные выражения по существу не отличаются от выражений, употребляемых при ординации церковных лиц и в лютеранском обществе, где между прочим говорится: „от самого Господа... установлено звание, которое проповедует спасение, звание духовное, действующее праведно, спасительно и свято. Это не такое служение Нового Завета, которое было бы действенно само по себе, оно действенно от Бога. Служащие в этом звании – посланники Христа, Бог действует в них, они носят на себе звание Божие“ 489 … Правда далее в чине ординации, содержащемся в The Book of Common Prayer, не раз возносится прошение об излиянии на посвящаемого благодати Св. Духа, но особенный характер этой благодати, как благодати иерархической, оттенен недостаточно, а потому и в данном случае напрашивается сравнение англиканской ординации с ординацией лютеранского общества, при совершении которой ординатор также обращается к Богу с такого рода прошением: „по Твоей божественной заповеди мы молимся Тебе, Боже, от всего сердца: даруй обильно Своего Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Антонием и др. 504 . И православные богословы, далее, вполне согласно с богословами американскими, признают, что указанное таинство установлено Самим Богом, что хотя нет на это прямых свидетельств в св. Писании, за то существуют свидетельства косвенные ( Мрк. 6:13 ; Иак. 5:14–15 ), что, судя по этим косвенным свидетельствам, можно сделать то заключение, что рассматриваемое нами таинство было установлено Господом в промежуток времени между воскресением и вознесением 505 . – Ничего нельзя сказать с православной точки зрения и против учения представителей американско-епископальной церкви о материи и форме таинства елеосвящения, из коих первую, по их мнению, составляет елей, освященный епископом или пресвитером, а вторую молитва об исцелении больного и прощении ему грехов. Тоже самое находим и у православных богословов, когда они говорят о видимой стороне таинства елеосвящения, полагаемой ими также в елее и „в молитве веры об исцелении больного от обдержащия его телесные и душевные немощи» 506 ... – Очень близко к православному учению излагается американскими богословами также учение и о невидимой стороне таинства елеосвящения, по их мнению, обнимающей два момента: 1) облегчение страданий больных и даже полное исцеление их и 2) прощение грехов. Тоже находим и в православном учении. По Православному Катехизису в таинстве елеосвящения „подается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные» 507 … В Православном Исповедании „плоды» елеосвящения полагаются: 1) в прощении грехов или спасении души и 2) в здравии тела 508 ... Тоже находим и у наших догматистов: преосв. Антония, Платона, Макария и др. 509 . Конечно вполне правильным следует признать и то утверждение представителей американско-епископальной церкви, что таинство елеосвящения должно быть преподаваемо не только умирающим, но и вообще тяжко больным. Утверждая это положение, американские богословы отрешаются от римско-католической точки зрения по данному вопросу и встают на почву учения древне-нераздельной и православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Mcdonald. Op. cit. Pg. 66–67. 535 Павлов. Курс церковного права, издан. доц. Моск. Дух. Акад. И. М. Громогласовым. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра. Стр. 260–263. 536 Проф. И. С. Бердников . Краткий курс церковного права. Казань. 1889. Стр. 146–147. Сравн. Проф. А. С. Павлов . Курс церковного права. Троице-Сергиева Лавра. 1902. Стр. 288–289. 229–231. Сравн. Шагуна. Краткое изложение канонического права. С.-Петербург. 1872. Стр. 437. Правда и в среде наших канонистов можно указать лиц, придерживающихся той же точки зрения в решении рассматриваемого нами вопроса, какой придерживаются представители американской церкви. Таков напр. проф. Суворов, который, не взирая на свое профессорство, в данном вопросе оказывается весьма послушным учеником и компилятором протестантских богословов – своих учителей, поскольку вместе с ними признает, будто по самой организации православно-восточной церкви в этой церкви верховное главенство даже и во внутренней сфере принадлежит светской власти. Печальнее всего то, что подобное ученически-послушное следование своим учителям замечается у г. Суворова во многих местах его Учебника церковного права, свидетельствуя таким образом об ученических сведениях профессора по некоторым вопросам церковного права. См. стр. 574 и др. 537 „Епископа, читаем в 4-м правиле первого вселенского собора, поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа. Если же это затруднительно, или по стесняющим их обстоятельствам, или по дальности пути, то по крайней мере три епископа, собравшись в одно место, должны произвести избрание, впрочем так, чтобы и отсутствующие имели в нем соучастие, изъявляя свое согласие посредством грамот. Утверждение таковых действий по каждому округу должно принадлежать митрополиту» всел. соб. прав. 4-е). 538 Тринадцатое правило Лаодикийского собора гласит: „общинам не дозволяется делать выбора лиц, имеющих быть поставленными во священство».... Третье правило седьмого вселенского собора гласит: „всякое избрание епископа или пресвитера или диакона, совершаемое мирскими начальниками, должно оставаться недействительным, согласно правилу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Говорят, будто их рукоположили в епископы вопреки канонам, потому что возведены были из мирского чина; но они не знали сих правил, а верно соблюдали только те, какие были известны. Каждый должен соблюдать свои правила, и есть правила, принятые одними, хотя другие о них вовсе не слыхали. Мы осуждаем того, кто посвящает диакона во епископа мимо пресвитерской степени; для других же сие безразлично. Ни от кого не требуется соблюдения непринятого им закона, если бы только он не нарушал веры и вселенских правил. Люди, извлекаемые из мирского чина для епископства, заслуживают не хулы, но больших похвал, поскольку за добрую их жизнь предпочтены были уже облеченным в священство” 551 … Вполне естественным поэтому является то обстоятельство, что в древне-христианской церкви можно указать несколько примеров епископских посвящений per saltum. Таковы, напр., посвящения св. Амвросия Медиоланского , Киприана Карфагенского , Нектария Константинопольского, Евсевия Кессарийского, Евхерия Лионского, Филогония Антиохийского и других 552 . При этом особенного внимания заслуживают посвящения: Амвросия, Нектария и Евсевия, потому что они пред их епископской хиротонией находились в положении оглашенных, т. е. еще не получивших крещения, и Киприана Карфагенского , так как он пред его посвящением во епископа, был лишь неофитом, т. е. только что получившим крещение. Не возбуждают каких-либо недоразумений суждения представителей американско-епископальной церкви и относительно сферы деятельности епископа в его епархии. Характеризуя эту сферу более детально, американские богословы признают, что епископ в своей епархии является главным правителем церковных дел, главным судьею подведомых его водительству верующих и главным учителем веры. Таковыми же правами, как известно, пользовались и епископы в древне-вселенской церкви, таковыми же правами пользуются они и в церкви православно-восточной. Епископ в древней церкви назначал лиц на низшие церковные должности, совершал хиротонию над ними, освящал новосозданные храмы или по крайней мере антиминсы для них, освящал миро для таинства миропомазания (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Восьмое правило о диаконах, вынимающих на проскомидии агнец и просфомисающих прежде священников «Еще нашли мы в пределах Новгородских, что диаконы вынимают Божественный агнец и прежде священников творят проскомисание, потом приступают священники проскомисать после. Забывают они шестьдесят шестое правило, изреченное во Фригии: «диаконам прежде пресвитера не входить в святый алтарь, ни священникам прежде епископа». Забывают и двадцать третие правило Никейскаго собора, ибо там пишется: «слышали мы о некоторых, что некоторые диаконы прежде епископов прикасаются Евхаристии, повелеваем отселе диаконам после священников принимать причащение». Тому же святому собору последуя, и мы отселе не повелеваем диаконам вынимать агнца, но священникам. Если же окажется, что и после нашего запрещения кто-нибудь станет так делать, таковый, по суду местнаго епископа, да извержется, если он знал о запрещении, если же не знал, – прощен будет. А те, которые окажутся непокорными и станут говорить вопреки, – да будут все извержены. Если же миряне начнут производить волнение, да будут прокляты». Девятое правило против невоздержания духовных лиц «Поскольку узнали мы, что в тех же странах делают глупости и безчестится священный сан; ибо священники без меры упиваются в пречистые дни поста, – от светлыя недели вербныя до (недели) всех святых, так что не бывает ни Божественнаго крещения до (недели) всех святых: то мы, последуя Божественным правилам, повелевающим, да оставится, или да извержется упивающийся священник, заповедуем преподобным епископам извергнуть всех, если не покаются, ибо лучше один достойно служащий, нежели тысяча беззаконных. Если же начнут возмущать народ, не покоряясь сему правилу, да будут прокляты». Десятое правило о непосвященных «Еще узнали мы в тех же странах, что некоторые непосвященные освящают приносимые в храм плоды, т. е. крупы, или кутью за мертвых. Повелеваем не быть сему с сего времени; ни диаконам не освящать; ибо в восемнадцатом Никейскаго собора, равно как и в правилах Лаодикийскаго собора, пишется: «не освященному ни петь, ни читать на амвоне», а в пятнадцатом правиле того же собора: «не читать народу Божественных словес, не имеющему на главе священническаго пострижения и не принявшему благословение от своего пастыря – по святым правилам»; если же кто и принял, то не иначе и таковому петь и читать на амвоне, как облачившись в белыя ризы, т. е. в ту малую ризу, которая по-гречески называется диффера, или фелонь. Итак, повелеваем отселе, чтобы непосвященный не смел ни читать в храме апостола, ни петь прокимна, ни входить в олтарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Десоветизаторы всех мастей стараются вычеркнуть советский период истории из нашего прошлого, создав там «чёрную дыру». А уже в неё по всем законам физики будут затянуты все остальные исторические периоды, то есть, оклеветана и поглощена будет вся российская история. Всё делается под видом борьбы за память о репрессированных, а на самом деле нас в очередной раз стараются заставить каяться, дабы развить у целого народа комплекс неполноценности. Народ, который гордится своей историей, таких экспериментов над собой не допустит. Что происходит с народом и страной, которая отказывается от собственной истории, далеко ходить не надо: пример многострадальной Украины и украинского народа, у которого бандеровская хунта отнимает историю, на наших глазах. Поэтому любые скорые расправы над историей России и СССР надо понимать как откровенную русофобию и акт агрессии, направленный на дестабилизацию России. Сталин и Третий Рим Старейшая прихожанка московского храма Апостола Филиппа на Арбате Любовь Исааковна Петерсон незадолго до своей кончины в 2010 году специально пригласила к себе Виктора Александровича Саулкина и Валентину Владимировну Шарову (сотрудников радио «Радонеж»), чтобы сообщить о том, что митрополит Николай (Ярушевич) исповедовал Сталина. Л.И.Петерсон и ее мать были духовными чадами владыки. По словам Виктора Саулкина Митрополит Николай рассказал им об этом незадолго до своего заточения в больницу, добавив, что из больницы его живым не выпустят. По другой версии Сталина перед смертью исповедовал сам Святейший Патриарх Алексий (Симанский): «Шел 1955 год. По приезде матушка Афанасия задала Патриарху Алексию I вопрос, который ее тяготил в последнее время: “Почему Вы распорядились служить панихиды по Сталину? ... Ведь Сталин был коммунистом, неверующим, марксистом-материалистом... Какая же тут панихида?” Святейший попросил подойти поближе и тихим голосом ответил: “Сталин покаялся”. Матушка засомневалась: “Мыслимо ли такое, чтобы такой человек покаялся?..” Патриарх уточнил: “Поверьте, я его исповедовал”. Причащал он Сталина или нет, Патриарх не обмолвился, а об исповеди сказал определенно. В подтверждение моих слов могу привести опубликованное Красновым-Левитиным свидетельство, также утверждающее об этом потрясающем факте. Конечно, в те годы это была строжайшая тайна. Патриарх открыл нам ее в личной беседе». Следует напомнить маловерным, что нет греха непрощаемого, а 52-е Апостольское правило гласит: «Аще кто епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священного чина».

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/stalin...

Дионисий Миланский, Евсевий Версельский, Павлин Трирский, Люцифер Каглиарсиий и Роданий Тулузский не устрашились ни воплей ариан, ни угроз императора и не ослабели при убеждениях епископов малодушных. Они с твердостью поддерживали, что под предлогом преследования Афанасия скрывается предательское нападение на веру, и были сосланы. Пресвитеры и диаконы были также сосланы и только насилиями вынуждено было от Винцента Капуйского, Фортуната Аквилейского, от Германа Фессалоникийского и от других западных епископов обещание прекратить все общительные сношения с Афанасием. 285 Дионисий Миланский, Павлин Трирский, Евсевий Версельский и Люцифер Каглиярский были сосланы на Восток. Места их замещены арианами, как, напр., Авксентием в Милане. Иларий Пуатьерский и Роданий Тулузский вскоре затем были сосланы в Фригию. 286 Иларий, 287 потомок благородной фамилии из Пиктавии, от природы одарен был возвышенным разумом, развитым еще воспитанием, соответствовавшим его рождению, хотя в заблуждениях многобожия; 288 но каждый, несколько, образованный и добросовестный человек не мог оставаться идолопоклонником с тех пор, как Христианство сияло в мире полным блеском. Как только Иларий начал рассуждать – он сделался христианином. Философия его по необходимости подверглась влияниям Христианства, хотя он сам того и не подозревал; рано еще она дала ему почувствовать, что не может быть иного Бога, кроме Единого и бесконечного. После изучения творений философических перешел он к божественным книгам христианским и в них только нашел удовлетворение уму своему. Разум его возрастал по мере преуспеяния в чтении божественных книг; вместе с Пророками проникнул он в лоно Божие, с наслаждением созерцая эти беспредельные свойства, прозреваемые умом, но которые только один Бог может нам внушить ясно. «Дух мой, говорит сам Иларий, 289 пламенно стремился к Богу, постигая, что всем Ему обязан и что в служений Ему состоит истинное благородство. Я усматривал, что Бог должен быть целью всех надежд моих, и что только в Его благости могу найти тихое и надежное пристанище против всех зол, обуревающих нас в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010