Сохранились свидетельства о существовании в то время и противоположного взгляда (чуть ли не единственного дошедшего до нас) на крещение в младенчестве. Тертуллиан говорил: «Полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников?» Проблема, по мнению Тертуллиана, вовсе не в крещении детей, а в том, что крестные родители могут пообещать вырастить из ребенка христианина, однако это может и не получиться. Как же тогда крестные будут нести ответ перед Богом? Далее в апостольском предании мы видим описание молитвы над елеем: «В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем благодарения. И он берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей благодарения и становится справа от пресвитера.» (Ап. Пр. 21). Елей – это оливковое масло, довольно доступный предмет той эпохи. В тексте описан елей в двух разных сосудах. Над одним из них молятся как над елеем экзорцизма и будут использовать его перед крещением, а другой елей – это елей благодарения. Его будут использовать после крещения (наше сегодняшнее миропомазание). Елей – очень глубокий, красивый символ. Он много значил для людей Ветхого Завета и древней Церкви, поскольку являлся важным элементом рациона питания. Мы до сих пор на всенощном бдении благословляем хлеб, вино и елей, как классические, незаменимые продукты эпохи ранней Церкви. Кроме того, елей – знак радости и источник света. Именно его наливают в лампады и светильники чтобы осветить дом. В древности его также использовали и в лечебных целях. Таким образом, множество библейских символов собрано в елее, который будет использоваться при крещении, хотя ни в одной схеме, которые мы видели в книге Деяний, о нем не упоминается.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Рейтинг изображения: 2 (106) , (4) . Описание: Св. Виктория Римская. Из древних латинских мартирологов/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. Мученицы Анатолия и Виктория Римские (лат. Anatolia, Victoria) пострадали около 250 г., в гонение Деция О них существует известное предание, согласно которому Анатолия и Виктория были сестрами и происходили из благородной семьи. Они предназначались в жены знатным римлянам-язычникам. Но Анатолия решила отказаться от брака; она убедила и Викторию посвятить свою жизнь Господу. [...] Файл 21708.jpg:   Размер: 396x500, 0.2 MPix, 64 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ]. Рейтинг изображения: 2 (104) , (7) . Описание: Св.Виктория (Альбитинская) Из древних латинских мартирологов/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. Мученичество св. Виктории Альбитинской относится примерно к 304 г. Она пострадала вместе с пресвитером Сатурнином в числе 46 мучеников из Альбитины (Северная Африка). Отвергнув уговоры судьи, св. Виктория дерзновенно исповедовала истину веры Христовой. Предание говорит, что св. Виктория была благородного происхождения; она отказалась от брака, к которому принуждали ее родител[...] Файл 21709.jpg:   Размер: 1179x1703, 2.01 MPix, 550 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ]. Рейтинг изображения: 4 (124) , (7) . Описание: Виктория Солунская (1/14 июня); В " Полном месяцеслове Востока " (М., 1875-1876; 2-е изд.: Владимир, 1901-1902. Т. 1-2; репринт - 1997) архиепископа Сергия (Спасского)/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. О св. мученице Виктории Солунской ничего не известно: не сохранилось сведений о их житии, времени и обстоятельствах их мученичества за веру Христову. Можно предположить, что они пострадали в периоды самых массовых и жестоких гонений на христиан в Римской империи - в правл[...] Файл 21710.jpg:   Размер: 409x482, 0.2 MPix, 382 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ]. Рейтинг изображения: 2 (94) , (5) . Описание: Св.Виктория (Альбитинская) Из древних латинских мартирологов/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. Мученичество св. Виктории Альбитинской относится примерно к 304 г. Она пострадала вместе с пресвитером Сатурнином в числе 46 мучеников из Альбитины (Северная Африка). Отвергнув уговоры судьи, св. Виктория дерзновенно исповедовала истину веры Христовой. Предание говорит, что св. Виктория была благородного происхождения; она отказалась от брака, к которому принуждали ее родител[...]

http://pravicon.com/icon-3256-photo

отца, не выдерживая строго образа его выражения. В таких случаях в скобах по возможности приводится самый текст подлинника. Слова, вставленные или в дополнение по ходу речи или для пояснения, заключаются в скобки (кроме тех случаев, когда приводится греческий текст). В заключение нужно добавить, что чем более переводчик читал преп. Максима, тем более и более убеждался в справедливости слов Комбефи (в Monitum in Quaest. ad Thal.) относительно творений св. отца: nec semel, sed et iterum saepiusque legenda, si quis ejus altos sensus assequi velit, ac viri ingenio delectari. С.Е. Максима, смиренного монаха, к Фалассию, преподобнейшему пресвитеру и игумену, о различных трудных местах божественного Писания —14— Преподобнейшему рабу Божию, господину Фалассию, пресвитеру и игумену, Максим, смиренный монах, (желает) здравствовать (χαρειν). От привязанности к плоти (τς σαρκς κατα τν σχσιν) 61 отрешив разумно 62 душу и от чувства —15— (τς ασθσεως) совершенно ум 63 отвлекши духом 64 плоть (τν μν) ты, Божий человек, сделал матерью —16— многочестной 65 добродетелей, чувство же явил вечнотекущим источником божественного ведения (γνσεως) 66 , сопряженье души с плотью употребляя только на устроение лучшего (τν χρειττνων) и чувством пользуясь, как орудием к постижению величественного устройства видимого бытия (τς τν ρωμνων μεγαλουργας). (И) плоть 67 (ты сделал) приемлющей практически 68 и проявляющей вовне (τος ξω) благообразие души в добродетели, видимо (πρς εδος) отпечатлевая (τυπομενοι) его во нравах, чтобы имели Соловьев В.С. Письма Владимира Соловьева к брату Михаилу 69 /Сообщил С.М. Соловьев//Богословский вестник 1916. Т. 1. 1. С. 3–35 (2-я пагин.). (Окончание.) —3— 24 . Спасибо, милый Миша, за многосодержательное письмо. Оплакал бедную старушку и при первом случае пошлю соболезновательную телеграмму Рачкому (ты напрасно называешь его стариком; он бодрый 55-летний молодой человек). Не знаю, как узнать, получила ли типография список адресов; печально тут то, что вместе с этим списком был и список опечаток.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел выражает это словами: Христос есть одесную Бога, и ходатайствует о нас (см.: Рим. 8:34 ); самое вознесение Начатка Павел представил в виде ходатайства, дающего примирение. Минь. Т. X. С. 712 Творения Т. X. С. 860 Spuria. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и на слова: Вси бо предстанем судищу Христову. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу (Рим. 14:10, 12) 1153. Помощь бедному О втором пришествии Господа. У тебя есть хлеб, или что-нибудь иное, чем утешается бедность? Дай бедному. Если у тебя нет, послужи ему словом, попечалься с ним, помолись за него, чтобы, если у тебя не нашел он покоя, нашел бы у другого. У кого нет что-либо дать, и он одаряет бедного хорошими словами, тот приобретает себе награду больше, чем кто дает. Минь. Т. X. С. 777 Творения Т. X. С. 947 Spuria. О том, что имеющий какую-нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере 1154. Злопамятство и пресвитер О пресвитере. Злопамятный пресвитер согрешает ежедневно; душа злопамятного пресвитера никогда не приносит Богу чистой молитвы, так как злоба в сердце его. Если ты не примиряешься со своим ближним, и не прекращаешь своей злобы, то не подходи к престолу; вспомни, что тебе повелел Господь (см.: Мф. 5:23–24 ). Минь. Т. X. С. 784 Творения Т. X. С. 956 Spuria. Против иудеев о медно змее. И на слова: И даровал ему имя, еже паче всякого имене (Флп. 2:9), а также: Понеже ни единым имяше большим клятися, клятся собою (Евр. 6:13) 1155. Пост: изнемогающий зелия да яст Против иудеев. Изнемогаяй зелия яст (ср.: Рим. 14:2 ). Многие думают, что эти слова сказаны относительно аскетов и относительно ядущих без разбора; но священный язык не сказал бы такой странности, чтобы назвать аскетов немощными, а ядущих все – верными; он говорит здесь о христианах из иудеев: они, когда видели себя обличенными, что еще не уверовали во Христа – наблюдают иудейскую пищу и воздерживаются от свиного мяса, то, из желания прикрыть свою слабость, притворялись; будто совсем не едят мяса, но овощи. Минь. Т. X. С. 802 Творения Т. X. С. 980, 979 6/ IV /1911 (14/ IV /1919) Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

С. 412, 413. Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 155. Епископ и сопресвитеры Афанасий Иоанну и Антиоху, возлюбленным чадам и сопресвитерам, желает о Господе радоваться. С. 414. Послание к пресвитеру Палладию 156. Повеление пресвитерам – быть послушными своему епископу Василию Великому, чтó он признает лучшим Доводишь до моего сведения ο кесарийских монахах, что они негодуют и противятся епископу, возлюбленному нашему Василию. Хвалю тебя за то, что даешь о сем знать, а им высказал я, чтó следовало, а именно, чтобы как чада послушны были отцу и не противоречили в том, чтó он признает лучшим. Если бы можно было подозревать его в рассуждении истины, то хорошо было бы идти против него. Α если твердо уверены, как и все мы уверены, что он – похвала Церкви, подвизается паче за истину и учит имеющих в том нужду: то надобно не противоборствовать таковому, а паче, одобрять благую его совесть... Василий, как твердо уверен я, немощным бывает немощен, да немощныя приобрящет (ср.: 1Кор 9:22 ). И возлюбленные нами, взирая на цель и смотрение его – соблюсти истину, да прославят Господа, давшего Каппадокии такового епископа, какого желает иметь и всякая страна. С. 415. Послание к монаху Амуну 157. Убийство на войне – законно Убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы; почему, отличившиеся во бранях удостоиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. С. 419. Отрывок из 39-го праздничного послания 158. Апокрифы – выдумка еретиков В Библии одни книги внесены в канон, a другие предлагаются для чтения; но нигде не упоминается ο книгах апокрифических: они суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древние, иметь случай к обольщению тем людей простодушных. С. 423. Послание к Руфиниану 159. Падших и защитников нечестия, при их раскаянии, прощать, но место в клире давать только уклонившимся по нужде и насилию На Соборах и везде рассуждено за благо – падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, кои не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою и насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им место в клире, тем более, что они представляли достойное вероятия оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без особого Божия смотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Такой порядок канонически возглавлял бы «епархиальное правление», которое представляет собой «постоянный совет пресвитеров», ускорил бы рассмотрение и решение дел, дал бы епископу возможность непосредственного ознакомления с деятельностью этого совета пресвитеров и их положительными и отрицательными сторонами, устранил бы возможность посторонних, побочных влияний на направление и исход дел и способствовал бы сокращению производства и переписки, обусловливаемой ныне существующим порядком в отношениях епископа к консистории. При описанном выше объединении епархиальных учреждений такого рода учреждения в епархии, как епархиальное Свято-Владимирское братство, епархиальный комитет Православного Миссионерского Общества, витебский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, общества вспомоществования ученикам и т. п., как имеющие характер временного, а не постоянного и обязательного в епархии учреждения, существование коих обусловливается иной раз количеством платных членов, пожелавших войти в их состав, а открытие и закрытие – зависит от воли этих членов, и как не имеющие по характеру своей деятельности значения духовно-административных учреждений для управления епархией, не должны сливаться и объединяться в один орган епархиального управления, продолжая функционировать на основании своих уставов или основных для них положений, из коих при этом должно быть выключено всё то, что может придать этим учреждениям характер учреждения, претендующего присвоить себе некоторую роль в управлении епархией. Указанный выше принцип объединения духовно-административных учреждений желательно, насколько возможно, применить и для учреждения Духовного Ведомства в каждом из уездов епархии, с передачей компетенции этих низших объединённых органов известного круга дел для окончательного решения. Вопрос об усовершении духовно-учебных школ в настоящее время едва ли может быть решён иначе как через превращение духовных училищ (с приготовительным классом) и первых трёх классов семинарии в гимназии Духовного Ведомства, а последних трёх классов – в богословские курсы или «пастырское училище».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курц Вильгельм Адольфович (1892–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Вене в семье горнорабочего. Член РКП(б) с 1919 г. В 1922–1924 гг. председатель Исполнительного комитета Областного Совета и председатель Совета народного хозяйства Трудовой коммуны немцев Поволжья. В 1924–1929 гг. председатель СНК АССР немцев Поволжья. В 1930–1931 гг. заместитель наркома просвещения РСФСР. В 1931– 1938 гг. председатель правления Всесоюзного акционерного общества «Интурист», член коллегии Комиссариата внешней торговли. В 1937 г. арестован по делу «о подпольной националистической фашистской организации» в АССР немцев Поволжья. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Лебедев-Полянский Павел Иванович (наст. фам. Лебедев, псевд. Валериан Полянский (1881/82–1948)) – советский партийный деятель, литературовед, критик. Родился во Владимирской губ. Участник революционного движения. Член РСДРП с 1902 г. В 1908–1917 гг. находился в эмиграции. В 1918–1920 гг. председатель Всероссийского совета Пролеткульта. В 1921–1930 гг. возглавлял Главлит. Один из создателей советской цензуры. Главный редактор Литературной энциклопедии. член главной редакции «Большой советской энциклопедии». Возглавлял Институт литературы АН СССР, академик АН СССР (1946). Умер в Москве. Лебсак Генрих Иванович ( L ö bsack) (1870–1938) – деятель церкви адвентистов седьмого дня. Родился в Саратовской губ. в семье лютеран. В 1890 г. принял крещение в адвентистской общине. В 1894 г. стал первым местным проповедником церкви АСД в России. В последующие годы работал на Кавказе, Поволжье, в Западной Сибири. После Октябрьской революции главный лидер российских адвентистов. С 1921 г. возглавлял Всероссийский унион (союз союзов) христиан адвентистов седьмого дня. В 1934 г. арестован, приговорен к пожизненному заключению. Погиб в 1938 г., точные обстоятельства смерти неизвестны. Левинданто Николай Александрович (1896–1966) – деятель баптистско-евангелистской церкви. Родился в Саратове. С 1921 г. секретарь Союза баптистов в Москве. неоднократно избирался членом коллегии и совета Союза. С 1931 г. старший пресвитер по Куйбышевской Ульяновской областям и Башкирской АССР. С 1945 г. старший пресвитер по Прибалтийским республикам. Один из инициаторов объединения евангельских христиан и баптистов в один союз. В течение нескольких лет был заместителем председателя ВСЕХБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134,–5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским переводом, – на правых – нечетных страницах, в соответственных местах. Рукопись несомненно представляет древнейшую редакцию жития: почти все оно состоит из Актов, из письма самого св. Максима и из письма ученика его Анастасия пресвитера и апокрисиария и совпадений, большею частью буквальных, с хронографией Феофана (см. ниже под Th).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   Четвертая драгоценность и, можно сказать, перл всей нашей духовной литературы первого периода есть Слово пресвитера Илариона, бывшего в селе Берестове, впоследствии митрополита Киевского. Мы уже несколько раз приводили краткие отрывки из этого превосходного Слова как свидетельства исторические. Теперь взглянем на него во всей его целости, чтобы составить о нем надлежащее понятие. Нельзя не удивляться зрелости ума, глубине чувства, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое Слово, написанное Иларионом еще в сане пресвитера. Оно состоит из трех частей, которые, по-видимому, разнородны между собою, но имеют тесную внутреннюю связь и составляют одно художественное целое. В первой части вития показывает превосходство закона евангельского, т. е. веры Христовой, пред законом Моисеевым и распространение ее между всеми народами, и в особенности в земле Русской; во второй – восхваляет равноапостольного Владимира, просветившего землю Русскую этою спасительною верою, столько превосходящею закон Моисеев; в третьей – обращается с молитвою к Богу от лица всей новопросвещенной земли Русской, так что первая часть служит самою твердою основою для второй, а вторая естественно приводит к третьей и заключается ею. Все эти три части означены в самом заглавии Слова: “О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка русскаго; и похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом; и молитва к Богу от веса земля наша”.    “Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, – так начинается первая часть Слова, – яко посети и сотвори избавление людем своим. (Лк. 1. 68), не презрел твари Своей до конца и не попустил ей быть одержимою мраком идолопоклонства и бесовским служением, но оправдал сперва племя Авраамово чрез скрижали и закон, а после чрез Сына Своего спас все народы Евангелием и крещением, вводя их в обновление пакибытия, в жизнь вечную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IV вселенского собора, на пресвитерскую степень есть святотатство. Если же какая-нибудь справедливая вина отстраняет от епископского действования, то они (т. е. епископы) не должны занимать и пресвитерского места» 559 .... Ничего нельзя сказать с православной точки зрения и против существующего в американско – епископальной церкви судопроизводства над духовными лицами. Как мы уже видели, по существующим в указанной церкви законоположениям, вершение судебных дел над высшими клириками – епископами принадлежит целому собору епископов. Тоже было в древне-вселенской церкви; тоже существует и в церкви православно-восточной. Что же касается суда над низшими клириками – пресвитерами и диаконами, то, по законоположениям рассматриваемой нами церкви, суд над ними в епархии принадлежит епископу вкупе с несколькими пресвитерами. И подобного рода практика вполне подтверждается практикой, существовавшей в древней церкви. По правилам древне-вселенской церкви (Ап. прав. 32; 1 Всел. 5 и др.) высшая судебная власть в епархии принадлежала епископу; он однако же являлся судьей не единоличным, так как в своей судебной деятельности обязывался руководствоваться советом своего пресвитерия, в который входили с правом голоса пресвитеры и диаконы (Ап. пост. кн. 2, гл. 48). В случае недовольства подобного рода судом, обвиняемый, по древним правилам, мог апеллировать к областному или митрополичьему собору (Халкид. пр. 9; Сард. 14; Апост. 74; 1 вселенск. 5; 2-е вселенск. б и др.). Тот же порядок судопроизводства над низшими клириками, как известно, наблюдается и в православно-восточной церкви. – Самый состав преступлений, наказуемых в американско – епископальной церкви в духовных лицах, хотя не может быть считаем точным воспроизведением преступлений, подлежащих осуждению в древней церкви, но во всяком случае какого-либо принципиального противоречия между американско-епископальной и православно-восточною церквами в данном случае нельзя находить 560 . – Гораздо более противоречий между американско – епископальной и православно-восточной церквами по-видимому наблюдается при обсуждении дисциплинарно-юридических мер, предпринимаемых по отношению к мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010