Разобрав все творения знаменитого пресвитера карфагенского, находим в них красноречие увлекательное, сильное и выразительное, а также обширную и основательную ученость. Слог его не риторский, но выражает гениальную личность, которая для изложения мыслей своих находила, что выражения народные не довольно точны, у него не встречаем ни одного излишнего слова, и для нас, столь отдаленных от него по времени, речь его может показаться иногда темной по самой выразительности оборотов и бережливости на слова, излагающие мысль. Можно даже сказать, что каждое слово, употребленное этим великим человеком, выражает несколько мыслей и что язык был недостаточен для выражения всего, что он желал сказать. Тертуллиан достойным образом начинает ряд отцов Церкви латинской. Из сделанного разбора его творений видно, сколько можно найти у него пособий для защиты вероучений православных и для истории сокровенной жизни Церкви первоначальной. При конце жизни своей Тертуллиан защищал Монтана и пророчиц его, утверждая, что они не еретики, потому что не отрицают догматов Церкви. Действительно, кроме своих лжепророческих вымыслов, Монтанисты были православными относительно догматов; но преувеличенная строгость довела их до ложной нравственности, столь же противной нравственности по учению Церкви, сколько системы еретические противны вероучению догматическому. В разборе нашем указаны были главные заблуждения Тертуллиана , а бл. Иероним указывает важное обстоятельство, служащее объяснением этих заблуждений, и говорит, как было сказано выше, что духовенство римское в особенности своей завистью вовлекло этого великого человека к преувеличению. Тертуллиан жил в Риме при епископстве Зефирина и Каллиста, а св. Ипполит сообщает, каково было духовенство римское при этих недостойных епископах. Вероятно, что Тертуллиан, при своей ревности к добродетели, восставал против пороков духовенства, а оно защищалось всеми способами, приличными таким людям. Тертуллиан был неуступчив и безнравственное противоборство духовенства римского увлекло его самого до преувеличения самой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Необходимость высшего образования для священников признавалась первоочередной задачею реформы духовной школы, а отсутствие должного образовательного уровня – «самою существенною причиною теперешнего печального положения» приходского духовенства, ибо «люди, прошедшие только среднюю школу, в большинстве случаев на всю жизнь остаются только умственными недорослями» 2429 . Таковы были мысли и настроения, довольно распространенные преимущественно среди молодых представителей духовно-академической корпорации. 10 марта 1916 г. Глубоковский назначается представителем от Ведомства Православного исповедания в Комиссию Государственной думы по делам Православной Церкви для участия в обсуждении законопроекта о православном приходе, внесенного духовным ведомством 2431 . Помимо него, от духовного ведомства в Комиссии участвовали товарищ обер-прокурора Н. Ч. Зайончковский , директор Канцелярии В. И. Яцкевич, профессора М. А. Остроумов и А. И. Алмазов . Заседания проходили 10, 12, 14, 16, 17, 21 и 23 марта. Как писал Глубоковский, председательствовал «совершенно дикий человек Владимир Николаевич Львов», и потому сами заседания «всегда были бурные и беспорядочные, причем председатель часто неистовствовал и однажды, крайне разъярившись, просто перескочил через стол и убежал...» 2432 . Под впечатлением одного из таких совещаний (14 марта в Канцелярии обер-прокурора) Глубоковский писал В. В. Розанову : «...Погибаю там совершенно – духом и телом» 2433 . Приведем описание этих заседаний, сделанное Глубоковским тогда же. «Наша группа всегда была в меньшинстве и ограничивалась бесплодными протестами, справками и разъяснениями. Постоянно все отвлекались в сторону от своего предмета; напр., либеральничавший профессор Н. Ф. Каптерев († 1917, XII, 31) много разглагольствовал о женском пресвитерстве, вызывая курьезные рассуждения. Была масса недоразумений и среди участников совещания из духовенства, членов Г[осударственной] Думы. (...) Итак, чуть не все желали и искали, а не было ни знающих, ни благожелающих...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

IV. Постановления апостольские В продолжение повествований наших мы старались указать на то, что писатели первых трех столетий сообщали о литургии и о благочинии церковном. Небесполезно, однако, представить тому более полное изображение; без колебаний воспользуемся для того Постановлениями апостольскими, потому что, несомненно, книга эта была известна в четвертом столетии и считалась уже тогда древней. 765 Правда, вообще допускается, что она не дошла до четвертого столетия, не претерпев некоторых изменений. Но как изменения эти относятся только до подробностей, то они не могли изменить самой книги до того, чтобы не дозволительно было ею пользоваться и извлекать из неё общих указаний. Она доставляет драгоценнейшие сведения об иерархии церковной. Эта иерархия учреждена была во времена апостольские по божественному учению, как мы то доказали, кажется, неоспоримым образом. Общие указания иерархии церковной После сведений, заимствованных нами из писателей трех первых столетий, небесполезно добавить еще сведения из самых Постановлений апостольских, подтверждающие их во всем. Епископа следовало избирать всему народу. 766 По избрании его, народ, сонм пресвитеров и епископы собирались в церкви в следующий воскресный день. Главный из епископов делал дознание об избрании и достоинствах избранного, после чего он рукополагался тремя епископами или, по крайней мере, двумя. 767 Рукоположение, сделанное одним только епископом, считалось незаконным. Рукополагающий спрашивал три раза: достоин ли избранный? После утвердительного ответа три епископа, долженствовавшие совершить рукоположение, приближались к престолу, прочие же епископы и пресвитеры молились тихо; диаконы держали божественное Евангелие над главой рукополагаемого, а старший из рукополагавших епископов произносил вслух молитву, в которой, после воспоминания о божественном установлении древнего священства и апостольства, он продолжал так: «Ныне по ходатайству Христа Твоего и через посредство наше, сообщи дар Державного Духа Твоего, сообщаемого Сыном Твоим Иисусом Христом, и по воле Твоей дарованного святым апостолам, предопределенным для сего от вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

К кафолической и апостольской Церкви притекаю, с верою вхожу, с верою молюсь, с верою исхожу. Так верую и не постыжусь; и пред язычниками исповедую, и за исповедование и душу положу. Слава же Богу, благодеющему мне выше моих сил, за всё! Молитесь обо мне, честные учители и владыки земли Русской! Аминь! СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА Я, милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением его, посвящен и настолован богочестными епископами в великом и богохранимом граде Киеве, да быть мне в нем митрополитом, пастырем и учителем. Было же сие в лето 6559 (1051), в княжение благоверного князя Ярослава, сына Владимирова. Аминь. О ЗАКОН, МОИСОМЪ ДАНМЪ, И О БЛАГОДТИ И ИСТИН, ИСУСОМЪ ХРИСТОМЪ БЫВШИИ 1 И КАКО ЗАКОНЪ ОТИДЕ, БЛАГОДТЬ ЖЕ И ИСТИНА ВСЮ ЗЕМЛЮ ИСПОЛНИ, И ВРА ВЪ ВСЯ ЯЗЫКЫ ПРОСТРЕСЯ И ДО НАШЕГО ЯЗЫКА РУСКАГО, И ПОХВАЛА КАГАНУ 2 НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ, ОТ НЕГОЖЕ КРЕЩЕНИ БЫХОМЪ, И МОЛИТВА КЪ БОГУ ОТ ВСЕА ЗЕМЛЯ НАШЕА Господи, благослови, отче. 3 «Благословленъ Господь Богъ Израилевъ», Богъ христианескъ, «яко пости и сътвори избавление людемь своимъ», 4 яко не презр до конца твари своеа идольскыимъ мракомъ одержим быти и бсовьскыимъ служеваниемь гыбнути. Нъ оправд прежде племя Авраамле 5 скрижальми 6 и закономъ, послжде же сыномъ своимъ вся языкы спасе Евангелиемь и крещениемь, въводя á въ обновление пакыбытиа, въ жизнь вчьную. Да хвалимъ его убо и прославляемь хвалимааго от ангелъ беспрстани, и поклонимся ему, емуже покланяются херувими и серафими, яко, призря, призр на люди своа 7 и не солъ, ни встникъ, нъ Самъ спасе ны, 8 не привидниемь пришедъ на землю, но истинно, пострадавъ за ны плотию и до гроба и съ собою въскрсив ны. Къ живущиимъ бо на земли человкомъ въ плоть одвься приде, къ сущиимъ же въ ад распятиемь и въ гроб полежаниемь съниде, 9 да обои, и живии и мертвии познають посщение свое 10 и Божие прихождение и рзумють, яко тъ есть живыимъ и мертвыимъ крпокъ и силенъ Богъ. 11 Кто бо великъ, яко Богъ нашь. Тъ единъ творяи чюдеса, 12 положи законъ на проуготование истин и благодти, да въ немь обыкнеть человчьско естьство, от многобожества идольскааго укланяяся, въ единого Бога вровати, да яко съсудъ скверненъ человчьство, помовенъ водою, закономъ и обрзаниемь, прииметь млко благодти и крещениа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во главе её стоит пресвитер, как обладающий апостольскою властью – проповедовать евангелие, приносить св. жертву, раздавать благодатные средства и вообще заботиться о спасении душ верующих, порученных ему (§ 35). Рядом со священником в управления общиною участвуют также и миряне, которые составляют из себя два приходские органа управления: приходской совет (Kirchenvorstand) и общее собрание. Как и в древней церкви, оба эти учреждения заведывают однако же одним лишь внешним течением церковной жизни: первый напр. (т. е. приходской совет), состоящий из священника и выборных от прихожан, избираемых на общем собрании на три года (§§ 38, 39) в количестве не менее шести и не более восемнадцати лиц (§ 37), рассматривает и решает большинством голосов (§ 43) следующие предметы, касающиеся чисто внешнего устройства церкви: составление приходо-расходной росписи, управление приходским имуществом, назначение церковных должностных лиц, наблюдение за порядком при богослужении, попечение о бедных, созвание общего приходского собрания и руководство в его заседаниях, и наконец приходской же совет ведет корреспонденцию с другими приходами, с епископом по предметам, не касающимся попечения о спасении душ, и со светскими властями (§ 44). Точно также «общее собрание», состоящее из всех жителей прихода, обладающих гражданскими правами (§ 45), и созываемое по крайней мере один раз в год (§ 46), в своем ведении имеет следующие опять чисто внешнего свойства церковные дела: избрание членов приходского совета и приходских депутатов в синод, одобрение приходского бюджета и определение содержания настоятелю и его помощнику, утверждение суммы податей, необходимых для удовлетворения потребностей общины и наконец, как и в древней церкви, общее собрание может избирать приходского настоятеля и его помощника (§ 48). При этом избрании от настоятелей церквей и их помощников требуются особые качества, удовлетворяющие требованиям общих церковных законов касательно их сана и предписаниям гражданским. К последним относятся постановления прусского правительства от 11 мая 1873 года (§§ 51, 52), а к первым – успешное испытание в прохождении трехгодичного академического курса, каковое испытание, под председательством епископа, производит особая комиссия, в которую входят трое богословов и один канонист, из числа избранных синодом экзаменаторов (§ 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Относительно брака старокатолические катехизисы учат, что он есть «таинство, чрез которое брачующиеся для ведения христиански-брачного состояния на время жизни соединяются и для этого от Бога получают необходимую благодать». 410 Таинство это, по старокатолическому учению, «установлено Самим Богом, создавшим мужа и жену, дабы они, во исполнение своего обоюдного жизненного призвания, соединились в любви и с присущими каждому качествами и особенностями улучшали друг друга и оба достигали полного человеческого назначения». 411 В силу такого учения о таинстве брака, в старокатолических катехизисах от церковного брака отличается так называемый «гражданский брак», который, как «представляющей из себя лишь самую первоначальную, нерелигиозную часть брачного сожития, за коей непосредственно должна следовать другая – религиозная часть, по старокатолическому учению, никоим образом не может заменять брака церковного». 412 Обращает при этом на себя внимание взгляд старокатоликов на отношение брачного состояния к духовному сану. На вопрос «соединимо ли брачное состояние с достоинством священника?» в одном из старокатолических катехизисов дается такой ответ: «так как все, что по воле и божественному плану принадлежит к достоинству человека, возвышает также звание священника и так как с другой стороны в браке, где все прекрасно и чисто, свято и богоугодно, выражается (zur Erscheinung kommt) все достоинство человека, то он (т. е. брак), как выполнение божественного плана, приличен как вообще каждому человеку, так в частности и священнику». Отсюда брачное состояние, по взгляду того же катехизиса, также «мало ослабляет нравственное достоинство и звание духовного лица, сколько мало ослабляет оно звание судии, врача» и проч. 413 И это учение старокатоликов о таинствах елеосвящения и брака должно быть признано с православной точки зрения учением правильным, как имеющее для себя основание в учении отцов и учителей древне-вселенской церкви. Так напр. касательно божественного установления и действительности первого из вышеуказанных таинств хотя и не совсем ясные указания находим у Оригена , Златоуста, Кирилла Александрийского и вполне ясные у писателя V века Цезария, говорящего о помазании тела больному, чтобы на нем исполнились слова Писания: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные»...., и у Иннокентия I, папы римского, который запрещает «проходящим церковное покаяние сообщать св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

«Que doit, спрашивается в нем, faire le pénitent après avoir reçu l’absolution? – Le pénitent, après avoir reçu l’absolution, doit satisfaire à Dieu par des oeuvres de pénitence, notamment par celles que le prêtre a pu lui imposer; et s’il a causé du tort à son prochain, il doit le réparer autant que possible». Catéchisme catholique. 1876. Berne, p. 80. 394 Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S. 85. Frage 107. Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 77. Katholischer Katechismus. Bonn. 1880. S. 59. Frage 269. Сравн. Православно-догмат. богословие преосв. Макария. Спб. 1852 г. т. IV, стр. 247–255. 400 Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S. 89. Frage 134. Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 82. Kathol. Katechismus. Bonn. 1880. S. 61. Frage 275. Сравн. Простр. христ. катех. стр. 59. 402 «Le rite essentiel du sacrement de l’Ordre consiste dans l’imposition des mains et dans la prière qui l’accompagne.» «Les évêques seulement peuvent conférer le sacrement de l’Ordre». Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 83. – «Von wem wird das Sakrament der Priesterweihe gespendet? Von den Bischöfen als den Nachfolgern der Apostel, unter Mitwirkung anderer Priester der Kirche». Christkatholischer Katechismus. 1889. Bern. S. 90. Frage 138. – «Das heilige Sakrament der Priesterweihe spendet allein der Bischof». Katholischer Katechismus. Bonn. 1880. S. 61. 403 Altkatholischer Katechismus von Watterich. Aarau. 1876. S. 63–64. Сравн. Правосл. испов. ч. I, отв. на вопр. 109. 404 Christkatholischer Katechismus. 1889. S. 91. Frage 147: «Wie oft kann Jemand eine dieser (т. e. на степень дьяконскую, пресвитерскую и епископскую) Weihen empfangen? – Nur einmal, weil man dieselbe nicht mehr verlieren kann». Тоже и в других катехизисах. 406 «Warum glauben wir, dass auch die Krankenölung ein von Christus angeordnetes Sakrament sei? Weil der Apostel Jakobus mit deutlichen Worten von diesem Sakramente spricht». Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S. 88. Frage 127. 407 Во Французском катехизисе это таинство определяется так: «L’ Extrême-Onction, с est le sacrement qui est conféré aux malades, afin que Dieu les secoure et leur remette les péchés dont ils peuvent être coupables».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Читая их гневные речи против пороков духовенства, можно подумать, что в высших кругах Церкви собирались отбросы общества. Даже если учесть, что многое говорилось в обличительном или нравоучительном запале, со свойственными в то время риторическими преувеличениями, картина все равно получалась удручающая. Григорий Богослов , например, писал, что священство – это открытая дверь, куда входит кто попало: пьяницы, бродяги, обманщики, льстецы, ожиревшие чревоугодники. «Лев, ехидна, змея более великодушны и кротки по сравнению с дурными епископами, исполненными гордости и не имеющими и искры любви». Он обвинял их в чванстве и обжорстве, описывая, как после обильной трапезы, «едва переводя дух от пресыщения», они влекут свое «больное чрево» на следующий пир. Златоуст был такого низкого мнения о духовенстве, что советовал благотворителям не раздавать деньги через клириков: «Это все равно что вливать свою собственность в море». Примеров воровства и мошенничества среди церковных чинов было сколько угодно. Про Антонина Эфесского писали, что он разворовывал мрамор из крещален и украшал ими свою баню, а церковные сосуды переплавлял в серебро и дарил сыну. Епископа Пелузийского обвиняли в том, что тот раздает церковные должности своей родне, присваивает себе имущество Церкви, «предается похоти, гневу, недозволенной любви». Его пресвитеры составляли веселую компанию, проводившую время в пьянстве и непотребных развлечениях, включая мужеложство. Их предводитель Зосима за взятки отпускал тяжкие грехи, а его товарищ спекулировал хлебом, перепродавая его втридорога во время голода. Чтобы скрыть личное обогащение, некоторые епископы прибегали к приему, который хорошо знаком и в наше время: они записывали церковные деньги и имущество на имя своих родственников. Ничуть не лучше обстояло дело и на Западе. Иероним Стридонский с возмущением писал, что священнослужители одержимы жаждой наживы: «Иные из духовных понемногу подают бедным, чтобы получить больше, и под предлогом благотворительности наживают богатства».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздыхайте об участи нашей, об Единородном богохульствуют и некому отомстить, Духа Святого отрицают, а те, которые могли бы защищать Его, обратились в бегство. Нападают на божественную Троицу в Лице Сына и Духа Святого. Кто даст очам моим источник слезный оплакивать столько нечестий! Слух простодушных соблазняется и приучается выслушивать нечестия еретические; чад Церкви питают учениями нечестивыми. Что будет с ними? Крещения, благословения странствующих, утешение скорбящих, всякого рода пособия, все это связи, соединяющие их с еретиками, так что вскоре, если даже и будем пользоваться некоторой свободой, невозможно будет возвратить народ к истине». «Еще лучше поймете вы бедствия наши, узнав, что я даже не могу отправиться в путь, чтобы сообщить все это вам, потому что в горестных обстоятельствах, в каких находимся, невозможно даже на короткое время оставить паствы своей, не подвергая ее опасностям». Епископы Запада отвечали Василию. Послание их было доставлено двумя пресвитерами. Они обещали стараться об утишении гонений, который претерпевал Восток. Послание это известно только по благодарности Василия выраженной к пославшим его. 899 Василий в ответе своем предупреждает западных против Евстафия Севастийского, которого они приняли в общение с прочими депутатами собора Лампсакского, против Аполлинария, противоарианское рвение которого могло ввести в заблуждение в странах отдаленных; против Павлина Антиохийского, принимавшего к беспрепятственному общению последователей Маркела Анкирского. Василий считал Маркела настоящим еретиком. Относительно Павлина говорил Василий западным тем откровеннее, что Они считали его законным епископом. Они до того мало знали о Мелетие Антиохийском , что считали его арианином, равно как и уважаемого Евсевия Самосатского, достойного друга Василия. Очень вероятно, что письмо Василия не понравилось западным, особенно за сказанное им против Маркела Анкирского и Павлина. Достоверно только, что Запад почти ровно ничего не сделал для улучшения положения православных на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Год спустя Сапор обнародовал эдикт, объявляющий гонение на христиан по всему царству. В силу этого эдикта, всех признавших себя христианами следовало предавать смерти. Маги и евреи стали отыскивать скрывающихся и сделались на них доносчиками. Великое множество христиан положили живот свой за веру; даже царский дворец окровавился и любимый евнух его, Азат, был предан казни; но смерть эта для самого царя была столь чувствительна, что он повелел на будущее время наказывать смертью только учителей веры христианской. Прежде еще, в истории, встречали евреев во главе самых яростных гонителей христиан. Повсюду, где только находили поддержку, они превращались в доносчиков и в палачей своих противников. Это важный факт, который серьезная история должна непременно принять во внимание, потому что он послужит объяснением последующих событий. Вскоре заболела жена Сапора, а евреи были столь низки и жестоки, что стали обвинять многих христианок, будто бы они произвели эту болезнь своими волшебствами. Среди обвиняемых находилась девица Тарбула, сестра епископа Симеона; служанка Тарбулы также девственница и сестра её, бывшая прежде замужем, но по смерти мужа своего хранившая церковное безбрачие. Евреи утверждали, что, в отмщение за смерть Симеона, они околдовали царицу. Царица была еврейкой и поверила, что учители её веры говорят правду. Вследствие того маги привлекли святых жен к суду; их привязали за голову и за ноги к двум столбам и перепилили на-двое. Для избавления от чар, под влиянием которых будто бы страдала, царица должна была пройти между распиленными трупами. Перед казнью один из магов, обольщенный красотой Тарбулы, предложил ей отдаться ему, обещая избавить ее с подругами от смерти. Благочестивая дева, с негодованием отвергла его предложение, предпочитая смерть за веру и девство. Так как Сапор повелел преследовать только пастырей христианских, то маги стали отыскивать по всей стране епископов и пресвитеров, но особенно в провинции Адиабене, населенной христианами и смежной с империей Римской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010