6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Рв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких 858, л. 271 об. и 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242). 631 В подлиннике чтительство, чт издатели Русс. Достопам. прочитали честительство; в Рб: святительство. 658 Это взято почти слово в слово из толкования на 2-е правило хадкидонского собора. В той же синодальной Кормчей это толкование читается так: «аще который епископ поставит кого на мзде, или епископа, или пресвитера или дьякона, или иного кого вочтеного в причт и до церковного ключаря, сам убо поставленный от него чужд да будет своего сана. И еще исходатайствующий от таковых поставленных, аще суть причетници, отпадут своего сана; аше ли мирские человеки или мнихи, да будут прокляты» (л. 119 об. 120). 667 В подлиннике и других списках, кроме Чуд., себе – неправильно. Слова, начиная от «яко невозможно Богу работать и мамоне» до «с Иудою сравняются» взяты из послания патриарха Тарасия к папе Адриану (см. в Чудовской Кормчей, л. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Что касается донского толка, то о нем должно сказать следующее. Прежде весьма многочисленный, распространенный почти всюду наряду с староуклеинским толком, в настоящее время он почти прекратил свое существование с прежним характером, как молоканский толк. Почти всюду толк этот подпал под сильнейшее влияние штундизма и переродился в новый по своему учению, богослужебному культу и внутренней организации толк, известный в одних местах под именем «ново-молоканства» (в Таврической губ. и на Кавказе), в других под именем «штундо-евангелизма» (в Самарской губ.), толка «евангеликов» (в Астраханской губ.) или «евангелических христиан». Сами себя эти сектанты называют «христианами евангельского вероисповедания», иногда также «пресвитерианами». Об этой новой фракции сектантства, являющейся по характеру своего вероучения, богослужебного культа и по своей организации штундо-молоканством, нами будет представлен особый доклад. Теперь же, говоря о молоканской секте, мы можем сообщить, что в Таврической губ. (именно в селе Ново-Васильевке) остался еще и в чистом виде молоканский донской толк, но только уже весьма немногочисленный. К нему принадлежит в настоящее время до 400 д. Остальные же сектанты, прежде принадлежавшие к этому толку в селениях Ново-Васильевке и Астраханке, числом до 2500 д., подпали под влияние проповедников штундобаптизма и штундопашковщины и составил и особую секту новомолокан (штундомолокан). То же случилось и во Владимирской губ. В отчете о состоянии сектантства во Владимирской епархии читаем: «община молокан донского толка, несколько лет тому назад превышавшая количеством своих последователей общину молокан уклеинцев, в настоящее время, благодаря развитию на ее почве (с 80-х годов истекшего столетия) штундобаптизма, состоит лишь из 200 человек. Нужно думать, что недалеко то время, когда от общины молокан донского толка останется одно лишь воспоминание». Молокане донского толка и в настоящее время признают пять таинств: крещение, покаяние, или исповедь, причащение, или преломление хлеба, брак и елеосвящение – с значением именно таинств, а не простых обрядов (Исповедание веры молокан донского толка 2 ), ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Попытки ересей в Русской церкви. Отношения Русской церкви к латинству и латинская пропаганда между Русскими и на русской территории. Степень терпимости Русских к другим неправославным и к иноверцам. В продолжение периода до-монгольского в Русской церкви вовсе не являлось еретических сект, так что в это первое время водворения у нас христианства, она была совершенно свободна от тех волнений и смут, которые обыкновенно производят своим появлением и существованием секты. Всё дело в этом отношении ограничилось у нас весьма немногими и не имевшими никакого успеха попытками. По свидетельству Никоновской летописи, в период до-монгольский у нас являлось два еретика,– один спустя весьма непродолжительное время после крещения, при самом св. Владимире и при первом митрополите Леоне, в 1004г.; другой спустя столетие с двадцатилетием после первого, при Владимире Мономахе и при митрополите Никите, в 1123г. О первом еретике летопись пишет под 1004г.: «Того же лета митрополит Леонт посади в темницу инока Андреяна скопца; укоряше бо сей церковные законы и епископы и пресвитеры и иноки; и по мале исправися и прииде в покаяние и в познание истины, якоже и многим дивитися кротости его и смирению и умилению». О втором еретике летопись пишет под 1123г.: «Того же лета пресвященный Никита митрополит Киевский и всея Руси в своём граде в Синелице затвори в темнице злого еретика Дмитра». Приведённые краткие известия не отвечают на вопрос: кто были еретики,– природные Русские и проповедники новых, им самим принадлежавших, ересей, или же люди пришлые и пропагандисты ересей, существовавших в других странах. О первом из них необходимо думать последнее; о втором вероятнее думать то же, но возможно, что он был и природный Русский. Ереси являются двояким путём – теоретическим и практическим. Первое бывает так, что богословствующая мысль совращается с правого пути, второе – так, что мнимые или действительные злоупотребления в церкви и крайности направлений в обществе вызывают против себя протест, который не удерживается в должных пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

683 Правило приведено по сокращению Аристина, как оно изложено и в софийской Кормчей, именно: «Должно есть хотящим ся поставить, да уведят ставление священники, единако да смыслять, тогда епископ испытает, пришедшим послухом о нем, да поставлен будет. Поставление же в тайне да не бывает " (л. 358). 686 Подлинный смысл правила иной; но в славянском переводе оно начинается словами: «Никомуже священнику быть незнаемому». 776 В софийской и рязан. Кормчей текст правила короче: «пресвитеры в алтарь преже епископа да не внидут» (соф. л. 110). 777 И здесь во всех списках, кроме Рб, ошибочно показано правило .кг. (первого вселенского собора); сравни далее гл. 6. 798 Поставленное в скобках есть, очевидно, позднейшая схолия, попавшая в текст не на свое место. Слов «того же сбора» нет в Рб. Правильное чтение должно быть такое: «пакы же сбора иже в Лаодикии правило 15: не освящену ни пети, ни чисти на анбоне, или и пр.», как в тексте. Приводится собственно не правило (15-е) названного собора, а толкование на оное. 812 входяще Ч. Далее в РДРв прибавлено: держа закон Богом дан. В Рб правило оканчивается так: да не досаждают пречистому месту; прочие (чит. прочее) аще кто явится без чину входя до самых святитель, да извергутся, а мирские да отлучатся. 813 Следующих двух правил нет в старших списках (софийском и чудовском); но они находятся в очень многих бумажных Кормчих, например, в соловецкой 1493 года (л. 275), в чудовской 1499 г. 167, в берсеневской Публичной Библиотеке XV века (л. 172) и др. Текст – по первому списку. 814 В известных нам рукописных Кормчих статья эта стоит отдельно от постановлений владимирского собора. Но по своему содержанию, языку и форме, особенно по заключительным словам: «отселе не буди тако; аще ли, то проклинать повелеваем», она столь же тесно примыкает к определениям названного собора, как и два предыдущее привила. Старший список ее находится в той же софийской Кормчей (л. 462 об.); текст – по чудовскому пергаменному списку, как более исправному (л. 259).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Светлана Тен 6 марта 2018, 20:50 Во время Великого поста, по-моему, не стоит выкладывать подобного рода статьи. Тем более, насколько я поняла, оценка служения о. Владимира высшими инстанциями пока не вынесена. Зачем сеять сомнения в умы и сердца людей. Нехорошо все это. Прости нас всех, Господи! 6 марта 2018, 20:44 Сегодня имел беседу со знакомой пожилой женщиной. Накануне они с дочерью, что на 9-м месяце беременности, попали в стрессовую ситуацию по причине невозможности начать вовремя " молитву по соглашению " . Дело в том, что дочь вынуждена днями заниматься возникшими на возглавляемом ею предприятии проблемами, а мать серьезно болеет. Но, вступив в бОлгарскую дистанционную кагорту " молитвенников " , они вынуждены были связать свой ежедневный цикл обязанностью начинать сей ритуал по строгому распорядку. Молиться, собственно, друг о друге, но... заплатив при этом 500 рублей. Интересная получается " соборная молитва " . Чтобы получить право сесть в круг и молиться вкруговую надо заплатить. Кому? Посреднику? mila toll 6 марта 2018, 20:16 я однажды только послушала прт В Головина в ютуб и поняла что его речь не для моих ушей тк много не правильно тк он сказал что ни в коем случае нельзя молиться даже если вас просят о незнакомых или пьницах и живых и уже ушедших и я ни разу более не слушала его и воовще надо больше читать нам из наших новомучеников а еще лучше святых прподобных отцев. их пламя да освятит нас светом Господа нашего. Аминь Валентина 6 марта 2018, 19:49 Полностью оддерживаю позицию Галины Н. и не поддерживаю страхи Иоанны Алексей 6 марта 2018, 18:47 На Лидия 6 марта 2018, 16:04. В самом деле, а почему нет никакой реакции священноначалия? Зачем держать людей в смущении? Сказали бы хоть: - " Знаем, видим, ситуация под контролем... Есть сложности... Разберемся — опубликуем... Надеемся, что к такому-то числу какая-то ясность появится " . Хоть так как-то... Нет? Катя 6 марта 2018, 18:43 Думаю, сейчас больше вопросов следует обратить уже не к прот.В.Головину, а к его руководству. В своих проповедях он утверждал, что на молитвы по соглашению, а также на усиление этих молитв его благословляли правящие архиреи данной епархии. Во-первых, так ли это? Если да, то вопрос о компетенции напрашиваются автоматически. Второе- было ли согласование с архиреями тех епархий и миссий РПЦ, где проводилось " усиление молитв " . Их немного: Московская (Матрона Московская), Нижегородская (Дивеево), Кавказ, Израиль, Италия.Их молчание свидетельствует скорее о том, что все происходит именно так, как говорит пресвитер, а не А.Л. Дворкин. Может, следует им соответствующие запросы отправить? Это важно.

http://pravoslavie.ru/111257.html

В одной статье Святославова Изборника (1076 г.) важность чтения объясняется такими сравнениями: «узда коню правитель есть и воздержание, праведнику же книги; не может корабль составиться без гвоздей, и праведник без почитания книжного, красота воину оружие, а праведнику почитание книжное 33 ». Ссылаемся в особенности на замечательное в этом отношении свидетельство современника, пресвитера Илариона. В своём слове «О законе и благодати», написанном в исходе первой половины XI века, он говорит: «Излагать в сем писаний проповедь пророков о Христе и учение Апостолов о будущем веке было бы излишне и клонилось бы к тщеславию: ибо что писано в других книгах и вам уже известно 34 , о том предлагать здесь было бы признаком дерзости и славолюбия». «Мы пишем, – продолжает он, – не для не знающих, а для насыщающихся с избытком книжною мудростью 35 ». И это сказано спустя лишь полстолетия после введения христианства у нас, то есть, о первом же поколении людей, учившихся в школах Владимира и Ярослава. Конечно, прежде всего пастыри и учители церковные должны были отличаться этою «мудростью», почерпнутою из Св. Писания и святоотеческих творений, – именно из этих, а не из иных источников, как это мы видим из дошедших до нас богословских сочинений наших предков XI и XII веков. Они не были и не могли быть навеяны влиянием учителей греков: бывшие у нас в то время первосвятители греки составляли писания преимущественно полемические (против латинян) и канонические, необходимые для устроения юной Русской церкви 36 . Нет, это были сочинения вполне оригинальные, почерпнутые непосредственно из Слова Божия и творений отцов церкви. Читая эти драгоценные остатки нашей духовной литературы домонгольской эпохи, невольно поражаешься глубиною разумения Слова Божия авторами их, а также теплотою, задушевностью их речи, их сердечным смирением и вместе радостным воодушевлением. «Мы веруем, потому и говорим», могли они сказать о себе с апостолом ( 2Кор. 4. 13 ). Замечательный пример тому представляет вышеназванный нами пресвитер Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

церковное предание выдавалось за изобретение автора старого времени, где житие и поэтическая сказка не различались» (Ник., с. 8). «Современные авторитеты в этой области» задачи своего историко-литературного изучения заканчивают там, где следовало бы только начинать работу»; – ведь там и ключ для объяснения многих загадок современности... отдаленные корни тех религиозных исканий, которые так волнуют сектантов, которые привели интеллигенцию на дух отрицаний и благодаря которым всемирная литература внесла на свои страницы имена Достоевского и Толстого» (Ник., с. 19). А меж тем эти летописи, жития и, особенно, 2 знаменитых слова современника князя Владимира пресвитера Илариона («О законе и благодати» и «Исповедание веры») раскрывают перед нами с поразительной яркостью характер и сущность тогдашнего понимания христианства (резко отличные от времен воцарения аскетизма и современного). «При Владимире и при сыне его Ярославе русское христианство было проникнуто светлым и возвышенным оптимизмом мировой религии» (Ник., с. 12), которая просвещает землю, разгоняя мрак бесовского кумирослужения и насевая истину в прежнем царстве неведения и лжи (– т. е. является основой духовного прогресса –)... Этот религиозный оптимизм был прямым последствием взгляда на спасение: оно получалось через крещение и покаяние) и милостыню... Отсюда – принятие христианства должно было являться началом творчества, радости и веселия» (с. с. 13–14). «Это были самые восторженные песни начавшегося духовного возрождения... И с эпохой Владимира и Ярослава действительно совладают годы расцвета нашего просвещения» (Ник., с. 14), что блистательно подтверждается и немногими дошедшими светскими памятниками этой эпохи и, наконец, историческими данными. В дальнейших, позднейших памятниках столь же ярко отражались вновь зарождавшиеся понимания основы (конечно образной, а не логической-математической вероучения Евангельского, по новым состояниям языка – мысли, но за этим я уже следить не стану, т. к. злоупотребил и без того длинным отступлением, да и дух творчества народной мысли определился, наметилась его безграничная широта захвата и возможность

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гностицизм в новых формах? Владимир Семенко не исключает, что за либерально-экуменической вывеской кроются глубинные гностические доктрины 13.12.2010 2080 Время на чтение 3 минуты « Значение того, что произошло в Сербии, где Патриарх Ириней принял участие в зажжении иудейской ханукии в синагоге , трудно переоценить, - сказал в интервью " Русской народной линии " наш постоянный автор Владимир Семенко . - С точки зрения, как Православия, так и иудаизма, это абсолютно невозможная вещь. Согласно 71-му Апостольскому правилу, " аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свещу: да будет отлучен от общения церковного " . Согласно 70-му правилу, " аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " . 65-е правило говорит, что " аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного " . Аналогичное представление о невозможности совершения совместных культовых действий с православными присутствует и в современном иудаизме . Тем не менее, это произошло». «Это может означать две вещи. Либо секуляризация достигла уже такой степени, что как для иудеев, так и для православных, принимающих участие в таких действиях, установления собственной религии уже не играют роли, и тогда следует говорить о полном обмирщении, о таком соединении религий, при котором исчезает сам феномен, сама природа религиозности. Это качественно превосходит, так сказать, традиционный экуменизм, который ищет все же какой-то религиозной основы для сближения разных конфессий либо религий. В этом случае выходит, что то, что по привычке все еще называют экуменизмом - чисто светское и чисто политическое движение, где представители разных религий объединяются на очень поверхностной основе каких-нибудь " прав человека " или " либеральных ценностей " . Это, так сказать, традиционное объяснение всех этих небывалых процессов религиозного сближения. Но тогда неясно, что же все-таки означают культовые действия, которые при этом совершаются, зачем они нужны?» - недоумевает аналитик.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/13/gn...

д.=«главопреклонения». 55 . Софийск. сл. 525 (XV в.) (Веч.Р, но=«8-й антифон»): а. «молитвы утренние». б. – нумерованы; и следуют без рубрик. в. на месте 11=«Евангелия, тайно». г. следует последование: возгласы после кафизм и после Пс. 118 и 135; указана возгласы после песен 3-й, 6-й и 9-й канона. д. в конце последования, е. отсутствует 56 . Синод, сл. 900 (372) (XIV-XV вв.)=Горский-Н., III, 1, 150 (Веч.Р последование): а. «молитвы утренние». б. следуют – описание неполное. в. последование с повторением и с молитвой ектении. г. отсутствует умалчивание о 57 . Синод, сл. 615 (358) (XVI в.) (Веч.Р последование): а. «молитвы утренние». б. как Синод. 900, б. в. последование с 58 . Издания Служебника на Руси с 1602 до 1653 219 (Веч.Р последование): а. последование Утрени: б. следует – и отсутствует в. великая ектения и остаток последования: Пс. 117 , кафизмы, прокимен, во второй раз (но в некоторых изданиях дается только ее начало). Всякое дыхание, Пс. 50 , канон, и т.д. г. после призыва диакона. Рукописи Сс): молитва после 59 . Афины 848 (XV в.)=Тремпелас Ξ : а. «начало утрени»: б. шестопсалмие. в. молитвы – по порядку. г. ектения, Пс. 117 , кафизмы, ектения. и т.д. е. после ектении и ектении просительной. 60 . Синод, гр. 262 (280) (267) (XV в., Есфигменского м-ря)=каталог арх. Владимира (Beч.I ): а. «молитвы на заре»: б. – «как в нечатном (современном) Служебнике». в. умалчивание о 61 . Синод, гр. 263 (281) (268) (1470 г., Ватопедию)=Владимир: § как предидущий 62 . Синод, г р. 264 (456) (1602 г.)=Владимир: § «как печатный Служебник». 63 . Евхологий гр. арх. Антонина (ГПБ) (XV в.)=Дмитриевский, II, 501 (Beч.I): а. «молитвы на заре»: б. отсылка к Гоару (39–42). следовательно – 64 . Синай 988 (XV в.)=Дмитриевский, II, 578 (Beч.D): § как Евхологий Антонина. 65 . Есфигмену 208 (XVI в.)=Дмитриевский, II, 835 (Beч.I): § как Антонина, по отсутствует 66 . Ватопедию 134 (745) (1538 г.)=Дмитриевский, II, 766 (Beч.I): а. «начало утрени»: б. отсылка к Гоару (39–42): [I] – 67 . Александр. Патр. 224–1070 (207) (XVI в.)=Дмитриевский, II, 911:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти правила благочиния, по сию пору, соблюдаются в истинной Церкви, которая не желает иных пресвитеров и диаконов, кроме отцов семейства, подающих добрый пример пастве имеющих одну только, жену. 586 Апостол не обязывал браком всех и чтил добровольное безбрачие, с целью совершенства духовного, однако восстает против всяких законов о безбрачии: «Дух ясно говорит, пишет он Тимофею, 587 что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским; через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Павел не хотел, чтобы осуждали той или другой пищи, потому что всякая от Бога; однако не запрещал, по чувству покаяния, подвергать себя лишениям, как то можно видеть из различных мест его посланы. Человек не должен ничего осуждать из сотворенного Богом, но пользоваться благами Его, в духе христианском, духе воздержания и покаяния. Изложив эти правила общего благочиния, Апостол советует ученику своему служить в них примером и предпочитая всему благочестию, отвращаться бесполезных вопросов, презрительно называя их бабьими баснями. Убеждает его предаться водительству благодати, которую получил он по пророчеству при возведении в сан апостольский с возложением рук священства или сонма пастырей. Всегда полагали, что благодать как бы в связи с чем возложением рук, которое таким образом стало видимым знаком сообщения благ духовных. Павел в другом месте говорит, что он сам возлагал руки на Тимофея; это служит доказательством, что сам Апостол находился во главе пастырей, совершавших над ним рукоположение. В каждой Церкви, со времен апостольских, рядом с чином священства находились также благочестивые общества вдовиц, избираемых всей общиной верующих и которые посвящали себя безбрачию и подвигам благотворительности. Св. Павел предписывает Тимофею правила, которые он должен при этом наблюдать; он требует, чтобы избирались только вдовы шестидесяти лет, 588 а молодым советует снова выходить замуж, чтобы имели детей. Про общины же дев Апостол не упоминает. При избрании чина священнического 589 следовало соблюдать строжайшие предосторожности. Тимофей, возведенный в сан апостольский, имел право сообщать благодать священства возложением рук, но обязан был рукополагать только тщательно рассмотрев качества избираемого; по рукоположении своем, местные пастыри имели право получать от паствы достаточное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010