Сей же апостол Титу говорит: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (здесь разумеется недоконченное самим ап. Павлом и конечно, чтобы упоминаемый епископ довершил недоконченное апостолом со всею властью апостольскою, как довершил бы, если бы была возможность, сам св. ап. Павел) и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Здесь опять-таки должно разуметь приказание апостола так: я, как и все другие апостолы, не могу оставаться на одном месте для служения апостольского там, а между тем необходимость требует, чтобы сие великое служение не прерывалось в этой местности, где оно начало приносить благие плоды; да и жизнь наша (апостолов), как и всех людей, коротка ( 2Тим.4:6 ; 2Пет.1:14 ); в виду этого я тебе, Тимофею и некоторым другим поставленным мною епископам и пресвитерам, поручаю до времени под моим руководством и неослабным наблюдением (что делают и другие апостолы) совершать в той местности, где я сам начал, апостольское дело; его нельзя прерывать; ибо (во всякой местности) есть (найдется) много и непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома (всякое общество), уча, чему не должно, из постыдной корысти ( Тит.1:10, 11 ); обличай их строго (13); всех наставляй, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит.2:12 ); сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (15). Это всё ты (и другие епископы мною и прочими апостолами поставленные) делай как сам я (поставивший тебя апостол) со всякою властью ( Тит.2:15 ). Мы, апостолы, приняли эту власть от Самого Иисуса Христа ( Мф.18:18 ), а Он всякую власть на небе и на земле принял от Отца Своего Небесного ( Мф.28:18 ). Ныне мы (апостолы) передаем эту власть вам епископам ( Тит.2:15 ). По отшествии же нашем вы едиными преемниками останетесь этой Божественной власти до явления (разумеется второго) Пастыреначальника ( 1Пет.5:4 ); эту же власть вы (епископы) должны возгревать в себе ( 2Тим.1:6 ) и передавать из рода в род верным людям ( Тит.2:2 ), так как сия власть не должна прекращаться, но пройти чрез всю историческую жизнь воинствующей Церкви Христовой вплоть до второго славного пришествия Пастыреначальника (смотр. выше 1Пет.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следовательно таинство покаяния состоит: 1) в исповеди кающегося, 2) в приговоре священника. Исповедь может считаться истинною лишь по мере того, на сколько она сопровождалась раскаянием. Однако же устная исповедь в случаях, когда она невозможна, не есть необходимое условие для отпущения грехов. Священство Священство есть священнодействие или таинство, установленное Господом нашим Иисусом Христом для увековечения в Церкви Его Собственного Священства, то есть для дарования ей власти – учить, сообщать благодать через совершение таинств и управлять обществом верных. Апостол Павел говорит: «каждый должен разуметь нас, каков служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». ( 1Кор. 4:1 ). Тот же Апостол сказал Ефесским пресвитерам: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию своею». ( Деян. 20:28 ). Ощутительный знак в таинстве священства есть возложение рук: «не неради, говорит Апостол Павел Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства». ( 1Тим. 4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение». ( 2Тим. 1:6 ). Апостол возложил руки на своего ученика, при собрании, священников, и это возложение рук сообщило ученику благодать. Апостол Павел пишет тому же Тимофею: " рук ни на кого не возлагай поспешно». ( 1Тим. 5:22 ). В отделе о Церкви изложено уже православное учение о трех иерархических степенях священства: епископстве, священничестве и диаконстве. Здесь тексты Священного Писания приведены только для указания, – в чем заключается внешний знак таинства. Очевидно, что этот знак есть возложение рук епископом, в присутствии священников. Этот знак освящается сопровождающею его молитвою. Такой способ посвящения, как употреблявшийся с самого основания Церкви, признается восточною Церковью установлением Иисуса Христа. Действительно, – Он, Один, мог установить действие, которым сообщается благодать через Святого Духа. Из приведенных текстов видно, что Сам Святой Дух облекает во священство тех, над которыми совершено возложение рук. Сверх того, Апостол Павел наставляет нас, что Сам Иисус Христос установил различные степени пастырей, на которых возлагается управление Его Церковью. ( Еф. 4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

церквах Божиих, и много плачут о чужих грехах, -тех, которые не употребляют ничего, кроме необходимой пищи и ничего не делают в угождение и покой тела, но ходят, как написано, Духом, и никакой похоти плотской не совершают, – и тех еще, которые ради правды и заповеди Божией, не предпочитают, ни бедного, ни богатого, ни власть имущего, ни подвластного, ни даже самого царя, равно как не презирают и не преступают заповеди Божией, ни под предлогом милостыни, ни из-за даров, ни из страха, или любви, ни из-за какой либо другой вещи, видимой и невидимой. Таких достояние есть вязать и решить, священнодействовать и учить, а не тех, которые принимают только от людей избрание и рукоположение» 59 . Эти слова Иоанна Златоуста и преподобного Симеона чрезвычайно важны, потому что они ставят вопрос о самом характере сакраментальной власти священства в Церкви – власти любви. Священноначалие в Церкви не имеет правовой власти, ее власть может быть только властью любви: «Пресвитеров ваших умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых,…пасите Божье стадо…,не господствуя…, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5, 1–3 ) . «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими- любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев…Если мы любим друг друга, то и Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( Ин. 3, 1, 16; 4, 12, 16 ) . Очень убедительно о этой власти любви в Церкви рассуждает протоиерей Николай Афанасьев : « Церковь есть собрание народа Божия с Богом и в Его присутствии, поэтому и власть в Церкви может быть только властью любви, поскольку Бог есть любовь. Правовая власть не знает любви, не хочет знать, и не может знать. Она вне любви, а потому не может быть и в Церкви, так как Церковь пребывает в любви. Иерархическое служение есть высшее в иерархической лестнице, потому оно должно быть наиболее полным выражением любви, которая есть высший дар ( 1Кор. 12, 33; 13, 1–2 ). Иерархическое служение без любви перестает быть властью в Церкви или становится правовой властью, которая уже вне Церкви. Харизма служения священноначалия, по самой природе этого служения необходимо включает харизму любви, которая является общей для всех членов Церкви. В высшей иерархической точке служения через харизму сходятся воедино все служения всех ее членов. Иерархическая лестница служений заканчивается тем служением любви, от которого она начинается. Поэтому церковная иерархия, как и клир, к которому она принадлежит, не вызывает разделения в Церкви: она не создает высших и низших, властвующих и подчиненных, господ и рабов, но всех объединяет в Боге, так как «Бог есть любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в уга­ре от жадности к удобствам земной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», – таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Су­дии Всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работою для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе что ждет тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? Господи! Кто может пребывать в скинии Твоей? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; кто клянется ближ­нему и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного ( Пс. 14, 1–5 ). Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти ( Притч. 11, 4 ). Явилась благодать Божия, спасительная для всех человек, научающая нас, чтобы мы, отвергнув не­честие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в на­стоящем веке ( Тит. 2, 11–12 ). День двадцатый. Память преподобного Евфимия Великого Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отроче­стве он посвящен был Богу и отдан матерью на воспитание брату ее, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено бы­ло старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архиерей с собором пресвитеров, находящихся при нем самом или при его кафедре, стояли во главе над пасомыми и подчиненным духовенством, составляя правительственную и судебную власть церковную. При них же с весьма раннего времени начали появляться разные исполнительные чиновники, которые отчасти были из числа самих же пресвитеров, а в дальнейшее время – из диаконов. Эти исполнительные чиновники, первоначально подручные архиереям с соборами пресвитеров, с течением времени приобретали все больше и больше значения, и в заключение окончили тем, что совсем заменили собою пресвитеров, сами став на место этих последних и из исключительных чиновников превратились в сановников. После такой перемены епархиальное начальство начало представлять из себя архиерея и находящегося при нем штата разных наименований духовных чиновников или сановников. Полное число главных между этими чиновниками в церкви Константинопольской было шесть: великий эконом – заведовавший имениями и имуществом; великий сакелларий – начальник мужских и женских монастырей; великий скевофилакс – хранитель кафедральной ризницы; великий хартофилакс, представлявший собою епископского канцлера и, вместе, юрисконсульта; сакеллий или сакелларий – начальник приходских церквей; протекдик–официальный защитник (адвокат, ходатай) со стороны церкви, он же епископский судья мирян. В нашей Русской церкви коллегиями епархиальных чиновников у епископов являлись состоящие при них клиросы или крылосы; указаний на это мы находим довольно много в летописях. Летописи, говоря о клиросе, ясно отличают его от простых священников и разумеют корпорацию священников особых, возвышенных над другими, и имеющих власть: «игумени, и попове, и святыя соборныя церкве клирос», «игумени и попове и черньци и пресветлый клирос сборныя церкве святыя Богородица» – говорится в другом месте. О митрополите Максиме говорится в летописях, что, перенося кафедру митрополии из Киева во Владимир, он пришел из первого в последний со всем своим клиросом 16 . Каким образом епархиальные клиросы участвовали у нас в епархиальном управлении архиереев? Предположительно можно отметить, что клирос представлял собой не особых чиновников, между которыми, под высшим надзором архиерея, разделены были епархиальное управление и суд, а безраздельные соборы пресвитеров, которые целыми своими корпорациями составляли постоянные советы епископов в деле управления и суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

22) Сам себя скопивший, да не будет принять в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания. 812 23) Если кто от клира скопит себя самого, да будет извержен, ибо убийца есть самого себя. 24) Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен будет от таинств. Ибо наветник есть своей жизни. Эти правила заставляют предполагать, что добровольное скопчество и пороки противоестественные были довольно часты в обществе языческом и что христианству еще приходилось с ними бороться. 25) Епископ или пресвитер, или диакон в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличённый, да будет извержен от священства, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино ( Наум. 1:9 ). Такожде и прочие причетники. 26) Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы. Пред сим мы видели, что по Постановлениям апостольским запрещалось вступать в брак после рукоположения только епископам, пресвитерам и диаконам и что низшие клирики могли жениться после рукоположения. 27) Повелеваем епископа или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших и чрез сие устращати хотящего, извергати от священного сана. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил, напротив того, Сам был ударяем, не наносил ударов, оскорбляем – не укорял взаимно, страдая – не угрожал. 28) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем да отсечется от Церкви. 29) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною, Петром. 30) Если который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен и отлучен и все собирающиеся с ним. 813 31) Если который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будет отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином и втором и третьем увещании – от епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

53) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина гнушаяся, а не ради подвига воздержания, да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим. Обычай установился в Церкви считать субботу и воскресенье днями радости, в противоположность обычаям иудейским. Постившиеся в эти дни производили соблазн, потому что они, по-видимому, отказывались придерживаться мнениям, освященным Церковью. 822 54) Если кто из клира не корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает. 55) Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен, князю бо людей твоих да не речеши зла. 56) Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного. 57) Если кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен, такожде и мирянин. 58) Если кто, епископ, или пресвитер, не радеющий о причте и людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен; если же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен. Одной из существенных обязанностей епископства это – учительство. 823 Каждый епископ обязан поучать народ свой здравому вероучению; для сего определен он надзирателем в своей церкви и называется епископом. У пресвитеров та же обязанность, потому что они назначены подле епископа на возвышенные должности. Всякий епископ и всякий пресвитер, не выполняющий обязанности учительства, должен быть отлучен, а если после сего наказания упорствует в своем нерадении, то извергается. 59) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подаст потребного, да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего. 60) Если кто подложные книги нечестивых, аки святые, в церкви оглашает ко вреду народа и клира, да будет извержен. Здесь разумеются апокрифы, составленные еретиками под именами апостолов. 61) Если верный обвиняем в любодействе или прелюбодействе, или в ином каком запрещенном деле, и обличен будет, да не вводится в клир.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Скачать epub pdf Беседа по рукоположении во пресвитера 172. Беседа первая по рукоположении в сан пресвитера. – Проповедь – лучшая и высшая Богу жертва. Просьба молитв за себя у слушателей. Беседа по рукоположении во присветера. Неужели истинно то, что случилось со мною? Действительно ли совершилось то, чт совершилось, и я не обманываюсь? Неужели настоящее ни ночь и сновидение, но действительно день, и мы все бодрствуем? Кто поверил бы тому, что днем, когда люди не спали и бодрствовали, смиренный и презренный юноша вознесен на такую высоту власти? Ночью нисколько не странно бы этому случиться. Тогда иные, уродливые телом и не имеющие даже необходимой пищи, уснувши, видали себя стройными и красивыми, и наслаждающимися царскою трапезою, – но эти представления были – сон и обман сновидений. Таково свойство сновидений: они изобретательны и причудливы и потешаются странными забавами. Но днем и на самом деле никто не увидит этого так легко случившимся. А ныне случилось, сбылось и свершилось, как видите, все такое; что невероятнее сновидений: и город, столь великий и многолюдный, и народ чудный и великий устремился к моему смирению, как бы надеясь услышать от меня что-либо великое и важное... Я боюсь, как бы с великим трудом собранные мною для вас мысли, хотя малые и скудные, от страха пришедши в забвение, не исчезли бы и не улетели бы, оставив ум мой пустым. Поэтому прошу всех вас вообще, начальствующих и подчиненных, чтобы вы, сколько навели на меня страха прибытием для слушания, столько же вдохнули в меня смелости усердием в молитвах, и умолили Дающаго глагол благовествующим силою многою (ср.: Пс. 67:12 ) дать и мне слово во отверзение уст моих ( Еф. 6:19 ). Для вас столь многих и великих, конечно, не трудно опять укрепить расслабленную страхом душу одного юноши; и справедливо было бы, если бы вы исполнили эту просьбу мою, так как для вас же я решился принять этот жребий, для вас и вашей любви, которой нет ничего сильнее и властительнее, которая и меня, не очень опытного в красноречии, убедила говорить и заставила выйти на поприще учения, хотя я никогда прежде не вступал на такое поприще, но всегда был в ряду слушателей и наслаждался спокойным молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Иерей Владимир Соколов Персональные сведения Публикации Радиоэфир Иерей Владимир Михайлович СОКОЛОВ Родился 29 ноября 1947 года. Образование: ВГИК, Московская Духовная семинария. 19 ноября 1998 года рукоположен в сан диакона. 12 сентября 2004 года рукоположен в сан пресвитера. Краткая биография о.Владимира Соколова Священник Владимир Соколов родился на Волге. Волжская природа поразила его - и он с раннего детства был увлечен рисованием. Поступил в художественную школу. Казалось, что выбор жизненного пути уже сделан, но, закончив школу, он неожиданно для всех поступает в институт кинематографии. Заканчивает его и довольно успешно некоторое время работает в кино. Но внутри он чувствует какую-то неудовлетворенность, увлекается классическим пением и даже вынашивает планы перемены творческого пути. Мощный бас позволяет ему даже петь в опере. Короткое время он участвует в репетициях в престижном оперном театре, но нездоровая театральная атмосфера невыносимо давит на душу – и он, не начав еще карьеры оперного певца, покидает театр. Все прежние творческие поиски и достижения кажутся бессмысленными – в его жизни наступает период серьезного жизненного кризиса. Но в этом кризисе вдруг появляется неожиданный свет – сердце посещает вера в Бога – он крестится. Открывшийся новый мир жизненных ценностей теперь целиком занимает его сознание. Отбросив все дела, он от начала работы и до закрытия просиживает в библиотеке. Так продолжается несколько лет. Прежний опыт необходимо было оценить с новых позиций – он пишет статью о музыкальной культуре. После ее публикации, его приглашают работать в богословский отдел Издательского отдела Московской Патриархии. Параллельно с работой в Отделе, он учится в Московской Духовной Семинарии. По окончании Семинарии его рукополагают в сан диакона. Много публикуется в Православной прессе со статьями на актуальные церковные и общественные темы. Постоянно служит с Патриархом – хороший голос и профессиональная подготовка помогают ему в диаконском служении. О рукоположении в сан священника он не думал – и даже не мечтал. Но Бог решил иначе. Настоятель храма, в котором служил отец Владимир, подал прошение о рукоположении его в сан иерея. И хотя все члены епархиального Совета поначалу были против этого, но неожиданно переменили свое мнение – и так диакон Владимир Соколов вскоре стал священником. 

http://radonezh.ru/authors/Sokolov_V

Из сказанного ясно, что митрополиты наши начали править своими епархиями единолично, без участия собора пресвитеров – клирошан, с того времени, как перенесли пребывание из Владимира в Москву. – Что касается до епископов Московской Руси, то соборы клирошан не были уничтожены у них каким-нибудь административным распоряжением митрополитов (ибо если бы такое распоряжение было, то оно простёрлось бы и на Киевскую половину митрополии), а они сами закрыли или уничтожили их у себя, подражая в этом случае митрополитам. А из этого очевидно, что они не у всех епископов закрылись (исчезли) одновременно, а закрывались постепенно, – у одних ранее, у других позднее. Такого свидетельства, из которого бы было видно, что к известному времени ни у одного из епископов Московских уже не было собора пресвитеров – клирошан, мы не знаем. На основании одного свидетельства непрямого 54 можно полагать временем окончательного исчезновения соборов у всех епископов вторую половину – конец XV века 55 . В период до-монгольский епископы наши с находившимися при них соборами пресвитеров – клирошан производили епархиальный суд посредством особых, нарочито на это назначенных, чиновников, – епископских (кафедральных, в противоположность уездным) наместников, которые, по всей вероятности, избирались из числа самих же клирошан 56 и которые, во всяком случае, были люди духовного сана. В рассматриваемое нами время у епископов Московской половины митрополии или Московской Руси заняли место духовных наместников в качестве епархиальных судей их светские чиновники, так называемые их архиерейские бояре 57 . Светские чиновники должны были явиться при наших архиереях с самой минуты открытия у нас епископских кафедр. Князья наши предоставили епископам на их содержание десятину или десятую часть своих оброков с населения епархий; по причинам, которые мы указывали выше, они устроили при этом дело так, чтобы десятина была взимаема с населения самими епископами. Но поскольку найдено было за пристойнейшее, чтобы десятина была собираема людьми не духовными, а мирскими или светскими, то князья тотчас же и должны были дать епископам светских чиновников, которые бы могли быть сборщиками десятины или десятинниками 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010