Закрыть itemscope itemtype="" > День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден 04.10.2018 1066 Время на чтение 4 минуты 3 октября (22 сентября) 1782 года в честь двадцатилетия своего царствования императрица объявила о создании нового ордена - Святого Равноапостального князя Владимира. Он стал четвертым по счету в истории России и одним из самых массовых. Выбор святого покровителя был не случаен и глубоко символичен. В статуте ордена отмечалось, что он «установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых», при этом кавалеры должны были отличаться «особливым радением в деле, им вверенном». Награждались им как военные, так и гражданские чины. Идеологию ордена отражал девиз, выбитый на памятной медали, отчеканенной на Санкт-Петербургском монетном дворе к его учреждению: «Воину и Гражданину». Девиз самого ордена: «Польза, честь и слава». Учредив орден, Екатерина наградила им 11 наиболее выдающихся государственных деятелей, список которых сам по себе многое говорит о политике императрицы. В первую очередь это полководцы, в т.ч. и те, кто стяжал славу еще в Семилетнюю войну: А.М.Голицин, П.А.Румянцев-Задунайский, З.Г.Чернышев, И.Г.Чернышев. Затем дипломаты: Н.И.Панин, Н.В. Репнин, А.А.Безбородько, фавориты: Г.Г.Орлов и Г.А.Потемкин, выдающиеся деятели просвещения: И.И.Шувалов, И.И.Бецкой. Разделение это довольно условное, поскольку практически каждый из упомянутых государственных деятелей отличился на нескольких поприщах. Всего было учреждено четыре степени ордена, соответствующие ступеням табели о рангах (начиная с XI класса). Таким образом новым символом охватывалось практически все служилое дворянство. Кавалеры ордена имели право на получение государственной пенсии, размер которой начислялся в зависимости от степени. Смысл, который вкладывала Екатерина в новый орден, наглядно демонстрирует «Портрет Екатерины II-зakohoдameльhuцы в храме богини Правосудия» известного живописца той эпохи Д.Г.Левицкого. Императрица изображена с орденской лентой Святого Владимира 1-й степени.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/04/d...

Настойчивость эта при м. Селляве, особенно при Коленде, была поводом к неприятным столкновениям между митрополитом и орденом. Между тем Рим, вполне понимая, какую выгоду он может извлечь для себя из ордена, принял его под свое особое покровительство, так что власть митрополита над орденом сдалалась бессильной. После смерти митрополита Коленды базилиане избрали в протоархимандриты простого монаха. Преемник Коленды, митрополит Жоховский, сначала не домогался звания протоархимандрита; потом стал искать его, но уже было поздно. Под влиянием Рима, в 1686 г. наконец установлены и утверждены Римом правила или договорные статьи (Nexus), определяющие отношения ордена к митрополиту и положившие конец притязаниям митрополитов на звание протоархимандрита. 1106 В силу этих правил орден получил полное внутреннее самоуправление и громадную силу. Без согласия его митрополит не мог никого возводить на иерархические места. Таким образом, благодаря покровительству Рима, базилианский орден захватил в свои руки управление униатской церковью. Но это не остановило притязаний митрополитов на подчинение им ордена. С другой стороны самовластие ордена, полное сближение его с латинством, презрение к белому духовенству, надменность пред митрополитом и епископами и обращение в свою исключительную пользу всех громаднейших доходов от монастырских имений, возбудили общее нерасположение к нему в униатской церкви. В начале XVIII столетия митрополит Кишка и преемник его Афанасий Шептицкий возобновили тактику первых митрополитов по отношению к ордену. Кишка сам был протоархимандритом ордена и даже, вопреки правилам, сохранил это звание после посвящения в сан епископа владимирского; но, сделавшись митрополитом, он не мог видеть подле себя независимой базилианской корпорации и, сложив с себя звание протоархимандрита, употреблял все меры к унижению и ослаблению ордена, умножал число архимандрий, выбирал по своему усмотрению лиц на орденские должности и пр. Не довольствуясь этим, он задумал основать другую, отдельную от литовской, конгрегацию из южно-русских монастырей на Волыни и в Короне, не бывших доселе под властью протоархимандрита, с подчинением этой новой конгрегации митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

4.2.2.           Орден равноапостольного князя Владимира имеет три степени. 4.2.3.           Знаки ордена первой степени : 1)     Знак ордена представляет собой позолоченный греческий крест с узким выпуклым рантом. Ветви креста с рельефными лучами покрыты рубиновой эмалью. В центре знака - круглый белый эмалевый медальон с позолоченной рельефной монограммой СВ (Святой Владимир). Медальон окаймлен позолоченным выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс со стилизованным девизом: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. В нижней части пояса помещены две лавровые ветви, разделенные между собой и отделенные от девиза золотыми точками. Пояс покрыт рубиновой эмалью и окантован рельефным орнаментом в виде жгута. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 60 мм, высота 60 мм. 2)     Звезда ордена позолоченная, восьмиконечная, с гладкими двугранными лучами. По диагоналям звезды расположены одиночные лучи, окантованные рантами. В центре звезды - круглый медальон с образом равноапостольного князя Владимира, выполненный в технике художественной финифти. Изображение поясное, в правой руке святого - восьмиконечный крест, левая рука - на уровне плеча. По сторонам от святого, над плечами, стилизованная надпись: у правого плеча - СТЫЙ, чуть ниже - РАВНОАП. (Святой равноапостольный), у левого плеча - БЛГ. КН., чуть ниже - ВЛАД ИМÏРЪ (благоверный князь Владимир). Медальон окаймлен позолоченным выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс со стилизованным девизом: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. В нижней части пояса помещены две лавровые ветви, разделенные между собой и отделенные от девиза золотыми точками. Пояс покрыт рубиновой эмалью и окантован выпуклым рантом. Вокруг пояса расположен 31 белый фианит. В оглавии медальона - позолоченная митра, увенчанная крестом. У основания митры имеется красная эмалевая лента с 9 позолоченными точками. На обратной стороне ордена указан номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и расположено приспособление для крепления. Материалы: серебро, позолота, фианиты, холодная эмаль, художественная финифть. Размеры звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции. Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого , поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в Восточный папский институт . 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов. С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К. Капуцинки

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Орден 2й степени — красный четырехконечный крест с золотой каймой и ажурной орнаментацией между концами — носился на шейной ленте («Анна на шее»). Орден 3й степени — красный нагрудный крест на узкой ленте («Анна в петлице»). После 1855 года к орденскому знаку первых трех степеней для военных добавлялись скрещенные мечи — «Анна с мечами». То же и для ордена Станислава. С 1829 по 1874 год была еще и «Анна с короною», повышающая ценность ордена первых двух степеней. Разбогатевший нечестным путем купец-откупщик в стихотворении Некрасова «Секрет» под конец жизни хвастает тем, что награжден орденом за благотворительность. Я сделался важной персоною, Пожертвовав тысячу в год: Имею и Анну с короною, И звание друга сирот. В басне Козьмы Пруткова «Чиновник и курица» повествуется о том, как « чиновник толстенький, не очень молодой » бежал по Невскому и « колыхалася на шее у него,/Как маятник, с короной Анна ». У губернатора в «Мертвых душах» — « Анна на шее и поговаривали, что был представлен к звезде », то есть к Анне 1й степени. В «Братьях Карамазовых» Достоевского говорится про прежнего начальника Дмитрия, « храброго полковника, заслуженного, имевшего Анну с мечами на шее », то есть военный знак ордена 2й степени. В рассказе Чехова «Анна на шее» обыгрывается название ордена. Вручая Модесту Алексеевичу орден Анны 2й степени (на шею) его сиятельство говорит: « Значит, у вас теперь три Анны… одна в петлице, две на шее » — намек на жену по имени Анна и на то, что Анну 3й степени чиновник уже получил. На это Модест Алексеевич отвечает: « Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира ». Тут — прямое выражение надежды на скорое награждение орденом Владимира 4й степени, который по восходящей следовал за Анной 2й степени. ОРДЕН СВЯТОГО ВЛАДИМИРА. Был учрежден в 1782 году с девизом «Польза, честь и слава». Им награждались как чиновники, так и военные за ратные заслуги. Орден имел четыре степени. Цвет орденской ленты — красный, с черной каймой. 1я степень ордена — красный крест, с черной и золотой каймой — носилась на ленте, перекинутой через правое плечо, вместе с восьмиконечной звездой из золота и серебра, которая укреплялась на левой стороне груди.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Настоятели общежитий профессов и новициев, и ректоры коллегий будут еженедельно писать своему провинциалу и сообщать обо всем интересном для ордена. Провинциалы будут ежемесячно писать генералу и передавать ему сообщенное настоятелями и ректорами. Ежегодно, в январе, каждый провинциал будет представлять генералу краткое повторение своих двенадцати писем за истекший год, и раз в три года – точный реестр заведений, с обозначением числа членов, начиная от новициев, до профессов четырех обетов, а также имени, возраста, темперамента, талантов, добродетелей или пороков, совершенств и недостатков каждого. Раз в три года будет собираться провинциальный совет из ректоров и старейших профессов, на котором будет составляться отчет о состоянии ордена в провинции, о его успехах, о полученных им, по завещаниям или в дар, имуществах, с обозначением имен лиц, покровительствующих или враждебных ордену. Этот отчет будет отсылаться в Рим через депутата, избранного провинциальным собранием; кроме того, это лицо должно будет передавать устно Генералу некоторые подробности, которые из осторожности не могут быть изложены письменно. Кроме этой официальной переписки, каждый член ордена имеет право прямо писать генералу, для изложения ему своих нужд или жалоб. Посредством такой переписки, генерал всегда в курсе дел ордена и у него под рукой все документы, могущие посвятить его в малейшие подробности. Благодаря безусловному и слепому повиновению всех колес, он может одним словом привести в движение свою огромную машину; которая движется только по его желанию. Это ему тем легче, что, встречая препятствие в каком-нибудь законе, он может его отменить и заменить другим, противоположным ему, и что противовес, представляемый ассистентами и адмонитором, не действителен, так как эти лица, наравне с остальными членами ордена, обязаны слепо ему повиноваться; они у него в руках, и он может отрешить их от должности. Такова внутренняя организация ордена Иисуса. Что же касается его внешней деятельности, то надо заметить, что он добился от разных пап всевозможных привилегий, чтобы абсолютно ничто не мешало свободе этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2) Те, которые, хотя и не состоять под следствием или судом, но действия коих, до службы относящимися, по каким-либо обстоятельствам, находятся в рассмотрении высшего начальства, до окончательного о них peшehuя.V. Если бы, по отправлении в Капитул послужных списков и представлений о лицах, удостаиваемых к ордену Св. Владимира за выслугу лет (ст. 517), последовали какие-либо перемены в их чинах и должностях, или встретились с ними такие обстоятельства, который препятствуют их удостоению: в таком случае каждое начальство обязано уведомить о том немедленно Капитул Орденов, так чтоб Капитул мог иметь сие в виду прежде наступления сроков, назначаемых для ежегодных собраний Кавалерской Думы Ордена Св. Владимира. VI. Лица, кои до 22 Мая 1859 года, выслужили уже установленные сроки и прибрели право на орден Св. Владимира за выслугу лет на основания действовавших до того времени правил, равно как и лица, коим штрафы Всемилостивейше прощены прежде 13 Ноября 1849 года, сохраняют право на получение ордена Св. Владимира за таковую выслугу, без применения к ним отделов I–Vceй статьи. VII. Состоящим в службе и принявшим на подданство России присягу иностранцам зачитается в действительную службу к награде орденом Св. Владимира за выслугу определенных сроков вся служба в классных чинах, как до принятая присяги, так и после того продолжавшаяся; не присягнувшие же на подданство России, иностранцы права на сей орден не имеют. Во всяком случае каждому иностранцу, присягнувшему на подданство России, в выслугу на получение ордена Св. Владимира за определенные сроки зачитается одна только действительная коронная служба его Российскому государству, в классных чинах или званиях; служба же его при разных местах и заведениях по найму, хотя бы по найму от правительства, из действительной выслуги вычитается. (Ст. 468 там.) 102. Представления о награде орденом Св. Владимира доставляются от Министров и Главноуправляющих не позже первого числа Августа в Капитул орденов, для внесения в Кавалерскую Думу сего ордена, на которую возложено окончательное удостоение к сей награде. (Ст. 517 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

4.2.7. Инициатива награждения принадлежит исключительно Святейшему Патриарху. 4.3. Положение о медали ордена равноапостольного князя Владимира 4.3.1. Медаль ордена равноапостольного князя Владимира учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25–26 декабря 2012 года. 4.3.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре – рельефное поясное изображение равноапостольного князя Владимира. Правой рукой святой держит крест, а левой – придерживает его. По сторонам – стилизованная надпись: у правого плеча – СТ?ЫЙ, чуть ниже – РАВНОАП?. (Святой равноапостольный), у левого – БЛ?ГВ. КН?ЗЬ, чуть ниже – ВЛАДИ?М?РЪ (благоверный князь Владимир). Над изображением святого по окружности расположена стилизованная надпись: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма СВ (Святой Владимир), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, красного цвета, с широкими черными полосами по краям и тонкой красной каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.3.3. Медаль ордена равноапостольного князя Владимира носится на левой стороне груди. 4.3.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с широкими черными полосами по краям и тонкой каймой красного цвета. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.3.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. 4.3.6. Медалью ордена равноапостольного князя Владимира награждаются клирики за многолетнее усердное служение в священном сане, а также миряне за заслуги перед Русской Православной Церковью . 4.4. Статут ордена Славы и чести

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

4.2.7.           Инициатива награждения принадлежит исключительно Святейшему Патриарху. 4.3.            Положение о медали ордена равноапостольного князя Владимира 4.3.1.           Медаль ордена равноапостольного князя Владимира учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. 4.3.2.           Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре - рельефное поясное изображение равноапостольного князя Владимира. Правой рукой святой держит крест, а левой - придерживает его. По сторонам - стилизованная надпись: у правого плеча - СТЫЙ, чуть ниже - РАВНОАП. (Святой равноапостольный), у левого - БЛГВ. КНЗЬ, чуть ниже - ВЛАД ИМÏРЪ (благоверный князь Владимир). Над изображением святого по окружности расположена стилизованная надпись: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма СВ (Святой Владимир), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, красного цвета, с широкими черными полосами по краям и тонкой красной каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки - приспособление для крепления. 4.3.3.           Медаль ордена равноапостольного князя Владимира носится на левой стороне груди. 4.3.4.           Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с широкими черными полосами по краям и тонкой каймой красного цвета. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.3.5.           Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. 4.3.6.           Медалью ордена равноапостольного князя Владимира награждаются клирики за многолетнее усердное служение в священном сане, а также миряне за заслуги перед Русской Православной Церковью. 4.4.            Статут ордена Славы и чести

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Таким образом, они сделались такими бесспорными хозяевами в Италии, что тамошние маленькие князьки обращались к ним за защитой от возмущений, грозивших их правлению. Хотя в других странах влияние их не было так явно, но оно было столь же велико. Иезуиты пользовались им для увеличения числа своих заведений, как в Старом, так и в Новом Свете. В эту блаженную пору исполнилось сто лет со времени основания ордена. В1636 году Вителлески разослал всем провинциалам циркулярное предписание о праздновании этой годовщины во всех заведениях ордена. Были приложены все старания, и в течение четырех лет все литературные таланты ордена изо всех сил готовились к достойному восхвалению славы и добродетелей иезуитов. Столетний юбилей праздновался в 1640 году. Таким образом, в продолжение четырех лет сочинялись хвалебные стихотворения и речи в честь ордена; большинство из них забыты, но фламандские иезуиты сумели сохранить их для потомства, собрав в книгу под заглавием «Imago primi saeculi» («Картина первого века») отпечатанную in folio в знаменитой типографии Плантена с многочисленными гравюрами, изображающими образцовых представителей добродетели, надежд и славы ордена. Книга состоит из рассказов, речей и стихотворений на разных языках. Все эти сочинения отличаются не столько талантом, сколько восторженным и напыщенным тоном, педантизмом и невероятной гордостью, обнаруживающимися в каждой строчке. Конечно, они не имеют никакого исторического значения, но в них верно отразилось настроение, дух всего ордена. Поэтому история должна остановиться на мгновение над этой скучной компиляцией, из которой мы сделаем несколько извлечений. Глава IV Разные портреты иезуитов первого века. – Изображение иезуитов по «Imago primi saeculi...». – Орден заслуживает тройной венец: девства, науки и мученичества – Из скромности, он попирает ногами знаки отличия духовного сана. – Он рожден Иисусом. – Его вернейшая эмблема – солнце. – Как солнце, орден сияет во всей вселенной. – Подобно луне, он изливает ночью свои благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010