Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Пантелеимон (Луговой), митр. Уманский и Звенигородский. Фотография. 2018 г. Пантелеимон (Луговой), митр. Уманский и Звенигородский. Фотография. 2018 г. (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967, с. Копанки Калушского р-на Ивано-Франковской обл., Украина), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви. Из семьи рабочих. С 1974 по 1984 г. обучался в Калушской средней школе 3. В 1984 г. поступил на педагогический фак-т Ивано-Франковского гос. педагогического ин-та им. В. Стефаника. В 1985-1987 гг. проходил срочную военную службу. В 1987 г. продолжил обучение в Ивано-Франковском ин-те. В 1989-1990 гг. нес послушание в Гошевском Преображенском мон-ре. В 1990 г. окончил ин-т и поступил в Киевскую ДС. В 1993 г. окончил семинарию и поступил в Киевскую ДА, к-рую окончил в 1996 г. со степенью кандидата богословия за дис. на тему «Церковные братства Украины и Белоруссии как оплот Православия». В авг. того же года назначен на должность преподавателя и старшего помощника инспектора КДАиС. 21 сент. Криворожским и Никопольским еп. Ефремом (Кицаем ; ныне митрополит) рукоположен во диакона, 9 нояб. Киевским и всея Украины митр. Владимиром (Сабоданом) - во иерея. С нояб. 1996 по сент. 2005 г. находился в составе духовенства КДАиС. 20 марта 1997 г. архим. Митрофаном (Юрчуком ; ныне митрополит) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. С 1 авг. 1997 по 29 авг. 2004 г.- секретарь Ученого совета КДА. В 1999 г. возведен в сан архимандрита. С 29 мая 2000 г.- доцент, с мая 2001 г.- заведующий кафедрой общецерковной истории КДА, к-рую возглавлял до сент. 2005 г. С сент. 2005 по 17 окт. 2007 г.- клирик киевского во имя великомученика Пантелеимона женского монастыря (Феофания) . С сент. 2005 по сент. 2007 г.- преподаватель и доцент кафедры философии, политологии и права Киевского славистического ун-та. Определением Синода УПЦ от 18 окт. 2007 г. избран епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. 19 окт. в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры митр. Владимир (Сабодан) возглавил архиерейскую хиротонию П. С 2010 г. включен в состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ. 28 авг. 2014 г. возведен в сан архиепископа. 23 дек. того же года переведен на Шепетовскую и Славутскую кафедру. 24 июня 2015 г. утвержден в должности настоятеля Городищенского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 янв. 2016 г. освобожден от управления Шепетовской епархией и назначен управляющим Уманской и Звенигородской епархией . 17 авг. 2018 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2578860.html

митр. Владимира. 1918. С. 31). Митр. Владимир воспринял данный ультиматум как личное оскорбление. 7 янв. 1918 г. в Киеве открылся Всеукраинский православный церковный Собор . В связи с началом боев за Киев между силами Центральной рады и красногвардейскими отрядами под командованием М. А. Муравьёва 19 янв. Собор прекратил свою работу. 23 янв. красногвардейцы вошли в Киево-Печерскую лавру, а вечером 25 янв., накануне взятия Киева отрядами Муравьёва, был убит пребывавший в лавре митр. Владимир. 29 янв. Н. участвовал в его отпевании в Успенском соборе лавры, к-рое возглавил Тифлисский митр. Платон (Рождественский) . Н. известил патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) об убийстве митр. Владимира. 22 февр. 1918 г. патриарх и Синод поручили Н. временное управление Киевской епархией. Через нек-рое время он совершил поездку в Москву и доложил патриарху Тихону об обстоятельствах гибели митр. Владимира и о ситуации в епархии. Из Москвы он вернулся с патриаршим указом, вносящим нек-рые изменения в недавно принятые правила избрания епархиального архиерея. 1 марта 1918 г. Киев был занят нем. войсками и силами Центральной рады. Вскоре правительство Центральной рады было свергнуто и к власти на Украине при нем. поддержке пришел гетман ген. П. П. Скоропадский. Вечером 28 апр., накануне переворота, Скоропадский встретился с Н. Позднее он вспоминал: «Я с ним (Никодимом.- Н. З.) долго разговаривал, посвятил его в сущность переворота; он меня благословил» ( Скоропадський. 1995. С. 154). 29 апр. киевское духовенство во главе с Н. приветствовало гетмана Скоропадского в Софийском соборе. Позднее гетман изменил свое отношение к Н. на отрицательное, что было связано с ролью епископа при избрании нового главы Киевской епархии. Гетманское правительство оказывало на Н. сильнейшее давление с целью заставить его отказаться от выборов Киевского архиерея до созыва новой сессии Всеукраинского Собора. Однако 19 мая созванное Н. епархиальное собрание избрало Харьковского митр. Антония (Храповицкого) на Киевскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Сергия). В Послании говорилось: «Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас апостол (Рим 13. 5)» (Акты свт. Тихона. С. 512). 27 июля А. подписал Послание вместе с митр. Сергием и др. архиереями. Вспоминая впосл. об этом событии, А. говорил: «Когда преосвященный Сергий принял на себя управление Церковью, он подошел эмпирически к положению Церкви в окружающем мире и исходил тогда из существующей действительности, и я был совершенно согласен с ним. Все мы, окружавшие его архиереи, были с ним согласны. Мы всем Временным Синодом подписали Декларацию 1927 г. в полном убеждении, что выполняем свой долг перед Церковью и ее паствой» (цит. по: Казем-Бек. С. 98). 9 апр. 1930 г. А. было присвоено право ношения креста на клобуке. 18 мая 1932 г. отмечалось 5-летие со дня учреждения Временного Синода, А. был возведен в сан митрополита с титулом Старорусский. 11 авг. 1933 г. после того как митр. Арсений был переведен на Ташкентскую кафедру, А. стал титуловаться митрополитом Новгородским и Старорусским. Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в. Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в. 5 окт. 1933 г., после ухода на покой митр. Ленинградского сщмч. Серафима (Чичагова), А. был переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией. С этого времени А. занял по старшинству чести четвертое место в иерархии РПЦ того времени после Патриаршего Местоблюстителя митр. Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского), Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и митрополита Киевского и Галицкого. 30-е годы были чрезвычайно тяжелым временем для РПЦ. В 1935 г. власти запретили деятельность Синода, церковная орг-ция была почти полностью разрушена. К 1939 г. в РПЦ на свободе оставались 4 правящих епископа, включая А. В 1938 г. в Ленинграде было ок. 10 священников, в 1941 г. в городе действовали православные Николо-Богоявленский и Князь-Владимирский соборы, церкви Волковского, Большеохтинского, Серафимовского кладбищ и ц.

http://pravenc.ru/text/64694.html

О церковном священноначалии/Пер. с греч. [иеромонаха Моисея (Гумилевского)]. М., 1787. 104. Доброхотов В. И. Древний Боголюбов: Город и монастырь с его окрестностями. М.,1852. 105. Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском: Соборы. М., 1849. 106. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1. 107. Древнейшие русские святцы при Остромировом Евангелии//Христианское чтение. СПб., 1852. Ч. 1. С. 485—517. 108. Древнерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни: Поучение 2/Подгот. и послесл. К. И. Невоструева//Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 117—127. 109. Древности Российского государства. М., 1849—1853. 6 т. 110. Дух Нестора, или избранные места из его сочинений: 1) Из жития святых Бориса и Глеба; 2) Убиение Бориса и Глеба; 3) Из жития Феодо-сиева II Русский исторический сборник Общество истории и древностей российских. М., 1842. Т. 4. Кн. 4. С. 438—480 . 111. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1831. 4 ч. 112. Евгений (Болховитинов), митр. О древностях, наиденных в Киеве//Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152—163. 113. Евгений (Болховитинов), митр. О личных собственных именах у славяноруссов//Там же. С. 65—76. 114. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением русских грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1831. 115. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825. 116. Евгений (Болховитинов), митр. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому//Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122—129. 117. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. 2-е изд., испр. и доп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 февраля 2023 года 25. Вторник. Свт. Григория Богослова , архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского , Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бодрый язык твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Прибытие из Константинополя нового митр. Киевского и всея Руси Исидора 1430–1447 1438–1445 Междоусобная война в великом княжестве Московском между вел. кн. Василием II и его дядей, звенигородским и галицким кн. Юрием Дмитриевичем, а затем сыновьями последнего – Василием Косым и Дмитрием Шемякой Ферраро-Флорентийский Собор с участием византийских иерархов и митр. Киевского и всея Руси Исидора, принявший в 1439 г. унию с Западной Церковью 1441–1442 Митр. Исидор, подписавший Флорентийскую унию, не был принят в Москве, бежал в Тверь, затем в Литву и далее в Рим Набег казанского хана Улу-Мухаммеда на Русь Избрание Собором русских епископов свт. Ионы, еп. Рязанского, митрополитом Киевским и всея Руси 1445–1446 Вел. кн. Василий II захвачен в плен кн. Дмитрием Шемякой и ослеплен Окончание междоусобной войны за московский стол. Торжественный въезд вел. кн. Василия II Васильевича (Темного) в Москву Посвящение нареченного митр. Ионы Собором русских архиереев в митрополиты Киевские и всея Руси, что положило начало фактической самостоятельности Русской митрополии 2990 Список составлен игуменом Андроником (Трубачевым) . Курсивом в списке выделены имена подвижников благочестия. Об источниках, использованных автором, см. Предисловие к списку «Святая Русь» (кн. 2 наст. изд. М., 1995. С. 650–651). В списке «Святая Русь» кн. 2 наст. изд. (М., 1995) на с. 650–662 пропущены имена: св. блж. кн. теребовольский Василий († 1124, 25 августа); св. блгв. княжич черниговский Димитрий, мученик († 31 мая 1223, 26 октября); свт. Иоасаф, еп. Владимира Волынского († после 1229 г., 19 ноября). 2992 Перенос официально утвержден Константинопольским патриархом в 1354 г. с сохранением титула «митрополит Киевский и всея Руси». 2993 В перечне епископий, подвластных митр. Киевскому и всея Руси, написанном митр. Исидором (не позднее 1458 г.), упоминаются также Подольская и Самборская епархии, одна из которых, вероятно, совпадает с Галицкой (см. воспроизведение этого перечня на с. 348 наст. изд.). – Ред. 2994 Список составлен Д. А. Баловневым и А. В. Назаренко на основе исследований: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии. Почаев, 1893 с поправками и добавлениями. В квадратные скобки заключены имена архиереев, надежно не засвидетельствованные источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

и подвергать телесному наказанию в собственном смысле этого слова». 491 Так, в 1004 г. «митр. Леонт (киевский) посади в темницу инока Андреяна скопца: укоряше бо сей церковныя законы и епископы и пресвитеры и иноки». Киевский митр. Клим (1147–1155 г.) за непризнание его митрополитом посадил в заключение в Печерский монастырь св. Нифонта, еписк. новгородского. Киприан, митр. московский, за отказ в месячном суде и обычных при этом «пошлинах» подвергнул (в 1401 г.) Иоанна, еп. новгород., епископскому соборному суду и «посади за сторожи» в Чудове монастыре, где он высидел 3 года и 4 месяца. Это еще сравнительно легкие наказания, а были и тяжкие. В 1055 г. новгородский еписк. Лука Жидята, оклеветанный своими врагами, был вызван киевским митрополитом, осужден им и просидел в заключении 3 года, но потом оправдался и вернулся на кафедру, при чем одному из клеветников «Дудице холопу оскомины – урезаша ему носа и обе руце». Феодора, еписк. ростов., возведенного, вопреки воле митрополита киевского и всех русских епископов, кн. Андреем Боголюбским в митрополиты Владимирские (1169–1172 г.), и впоследствии им самим выданного, киев. митр. Константин 2-й предал жесточайшей казни, как злодея и еретика, именно: ему урезали язык, отсекли правую руку, вынули очи и затем – если не сам он после всего этого умер, – совсем казнили. Св. Иона митр. (1448–1461 г.г.) за неисполнение преп. Пафнутием Боровским какого-то его распоряжения «би жезлом своим» и затем приказал посадить в темницу. Новгородский архиеп. Геннадий в своем послании к московскому собору епископов, отлучившему от Церкви и проклявшему еретиков жидовствующих 17 окт. 1490 г. требовал беспощадной их казни чрез сожжение или повешение. Того же требовал (и добился) от кн. Иоанна Васильевича по отношению к этим еретикам и московский митр. Симон с большинством духовенства, а особенно с преп. Иосифом Волоколамским. По словам последнего, великий князь, действительно, «повеле овех огню предати, овехже языки урезати и инеми казньми казнити».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Прп. Дионисий Глушицкий Заложение белокаменного Кремля в Москве 1368, 1370, 1372 Походы на Москву кн. Ольгерда, союзника тверского кн. Михаила Александровича Основан Симонов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы до 1375 г. Поход московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича на Тверь. Признание тверскими князьями старшинства Москвы и отказ их от притязаний на великое княжение Владимирское Основан Новоезерский Авраамиев мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1375–1406 Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси (с перерывами) ок.1376 г. Прп. Сергий вводит общежительный устав в Троицкой обители; начало возрождения киновии на Руси 1377–1392 Вел. кн. литовский Ягайло После кончины свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси, св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не принял митр. Киприана и послал своего духовника Михаила (Митяя) в Константинополь за посвящением в митрополиты Битва на р. Воже в Рязанской земле – первая военная победа московских войск над татарами ок.1379 г. Основан Новый Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кончина Митяя по пути в Константинополь. Посвящение Пимена в митрополиты 1380, 8 сентября Московская рать под предводительством св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского разбила войско Золотой Орды под предводительством Мамая на Куликовом поле. Установление дня памяти павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26 октября). Св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не признал митр. Пимена, сослал его в монастырь и вызвал в Москву свт. Киприана. Разорение Москвы ханом Тохтамышем Свт. вел. кн. Димитрий Иоаннович изгнал свт. Киприана из Москвы и временно вернул митр. Пимена Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты Учреждение Пермской епархии Кон. 1384 – нач. 1385 г. Низложение в Москве митр. Пимена послами Константинопольского патриарха 1385–1386 Киевская уния между Литвой и Польшей: создание федеративного Польско-Литовского государства. Ягаило становится королем Польским

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отделение II. Краткая летопись Собора § 7. Период до-Татарский годы от Р.Х. годы Собора Посвящён в Соборе митр. Иларион из Русских и русскими епископами Апреля 14 погребён здесь же В. Кн. Всеволод Ярославович Скончался и погребён Владимир Мстиславич Июля 23, посвящён Русскими епископами митр. Климент Погребён здесь же Вячеслав Владимирович По взятии Киева Мстиславом Андреевичем и другими князьями, во время трёхдневного разграбления сего города, ограблен был и Собор Разорение Киева Изяславом Мстиславовичем § 8. Период Татарский год от Р.Х. год Собора Разорение Киева Батыем. С сего времени Собор остаётся надолго в запустении. Самый город почти был оставлен, так что путешественники (1247 г.) видели в нём не более 200 бедных домов 27 . Около 10 лет митрополита совсем не было, и едва ли могло быть Богослужение в разорённом Соборе 1250–1280 214–244 Митроп. Кирилл III, хотя жил большей частью во Владимире на Клязме, куда перенесли и престол свой В. Князья, посещал и Киев (особенно в 1274 и 1280), и даже погребён, по завещанию его, в Киевском Соборе 28 . Из сего видно, что разорённый Собор при сем митрополите несколько исправлен и опять совершалось в нём Богослужение 1283–1305 247–269 Митрополит Максим, по причине набегов Татарских, не мог жить в Киеве, и в 1299 г., утвердился во Владимире. Он был и в Орде, и получил Ханский ярлык в пользу церкви и духовенства Св. митр. Пётр, после посвящения жил несколько времени в Киеве, но также перешёл во Владимир, а в 1325 году поселился в Москве 29 § 9. Период Литовский год от Р.Х. год Собора Кн. Литовский Гедимин, овладев Княжеством Киевским, поставлял в нём наместниками своими Князей православного исповедания, при которых не могло быть стеснения Богослужению и в Соборе Киевском 30 . Киевские, впрочем, митрополиты, живя в Москве и имея в Киеве своих наместников, редко посещали его, м. Феогност посещал Киев в 1330, 1331 и 1347 годах 1354–1378 318–340 Это время особенно благоприятно могло быть для Киевской паствы и Собора, потому что в эти 22 года, управляя церковью всероссийской, управлял и Киевской паствой Св. митр. Алексий, бывший прежде митрополичьим наместником Киевским. 1359 г. он обозревал Киевскую епархию. За два года до его смерти, т. е. до 1578 г., посвящён особый митр. Киевский – Киприан

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

287 Как мы увидим в разделе 9.4, архим. Гурий придавал большое значение монашеской миссии среди ламаистов. 300 Хроника 1913 В. 681. Сергий (Страгородский ; 11.01.186715.05.1944). 1890 – окончил СПбДА, иеромонах, член Японской дух. миссии. 1893 – доц. СПбДА, инсп. МДА. 1894 – наст. посольской ц. в Афинах, архимандрит. 1895 – магистр богосл. 1897 – пом. нач. Японской миссии. 1899 – инсп. СПбДА, 1901 – ректор. 1901 – еп. Ямбургский, вик. Санкт-Петербургской епархии. 19051917 – еп. Финляндский и Выборгский. 1905 – архиеп. 1917 – митр. Владимирский и Шуйский. Член Собора 19171918 гг. по должности и по участию в Предсоборном совете. 19221924 – в обновленческом расколе. 19241934 – митр. Нижегородский и Арзамасский. 19251936 – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 1926 – в заключении. 19371943 – патриарший местоблюститель. 19341943 – митр. Московский и Коломенский. 19431944 – патриарх Московский и всея Руси (Обзор I. 376377). 301 Причины, по которым архиеп. Сергий оставил этот пост, нам неизвестны. Согласно позднейшему свидетельству А.А. Савича (Савич. 3536) и митр. Мануила (Лемешевского) (Мануил VI. 169), архиеп. Сергий уволен «по его настоятельной просьбе». Осенью 1918 года митр. Сергий возглавил вновь образованный Миссионерский совет при Св. Синоде (см.: 13.1). 302 См.: Определение 1915. Иннокентий (Ястребов; 16.07.186722.05.1928). 1892 – окончил КазДА, канд. богосл., иеромонах. 1905 – архимандрит, и. д. доцента, доц. КазДА. Преподавал историю миссии, этнографию монгольских племен и калмыцкий яз. 1906 – еп. Каневский, вик. Киевской епархии. Пред. Киевского отделения СРН. 1910 – ректор КДА. 1914 – наст. Киевского Благовещенского м-ря. 1914 – еп. Полоцкий и Витебский. 1915 – постоянно присутствующий член Синода, пред. Миссионерского совета. 1915 – упр. на правах настоятеля московского Донского м-ря. 19151920 – еп. Полоцкий и Витебский. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1922 – выслан в Кубанскую область. 1926 – архиеп. Ставропольский и Кубанский. 1927 – архиеп. Астраханский (Обзор I. 297).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010