Поскольку проведение Архиерейского Собора УПЦ в Киеве не представлялось возможным из-за прямых угроз со стороны митр. Филарета и националистически настроенных политиков, 27-28 мая 1992 г. митр. Никодим провел Собор в Харькове. На Собор приехали 18 укр. правосл. архиереев, митр. Филарет не явился. Собор внес поправки в Устав УПЦ, касающиеся митрополита Киевского и всея Украины. В частности, были упразднены пункты о пожизненности титула предстоятеля УПЦ и о том, что он должен избираться только из числа архиереев УПЦ. Основным деянием Харьковского Собора было смещение Филарета (Денисенко) с поста предстоятеля УПЦ с почислением за штат. В качестве предсудебной меры Архиерейский Собор УПЦ запретил Филарета в священнослужении вплоть до окончательного решения по этому вопросу кириархальной Церкви. Новым предстоятелем УПЦ большинством голосов (16 из 18) был избран Владимир (Сабодан), митр. Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Московской Патриархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митр. Владимира особой грамотой на предстоятельское служение. Определение Архиерейского Собора УПЦ об избрании Владимира митрополитом Киевским и всея Украины было с одобрением принято всеми Поместными правосл. Церквами. 10 июня 1992 г. в Киево-Печерской лавре состоялось собрание клириков К. е., к-рое возглавил духовник епархии прот. Михаил Бойко. Собрание приняло неск. обращений, в к-рых выразило свою поддержку решениям Харьковского Собора. Духовенство Киевщины направило телеграмму новоизбранному митр. Киевскому и всея Украины Владимиру со словами приветствия и призывом к скорейшему вступлению в управление К. е. 11 июня 1992 г. в Даниловом монастыре в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II был проведен специально созванный Архиерейский Собор РПЦ (см. Архиерейский Собор РПЦ 11 июня 1992 г. ), на к-ром вновь рассматривалась церковная ситуация на Украине. 10 июня на собрании 16 укр. правосл. епископов было составлено заявление с характеристикой противоканонических действий митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

11 янв. 1918 г. на 1-й сессии ВПЦС избран товарищем председателя. Возглавлял справочное бюро (редакционную комиссию) Собора. 29 янв. участвовал в отпевании убиенного после вступления в Киев Красной Армии сщмч. митр. Владимира. В мае на Киевском епархиальном съезде участвовал в выборах правящего архиерея, при этом кандидатуру Д. активно поддерживали сторонники автокефалии. При 2-м голосовании получил 117 голосов; 164 голосами на Киевскую кафедру был избран митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) . В июне, во время 2-й сессии Всеукраинского Церковного Собора, Д. избран председателем комиссии по украинизации, однако фактически комиссия не работала. В дек. 1918 г., после занятия Киева войсками Украинской директории, прекращения работы ВПЦС, ареста и высылки в Галицию митр. Антония, Д. стал членом Конторы Свящ. Собора епископов Украины. Вместе с др. членами конторы во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским) отказался признать объявленную директорией автокефалию Украинской Церкви. В 1919 г., возможно, выезжал на Сев. Кавказ, имеются сведения об управлении Д. Кубанской епархией; по др. данным, в том же году управлял Екатеринославской епархией. В 1921 г. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии, по-прежнему был настоятелем Николо-Пустынного мон-ря. Участвовал в заседаниях Собора епископов Украины, созывавшихся экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) . Вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями увещевал сторонников В. Липковского (Липкивского), провозгласивших создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В авг.-сент. 1922 г. участвовал в совещании правящих епископов Украины с участием представителей клира и мирян; был избран членом комиссии по переговорам с УАПЦ. В сент. того же года вместе с митр. Михаилом участвовал во встрече с прибывшими в Киев представителями «Живой церкви» , на к-рой киевские архиереи решительно отказались присоединиться к обновленчеству . 22 янв. 1923 г. митр. Михаил, предвидя арест, составил завещательное распоряжение, согласно которому в случае устранения правящего архиерея от управления епархией его должен был заменить Д., а при невозможности этого - др.

http://pravenc.ru/text/178147.html

Второй день Доклад митрополита Киевского Владимира об украинском Православии 25 июня, во второй день работы Собора с докладом выступил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . Отметив постоянный рост Украинской Церкви, докладчик привёл в подтверждение этому статистические сведения. Украинская Церковь к 2008 году состояла из 43 епархий, которые управлялись 54 архиереями, насчитывала ок. 10 900 общин, 8 962 священнослужителя, 20 духовных учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ; 4 650 монашествующих подвизались в 175 монастырях. Митр. Владимир обратил внимание Собора на активность информационной деятельности УПЦ, являющейся учредителем 52 печатных и 67 интернет-изданий; под патронатом Украинской Церкви действует православный медиа-холдинг «Глас», создавший профессиональный православный телеканал. Особое место в докладе митр. Владимира было уделено объединительной миссии УПЦ в украинском обществе, разделённом в культурном отношении, и её борьбе с проблемами современности: национализмом, секуляризмом, идеологией потребительства. Говоря о проблеме церковных расколов на Украине, митр. Владимир подчеркнул, что священноначалие Украинской Церкви готово обсуждать вопросы, связанные с преодолением раскола, но не изменение канонического статуса УПЦ. Касаясь проблемы церковно-государственных отношений на Украине, митр. Владимир отметил случаи игнорирования позиции УПЦ некоторыми представителями государственной власти, участвующими в процессе преодоления расколов. В заключение митр. Владимир выразил надежду на более конструктивное сотрудничество с властью в разрешении таких насущных проблем, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, предоставление Церкви статуса юридического лица с возвращением отобранного у неё имущества. Доклад митрополита Кишиневского Владимира о Православной Церкви в Молдавии Митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) начал свой доклад с приведения статистических данных. Если до 1988 г. в епархии действовали 194 прихода и один женский монастырь, то в 2008 г. в Кишинёвско-Молдавской митрополии насчитывалось 1277 приходов, 42 монастыря, 8 скитов и 8 духовных школ. Православная Церковь в Молдове разделена на 6 епархий и управляется четырьмя епархиальными архиереями и одним викарием.

http://drevo-info.ru/articles/27708.html

25. Среда. Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского, Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бодрый язык твой...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-07/

С присущей ему энергией З. взялся за организацию работы мин-ва исповеданий, в ведение к-рого входили в высшей степени сложные вопросы, связанные с финансированием Церкви и духовных учебно-образовательных заведений. По инициативе З. при мин-ве был учрежден Ученый комитет (июнь 1918), к-рый должен был осуществить перевод Свящ. Писания и богослужебных книг на укр. язык; была создана комиссия по реформе высшей духовной школы и подготовлен проект нового устава ДА, к-рый предполагал подчинение КДА Киевскому митрополиту, а по адм. вопросам мин-ву исповеданий, признавал автономию КДА в вопросах выбора ректора и назначения профессоров и преподавателей. Хотя новый «Временный Устав КДА» был разработан в процессе сложных переговоров, в к-рых принимал участие ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) , он встретил полное неприятие со стороны митр. Антония (Храповицкого) , Тем не менее в авг. 1918 г. З. настоял на его утверждении в правительстве, и Устав был подписан гетманом Скоропадским. Др. сложный вопрос касался разрабатываемого в мин-ве исповеданий устава средней духовной школы (семинарии), реформирования уч-щ и церковноприходских школ. В сложной церковно-политической и общественной ситуации, сложившейся в тот период на Украине после убийства митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , З. выступал против избрания нового митрополита Киевского на епархиальном собрании, за созыв Всеукраинского Православного Церковного Собора, на к-ром, по его мнению, следовало избрать первосвятителя Украинской Церкви и продолжить рассмотрение вопроса об автономизации как меры, к-рая должна была предотвратить «автокефалию» (Там же. С. 75). По избрании на епархиальном собрании митрополитом Киевским Антония (Храповицкого), З., проводя политику гетмана Скоропадского, пытался помешать утверждению этого решения Патриархом Тихоном ; несмотря на положительную резолюцию Патриарха и ВЦУ, считал это избрание незаконным (Там же. С. 85). 10 июля 1918 г. на очередном заседании 2-й сессии Собора З. в качестве министра исповеданий произнес речь, в к-рой перед Собором была поставлена задача «установления церковной автономии» (Там же. С. 101). Реформаторские проекты З. вызывали отрицательное отношение со стороны ряда архиереев, и в особенности митр. Антония (Храповицкого), сохранявшего верность идеалу монархии, противника автономии Украинской Церкви и к.-л. контроля за деятельностью церковных учебных заведений со стороны мин-ва исповеданий. Благодаря поддержке участников 2-й сессии Собора митр. Антонию (чьи полномочия митрополита Киевского были вновь подтверждены) удалось отклонить предложения о реформе духовных школ, подготовленные Учебной комиссией, еп. Василием (Богдашевским) и З., а письма митр. Антония гетману Скоропадскому с жалобой на притеснение Церкви со стороны министра исповеданий стали одной из причин отставки З. Об этом З. писал: «...фактически он (митр. Антоний.- А. К.) добился того, что меня сменил Лотоцкий, который ввел автокефалию Украинс(кой) Церкви» (Там же. С. 168).

http://pravenc.ru/text/199739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († кон. 1472 - зима 1472/73, Новгородок, совр. Новогрудок, Белоруссия), митр. Киевский (см. Западнорусская митрополия ). В посланиях митр. Киевского и всея Руси свт. Ионы во 2-й пол. 50-х гг. XV в. Г. упоминается как ученик и протодиакон Киевского митр. Исидора , сопровождавший его в поездке на Ферраро-Флорентийский Собор , вернувшийся вместе с ним в Москву и затем бежавший из Руси. Позднее Г. упоминается как настоятель мон-ря вмч. Димитрия в К-поле. Ранее, до поставления на митрополичью кафедру, эту обитель возглавлял Исидор; вероятно, Г. был в то время монахом этого мон-ря и там произошло их знакомство. Прозвище Г.- Болгарин - известно только по сочинениям униатских писателей XVII в.; весьма возможно, что Г. был греком. 15 окт. 1458 г. Г. был поставлен на Киевскую митрополичью кафедру в Риме находившимся там в изгнании униатским К-польским патриархом Григорием III Маммой . На поставлении Г. настаивал папа Каллист III , подтвердительную грамоту выдал 11 сент. 1458 г. его преемник Пий II . Митр. Исидор отказался в пользу Г. от той части общерус. митрополии, к-рая находилась в пределах Литовского великого княжества и Польского королевства и включала Черниговско-Брянскую, Смоленскую, Полоцкую, Туровскую, Перемышльскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Холмскую и Галицкую епархии. Новая митрополия должна была называться «Киевская, Литовская и всея Руси». Тогда же папа Пий II просил литов. вел. князя и польск. кор. Казимира IV Ягеллончика , чтобы он не допускал на территорию своего гос-ва правосл. митр. Иону, к-рому эти епархии ранее подчинялись. Однако этот план был вскоре изменен. Собравшийся в дорогу Г. был задержан в Риме, и митр. Исидор отказался в его пользу и от «московской» части общерус. митрополии. В янв. 1459 г. папа известил об этом кор. Казимира и просил его оказать содействие Г. и папскому послу, если они захотят посетить рус. земли, находившиеся за пределами владений Казимира. Возможно, в 1461 г. Г. ездил в Варшаву и был принят кор. Казимиром.

http://pravenc.ru/text/166632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. (Шукало Роман Васильевич; 3.05.1951, пос. Рудно Львовской обл., Украина), митр. Донецкий и Мариупольский. Из религиозной рабочей семьи. В 1968 г. поступил во Львовский сельскохозяйственный ин-т. Исполнял послушание иподиакона при Львовском и Тернопольском митр. Николае (Юрике) . В 1973 г. поступил в аспирантуру Украинской сельскохозяйственной академии (Киев) на кафедру агрохимии. Впоследствии защитил канд. диссертацию. Работал преподавателем Вишнянского сельхозтехникума (Львовская обл.), был начальником районного управления сельского хозяйства. С февр. 1979 по авг. 1980 г. псаломщик в Успенской ц. Донецка. В 1980-1984 гг. учился в Одесской ДС. 15 февр. 1981 г. Херсонским и Одесским митр. Сергием (Петровым) рукоположен во диакона целибатом. Назначен служить в Петропавловский кафедральный собор Ворошиловграда (ныне Луганск). 24 окт. 1982 г. рукоположен во иерея, назначен ключарем того же собора. 3 нояб. 1986 г. определен настоятелем Свято-Николаевской ц. г. Ровеньки Ворошиловградской обл. С 1987 г. служил настоятелем Свято-Николаевского собора Старобельска, назначен благочинным 3-го старобельского округа и членом епархиального совета. В 1987-1991 гг. учился в МДА. Весной 1989 г. возведен в сан протоиерея. 5 сент. 1991 г. Синодом УПЦ избран на должность епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. 22 сент. 1991 г. в Киево-Печерской лавре был пострижен в монашество с именем в честь прп. Илариона , схимника Киево-Печерского. 27 сент. того же года в киевском Крестовоздвиженском храме возведен в сан архимандрита. 29 сент. 1991 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. С 22 янв. по 6 апр. 1992 г. был временно управляющим Черновицкой и Буковинской епархией. 6 апр. 1992 г. назначен епископом Херсонским и Таврическим. 23 нояб. 1995 г. возведен в сан архиепископа. 12 сент. 1996 г. назначен на Донецкую и Мариупольскую кафедру с сохранением управления Херсонской епархией. И. подготовил материалы к прославлению канонизированного УПЦ в 1998 г. Готского и Кефского митр. свт. Игнатия, по преданию бывшего основателем Мариуполя. И. является священноархимандритом Святогорской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры . 11 июня 1997 г. И. освобожден от управления Херсонской епархией, назначен временно управляющим Горловской епархией. 23 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. 24 янв. 2007 г. освобожден от управления Горловской епархией.

http://pravenc.ru/text/389211.html

Всероссийский Собор это предложение одобрил. Во главе делегации был поставлен владевший укр. языком митр. Платон (Рождественский). В ее состав вошли бывш. товарищ министра исповеданий проф. С. А. Котляревский, религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой , свящ. Иаков Ботвиновский и К. Мирович. Делегации предстояло принять участие во Всеукраинском Соборе и провести переговоры с правительством Центральной рады и церковными орг-циями Украины с целью умиротворения церковной жизни. Получив сообщение об обращении ВПЦР «К украинскому народу», делегация немедленно выехала из Москвы в Киев. Опасаясь не добиться перевеса на предстоящем Всеукраинском Соборе, сторонники автокефалии предприняли ряд непоследовательных действий, в т. ч. попытались получить благословение Патриарха Тихона на проведение Собора. Патриарх принял для беседы прибывшую в Москву 12 дек. 1918 г. делегацию ВПЦР во главе со свящ. А. Марычевым. Впосл. в кругах укр. автокефалистов бытовало предание, что свт. Тихон якобы благословил членов рады на проведение Собора, однако подтверждающих этот факт документов не обнаружено. Напротив, согласно утверждению Харьковского митр. Антония (Храповицкого), Патриарх заявил, что об автокефалии Украинской Церкви не может быть и речи, но согласился на ее широкую автономию. Делегация представителей Патриарха и Всероссийского Собора прибыла в Киев, и 20 дек. 1917 г. митр. Платон официально уведомил митр. Владимира и всех правящих архиереев укр. епархий о проведении Всеукраинского Собора в Киеве. Делегатов на него предлагалось выбирать по той же схеме, что и на Всероссийский Собор: помимо епископата от епархиального города или уезда - священник, диакон (или псаломщик) и 3 мирянина, от Киевской ДА - 3 представителя, от семинарий, др. духовных учебных заведений и мон-рей - по 1. Позже было решено, что по 1 делегату на Собор направят и воинские части. Стремясь предотвратить влияние ВПЦР на работу Собора, митр. Платон уведомил раду, что Собор будет проведен на канонических основаниях - его созовут и возглавят епископы; члены ВПЦР могут принять в нем участие наравне с представителями др. церковных орг-ций Киева, за исключением лиц, участие к-рых в Соборе невозможно по каноническим причинам. Он резко осудил решение ВПЦР не признавать постановления Всероссийского Собора и прекратить поминовение Патриарха Тихона за богослужением. Владыка отмечал, что вопрос об автокефалии Украинской Церкви не имеет под собой канонических и исторических оснований, решить его можно лишь на основе свободного волеизъявления всей укр. паствы. Митр. Платон предупреждал о неоднозначном отношении к идее автокефалии в церковном народе, что было чревато расколом, и вновь повторял, что Украинская Церковь может ограничиться автономией с правом полного внутреннего самоуправления.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Архив: Послужный список о. Н. Тихомирова (19211956). АЕУА. Лит.: Ковалевский П. Протодиакон Николай Тихомиров. ЦВ. 1956. 4 (61) Ковалевский П.Е. Протодиакон Николай Тихомиров (некролог). РМ. 3.5.1956. 894 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Тихон ( Лященко Тимофей Иванович ; 1875, Воронежск. губ. – 11.2.1945, Карлсбад, Германия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Воронежскую Духовную семинарию (1895), женился, священник на приходах Воронежской епархии (1895), овдовев, поступил в Киевскую Духовную академию (1905), которую окончил со степенью кандидата богословия (1909), оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре патрологии (1909), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Жизнь и деятельность Св. Кирилла Александрийского » (1910), приват-доцент Киевской Духовной академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия (1910), экстраординарный профессор Киевской Духовной академии (19121918), пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита (1914), инспектор Киевской Духовной академии (19141918), эмигрировал в Болгарию (1919), настоятель Св.-Николаевского русского храма в Софии (19201921), назначен архиеп. Евлогием ( Георгиевским) на должность настоятеля Воскресенской церкви в Берлине (19211938), член Берлинского Св.-Владимирского братства, участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), благочинный русских приходов в Германии (1.12.1922), епископ Берлинский, викарий Западно-Европейской епархии для приходов в Германии (28.4.1924), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, откололся от митр. Евлогия в 1926 и был назначен Архиерейским Синодом РЗЦ на должность епархиального архиерея новосозданной Германской епархии с местопребыванием в Берлине (1.7.1926), отстранен от всех должностей митр. Евлогием с запрещением в священнослужении (11.7.1926), возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РЗЦ (28.9.1936), председатель Учебного комитета при Архиерейском Синоде (26.10.1937), уволен на покой (24.2.1938), проживал в сербском монастыре Раковица под Белградом, эмигрировал в Карлсбад вместе с митр. Анастасием (Грибановским) (1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Соборе в связи с антицерковной политикой большевиков после окт. 1917 г. С 28 марта по 24 авг. 1918 г. М. входил в состав соборной комиссии, рассматривавшей случаи гонений на Церковь со стороны советских властей. 2 апр. 1918 г. на соборное рассмотрение было внесено составленное М. и подписанное вместе с ним еще 86 членами Собора заявление о необходимости противодействия «церковному большевизму» (так назывались выступления части духовенства и паствы под революционными лозунгами при поддержке новых гражданских властей против законной церковной иерархии). М. расценивал «церковный большевизм» как «пагубную измену ради личных выгод и материального интереса» и выступал за решительную борьбу с этим явлением. 18 апр. 1918 г. после доклада М. было принято соборное постановление «О мероприятиях к прекращению нестроений церковной жизни». В нем архиереи, иереи, монашествующие и миряне, противившиеся законному церковному руководству и при этом обращавшиеся за поддержкой к гражданской власти и через то навлекавшие гонения на Церковь, осуждались как «непокорники и противники церковные». Священнослужителей, виновных в подобных деяниях, предписывалось запрещать в служении, а при отсутствии покаяния - снимать с должности и лишать духовного звания, мирян отлучали от Церкви. 9(22) февр. 1918 г., после получения Собором сведений о мученической кончине Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского ; † 25 янв./7 февр. 1918), М. вместе с др. членами Собора подписал заявление о принятии мер к расследованию обстоятельств смерти митр. Владимира. 10(23) февр. на соборном заседании М. был уполномочен на поездку в Киев для получения сведений о гибели митр. Владимира. 13(26) февр. Соборный совет отменил решение о поездке М. в связи с приездом в Москву Черниговского митр. Платона (Рождественского), к-рый находился в Киеве во время гибели митр. Владимира. Однако в своем выступлении на заседании 14(27) февр. М., вновь настаивая на необходимости отправки в Киев соборных представителей, доложил Собору известные ему факты, связанные со смертью митр.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010