Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Никодим (Горенко), митр. Житомирский и Новоград-Волынский. Фотография. 2017 г. Никодим (Горенко), митр. Житомирский и Новоград-Волынский. Фотография. 2017 г. (Горенко Виктор Васильевич; род. 26.02.1972, с. Залесье Чернобыльского р-на Киевской обл.), митр. Житомирский и Новоград-Волынский. С 1980 г. жил с семьей отца в г. Чернобыле. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. семья была эвакуирована в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. В 1987 г. поступил в Криворожское муз. уч-ще, к-рое окончил в 1991 г. по специальности «учитель музыки и пения». В 1991-1993 гг. проходил срочную военную службу. В 1995 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, с июля 1996 г. нес послушание у Владимир-Волынского и Ковельского еп. Симеона (Шостацкого ; впосл. митр.). 14 дек. 1996 г. рукоположен еп. Симеоном во диакона в храме во имя Всех преподобных Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. 25 дек. 1996 г. назначен диаконом Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимир-Волынского. 10 дек. 1998 г. был возведен в сан протодиакона. В 1998-2002 гг. заочно обучался в КДС, затем в КДА. В 2011 г. был удостоен в КДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Владимир-Волынский Успенский кафедральный собор, как духовное и историко-культурное наследие Православия на Руси». 3 июня 2001 г. в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимир-Волынского еп. Симеоном был рукоположен во иерея. 2 марта 2002 г. в этом же храме Вышгородским еп. Павлом (Лебедем ; впосл. митрополит) пострижен в монашество с наречением имени в честь праведного Никодима, тайного ученика Христа. 19 мая 2002 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) возведен в сан игумена, 24 сент. 2003 г.- в сан архимандрита. 27 авг. 2006 г. Н. был назначен секретарем Владимир-Волынской епархии. 31 мая 2007 г. избран епископом Шепетовским и Славутским. Хиротонию 4 июня 2007 г. в трапезном храме Киево-Печерской лавры возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир. 12 июня того же года решением Синода УПЦ Н. был назначен епископом Владимир-Волынским и Ковельским. 14 июня 2011 г. переведен на Житомирскую кафедру. 22 апр. 2012 г. возведен в сан архиепископа. 28 июля 2017 г. в Киево-Печерской лавре митр. Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) возведен в сан митрополита. Н. награжден орденом свт. Николая Чудотворца (УПЦ, 2014). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565586.html

Сергия. Богатство Руси в металлах, мехах и рыбе: Niceph. Greg. Настольная грамота патр. Филофея Владимирскому еписк. Алексею на митр. Киевскую и всея Руси: Р. И. Б. VI. Митрополит Алексей отправил с послами в Константинополь Артемья Коробьина и Михаила Грека; Симеон Дементия Давидовича и Юрья Воробьина. Возвращение послов владыки Моисея: Новгор. 1. Грамота патр. Филофея Новгородскому еп. Моисею о повиновении его новопоставленному митр. Алексею: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Филофея к Новгородскому еп. Моисею о признании законным митр. Алексея: Р. И. Б. VI, Новг. Поставение патр. Филофеем и имп. Ио. Кантакузином на Русь митр. Романа. Greg. Хрисовул имп. Иоанна Палеолога с упоминанием Русских. Определение патриаршего синода о перенесении митрополичьей кафедры из Киева во Владимир: Р. И. Б. VI. Низведение митр. Романа. Митр. Алексей в Константинополе: Greg., Воскр. Дар патр. Филофея игум. Сергию креста и мантии: Ж. Сергия. Возвращение митр. Алексея из Цареграда на Русь: Ж. Алексея, Сергия, Новгор. 1. Погребение в Нижегородской соборной церкви Спаса супруги князя Константина (1355) Анны Грековны (Гречанки). Недовольство Литовского короля симониею, практиковавшеюся в Константинополе: Greg., Chalc. Соборное определение патр. Каллиста о пределах Киевской и Литовской митрополии: Р. И. Б. VI. Грамота патриарха к Литовскому митр. Роману с известием об отправлении на Русь апокрисиариев для расследования споров, возникших между ним и Киевским митр. Алексеем: Р. И. Б. VI, Act. patr. 183, 185. Основание в Константинополе монастыря одною Варяжскою женщиною: Act. patr. Стакан Цареградский, кованный золотом. Печать с изображением Иоанна с Греческою и Русскою надписью. Дело о передаче монастыря Кацари Русику. Грамота патр. Филофея о присоединении Литовской митрополии к Киевской: Р. И. Б. VI. Подтверждение прав монастыря св. Петра в Кафе. Дело о передаче Русику обители Корнилиевой. Грамота патр. Филофея к вел. кн. Димитрию Ивановичу, похвальная, за добрые отношения к церкви: Р. И. Б. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Дополнительные сведения о деятельности митр. Кирилла II см.: [Поппэ]. Митрополиты Киевские. С. 204–206. 23. Однако не представляется убедительным мнение А. В. Поппэ о смерти святителя 27 ноября, основанное на интерпретации надписи на стене Софийского собора в Киеве (см.: Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. Вып. 1. С. 95. 50). Надпись содержит лишь число и месяц (но не год) события. Более вероятно, что это свидетельство относится к митр. Кириллу I († 1233) (см.: Янин В. Л. Эпиграфические заметки//Вопросы языкознания. 1992. 2. С. 23–24). Следуя в изложении событий за житием свт. Петра, высокопреосвященный автор обходит вниманием вопрос о светских инициаторах выдвижения Геронтия в митрополиты. Основным из них мог быть великий князь владимирский, т. е. в рассматриваемое время — св. блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Сведения о Геронтии содержатся лишь во враждебном по отношению к нему источнике, поэтому невозможно ответить, был ли согласован вопрос о преемнике с митр. Максимом (подобно тому как позднее это было с митр. Феогностом и его преемником — свт. Алексием). В вопросе о времени создания Галицкой митрополии (с подчинением ей епископий, расположенных во владениях галицко-волынских князей) источники противоречат друг другу. Если житие свт. Петра в редакции митр. Киприана (кон. XIV в.) связывает новую попытку учреждения Галицкой митрополии с реакцией кн. Юрия (Георгия) Львовича на выдвижение кандидатуры Геронтия, то документальные источники (хотя и очень скудные) свидетельствуют о создании Галицкой митрополии в 1303–1304 гг. («Список митрополичьих кафедр Константинопольской патриархии») и сообщают имя предшественника митр. Петра — Нифонт (Послание польского короля Казимира Константинопольскому патриарху, 1371 г. — РИБ. СПб., 1908. Т. 6. 2-е изд. Прил. 24). Об этом кратковременном существовании Галицкой митрополии см.: Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в.//Русское обозрение. 1894. Т. 27. Май; Грушевський М. Icmopiя Ykpaihu–Pycu. Льbib, 1905. Т. 3. Вид. 2. [репринт: Ки¿в, 1993]. С. 269–271; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси. М., 1972. С. 58–59. Грамота Казимира была известна митр. Макарию (см. комм. а также прим. 68 к 4 т. «Истории Русской Церкви» митр. Макария. С. 366 наст. изд.), но он считал ее свидетельство недостоверным (ср. прил. 2 к 4 т. «Истории». С. 413–414 наст. изд.).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Высокопреосв. Парфений. 1882. С. 85, 87). Соч.:Слово в 3-ю неделю Вел. поста//Владимирские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 5. С. 222-229; Речь при гробе прп. отца нашего Евфимия, произнесенная по случаю переложения св. мощей его в новоустроенную раку, 26 июня 1823 г.//Там же. 1877. 200. С. 1047-1051; Неизданные проповеди//Высокопреосв. Парфений, бывш. архиеп. Владимирский, впосл. Воронежский. Владимир, 1882. С. 89-408; Духовное завещание: Его биография и не изд. доселе проповеди//Там же. С. 83-84. Переписка:Письмо к господину президенту Р. Б. О., 10 нояб. 1821 г.//9-й отчет Комитета Российского Библейского об-ва за 1821 г. СПб., 1822. Приб. к отчету. С. 4-6; Письма разных лиц к преосв. Парфению Черткову//ПО. 1872. Ч. 2. Июль-окт. С. 1-66: писем архиеп. Симеона [Крылова-Платонова], 45 писем митр. Московского Филарета [Дроздова], 3 письма митр. Евгения [Болховитинова], 12 писем митр. Серафима [Глаголевского], 1 письмо преосв. Владимира Тобольского [Алявдина], 5 писем гр. А. А. Орловой-Чесменской]; Письма к разным лицам: Неск. писем к Серафиму Глаголевскому, митр. Новгородскому и С.-Петербургскому//Владимирские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. 7. С. 155-161; далее: Письма к митр. Серафиму//Там же. 8. С. 199-213; 10. С. 285-289; 12. С. 373-377; 13. С. 416-423; 14. С. 450-454; 17. С. 474-477; 21. С. 618-624; 22. С. 638-648; 1879. 1. С. 14-18; 2. С. 47-53; 4. С. 102-108; 5. С. 139-144; Письмо свящ. Алексею Смиренскому//Там же. 1880. 23. С. 717-718; Письмо к свящ. о. Михаилу [Ильичу] Овчининскому//Там же. 1881. 8. С. 223-224; Письмо [от 8 янв. 1851 г.] прот. о. Иоанну Рождественскому//Там же. 1881. 21. С. 641-645; Три письма дек. 1835 - 22 июля 1836] Московского митр. Филарета к Парфению, архиеп. Владимирскому//ДЧ. 1883. Ч. 3. Дек. С. 500-504; Письма к Филарету (Амфитеатрову), митр. Киевскому//Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 479-484; 17. С. 544-550; 18. С. 581-591; 19. С. 624-625; 21. С. 680-682; Письмо янв. 1826 г.] Московского митр. Филарета к Парфению, еп. Владимирскому и Суздальскому. Сообщ. архим. Григорий//ДЧ. 1891. Ч. 2. Июль. С. 430-431.

http://pravenc.ru/text/2579093.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1992 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Филарет (Денисенко), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Второй Собор Архиерейский Собор был вновь созван во внеочередном порядке 11 июня. Причиной созыва явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине . Главной задачей было рассмотрение дела по обвинению митрополита Киевского Филарета (Денисенко) в антицерковной деятельности. На Собор по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, причём двое из них - митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и епископ Почаевский Иаков (Панчук) - отказываясь участвовать заявили, что не подчиняются Собору. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия II , но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Эти решения Архиерейский Собор постановил довести до сведения предстоятелей всех поместных Православных Церквей . Разъясняя свой судебный приговор, Архиерейский Собор в особом послании пастырям и верующим чадам Украинской Церкви свидетельствовал, что Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви , выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов . Относительно предоставления Украинской Церкви полной канонической самостоятельности Собор заявил, что этот вопрос должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласование его решений с волей всех братских поместных Церквей.

http://drevo-info.ru/articles/23698.html

В апр. 1917 г. в трапезной палате Киево-Печерской лавры начали проходить собрания с участием как белого духовенства, так и монашествующих, на одном из к-рых было провозглашено создание Исполнительного комитета духовенства и мирян Киевской епархии. Комитет учредил должность комиссара по духовным делам, к-рым стал прот. Феодор Поспеловский. Киевский исполком духовенства и мирян стал выразителем идей независимости Украинской Церкви. Митр. Владимир отрицательно отнесся к самочинно провозглашенному комитету, но после вмешательства обер-прокурора Львова он благословил созыв в сер. апр. 1917 г. по инициативе Киевского исполкома духовенства и мирян епархиального съезда духовенства и мирян. Участники постановили назвать собрание «1-м украинским епархиальным съездом Киевщины». Большинство делегатов съезда настаивали на автономии Украины и Украинской Церкви, викарные епископы К. е. выступали на съезде за сохранение связи с Русской Церковью. Мн. делегаты предлагали провозгласить автономию или автокефалию Киевской митрополии, в юрисдикцию к-рой рекомендовалось включить все епархии с укр. населением. Съезд принял постановление о Киевском епархиальном совете при 1-м викарии К. е. из 43 чел. (21 мирянин, 9 священников, 9 диаконов и псаломщиков, 2 представителя от духовных учебных заведений, 1 монашествующий и 1 законоучитель), впосл. число членов совета уменьшилось до 37. Согласно принятому положению, Киевскому епархиальному совету принадлежали значительные права в управлении епархией. В совете была создана церковно-адм. комиссия, к-рая стала аналогом консистории, хотя последняя, с урезанными полномочиями, также продолжала существовать. Руководство съездом захватил Киевский исполком духовенства и мирян, который начал совершать назначения на приходы. Митр. Владимир отказался признать решения съезда. Вернувшись 23 апр. 1917 г. в Киев из Петрограда (14 апр. митр. Владимир был отстранен от работы в Синоде), митрополит принял делегацию епархиального съезда во главе с проф. В. В. Зеньковским , которая потребовала ввести в епархии выборность благочинных. Митрополит отказался и долгое время продолжал игнорировать решения съезда. 28 апр. митр. Владимир провел совещание со старым составом Киевской консистории, в связи с чем комиссар духовных дел Киевского епархиального совета прот. Феодор Поспеловский выразил митрополиту протест (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 953. Д. 46. Л. 3). После поездки руководителей Киевского епархиального совета (прот. Поспеловского, проф. КДА П. П. Кудрявцева, преподавателя КДС М. П. Максакова) к обер-прокурору Львову Синод издал указ, по которому епархиальный совет допускался к управлению К. е., Киевская консистория была расформирована, епархиальный совет должен был избрать новый состав консистории. 30 июня 1917 г. Киевский епархиальный совет принял решение о создании комиссии во главе с Уманским еп. Димитрием (Вербицким) для подготовки и созыва Всеукраинского церковного Собора, на что митр. Владимир впосл. дал согласие.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Решением Синода УПЦ от 23 дек. 2010 г. в состав П.-Х. в. были введены Переяслав-Хмельницкий, Бориспольский, Обуховский и Васильковский районы Киевской обл.; викариатством управлял не архиеп. Александр (Драбинко), а викарий Киевской епархии Васильковский еп. Пантелеимон (Поворознюк) , 25 сент. 2013 г. из Киевской епархии была выделена Бориспольская и Броварская епархия, в состав к-рой вошли г. Переяслав-Хмельницкий и район, однако г. Переяслав-Хмельницкий был сохранен в титуле викария Киевской митрополии. 23 нояб. 2013 г. митр. Владимир возвел Переяслав-Хмельницкого и Вишнёвского архиеп. Александра в сан митрополита. 15 дек. 2018 г. митр. Александр принял участие в «Объединительном соборе», объявившем о создании Православной церкви Украины (ПЦУ), присоединился к новосозданной церковной структуре. Решением Синода УПЦ от 17 дек. 2018 г. митр. Александр был освобожден от должности викария Киевской митрополии и запрещен в священнослужении. Тем же постановлением Синода епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, был избран архим. Дионисий (Пилипчук), его епископскую хиротонию 19 дек. того же года возглавил Блаженнейший митр. Киевский Онуфрий (Березовский). Епископы. Переяславский, викарий Полтавской епархии Петр (Киреев; осень 1922 - 12 февр. 1923). Переяслав-Хмельницкие, викарии Киевской епархии: Нестор (Тугай; 11 нояб. 1954 - 16 марта 1961), Боголеп ( Анцух; 5 февр.- 25 мая 1965), Феодосий (Дикун; 4 июня - 7 окт. 1967), Владимир (Сабодан; 28 нояб. 1968 - 20 марта 1969), Савва (Бабинец; 30 марта 1969 - 2 февр. 1972), Варлаам (Ильющенко; 22 окт. 1972 - 18 марта 1977), Антоний (Москаленко ; 13 окт. 1985 - 30 дек. 1986), Палладий (Шиман; 8 февр. 1987 - 30 нояб. 1988), Ионафан (Елецких; 23 апр. 1989 - 23 апр. 1991), Сергий (Генсицкий; 23 янв.- июнь 1992), Антоний (Фиалко; 27 июля 1992 - 22 июня 1993), Иоанн (Сиопко; 13 дек. 1996 - 26 июля 2000), Митрофан (Юрчук; 30 июля 2000 - 31 мая 2007; с 9 июля 2003 в сане архиепископа), Александр (Драбинко; 19 дек. 2007 - 17 дек. 2018; с 19 дек. 2010 в сане архиепископа, с 14 июня 2011 с титулом «архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишнёвский», с 23 нояб. 2013 в сане митрополита), Дионисий (Пилипчук; с 19 дек. 2018).

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Правительство Центральной рады не финансировало проведение Собора, что впосл. помогло избежать давления с его стороны. По распоряжению митр. Владимира деньги были выделены Церковью: 20 тыс. р.- из кассы свечного завода, 5 тыс. р.- из средств Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила мон-ря , 1 тыс. р.- из кассы киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Когда ВПЦР обратилась к киевским мон-рям с соответствующей просьбой, еп. Никодим (Кротков) потребовал передавать выделяемые средства Предсоборной раде, к-рая использовала их для финансирования начального этапа Собора. Митр. Владимир оплатил проезд делегатов из Киева домой после вынужденного прекращения заседаний 1-й сессии ВПЦС 21 янв. 1918 г. Ввиду поспешности, с к-рой был организован Всеукраинский Собор, его программа не была разработана, вопросы формулировались в ходе заседаний. 1-я сессия Собора открылась 7 янв. 1918 г. (однако уже 31 дек. вышел в свет 1-й номер издания «Bicmi з Украïнського Православного Церковного Собору») при наличии 279 участников. Выборы в Полтаве и Херсоне провести не удалось, в Киев не приехали нек-рые делегаты из вост. областей Украины, где шли военные действия. Несмотря на отсутствие кворума, собравшиеся решили начать работу. 7 янв. в Софии Святой соборе в Киеве был отслужен торжественный молебен. Богослужение возглавил митр. Владимир, к-рый затем обратился с приветственным словом к участникам Собора. Митр. Платон на правах личного представителя Патриарха Тихона от его имени объявил Собор открытым. В 1-й день работы Собора иерархи провели суд над архиеп. Алексием (Дородницыным), к-рого Патриарх неоднократно вызывал в Москву и к-рый по совету членов ВПЦР игнорировал эти приглашения; за непослушание священноначалию и нарушение канонов Церкви архиеп. Алексий был извержен из сана. 8-11 янв. состоялись выборы президиума и комиссий Собора. Митр. Владимир был избран почетным председателем; при выборах председателя наибольшее число голосов (109) в 1-м туре набрал митр. Антоний (Храповицкий), во 2-м туре председателем избрали Балтского еп. Пимена (Пегова) , вик. Подольской епархии. Товарищем председателя стал еп. Димитрий (Вербицкий). В президиум Собора вошли: еп. Черниговский Пахомий (Кедров), священники А. Марычев и Е. Капралов, диак. А. Дурдуковский, псаломщик С. Баваровский, миряне проф. Ф. И. Мищенко , И. Черниенко, П. Янченко и Ястребцов. В Соборную раду были избраны: Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), свящ. Иаков Ботвиновский, проф. В. В. Зеньковский , М. Погребной и М. Заболотный. Т. о., позиции сторонников автокефалии в руководящих органах Собора оказались прочными.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Тот факт, что новый митр. св. Петр (1308-1326) - уроженец Волыни - оставил своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (в конце жизни поселился в Москве), говорит об объективном и необратимом характере происшедших перемен. Москва стала местопребыванием преемника свт. Петра - грека митр. Феогноста, неоднократно посещавшего юго-западнорусские части Киевской митрополии. Перед кончиной свт. Феогност добился от К-поля согласия после своей смерти поставить на митрополию свт. Алексия, что и совершилось в июне 1354 г. Перед своим отъездом из К-поля свт. Алексий получил от патриарха Филофея утверждение перемещения кафедры Киевского митрополита из Киева в Сев. Русь (Владимир-на-Клязьме). Патриарх закрепил за Киевским митрополитом управление Владимирской епархией, Киев должен был числиться «собственным престолом и первым седалищем архиерейским, а после него и вместе с ним святейшая епископия Владимирская была бы вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения» митрополитов (ПДРКП. Прил. Стб. 67-70). После перемещения церковного центра на северо-восток Киевские митрополиты приезжали на южные земли митрополии. По свидетельству древнейшего Жития митр. Петра, этот святитель посетил «Волынскую землю и Киевскую...» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 415). Митр. Феогност, путешествуя по Юго-Зап. Руси в 1329-1331 гг., неск. месяцев провел в Киеве; святитель вновь побывал в волынских епархиях в 1347 г. Митр. Алексий приехал в Киев в янв. 1359 г. и ок. 1360 г. был арестован по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда . Митрополиту удалось бежать, и он вернулся в Москву. После этого последовал разрыв отношений между главой Рус. Церкви и литов. правителем, к-рый сопровождался расстройством церковной жизни и управления в правосл. литов. епархиях. Впосл. Ольгерд неоднократно жаловался в К-поль на то, что митр. Алексий не посещает ни Киев, ни епархии в Великом княжестве Литовском. Положение улучшилось после поставления в 1375 г. митр. св. Киприана , жившего в Киеве в 1376-1390 гг. (с перерывами). В 1396 г. и 1404-1405 гг. он приезжал в Киев уже в качестве общерусского митрополита. Очевидно, свт. Киприан во 2-й пол. 70-х гг. сумел установить связи и с духовенством восстановленной в 1371 г. Галицкой митрополии. Поставленный на Киевскую кафедру в 1409 г., свт. Фотий провел в Киеве осень и зиму 1409/10 г., в марте 1410 г. уехал в Москву, митрополит вновь посетил литовские епархии в 1411-1412, 1420 гг. Фотий неоднократно обращался с наставлениями к братии Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010